ЧИТАЕТСЯ ПО САМИЗДАТОВСКОЙ ВЕРСИИ
Я читаю только половину главы, потому что она реально большая, наверное, в два раза больше предыдущей, а то и в три.
Глава 2. Мне отмщенье
В этой главе мы знакомимся с новой героиней ― Зоей. В три часа ночи она гуляет по центру Москвы.
Зоя шагала по серой – и местами грязно-розовой – плитке, которой были вымощены почти все улицы в центре Москвы. Она подняла голову и мазнула взглядом по табличке на фасаде дома – Большая Дмитровка, тринадцать. Странно, ей казалось, что совсем недавно она была на Патриарших.
Лень лезть в карту, и авторка сама москвичка, так что поверим.
На улице было темно. Зоя остановилась, достала из кармана красного драпового пальто телефон и глянула на экран.
В центре Москвы точно ночью совсем темно. И блин, авторка, что за предложение ― на улице было темно? Вот так просто, да, а показать мастерство владения словом и подбора метафор?
Дальше в огромном инфодампе мы узнаём, что Зоя часто гуляет так по ночам, выходя из своей сталинки. Она видит ночную жизнь Москвы.
Не застёгиваясь и не ощущая ноябрьского холода, Зоя бродила по узким улочкам Китай-города, лавировала между весёлыми студентами, которые выходили на крылечки баров и клубов, чтобы покурить и узнать имена друг друга – уже там, где ответ действительно можно услышать, – ёжились в коротких шубках и кожаных куртках, небрежно наброшенных на плечи, и совсем не обращали внимания на Зою. Постепенно людей становилось всё меньше, а жёлтых автомобилей с чёрной разметкой, в тёплый салон которых прыгали пассажиры, неловко забираясь на заднее сиденье и зажимая в ладонях мобильные телефоны, – всё больше. Клубная разбитная суббота отступала и отдавала бразды правления сонному домашнему воскресенью.
Честно не знаю, как оно там у вас в столицах, возможно, всё и правда. Только если авторка не очень умеет в длинные предложения, их лучше не использовать.
Разметка вроде как бывает только дорожной.
Если людей становилось всё меньше, кто прыгал в многочисленные такси? И прыгал или неловко забирался, а? Тут слегка противоречиво. Бразды правления ― канцеляризм. Почему не сказать «уступала»? Да «препоручала гуляк воскресенью» наконец?
Короче, Зоя гуляет, инфодамп продолжается. Выясняется, что Зое покоя нет уже три года. Ей противны люди, но оставаться в квартире одна она тоже не может, поэтому бегает по улицам ночью. Очевидно, что на работу ей утром не надо. В инфодампе следуют многочисленные повторы одного и того же:
Зоя старалась фильтровать чужой смех, пропускать мимо ушей дружеские радостные вопли, но всё равно они бритвой резали пространство, жгли уши и проникали глубоко в голову. Больно жалили. Зоя не хотела приходить в центр, где много людей – и много голосов, но одной в тишине квартиры тоже оставаться было совершенно невозможно. Тишина давила, словно каменная плита, – за долгие три года Зоя так и не научилась жить в тишине, в мире, где нет её голоса. Чужие голоса тоже причиняли боль, и в конце концов Зоя сообразила, что бессмысленно искать успокоения и надеяться, что хоть где-то боль утихнет и перестанет жалить её изнутри. Что в окружении четырёх стен родной квартиры, что среди незнакомых людей, – всё оставалось по-прежнему.
Авторка рассказывает, что боль ― постоянный спутник Зои, то есть она уже меняется на гнев, но всё равно постоянный спутник… так, я запутался. Опять повторяется, что Зоя часто гуляет. Теперь уже, судя по всему, говорится про день: гул толпы (Зоя с ним сливается, да, именно так), машины в пробках и такое. Обычно Зоя слушает музыку, потому что людские голоса ей невыносимы, но часто выключает музыку и всё-таки слушает. Нет, инфодамп ещё не кончился и долго не кончится.
Когда Зое становится совсем невыносимо, она забегает в переулки, где потише. Москвичи, подскажите, в центре есть тихие переулки в самые загруженные часы? Иногда эти переулки тупиковые. Опять прошу помощи ДС. В таких переулках Зоя подолгу стоит перед каменными стенами. Да, мы помним, что авторка любит ГП.
Когда этого гула становилось слишком много, Зоя ныряла в какой-то миниатюрный, будто игрушечный переулочек, в котором часто ютятся пахнущие пылью книжные магазины и барахолки. Порой из этих переулков не было выхода, Зоя заходила в тупик и несколько минут просто стояла, смотря вперёд – на каменную щербатую стену тупика, украшенную гирляндой цветных мусорных баков. В таких полуостровных переулках было тихо и спокойно. За аркой – Зоя слышала – всё ещё жили, работали, любили, отдыхали. А в этом кирпичном кармане словно застыла жизнь. Над головой медленно плыли облака, за аркой плыли люди и машины, а тут внутри всё замерло. Зое нравилось находиться в таких карманных тупиках. Она ровно дышала, и врывающийся ветер закручивал ввысь её чёрные длинные кудри, поднимал полы пальто, словно пытался сдвинуть с места. В конце концов, ему это удавалось. Вскоре и тишина переулка начинала давить на Зою, и она, поправив волосы и запахнув пальто, уходила. Голоса Москвы вновь лавиной заполняли всё её сознание, уводя за собой по шумным улицам.
Не смотря, а глядя, нужно владеть русская языка.
Мне кажется, или описывается какой-то европейский город, а?
на каменную щербатую стену тупика, украшенную гирляндой цветных мусорных баков. Я понимаю, что авторка пыталась, но блядь. Украшение стены ― это декор. Слово гирлянда подтверждает картину. Мусорные баки рушат её напрочь и за счёт предшествующей уверенности представляется гирлянда в виде мусорных баков. Эковечеринка, наверное. Нет, ну просто блядь.
Что такое полуостровные переулки? Авторка имеет в виду, что это такое ответвление, похожее на то как если бы кухонный островок присоединить к основному столу? Или переулок выступает, как полуостров? Но какой к чёрту полуостров, если вокруг сеть улиц, сеть! И переулок ими окружён! К тому же часто островами называют именно дома и кварталы сплошных домов, как в ДС2, например. И это имеет больший смысл, потому что к улицам применима метафора каналов и рек.
За аркой ― какой аркой? Каждый переулок начинается аркой? Мне казалось, переулок ― это дорога, по которой может проехать машина? Или авторка называет переулком что-то другое?
Про плыли облака, люди и машины мне нравится.
Она ровно дышала, и врывающийся ветер закручивал ввысь её чёрные длинные кудри, поднимал полы пальто, словно пытался сдвинуть с места. В конце концов, ему это удавалось. Каким образом ветер связан с тем, что она ровно дышала? При сильном ветре наоборот начинаешь немного задыхаться. Закручивал ввысь кудри ― но они и так уже барашками? Закручивал ввысь ― это когда все волосы в спираль, сильный магуйский ветер выходит. Ветер пытался сдвинуть пальто или Зою? Кажется, что Зою, потому что пальто он уже сдвинул, хотя сдвинуть пальто ― это, конечно, оригинальный подбор слов. Но дальше видно, что Зоя уходит не из-за ветра. Так что хотела сказать авторка? И запятая!!!
Ладно, дальше продолжается инфодамп. Появляется Влада.
Зоя много ходила. До знакомства с Владой она не особо любила гулять. Предпочитала проводить время в кальянных, барах, клубах и ресторанах. Ну хотя бы на выставках или в театрах! Но когда Влада, смеясь, вытаскивала её наворачивать очередные десятки километров по Москве, Зоя покорно соглашалась, протягивала в ответ руку, переплетала пальцы и чувствовала себя абсолютно счастливой.
Переплетала она пальцы явно не сама с собой, а с Владой, но отпустим эту мышь.
В голове крутились воспоминания… Нет, не правильно. Мерцали сцены из прошлого – словно немое кино, через проектор танцующее чёрно-белыми тенями на стене. И в этом фильме они были вместе. Зоя не ощущала их как воспоминания. Их не надо было вспоминать – они были всегда с ней, они жили в её голове постоянно. Эти моменты из прошлого не надо было извлекать из сознания на поверхность – порой Зое казалось, что весь мир предстаёт пред ней через призму какой-то долбаной двойной экспозиции.
Крутились воспоминания, но они были не воспоминания и их не нужно было вспоминать. Они были вместе с кем? Не знаю про экспозицию, но что-то мне подсказывает, что призма тут не при чём. И долбаной? Серьёзно? О какой стиль. Ну и орфографическая ошибка до кучи.
Зоя внезапно поняла, почему этой ночью снова опрометью вылетела из квартиры, стремясь забыться и потеряться в бесконечных извилистых тропах Москвы. Сегодня ровно три года с того самого дня. В честь годовщины Зою посещали особенные призраки прошлого. Она раз за разом прокручивала в голове ту ночь.
То есть она так любит Владу, что забыла про годовщину её смерти. Ок, так и запишем. И при этом Зоя сначала не поняла, почему выбежала. Но она же часто гуляет? Почему тут она не поняла? Тропы Москвы ― мощно сказано, не погрешила против истины, Москва когда-то правда была в лесу. Ну ок, Зоя не поняла, почему нервная сегодня, но как, если призраки стали посещать? Или посетили только когда она вспомнила? Прокручивать в голове ― о, какой незатасканный образ.
Далее в инфодампе следует флешбек!
…Сперва Зоя долго кричала. Сначала громко, потом всё тише, пока окончательно не охрипла. Потом смотрела в одну точку и методично прожигала её взглядом – в медитативных целях, с поглощающим любопытством и стремлением узнать сперва запах палёных виниловых обоев, затем крошащейся пеплом штукатурки, потом – жжёного кирпича. После Зоя легла на пол, потому что не могла больше стоять. Частично приземлилась на старый цветастый жёсткий ковёр, частично – на холодный ламинат. Голые плечи быстро покрылись мурашками. Зоя машинально перевела всё ещё обжигающий взгляд на другую стену, где зиял чёрной дырой камин. Понадобилась пара минут, чтобы в углях заплясали искры.
Так мы узнаём, что Зоя ведьма.
В медитативных целях она смотрела или чтобы всё спалить? Удалось ли ей прожечь стену взглядом? Ладно, фиг с ним, горе автор себе представляет именно так, но не будем шеймить Зою ― каждый выражает его по-разному.
Дальше внутри флешбека находится ещё один инфодамп! В нём рассказывается о том, как проводили вечера Зоя и Влада, в тепле и уюте, с пиццей и сериалами. Очевидно, у авторки небольшой опыт отношений, потому что она не знает, что проводить вечера можно за го, стрелялками, попытками построить башню из вафель и чтением треда про несчастные случаи с туристами. Кстати, не сказано, какие сериалы они любили. Просто сериалы в вакууме. Авторка вроде как любит Емца, неужели не помнит, как Арей учил Мефодия создавать яблоки?
Ладно, короче, девушкам вместе хорошо. Правда, сказано, что Влада больше любит гулять, чем сидеть дома, а дальше ― что она влюбилась в Зоину квартиру, но это мелочи.
Влада всегда разжигала камин сама. Ей нравилось наблюдать, как огонь медленно и неуверенно, а потом страстно и мощно обнимает дерево. Они сидели напротив камина, завернувшись в один огромный плед, ели пиццу, смотрели сериал. Или просто обнимались под треск поленьев.
А кстати, бывают ли в сталинках камины? Я погуглил, узнал, что да, в некоторых квартирах камины были. Но вопрос, а действующие ли они сейчас? Вот апартаменты, которые я нашёл: https://www.inmyroom.ru/posts/35346-kla … v-stalinke Камин не похож на действующий. И расположен не так, чтобы можно было уютно сидеть и смотреть сериалы. Но не будем придираться, Зоя богатая ведьма в конце концов.
Матрёшка инфодампов кончается. Зоя снова идёт по ночной улице и сжимает кулаки.
Она уже давно так сильно не злилась. Словно её собственный гнев объединился с гневом, витавшим вокруг, и создал мутный белесый воздушный кокон. Он одновременно и замедлял движения – её шаги выходили нечёткими, будто Зоя шла сквозь плотную пелену, – и ускорял их, придавая походке обрывистость, а мыслям – лихорадочность.
Такое чувство, что авторка хочет надеть всё лучшее сразу. И какой гнев там витал вокруг, там все на расслабоне из баров вываливаются? Кокон мутный и белёсый или воздушный, то есть прозрачный? Так замедляет он движения или ускоряет? Нечёткие шаги не обязательно медленные. Обрывистая походка ― это как? И как сюда лезет нечёткость? И что у Зои в голове каша, мы уже поняли. Дорогая авторка, если не получается передавать состояние персонажей, ну реально возьми Тезаурус эмоций!
Да, мы поняли.
Зоя идёт по улице, почти припадая к земле. Ползком, что ли?
всё, что угодно, лишь бы не позволить частым фонарям отразиться в лихорадочно блестящих глазах
А что случится, если они отразятся? И на улице только что было темно.
лишь бы не поддаться этому рычащему, прыгающему ощущению, что она сейчас как гепард на охоте.
Шта. Рычащее и прыгающее ощущение. Это как? Авторка не умеет определять эмоции? И выражать их тоже не очень?
Да мы поняли уже!
Зоя хочет сдержать рёв ярости и для этого открывает рот. Логично.
Из состояния такой степени гнева есть всего два выхода, которые не сведут человека с ума, заперев его душу в чёрном прямоугольнике раздрая, ненависти и бесконечной неутолимой жажды. Можно поглотить этот гнев без остатка. Впитать его в себя, как губка на раковине вбирает мыльную воду. Белая пелена распадётся хлопьями, и они ещё долго будут кружить по квартире и обнаруживаться в самых непредсказуемых местах: в жестяной банке с чаем или за спинкой дивана у плинтуса.
Даша, брось эту дрянь, пользуйся фейри.
Тогда тот огонь, который клокотал в крови и пульсировал в венах каждый раз, как Зоя сжимала кулак, сожжёт всё живое вокруг. Тогда вода, ледяной коркой сковавшая сердце, растечётся реками и озёрами вокруг.
И ещё что-нибудь вокруг.
Из баров в Столешниковом переулке гремела музыка – слишком грубая, слишком громкая, такая, которую включают ближе к утру и закрытию, когда основному контингенту танцпола уже в принципе всё равно, под какой трек обниматься, топтаться и размахивать руками.
А вот как в этой альтернативной Москве с законом о тишине, м? И почему под утро включают самое громкое? Разве не резонно всех завести ближе к полуночи? Грубая музыка это какая? Рафинированная Зоя не разбирается в музыке? И бабку Сраку чую здесь я.
Резко грохот битов усилился, а потом вновь умолк: из бара слева открылась дверь, из неё в ночь стремительно выскользнули щупальца музыки, мгновение проторчали на холоде, а затем разочарованно втянулись обратно в душный тёмный холл, запертые дверью.
Я бы подправил, но этот образ мне нравится.
Дальше авторка не знает, как ещё показать крутость и ярость Зои и потому подсовывает ей пьяную компанию мужиков, которые обращаются к ней «красотка» и свистят. Они пристают к Зое.
Каждая фраза была щедро сдобрена хихиканьем – таким маслянистым, что на нём можно было поскользнуться.
Мне нравится.
Мужики продолжают приставать к Зое. Зоя скалится.
– Милашка с зубками!
– А давай ты это в койке повторишь? Люблю, когда бабы мне такую херню говорят, когда сосут мой хуй.
– Вот-вот, шкурам только в койке и можно болтать…
Зоя втянула воздух сквозь зубы:
– Заткните рты, мудачьё сраное! И бегите, блять, пока я позволяю.
– Ебанутая сука!
«Ты не представляешь, насколько!»
Ауф! Мы помним, что Зоя ― интеллигентная девушка, по театрам там, выставкам… Ну да ладно. В этом отрывке авторка упивается тем, какая она плохая девочка, потому что использует нехорошие слова. Иногда записывая их неправильно. А вообще-то иногда лучше сосать, чем говорить! Тем более что одновременно это сложно.
Зоя срывает злость на пьяных магглах.
На автомате прошептала заклинание отвода глаз. От медиаторов оно не укроет, но от взгляда и слуха случайных прохожих защитит. Следующим усилием воли она растянула наспех сотворённую лёгкую завесу на троих мужчин. По её опыту, люди бывают очень громкими, когда им больно.
Так, значит, ужасных медиаторов она почему-то не боится.
Затем указала пальцем на говорящего. Спустя мгновение его ноги в красных ботинках взметнулись вверх, отчаянно пиная воздух, а сам мужик захрипел, пытаясь стянуть с шеи нечто невидимое, но очень даже ощутимое. Зоя повернула кисть, и удавка на шее пикапера затянулась ещё сильнее.
Иногда я думаю, что Даша любит не только ГП, евпочя.
Мужики пугаются.
Один из них дошёл до каменной стены на другой стороне улицы, упёрся в неё спиной и затравленно начал озираться, ища пути отхода. Потом он встал в стойку и приготовился драться. От первого удара Зоя увернулась, на второй выставила щит. Кулак мужчины врезался в невидимую преграду – хрустнули кости. Мужик завыл.
Он дрался с другой стороны улицы? Или Зоя к нему подошла? И какие пути отхода, у тебя улица свободна в две стороны?
Зоя на мгновение почувствовала укол совести – опять она переоценила человеческую выносливость. Правда, совесть умолкла, как только чей-то мощный удар пришёлся ей по затылку. Зоя вскрикнула, болезненно дёрнулась, развернулась, выслеживая взглядом атаковавшего. Громила на всех порах удирал от разъярённой ведьмы, видимо, посчитав, что совершил глупость и разозлил Зою ещё больше.
Так он испугался и убегал или всё же набрался смелости её ударить? Почему не стал бить дальше, она же вскрикнула и дёрнулась? Он испугался её крика? Или того, что она не упала?
Спасающийся бегством громила обернулся, наверное, чтобы проверить, как там его друзья, и как раз вовремя, чтобы увидеть, как Зоя, коротко разбежавшись, взмывает в воздух, ускоряется и летит параллельно земле, вытянув руки, а её пальто алыми крыльями развевается на ветру.
Опять длинное предложение. Пропадает фокал Зои, начинается всевидящий автор. И конечно, он проверил, как друзья, а не гонится ли за ним злая ведьма!
В общем, этого мужика она тоже курощает. Он картинно ноет.
– Пожалуйста, не надо… Прошу! Пожалуйста! Не надо… Что ты хочешь? Я всё сделаю, всё отдам, только пожалуйста… – он всхлипывал, бормотал мольбы и смотрел на Зою ошарашенным неверящим взглядом, словно сам не был до конца убеждён, что это происходит именно с ним и в реальности, а не в какой-то компьютерной игре.
Почему именно в игре? А в играх такое происходит? А авторка во много игр играла?
Зоя заставляет корни дерева оплести мужика, ранить его до крови и освобождает. Надеюсь, мужик сделал прививку от столбняка.
Зоя уходит.
На смену вырвавшегося гнева пришло опустошение.
Бля.
Конечно, Зоя уже давно не ждала, что подобные драки принесут облегчение, но всё равно чувствовала непонятное разочарование.
То есть она часто так ходит, находит жертву и измывается. Три года. Вопрос, если магический покров не защищает от медиаторов, почему Зоя всё ещё не в тюрячке? Тут даже магически выслеживать не надо ― просто по камерам посмотреть на происходящее. Маггловских ментов она тоже не боится, да?
Зоя понимает, что скоро ей снова захочется курощать.
На телефон ей приходит напоминание о завтраке с матерью. Зоя недовольна ― это дурацкое мероприятие, но надо прийти, чтобы мать не зудела.
Ведьма остановилась на углу улицы, огляделась в поисках таблички с адресом, и вызвала такси.
Пунктуация, первый класс общеобразовательной школы.
Перед визитом к матери надо было привести себя в более-менее удобоваримый вид
Может употребляться как приемлемый, но что-то мне подсказывает, что всё же оно неуместно.
Итак, это первая часть большущей главы, мы знакомимся тут с Зоей, узнаём, что она ведьма, живёт в сталинке, у неё сложные отношения с матерью, а три года назад погибла её девушка Влада, после чего Зоя слетела с катушек. Какая Зоя, мы не знаем. Какая Влада, любовь всей её жизни, мы не знаем. Она любит гулять, любит Зойкину квартиру... И это всё? Какие сериалы она любит? Какую пиццу? Как она выглядит, в конце-то концов?!
Во второй части будет завтрак с матерью и ещё новые персонажи, но пока я всё.