С утра у Виньки первый контакт с Ферапонтом, не считая обмена фразами при знакомстве:
Пониже Винькиного жилища была скамейка (он сам вкопал там два полешка и прибил к ним доску). На скамейке сидел Ферапонт. Сидел среди мокрой травы и глины, на грязной доске, ничуть не заботясь о своих светлых брючках и лакированых башмачках. И курил.
Он обернулся. Они с Винькой встретились глазами. Ферапонт небрежно сказал:
– Ну, чего смотришь? Иди, посиди рядышком.
Винька поддернул трусы и, ежась, вылез в прохладу. Спустился, независимо сел на другой конец лавочки. Солнце сразу пригрело плечи.
Из брючного кармана Ферапонт вынул блестящий портсигар. Со щелчком откинул крышку.
– Хочешь?
Винька помотал головой.
– Небось, еще и не пробовал? – сказал Ферапонт. Без насмешки, скорее добродушно.
– Пробовал. В лагере. Там все пробовали. Противно сделалось, я больше не стал… – Винька чувствовал, что честная независимость сейчас уместнее хвастовства.
Ферапонт покивал, защелкнул портсигар.
– Ну и правильно. И не привыкай.
Взрослые манеры его не вязались с тонким квакающим голоском. Винька чуть усмехнулся:
– А сам-то зачем привык?
Ферапонт не обиделся, не огрызнулся. Выпустил из губ дымок.
– Должна же быть в жизни хоть какая-то радость.
Ангст!
Вообще в этот раз я буду много цитировать, уж простите, но пересказывание тут снизит градус накала.
Винька подумал и осторожно спросил:
– А у тебя… что ли, больше никаких?
Ферапонт бросил вниз окурок и сплюнул. Попал на брючину, сорвал лопух, вытер. И смотрел перед собой.
Винька пожалел о своем вопросе. О глупом. Из романа “Патент АВ” он и так знал, что у лилипутов радостей в жизни нет. Ни у бедных, ни у богатых. Даже лилипут–миллионер, который мог купить все на свете, готов был отдать до последнего цента, чтобы стать нормальным человеком… И стал! Благодаря чудесному лекарству. Но это фантастика. А чем утешить настоящего карлика (который, к тому же, явно не миллионер, хотя и не бережет дорогие брюки)?
Винька проговорил нерешительно:
– А когда выступаешь, это разве не радость? Тебе же аплодируют. Бывает же это… артистический успех. – И подумал: “Сейчас, наверно, опять плюнет. И обругает”.
Но Ферапонт лишь потер ладошками взрослые щеки (а локти поставил на колени). И объяснил:
– Аплодируют за то, что ростом им по колено… Какой я артист! Это Рудольф… воображает себя знаменитостью. А я у него на подхвате. Давно бы ушел, кабы знать, куда…
– А что? Он… плохой? – несмело поинтересовался Винька.
– Да ну его в… – Ферапонт четко сказал, куда именно “ну” иллюзиониста Циммеркнабе, встал и не оглядываясь начал подниматься к дому.
Автор стесняется, мимими.
Винька бежит в гости к Кудрявой, но не застаёт её дома: она опять ушла в поликлинику. Он идёт домой к маме, помогает с ремонтом, остаётся на обед. А Кудрявая тем временем ждёт его у сестры, где он её и обнаруживает по возвращении.
Он для вида тоже поколотил палкой по сплетенному из тряпиц коврику и потащил Кудрявую в блиндаж.
Кудрявая Винькино жилье одобрила, только сказала, что надо бы прибраться.
Они прибрались. Потом сели на топчаны друг против друга и поболтали о том, о сем. Винька рассказал о новых квартирантах. Поэтому Кудрявая не удивилась, когда они, поднявшись на двор, увидели там Ферапонта.
Ферапонт байковой тряпочкой полировал свои туфельки. Брюки на нем были другие, чистые, а гладкая прическа блестела.
– Здоро во, – небрежно сказал Винька.
– Привет, привет, – отозвался Ферапонт своим квакающим голоском. Поднял голову и уставился выжидающе.
– Это Валя, – сказал ему Винька. – Она во-он там живет, – и мотнул головой в сторону “хуторка”. А Кудрявой объяснил (будто до той минуты не говорил ей о лилипуте ни слова): – Это Ферапонт. Он артист. Ас-си-стент ил-лю-зи-о-ниста… – Выговорить это стоило труда.
Кудрявая проявляет любопытство к фокусам, спрашивает, настоящее ли имя у Ферапонта (оказывается, да), интересуется, где они с Рудольфом выступают. Ферапонт приглашает их на аттракцион «Человек-невидимка».
Они гуляют с Кудрявой, опять купаются, Винька возвращается домой и припадает к своей трубе.
Винька стал думать о Глебке. О том, что все-таки есть, наверно, какая-то заоблачная страна, где сейчас живет Глебка. Светлая. И Глебке там хорошо… И потом они, может быть встретятся… Было грустновато, но не страшно. Раньше Винька боялся думать о смерти, а теперь – не очень.
Потом Винька увидел в трубу, как по переулку шагает к калитке перевернутый вниз головой Ферапонт. Его обезьянье личико было неулыбчивым.
Винька по лестнице спустился на доски. Встретил Ферапонта у крыльца. Сказал пренебрежительно:
– Тоже мне приглашальщик. “Приходите на представление!” Спросил бы: “А деньги у вас есть на билеты?” Мог бы и провести по знакомству-то…
Ферапонт ответил с превосходством взрослого, который не обижается на пацана:
– Я предусмотрел. Будет для тебя контрамарка.
Мне кажется, или в этой сцене Винька охамел малость?
– Тогда и для Кудрявой!
– Для кого?
– Ну… для Валентины. С которой я тебя познакомил.
– А! Конечно! Для нее тем более…
– Почему “тем более”? – слегка возревновал Винька.
– Убогие должны помогать друг другу.
– Никакая она не убогая!
– Хромая же, – сказал Ферапонт грустно и необидно.
Винька все равно обиделся.
– Не знаешь, а говоришь! Ей скоро операцию сделают! И все будет нормально!
– Ну и ладно тогда, – покладисто отозвался Ферапонт. – Раз нормально, тогда конечно… А мне вот никакая операция не поможет. Длиннее не стану, хоть тракторами растягивай.
Винька виноватится, Ферапонт даёт ему две контрамарки на завтра.
В длинном доме над оврагом все комнаты – кроме крайней, где жила Людмила с семейством – были проходные. Чтобы не беспокоить других жильцов, Винька обычно пользовался окном: прыг – и у себя в комнате! Снова прыг – и на дворе! Но сегодня он ради любопытства прошел дом насквозь. Как там устроились квартиранты-артисты?
Оказалось, что устроились необычно. Явно по-артистически. На столе Винька увидел блестящую высокую шляпу – цилиндр. Рядом лежал прозрачный шар зеленоватого стекла (размером с тот мячик). Кровать была отгорожена ширмой из бамбуковых реек и блестящей материи с нарисованными тиграми – наверно, японской! Винька не стал задерживаться, поскольку из-за ширмы раздавалось похрапыванье. Видимо, Рудольф Яковлевич Циммеркнабе почивал после артистических трудов.
Извините за оффтоп, но это же ад так жить!!!1
Виньке уже захотелось спать, он идёт в блиндаж.
Когда Винька спустился к блиндажу, он увидел сквозь рогожный полог желтые проблески – горела свечка. Кто там? Винька опасливо просунул голову.
На топчане, качая башмачками, сидел Ферапонт.
– Я тут… в гости к тебе без спросу. Можно?
Винька пожал плечами: чего, мол, спрашивать, если уже влез. И сказал нахмуренно:
– Курил, что ли?
– Нет, здесь не курил. Просто надышал…
Винька сел напротив. О чем говорить, он не знал. Нельзя сказать, что он чувствовал себя с Ферапонтом свободно.
И Винька спрятал неловкость за небрежностью тона:
– Вот только угощать нечем…
– Да ладно, я сытый! Ты… знаешь что? – Ферапонт заболтал ножками сильнее (они не доставали до пола; в башмачках отражались свечки). – Ты… разреши мне у тебя переночевать, а?
– Ну… ночуй… – Винька пожал плечами. Радости, конечно, было мало. Но как откажешь человеку, который одарил тебя двумя контрамарками.
«Дайте водички попить, а то так кушать хочется, аж переночевать негде». Не, в самом деле жесть там какая-то творится.
И все же Винька спросил:
– А что, в доме мало места?
– Кровать-то хоть большая, но одна на двоих. А Рудольф опять выдул чуть не пол-литру, паразит, и стонет, как беременная корова. И дышит… Я не терплю, когда водкой в меня дышат…
– Ложись, – опять согласился Винька. – Только не кури здесь, ладно? Ты водочный дух не любишь, а я табачный…
Слово “дух” сказалось само собой. И тут же напомнило про другого духа. Того, что жил во Тьме и недавно выбрался наружу.
А что, если фокусник Циммеркнабе в самом деле – этот самый дух? Или его слуга. И Ферапонт тоже…
Винька, ты задолбал уже своей паранойей
Кровать одна на двоих
Винька пытается ретироваться к себе в комнату, мотивируя тем, что гостю будет неудобно на досках. Но Ферапонт к нему пришёл навеки поселиться предусмотрительно захватил два одеяла и подушку! Теперь нет повода уйти, это выглядело бы как бегство.
Да и не стоило дрожать. Не похоже было на злого духа это существо с незагорелым щуплым тельцем мальчика из октябрятского отряда.
Еще спокойнее стало после разговора о свечке.
Ферапонт повозился (наверно, одеяло было колючее) и нерешительно спросил:
– Ты свечку на ночь не гасишь?
– Как когда. Если долго читаю, то не гашу. Лень подыматься и задувать. Да ты не бойся, видишь, она в воде. Безопасно…
– Я и не боюсь, что опасно. Я… наоборот. Ты не задувай, ладно? Я, по правде говоря, темноту не очень-то люблю. Нервы такие…
– Как хочешь, – самым небрежным тоном откликнулся Винька. А в душе возликовал: не могут же духи Тьмы и их слуги бояться темноты!
Какое облегчение.
Ферапонт опять повозился.
– А чего она… Кудрявая эта… решила, что мое имя не настоящее?
– Ну… решила и решила. Согласись, оно же редкое, не Вася, не Ваня… Ты обиделся, что ли?
– Нет… Просто подумал: ее тоже непонятно зовут. “Кудрявая”, а ни одной кудряшки.
– Это я ее так прозвал. По закону “наоборот”…
– А сам ты… тоже не “Ваня”. Винцент – имя иностранное.
– Испанское. У отца друг был в Испании, они там вместе воевали…
У отца друг — испанский лётчик
Кстати, испанца звали бы не Винцент, а Висенте.
Ферапонт рассказывает, как его отец тоже воевал и пропал без вести, а мать убили при бомбёжке. Боец, который нашёл его, был по фамилии Ферапонтов, и в детдоме мальчика назвали в его честь. Прежние документы-то пропали. Так и получил он паспорт на Ферапонта, хотя потом уже вспомнил, что раньше его звали Фёдор Цыпкин.
А вот так он встретился с Рудольфом:
...С ним, с паспортом-то, и без того хватило мороки…
– Не верили, что взрослый? – понимающе сказал Винька.
– Не то что не верили, а… Ну, всякое там… Сначала-то про меня думали, что маленький такой просто с голодухи. И от контузии… А потом наконец врачи сказали: какая-то железа не работает в организме и это на всю жизнь… Сперва я даже радовался. Всех пацанов, кому четырнадцать лет стукнуло, – из детдома в ремесленное училище. А мне куда идти? Ну и жил за маленького, даже когда паспорт дали. Семилетку окончил, а все как дитё… Жалели… Но без конца-то так нельзя. И тут как раз подвернулся Рудольф…
– Как подвернулся? – спросил Винька, потому что Ферапонт вдруг примолк.
– Наш детдом в Ялуторовске был. Рудольф там выступал с концертной бригадой. Их позвали в детдом, чтобы они там концерт дали, шефский. Рудольф меня там и углядел. Говорит: “Пойдем работать со мной, в люди выведу”. Мне из детдома не очень хотелось в люди-то. Но директорша обрадовалась: надо ведь было меня куда-то пристраивать, а тут такой случай… Ну и сам я потом вроде бы загорелся… Рудольф обещал: “Белый свет повидаешь, артистом станешь”. Заманчиво сделалось… Он, паразит, еще знаешь чем купил меня?
– Чем?
– Нашептал по секрету… Врачи, мол, тебе помочь не могут, а я тебя, если повезет, вылечу. Я, говорит, знаю белую и черную магию, у меня всякие книги про это есть. Нынешние люди в колдовство не верят, время не то, да и запрещено это нынче, но иногда, мол, оно все-таки помогает. Я поверил. У меня это последняя надежда была…
– А он что… правда колдун?
– Да не колдун он, а… – И Ферапонт в рифму сказал нехорошее слово (когда человек часто портит воздух). Хотя книги-то у него и правда есть. Старинные. Он иногда их читает и похваляется, будто знает великие чудеса. Только я не видел ни разу, чтобы из его колдовства что-то получилось…
Бесит меня эта манера иносказательно описывать ругательства. Если предположить, что ребёнок не знает этого слова, он же себе голову сломает от любопытства
А если все его знают, почему бы так и не написать? Это даже не мат, в конце концов.
Ну и «любовь» Ферапонта к Рудольфу видна невооружённым взглядом.
Винька логично интересуется:
– А ты… тебе с ним не надоело? Можно ведь, наверно, в другое место устроиться, филармоний и цирков много.
– Можно… Меня звали год назад в одну труппу, в большую. Да как-то не получилось. Честно говоря, жалко его стало. Он же без меня сопьется на фиг за неделю… А теперь жалею, что не ушел.
– Разве теперь нельзя уйти?
– Можно… Раньше он мои документы у себя держал, а недавно я отобрал. Храню при себе. Свободный человек… Наверно, уйду. Я и так вон сколько терпел, четыре года. Он ведь такой псих иногда бывает. Один раз, давно еще, ремнем излупил, сволочь. Целую неделю сидеть было больно. Сам, небось, знаешь, как это…
О___о Больше ада! Созависимые отношения во всей красе. У меня даже нет слов, чтобы это комментировать.
Винька возмущается, что его никто никогда не лупил, а Ферапонт зловеще пророчит, что без этого ни один человек в детстве не проживёт. Узнаются крапивинские кинки.
Винька примирительно сказал:
– Но, наверно, не всегда же Рудольф такой вредный?
– Не всегда. Бывает наоборот… А как выпьет, так вообще… слюни пускать начинает. “Маленький, где ты?” А то еще лапать начинает потными ладонями. А я ему кто, невеста, что ли?.. Я один раз ему суп в морду выплеснул. А он думаешь что? Реветь начал как баба: “Ты у меня один на свете, а как со мной обходишься…”
И опять замолчали.
Как Винька мог утешить Ферапонта?
Винька убеждает Ферапонта, что медицина не стоит на месте и в будущем, вполне возможно, лилипутство будет излечимо. Ферапонт логично возражает, что лечить его надо в детстве, а ему всё равно уже поздно.
– Ты хороший человек, Винька, – вздохнул Ферапонт. – Ну, давай спать… Свечку-то не гаси, ладно?
Проснулись они поздно. По доскам топали, и слышен был громкий голос иллюзиониста Циммеркнабе:
– Маленький! Эй, Маленький, где ты? Ну, хватит прятаться, дядя Рудик тебя ждет! Пора на работу!
– Началось, – пробурчал Ферапонт и стал натягивать брюки.