Аркуды – племя зверодлаков, поселившихся на земле Северной Полмы в Веке Поземья.
Тупейшая ошибка в первом же предложении, как бы намекающая, какой пиздец нас ожидает дальше.
Аркуды оборачивались в бою гигантскими медведями.
Медведи сами по себе крупные животные, а эти превращаются прям в гигантов — видимо, размером с Годзиллу.
Название, конечно, доставляет. Ну вы поняли, аркуды типа как греческое «арктос», да? Что означает окончание «уд» — гусары, молчать! — знает только сама авторша.
В середине века Поземья аркуды стали заключать договоры с лесной расой ламанов, что охота в лесу будет только на пропитание, но никак не на продажу. Договор был нарушен племенем вильчур. Вильчуры были братьями аркудам, в бою умели превращаться в свирепых волков. Но когда ламаны пришли к аркудам и рассказали о нарушении договора, аркуды приняли сторону потерпевших диволюдов. Вильчуры не стерпели предательства братьев, случилась первая война Великовершия: ламаны и аркуды пошли против вильчур. Вильчурам на помощь пришло племя верховичей. В итоге аркуды были изгнаны в лес к ламанам, там постепенно одичали, и редко можно найти аркуду, который помнит, как оборачиваться в человека. В Великовершии «аркуда» часто используется как синоним к существующему в великовершском языке названию медведя. Лес, куда ушли побитые войска ламанов и аркуд, стал называться Аркадак.
М-м, как же прекрасен этот стиль заметок на телефоне. Я точно сейчас читаю книгу в жанре славянского фэнтези, а не пост из инсты? Авторше, похоже, было поебать на словарь — как, впрочем, и редакторше.
В чем, кстати, смысл этого договора о запрете «охоты на продажу» (и как ее отличить от «охоты на пропитание») она нам рассказать не потрудилась. Может, конечно, мы узнаем об этом в самой книжке — но меня терзают смутные сомнения на сей счет.
В общем, аркуды — народ медведей-оборотней, которых изгнали в лес люди и волки-оборотни (по совершенно дибильной причине). В лесу они одичали и забыли, как превращаться в людей.
Бава – богиня плодородия, звериного и растительного мира. Создала духов леса – лесавок. Согласно мифам, от лесавок берут свое начало племена ламанов.
Типа богиня-мать (она же потния терон). О смысле ее имени я даже не догадываюсь. Предполагаю, что оно не значит абсолютно ничего. Это бессмысленный набор букв. Для любого другого фэнтези такой подход к именам был бы допустим, но в СЛАВЯНСКОМ ФЭНТЕЗИ я ожидаю увидеть СЛАВЯНСКИЕ имена и названия.
Благость – ключевое понятие для духовной культуры великовершцев-людей. Верховный бог Благо одарил почти все живые существа «благим знанием» – богов, людей, диволюдов. Благость представляет собой невидимую сущность, вроде знакомой нам души, которая чиста и невинна при рождении. Чем сохраннее человек или диволюд донесет свою благость до врат в Вырий, тем богаче и роскошнее будет его жизнь в загробном мире.
Во-первых, респект Варе за «вырий» (а не «ирий»). Во-вторых, бог с именем Благо — это что-то в стиле Велесовой книги. В-третьих, у славян не было подобной концепции.
Как я понял, человек с рождения обладает каким-то «благим знанием», которое может утратить в течение своей жизни. Качество загробной жизни человека зависит от того, сколько благости он сохранил. Но где объяснение, что такое эта благость и как ее сохранить? Надеюсь, это будет раскрыто в книге.
Волоты – древнее племя гигантов. Происхождение туманно, но возможно, это были первые создания, вылепленные богом Коварем из глины, которая предназначалась для людей. Волоты были могучими гигантами, но еще больше была их гордыня. Захотели они посоревноваться в могуществе с богами, но проиграли. Тогда решили волоты разобрать горы Подраг, на которых, согласно мифам, стоит Белый терем богов. Разобрать горы у них получилось только наполовину, потому как они постоянно ссорились и не было между волотами согласия. Тогда волоты стали пытаться вырвать стрелу Гнежа, которая вместо погибшего Поднебесного явора разделяла небо и землю. Но и тут не было между волотами согласия. По одному подходили они к земной оси, каждый тянул, что было сил, но только уходил под землю. Так по одному погибли волоты, ушли в землю и не сумели выбраться.
Что библейский сюжет делает в славянском фэнтези? Хотя, может, он греческий? Гора Подраг — это типа как Олимп, дыа?
Еще и Святогора приплела. Там, правда, смысл в другом был (по версии Проппа, по крайней мере) — так что сходство поверхностное.
Далее идут вильчуры (про них написано только то, что они волколаки и живут на севере) и выдивии, но их я пропущу — там ничего интересного.
Гнежко – человеческое имя в честь бога-громовержца Гнежа.
Ну, знаете эти распространные древнеславянские имена типа Перунец, Хоршик и т.д.?
Жегозуля – вестница весны, птица-ласточка. В нее влюбился бог Волозарь и пленил. Была спасена Гнежем. От ее пения просыпаются вешние воды и вырываются из чертогов Волозаря.
Потрясающее имя. С чем оно у вас ассоциируется, аноны?
Варя, кстати, у себя на страничке в вк выкладывала пару «мифов» про этого Волозаря. Хз, почему, но в словаре его нет. Это хтонический бог, который вроде как является владыкой подземного мира и выглядит как медведь. Короче, он вобрал в себя все стереотипы о Велесе/Волосе (поэтому и выступает как противник местного громовержца). Вот только славяне (как и другие более-менее развитые народы) не могли представлять своих богов в обличье животных — они на то и боги (а не тотемы), блин. Поэтому никаких ласточек и медведей не может быть у твоих великовершичей (которые кажутся вполне цивилизованными, судя по первой главе). Кстати, надо ли мне объяснять смысл окончания «ич»? «Великовершич» — это либо сын Великоверша, либо представитель племени, которое возглавляет или возглавлял когд-то Великоверш, либо великан.
Железная Баба — древнее существо, проживающее в Моролесье. Считается главной в черном лесе, а также, по преданиям, именно она обратила пришедших ламанов в плотоядных кокор. Начальница над вужалками и полозами. Редко выходит из Моролесья, имеет трех дочерей-ведьм: Соль, Пыль и Сажу.
Знакомьтесь, местная Баба-яга, лишенная своих отличительных атрибутов типа ступы с помелом, костяной ноги и избушки на курьих ножках, но зато ставшая железной. А чего не золотой (что было бы правдоподбее, кстати)?
Ерома – мать-земля всего Великовершия. Ерома была рождена из Тверди верховным богом Благо. Без отца родила бога подземных глубин Волозаря, который навсегда остался жить с нею и ведать подземным огнем.
Так, Ерёма есть, а где Фома?
Подземный огонь — это чисто христианская тема, никак не славянская.
Змиулан – чудовище, похожее на крылатую змею. Бог Волозарь, оскорбленный богом Светокосом, создал семь змиуланов из подземного огня, камней и собственных ногтей. Семь змиуланов напали на семь солнц Светокоса и погасили их. Волозарь устрашился содеянного, проклял и прогнал змиуланов из своего подземного обиталища. К моменту появления в Великовершии людей осталось только трое из семи змиуланов: Кривда, Полоз и Ящер.
Встретить реальное слово в данном словаре было неожиданно.
Семь солнц — это что-то китайское вообще, если не ошибаюсь.
Куда делось четыре змиулана, авторша нам не рассказывает — так что остается лишь догадываться.
Ящер, видимо, спизжен у Рыбакова, Полоз — у Бажова, а Кривда — гениальное варино детище. Поинтересовалась бы значением суффикса «да» — ты же пишешь славянское фэнтези вроде как? Так что должна была бы изучить матчасть.
Кокоры – когда-то были ламанами, ушедшими из Аркадака в Моролесье. Под действием чар Железной Бабы изменились, потеряли разум и стали плотоядными.
А обычные ламаны, видимо, вегетарианцы?
Говорят, что кокоры забыли свой язык, но это не так: он только деградировал, обезобразился и стал простым и грязным.
У них, наверное, ужасно воняет изо рта.
Люди часто называют ламанов «кокорами», хотя с точки зрения систематики это неверно. Впоследствии слово «кокора» закрепилось как уничижительное название ламаньего племени. В тексте «Иномерова колеса» порой ламаны сами называют друг друга кокорами, что, безусловно, является влиянием времени, в которое делался список эпоса.
Варя, как тебе пришло в голову назвать кого-то «кокорами»? Как это слово вообще родилось, мне интересно? Оно звучит как «гагара», и я могу предположить, что эти кокоры зовутся так из-за их боевого клича «ко-ко! ша-нель!»
И последнее предложение говорит нам о том, «Иномерово колесо» — это что-то типа «King of Sartar» (если знаете) или «Карманного путеводителя по империи второй редакции» (может, у кого-то есть примеры поизвестнее?). То есть текст внутри некой вымышленной вселенной, который дополнен комментариями исследователей более поздней эпохи (в данном случае у нас словарь). Такой прием мне очень нравится, но надо понимать, для чего он используется. Я бы сказал, что это вариация «ненадежного рассказчика». Более чем уверен, однако, что мы не увидим у Вари ничего подобного.
Наконец мы добрались до этих насчастных ламанов.
Ламаны – раса диволюдов. Жители лесов, изредка болотистых местностей. Люди слабо знакомы с ламанами, так как те не слишком жаждут общения с кем бы то ни было, кроме сородичей и животных. Среднего роста, крепкого телосложения, крупные руки с узловатыми цепкими пальцами.
Могут ли потомственные вегетарианцы иметь крепкое телосложение? Что-то я сомневаюсь.
Бытовало мнение, что у ламанов бороды растут зеленого цвета, однако это не так: растут они белыми, а в зеленые цвета выкрашивают ламаны их самостоятельно. Из оружия предпочитают луки и дубины, не любят железо и боятся огня. Живут ламаны дольше людей, а потому значимые события в истории Великовершия, свершаемые людьми, часто пропускали: у ламанов другое чувство времени и пространства. После битвы у Аркадака людей недолюбливают, проявляя злопамятность. Однако нападают редко, не отличаются агрессивностью. Больше путают, заводят в чащу или воруют вещи.
Короче, раса леших. Интересно, кстати, откуда они берут зеленую краску, чтобы красить бороды? И почему только бороды? О волосах на голове ни слова не сказано.
Очередное восхитительно-идиотское название, кстати. Как ты их придумаешь, Варь? У тебя талант!
Мрак – согласно верованиям великовершцев представляет собой бесконечное ничто, аналог Хаоса в древнегреческой мифологии. Мрак существовал всегда и был полностью самодостаточен, но из сна Мрака явился Благо. Согласно мифу о сотворении мира, Благо восстал против Мрака и разорвал тому грудь. Из того огня, что вырвался из груди первобога, возникла Твердь и Небеса. В более поздних мифах Мрак появляется как не имеющее плоти и формы существо, распространяющееся по миру и являющееся антагонистом бога Благо.
Мне кажется, или существо без плоти и формы не может называться существом? Варь, почему тебе так насрать на свою собственную книгу?
Полозы – потомки Ящера от разных рас. Безобразные твари, отличающиеся друг от друга.
Какое охуенное описание! Люди как бы тоже друг от друга отличаются.
У некоторых полозов нет задних конечностей, и они ползают по земле, цепляясь когтистыми руками.
Какие нахуй задние конечности? Они у тебя четвероногие что ли?
В целом полозы представляют собой грязную жестокую расу, которая не достойна упоминаний в литературе. Скажем только, что полозы преданы Ящеру и ждут его возвращения.
Какого хрена Полоз — это одновременно один из змиуланов и представитель расы полозов, которая произошла даже не от Полоза, а от друго змиулана — Ящера?
Кстати, Варя, ты знаешь, кто такие полозы в реале и почему они так называются (это к слову о конечностях)?
В общем, как я понимаю, перед нами змеелюды.
Сирин – древний повелитель птиц, оборотень-сокол. Сирин видит и слышит всё, что творится в мире. Именно он подарил Иномеру птицу-баюницу, свою дочь, чтобы мог Иномер предсказывать судьбы всем живым. Сирин перемещается по миру с великой скоростью, также ему доступно появляться в Вырии и возвращаться. Порою выступает в качестве гонца в произведениях устного народного творчества. Верно придерживается условий Солёного договора, заключенного с людьми на заре времен. В то время люди стали стрелять птиц, Сирин оплакивал каждую. Чтобы не бороться с людьми, птицы с помощью Бавы и Жегозули заключили с людьми договор, согласно которому люди не должны убивать птиц, божьих посланников, больше указанного числа («четверть звезд на небе»).
Очень смешно, конечно, что птица-сирин, которая произошла от греческих сирен и изображалась аналогично им, превратилась в мужика.
Написано это все, конечно, потрясающе всрато. Ощущение, что Варя, подобно Даяне, текст хоботом набирала. Хотя, может, так и задумано? Автор нам таким образом показывает, насколько отупели люди со временем и какие их предки были невъебенно умные? Что-то в стиле «Цветов для Элджернона», короче. Ладно, я шучу.
Стокрылый Ветер – происхождение туманно, но есть предположение, что это персонификация дыхания Благо. Мифический персонаж, повелитель всего воздуха.
Очередное подтверждение того, что Варя не занималась матчастью, не читала труды по славянской мифологии и культуре — да даже со «Словом о полку Игореве» не знакома. А стоило бы почитать.
Дальше идут суженицы (соответствующие древнерусским рожаницам), чаровницы (ведуньи-окушерки) и Чара («богиня женской силы, плодородия и материнства»), которые описываются одним-двумя предложениями.
Почему богиня называется Чара? Ну, типа чары, ы-ы. Как же это тупо. И, кстати, у нас уже есть целых две богини, которые связаны с землей и плодородием — нафиг нужна третья?
Чуды – раса диволюдов. Люди с самого начала опасались чудов, так как те имеют грозный вид. Высокие, с крепкими ногами, покрытыми шерстью и заканчивающимися парными копытами. Косматые головы венчают рога разных форм (огромное место в культуре чудов занимает украшение рогов, а также их форма и размер). Прыгучие, ловкие и сильные – люди боялись таких противников.
Прыгучие и ловкие — это чуваки, у которых вместо ступней копыта?
Однако оказалось, что чуды не слишком любят сражения, а предпочитают торговлю и ремесла. Простодушные люди часто были обмануты хитрыми чудами, за что люди невзлюбили чудов еще больше. В целом чуды всегда ищут выгоды, но это не значит, что они не способны на безвозмездное благородство, ведь честь для них – одно из ключевых понятий. Однако это не мешает им жульничать и хитрить, где это возможно. Если обманешь чуда или поймаешь его на вранье, он проникнется к тебе настоящим уважением.
Я думаю, Варя вдохновлялась сатирами, создавая своих чудов. Название отсылает к чуди белоглазой — но в остальном между ними нет ничего общего. Так нафига ты им дала такое имя? Почему не дивы/дивьи, например? Они ж даже под землей не живут. Какой же тупой нейминг!
На чудах словарь кончается. Судя по нему, нас ждет мега-всрато написанный текст, в котором не будет абсолютно ничего славянского, кроме имен персонажей. На этом сегодняшние читения заканчиваются.