Начинается всё с откровеннейшей в мире лжи:
Лыш не знал никаких научных терминов и выражений.
Это Лышара-то. Который эффектом доктора Фокса бил в первой части по площадям!
За ложью следует Л-Логика:
Там, где образованные люди сказали бы: "Данные факты вызывают у меня цепь непредвиденных ассоциаций", Лыш изъяснялся проще: "В голове – опять завязочки"…
А нормальный человек без патологий сказал бы "Всё это наводит меня на странные мысли". Например.
Лышаре Великая Сила нашептала, что есть связь между ним, Валерой-Перекосом и Грышей, а также пирамидами и Дрг Мрзд, так что он, едва прилетев домой, Осознаёт, что надо теперь лететь к Веткиным (это семейный детдом). Мама недовольна (а кто был бы доволен?), но её посылают смотреть сериал "Бразильская тёща", обещая вместо неё сделать задание по инглишу, потому что инглиш Лышара сам собой выучил в информатории. Кхм. Грамматику тоже, даа?
Финальный диалог с мамой надо отлить в граните:
– Почему же у тебя в школе-то одни тройки?
– Но там же не спрашивают английский. А таблицу умножения выучить все некогда. И зачем она, когда есть калькулятор?.. Ма-а, я поехал…
А география - наука недворянская. Извозчик довезёт!
Май грузит окружающих своим храмом. Его решают повесить над Песками и вычисляют, сколько надо на это стульев:
– Считать надо. Включи калькулятор… Вот… Мой Росик поднимает меня и может еще двоих таких же, как я. Это примерно сто кэ гэ. Миллион разделить на сто… Ты включил?
Ох ты ж перекос зеленый с йодой мастером в тайге... Даже безнадежный гуманитарий я помню, что деление десятичных чисел (10-100-1000 и т.д) самое простое, просто мысленно вычеркнуть нужное число нулей. Но нет-с. Калькулятор-с.
Кстати, как называют детей, которые к 4 классу не выучили таблицу умножения?
Лышара пысает на всех шаро-пирамидной мистикой - мол, игра не игра, а по правде, потому что "просачивается" что-то настоящее. А шарохрам сделать легче лёгкого. Каждый шестой должен сдать килограмм стекла, а дальше - убрать силу тяжести и
Если убрать силу тяжести, это будет легко. Надо построить высокую, будто башня, печь, расплавить все стекло и выпустить его в пространство. В невесомости всякая жидкость принимает форму шара, это космонавты сто раз доказали… Вот и получится… А потом шар застынет.
Убрать силу тяжести поможет "энергия многих башен и пирамид".
Лышара все ещё не знает научных терминов, ога.
Ему дают прослушать запись истории Грыши-съехавшей крыши.
Лышара идёт в сад, где катает близнецов на стуле и ложится спать, чтобы во сне ему пришло в голову нечто гениальное. Вместо этого он видит мистические Пески. Пески криповы и прекрасны именно как крипота:
Иногда в поле зрения торчали самые неожиданные предметы: мотоцикл без переднего колеса, безголовая статуя какой-то тетеньки, белый конский череп, мятый холодильник, зубчатое колесо великанских размеров, хвостовое оперение самолета… Солнце светило с блеклого неба размытым неярким пятном, но тени от предметов были четкие и черные. При этом – удивительные. Мотоцикл был с двумя колесами, статуя с головой (и волосы ее развевались), вместо холодильника чернел на песке мохнатый медведь, вместо колеса – громадное число 908…
Брр, жуть же.
Надо всем этим парит гребический шарохрам, и это не менее криповая штука:
Шар в небе становился то почти невидимым, то наполнялся переливами света. В нем обнаруживались прозрачные слои, стеклянные изломы, на которых загорались миллионы искр. Хрустальные миры пронизывали тонкие, как струны лучи.
"Может быть, это лучи людских душ, о которых говорил Май?" – мелькнуло у Лыша. И он метнул в прозрачность Шара _свой_ луч. И сразу ощутил, как легко ему стало. Пропала память о всяких обидах и неудачах. Исчезла боль в суставах. Она и раньше почти не замечалась, потому что была постоянная и привычная, а сейчас вдруг по-новому проткнула, тряхнула Лыша и… пропала совсем (неужели навсегда?) Ощутилось ясно и с особой силой, как он любит всех: маму, отца, Грету (хотя та и вредничает порой), всех ребят (в том числе и почти незнакомого Грина). И вообще всяких людей тоже…
Вот зачем нужен Храм! Любовью наполнять и суставы лечить, а вовсе не какому-то Богу молиться, общаться с ним, благодарить, отдавать что-то... Это даже не язычество, это покруче утилитарный подход!
Тут Лышаре встречается загадочный старик в зюйдвестке и говорит херь про город Ча, где Лышара не был тыщу лет, но на самом деле не тыщу, потому что пески стирают время, а теперь он пришёл бросить шар с другой целью.
Немного ОБВМ, Л-Логики и сектантского мышления - и глава заканчивается.
Лыш до этого мига не думал, _зачем_ он хочет бросить шар. Он собирался сделать то, что делал уже не единожды, когда оказывался в Песках. Он поступал так – преодолевал знойный путь, подымался по каменным ступеням и посылал круглую тяжесть в глубину таинственных механизмов – потому что это было _надо_. Его сестра и ее ребята-следопыты старались делать в Инске что-то похожее, но Лышу казалось, что это не всерьез, а отголосок просочившейся откуда-то игры (как забава ребятишек-дошкольников, насмотревшихся кино про короля Артура и мастеривших себе картонные щиты). А здесь, в Песках, это было _главным_смыслом_. И зачем думать «зачем»?
Следующая глава начинается с воспоминаний о городе Ча, где Лышару звали не Лыш, а Кки. Чтец очередной раз вздыхает о дебильных фэнтезийных именах и предлагает ВПК попробовать это Кки выговаривать почаще. Лышара был тогда светловолосый и было ему 12 (стоп; ему что, и сейчас 12? и он в 12 лет не знает таблицы умножения?!!!!). У него были друзья, Рыбка Или и Мышонок Олики, восьмилетки. Разумеется, Кки няшил Мышонка и неодобрял слишком сильную девочку Рыбку. Мышонок, разумеется, к нему жался, вздрагивал и так далее.
Город Ча построил какой-то чудесный добрый народ, убегая от злого, поэтому у него была стена, за которую нельзя было ходить. Дети сидели на стене и бросали с неё глиняные шарики, кто дальше.
Описание малышей:
Мышонок Олики и Рыбка Или послушно зашагали по ней. Рядышком. А Кки – в нескольких шагах позади.
Шел и смотрел на малышей. Со спины они были похожи на двойняшек – оба темноволосые, коричневые, щуплые. В куцых ребячьих юбочках из серой холстины с широкой бахромой вокруг бедер. У Или только одно отличие: девчоночье ожерелье из мелких ракушек. И шагала Или вертляво, с заметной нетерпеливостью. А Олики прихрамывал. Когда-то, еще во младенчестве, он сильно повредил ступню и с той поры при ходьбе припадал на левую ногу.
Вертлявая походка у восьмилетки смотрится странно. Жалкий няшный хромыш? Check!
Или решила попугать брата - сделала из травы вроде как паука. Олики ударился в истерику:
Олики стыдливо сопел и моргал мокрыми ресницами. Потом взвизгнул, сжал кулаки. Бросился к девчонке.
– Дура, блин какашкин! Убью!
Никого бы Мышонок не убил, он и стукнуть-то не умел как надо. Но виноватая Или струхнула. И бежать! Олики, сильно хромая, – за ней. Добежал до оброненной сандалии, схватил, в ярости запустил вслед обидчице!
Почему все крапивинские мальчики такие истеричные неадекваты?!
Как бы то ни было, сандалия ударилась о локоть девочки (голову та прикрыла, умница) и улетела за Стену. За которую никто не выходил. То есть взрослые выходили, по крайней нужде(с), но так никто. Потому что В ЛЮБОЙ МОМЕНТ МОГЛИ ВОЗНИКНУТЬ ЗЛЫЕ ВОИНЫ ЧУЖОГО НАРОДА РАСРАСРАСРАС!
В хорошем городе Ча только родители могли бить своих детей, поэтому Олики наказание (за улетевшую дорогую сандалию) светит, а Кки не светит никакого наказания, ибо он сирота. Как мило. Кки ужасно по этому поводу печалится, а чтец ставит ещё один check! - на странный кинк ВПК "бьёт - значит, родной". Изврат же.
В общем, размотал Кки шнур с дебильным странным названием, спустился по стене и достал сандалию. Но Или и Олики всё равно выдрали. А его нет.
Его вызвали на общий совет, потому что он, как и положено крапивинскому мальчику, гордо нарушил очередной важный запрет.
Кстати, почему-то городские старейшины - не облеченные властью гады, а хорошие.
Двойные стандарты?
Кки предлагают усыновление - тогда его можно будет выпороть и забыть о проступке. Но он же не совершал проступка! Он же заступился (перед кем?) за маленького (которого в итоге вдвое сильнее выдрали, но это детали)!
– Ты живешь в этом городе и обязан чтить его обычаи.
– А я не буду жить в этом городе, – вздохнул Кки. – Я уйду.
Какое-то время все молчали (и опять переглядывались, конечно). Потом несколько человек разом спросили "куда?"
– Куда глаза глядят…
Опять помолчали. Наконец жалостливый хозяин трактира "Хорошая девочка" по-женски пригорюнился:
– Сгинешь…
– Там поглядим, – сказал Кки. Он понимал, что сгинуть может запросто. Но… и гордость в нем была, и какой-то голос все сильнее звал в дорогу.
По-моему, он дурак. Но автор считает иначе, естественно.
Кки провожают всем городом, а он пробирается обратно и снова перелезает через стену, чтобы пойти в Чужое Поле. Наверное, этим поступком надо восхититься, но я-то помню, что ему 12 лет.
У железной колонны Кки увидел железный шар и начал разговаривать с голосами в голове, которые велели ему отнести шар на пирамиду, виднеющуюся вдалеке. Чтоб было легче идти, Кки подобрал палку, волшебным образом превратившуюся в неувязающий в песке посох. Голос в голове велел ему подняться на пирамиду и бросить шар вниз.
Спорить Кки не помышлял. Спрашивать «зачем» – тоже. Тем более, что Кки чуял: тот, кто командует, не желает ему зла. Скорее, просит о помощи, только не жалобно, а как бы приглашая в общее дело.
По-моему, в этой книге слишком много шизофреников.
Короче, глянул он вниз с пирамиды - а он не Кки, а Лышара, и его мама послала в магаз. Но на коленках у него следы песка. Такая вот мистика-фантастика.
И стал он часто ходить в свои пирамидные глюки, поскольку в городе Инске психиатров явно не было, они не ясноглазые. Встречал там людей, говорил с ними на местном языке, который
был похож на тот, которым пользовались жители города Ча, только более певучий и без длинных фраз…
Язык без длинных фраз, дорогой ВПК - это грустно, очень грустно. Это язык сильно недоразвитого народа.
Короче, на сей раз Лышара ушел в глюк прямо на стуле, потому что пришёл просить за Грышу. Как это взаимосвязано? Не спрашивайте. Он снова поговорил с голосами в голове:
"Чего ты хочешь, мальчик Лыш?"
– Я Кки…
"Это все равно. Чего ты хочешь?"
– Линию, – нервно сказал Лыш.
"Ты уверен?"
– Да!
"Ты сумеешь?"
– Да!
"Ну, попробуй…"
Нет, о читавшие ОЭ, речь не о дуэли, а о линии переброски в прошлое. Типа, Лышара метнется на несколько дней назад, "нервами нащупает" интернат Грыши и украдет ампулу у фельдшерицы, чтоб можно было сделать второй укол.
Зачем-то он посылает вместо себя стул и, естественно, нихуа не выходит.
Что и логично - страниц-то осталось аж 79, нельзя так скоро разрешать интригу, крапивинский читатель должен попсиховать за Грышу!
В реале у Лышары возникает ссадина, Поля мажет её йодом, глава заканчивается.
Новая глава возвращает нас к Перекосу. Тот тоже снит про Пески, но
это и вправду был только сон, а не _присутствие_.
Ночью Перекос беседует с Юноной, которую, вопреки обещанию, зовёт Авось Васильевной.
Юнона искала лейку, а от плитки бабы Клавы в Инске перевелись комары.
Печально это. Скоро многие птицы переведутся вслед за ними. И рыбы. И много кто ещё.
Экосистема такая поганая штука.
У Юноны на работе запара - надо к сроку сделать пятьсот блюд с портретами Регента и покойного императора.
Л - Логика от Юноны и Перекоса:
– А для чего столько?
– Какая-то опять предвыборная кампания…
– Ну, с Регентом ясно. А мальчик-то им зачем? Раз уж… нет его…
– Я тоже не понимаю… Мало того, что не уберегли такую кроху, так и после этого не дают покоя…
Мля, он ИМПЕРАТОР! Какая разница, сколько ему было лет и сколько он времени правил? Если собираются избрать нового Императора, естественно вспоминать прежнего. Радуйся, дурища, что только Регента и пацана рисовала, а не всю династию Романовых начиная с Петра!
Перекос просит у Юноны стул для Лышары и чувствует странное:
Разговаривали еще долго. И так попросту, будто и вправду двое соседских ребятишек после шумного летнего дня. Ну… нельзя сказать, чтобы Валерий совсем не ощущал ничего _такого_. Хотелось порой придвинуть ее поближе, взять за тоненькое голое плечо. Но, по правде говоря, такое бывало и с Люськой. И он, случалось, делал это, и она не удивлялась, улыбалась, как сестренка. А теперь не решился…
Утром Юнона вручает ему стул, почему-то доселе избежавший внимания Лышары, а на мобильный звонит староста учебной группы, зовущий на практику. У старосты чудовищная манера говорить:
Не могли бы вы осчастливить нас знакомством, не особенно откладывая это событие? Мы находимся в так называемой Крепости.
Вкалываем помаленьку, готовим помещение для лаборатории рассеянных излучений типа «Тэ». День, конечно, воскресный, но времени в обрез, рабочих рук мало, и…
Разумеется, Валера-Перекос топает на Стену.
Да, мы все тупые и не поняли, что Инск - это город Ча, а Стена - это Стена.
По случаю после ниочёмных разговоров ВПК неуклюже втюхивает нам структуру своего мира, отвергая устами героя "школьное" объяснение:
Вы знаете, что вселенная в некоторых случаях рассматривается, как замкнутый в бесконечное кольцо кристалл, где каждая грань образует многомерное пространство, и вот, если эти грани в силу определенных условий совмещаются с соседними, тогда все пространства соединяются в одно…
И давая свои собственные, номер раз (ВПК не может в компутеры, но пробует):
Представьте, дети, что вы имеете дело с компьютерной дискетой и привыкли работать с ней в одной известной вам программе. Но вдруг вы случайно нажимаете какую-то кнопку, и оказывается, что есть еще другие программы и на дискете записано немало до сей поры неведомых вам файлов. И вдруг в силу какого-то технического сбоя эти файлы начинают просачиваться друг в друга, демонстрируя переплетение ранее существующих в разных мирах компьютерного мира картин…
Представили.
Это называется "вирус".
Что дальше?
И номер два:
Этот город несколько лет назад построили дети. Несколько мальчишек. Сперва он был игрушечный, из кубиков, жестянок и яичной скорлупы. Но детки вложили столько вдохновения, что город стал расти, заполнять сопредельные пространства и превращаться в настоящий. Причем старательно отторгал пакостные качества обычных городов. Они, естественно, просачивались, но в малых дозах…
– Поэтично. Однако нестыковочка, – сказал Валерий. – Построили несколько лет назад, а здесь древняя крепость и храмы…
– Дак ведь построили и _придумали_ вместе со всей стариной, с историей, – разъяснил могучий Мотя, который был явно умнее, чем казался. – Именно потому он таков
А это верибельно. Но жууутко.
Представляете, жить выдуманными жителями выдуманного детьми города? Брр.
Но выдуманные жители счастливы, ведь то, что Инска официально не существует, позволяет косить от армии и от налогов!
Нет, мол, никакого Инска, и все тут! Что, в общем-то, порядочным людям только на руку. По крайней мере, не лезут ни с налогами, ни с военным призывом…
Помни, крапивинский читатель: уклоняться от налогов и от армии - это хорошо и правильно!
(с армией хоть спорно; но без налогов, напомню, не будет денег в казне, а это значит, и в государстве - и всё бюджетное просто встанет. интересно, как Инск без них живет? итсмейджик и шарики)
Немного дежурного дурного обращения с женщинами:
Мотя убери балку, которой ты прижал мою на ногу. Она расплющилась.
– Балка? – неторопливо обеспокоился Мотя.
– Нога, дубина!
– Тогда ничего. Если балка, это хуже. Ей надлежит стать основой несущей конструкции…
(вот скажите, кто из вас начал бы этот пустой срач вместо того, чтоб ТУПО УБРАТЬ БАЛКУ? И острить уже потом, коли так приспичило...)
А Перекос всё ещё ничего не понимает. Нет, реально. Ему Глухов словами через рот объяснил, а наш альтернативный всё равно вопрошает:
– Еще одно непонятно. Меня-то, многогрешного, с какой стати прислали сюда?
– Уж будто бы тебе не понятно, – откликнулся Саныч. – Некий Меркушин вздумал вербануть тебя в пользу "Желтого волоса". Накололся. – Глухов решил тебя убрать подальше… от греха… Не ты первый, не ты последний…
Ёлы-валы, коллекция дебилов в медицинском смысле...
Следопыты Греты ищут ядра, которыми стреляли в Пугачёва местные жители, прятавшиеся за стеной от кочевников. Но ядра - это часть Великой Игры, смысл которой тоже велик, потому что она просачивается в реальность:
Запущенные шарами механизмы будто бы стабилизируют хронополе планеты, которую люди за время последней цивилизации раздолбали и загадили до последней степени, довели до угрозы всеобщей катастрофы…
Между делом следопыты нашли дофига всего и волшебный излучатель волшебных неизвестных науке частот.
Короче, они славно поработали, просветили Валерия по поводу волшебного излучения типа Тэ и ушли, запорошив мозг читателя.
Главе конец.