Десять принципов
Есть десять вещей, которых Багоас нелюбил или презирал. В его списке первыми три были: предательство, ложь приносящая вред и бесчестное убийство. Далее, он ненавидел алкоголь, он не выносил его запаха, он не выносил пьющих людей. Змеиный инстинкт вызывал в нем агрессию при запахе алкоголя. Зато он очень любил молоко и мог только им и питаться. Он ненавидел беспричинную жестокость, как по отношению к людям, так и к животным. Каждый раз при виде людей поедающих мясо, его сердце болезненно сжималось. Несмотря на то, что он был полузмеиный бог, нага, он не был хищником по отношению к меньшим собратьям. Ему легче было съесть человеческую плоть, чем звериную, ибо человек в своей подлости и жестокости превосходил животных. Он не любил когда дела шли не по его плану, он нетерпел любовную измену и сторонился дурных женщин. Еще в детстве, он наблюдал отвратительные черты женского коварства и глупости, их порочную похоть и полнейшее игнорирование моральных ценностей. Он видел как в гареме Дария, дурные женщины готовы были идти на любую подлость ради меркантильных целей, подставляя друг друга и из-за похоти или богатств, шли на самые гнусные вещи. Имея господина или мужа, эти женщины не гнушались заводить любовников на стороне, даже под страхом смерти. По персидским законам, мужчина не должен подходить к женам и наложницам царя ближе, чем на семь шагов, любой придворный увидевший обнаженную наложницу или же без разрешения проникнувший в гарем, нес суровое наказание, а иногда, такому преступнику отрезали уши и нос. И, несмотря на строгие законы, разврат цвел в подобных гаремах, и виною были именно эти развращенные женщины. «Олицетворенный грех, символ морального упадка и иллюзии» - так говорили о падших женщинах ученые мудрецы, и Багоас не мог не согласиться с ними. Он нетерпел и тех, кто был привязан к подобным женщинам, потому что такие люди уподоблялись им в малодушии и неразумности, они шли на поводу у плохих женщин, теряя собственную волю. Такие люди обречены на гибель. Многие продажные чиновники, творящие бесчестные дела оказались на деле подкаблучниками своих жен и любовниц. Вот где таился корень зла! Разве может такой подкаблучник противиться своей дурной жене, если она будет требовать новые дорогие наряды, золотые украшения, меха, дворцы с фонтаном и садом с розами? И понятное дело, чтобы нажить такие богатства, человеку приходится идти на все, даже на обман и взяточничество. Багоас всеми силами избегал любого контакта с подобными женщинами, развращенные богатством и развратм, и не желал даже сидеть за одним столом с ними, и с теми мужчинами, которые испытывали вожделение к женщинам. Хотя ему, как евнуху, было не запрещено общаться с женщинами, все же он остерегался их. Он знал, что очень часто женские улыбка и мягкость на самом деле притворны, и за словами дружбы прячется расчетливая натура. Он часто слышал от знакомых мужчин, как они жаловались на женскую изменчивость, непостоянство и предательство. Женская дружба и любовь иллюзорны, разве пойдет на смерть такая испорченая женщина ради своего возлюбленного? Разве отдаст она свою жизнь ради него? Нет. Очень часто бывает так, что именно мужчины, друзья или возлюбленные готовы были идти в бой, защитить, отдать жизнь за друга. Сколько примеров истиной мужской любви и дружбы, верности и преданности в истории. И сколь мало примеров настоящей женской дружбы и самоотвержанности... Но Багоас был честен и справедлив, он знал примеры и женского благочестия, коего было так мало в мире. Своими благодеяниями и целомудрием, мудростью и чистотой эти особые женщины поистине завоевали уважение окружающих и были достойны восхищения. Они жили как отшельники, вдали от всех, они носили простые одежды из грубой ткани, сплетали длинные волосы в косы. Их внешность выдавала в них людей, посвятивших себя поискам божественного знания, людей, предавших свои тела аскезам и лишениям. Их внешность и голоса огрубели, но взгляд и деяния источали истинную мягкость, красоту и материнскую доброту. Они были прекрасней, чем все эти богатые и развращенные гетеры. Увы, они были столь редкими примерами женского благочестия, что не многие даже видели и знали о них. Багоас также встречал женщин-воинов среди скифов, видом походивших на юношей. Их черты лица и взгляд суровы, они целомудренны, поэтому обходят чужих мужчин стороной. Одежды и манеры их полностью мужские. Они чтят своих отцов и братьев, а если выходят замуж, то перестают быть воинами, одевают женскую одежду и становятся хранительницами домашнего очага. Другие же из них, предпочитали оставаться старыми девами, или же любили себе подобных (женщин), образуя любовные пары. Простые, чуть грубоватые, но добродушные и благородные, эти девушки не вызывали негативных чувств в Багоасе. Он мог остановиться у водопоя или колодца рядом с ними, чтобы напоить своего коня, и завести непринужденный разговор. Узнав, что Багоас евнух, эти мужественные девы непременно удивлялись, и начинали вспоминать своих местных скифских евнухов, которые были отличными всадниками и воинами.
- О, у нас в селе живет несколько шаманов-евнухов, но их красота и манеры ни в какое сравнение ни идут с вашими! - говорили они, смеясь. Красные от ветра щеки и прищуренные глаза делали их лица забавными. Багоас таинственно улыбался им в ответ. Ему удавалось встречать скифских евнухов-шаманов; лишенные всяких тонких манер, грубоватые, простые, похожие на степных женщин, с косами, в простой, но красочной одежде, увешанные бусами и талисманами, они сильно отличались от дворцовых и утонченных евнухов Персии. Но Багоасу нравилось наблюдать за ними, спрашивать их о чем-нибудь, шаманы добродушно отвечали, одновременно приглашая в гости. Багоас пару раз приходил в их прокопченные дымом шатры, пил напитки из чая и молока. У многих из них были "мужья", ибо эти евнухи-шаманы жили как женщины, выполняли женскую работу и выходили замуж за понравившегося мужчину. Иной раз, в шатрах шаманов сидели другие гости, случайные путники, или соседи, добрая старушка с корзинами фруктов, или озорные мальчики, прибежавшие для забавы, суровые мужи пришедшие за мудрым советом, или женщины с детьми, с просьбой защитить малыша от злого глаза. Багоас с умилением наблюдал простой мир, без тлена разврата, интриг и зависти, мир, где каждый был свободен. Пожелав друг другу удачи, Багоас расставался с шаманами-евнухами и их гостями, и продолжал свой путь.
Вернемся к тому, что не любил Багоас. В Персии не приемлемо женщине близко общаться с мужчинами, замужняя ли она или нет, таковы правила этикета, тогда как в Греции и Македонии это дозволялось. Незамужние девушки свободно общались с юношами. Багоас негодовал по этому непристойному обычаю и так и не привык к тому, как развязно ведут себя греческие и македонские девушки и женщины в присутствии мужчин.
Однажды был такой случай: Багоас разговаривал с одним из боевых товарищей Александра, во время праздника. Они сидели на скамейках, Багоас говорил о чем-то важном. Тут подошла молодая греческая гетера и села на колени полководцу, обняв за шею. Она взглянула на Багоаса как на диковинное чудо, и спросила неуважительным тоном полководца: «Дорогой, а кто это девушка?» Не успел мужчина ответить, как Багоас резко встал, взглянул на них ядовитым взглядом и без слов ушел. Поведение женщины возмутило его до глубины души, а также безвольность мужчины. Что за бескультурье и неуважение у этих эллинов? За такое поведение в Персии мужчина ударил бы ее и заставил извиниться перед гостем. Но, похоже, у эллинов это в порядке вещей. И как эта греческая проститутка посмела вмешаться в разговор двух высокопоставленных мужчин! Нет, пятьдесят палок ей точно грозит, а еще лучше освинцованная плеть. На следующий день полководец заболел, и симптомы были как при отравлении змеиным ядом. Гетера вовсе отравилась и умерла в течение суток в муках. Багоас сам не ожидал таких последствий, ведь в его планах было лишь наказать их, но не убивать. В нем росла убийственная сила змеиного бога, трудноуправляемая, как заряд молнии, как бушующий ветер, который не остановить. Будь на его месте другой человек, он бы испугался такой силы, такой ответственности. Растерялся бы или начал прятаться от людей, но это же был Багоас! А значит, он не только не был смущен своим потенциалом, но воспользовался им против своих врагов. «Если бы не мое благочестие, я бы пошел по стезе зла и разрушения» так думал он, и благодарил Ахурамазду за то, что тот не дал ему сойти с пути праведности и милосердия. А могло быть все иначе.
После того случая он понял, что должен лучше контролировать свой гнев, научится игнорировать глупость и пороки людей, иначе, его сила будет нести гибель. Он не испугался, но встревожился, что смогут пострадать те, кого он любит.
Еще одна история приключилась с Багоасом. Это произошло в Гиркании, в начале его отношений с Александром, когда между ними еще не было общего ложа, но была первая влюбленность. Багоас обыкновенным днем, сидел около фонтана и играл на сетаре, во внутреннем дворе. Дворец с открытым верхом окружал двор, словно белые воздушные облака, со стенами выложенные драгоценными камнями, с полом из мрамора. Во дворе располагались пруды с благоухающими лотосами и лилиями. Никого не было, разве что иногда проходили сонные евнухи в длинных нарядах, их было около полсотни в этом дворце, некоторые тут остались еще со времен царя Артаксеркса. Многие из них были старыми, но на них еще был след их былой красоты, и собою они напоминали гордых старых орлов. Новые и молодые были приняты во время правления Дария, и отличались от старых своей беспечностью и веселостью. Они цвели юной красотой, в легких тонких одеждах, они игрались в мяч в саду, и их звонкий смех разносился эхом по дворцу. Багоас пребывал в блаженном расположении духа, пока рядом в десяти шагах не подсела какая-то женщина с ребенком лет восьми. Краем глаза он подозрительно оглядел ее, это была не молодая, но и не старая женщина, маленькая, аристократической наружности. По внешности она напоминала греко-персидскую смесь, но одета по-гречески. В лице читалась отталкивающая надменность, невежественность и закомплексованность глубоко несчастного человека. Ребенок был белокурым мальчиком, миловидным, но до отвратительности избалованным. Он что-то требовал, громко кричал, бегал по двору как угорелый. Из глубин дворца высовывались недовольные старые евнухи и неодобрительно молвили, что сейчас тихий час, и попросили женщину угомонить мальчика. Ребенок успокоился, он подошел к Багоасу, уставился на него, и спросил:
- А ты кто?
- Я демон из подземелья, - вполне серьезно ответил Багоас.
Мальчик улыбнулся, и сказал:
- А я сын царя Александра, а это моя мама! – ребенок указал на женщину.
Дыхание Багоаса замерло, он не поверил услышанному. Неприятный холодок молниеносно прошелся по телу, а сердце участило биение. Может ребенок пошутил или у его отца схожее имя? Разум кричал, что это истина, и ребенок перед ним – сын Александра. Сердце подсказывало, что это неправда. Багоас немедленно покинул двор, даже не взглянув на девушку с сыном. В коридоре, где чередовали колонны, он столкнулся с молодым юношей, секретарем Александра. Багоас вежливо обратился к нему:
- Извините, позвольте узнать кто это женщина? Она верно из свиты царя Искандера?
- Она его наложница, ее имя Барсина. А ребенок - их сын, Геракл, - с поклоном ответил секретарь. Багоас поднял бровь и спросил:
- Неужели у Искандера есть наложница? Странно, я никогда не слышал, чтобы у нашего царя были женщины.
- Барсина только сегодня приехала из Греции. Может, царь просто не хочет выставлять свою личную жизнь напоказ, - пожал плечами македонский юноша. Багоас хмыкнул и пошел разбираться с царем. Он, на не гнетущихся ногах еле добрался до опочивальни Александра, где тот в обычное время разбирал дела или читал книги. Отчаяние и ярость разрывали сердце Багоаса и мешали здраво мыслить. Он влетел в богатую комнату, бледный, с покрасневшими глазами. Александр спокойно сидел за столом, но увидев Багоаса, встал и обеспокоено спросил:
- Багоас?…Что-то произошло?
У Багоаса сперло дыхание, и подкашивались ноги. Но, он взял себя в руки и выровнял голос:
- Скажи мне правду, Искандер, у тебя есть женщина?
Тот удивленно покачал головой, и сказал:
- Нет, у меня нет женщины. Ни любовницы, ни наложницы. Мне они не нужны. Почему ты спрашиваешь об этом?
Багоас указал рукой в сторону двора, и проговорил еле заметно трясущим голосом:
- Там, я повстречал Барсину, с ее сыном Гераклом. Твой секретарь сказал мне, что она твоя наложница, а Геракл ее сын от тебя, - в его огромных глазах плескалась боль. Александр вздохнул и подошел к нему. Он мягко дотронулся до его щеки и сказал:
- Успокойся, дай мне все объяснить. Я не обманывал тебя. Дело в том что, Барсина, дочь Артабаза осталась вдовой. Ее муж Ментор погиб в битве, и ее второй муж Мемнон, брат Ментора, тоже пал, он взял с меня клятву оберегать его жену. Я обещал взять ее под свою защиту. Однако когда я вернулся в Македонию, ее изнасиловал некий греческий воин, от чего она забеременела, и страшась позора, она умоляла меня помочь ей. Я должен был сделать вид, будто это мой ребенок и объявить всем, что она моя наложница. Артабаз также просил меня защитить его дочь, и так как он мой преданный товарищ, я не мог отказать его просьбе. Вот и все. Клянусь, между нами ничего нет, кроме договора, я не прикасался к ней, даже в мыслях.
С каждым словом, ледяная стена ненависти и обиды оттаивала, и Багоас упал в объятия царя. Он видел – Александр говорил чистую правду. Радость поднялась в его душе, как прежде, в минуты покоя и неги, он прошептал:
- Я так испугался.
- Разве я могу солгать тебе? Или предать тебя, мой прекрасный возлюбленный? – он погладил его по спине, опуская руки к талии и поцеловал в высокий лоб. Слезы радости заблестели на глазах Багоаса, ноги не держали его, руками он обвил шею любимого. Александр крепче сжал его нежное тело, словно мягкая глина оно таяло в его сильных руках.
- Я не предам твоего доверия. Не изменю, не солгу. Я обещаю, - произнес Александр, глубоко осознавая, насколько легко он может потерять Багоаса.
- Пожалуйста, исполни одну мою просьбу, - тихо сказал Багоас.
- Да, я слушаю тебя.
- Скажи всем правду о Барсине. Я не хочу чтобы ты был обременен этой ложью.
- Хорошо. Как пожелаешь, - Александр поцеловал Багоаса, и тот закрыл глаза, крепче обнимая господина.
Итак, Багоас ненавидел уродство и уродливые вещи. Он всегда стремился к красоте, как к внутренней, так и к внешней. Он делал все красиво; танец, речь, походка и манеры, одежда и жилище, все к чему он не прикасался, обретало эстетическое совершенство. Во дворце Дария он научился изысканности и грации во всем, вплоть даже до привычки сидеть или орудовать оружием. И самое последнее, он не выносил, когда его называли развращенным, только потому, что в любви и страсти был привязан к мужчинам, или, когда его называли евнухом так, чтобы унизить его. В Персии быть евнухом не позорно, но наоборот, уважительно и престижно. От Севера Арианы - Персии, где скифы почитают и поклоняются евнухам как жрецам и посредникам божественной энергии, до юга, где в Вавилонии их почитают как сильных, мудрых и незаменимых служителей храмов и царя - евнухи пользовались большими привилегиями. Эти мужчины служат господину или Богу, одеваются и ведут себя как женщины, и неважно, кастрированы ли они, или нет, их называли евнухами. Они красивы и утончены, умны и благородны. Они советники и музы, танцоры и воины, слуги и правители, жрецы и фавориты. Евнухи - особо доверенные лица государей и сатрапов, и им поручались внутренние дела дворца и государства, они сражались на войне; яростные воины с мужской силой и женственной красотой, их нередко путали с мифическими амазонками. Они - яростные днем, и ласковые ночью, ублажали господ ласками и вином. Некоторые из них, как визирь Багоас, достигали высшего поста в империи. Однако за пределами Персии, евнухи подвергались насмешке или унижению, за их потерянное мужское достоинство или за уподобление девицам. В особенности в Риме и Греции, где кастрация запрещена, а люди связанные с третьим полом не считались за людей. Багоас столь же чувствовал неловкость, когда люди обсуждали детали его "особенности", сколько и обычный мужчина, если его назвать ходячим членом, или яйценосителем. Смешно до слез.
Его тонкое эстетическое чувство было против таких анатомических грубых определений и обсуждений в его присутствие, невежливо и низко было называть человека по его половым признакам, выделяя это как недостаток или причину насмешки. С одной стороны он мог сам кого-то ненавидеть, но лишь за дурные поступки. С другой стороны, каждый достоин любви и уважения, если поступает и живет по чести.
___________________
Если кого-то задели слова, относительно женщин, то автор ничего не имеет против женщин, все написано в соответствии с той эпохой. Патриархат, некоторая мизогиния в культуре Греции, Персии и Ближнего Востока, а также отношение евнухов к женщинам это лишь особенность того времени и нравов, а также личный характер Багоаса, который нужно понимать в соответствии с древней эпохой. Помните, этот рассказ - всего лишь рассказ, причем фантастический. Автор на деле против любой дискриминации по признаку религии, расы, ориентации, пола, и оценивает человека только по его/ее поведению, поступкам и словам.
***