Вы не вошли.
Давайте перетрем за Крапивина
Как подсели? Как соскочили? Что вызывало любовь и ненависть? Изменилось ли с годами впечатление от прочитанного? Хотели вступить в Эспаду или бороться с мировой несправедливостью? Были "Крапивинским мальчиком/девочкой" или антиподом? ВПК бойлавер или как?
Анон недавно прочитал последнюю на данный момент вышедшую книгу "Переулок капитана Лухманова" и ностальгически расстроился. Мог же когда-то ВП, а сейчас вместо проглатывания строчек одно чтение по диагонали. Плоско, блекло, расплывчато и ни о чем.
Всего-то в 18 веке, в России тех времен еще только единый литературный язык складываться начал.
Это, конечно, уже 19-ый век, но меня, я помню, впечатлила книга The Children of the New Forest, такая прям обычная приключенческая детская литература, но изданная в 1840-ых. Не ожидал! Наверняка такого больше было если закопаться
В 1960-х и даже позже много ли было книг о проблемах детей, созданных взрослыми?
Например, Алексин. Или Приставкин, там вообще хардкор.
Например, Алексин. Или Приставкин, там вообще хардкор.
Алексин это да, я его не знаю особо, и не вспомнилось, а так соглашусь. Но Приставкин - это уже перестройка, тогда все по-другому было, и такие темы начали уже поднимать.
Да у Крапивина половина плохих взрослых - это матери, которые заставляли делать уроки и выносить мусор, господи. Да, разумеется, для 10летнего еблана это самые страшные проблемы, это даже нормально, но не та тема, за которую надо возносить на пьедестал автора.
Но Приставкин - это уже перестройка, тогда все по-другому было, и такие темы начали уже поднимать.
Ну и Крапивин тоже в перестройку начал гнать чернуху и обострять конфликты ясноглазых детей и "видящих фонарик" взрослых с прочим "озверелым миром".
Да у Крапивина половина плохих взрослых - это матери, которые заставляли делать уроки и выносить мусор,
Ну, уж не надо. Конечно, на это тоже дети дулись, но быстро понимали разницу между мамой с мусором и инспектором Муком.
Слушайте, а Динка, Дубравка, Дикая собака динго, В моей смерти прошу винить Клаву К, Девочка и птицелёт, Судьба барабанщика? Разве они не про детско-подростковые проблемы? Эх, помню, мне когда-то очень понравилась книга про мальчика, у которого родители разошлись и он всю книгу переживал свои юношеские переживания и в конце поехал искать маму на другой конец союза, чтобы обнаружить, что без них с отцом она счастливее. Её даже переводили на другие языки и она в программе некоторых школ в англоязычных странах, но никак не могу ни вспомнить название, ни нагуглить Впрочем, она может быть уже перестроечной тоже
Вообще вот хорошая подборка https://www.livelib.ru/selection/14444- … ovye-knigi
И я как-то просил анонов порекать книги про блокаду, почти всё в итоге прочитал, среди них были хорошие детские
Анончики, можете пожалуйста порекать книги про блокаду Ленинграда и про советский быт и мирную гражданскую жизнь во время второй мировой? Желательно художественное, но необязательно. Можно самое очевидное, я вообще ничего не читал
Даже 18 век был недавно сравнительно с историей литературы. И мы все-таки про Россию, тут если что и было для детей, то в основном нравоучительные повести, как в рассказе Тэффи, ну еще сказки, стихи в детских журналах. О чувствах, проблемах, переживаниях детей - сомневаюсь. Разве что вышеупомянутая Чарская, потому она и стала популярна.
А как же многочисленные "Детства", начиная с Толстого? Там очень много чувств, проблем и переживаний детей, вопрос о телесных наказаниях тоже поднимается.
Ну и Крапивин тоже в перестройку начал гнать чернуху и обострять конфликты ясноглазых детей и "видящих фонарик" взрослых с прочим "озверелым миром".
Я не о том, что он писал в перестройку, а о том, что в более ранние годы он решался писать о конфликтах детей и условно "своих" взрослых, причем с позиции детей и обращаясь к детям. Мейнстримом это точно не было, вон одного Алексина аноны вспомнили.
Т.е. у Бруштейн плохая учительница - это дореволюционная классная дама, которая по всем статьям должна проигрывать советской Мариванне, то у Крапивина Нелли-как-там-ее и есть эта Мариванна.
У Кассиля доставалось и дореволюционным учителям, и послереволюционным
А как же многочисленные "Детства", начиная с Толстого? Там очень много чувств, проблем и переживаний детей, вопрос о телесных наказаниях тоже поднимается.
Мне кажется, это все же взрослая литература. Ну то есть дети могли добраться и почитать, но автор все же не на них рассчитывал, и отрывки из Толстого не печатали в "Задушевном слове". Это обращение в первую очередь ко взрослым.
Крапивин тем и интересен, что писал сюжеты, рассчитанные на детей и интересные в первую очередь детям.
У Кассиля доставалось и дореволюционным учителям, и послереволюционным
А послереволюционным где у него доставалось?
Слушайте, а Динка, Дубравка, Дикая собака динго, В моей смерти прошу винить Клаву К, Девочка и птицелёт, Судьба барабанщика? Разве они не про детско-подростковые проблемы?
Они в самом деле про детско-подростковые проблемы. Но я у Крапивина вижу ряд особых отличий: 1) он писал о проблемах детей из-за значимых взрослых и конфликтах с ними, 2) он писал о современных ему детях и их жизни, а не о том, как плохо было при царе или там в гражданскую, 3) он писал в первую очередь для детей, которые могли бы ассоциировать себя с героями. Для своего времени он все-таки выделялся на общем фоне.
В Кондуите и Швамбрании же у них сначала была дореволюционная гимназия, а после революции стала гордая трудовая школа
Но про учителей ЕТШ вроде ничего плохого не говорилось, так только, с добрым юмором)))
Анон пишет:В Кондуите и Швамбрании же у них сначала была дореволюционная гимназия, а после революции стала гордая трудовая школа
Но про учителей ЕТШ вроде ничего плохого не говорилось, так только, с добрым юмором)))
Хз, я читал в детстве, потом перечитывал лет в 18 и помню, что моим итоговом выводом стала мысль «шо то хуйня шо это хуйня обе хуйни такие»
Тред не читай, сразу отвечай. В смысле, про него уже рассказали.
Отредактировано (2024-05-25 22:44:43)
Мейнстримом это точно не было, вон одного Алексина аноны вспомнили.
Могу ещё вспомнить книжку 1982 года "Мы в пятом классе" Матвеевой, там у одного мальчика конфликт с мамой из-за приблудной кошки посерьёзнее будет, чем истерика Перепёлкина из-за колеса, а другой мальчик, довольно крапивинский (на фехтование ходит), пытается выпустить на волю гиену со станции юннатов. Быба-глыба тоже наличествует, заступающийся за детей взрослый - тоже. При этом - никакой крапивинской экзальтации, никакой подозрительной телености, а среди персонажей и девочки есть.
Могу ещё вспомнить книжку 1982 года "Мы в пятом классе" Матвеевой
Это все-таки уже восьмидесятые, тогда стали помаленьку поднимать и такие темы. Есть еще похожее, "Белая лошадь - горе не мое" Соломиной, и что интересно, она из "Каравеллы".
Конфликты-фигифты. Крапивин - это эскапизм и множественность миров. Да, Желязны в этом плане несравненно лучше. Но где Желязны и где районная библиотека 80-х- начала 90-х? Да, Грин глубже и совершеннее, но у него нового в те годы, по понятным причинам, уже не выходило. А Крапивин писал и это было в то время просто прекрасно.
Хз, я читал в детстве, потом перечитывал лет в 18 и помню, что моим итоговом выводом стала мысль «шо то хуйня шо это хуйня обе хуйни такие»
Мне кажется, ты путаешь и КиШ и Белеет парус одинокий, где гимназия ненадолго переобулась.
Почему предполагаю такое, потому что сам путаю именно так
Они в самом деле про детско-подростковые проблемы. Но я у Крапивина вижу ряд особых отличий: 1) он писал о проблемах детей из-за значимых взрослых и конфликтах с ними, 2) он писал о современных ему детях и их жизни, а не о том, как плохо было при царе или там в гражданскую, 3) он писал в первую очередь для детей, которые могли бы ассоциировать себя с героями. Для своего времени он все-таки выделялся на общем фоне.
Но перечисленные книги тоже были написаны их авторами про современных и для современных детей. Крапивин был не единственным детским писателем, начинавшим в 60-ых. Конечно, у него свой узнаваемый стиль и круг проблем, но (по моему мнению) это начало явно проявляться далеко не в самых первых книгах, а где-то с начала 80-ых, чем дальше, тем больше.
Хорошо, что Кассиля вспомнили,
А вообще были журналы "Пионер", "Костёр" и другие, менее популярные, там в каждом номере было несколько рассказов современных писателей о детях, и как правило, в каждом номере 1-2 кусочка повестей с продолжениями. Не все были интересными, понятно, но я бы сказал, процентов 80 вполне годные, и про конфликты было, часто попадались весьма болезненные моменты. Хотя, я имею в виду 80-е годы в основном, и прав анон
Это все-таки уже восьмидесятые, тогда стали помаленьку поднимать и такие темы.
он писал в первую очередь для детей, которые могли бы ассоциировать себя с героями
Ну я тян, и хз, как я смогла бы ассоциироваться с его героями. Мне его книги, кстати, и не заходили никогда.
Могу ещё вспомнить книжку 1982 года "Мы в пятом классе" Матвеевой, там у одного мальчика конфликт с мамой из-за приблудной кошки посерьёзнее будет, чем
Тот конфликт быстро сдулся. Я в детстве ещё удивлялась, что это за конфликт, если мальчику достаточно было