Что такое плохой и хороший референс? 👀
Не удивляйтесь, но их действительно можно поделить на такие, казалось бы, условные категории. Давайте сначала определимся с формулировкой "хорошего" референса.
Он должен решать одну конкретную задачу: давать вам исчерпывающую визуальную информацию о ключевых особенностях объекта, который вы хотите изобразить.
Например, вы делаете концепт, в котором есть масса различных элементов.
У нас есть персонаж - эльф. 🧝♂️ У него есть кожаный пояс, броня из металла, украшения, на которых есть камни, его плащ оторочен мехом, у него определённая внешность с определённым цветом волос. И вы можете собрать рефы под все эти ключевые составляющие. В данном случае вам важно, чтобы та картинка, которую вы получили, чётко отображала характеристики всех этих объектов.
Но что делать, если вы профессиональные рисуете (или хотите рисовать) портреты на заказ? И не вы сами себе подбираете референсы в качестве концепта - а вам присылают фотографию? Вы оказываетесь в одной из немногих ситуаций, когда не можете следовать правилу "используй больше одного рефа".
Хотя иногда бывает, что заказчик присылает несколько фото и говорит: сделайте, чтобы поза была - как на этой фотографии, выражение лица - как на этой, а платье - как на этой. Грамотный художник сумеет это сделать. Но это сложно, и когда такие заказы присылают - имеет смысл повышать цену, потому что это требует от вас дополнительного усилия.
Что такое хороший референс, например, для портрета?
Это референс, у которого очень чётко прорисованы тени, фото хорошего качества, без искажений (не селфи), без засветов (не подойдут фото, снятые ночью). Нужно, чтобы на фотографии был адекватный баланс белого, нормальный, естественный цвет кожи, достаточно хорошо прорисованные тени, приятный ракурс, в котором хорошо виден силуэт.
А что делать, когда у нас нет такого классного референса? Мы уже не берём профессиональную область, где рисуем портреты на заказ - нам необходимо рисовать персонажей самостоятельно, но при этом не использовать ни один конкретный референс...
И в этом случае мы приходим к области концептуализации рефересинга, где мы должны сами себе составить из разных референсов концепт, в котором вся необходимая визуальная информация будет присутствовать.
Именно про это я на своём курсе и рассказываю: ✔️ как собрать визуальную информацию и потом через 3D-инструменты визуализировать это всё в итоге таким образом, чтобы 3D-фотография, которая у нас получится - максимально полно давала нам всю необходимую визуальную информацию, которая нам будет нужна, чтобы собрать все кусочки пазла 🧩: и освещение, и цвет, и рисунок теней, и свет в тенях, и, разумеется, композицию.
Покажу, как это выглядит , на следующей неделе.
Оставляйте реакции, если было полезно. 👍
Когда мы говорим про авторские права в отношении референсов:
1. Если в качестве референса мы используем чью-то фотографию, и нам не принадлежат на неё права, мы не купили её на стоках или в качестве пака референсов - мы не имеем права использовать подобный исходник в качестве единственного референса, потому что в таком случае мы имеем шансы быть обвинёнными в плагиате, вплоть до судебных разбирательств.
2. Естественно, мы не можем использовать в качестве референсов чужие рисунки. То есть, мы можем опираться на них, как часть рефересинга, но это никогда не может быть основой, мы не можем их копировать. Авторские права существуют, и они существуют на концепт.
📌 Здесь важно понимать, что на исходнике важными факторами, которые мы не можем повторить все вместе, являются: цвет, свет, поза, внешность, композиция и художественные детали того, как именно реализовано вся история. И если вы взяли более 50% визуальной информации с первоисточника, - всё, это будет считаться плагиатом. Конечно, доказывать всё довольно сложно, но даже сам факт подозрения в плагиате может стоить вам репутации.
3. В каких случаях вы можете использовать референс целиком, никак не разбирая на детали?
Например, если вы официально купили какой-то пак референсов, которые люди продают именно для этой цели. Там, как правило, будет указано, как это можно использовать. Обязательно читайте сопроводительные документы к таким пакам, потому что там описывается условия использования, в том числе коммерческие, в каких случаях и как вы можете использовать изображение из этого пака. Там могут быть какие-то ограничения, например, Вы можете использовать как угодно, но обязаны всегда упоминать автора этого пака. бывает те, которые вообще. Бывают те, которые вы можете использовать в своих личных работах, но не можете использовать, например, для коммерческой реализации (другие примеры в подкасте).
Если же вы нашли красивую картинку в пинтересте, даже если там не написано, чья это картинка, в свободном она доступе или нет, кто автор - это не означает, что эта картинка можно использоваться свободно. Если что-то лежит в интернете, это ещё не гарантия того, что через какое-то время, если вы её использовали без изменений, к вам не придут люди и не подадут на вас в суд, особенно, если вы с этой картинкой что-то продавали, например, принты или сделали с ней обложку. В таком случае, это вообще может быть большой проблемой. Если вы выполнили заказ, использовав референсы таким образом и этот человек с вашей картинкой продал книжку, проблемы будут и у вас, и у этого человека, и у издательства, которое эту книжку выпустило, а у вас будет огромная проблема с репутацией.
✔️ Проверяйте источники всего, что вы используете в своих коммерческих работах, начиная от того, что шрифты обязательно должны быть купленные, нельзя использовать текстуры или какие-то элементы для фотобаша, если вы не уверены в том, что они бесплатны и открытые для использования. Всегда смотрите, что откуда скачиваете и что вы откуда используете. Это критично важно для профессионального иллюстратора, потому что "прилететь" вам может спустя очень долгое время.
У меня, например, была история, не про референс, а про элементы изображения: я в одной из своих работ использовал рамочку, которую скачал на сайте, где было написано что всё Royalty Free - я использовал её как часть моего оригинального изображения.
И мне пришли гневные комментарии: - Это воровство, мы видели эту рамочку у художника, а вы использовали часть чужой работы. Я нашёл это это художницу на DeviantArt, написал ей, что не знал о том, что это её работа, указал сайт, на котором я скачал эту рамочку и уточнил, могу ли это как-то компенсировать? Мне повезло, потому что он мне сказала, что всё окей, удалять работу не надо, рамочку можно использовать. Я указал на этой картинке, что рамочка использована с разрешения такой-то художницы, и ко мне вопросов больше не было.
Эта иллюстрация не была коммерческой. Если вы делаете что-то коммерческое, обязательно всегда эти моменты отслеживайте, будьте крайне аккуратны.
Самостоятельный рефересинг, то есть способность, умение создавать самостоятельную композицию и концепт из различных референсов, ни один из них не повторяя точно - критично, потому что это защитит вас в дальнейшем от исков, скандалов, проблем и репутационных потерь.
📆 Дайджест за неделю
Если вдруг вы что-то пропустили, то в канале были:
🗓 Подборка материалов канала: всё полезное за всё время, что он ведётся.
Про «обмазки», нейросети и обработку: 🗣 обсуждали, как вы относитесь к фильтрам и «обмазкам», к тому, что при создании работы автор использует обработку или нейросети, и моё мнение по этому поводу
Лонгрид о насмотренности: приятного чтения
Подкаст про то, что такое рефы и нормально ли ими пользоваться?
Пост и подкаст (если удобнее слушать, а не читать) о том, зачем нужны референсы.
Подборка мемов: тут 😃
Интерактив: делимся в комментариях своим творчеством, поднимаем друг другу актвиность в соцсетях. Завтра (в среду) выйдет такой же пост с рсунком, который наберет больше лайков)
Пост и подкаст ( кому как удобнее): как с рефами лучше всего работать
В каких стилях используются референсы: пост тут
Вопрос с подвохом: сколько нужно референсов?
🗂 Как должна выглядеть папка с рефами и как не сохранять себе всё подряд?
Что такое плохой и хороший референс? 👀 Текстом тут, подкаст, если удобнее слушать - тут.
Подкаст про авторские права, и коротко (ха-ха) о том же - текстом, ч. 1, ч. 2.
P. S. Дальше нас с вами ждут 3 дня про то, как всё, о чём я рассказывал в теории, происходит на практике. Покажу, расскажу и дам попробовать разберу ваши работы.
⚠️⚠️Вечером выйдет пост, под которым я предложу вам оставить свои рисунки для разбора.
Для разборов 🔎
Друзья, если вы считаете, что у вас были или есть проблемы навыка работы с референсами (и вы считаете, что я могу вам помочь разобраться), вы можете оставить в комментариях к этому посту
1. Свою работу, по которой хотите разбор вида «что бы улучшил и дополнил Ян в плане работы с рефами»
2. Референсы, которые вы использовали (если сохранились)
3. Описание проблемы или ситуации, в которой «застряли» (опционально)
Выберу по 2-3 работы в день и несколько дней буду разбирать. 🤓
Те, кто меня знают — подтвердят высокую ценность таких разборов (⬅️вот как это было прошлый раз).
Буду рад оказаться полезным.
Поехали! ⬇️
📝 Создание рефа под свои задачи выглядит как подборка изображений с нужным визуалом и моделирование на их основе 3D-сцены.
Программы, в которых есть готовые 3D-материалы с моделями, доступными для модификации (⤵️ постановки в нужный ракурс, позу, обстановку, 💡 редактирование освещения), открывают буквально новый мир возможностей по ускорению и упрощению задач художника для созданию иллюстраций.
Что это за программы? На курсе мы будем разбираться в следующих:
🧑🏻💻 PureRef
🧑🏼💻 Clip Studio Paint
🧑🏽💻 DAZ 3D
Их больше, но эти, по моему мнению, закрывают весь спектр вопросов по созданию своих рефов.
PureRef работает с «плоскими» изображениями в 2D и помогает:
✔️ собрать все референсы на одну доску в коллаж
✔️ хранить все изображения в одном файле
✔️ кастомизировать параметры референсов (размер, вращение, прозрачность)
🤓 Функционал DAZ и Clip Studio позволяет работать с объёмными изображениями в 3D, а также скачивать и использовать множество ассетов: модели, позы, вещи, прически, локации и другие дополнения.
Референсинг — это буквально планирование вашей работы. Именно на этапе референса рождается концепт вашей иллюстрации.
Завтра продемонстрирую возможности этих программ на примерах своих работ.
P. S. 📌 Как выглядит непосредственно работа в них — показал на видео.
Успешный художник, богатый иллюстратор:
💫 Как больше не зависть от чужих фотографий и авторских прав на них?
На рисунках процесс в два шага: от 3D-наброска до финальной иллюстрации.
Это пример того, как можно создать себе референс для любого персонажа или сцены.
Тут реф собран очень приблизительно — я сделал это намеренно, потому что довольно часто делаю их не точно, а наброском, чтобы было пространство для фантазии. Но при желании можно сделать и точно.
📌 Сделано в DAZ 3D.
Как вам кажется, это удобнее, чем опираться на 100500 картинок, ни одна из которых не подходит на 100%?
📚 Подкасты по теории работы с референсами тут, если кто-то пропустил.
Между тем, за ночь нас стало больше 1000!
👋 Рад всем новоприбывшим. Вот ссылки на два поста-оглавления, чтобы вы могли сориентироваться:
🗺 Подборка материалов канала: ссылки на полезные посты, эфиры и материалы
🗣 Подкасты и тексты про референсы + 🔗сайты с референсами, список в этом посте.
Чуть позже выложу подборку постов, иллюстрированных примерами того, как я работаю с референсами (или можно полистать выше, это последние несколько постов).
❣️ А пока предлагаю познакомиться:
Кидайте в комментариях свою самую любимую работу, пишите, как к вам обращаться, пару слов о себе и откуда вы (по желанию).⬇️
P. S. Прошу придерживаться правил поддерживающего, экологичного сообщества: здесь приветствуют уважительное, спокойное общение и не приветствуется пассивная агрессия и критика без запроса.
Доброе утро!
Обещал подборку постов за последнее время:
🎞 Как выглядит создание рефа под свои задачи (видео работы в программе + пост: чем пользуюсь я, что оно умеет)
⤵️ Шуточный пост про то, как НЕ надо работать с 3D (с намеренно ужасной озвучкой, берегите уши). Завтра удалю.
💻 Демонстрация возможностей программ, иллюстрированная этапами моей работы:
📘 Например, от подбора рефов до обложки книги
📕 От смоделированной 3D-сцены до ещё одной обложки
🖌 Техника «небрежного» 3D-моделирования, чтобы оставлять простор для фантазии.
Дайте знак (поставьте, например «👍») если такие посты-оглавления лично вам нужны и удобны.
#мемы #подборка #полезное
Последние приготовления...
И я вам кое-что покажу. 🤩
UPD: в комментариях наш план практикума по рефересингу.
Сколько времени вы тратите на одну иллюстрацию? ⏳
Зависит от задачи, но многие из нас, работая по 4-8 часов в день, справляются в лучшем случае за пару недель, чаще за месяц, особенно если речь идет о сложной, многоплановой иллюстрации. А многим просто страшно за них браться. Не потому, что плохо или медленно рисуют, а потому что перед созданием своего рисунка, в том числе, мы ищем материалы, на которые будем опираться. Или делаем несколько подходов к «белому листу», пока не придёт подходящая идея – если пытаемся рисовать «из головы».
В последние 2 недели я опубликовал много материалов на тему, чтобы вы имели возможность познакомиться со мной, моим подходом, моими знаниями и навыками - у меня всё готово, и я приглашаю вас на свой практикум по рефересингу.
Я могу помочь вам в разы ускорить процесс создания своих артов, используя всего два инструмента: ✌️доску для референсов и 3D-модели.
🔥 Вы больше не зависите от чужих фотографий и не ищете ту самую, подходящую. Вам не нужно ждать вдохновения и идей, чтобы начать рисовать. Вы будете точно знать, что и как нужно делать, чтобы в максимально короткие сроки пройти от чистого листа до конечного рисунка.
🔗 Подробности у Вангоши, план – в комментариях в предыдущему посту.
Добро пожаловать, буду рад помочь вам прокачать свои знания и навыки! Жду на практикуме!
P. S. Несколько человек уже вписались, не дожидаясь официального приглашения! Я ценю ваше доверие. 💔
Для вас и ещё первых
1️⃣5️⃣ участников, которым не нужно объяснять, кто я и насколько это важно – традиционно бонусы:
1. Я расскажу о вас и вашем творчестве в своих соцсетях, суммарно на аудиторию больше 20 тысяч человек. Меня читают заказчики и издательства, есть шанс попасть им на глаза.
2. К каждому уроку у вас будут дополнительные материалы – на то, чтобы собрать их в одном месте, мне понадобилось 5 лет. Вы сможете воспользоваться уже готовыми инструментами.
3. И, наконец, вам будет доступен чат художников – наша доброжелательная тусовка, где мы общаемся, поддерживаем и помогаем друг другу.
В общем, добро пожаловать, буду рад помочь вам прокачать свои знания и навыки!
Пишите Вангоше, он всё расскажет! Жду на практикуме!
Почему использовать генерации АИ в качестве рефов — идея так себе? 🤔
Мне прислали ссылку на обучение генерации картинок в AI с вопросом — почему так делать не стоит. Продублирую свой подкаст на эту тему. 🤦👇
Как в разы облегчить жизнь художнику-иллюстратору
⤵️ Любая поза, любой ракурс, любой свет – больше не проблема
📅 Часы и даже дни вы сэкономите на поиске подходящих картинок — а значит быстрее выполните заказ и сможете взять новый
© У вас не будет проблем с копирайтом и авторскими правами. Вообще.
И самое главное – с этого начинается художественность процесса. Потому что 3D-модель за вас никто в нужную позу не поставит, нужное выражение лица не придаст и определенным образом не осветит.
Что конкретно мы будем делать?
✔️У меня есть чёткий пошаговый план: какие навыки нужно освоить, чтобы на выходе быстро и качественно искать и использовать референсы, а также создавать свои оригинальные иллюстрации.
‼️ Кроме того, практикум поможет быстрее выполнять заказы и взаимодействовать с клиентами.
Бонусы первым вписавшимся - 👉тут.
🔗 Подробности у Вангоши, план – в комментариях в предыдущему посту.
Жду на практикуме!
- Где брать референсы?
Отличный вопрос.
Мой список в посте-ссылкосборнике, вот он 🔼
Делюсь парой моментов с практикума
👨🏻💻 Программы, про которые мы будем говорить
pureref.com
www.clipstudio.net
daz3d.com
Важно: если у вас не скачиваются или не открываются эти программы, вам понадобится VPN. 🌏
Вот 3 сервиса, любой из которых поможет скачать и запустить программы:
1. freevpnplanet.com›ru/
2. https://hola.org/
3. https://t.me/highloadofficial
Внимание: программы устанавливаются на компьютер, и далее весь трафик идёт через них – на все сайты и во все программы вы будете заходить из, например, Нидерландов. Или Германии. Учитывайте это в своей работе и при необходимости своевременно отключайте VPN.
🖌 Про DAZ для тех, кто в ней не работал:
Программа ставит три приложения: DAZ Install Manager (менеджер у установки), Daz Central (загрузчик) и сам DAZ Studio (основная программа).
Для России мы делали так:
1. Поставить VPN на компьютер. Запустить.
2. Зарегистрироваться на сайте daz3d.com
3. Скачать программу-загрузчик и менеджер установки
4. Залогиниться в программе и менеджере установки
5. Закрыть программу и менеджер установки
6. Зайти на сайт daz3D и найти себе нужные ассеты.
7. Ввести данные (Россию тоже можно, только желательно по-английски)
8. Загрузить ассеты с помощью менеджера установки
Если будете пробовать — напишите, как успехи.
P. S. Я как всегда пытаюсь впихнуть невпихуемое, так что первый урок практикум у меня состоит из двух частей вместо одной. 😁