Вы не вошли.
Давайте перетрем за Крапивина
Как подсели? Как соскочили? Что вызывало любовь и ненависть? Изменилось ли с годами впечатление от прочитанного? Хотели вступить в Эспаду или бороться с мировой несправедливостью? Были "Крапивинским мальчиком/девочкой" или антиподом? ВПК бойлавер или как?
Анон недавно прочитал последнюю на данный момент вышедшую книгу "Переулок капитана Лухманова" и ностальгически расстроился. Мог же когда-то ВП, а сейчас вместо проглатывания строчек одно чтение по диагонали. Плоско, блекло, расплывчато и ни о чем.
Следующая глава. Дальше, видимо, будет перерыв, а всего глав девять.
Отредактировано (2023-05-03 15:03:31)
Вдогонку подумалось.
Ну, анон, между ребенком-сиротой и взрослым человеком вообще-то есть разница. Нет, взрослый человек имеет право любить дом, но равнять взрослого и ребенка как-то все равно странно.
равнять взрослого и ребенка как-то все равно странно.
Это IRL было бы странно, а в крапивинских взрослых и их психологической достоверности я несколько сомневаюсь.
Когда Корнелий Глас сентиментально привязан к дому и к вещам - это фе, признак приземленности и мещанства
Корнелий и есть мещанин, потребитель обыкновенный, законопослушный, просто дядька из офиса.
В том-то и дело, что тогда Крапивин, кмк, не зацикливался так сильно на "расхлябанных", "стареньких" и "потертых" вещах как верном признаке Высокой Духовности.
Когда Корнелий Глас сентиментально привязан к дому и к вещам - это фе, признак приземленности и мещанства.
У Корнелия его привязанность к вещам и комфорту противопоставлена его равнодушию к людям, в первую очередь к семье. И довольно символично, что он начинает проявлять какой-то интерес к людям (заботится о детях, расстраивается из-за Рибалтера), когда этот комфорт у него резко отнимают.
В том-то и дело, что тогда Крапивин, кмк, не зацикливался так сильно на "расхлябанных", "стареньких" и "потертых" вещах как верном признаке Высокой Духовности.
При чем тут "старенькие" вещи? У Корнелия была современная, удобная берлога с кучей техники.
Анон пишет:В том-то и дело, что тогда Крапивин, кмк, не зацикливался так сильно на "расхлябанных", "стареньких" и "потертых" вещах как верном признаке Высокой Духовности.
При чем тут "старенькие" вещи? У Корнелия была современная, удобная берлога с кучей техники.
Я не про Корнелия. А про кучу других героев, чья духовность подчёркивается тем, что им на комфорт и быт плевать. Поэтому у них всегда и одежда, и техника не новые. В отличие от бездуховных фиф с адидасом и кассетниками.
Кстати, тот же Корнелий в период на высшего подъёма духовности и осознания одет в растянутый заношенный растянутый свитер.
Аноны, а от каких крапивинских эпизодов вам становится неуютно?
Запоздало отвечу, что я, наверное, редкий анон, который не любил у Крапивина фантастику вообще. Мне нравились более-менее реалистичные его вещи советского и постсоветского периода. Так сказать, бытовые приключения и душевные переживания моих ровесников. Сказки Севки Глущенко, Журавлёнок и молнии, Мушкетёр и фея, Мальчик со шпагой, вотэтовотвсё. (Да, я в курсе, что он потом попытался чуть ли не все их объединить в единую фантастическую вселенную). Так что, наверное, можно сказать, что мне делалось неуютно, когда у В. П. начиналась мистика. Особенно как в "Оранжевом портрете с крапинками", когда там сначала вполне себе реализм, а потом хоба - и про Марс.
Как мы помним, Реттерберг стоит на месте Реттерхальма (ну, почти на месте, если не считать переезда на другую грань), и есть версии, что Полуостров в свою очередь находится примерно на месте Реттерберга, но в книге это никак не оговаривается. Имена здесь в ходу самые разные, но много западнославянских, а в "Крике петуха" уточняется, что здешние жители могут быть дальними потомками выходцев из княжества Юр-Танки.
Мне всегда казалось, что Полуостров — аналог земного Крыма. Чем-то напоминает описание Полуострова будущего из "Корабликов".
Реттерхальм (вернее, то, что от него осталось на момент событий "Выстрела с монитора") находился где-то ближе к Русскому Северу или чуть южнее, возможно, на Волге. Район Твери, Кижей, Углича. Светлые летние ночи, большая судоходная река, леса. Где находится Реттерберг — из повести не очень понятно, но совершенно не факт, что точно на месте Реттерхальма в другой грани. Мадам Валентина могла перенести его в любое место. Основное действие в "Крике петуха" происходит где-то в России будущего, на Урале или в Западной Сибири.
Однако в "Крике петуха", где главный герой - наш соотечественник Витя, романтичные Лис и Филипп внезапно оказываются исконно-посконными Лизаветой и Филькой из деревни Соловьи...
Логично, в России Лис и Филиппа друзья называли на русский манер. А Филька это просто сокращение. Якорное поле — вообще отдельный мир (грань), с него есть проход с грани Лис и Филиппа, есть проход с Полуострова. Возможно, что и с других граней тоже.
Когда Пассажир упоминает, что едет повидаться со старым другом, это и есть намёк, что увидится он с ним на Якорном поле, т.е. это такая грань-портал, куда относительно легко попасть с любой грани, а крепость-кронверк действительно та самая, что в "Сказке о рыбаках и рыбках".
Особенно сбивает с толку упоминание иттов из "Оранжевого портрета в крапинку", уж сюда-то как они затесались? В этой повести флэшбэки вроде и отсылают к прошлому, но при этом всегда вбрасывают информацию, которая будет раскрыта только в следующих главах.
Да, мне тоже это показалось странным. Но если рассматривать "Заставу..." не как самостоятельное произведение, а как часть цикла, то упоминание персонажей из других книг вполне уместно и даёт предположение, что в дальнейшем в сюжете эти итты как-то появятся (так и есть). Не исключено, скорее всего так и было, что на момент написания "Оранжевого портрета" Крапивин уже обдумывал сюжет цикла "В глубине Великого Кристалла", и "Портрет" был как бы приквелом к циклу.
Отредактировано (2023-05-03 22:04:46)
Про старые и новые вещи: дело не в вещах как таковых, а в системе ценностей, которая стоит за отношением персонажей к вещам.
Крапивин осуждает красивые новые вещи, когда они самоценность, комфорт ради комфорта или понтов, когда они ключевой интерес человека, или символ чрезмерного, нерационального потребления.
Для Ежики дом и вещи в нём ценны не потому, что они дают социальный статус или комфорт, а потому, что дом и его обстановка - это безопасность, это буквально его единственное собственное жильё, и это эмоциональная связь с мамой. Он точно так же не хотел бы расставаться с домом, если бы это была деревянная избушка с железной печкой, тут дело не в уровне потребления.
Потом, взрослый может заработать, купить себе новые вещи, даже новый дом. Ребёнок, у которого всё забрали, нищ, бесправен и никак не может поправить своё положение - он собой не распоряжается, его жизнью управляют другие люди. Так что Ежики теряет больше, чем Корнелий, ещё и в этом смысле. Корнелий, правда, какое-то время побыл нищим и бесправным, зависящим от доброй воли других людей, но его статус сравнительно быстро восстановился, и дальше он уже добровольно отказался от благополучной жизни ради своих новых идеалов.
Отредактировано (2023-05-03 22:26:03)
Логично, в России Лис и Филиппа друзья называли на русский манер.
Нет, это не друзья их так называют. Они оба живут в Соловьях - каком-то варианте России, и все их соотечественники русскоязычные (тот же отец Дмитрий). Думаю, на момент написания "Якорного поля" Крапивин ещё не обдумывал, откуда именно эти герои взялись, и "подогнал" их имена под общий антураж.
Мне всегда казалось, что Полуостров — аналог земного Крыма. Чем-то напоминает описание Полуострова будущего из "Корабликов".
По описанию мне так тоже казалось, но как же тогда с проливом, замерзшим зимой?
Отредактировано (2023-05-04 09:23:37)
По описанию мне так тоже казалось, но как же тогда с проливом, замерзшим зимой?
Чёрное море не сильно солёное, иногда в очень морозные зимы мелкие водоёмы могут подмерзать. Но вообще, на этот момент я что-то не обращала внимания, спасибо.
Аноны, а от каких крапивинских эпизодов вам становится неуютно? Я не про кринж и не про испанский стыд за парусатые коленочки.
Однозначно от описания пыток.
А это Крапивин любил.
В книге про друга-звезду (книгаиз клристала, действие которой происходит после войны в Тюмени) - там это как хорошо описано, что я это перелистал.
А про парисатые коленочнки мне наоборот нравится.
Make love, not war!
под катом - личные впечатления от творчества автора и история ознакомления с ним.
Аноны, а от каких крапивинских эпизодов вам становится неуютно? Я не про кринж и не про испанский стыд за парусатые коленочки.
мне было очень неуютно от концовки корабликов. главным образом потому, что для меня, когда я активно читал (и перечитывал) крапивина, было крайне непонятно, что вообще там происходит. я думал что главгерой попал в прошлое и так и решил там остаться. от этого и было неуютно - что он променял комфортную современную жизнь и движение в будущее, на свое послевоенное детство, ностальгию и жизнь в прошлом. уже потом я допер, что за каким-то хреном, это и была та планета, на которую делала портал команда "конуса" и "иглы"
кроме того, дискомфортное ощущение возникало от эпизодов психологического насилия, особенно ментовского. именно сцены физических пыток такого ощущения странным образом не вызывали.
ну и еще вызывали дискомфорт моменты где автор приосанивается над недостаточно парусатыми людьми или явлениями, гонит телегу про "озверелый мир" и в целом надевает белый плащ - мне правда было сквично это читать у автора, позиционировавшего себя и героев как светлых человеков. мол, чем он тогда отличается от "зашоренных взрослых", которых сам и поносит. вдобавок, я вырос в семье где мне пытались такое отношение к жизни привить, а я все таки хотел социализироваться и чем дальше тем больше увлекался тем, что не находили достаточно возвышенным и полезным для вырастания в ясноглазого сверхчеловека, например, видеоиграми, аниме и фандомами
Отредактировано (2023-05-05 03:00:19)
Аноны, а от каких крапивинских эпизодов вам становится неуютно?
От названий книг и кличек/имен героев. У меня такой кринж вызывают только Фрай и Донцова, и то, у них это все равно бывает забавно. А все эти "Оранжевые портреты" и Ежики, это какая-то за уши притянутая натужная легкомысленность.
Отредактировано (2023-05-05 07:47:37)
Как мы помним, Реттерберг стоит на месте Реттерхальма (ну, почти на месте, если не считать переезда на другую грань), и есть версии, что Полуостров в свою очередь находится примерно на месте Реттерберга, но в книге это никак не оговаривается.
Мне всегда казалось, что тут собирательный образ, с одной стороны вроде как бы Крым, а с другой - Калининградская область. В "Выстреле с монитора" упоминается Черемховск, явный отсыл к Черняховску. Реттерхальм, который стоял на месте Черемховска - это немецкий Инстербург.
Аноны, а от каких крапивинских эпизодов вам становится неуютно?
Вот, кстати, навскидку сразу вспоминается сцена с привязыванием Ёжики к раскалённой трубе. Это уже не просто хулиганы, а садисты натуральные.
К слову, а у хулюганов бывают светлые льняные волосы, или это исключительно прерогатива светлоглазиков?