Вы не вошли.
Открыт раздел праздничных чтений Дня Чтеца 2025!
Если у вас не получается зайти на форум без ВПН, читайте по ссылке, что именно произошло
Давайте перетрем за Крапивина
Как подсели? Как соскочили? Что вызывало любовь и ненависть? Изменилось ли с годами впечатление от прочитанного? Хотели вступить в Эспаду или бороться с мировой несправедливостью? Были "Крапивинским мальчиком/девочкой" или антиподом? ВПК бойлавер или как?
Анон недавно прочитал последнюю на данный момент вышедшую книгу "Переулок капитана Лухманова" и ностальгически расстроился. Мог же когда-то ВП, а сейчас вместо проглатывания строчек одно чтение по диагонали. Плоско, блекло, расплывчато и ни о чем.
Старый циничный анон по-прежнему уверен, что Крапивину пофиг все дети мира, пишет он свой бесконечный фанфик о себе, потерянном мальчике в поисках отца, насилием обильно удобряет текст, потому что пипл хавает, дети стали жесткие и циничные, ясноглазики кончились, а продаваться-то хочется.
Вот после этого - с чего вы, защитники, удивляетесь, что кто-то "везде видит грязь и порнуху"?
с того самого, со слонов и мух.
потому что если из 200 и более страниц кто-то выбирает отрывок и считает, что весь текст – он вот об этом треше, а не о дружбе, детской романтике, стремлении к добру и справедливости etc – кто ж ему доктор. целая книга «грязи и порнухи» - это как целая книжка «зарубленных старушек» и «изнасилованных девочек» у ФМ.
После того, как сам ВПК тщательно вбивает своим читателям в голову, что мир полон насильников, педофилов и прочих монстров?
это не Крапивин вбивает, чушь - у Крапивина мир полон самых разных людей: и очень хороших, и нормальных, и плохих. о плохих - предупреждает, о хороших - напоминает.
это «противники» видят только мух и собственных тараканов. «…и не приметил.»
посыл книг Крапивина не «ааа давайте уйдем из мира, где ааа грязь и монстры, а вполне себе традиционный для русской литературы: «если плохие люди умеют прекрасно сговариваться, то хорошие должны научиться договариваться» - дружить, действовать сообща, противостоять тд.
а вполне себе традиционный для русской литературы: «если плохие люди умеют прекрасно сговариваться, то хорошие должны научиться договариваться» - дружить, действовать сообща, противостоять тд.
Разве он традиционный?
Каховский, Гамлет, Дэви и все-все-все или «Вы можете меня сломать, но играть на мне нельзя-а»
*я как-то неделю назад, прослушав радиоспектакль, размышляла: а если бы Крапивин решил написать своего «мальчика со шпагой» не тогда, давно, а в наше время, как бы он это сделал?
оказывается, надо было не фантазировать, а знакомиться с творчеством дальше – он вообще-то это сделал, но я только позавчера впервые прочитала книгу, написанную Крапивиным аж 8 лет назад.
по-моему, это шедевр. (естественно, шедевр не в масштабах боллитры, а в масштабах творчества автора - одно из лучших произведений)
«Дагги-тиц» как ремейк.
*причем ремейк не только некой книги некоего Крапивина. еще и Шекспира, Пушкина, Олдриджа. а возможно, и еще каких-то текстов еще каких-то авторов. но меня больше интересовала связь с предыдущими книгами ВП.
итак,
старые ходики, найденные героем на помойке - дагги-тиц, дагги-тиц - отсчитывают совсем другое, новое время.
на маятнике - символом беспросветного одиночества - муха Дагги-Тиц, единственный «друг» мальчика. обычная муха, не волшебная, не говорящая - не лягушонок Чип.
под потолком – натянутая леска, на которой мальчик представляет себе акробатов-канатоходцев ( как его ровесник Кашка играл в челотяпиков). тонкая нить, как граница между суровым миром реальности и романтическим миром ребячьих фантазий. где от движений иллюзорных акробатов зависит порядок во всей вселенной.
главный герой – Иннокентий Гусев. он же Моргала (из-за глазного тика), он же Смок (от Смоктуновский), он же Инки (маленький индеец в стране взрослых завоевателей-Конкистадоров).
ученик 4 класса, «одни тройки в табели» (двойки тоже случаются). большую часть времени предоставлен сам себе - мальчик из неблагополучной семьи, мать устраивает личную жизнь, редко бывая дома. за ребенком присматривает соседка Марьяна:
"обычно" такие герои нуждались в Старшем Друге-защитнике - Инки индифферентен к защитившему взрослому Вику, но полон симпатии и благодарности к маленькой Полянке.
"обычно" у любых героев была потребность в материнской ласке, не взирая на возраст - Инки с трудом переносит поцелуи матери (о том, чтобы н-р позволить себя вымыть - и речи не идет).
"обычно" положительные герои сохраняли благородство по отношению к своим противникам, даже сочувствие… – помните, как Владик зажимал уши, когда отец лупил отвратного Ноздрю. как рыдал Славка Семибратов, когда тетя Зина лупила его врага Юрку. т.д. - и для сравнения: когда от крепкой затрещины отца Бригада отлетел ко двери, у Инки никаких эмоций. пофиг.
а ведь он не злой. просто одинокий рано «овзросленный», но все равно еще мальчик.
фантазиями и школьными проблемами Инки немного напоминает Севку Глущенко. но у Севки рядом была мама, подружка Алька и – на самый крайний случай - бог в матросской тельняшке. у Инки мамы рядом считай что нет (он это слово-то не произносит до конца: «мама – это для «приличных» мальчиков и девочек» ), Полянка уехала, а богу тоже нет никого дела:
Создатель мира и мальчик Инки были каждый сам по себе – со своими делами, планами и хлопотами. Инки если и вспоминал по какому-нибудь случаю о Боге, никогда ничего у него не просил: ни помощи, ни радостей, ни прощенья. Может, прощенья иногда и стоило просить, но Инки чувствовал, что Творец галактик просто не догадывается о затерянном во Вселенной пацаненке по фамилии Гусев. Что у него, у Творца, нет других забот, покрупнее?…
в общем, новый «мальчик со шпагой» - это не ясноглазый, прекраснодушный, благополучный и воспитанный, с нормальной семьей, друзьями, с героической фамилией рыцарь Каховский.
это «шизанутый какой-то пацан», хмурый «колючий» интроверт, эмпатия которого направлена больше на вымышленных персонажей (героев фильмов, книг), нежели на окружающих людей. подполковник Расковалов говорит о нем: «такие стреляют метко, плачут редко. обид не прощают». полковник не то, чтобы совсем не прав – он ясно видит, каким стал бы Инки, если б остался и дальше жить в Краснореченске (в Столбах).
но, к счастью, в его жизни появится Егошин. (а еще раньше – Дагги-Тиц). и в итоге Инки станет не тем, кто «стреляет и не прощает», а «…тем, кто называется «другие». тем, кто не обидит даже муху, но бывает твердым в убежденье…»
в «Мальчике со шпагой» действия разворачиваются в двух местах: в лагере у станции Роса и в городе.
в «Дагги-тиц» - тоже в двух, в Столбах и Брюсове.
вообще, параллельных событий между этими книгами не много, а очень много:
маленький Сережа придумал себе всадников – Инки канатоходцев.
прочитают письмо – обыщут карманы.
лагерные «мушкетеры» - школьная «бригада».
«гордость школы» Сенцов – «благополучный» Расковалов
судьбоносная встреча на скамейке с некрасивым дяденькой (Алексей Борисович – Борис), который потом умрет.
Каховский привезет в новую квартиру щенка – Инки котенка.
в борьбе за клуб на помощь приходит СМИ: газета - телевидение.
и т.д. и т.д.
но есть принципиальное отличие.
...но есть принципиальное отличие.
очевидная очевидность, что в мире крапивинских книг существует абстрактное Зло, и зло конкретное, персонализированное. и что принцип активного противостояния злу можно осуществлять лишь по отношению к отдельным носителям зла.этого принципа придерживается Сергей Каховский (Кирилл Векшин, в «Дагги-тиц» таков Гвидон) и подобные ему герои. т.е. герои энергичные, одержимые стремлением добиться всеобщей справедливости, отличающиеся порывистостью и непреклонностью. для них Инки стал бы объектом спасения.
Инки же герой совсем иного душевного склада. (ки – энергия, ин-ки - иная энергия ) его душа поражена меланхолией и совершенно не детской усталостью – «никак. ну и черт с ней. достали. чтоб вы все сдохли.» конретное зло вокруг - данность, с которой он давно уже сжился.
если Каховский борется против зла конкретного вокруг него – читают письма. хотят проткнуть мяч. бьют ребенка - то и «шпагу» он или применяет против конкретных шпаны и рецидивиста, или использует для упражнений с практической целью (на время сбивает спичечные коробки во время утренней зарядки).
у Инки же «шпага» своего рода « духовная практика» - некий «дзэн», очищение от негативных программ, душевное исцеление, привлечение хороших событий - уничтожение зла абстрактного.
Инки взял с подоконника длинную линейку с примотанной скотчем перекладинкой. Это была его шпага. Он сжал рукоятку, сжал губы, сжался внутри. А потом как бы освободил пружину! Тень вскинулась, клинок вычертил стремительный изгиб. И еще! Еще!.. Силуэт датского принца заметался по стене, по штукатурке потолка и половицам. В его гибкости, молниеносных взмахах, выпадах и разворотах была злая ломкость и надрыв. Но это вначале. А потом – стремительность больших птичьих крыльев… Инки крутнулся на пятке, очертил шпагой полный круг, устремил шпагу вверх, рассек ею воздух до пола, сделал моментальный, но плавный оборот снова.
Он жил этим боем и был теперь не Инки, а… он был тем, кто на стене (как на экране!) – восставшим королевским сыном, не боящимся гибели и воюющим против измены и тоски. Выпад, разворот, замах!..
Он никого не убивал, нет! Но он прорубался сквозь обступающее со всех сторон зло.
Это зло было похоже на жирные лианы – черные, как и сражавшийся с ними силуэт, но скользкие, тяжелые, с присосками, будто на щупальцах осьминога. Толщиной с гигантскую змею анаконду и с запахом протухшей селедки. В них пряталось все, что было на свете обманного и безжалостного. И поэтому оказалось их так много… И воздух между ними – клейкий, не продохнешь. И все же Инки был сильнее – своей отточенностью движений, стремительностью взмахов, точностью ударов. Рассеченные на части, обрубки зла извивались и таяли в темном пространстве. Стало наконец совсем просторно.
слово «шпага» в разговоре с Наташей направят Каховского в фехтовальный клуб.
бой с репейником и новая встреча Полянкой приведут Инки в детский театр.
оба мальчика не с момента основания, но оба «на главных ролях». главный «бой» Инки – не в темном дворе со штакетиной против бандита Гаврика, а акция-спектакль на площади. когда перерезают провод динамика, и Инки исполняет финальную песню против Молочного. (спектакль - гамлетовская «мышеловка»)
если сыронисские лишили ребят клуб, а Олега – работы, пользуясь подлыми, но относительно безопасными средствами, то в новые времена все гораздо страшнее. бизнесмен-депутат Молочный с подручными заслали в клуб трех ребят, которые дали показания против Бориса. ментухаи посадили мужчину в камеру с уголовниками. от побоев Борис не дожил до суда…
ребятам из «Эспады» не пришло в голову мстить за Олега (да и кому? Сыронисский «наказан» - уволен…), Гвидона же (пушкинская тема, злые происки клеветниц лишили ребенка отца (брата)) мысль о мести за Бориса не отпускает. и гамлетовская тема («разумно ль оказать сопротивленье») возмездия. Инки помогает другу тем, что
– Я не хотел, чтобы мой друг был такой… который кого-то убил…
Проще было сказать: «Не хотел, чтобы друг был убийцей». Но в последний миг Инки ощутил, что в этой фразе было бы что-то ненастоящее. Как в слишком правильной книжке. И вообще… если бы Гвидон взорвал джип с Молочным, он убийцей не стал бы. Он стал бы этим… мстителем. Но Инки не хотел и такого… Гад Молочный не стоил того, чтобы Гвидон хоть как-то запятнал себя…
– Думаешь, мне жалко было эту Молочную дрисню? Я не хотел только, чтобы ты… – Инки заплакал открыто. Было теперь все равно.
– Потому что так… Потому что ты Инки… Если бы не вывинтил, вот тогда был бы предатель.
Инки вскинул голову:
– Кого бы я предал?!
– Самого себя.
– Как это? – пробормотал Инки и неловко вытер нос о колено.
– Да вот так, – вразумил его Гвидон. – И себя, и… всех, кто у тебя есть… Даже муху Дагги-Тиц…
«я не старушку – я себя убил». Юра Вяльчиков убил себя – живоглот Молочный остался жив.
не убив Молочного, Инки и Гвидон себя не убили, свою дружбу.
Инки обрел брата.
и отца.
линия бывшего летчика Сергея Егошина и пасынка Инки. суровая, немногословная. мужская.
Помнишь, ты сказал, что не годишься в сыновья, а я ответил, что не гожусь в папаши. Но что можно, мол, жить в согласии… Ну и вроде бы жили… А?
…все-таки не случайно – не отчество, нет - что по инкиной леске когда-то давно летали самолетики…
Инки кашлянул и спросил:
– Егошин… а я тебе зачем?
Тот не обернулся, но ответил сразу:
– Дурацкий вопрос.
– Почему дурацкий?!
– Ты не злись, – откликнулся Егошин и сел рядом с календарем. К Инки лицом. – Он дурацкий не потому, что глупый, а потому что на него не ответят и сто мудрецов… Зачем человеку сын? Да затем, чтобы он был, вот и все… Тем более что другого у меня не будет уже никогда…
Инки, будто на экране, увидел два наложившихся друг на дружку кинокадра. Мальчика Дэви, который тащит по желтому песку к самолету своего окровавленного отца, и Егошина, который несет его, Инки, от болота…
вот так же «накладываются» друг на друга вечные этические вопросы, современные реалии, «Гамлет», «Последний дюйм», «Сказка о царе Салтане», «Мальчик со шпагой» etc - и история 10 летнего мальчика все укрупняется, усложняется, и приобретает ту многоуровневость, что свойственная только очень хорошей беллетристике. когда простая очевидная прозрачная книга одновременно сложная многомерная и многоцветная.
нет, чтобы не говорили про "раннего", "среднего" и "позднего" Крапивина, в любой период у него были более сильные, более слабые вещи.
по-моему, "Дагги-тиц" - на уровне лучших.
анон пишет:
а вполне себе традиционный для русской литературы: «если плохие люди умеют прекрасно сговариваться, то хорошие должны научиться договариваться» - дружить, действовать сообща, противостоять тд
.Разве он традиционный?
для детской с "дидактическо-нравоучительной" моралью - вполне. от вараций "Теремка" до "Тимура и его команды".
И еще трусы или крестик, определитесь уж. Либо он внушает, что вокруг педофилы и никому верить нельзя, либо - что в обьятиях понимающего Взрослого Друга ребенок найдет счастье. А то одни визжат, что делает из ребенка виктимного мечтательного беспризорника, радость педофила, другие - что внушает, что внешний мир полон опасностей и взрослым нельзя доверять.
Дикси, может, ты любимого пейсателя попросишь определиться, а?
Странно: с какой стати у него вдруг такое внимание к двум мальчишкам с улицы? Даже шевельнулось опасение: заведет куда-нибудь и… мало ли всяких рассказов о пропавших детях!
Но Чибис вскочил, как на пружинах:
— Конечно, хотим!
А то как-то получается, что взрослым доверять никак нельзя (особенно милиции), а вот если этот взрослый - посторонний чудак с добренькими глазами и охуительными историями, набивающийся к вам к друзьяшки, то этому разумеется доверять МОЖНО И НУЖНО. Харви одобряэ.
Мелкобуква, хорошо сформировала, почему мне нравится "МСШ", а от "Дагги-тиц" я блюю.
сформировала
*сформулировала
Мелкобуква, очень интересный анализ, спасибо. Надо будет почитать.
Все аноны-защитники упирают на то, что зло в детских книжках должно быть описано, потому что оно существует и в реальной жизни и надо детям о нем напоминать.
Ответьте тогда, что ли, зачем конкретно ваш Крапивин описывает сцену с пусканием человека по проволоке, которая даже противоречит законам физиологии, но зато выглядит очень страшно? Это он о чем предупреждает и почему и, главное, зачем в таких подробностях? И это я только про одну сцену спросил, в остальной грязи мне неохота копаться.
вот так же «накладываются» друг на друга вечные этические вопросы, современные реалии, «Гамлет», «Последний дюйм», «Сказка о царе Салтане», «Мальчик со шпагой» etc
Гомер, Мильтон и Паниковский. Шекспир, Пушкин и Крапивин. На моём мониторе уже блины печь можно.
Анон пишет:вот так же «накладываются» друг на друга вечные этические вопросы, современные реалии, «Гамлет», «Последний дюйм», «Сказка о царе Салтане», «Мальчик со шпагой» etc
Гомер, Мильтон и Паниковский. Шекспир, Пушкин и Крапивин. На моём мониторе уже блины печь можно.
Сильно жирные блины выйдут-то. Лучше картошки нажарить.
Настоящие км жарят картошку не на масле, а всухую на раскаленной печке.
Все аноны-защитники упирают на то, что зло в детских книжках должно быть описано, потому что оно существует и в реальной жизни и надо детям о нем напоминать.
Ответьте тогда, что ли, зачем конкретно ваш Крапивин описывает сцену с пусканием человека по проволоке, которая даже противоречит законам физиологии, но зато выглядит очень страшно? Это он о чем предупреждает и почему и, главное, зачем в таких подробностях? И это я только про одну сцену спросил, в остальной грязи мне неохота копаться.
+ много к вопросу.
В случае с Мальчишом Кибальчишом прекрасно без этого обошлись.
А вообще анон вчера смотрел "Педагогическую поэму" и восхищался Макаренко, которому дали здоровых лбов, для которых человека убить - раз плюнуть. А он из этих юных бандитов хороших людей вылепил. На этом фоне отсев в "Каравеллу" только хороших детей как-то совсем жалко смотрится.
Вот слабо Крапивину обратить на светлую сторону циничного 16-ти летку с ножом в руках, глумящегося над каждым его словом и ржущего в лицо?
А что в этой проволоке-то нефизиологичного? Обычная вариация посажения на кол.
Ну, справедливости ради, у Макаренко были всё-таки немного-другие педагогические задачи. И он сам писал, что в чём-то с обычными школьниками бывает и потруднее, потому что у колонистов никого, кроме воспитателей, не было, а обычный домашний ребёнок находится под влиянием семьи - на него не только педагог влияет. Точную цитату сейчас не могу найти, извините, но общий смысл такой.
Тем не менее. Когда Макаренко любуется шортиками, я понимаю, чего ради это в тексте. Потому что шортики - в числе много прочего - один из символов педагогического успеха и вообще, начала новой жизни. И голоногий колонист в шортиках являет собор разительный контраст с одичавшим беспризорником в "клифте". А педагог имеет полное право гордится метаморфозой.
А вот у Крапивина все эти шортики, коленки и т.д. бывают ни к селу не к городу. Что отнюдь не улучшает текст, автор просто скатывается в какую-то сентиментальщину.
А что в этой проволоке-то нефизиологичного? Обычная вариация посажения на кол.
Так кол ведь твёрдый, а вот как проволоку сквозь человека продеть, точно насквозь, из одной дырки в другую, это ещё вопрос.
Дублирую про проволоку:
А что в этой проволоке-то нефизиологичного?
То есть по-твоему если человеку засунуть в жопу фонарик, у него изо рта свет польется?
Возьми проволоку толщиной 8-12 мм, и она прекрасно проденется через человека, при этом он временно останется живым. Не надо пропускать проволоку через все изгибы кишок, проткнуть их проще.
Все аноны-защитники упирают на то, что зло в детских книжках должно быть описано, потому что оно существует и в реальной жизни и надо детям о нем напоминать.
Ответьте тогда, что ли, зачем конкретно ваш Крапивин описывает сцену с пусканием человека по проволоке, которая даже противоречит законам физиологии, но зато выглядит очень страшно? Это он о чем предупреждает и почему и, главное, зачем в таких подробностях?
вот затем и в подробностях, чтобы было очень страшно. просто жутко.
в следующий момент положительный герой должен стать даже не мстителем – палачом. да не с расстояния, как мститель Шурка в Лудова – в упор. даже Питвика автор уберег от этой участи: Полоз умер от разрыва сердца. чтобы выстрелить в упор в нелюдей - людей, которые и в бою прикрывали, и раны перевязывали, и хлебнуть из фляжки давали - у героя должна быть веская причина. понятная юному читателю.
о чем предупреждает – о том, что на иной войне зверства не меньше чем геройства.
почему в детской книжке? – укрепление иммунитета души ребенка. «полевыми командирами» не рождаются, ими становятся.
укрепление иммунитета души ребенка
Ещё раз спрашиваю: мелкобуква, ты ребёнка ближе чем со ста метров вообще видела когда-нибудь? Или у тебя представление о детях исключительно из крапивинских книжек?
Макаренко работал с делинквентными беспризорниками, Крапивин - с обычными детьми, которым тоже бывает трудно.
в любой профессии есть узкая специализация, и каждая из специализаций нужна и важна.
н-р, круто преподавать высшую математику. но учить таблице умножения первоклашек тоже нужно. или лечить львов и тигров– это круто. но выхаживать обычных домашних кошек тоже кому-то надо. и т.д.
О, мелкобуква вернулась.