Итак глава первая, в которой Вайрэ пробудился, расправил плечи, встал с кровати.
Краткая предыстория:
Есть эльф по имени Вайрэ Вильранен, далее ВВ. Он совершил очень плохой поступок. Убил Звезду. Единственные иизвестные мне убийцы звезд - три ведьмы из "Звездной пыли" Геймана. Но Вайрэ, конечно, не такой. Он спасал свой мир от армагедца. Мир вроде как уцелел, но эльфы все равно были вынуждены телепортироваться в Город. Он же местный перекресток всех миров. ВВ лишили жреческого посвящения и он засел в келье местного эльфийского храма, чтобы страдать страдание. Семья и сородичи обеспечили ему еду, койко место, переодическую уборку, помывку и вынос горшка, так что страдание страдалось без помех. Но однажды ВВ понимает, что мама давно его не навещала, идет выяснять, что с ней случилось.
Если дело дойдет до второй главы, я объясню, почему позволяю себе зубоскалить над страданиями и чувством вины ВВ. А вы решите соглашаться со мной или нет. А теперь погоняем дьявола, который сидит в деталях.
Первое, что зацепило мой взгляд - описание города.
Город за окном погрузился в непроглядный мрак, в котором редкие фонари-звездочки сияли особенно безнадежно и ярко.
Вайрэ равнодушно скользнул по ним взглядом — здесь не было светил, не было даже привычного неба, здесь земля под ногами скрывала бездонную пропасть.
Фонари-звездочки сбили меня с толку. Сначала, мне показалось, что говорится о звездах на небе, но вторая фраза пояснила, что это городские фонари. И все было бы норм, если бы чуть дальше не было такой сцены. Вайрэ вышел из своей кельи к другим эльфам и увидел такую сцену:
Толпа расступилась, и по белому полу храма растеклась кровь, казавшаяся непроглядно-черной под холодным звездным светом.
У анона память чуть лучше, чем у золотой рыбки и он не забыл, что звезд в городе нет, есть звездочки фонари и поумилялся, какое в городе хорошее освещение, в зале все более менее видно, светильников не надо. Через несколько глав выяснилось, что звездный свет излучает специальное магуство. И анон почувствовал себя дебилом.
В первой главе магуйство не упомянуто. Что еще веселее светильники тоже не упомянуты. Упомянута куча раненного народа, покоцаного тварями из страшного городского подземелья. Видимо они сидят в полумраке, лекари их в полумраке лечат, а Вайре смотрит на все сверху. Зато кровь выглядит пафосно и готично.
Одна мышь со смаком отымета, идем дальше, точнее возвращаемся чуть назад. ВВ стоит на галерее, смотрит на зал внизу, видит брата.
В тот момент как раз приносят новых раненых, кровушка растекается по полу. Дальше следует очень емкое и краткое предложение:
Вайрэ решительно оттолкнулся от перил и бросился вниз.
Оно настолько емкое и краткое, что анон подумал, Вайрэ сиганул с галереи прямо в зал.
Но нет он побежал в коридор и наткнулся на брата, тот объяснил ему, что местное подземелье немножко сожратс их мамку и теперь ей нужны лечение и отдых. ВВ понимает слова брата, как отвали, помощь отступника и святотатца нам не нужна и уползает в келью.
И снова немного лирики. Мне нравится побудительный мотив героя. От души плюсую за желание помочь близкому человеку, а также за то, что родственники у Вайрэ не говно. Они не бросают его и поддерживают по мере своих сил. Это ценно. Возвращаемся к драгоценному ВВ.
Разговор с братом оставил больше вопросов, чем ответов, но и за эти краткие несколько минут он узнал больше, чем хотел бы. Айнарэ не хотел ничего объяснять. К маме ему лучше не приходить — потревожит отдых. Отец от предложения помочь в архиве вежливо отказался.
Так Вайрэ между разговором с братом и новым витком страданий еще и к отцу успел сбегать? По тексту получается так, по логике нет. Верим логике. Вот что следует дальше.
Остальным до Вайрэ и вовсе не было дела, а если и было, то разве что желание выкрикнуть в лицо справедливые обвинения и спросить, почему, почему он еще жив?!. Справедливости ради, звездные жрецы из Гванадела до криков не опускались. Но Вайрэ читал в их глазах презрение и ненависть, холодное равнодушие и анатомический интерес — и другого не ждал.
Попрошу запомнить эту цитату. Потому что отношение Вайрэ с остальным эльфийским сообществом, это мой отдельный сорт невдупления, от которого хочется переорать всех выпей на болоте.
Отчасти эту непоследовательность можно списать на характер героя, его депрессию и паранойю. Но все равно читаешь и думаешь то ли я тупой то ли текст бросает из стороны в сторону.
Надо отдать ВВ должное. Не смотря на все свои страдания он решает сделать что-то полезное, чтобы обезопасить маму. И за это тоже большой плюс персонажу.
Впервые за месяцы безысходной апатии эмоции захлестывали с головой. Вайрэ, сделав бессчетный круг по комнате, упал на стул — собственное бессилие пугало и злило еще больше, чем бесправие. Увы, на белых стенах не появилось никаких знаков или символов, указавших бы дорогу заплутавшему святотатцу, и Вайрэ перевел взгляд на стопку книг. Бездумно взял одну, пролистал, едва ли понимая написанное, и вдруг замер.
Видимо высшие силы откликнулись. В первой же книге он наткнулся на информацию о Бонхарде, том самом великом и ужасном подземелье. Совпадение? Или может эльфы считают, что книжки про всякие ужасы и кровавые жертвоприношения - лучшее чтение, для поднятия настроения. Кто знает?
Я не люблю когда на меня с порога вываливают тонны глобального лора, типа перечисления стапятисот королей и королев, стапятисот стран, народов, эпох и прочего. Но в этой истории, точнее в первых прочитанных 11 главах, мне очень не хватало лора как бы это сказать бытового.
Описания тех правил, по которым живет эльфийский социум. Как у них принято воспитывать детей, строить взаимоотношения внутри семьи, какие нормы регулируют отношения между мужчинами и женщинами, между старшими и младшими, между своими и чужими.
Принято ли у них выражать эмоции открыто или наоборот скрывать чувства под маской напускной вежливости? Что у них считается идеалом и добродетелью, а что наоборот пороком?
За отсутствием альтернативы, я заполняю пробелы теми нормами, которые приняты в России двадцать первого века. Получается хреново и остается ощущение, что я начинаю писать фанфик, когда мне это не особо надо.
Сворачиваю брюзгливые рассуждения, на горизонте очередная мышь и пора расчехлять Флюгегехаймен, если кто еще помнит, о чем я.
В одной из книг Вайре находит следующее описание Бонхарда:
«Бонхард, — писал автор с непроизносимым именем, — это зеркало Города и его вечная память. Это сердце, что вечно бьется под нашими ногами, это корни, что пронизывают нас, это сама душа нашего мира. Пугающая в своей изменчивости и неизменная, она всегда привлекала наше внимание и заставляла жить по ее правилам.
Говоря "нас" автор Непроизносимое Имя видимо имел в виду жителей города, которые живут наверху, то есть получается Бонхард растет корнями вверх. Впрочем бывают и такие деревья. Тогда почему не быть зеркальному сердцу с хорошей памятью и корнями, растущими вверх? Картинка впечатляет, но говнистая природа анона задается вопросами. Куда Город девает свои отходы? Канализация ведь им не светит. Не гонять же сточные воды сквозь сердце с корнями.
Территория вокруг города ограничена. Этот мир умирает, иот него остался не слишком большой кусок: собственно Город, немного сельхоз угодий. Вокруг - пустошь. Наверно, туда и возят. Но мою фантазию простые объяснения не устраивают, она поймала ветер с туалетным душком и развернула паруса. Животрепещущая тема.
Фантазии спрячу:
▼Скрытый текст⬍
Может у них супер технологичные/магуйские биоразлагающие туалеты. Или есть особая раса дерьмодемонов, которая контролирует и обсуживает все городские уборные.
И я представляю, как Страдающий не в себя Вайрэ соблазняется красивым домиком с надписью вроде "Павильон для уединенных размышлений". Заходит в одну из комнат, рассчитывая посидеть в мини библиотечке , а его встречает золотой унитаз на пьедестале. И пока Вайрэ таращит глаза, дерьмодемон с восьмью ушами разного оттенка зеленого предлагает ему выбрать туалетную бумагу по душе. С запахом персика, роз или тропических фруктов. Все для дорогого клиента, который спасает его маленьких дерьмодемонят от голода.
Смех смехом, но даже сортирные демоны годятся, чтобы придать городу индивидуальность. В первой четверти книги у города с этим все же не очень. Уточню сразу, что я сравниваю Город с Анк Морпорком Пратчетта, Нью Кробюзоном Мьевиля, ПодЛондоном Геймана, Лондоном Аароновича, Новой Англией Кинга или Лавкрафта, Страной чудес без тормозов и концом света Мураками... Понятно, что Кровавые сумерки остаются далеко позади. Но есть в этой истории потенциал для сравнения с моими любимыми книгами, а не с пафосными первыми ориджами разнообразных какМартинов.
Стоит отметить следующие слова Вайрэ о себе.
«Я тот, чья жизнь теперь не стоит и медяка. Я умею выживать в гиблых местах. И меня очень, очень хорошо учили…»
Их стоит обвести красным, украсить рюшечками, повесить в рамочку, потому что это редкий случай, когда ВВ не принижается и не ноет, какое он унылое никчемное говно.
Дальше нытье идет своим ходом:
Увы, Айнарэ был прав — сражаться с тварями не его удел. Редкие стычки с опасными порождениями Неведомого он мог пересчитать по пальцам, сам никогда не ввязывался в драку. Тайно проникнуть, пройти по краю, подсмотреть издалека — в этом он поднаторел. Гванадельская научная разведка из бойцов и не набиралась, их дело —исследования отдаленных уголков и троп, по которым туда пойдут настоящие экспедиции, но никак не битвы.
Короче, Вайрэ еще не разобрался толком, что такое Бонхард и какие умения там нужны, но пострадать на всякий случай надо. Куда ж без этого. ВВ владеет магией, достаточно подкован в теории и практике. Я не вижу большой разницы, чем ушатать чудище мечом или условным фаейрболом. Мне показывают неуверенность героя, его психологическую убитость, разочарование в себе. В этой ситуации оно вполне жизненно. Но даже у негатива должен быть спусковой крючок. О том, что магия в Бонхарде работает с оговорками, мне скажут в конце главы.
Тем не менее Вайрэ не отступается и на следующий день идет в архив. Отмечу описание, которое понравилось мне тем, что ухватило самую суть:
Но за дверями архива все-таки было тихо, и он остановился, чтобы усмирить бившееся птицей сердце и вслушаться в незыблемое спокойствие книг.В звездных архивах оно ощущалось по-особенному ярко. Тишина здесь окутывала, но ничуть не убаюкивала — наоборот, освежала разгоряченный разум.
Впрочем, я тут же вижу свою мышь, и конечно говорю, иди сюда моя сладкая. Вайрэ вспоминает пожар в архиве своего родного города.
В памяти огненным клеймом выжгло пожар, сожравший гванадельский архив. От страшного жара один за другим вспыхивали стеллажи, плавились стекла, и будь это простой огонь, они бы справились.
Мой мозг с первого раза не смог понять что куда как выжгло. Плюс слово выжигать, для меня связано с уничтожением, опустошением. То есть в первый раз анон понял, что какое-то клеймо выжгло воспоминания о пожаре. А потом спрашивал себя, откуда тогда взялись красочные описания. Их же выжгли. Потом до меня дошло, что это пожар был выжжен в памяти, как клеймо.
Этот момент и еще один на выходе из архива были пока единственными проявлениями ПТСР (о том, что у героя подразумевается ПТСР, я знаю из блога Сату и ради интереса отслеживаю симптомы в тексте).
Возвращаемся в архив и для сравнения цитата:
Искомая книжка в алом шелковом переплете нашлась быстро. Вайрэ открыл нужный раздел и тихо выругался, оценив воистину гигантские списки литературы. Чего тут только не было! Флора, фауна, исследования, бонхардская ритуалистика, бонхардский мистицизм, бонхардская кровавая магия, бонхардская медицина и кулинария… Подразделы книг о Бонхарде, кажется, охватывали все стороны жизни и науки.
В самом конце нашелся и справочник. Вайрэ задумчиво провел пальцем по списку, решая, с чего бы начать. Объять необъятное невозможно, а помогать следует по силам… Душу снова потревожила апатия — право слово, куда ему до Бонхарда? Тут целый Аркадамат, тут Небесный Крест и подземщики, всю жизнь положившие на эту аномалию! А уж сколько своих мастеров, готовых предложить что угодно и кому угодно на любые кошелек, вкус и цвет…
В этом случае сомнения Вайрэ понятны и не кажутся нытьем на пустом месте.
ВВ сталкивается со смотрителем архива, ловит приступ социофобии и решает скрыть свое желание помочь в борьбе с бонхардскими тварями. Забегая вперед, скажу это будет фигня в стиле Неуловимого Джо, которого никто не ловил. Возможно, дальше будет вот это поворот и подозрительность Вайрэ себя оправдает.
Потом ВВ навешает маму, но та спит. Его брат пытается наладить с ним контакт и дает амулет для душевного равновесия. Но Вайрэ ищет не душевного равновесия, а УЕДИНЕНИЯ, и добрый дядечка жрец, советует ему беседку в саду. Хотя ВВ получил помощь, в конце разговора он естественно думает, что все кругом его ненавидят и презирают. Моя любимая параноюшка.
В беседке Вайрэ придается размышлениям и мы узнаем об эльфе, который вроде как претендует на роль главгада. Это архимаг Ниар, глава местного храма. Вот цитата полностью:
«Архимаг Ниар, разумеется, отпустит с радостью! Еще и пинка напутственного выдаст, чтобы я всем разболтал, как он заставил нас поселиться в Городе циничным шантажом! И ладно б разболтал. Меня ж искать будут!»
Мысль Вайрэ, так ясна, что непонятна. Он мечтает о том, чтобы вернуться в родной мир. Как понял анон, оттуда все сбежали.
Так кому он разболтает про подлеца Ниара? Зверушкам, деревьям и цветочкам? А лучше - местной магической Хреневерти.
"Милая моя Хреневерть, нас в другом мире злой Ниар цинично за штаны шантажом держит. А если бы не он, мы бы... да мы бы рванули на Землю. На фоне Эйфелевой башни с айфона селфи заебашить."
Тут либо не хватает лора, отвечающего на вопрос, почему эти беженцы обязательно должны держаться вместе. Либо просто кривая формулировка. Может Вайрэ говорит только о своей семье.
А кто будет его искать? Пожарные с милицией? Родня, которая, по его мнению, заботятся о нем только из чувства долга. Допускаю, что после теплого разговора с братом Вайрэ качнуло в другую сторону. Такой он переменчивый.
Однако от цели ВВ не отступает, и решает спустится в Бонхард. Ему помогает тот же эльф, который дал наводку на уединенную беседку. Видимо еще один пример холодности, презрения и враждебности по-эльфийски. Этот же дядечка поясняет, как работает в Бонхарде магия:
— Бонхард — пространственно-временная аномалия, — пояснил Фарнаск. — Вдобавок имеющая собственное мнение и правила. Игры с пространством и временем под запретом. Идите, юноша, и спускайтесь в главный зал, а я пока попрошу дозорных прогулять вас по подземным красотам...
Странно, но обошлось без приступа паранойи. ВВ не подумал, что его хотят заманить в Бонхард и скормить подземным тварям. Как же так? Должно быть, где-то звезда родилась.
Конец первой главы.