Эльв
39 минут назад
Действия
#elveo_блог #Газанфер_Ага #история #Турция #Османская_история #османы #евнухи
"Судьба распорядилась так, чтобы лев стал стражником врат и охранял сокровище династии", так выразился поэт Надири о евнухе, который был обязан находиться рядом с султаном и хранить его священную власть. А историк Мустафа Али говорил о нём: "он – палач вероломных и наставник благоречивых и красноречивых, он лев поля боя и ведения войны, инициатор похвальных и щедрых деяний... истинная опора государства". Оба говорили об одном из самых влиятельных евнухов османской Империи: о Хадыме Газанфер-аге (ок. 1550 – 1603 гг.). Он являлся главным белым евнухом при правлении султана Селима II, султана Мурада III и султана Мехмеда III. Газанфер происходил родом из Венеции, сначала мальчик, взятый в плен как раб, как христианин, перешедший в ислам и принявший имя Газанфер, по своей воле ставший евнухом, однако сумевший завоевать большую власть над имперской организацией, и на протяжении более 30 лет во многих сферах он влиял на Османскую Империю.
Происхождение Газанфера Аги на долгие годы оставалась тайной, например Гаммер Пургшталь и другие историки-востоковеды считали его венгром, тогда как итальянские записи утверждают, что он родился в венецианской лагуне Кьоджа (ныне Италия, провинция Венеции) примерно в 1550-е годы. Мальчик являлся потомком благородного рода Мичиэль – семья из патрициев. Он, его брат и сестра с матерью были пойманы в плен турками в 1559 году, во время путешествия из Будуа, где его отец занимал должность при правительстве. Мать Газанфера смогла выкупить себя и дочь, но сыновей, то есть Газанфера с его братом уже отправили в Венгрию, где они и стали фаворитами принца Селима II, сына Сулеймана Великолепного. И именно ради него оба мальчика по собственному желанию согласились стать евнухами, чтобы продолжить привилегированное служение ему. Мальчики получили турецкие имена: Газанфер (араб. «Лев») и Джафер (араб. «Источник»). Османские хроники пишут, что Джафер умер во время операции, однако другие архивные источники доказывают, что он выжил; их оперировал главный хирург султана Абдалгани, как выразился Мустафа Али: "Было подтверждено, чтобы фитили их ночных свечей были отрезаны... и они были лишены своих нераскрытых бутонов". Со своим братом Газанфер встретил восхождение Селима на трон в 1566 году, они оба последовали за султаном из Кутахьи в Стамбул. В 1577 году Джафер получил титул одабашы (начальника опочивален), однако ушел с поста два года спустя. Видимо, он предпочел оставаться в тени, в отличие своего брата. По неизвестным причинам Джафер умер молодым, где-то в 1582 году. В том же году Газанфер пригласил в Стамбул свою мать Франчесчину, которую принял во дворце как дорогую гостью.
Несмотря на тот, факт, что Газанфер являлся евнухом, он все еще был связан кровными узами со своими родственниками, он любил свою мать и сестру Беатриче, последнюю он также вскоре пригласил в Стамбул. Его сестра перешла в Ислам, взяла новое имя Фатима и вышла замуж за Али Агу. Мать Газанфера осталась верна христианству, несмотря на «слёзные» мольбы сына принять Ислам. Юный племянник Газанфера, Джакомо Бьянчи (сын Беатриче от её первого брака), по плану своего же дяди Газанфера и с согласия своей матери, был тайно похищен из Венеции и увезен в Стамбул. Там он получил имя Мехмед, и позже стал одним из четырех фаворитов Мурада IV.
Газанфер имел такую большую власть, что почитался единственным посредником между султаном и внешним миром. И не удивительно, ведь как было заведено у османов, любое лицо которое хотело прийти на прием к султану, должно было обращаться к капы-агаси, столь важен был этот пост и роль главного евнуха. Один из послов Венеции пишет: "Обычно, никто не мог обращаться к царю или приносить ему дар или сообщение, не пронеся его через его руки, он - уши царя для каждой его радости, и он тот, кто правит царской семьей в пределах дворца". Близость этого венецианского ренегата с султаном Мехмедом III признают многие источник; евнух последовал за султаном в Керестецкую битву 24—26 октября 1596 года. Сражение закончилось решительной победой османов.
У Газанфера был "жизнерадостный и проницательный дух, который он развивал через учебу", "его история завораживает на человеческом уровне, она раскрывает сложную природу личности в раннюю эпоху" пишет Эрик Дюрстелер. Газанфер стал евнухом и перешел в ислам в раннем возрасте, он жил в Стамбуле большую часть своей жизни, и всё же считал себя венецианцем, и даже сам сказал в беседе с Джираломо Капелло (с 1589 г. байло Венеции в Стамбуле): "Я по-прежнему венецианец, потому что я интересуюсь этой кровью". Близкий друг Газанфера передал похожие слова: "Он помнит свое отечество как истинный патриот, и он не перестанет предпочитать его". Байло Джанфранческо Моросини признал целостную личность Капы-агаси, сказав, что тот описал себя как истинного венецианца и одновременно турка (мусульманина).
Как и многие евнухи, Газанфер был библиофилом, и потому покровительствовал таким великим литераторам как Ганизаде Мехмед Надири и историку Мустафе Али, с которым он тесно подружился, и тот посвятил ему несколько работ, в том числе и «Описание Каира». «Диван» (поэтический сборник) автора Надири был написан по указанию Газанфера, впрочем, как и перевод книги "Мифтах-и Джифру'ль Джами" автором Шерифи, который в этой же книге утверждает, что Газанфер ни днем ни ночью не покидал султана Мехмеда, если же делал это, то очень редко.
Строительство роскошного архитектурного комплекса было спонсировано им и названо в его честь как Gazanfer Aga Külliyesi, он располагается в районе Фатиха прямо подле Акведука Валента (368—375 гг.), и в комплекс традиционно входит медресе (школа) и джамии (мечеть). В те времена считалось, что человек, построивший медресе, доказывал свой влиятельный и высокий статус. А Газанфер не раз вкладывал средства в постройку школ, а также фонтанов, мечетей и даже даровал для восстановления места паломничества в Мекке, где родился Пророк.
На миниатюрах Газанфер изображается как стройный и тонкий юноша без бороды или усов, так как физиологически у евнухов нет растительности на лице. Он также изображается со светлой кожей, идеальными чертами лица и простыми, но изящными нарядами. Исторически известно, что за процессом написания его портретов следил он лично, так как сам заказывал эти работы у мастеров-миниатюристов. Еще говорят, что его вкусы совпадали со вкусами султана. Он покровительствовал художнику Наккашу Хасану, который нарисовал целый ряд его портретов. Все, кто работали под его покровительством, с радостью отмечали, что их патрон был щедрым человеком с «львинным сердцем».
Став важной частью целой сети правящей элиты Порты, Газанфер показал себя драматическим примером желания обладать беспредельной властью. И это вызывало в других зависть, недовольство, протест. Испокон веков известно, что евнухи по причине своего влияния и власти очернялись многими и постоянно оказывались козлами отпущения. Все беды, неудачи и промахи государства сваливались на них. С начала 17 века происходили восстания сипахи - султанской кавалерии, они были недовольны правлением Османа Аги – черного евнуха, а также властью Газанфера и главного визиря; требуя их казнь, сипахи устраивали беспорядки, пожары и бунты. Несколько раз Газанфер пытался бежать из дворца, но султан Мехмед умолял его остаться "по причине единственной любви, которую он чувствовал по отношению к нему, и потому всегда держал его рядом с собою". Его положение фаворита султана три раза делало его мишенью восстаний: в 1600, 1601 и последний раз в 1603 году. Во время последнего бунта ни союзники Газанфера, ни сам султан Мехмед не смогли спасти его. Газанфер был казнен 6 января, 1603 года. Главный евнух был обезглавлен перед султаном Мехмедом III, как пишут, его голова прикатилась к ногам султана, и правитель зарыдал, сидя на пороге врат дворца Топкапы. И хотя султан должен был лично дать согласие на казнь Газанфера по требованию сипахи, сам он вначале был против этого и пытался её предотвратить, но тщетно, когда разъяренные солдаты поставили ультиматум и даже угрожали ему: «либо трон, либо он». У Мехмеда не хватило воли, и как пишут историки «самый дорогой для него человек во всем мире был убит прямо перед его глазами». Год, в который Газанфер был казнен, был последним годом правления Мехмеда III. 1603 года, 22 декабря, в возрасте 37 лет султан умер от болезни, добитый депрессией от множественных смертей: главным образом казни фаворита, а также смерти собственного сына. По традиции Газанфер с почестями был похоронен в его же комплексе; его усыпальница и ныне находится там. Хотя яркая и наполненная событиями жизнь Газанфера закончилась трагично, но его влияние на события в государстве оставило яркий след в истории, и его вклад в развитие искусства и литературы Османской Империи по сей день остается ценным. Несомненно, Газанфер-ага достоин войти в список великих евнухов в истории.
Изначально, персонаж Газанфера начали популяризовать через беллетристику, затем его образ был использован в известных турецких телесериалах. Однако, к сожалению, ничто из этого не отображает реальную личность Газанфера и его биографию. Ему приписывают любовь с женщинами (например, совершенно выдуманную с Валиде Нурбану), тогда как в реальности он имел тесные отношения с султаном и другими мужчинами, его изображают слабым и коварным, тогда как на деле он был очень умный, смелый и влиятельный. Стереотипы о евнухах отличаются от их реальных личностей точно также, как подделка отличается от подлинника: она может что-то напоминать, намекать, давать представление, но правда остаётся неизменной.
___________
Использованные источники:
Venetians in Constantinople: Nation, Identity, and Coexistence in the Early Modern Mediterranean. Eric Dursteler
The Cambridge History of Turkey. Kate Fleet, Reşat Kasaba
Well-Connected Domains: Towards an Entangled Ottoman History
The Second Ottoman Empire: Political and Social Transformation in the Early Modern World. Baki Tezcan
Picturing History at the Ottoman Court. Emine Fetvacı