Эльв
час назад
Действия
О моем личном знакомстве с бачами Кабула
Многие осведомлены, что я рисовала на тему афганских танцоров, то есть бачей, возможно, многие до сих пор в замешательстве, зачем я их изобразила? Ведь большинству известно какие сведения о них распространены, и что они них говорит большинство. Мне долгое время приходилось молчать по многим причинам, но, видимо, пришло время сказать, как есть. Знаю, что меня и за это продолжат осуждать, и я понимаю почему, однако, я надеюсь, что думающие люди поймут.
Заранее предупрежу, я лично не знаю тех бача-бази, о которых говорят в интернете, на телевидении и в журналах, и мне искренне жаль, если их ситуация действительно такова. С насилием как над детьми, так и взрослыми, необходимо бороться. Рабство — это прямое нарушение прав человека. В Афганистане много социальных проблем, и я не буду это отрицать, и вся эта война и конфликты испортили эту страну.
Только здесь не стоит обобщать и, как говорится, грести под одну гребенку, нужно разбираться в ситуации, конкретно зная обстоятельства и лично зная человека, а не делать выводы лишь согласно тому, что говорят другие. Ведь иначе, пытаясь помочь, можно только навредить.
По моему мнению, в случае с Афганистаном вмешательство других стран зачастую портит жизнь его граждан, а не улучшает. У них другой менталитет, другие нравы, другое воспитание, которое отличается от «современных», в частности «западных» норм. И самое лицемерное это то, что никто толком-то и не помогает нуждающимся, а только обсуждают их ситуацию в негативном ключе, и весь этот бесконечный скандал в интернете и медиа больше похож выпячивание собственного достоинства. В Афганистане, как и везде, есть хорошее и плохое, однако некомпетентная власть, недостаток образования, война, нищета – преувеличивают дурное.
Ближе к теме этой статьи. Опять же, за других не ручаюсь, но именно того единственного афганского танцора, которого я нарисовала на трех своих картинах (и они внизу, раз они уже были опубликованы ранее) — именно его я лично знаю. Он был моим хорошим другом, и я заверяю, что он не имеет ничего общего с тем, что говорят о нем и бачах.
Я общалась с ним на протяжении нескольких лет, и довольно активно, почти каждый день мы поддерживали общение. Он разрешал мне рисовать его, радовался моему творчестве и даже сам просил меня об этом. На своей странице я публиковала уже выложенные в соцсетях видео с его танцами, и он также был не против, все потому что он просто артист.
Может для кого-то это звучит невероятно, а все-таки в век развитых технологий, разумеется, и в Афганистане есть интернет со всеми соцсетями, и конечно же продаются смартфоны и вся техника. Это не должно удивлять, учитывая, что сейчас это государство почти живет «под американским флагом», как сказал мне один банковский работник Кабула, правда от этого у них мало что меняется, страна по-прежнему в руинах и разорена.
Обсуждать личную жизнь этого артиста не хочу и не буду, потому что я желаю ему спокойствия и безопасности, чего в Афганистане так не хватает. Тем не менее я обязана рассказать несколько важных фактов о нем, в надежде, чтобы люди не судили о том, чего не понимают.
Во-первых, этот танцор не ребенок, он на десять лет старше меня (напомню, мне двадцать семь лет). Просто он выглядит моложе своих лет из-за образа, макияжа и манер. Во-вторых, он вовсе не жертва насилия и не находится ни у кого в рабстве, как о нем говорят люди – те, кто даже не знакомы ни с ним, ни с его семьей. Не зная правды делать из человека жертву – унизительно для его достоинства и порочит его честь. Этот танцор взрослый свободный человек, который сам выбрал танцы как профессию, который любит танцы и искусство, а его личная жизнь никого не касается. Однако, к сожалению, в обществе, где главенствует псевдомораль, открытые взгляды и свободолюбие считается проституцией, и это проблема не только таких стран как Афганистан.
Не хочу называть этого танцора «бача-бази» в современном прeдставлении, так как это название уже настолько испорчено, что использовать его по отношению к обычному артисту уже некорректно. Пусть даже стиль его танца — это как раз то, что в прошлом танцевали «бача-бази», пусть даже по традиции его так называют афганцы, но я так не сказала бы, слово уже пресловутое, люди по-прежнему будут истолковывать по-своему, а не принимать как есть «парень-танцор». Предпочитаю использовать только «бача», в языке дари – это мальчик, юноша, молодой человек, парень, также танцор — это «ракс бача».
Его друзья тоже бачи, и заниматься танцами никто их не заставлял — они сами это выбрали, им нравятся танцы; сейчас они далеко не мальчики, а мужчины, которым уже за тридцать лет. Я знакома была примерно с десятью его друзьями. Афганцы по характеру очень общительные и открытые, даже в интернете сразу стремятся познакомиться и познакомить; хотят обо всем поведать, все рассказать. Лучше всего я знала его трех друзей детства: двое из них, Шабир и Фарид, работают портными, и я даже получила от одного из них платье в подарок, которое мне прислали из Кабула (об этом я публиковала ранее).
За годы моего знакомства с моим другом танцором он находился в безопасности, его родные очень берегли его, я бы сказала даже баловали. Некоторые афганцы сплетничали, что его родители заставили его танцевать, однако, когда я осторожно спросила его на счет танцев, то он сам заявил, что занятие танцем было его собственным выбором, а всякого, кто обвинял его родителей – он ставил на место, говорил «мой отец – опора дома, а моя мать ангел». Его родители были из разряда тех, кто предупреждал «тронешь моих детей - пожалеешь» и дети воспитываются в том же духе. Он сам считал, что семья - это святое. Хотя я не дружила с ними, так как они преследовали другие интересы, но обвинять их я не могла, видя как он любил своих родителей, братьев и сестер. Общение с ним или его друзьями у меня получалось лучше из-за общей тяги к искусству: фотографии поэзии, музыки, рисования, кинематографии (они все любят Болливудские фильмы) и танцев (если бы были только образование, свобода и безопасность, то они могли бы раскрыть свой потенциал вместо того, чтобы тратить все силы на заработок).
Сколько помню, он сам никогда не терпел, когда над его душой стояли; всем, кто к нему приставал - он грубил, просто ему надоело. Расстраивался, когда его опекали и учили его жить. К сожалению, общество продолжает указывать, почему он так выглядит? Зачем танцует? Почему не женится? Называет его ненормальным, «женственным», распущенным. Он отвечал, что выглядит так, «потому что Бог так создал», и он танцевал, потому что любит танцы и тем самым помогал своей большой семье, как самый старший сын. Последние годы он больше не танцует ввиду многих жизненных проблем. Хотя некоторые его друзья, в возрасте 35-и лет по-прежнему выступают на праздниках и торжествах с друзьями и группами музыкантов.
Эти факты и меня удивили, потому как это совсем не сходилось с тем, что твердят люди о нем и его друзьях. Здесь, я полагаю, что у каждого человека свой опыт, именно поэтому я не хочу обобщать все и вся. Я знала его, я знала его друзей, а что же до остальных, я о них не берусь говорить. В отличие от других людей, которые устраивают истерику под каждым видео с танцами бачей — тех самых, в которых я узнаю знакомых и друзей, и мне становится горько, как можно браться судить то, что не знаешь точно? По этой причине я прошу людей быть терпимыми, как бы ни казалось что-то непонятным или странным – не осуждайте. Каждый человек — это личность со своими чувствами, желаниями, мечтами, мировоззрением.
И, пожалуй, скажу самое шокирующее, многие его друзья-танцоры – геи и квир-люди, они сами в этом признались, как бы между прочим в сообщениях или в разговорах. Причиной, почему они доверились, было моё старание понять их без предрассудков. Я не хотела быть, как западные журналисты, не лезла к ним с вопросами о личном, уважала их культуру, их народ, их религию, стремилась просто как друг обсуждать только искусство и культуру. Обо всем, касающимся однополых отношений я молчала, остерегалась реакции на это в той стране, где по закону это сурово карается, однако они сами говорили о том, что они «не такие, как все мужчины», и что у них есть «бойфренды», и что они тоже любят, ревнуют, расстаются, встречаются, переживают всё как все другие люди.
Обязана об этом сказать, лишь потому, что это касается человеческого права на жизнь и свободу и права на защиту своих моральных интересов. Почему-то только когда дело касается геев, то это право им не дают, что уж говорить, даже те, кто их защищают, будут подвергаться преследованию! Афганским квир-людям в этом особенно не повезло. Общество этого не понимает, хотят их «исправить» браком и религией, травлей и издевательствами, остальные же молчат, от жалости, либо от отвращения.
Поэтому прошу всех, кто прочитает это, не усугублять своими поверхностными суждениями их и без того трудную жизнь. Этот танцор и его друзья – они обычные артисты. Им гораздо важнее обрести образование, работу, социальную безопасность и защиту, но кто сможет помочь, когда и в других странах с этим плохо? Если не можем помочь, тогда зачем судить и вмешиваться?
В стране постоянно случаются преступления, там действительно опасно, и с этим должны бороться местные власти и полиция, а иностранцы не могут вмешиваться, их суждения об обстановке только запутывают. Теперь и многие афганцы за границей легко и быстро верят всей ошибочной информации и пропаганде, которая гомофобам даже выгодна. Как, например, мне в личных сообщениях один афганец из Индии ужасался, когда узнал о том, что мой друг бача, он сказал: «мальчик точно в рабстве и подвергается насилию – его нужно спасать» … а ведь он даже не был с ним знаком! Уже успел обозвать всю его семью. Я с ними не хотела тесно общаться, но со слов моего друга, он не позволяет никому их оскорблять, а здесь чужие люди сами решили чего хочет другой человек? Меня уже настолько утомляют эти предубеждения, что я не стала объяснять. Увы, некоторые люди упрямствуют в своем неведении. Такие индивиды напоминают борцов за социальную справедливость, так называемые пресловутые интернет «SJW», которые твердо уверены, что защищают угнетённых, но на деле лишь выливают свою агрессию на всё, что не соответствует их идеологии. Интересно, что никто из кричащих о жалости к этим парням-танцорам не изволил помочь им, и даже когда я приватно объяснила реальную ситуацию, их пыл стихал и в ответ было лишь «мне жаль, я ничем не могу помочь».
Есть разница между настоящей заботой – и между закатыванием скандала в попытке кого-то морально унизить, а себя возвысить, пусть это делается как бы из благих целей, но благой результат от этого не получится. Порой мы лишь вмешиваемся в чужую жизнь, пытаясь навязать другим собственные ценности. Публикуя статьи по истории, я неоднократно обращалась к читателям не обобщать, но жаль, что когда дело касается стран Ближнего Востока и Центральной Азии в целом, то столько всяких предрассудков, что порой нет сил их распутывать. Одно дело, когда устоявшийся стереотип превалирует в небольшой группе людей – это всегда было и будет, другое дело, когда всей толпой повально и агрессивно валят в одну кучу и упрямо повторяют одно и то же заблуждение – тогда становится совсем тяжело.
Сенсация мне не нужна, я просто хочу напомнить о базовой этике: не надо спешить с выводами, не надо лезть к другим со своей моралью, не надо указывать как им жить, как вести себя. Пока это в пределах закона и общечеловеческой этики, то оставьте других в покое. Не нравится? Лучше промолчите и уйдите, живите своей жизнью.
Человек, танцуя, никому не вредит, и, если другой человек его рисует, это тоже никому не вредит. Только меня постоянно оскорбляли, клеветали за это, как из России и Западных стран с этой лживой стигмой «это же педофилия», так и сами афганцы с оскорблением «это же содомиты»; в одном случае укоренившиеся предубеждения о целом народе и его культуре, в другом – гомофобия, хотя их суть одна: ксенофобия. Подумать только, «поддержка педофилии и рабства»? Чтобы предъявлять настолько серьезные обвинения другая сторона должна иметь веские доказательства и быть готовой отвечать за свои слова, а иначе это всего лишь клевета, ложь, которая лишь вредит тем, кого, как они думают, что защищают.
Когда я познакомилась с этим танцором и его друзьями, им мое видение в искусстве показалось даже суровым и мрачным; они просили рисовать для них нежнее, романтичнее, цветастее, прямо волшебнее. Меня удивил их позитив и легкое отношение к жизни. Только это не отрицает все трудности жизни, которые они там терпят, каждый месяц где-нибудь теракт, убийство, похищение, воровство, коррупция, грабежи, аварии; и из-за нестабильности безработица, и на их фоне в обществе депрессия, алкоголизм, наркомания и т. д. Везде есть эти явления, но в Афганистане они весьма преувеличены и самими гражданами болезненно воспринимаются.
В конце концов, к сожалению, я вынуждена была перестать общаться с моим другом. Я прекратила ради нашего же блага. Почему? Потому что ненависть людей, их зависть и осуждение оказывают очень негативное влияние на меня. С одной стороны, на меня давят за то, что я рисую бачей и обсуждаю такую «ужасную тему» не в том ключе как «нужно», а с другой афганцы издеваются над тем, что иностранная девушка общается с геями и женственными мужчинами, а человеческое общение и отношение истолковывают как какое-то мерзкое извращение. Каждый второй говорил мне об этом в лицо, и каждый раз приходилось объясняться, оправдываться, защищаться, терпеть это давление. Эти парни – мои друзья, что я могла о них сказать, чтобы оправдать их, но в то же время, чтобы не подвергать их риску? Это как тупик, когда ни тут ни там невозможно ничего сказать, ничего сделать.
Я всего лишь художник и исследователь: изучаю то, что люблю и делюсь этим интересующимися читателями. Мне необходима спокойная творческая среда. Разумеется, я продолжу любить историю, культуру и наследие этой страны, но без стресса для себя и без беспокойств для тех, кому в своей стране с её законами и так не безопасно. Пока в государстве беспредел, а за его пределами жестокая пропаганда и полное непонимание, то приходится держаться подальше.
Так и всем прочитавшим это не советую «нести правду» в толпу. Как сказал великий британский писатель Джордж Оруэлл «Чем дальше общество отдаляется от правды, тем больше оно ненавидит тех, кто её говорит». Общественное мнение по большей части негативно и неправдиво, именно поэтому не спешите верить всему, что где-то говорится, попытайтесь дойти до правды самим. Ищите, и найдете.
Здесь закончу эту статью. Комментарии оставлю включенными, если хотите спросить – пожалуйста, постараюсь ответить сообразно. Только если вопросы слишком личные, то ответить я не смогу. Помните, совесть и доброе отношение к другим – самое главное в нас. Благодарю за внимание.
Эльв





