серия Durarara – интересная сама по себе концепция сериала, где главный герой – все персонажи. Вышедший ранее Baccano от тех же авторов так же имел ее, но был сделал более топорно во многих аспектах. Тут огрехи сгладили, получив отличный сериал, с постепенным раскрытием всех действующих лиц с разных сторон и ракурсов. Довольно долго раскочегаривающийся (по современным меркам эпохи двенадцатисерийников), но в итоге уделяющий внимание и романтическим линиям, и экшену, и детективу, и многоходовочкам серия.
Katanagatari (Истории Мечей) – наверно лучшее, что графоман Нисио Исин породил на сегодняшний день. Визуальный видеоряд просто восхитителен: чардизы, задники, оформление экшн сцен. Музыкальный ряд так же выше всяких похвал. Любимые Исином лингвистические бонусы в виде имен и построения диалогов, исторические «пасхалки», ненавязчивое подтралливание над зрителем и штампами жанра.
серия Моногатари (Bakemonogatari и т.д)– от все того же Исина с любимыми его элементами. Тут больше акцента на диалогах и повествовании за вычетом отдельных фильмов довольно неспешное. Какие то части вышли сюжетно интересней, какие то визуально (kizuna-фильмы просто визуальный оргазм). Шафт с их стилистикой вписались на все 100% и в целом, хотя это далеко не самая любимая аноном серия, она сделана очень хорошо
Sarai-ya Goyou (Дом Пяти Листьев) – произведение искусства в плане стилистики, помимо этого обладающее добротным детективным сюжетом с выяснением историй всех центральных действующих лиц и их связей. Ничего лишнего.
Panty & Stocking – отличный образец аниме с не типичной для аниме рисовкой, а так же безудержная хайп-машина своего года. Тем не менее графическая работа, режиссура и эксперименты как с анимацией, так и с содержанием отдельных серий достойны уважения и впоследствии послужили режиссеру и команде в последующих проектах, уже после основания своей студии (для реализации как раз таких, специфических проектов).
Kuragehime (Принцесса медуза) – один из лучших дзесеев десятилетия. Примечателен легким юмором, отсутствием перегибов как в романтическую, так и в драматическую сторону и открытой, но гармоничной концовкой. Герои потихоньку меняются к лучшему, второстепенные персонажи не декораций ради. На “принцессе” платье не сошлось, а на ”принце” очень даже (с)
Nichijou – эталон школьной комедии в вакууме. Наверно единственный тайтл КеАни пост-кейон периода, когда они отошли от концепции «нам нужно больше моэ, графина и еще моэ» и ушли в отрыв. Вакханалия странных шуток, диалогов, персонажей (помимо центральной троицы), не типичные КеАни-чардизы и изрядное количество экшн-сцен (для слайса то!) с добротной анимацией
Shouwa Monogatari – тут нет ни впечатляющей графики, ни лихо закрученного сюжета. Это просто история из жизни среднестатистической семьи и, конечно, это не то аниме, которое можно советовать как универсальное. Оно ценное именно возможностью посмотреть как там жили, 70 лет назад, и дети, и старшее поколение. Анон не может вспомнить ни одного (если кто-то знает, пожалуйста рекните анону, он будет благодарен) сериала, который сосредотачивался бы на жизни именно целого семейства в мирное время, без фокуса на личной драме одного-двух главных героев , поэтому для него сериал оказался ценным опытом
Mawaru Penguindrum (Пингвиний Барабан) – сюжет закручен так, что без ста грамм и томика Миядзавы Кэндзи не разберешься. Особенно без последнего. Режиссер всегда был большим фанатом писателя и вставлял отсылки при любом удобном случае, но в этом сериале на них буквально построен весь сюжет. Это, конечно, не значит, что сериал не может понравиться не знакомому с творчеством Миядзавы зрителю, просто вопросов к происходящему будет значительно меньше. Тут очень ОЧЕНЬ много акцентов на деталях, начиная от выбора цветовой схемы главгероев и закачивая местом действия финальных сцен. Впечатляющая сценарно-режиссерская работа
Kyousougiga (Шутки чокнутой столицы) – веб-эпизод выросший сначала в овки, а затем и в полноценный сериал. Как и у Барабана требует некоторого знания матчасти для получения максимального удовольствия от просмотра, но в этот раз относительно истории японского буддизма (спасибо создателям – они выпускали к тв-сериалу спешл с пояснением откуда ноги растут у основных элементов сериала). Антагониста как такового тут нет, герои уничтожают мир, создают заново и решают проблемы бессмертия. Разбираться в хитросплетениях их взаимоотношений, тем не менее, безумно интересно. Визуальный ряд отдельных сцен просто великолепен в плане постановки
Fate/Zero - не думаю, что тут найдутся желающие посраться за Фейт, чай не двач, но все-таки уточню, что сериал рассматриваю в данном случае как самостоятельное произведение, отдельно от франшизы. Благо сериал сюжетно сделан так, что и не знакомому с вселенной зрителю вполне подойдет. Чем, собственно, хорош? А всем. Серьезно. Может не лучшая в отдельных категориях, но очень качественная работа. Рисовка Уфотейбл на столько на высоте, что радует глаз даже десять лет спустя, персонажи проработаны, мотивации прописаны, практически вся вторая половина сериала сплошной экшен (хотя кого-то может отпугнуть, что всю первую серию, а она почти час, вам будут разжевывать местную волшебную матчасть). Чистое имхо, но «Банкет Королей» одна из лучших сцен в аниме этого десятилетия
Sakamichi no Apollon (Дети на Холме) – и снова о жизни послевоенной Японии, но в этот раз с акцентом на переживаниях группы подростков. Хотя отношениям здесь уделена большая часть времени, сериал все-таки о музыке, именно она будет основной влияющей на героев силой и стоит сказать, что музыка тут превосходна. Как классические джазовые композиции того периода, так и написанные Йоко Канно саундтрек – придраться в этом плане просто не к чему. Можно было бы сказать о графической части, ибо она хороша, но анон лучше отметит концовку. Именно то, как подобные вещи и должны кончаться: дети вырастают, музыка вечна
Chouyaku Hyakuninisshu: Uta Koi (Сто стихотворений ста поэтов) – за основу взят сборник стихов-вака периода Хэйан и на протяжении сериала неторопливо и эстетически выверено зрителю расскажут, как писались некоторые из этих стихов и какие взаимоотношения и истории за ними стояли. Сериал на любителя, но, как и в случае с Сева-моногатари, анон не может вспомнить полных аналогов (т.е не просто экранизации средневекового произведения, а именно в контексте «а что же за всеми этими словами стояло»)
серия JoJo (JoJo no Kimyou na Bouken) – в отрыве от меметичности серии как таковой, трудно отрицать ее культовость в манга и аниме индустрии. Экранизация получилась достойной, хотя, неподготовленного морально зрителя местная атмосфера вполне может привести в замешательство. Как творящейся наркоманией, так и сменой места действия, абилок, а иногда и жанра. За 5 экранизированных частей вам покажут и вампирский экшен, и роад-муви, и даже мафиозную драму (да и не экранизированным пока частям есть чем удивить). На любой вкус и цвет, что называется
Space Dandy – космический роад-муви, ставший полем экспериментов для режиссера. И даже не одного. Для работы над многими эпизодами приглашали разных сценаристов и режиссеров, так что посмотреть тут есть на что. От полного артхауса до школьного мюзикла, от спокона до рок-концерта.
Mushishi – не совсем честно попал в список, так как первый сезон выходил аж в 2005, но в это десятилетие были мувик и второй сезон, так что упомянуть стоит. Если вам нужно аниме для релаксации после трудового дня – вот оно. Сериал не пытается развлекать зрителя, он просто рассказывает истории, акцентируя внимание на окружающем мире, а не на людях в них. Даже главный герой здесь больше рассказчик, чем действующее лицо.
Ping Pong the Animation – артхаус от мира споконов. Как ни парадоксально, отлично справляется и со спортивной частью, и с раскрытием персонажей. И все это с великолепной анимацией в любимой режиссером стилистике «тяжелые наркотики из 10»
споконы от Production I.G (Haikyuu!!, Ballroom e Youkoso, Kaze ga Tsuyoku Fuiteiru) – эти ребята нашли универсальную формулу хорошего спокона, который понравится даже тем, кто споконами не увлекается. Будь то более легкий и комедийный Волейбол, эстетичный Бальный зал или Бегущие с ветром, заставившие анона под конец активно хвататься за сердечко. Не затянутые матчи/соревнования, прекрасная анимация, бодрый саундтрек. Во всех трех сериалах много времени уделили характерам персонажей, как главных, так и второстепенных. Анон считает, что если при просмотре вы с одинаковым энтузиазмом болеете за обе стороны – сценаристы не зря получают зарплату. Здесь с этим справляются на все сто
Gekkan Shoujo Nozaki-kun (Ежемесячное седзе Нозаки-куна) – ромком для тех, кто не любит ромкомы. И одна из лучших комедий десятилетия. Тот случай, когда смотреть на пытающихся в романтику школьников не вызывает чувство испанского стыда, скуку или желание проспойлерить через сколько же сезонов они за ручку подержатся. Легкий юмор, обаятельные персонажи и никаких сожалений о потраченном времени
серия Shokugeki no Souma (В поисках божественного рецепта) – первое лучшее кулинарное шоу десятилетия и одно из лучших эччи. Если для вас эччи это падение героем в панцу младшей сестры – вы ничего не понимаете в хорошем эччи. Тут к вопросу раздевания подошли со вкусом (во всех смыслах) и изобретательностью. Не щадят никого: женщины, мужчины, дети и старики. Накормят и разденут всех. Крайне не рекомендуется смотреть на голодный желудок: голые школьники это эротика, а вот еда тут уже самое настоящее жесткое порно
Shouwa Genroku Rakugo Shinjuu – театр – это дерьмо не для слабаков. А если без шуток, то лучшая драма уходящего десятилетия, истрепавшая анону все нервы и превратившая в геронтофила. Персонажи, сюжет, визуал - все сделано на высшем уровне. Вы просто слушаете проходящую через года историю от потрясающего рассказчика, в какой то момент понимаете, что вас поимели, но вы, не особенно то и против
Concrete Revolutio: Choujin Gensou (Бетонная революция) – далеко не лучший сериал даже своего года, но, тем не менее, заслуживающий внимания. Если вам когда-нибудь было интересно, можно ли смешать все возможные фантастические жанры и получить на выходе что-то интересное – это оно. Меха, девочки-волшебницы, йокаи, путешествия во времени, инопланетяне и эсперы – любой каприз за ваши деньги. В местном таймлайне черт ногу сломит, но если трудности вас не пугают, результат себя оправдает
ClassicaLoid – еще одно аниме, не побоявшееся экспериментов и получившее меньше внимания, чем того заслуживает. Сочетание классической музыки с современной само по себе интересная тема, а здесь еще и дополненная красивыми эффектами. Анон не может назвать визуальный ряд впечатляющим, но видно, что над дизайнами проделали много работы, стараясь сделать оформление каждого “музыкального хеншина” уникальным и запоминающимся
Houseki no Kuni (Страна самоцветов) и Beastars – Студия Orange буквально ворвалась в аниме индустрию, перевернув представление о возможностях сиджиай-графики. Наверно впервые анон может сказать, что тридэ-сериал выглядит не просто хорошо, а одним из лучших даже среди классической анимации. Но если бы сериалы были просто красивыми, я бы о них не говорил. Сюжет в обоих случаях тоже на высоте. Оба сериала берут тему морали и мировозрения не-людей: в Камушках это постапокалиптическая буддистская притча о минеральных существах, в Выдающихся Зверях – собственно социальная драма в мире гуманоидных животных. В обоих случаях имеем проработанный мир, на который интересно смотреть и персонажей, которым хочется сопереживать
Yuri!!! on Ice – опять таки, забудем про хайп во время выхода. С того момента прошло достаточно времени, чтобы можно было сказать, что Юрцы объективно очень и очень хороший спокон, еще и на тему фигурного катания, которому если и перепадает внимание в аниме, то это либо короткий метр, либо какой-то треш. К выходу на бд проседавшую на выступлениях некоторых второстепенных персонажей графику подтянули и смотреть стало совсем приятно. И да, наконец, сенен-ай о нормальных взрослых людях
Megalo Box – выпущенный к юбилею легендарного Джо спокон о боксе оказался действительно захватывающим зрелищем. Персонажи хороши, музыка подобрана отлично (и это при том, что анон не любит такой жанр. Но тут все более чем в тему), над рисовкой тоже старались и это видно. По отношению к графике еще стоит отметить, что это на памяти анона единственный случай, когда картинку делали “хуже” в постобработке намеренно, чтобы добиться эффекта старой анимации и поддержать атмосферу
Golden Kamuy – второе лучшее кулинарное шоу десятилетия (герои за время путешествий жрут буквально все, что не приколочено к полу). И тут тоже много раздеваются, правда, преимущественно взрослые мужики. Стоит отметить работу, проделанную автором оригинала относительно мест пребывания главных действующих лиц. И речь не только о Хоккайдо и культуре айнов, о которой рассказывают очень много, но и, например, консультанте по русскому языку. Помимо образовательного элемента, тайтл может похвастаться доставляющим юмором (временами довольно черным) и самыми запоминающимися антагонистами в этом десятилетии. Такого количества обаятельных мудаков на квадратный метр еще поискать нужно. Следить за ними не менее интересно, чем за героями
Devilman: Crybaby – один из лучших фантастических триллеров десятилетия, великолепная графика, спецэффекты и постановка боевых сцен.
Banana Fish – олдфажный сенен-ай на деле оказавшийся одной из лучших криминальных драм последних лет, да еще и с отлично поставленными экшн-сценами. Если вы ждали шоу о парнях, ломающих друг друга в постели, то вас ждет жестокое разочарование. Если кто и будет сломан в конце, то только вы (с)
Zombieland Saga – аниме про айдолов для тех, кто не любит аниме про айдолов. Создатели отрывались как могли с сюжетом и подбором сейю. Пригласить Митсуиши Котоно на роль, где нужно только хрипеть? Пожалуйста. Заставить Мияно Мамору орать на все деньги? Получите. Десметал? Хип-хоп? Этих людей уже ничто не могло остановить
Carole & Tuesday – отличный сериал, над которым была проделана колоссальная работа. В основном, конечно, в отношении музыкальной составляющей: исполнителей (здесь сейю только озвучивают роли) искали едва ли не по всему миру. Дизайны и графическая часть так же на высоте, персонажи приятные. Невероятных плоттвистов вы вряд ли дождетесь, но как сериал о музыке КиТ один из лучших за последние годы
Vinland Saga – былинный исторический сейнен, экранизированный так, как он того заслуживал (тут были слезки фаната Вагабонда). Поражающий масштаб проработки истории и персонажей, анимация – анон склонен считать Винланд одним из лучших аниме не только этого года, но и десятилетия в целом
Отдельная номинация за достижения в анимации:
Mahou Shoujo Madoka Magica, Shingeki no Kyojin, One-Punch Man, Mob Psycho 100, Kimetsu no Yaiba – анимация в них на столько хороша, что обсасывать лишний раз просто не вижу смысла. К сожалению, из всех пяти анону зашел только Убийца Демонов, но, по сути, экранизированная часть сюжетно представляет собой монстров недели, что такое себе достижение. Да, это очень качественные монстры недели, прописанные лучше, чем у некоторых сериалов главные герои, но тем не менее.
И хотя конкретно анона не зацепили те же Титаны или Моб (хотя мне понравились отдельные элементы и персонажи), не признать, что сериалы эти были одними из знаковых для своих лет и десятилетия в целом, было бы не справедливо.
Отдельная номинация за просранные полимеры:
Hoshiai no Sora – это могла бы быть одна из лучших драм этого года (а может и десятилетия), если бы корпоративные боссы не похерили два года работы авторов, сказав, что 24 серии это слишком. Урезать готовую историю до 12, учитывая проделанный объем работы создатели не захотели, поэтому у нас есть только незаконченное произведение, выглядящее как криво оторванный кусок чего-то действительно стоящего.