Псевдонаучность и немного виноватого сопения:
— А может, дело не во внешней одинаковости, а во внутреннем единстве явлений… в том, что сцепление — живое…
— Это когда одна живая душа тянется к другой, в точности похожей, — вставил Мак. Наткнулся на взгляд Мира и засопел: — Ну ты чего? Я же никаких секретностей не выдаю, это же не устройство антихроноскопа… Ты же сам говорил… Ты лучше расскажи про Эльфокрыла…
Да-да, это снова прием «сказка во вроде бы реалистическом произведении».В «Журавленке и молниях» сказка о Золушке была хороша, а дальше – всё хуже и хуже.
— Просто сидели недавно вечером вдвоем и болтали про всякое про такое… Мол, есть где-то за миллион парсеков планета, похожая на нашу, и там такие же, как здесь, люди. И есть среди них мальчишка, похожий на одного из нас. Ужасно любопытный и все время в книжки зарывается с головой. Так, что одни пятки торчат наружу…
— Это он — Эльфокрыл? — с удовольствием спросил Элька. Задрал ноги, стряхнул сандалеты и подставил голые пятки солнцу.
— Он самый, — согласился Мир. — И жил он в общем-то нормально, без больших печалей, маму-папу не огорчал двойками, с приятелями играл в кольца-прыгалки, читал романы «Дети капитана Врунгеля» и «Три робинзона»…
— Таких нету… — сообщил Эльф.
— Здесь нету, а там есть… И вот однажды Эльфокрыл увидел телепередачу про квантовое сцепление живых душ. Это было начало. А продолжение появилось во сне. Будто живет на дальней планете похожий на него, на Эльфокрыла, первоклассник. Так же не любит математику, зато любит книжки, и когда читает что-то интересное, становится над книгой на четвереньки так, что торчит наружу круглое место с вышитым на штанах гномом по имени д’Артаньян…
Ну и т.д. Кстати, какие положительные герои у Крапивина любят математику? Я вспоминаю только Славку из «Троих». Физику и химию тоже не любят и хватают трояки. Гуманитарии, в общем. Как это сочетается с интересом к кораблестроению, судоходству, астрономии, кибернетике и т.д. – чёрт знает.
Соскучились по новым героям? Их маловато в нетолстой книжке? А вот!
Они и правда вскоре встретили незнакомого мальчишку. И он в самом деле не был похож на Эльфокрыла. И не было в нем ни капельки инопланетных признаков. Этакий пацан с намеком на безнадзорность. В сизом обвисшем свитере, в порванных джинсах, в расхлябанных кроссовках. С темными волосами, обрезанными ниже ушей, с хмурыми глазами, под которыми лежала легкая тень. Ростом он был с Мака.
— Эй! Постойте, дело есть…
Все разом обернулись. Мальчишка не понравился. Не потому, что вид потрепанный, а потому, что смотрел непонятно — со смесью дерзости и боязливости.
Мальчишка спросил, глядя исподлобья:
— Ты брат Мирослава Рощина?
— Да… Ну и что? — И толкнулся страх: — С ним что-то случилось?
— Нет… Не думаю… Я хотел с ним поговорить, да не знаю, где найти… — Теперь глаза мальчишки были уже не такие сумрачные. Слегка виноватые даже. И он сказал опять: — Дело есть…
У мальчика на плече висела холщовая сумка с черным рисунком — парусник времен Магеллана. Мальчик вынул из нее плоский газетный сверток, сдернул газету, скомкал ее, сунул в сумку. В руках у него оказалась темная узкая книга с обугленным уголком.
— Эта? — спросил мальчик и протянул Маку.
Книга была эта. На серо-коричневом переплете тянулась по диагонали надпись: «МОРСКIЕ РАЗСКАЗЫ». А вверху — имя автора: «ДМИТРIЙ ЛУХМАНОВЪ».
«А может, не та, а просто такая же?» — мелькнуло у Мака. Он рывком откинул корочку. На первом листе чернел знакомый по ксерокопии почерк: «Владимiру Андреевичу Шателенъ в знакъ глубокаго уваженiя…»
…
— Это правда редкая книга?
— Еще бы, — сказал Мак. Быстро и честно. — А ты что хочешь с ней делать?
— Продать, — отозвался мальчик, будто о породистом щенке-найденыше или пойманном голубе.
У него словно проклюнулись сквозь свитер колючки. И у Мака мелькнула мысль, что мальчишке подошла бы кличка Шиповник.
Ну как же минуту до знакомства обойтись без клички!
— Да! Сколько ты хочешь за эту книгу? — деловито вмешалась Маша.
— Ну… понятия не имею… — Он поднял глаза, но смотрел не на ребят, а в сторону.
Данька вдруг проговорил, не скрывая недовольства:
— А ты «поимей понятие». И скажи.
Шиповник посмотрел в другую сторону.
— Я думал… может, тыщи три…
Неплохо, неплохо. Особенно по ценам 2013 года.
А в голове прыгало: «Но нельзя же упускать книгу! Ни за что на свете! Может, позвонить Лиру? Лир, наверно, найдет деньги, но…»
Это «но» оказалось как тормоз. Как песок на ледяной горке или деревянный кубик в пищеводе. Не заскользишь, не проглотишь. Да, можно пойти к старику Лиру, и он, конечно, обрадуется известию о книге, и, скорее всего, раздобудет нужные деньги. Правда, книга сразу станет полностью его, а не общая, но это не так уж важно. Главное, что нашлась! Каждый сможет посмотреть, прикоснуться и как бы вдохнуть воздух тех давних времен. Однако «тормоз» царапал сознание: «Это не так, не то, не надо». Такую книгу можно принести старому владельцу как радостную находку, как добычу, как разгадку тайны. А как товар — нельзя. Липла к этому какая-то обида…
Ну да, нам не деньги раздобыть трудно/тупо жалко, а это просто не духовненько.
Эльф с Данькой вместе, плечом к плечу, подошли к мальчишке (он даже вздрогнул), и Данька сказал тонко и решительно:
— Слушай, нет у нас денег! Давай меняться!
Шиповник с книгой, кажется, не удивился.
Сразу спросил:
— На что?
— Вот! — Крылатый Эльф рывком расстегнул рубашку с гномами, сдернул с шеи медный монокуляр, который висел на шнурке. — Смотри! Это половинка бинокля. А вторая — у него… — Эльф обернулся к Даньке.
Тот уже вынул свою половинку из рюкзачка.
— Смотри, — снова сказал Эльф мальчишке. — Это морской бинокль, старинный и дорогой. Такие стоят не меньше трех тысяч, мы с папой видели в комиссионке. Будет справедливо: книга морская и он морской…
Шиповник по виду – явно нищеброд, если вообще не беспризорник. Ему деньги нужны на жратву и курево. Но во вселенной Крапивина даже малолетние бомжи – романтики!
— Подожди, — насупленно сказал Шиповник. Книгу он держал под мышкой, а половинки бинокля баюкал в руках, словно хотел узнать: какая тяжелее?
Все смотрели на него, ждали. У Маши было такое лицо, словно ей хотелось заплакать. Кажется, она жалела бинокль больше всех. Но не сказала ни словечка.
Шиповник вложил одну половинку в ладони Эльке, другую — Даньке.
— Не… Я не буду меняться…
— Но бинокль ведь правда морской… — жалобно сказал Данька.
— Да хоть какой! — хмыкнул Шиповник. — Я вам книгу и так отдам, без него…
Все помолчали слегка обалдело. Потом Данька прошептал:
— Даром, что ли?
Мальчишка ухмыльнулся снова:
— Хитрые какие!.. У вас найдутся сто рублей?
…
Казалось, теперь можно и разойтись, но как-то неловко было. Словно пришлось бы разорвать какую-то ниточку. «Надо сказать что-то, — подумал Мак. — Но что? „Спасибо за книгу“?» Он спросил, одолев неловкость:
— Послушай, а почему ты… так?..
— Что? — опять насупился Шиповник.
— Ну… сперва «три тыщи», а потом почти задаром…
Шиповник зачем-то одернул свитер, от которого пахло никотином. Криво улыбнулся:
— Да пошутил я насчет тысяч.
Cмищная шутка. Наверное, мальчик из фика Водолейса сбежал.
Сто рублей ему нужны, чтобы купить розы для покойной мамы.
— Я раз в году, если деньги есть, покупаю цветок и иду вон к той церкви… — Он мотнул головой. Спасская церковь, узорчатая, стройная, гордость города, поднимала белые башни и золоченые маковки в двух кварталах отсюда, над тополями, которые пока еще не успели спилить. — Там в кустах стоит крест. Когда церковь ремонтировали, под ней нашли несколько тел, неизвестно чьи. Там и похоронили…
— Это жертвы репрессий, — сказал Мак. — Мир рассказывал…
Шиповник кивнул:
— Наверно. Только без имени… А если без имени, то можно считать, будто памятник всем погибшим… Ну и вот…
Дети вместе относят цветы. Знакомство.
— Очень просто, — сразу откликнулся Шиповник. — Егор Егоров. Легко запомнить… «Егоров, к доске!.. Егоров, кто за тебя будет решать задачу?.. Егоров, будешь болтать — позвоню родителям…» — Он поймал удивленные взгляды, досадливо объяснил: — В школе ведь почти никто не знает, что мамы нет, а отец болтается неизвестно где. А родители приемные. Называется «патронажная семья»…
— Худо живется? — прямо спросил Мак.
— Наоборот! — вскинулся Егор Егоров. — Прекрасно живется! Все танцуют вокруг меня, как у новогодней елки. Дядя Вова, тетя Надя, их взрослая дочка. «Егорушка, Егорушка, почему ты опять выпускаешь колючки?..»
«Все-таки Шиповник», — подумал Мак.
— Ну, я стараюсь не выпускать, даже мурлыкаю, будто домашний кот: все, мол, хорошо…
«Если „танцуют вокруг“, отчего же не дадут нормальную одежду?» — чуть не спросил Мак.
И Егор будто учуял этот вопрос.
— Думаете, почему в такой хламиде хожу, если из благополучной семьи? И почему воняю сигаретами? Я это рубище у соседского парня беру напрокат, чтобы на улице не придирались всякие бомжата и гопники. Так я будто один из них… — Он посмеялся, но без веселья. — И по кострищам лазить удобно, и… книжками спекулировать…
Чувак какой-то стрёмный. А у Крапивина опять хорошая приемная семья, а не злодей-отчим/сука тётка, за что ему спасибо.
— У деревни Старый Бор есть детский лагерь «Золотой якорь». Я туда ездил в прошлом году. Меня хотели взять с собой к морю, в Евпаторию, но я запросился в лагерь.
— Почему? — удивился Элька.
— Ну… так. Чтобы отдохнуть… от патронажной любви. Только там все оказалось не по правде. Обещали, что будут паруса и яхты, корабельные походы, а на самом деле смех один.
— Не было яхт? — посочувствовал Данька.
— Были. Только без парусов, маленькие. На них даже катали два раза. Прицепят веревкой к моторке и туда-обратно, от берега до берега… «Дальний корабельный поход»… В этом году поеду снова.
«Вчера изнасиловали. Сегодня изнасиловали. Завтра опять пойду». Пардон, не удержалась. А сиротка нравится мне всё меньше.
— Потому что где-то там все равно есть паруса. В каких-нибудь кладовках. Можно отыскать. Или самим сделать из простыней… Главное, найти верного помощника. В прошлом году был один, первоклассник Андрейка Санников, но его родители раньше срока забрали из лагеря… Ну, на этот раз, может, повезет…Надо, чтобы вечер был темный и ветерок подходящий. И спутник надежный… Сели — и в путь…
— И потом вас попрут из лагеря, — сказал Мак.
— Ну и пусть. Это ведь уже после плавания. Можно будет вспоминать, что оно было…
Мозгов сиротке не довезли. И совести тоже.
— А если перевернетесь и потонете? — забоялась Маша.
— Да там от берега до берега десять метров…
Мак нахмуренно спросил:
— А ты умеешь управляться с парусом?
— Я всю зиму про эти дела книжки читал…
Вы не забыли, что у нас очередная Чрезвычайно Важная Находка? Друзья уже в обновленном составе в очередной раз идут к дядюшке Лиру.
Старик оказался дома и готов был принять. Пришли, поскидывали у порога башмаки, расселись кто где. Егор держался позади. Украдкой оглядывал стены с фотографиями. Мир решительно вытащил его вперед и поставил перед собой. Лицом к Дядюшке Лиру. Сказал со сдержанной торжественностью:
— Константин Петрович, этот человек нашел ту самую книгу. Настоящую. И подарил нам…
Но я об этом захватывающем сюжетном повороте упомянула, потому что тут стихи!
Я видел сон: мне снилось, будто я
На корабле в далеком теплом море,
И волны, ласково вокруг меня шумя,
Несутся вдаль, играя на просторе…
Мир сказал, что попросит Зоечку Вертицкую сочинить на эти строчки романс.
Правильно, не пропадать же добру.
Поводы для конфликтов с учителями всё смехотворнее.
Мир рассказал, как недавно поспорил с завучем Еленой Викторовной.
— Она заявила, что «роман Брендбери „Вино из одуванчиков“ — алкогольная пропаганда. Я прочитала и поняла! Они там делают из этих цветов спиртные напитки!»
Затем Мир взял гитару и спел песенку, которую сочинила Зоечка Вертицкая. Про сапоги. Песенка была не морская, зато новая:
Три сапога бывают тоже парой,
Когда они шагают дружно в ногу.
И парой может быть один сапог,
Когда дает заслуженный пинок.
Помните, как Мак не попал в путешествие на паруснике, о котором давно мечтал? И отказался от предложенной Лиром замены по дебильной причине?
— Константин Петрович… мы с Маком решили спросить… насчет «Фиты»… На ней еще есть место, которое было для меня? Или уже занято?
— М-м… Я не знаю. А что, вы передумали?
— Мы передумали не для себя, — скованно сказал Мир. — Мы про Егора Егорова. — Вот человек, который по правде не может без парусов…
— Чего доброго, пустит на паруса казенные простыни, — добавил Мак. — И угонит лагерные яхты куда-нибудь в Сингапур…
Константин Петрович Удальцов не стал говорить много. Он поскреб желтым от табака пальцем татуировку со знаком «Фиты» и пообещал:
— Поговорю с капитаном Чуком. Вдруг что-нибудь получится…
Забегая вперед, можно сказать, что получилось. В августе открылось Егору Егорову большое море. И были у Егора белые паруса, брызжущая навстречу синева и шипучие от пены рейсы вдоль черноморских берегов…
Так мечтал Мак о па-ру-сах или не мечтал? Почему вместо себя сунул левого парня? Если ему это не нужно - из-за чего вообще вся эта Санта-Барбара с украденным злобной чиновницей путешествием?
Здесь можно было бы закончить эту историю. Но есть еще один эпизод — он просится в отдельную главу.
Рано радовались, хе-хе.
Однажды на перемене, на солнечном школьном дворе, Данька с разбега наткнулся на Машу, и она сразу сказала:
— Стой… А почему у тебя на щеках полоски? И колечки размытые?..
Данька часто задышал, сердито задергал кромки «барабанных» шортиков.
— Плакал? — осторожно спросила Маша.
Данька не стал отпираться — кивнул.
Маша взяла его за плечо, отвела в тень школьного забора.
— Говори…
Данька добавил еще две полоски на щеках и рассказал.
Виноват был учитель ОБЖ. Бравый дяденька, по прозвищу Барклай. Тот, который ведал военным делом и «основами безопасности жизнедеятельности». Старшеклассников муштровал на школьном плацу и в «оружейном» кабинете, а с младшими любил затевать военные игры и смотры строя и песни. У него была похожая на яйцо голова с залысинами, бледные глаза и стройная офицерская фигура, которую немного портила чересчур широкая часть ниже поясницы. Чтобы замаскировать ее, Барклай носил старомодные брюки галифе (как в давние военные времена). Поэтому старшеклассники расшифровывали слово ОБЖ по своему: «одна большая…» Они не любили учителя за его чересчур офицерские замашки и чрезмерную крикливость. За обещания: «Вот попадете в гарнизон, там с вас соскребут гражданскую кожуру!» Свое прозвище Барклай получил за то, что «портретом» похож был на знаменитого генерала времен войны с Наполеоном.
…
Стрелять из «воздушек» Барклай давал не всем. Из пятиклассников и шестиклассников он набрал команду «Снайперы». Эти стрелки должны были участвовать в межшкольных соревнованиях «Зарница», которые планировалось провести в середине июня — по программе летних школьных лагерей.
Данька Заборов попал в «снайперы» чудом. Однажды команда тренировалась за школьным гаражом: стреляли по скатанным из газетных обрывков шарикам. Данька осторожно подошел к стрелковому рубежу (не знал, можно ли), посмотрел. Стреляли плоховато. Где-то одно попадание из пяти. Барклай сердился и щелкал себя длинной указкой по блестящим сапогам. Данька тихонько, почти на цыпочках, подошел ближе. Барклай оглянулся на него с расстроенным лицом, словно хотел пожаловаться: «Видишь, какие мазилы!»
Данька осмелел и сочувственно сказал:
— Надо, когда жмешь крючок, задерживать дыхание, а они пыхтят, как паровозы.
Как вы догадываетесь, Данька проявил меткость в стрельбе и стал «снайпером».
В злополучный для Даньки день Барклай сказал, что пора учиться стрелять не по бумажным шарикам, а по настоящим мишеням. Кнопками пришпилил к забору белые квадратики с черными фигурками. Казалось бы, ничего особенного, но фигурки были человечьи. Силуэтики по пояс, в касках.
Данька потоптался на стрелковом рубеже и положил ружье. Сказал вполголоса:
— Не… я не буду…
— В чем дело?
— Там люди нарисованные… Я не хочу в людей…
Ну, не знаю. Я сама в свое время отказалась играть в «Зарницу» (потому что идиотское занятие для взрослых двенадцатилетних лбов. И вообще, я не хотела, чтобы меня всякие хватали за погоны), но тут конфликт тоже какой-то надуманный. Отказался бы мальчик стрелять по птицам. Или расстреливать пластиковыми пулями провинившегося товарища. На худой конец – портрет оппозиционного политика. А то – чёрные силуэты… (с которыми, кстати, в «Синем городе» боролись как с врагами-НЁХом)
— Ты исключен из стрелковой команды! — гаркнул ОБЖ. — Пошел отсюда!.. Постой! — Он шагнул к Даньке, сдернул с него лоскутные погончики. Они держались слабо, оторвались легко. Барклай сунул их в карманы галифе, а потом рванул с форменной рубашки барабанщика георгиевскую ленточку. — Теперь убирайся!
Погоны — это ладно! Пусть! Но ленточка — она же награда! Эти награды, полученные от ветеранов, барабанщики носили до сих пор!.. Какое он имеет право!
Надеюсь, когда Петрович это писал, ленточка не имела такого одиозного значения. А то навевает мысли о многочисленных «Приключениях попаданца-ополченца ДНР в альтернативной вселенной». В которых ленточка – святыня почище нательного креста. Вот это всё:
(не укросрач, книжка реальная. Таких много. Очень много).
— Я недавно кино смотрел про борьбу с террористами. Там была специальная спецназовская группа, в нее записалась одна девушка. Она все так хорошо делала, всякие приемы карате и вообще… И стреляла лучше всех. Только, если на мишени человек, не могла попасть. Командир начал на нее орать, а она говорит: «Не могу, потому что кажется — если попаду в нарисованного, где-то погибнет настоящий. Непонятно какой — плохой или хороший, мы ведь не знаем…»
Мир кивнул, оглядел ребят.
— Наверно, так может быть. Если вступает в силу живое квантовое сцепление… У Брэдбери есть рассказ. Там фермер косит густую пшеницу, а на лезвии косы выступает кровь. И где-то умирают люди…
Мальчик, Брэдбери - это фантастика. А с такими взглядами на жизнь вообще ничего делать нельзя. А то ты воду в унитазе смоешь – и в Индонезии наводнение.
Друзья направляются к солдафону за ленточкой. Тот не отдает. Просят помощи у учителя Брагича.
Перед началом уроков он пригласил Барклая из учительской в коридор. Встали у окна. Брагич очень миролюбиво попросил:
— Анатольич, отдай мальчику ленточку.
— Что-о?! — отозвался Барклай тем же тоном, что и в разговоре с Миром.
— Просто он смотрит на мир не твоими фельдфебельскими глазами. Не только через прорезь прицела… А ленточка не твоя. Ты ограбил мальчишку!
— Я лишил его воинского знака. Он его не достоин!
— Не тебе судить!
— А кому? Если он трус!
— Был бы трус, не посмел бы спорить с такой гориллой, как ты!.. Семен, отдай ленточку. Или дойдет до директора.
— Вот я испугался!
Брагич задумчиво спросил:
— Семен, помнишь, в шестом «А», где мы с тобой учились некоторое время, Сева Громов при всех набил тебе морду за гнусное поведение? А девчонки лупили тебя рюкзаками по ОБЗ. То есть по заднице. Я тогда пожалел и заступился. Теперь понимаю, что зря…
— Не помню… Ты?! Заступился?! Очкастый дохлятик, «мамина радость»! Вот загремишь летом на военные сборы, там с тебя соскоблят штатскую шелуху! Я поговорю с кем надо…
— Дурак. Я свои сборы отгремел уже на всю жизнь, спроси у врачей. И не отсиживался за спиной у зятя-полковника.
— А я отсиживался? Ты знаешь?
— Все знают… Барклай, отдай ленточку по-хорошему…
Барклай, глядя в сторону, выдернул из кармана черно-оранжевый бантик, кинул на подоконник. Бантик сорвался, упал на пол. Барклай повернулся и пошел прочь.
Как я поняла, травестийно обыграны многочисленные эпизоды из книг Крапивина про несправедливое исключение из пионеров. Только ленточка на пионерский галстук не тянет, даже подаренная.
Описание праздника, напоминающего гей-прайд нечто среднее между парадом на День благодарения и монстрацией.
Этот праздник состоялся первого июня, в День защиты детей, когда наконец-то начались каникулы. И снова был парад, но уже не на стадионе, а на центральной площади города. Опять впереди колонны сороковой школы шагали барабанщики. Они успели порепетировать и на этот раз маршировали четче и дружнее, чем прежде. Ими командовала Маша Чешуйкина.
На этот раз над колонной не было боевых самолетов и танков. Каждый нес что-то праздничное: разноцветные шары, плакаты со сказочными персонажами, чучела радужных птиц и оклеенные фольгой летающие тарелки.
Элька организовал «гномью команду». Его приятели-первоклассники несли на плечах резиновых гномов — надутых, большущих и улыбчивых. Во главе этой компании двигался на колесах турецкий барабан великанских размеров (где взяли — неизвестно). По барабану лупили колотушкой все по очереди. Гулкое уханье не всегда вписывалось в марш оркестра и барабанщиков, но это лишь добавляло веселья.
Перед барабаном шагал в своем диснеевском наряде Элька, он тащил на палке картонный плакат. На картоне танцевали лохмато-бородатый гном-ветеран и эльф с ушами-крыльями. Сверху пылала оранжевая надпись: «Эльфы и гномы — братья навек! Между ними квантовое сцепление!»
Бородатый гном-ветеран?
После парада Игорь хмуро сказал Миру:
— Косари начали проявлять активность. Мало того что опять посрубали верхушки на кленах, так еще и на траву теперь накинулись. Изничтожают косилками до голого грунта. Особенно одуванчики. Говорят: «У населения от них аллергия»…
— Вот-вот доберутся до нашего переулка, — предупредила Шурик. — Им ведь наплевать, что там играют ребята.
— Надо, чтобы там все время был кто-то из наших, — предложил Мак. — Особенно по утрам…
— Мы будем бдить, — пообещал Элька. — У нас с Данькой половинные бинокли. И переулок просматривается почти полностью — с моего балкона и с Данькиного.
…
Первым заметил косарей в свой монокуляр Элька. Около девяти часов утра. Темно-щетинистые дядьки в оранжевых жилетах в начале переулка неторопливо настраивали свои машины на колесиках.
…
Трое косарей с восточными ласковыми глазами очень удивились, когда чуть не на голову им свалилась шумная ватага и начала умелую волейбольную перекидку.
— Ай, малчики! — наконец опомнился один из них, видимо старший. — Ай, дэвочки! Здесь не нада… Здесь мы будем работать. Нэ мешайте…
— Это вы нам мешаете! — крикнул Мак, отсылая мяч назад, группе «торпедоносцев». — Мы здесь играем. Это наш переулок!
— Хорошо, что ваш, — покладисто отозвался главный косарь. — Мы покосим травка — будет красиво. Тогда играйте.
— Здесь и так красиво! — крикнула Маша. — Без ваших косилок!
— Бэз косилок нэльзя. У нас наряд. Работать нада…
Появился слегка запыхавшийся Брагич.
— Какой у вас наряд? Чей? — спросил он косарей.
Их бригадир миролюбиво выговорил:
— Управление благоустройства. Нам велели — мы делаем. Вот бумага… — Из-под оранжевого жилета он вытащил сложенный вчетверо листок. — Смотри, пожалуйста…
Брагич не стал смотреть. Посоветовал:
— С этой бумагой идите в управление благоустройства и косите там у них под окнами сколько влезет. А здесь дети занимаются…
— Нам велели здесь, — нерешительно объяснил бригадир.
— Здесь не получится, — увесисто возразил Брагич и сел прямо в траву, рядом с косилками. — Ребята, устраивайтесь поближе. — Мы ведь еще не всё обсудили насчет похода…
Герои собираются бороться против косарей старинным экоспособом. Но он хорош только в странах, где протестующих не будут насильно брать под белы рученьки, заковывать в наручники и отправлять в обезьянник.
Пока ребята собственножопно протестуют (во, я тоже умею шутить про заднее место не хуже Петровича ), Шурик показывает им актуальную кукольную пьесу. В стихах. Ну как без цитат?
Шурик сказала противным «бюрократским» голосом:
«Бабушка, срочное дело!
И не посмейте брюзжать!
Надо вам в дом престарелых
Быстренько переезжать.
Там, где лесная полянка
С вашей хромою избой,
Сделают автостоянку…»
«Это же полный разбой! —
заверещала бабка и сделалась похожей на растрепанную ворону.
Вы не имеете права
Трогать наш сказочный лес!
Вот уж найду я управу
На беззаконный ваш трест!..»
Айн-цвай-полицай.
Старший лейтенант навис над сидящим Брагичем и боковым взглядом рыскнул в сторону Ольги Петровны. Доброжелательно поинтересовался:
— И что же здесь такое происходит?
Брагич с ленцой объяснил:
— Происходят летние занятия школьников. Группа юных туристов готовится к походу. Детский кукольный театр дает представление…
— Ага. А нам сообщили, что компания юных экстремистов препятствует группе рабочих Зелентреста вести работы.
— Зелентрест нашел одно из последних мест в городе, где еще не скошена трава, — мягко объяснила Ольга Петровна. — Где еще дети могут играть среди одуванчиков. И теперь вот решено силами Зелентреста ликвидировать это упущение. В самом деле, какое нарушение порядка: одуванчики в городе! А вы призваны обеспечить исполнение. Правильно, господин старший лейтенант Марочкин? Я верно вас называю? Вы учились у меня лет двадцать назад в первом классе, не так ли? Правда, недолго…
— Да… Здравствуйте, Ольга Петровна, — отозвался Марочкин. — Учился. И вы всегда объясняли нам, что следует выполнять требования начальства…
— Но не такие же нелепые. Кому помешали трава и цветы в этом переулке?
— И дети, — вставил Брагич.
— Дети им везде мешают, — вмешался в разговор Игорь.
Бла-бла-бла. Вы все это читали, и не раз.
Старший лейтенант вгляделся в Даньку и вдруг заухмылялся:
— А-а, это ты! Все не можешь забыть, как ваш ОБЖ содрал с тебя погоны? Он вчера мне рассказывал: мы встречались на собрании инструкторов допризывной подготовки. Пример раннего дезертирства…
— Вам не стыдно, старший лейтенант? — спросила издалека Шурик. Она стояла теперь вместе с Игорем в шеренге тех, кто заслонял переулок от косарей.
— Ничуть не стыдно, Деревянко, — отбрил Марочкин (помнил фамилию!). — Интересно, если появятся настоящие враги, этот «борец за мир» и в них не будет стрелять?
— В настоящих буду, — угрюмо пообещал Данька. — И не промахнусь.
— Фрукт! — усмехнулся старший лейтенант. — Нынче на стадионе ребята из снайперской группы ведут тренировку, учатся защищать родину. Я проходил мимо, видел. А этот «стрелок» отсиживается под боком у любимой учительницы.
Но Данька не отсиживался. Он оттолкнулся от лавочки и зашагал к оцеплению, в котором среди других ребят стояли Маша, Игорь, Шурик и мальчишки в форме барабанщиков.
— Он поступает, как надо, Марочкин, — сказала Ольга Петровна. — Дети на стадионе еще только учатся защищать родину. А этот мальчик защищает ее уже сейчас. Когда не дает косить одуванчики.
Внезапно!конец. Видимо, художественная необходимость в виде: «Владислав Петрович, завтра тираж подписывать в набор, вы нас третий год кормите завтраками, где рукопись?!»
Тюмень
14.04.2011 — 25.05.2013
Говорю же – художественная необходимость.
Не поверите, но мне интересно, чем же дело закончилось. Согнали юных эко-оппозиционеров с лужайки, замели учителей в полицию или им удалось отстоять одуванчики? Нет ответа на такой важный вопрос (если не важный – зачем ему полкнижки уделять).
Из послесловия:
Вот как автор говорит об особенности своего творческого метода: «Я всегда хотел показать, какой ДОЛЖНА БЫТЬ ЖИЗНЬ, старался объяснить читателям, как добиться этого. Я брал материал реальности, но чистил его от повседневной шелухи и мути, оставляя сердцевину человеческих отношений. …Важно ведь не только то, какие события показаны в книге, — важно то, как мои герои к ним относятся, как стараются к лучшему изменить мир».
Не знаю, как вы, дорогие читатели, а я такой жизнью жить категорически не хочу. Она фальшивая, слащавая и противная. Да и скучная без повседневной шелухи.
Спасибо за внимание.