Вы не вошли.
Давайте перетрем за Крапивина
Как подсели? Как соскочили? Что вызывало любовь и ненависть? Изменилось ли с годами впечатление от прочитанного? Хотели вступить в Эспаду или бороться с мировой несправедливостью? Были "Крапивинским мальчиком/девочкой" или антиподом? ВПК бойлавер или как?
Анон недавно прочитал последнюю на данный момент вышедшую книгу "Переулок капитана Лухманова" и ностальгически расстроился. Мог же когда-то ВП, а сейчас вместо проглатывания строчек одно чтение по диагонали. Плоско, блекло, расплывчато и ни о чем.
Но Юрка не подбивает Гельку совершить что-то плохое или бессмысленно опасное.
Ну как же.
Мы вдвоем купались в бухточке за старой пристанью. Юрка нырял с кормы полузатопленного лихтера и требовал, чтобы я тоже. Но до воды было метра три, с такой высоты я ещё никогда не прыгал. Я топтался на горячей ржавой палубе и набирался решимости. Набрался бы и прыгнул. Может, не ласточкой, а солдатиком, но прыгнул бы. Только Юрка не дал мне собраться. Подошёл да как отвесит пинка! Я и полетел. Пузом об воду! Забарахтался, захлебнулся, потому что рот не успел закрыть…
По-моему, я чуть-чуть не потонул. А он стоял на корме и смеялся, глядя, как я погибаю.
Сбрасывать не ожидающего этого гчеловека пинком в воду с высоты трёх метров и стоять ржать, когда он явно неудачно приводнился, дезориентирован и барахтается, захлёбываясь - это тупо, жестоко и вполне подходит под понятие "бессмысленно опасное". Гелька мог там утонуть ко всем чертям. Не утонул, повезло, но что если бы не повезло?
Но Юрка не подбивает Гельку совершить что-то плохое или бессмысленно опасное. Если переносить на реал, можно представить, что он убеждает Гельку спасти утопающего или залезть в горящий дом за оставшимся там человеком. Опасно? Да. В некоторых ситуациях безрассудно.
Понятно, что по сюжету они должны спасать мир и все такое, как бы это ни было опасно - они главгерои. Так что собственно главные подвиги спишем на художественную условность.
Но изначально, до подвигов - вот эти жесткие спортивные игры, которые Гельке не очень нужны, эти самовольные сбегания из дома в довольно опасные места - это вообще как? Про купания вот еще анон выше написал. Ему просто повезло, что тетю Гельки (или кто там был, не помню) автор изобразил такой клушей, иначе она давно бы погнала такого друга веником.
И вообще, просматривается, что Юрка со своей травмой отверженности как будто бы пытается оторвать Гельку от значимых взрослых. Пусть не идеальных, но членов семьи, а к семье и дому он очень привязан, для него даже вещи деда важны. Юрка выбрал вот именно такой способ с ним общаться - через конфронтацию с близкими. Что очень много говорит о Юрке.
Юрка бесит всем собой.
А вот где Юрка поступил не очень красиво, так это когда оставил его решать дела с Мостом. Мог бы и подождать идти искать отца, доделать дело, которое запланировали с друзьями.
Так Юрка ничего и не знал про Мост! Они с Глебом ушли раньше. Подрывать Мост с Гелькой должен был Янка, но он не смог остаться по физическим причинам - его обратно к ветеркам по кольцу времени унесло.
Юрка хоть и рос без отца, а характер весь в папочку. Гонора - во! Напора - во! А как хоть немного подумать перед тем, как действовать - не, ну зачем. И я не о том, что он неправильно действует, но нужно же сначала все варианты пересмотреть! Развилки какие-то представить. Ты ж, придурок, лучше всех знал, что из себя представляют манекены, лучше всех видел их пути решения проблем. В итоге всего напора хватило только на то, чтоб скопом со стен посбрасываться.
Ты ж, придурок, лучше всех знал, что из себя представляют манекены, лучше всех видел их пути решения проблем.
Анон, а поподробнее можно? Мне эта история лицеистов не совсем понятна, что вообще там произошло и при чем там манекены, не припомню. Хотя не один раз читано.
И отдельно - а что там про папочку? Что именно он не предусмотрел? Не ради спора, просто интересно другое видение.
Так Юрка ничего и не знал про Мост! Они с Глебом ушли раньше.
Точно. Давно перечитывал.
В итоге всего напора хватило только на то, чтоб скопом со стен посбрасываться.
А что можно было сделать в той ситуации? Ну кроме как и дальше сидеть покорно. Какие были у лицеистов способы реальной борьбы? Если я верно помню, манекенов брали только мячики и барабанные палочки. Но знал ли Юрка, что это гарантированное средство? Поверили бы ему другие лицеисты?
И отдельно - а что там про папочку? Что именно он не предусмотрел? Не ради спора, просто интересно другое видение.
И мне тоже интересно мнение этого анона.
нужно же сначала все варианты пересмотреть! Развилки какие-то представить. Ты ж, придурок, лучше всех знал, что из себя представляют манекены, лучше всех видел их пути решения проблем.
А откуда Юрке знать, что за лицейским начальством манекены стояли? Вон в Алькиной школе вполне себе люди были. Хотя и работали на тех, которые велят.
Про ремонт школы интересно, чтец, спасибо! Откуда пруфы? Было бы любопытно источники почитать.
Из источников, заслуживающих доверия. Дядька мой (по отцу) был начальником строительного участка на шахте в Ростовской области. При шахте немаленький посёлок городского типа (ПГТ), в котором работающий на шахте народ и живёт. Там детский садик, школа и ПТУ (на ту же шахту ориентированное). И угадайте с трёх раз, кто ремонтами этих трёх соцобъектов занимался. Так что я уж наслушался…
Причём дядька ещё в нормальном положении был: его работяги сами в том же ПГТ жили и понимали, что ремонты эти, в общем-то, для себя и своих же детей. Они и насчёт премий права не качали, и уговорить их поработать сверхурочно было реально, и халтуру не гнали. Но с материалами и их оплатой даже в таких условиях траходром был ещё тот. Согласно дядьке, там уже с сентября начинали к тем ремонтам в будущем июле готовиться со всякими сложными цепочками — куда и кому там тот плановый безнал переправить, чтобы в ответ получить натурой хоть по минимуму. И с родителей всё равно собирали, да…
В итоге всего напора хватило только на то, чтоб скопом со стен посбрасываться.
А что могли дети против огня? Причем, когда начинали восстание, никто не мог представить, что манекены готовы убивать детей. Хотя их магистр потом хреново себя чувствовал, на просмотре воспоминаний. Вот такое манекенное лицемерие.
А что могли дети против огня? Причем, когда начинали восстание, никто не мог представить, что манекены готовы убивать детей.
Да вроде они подготовились, запаслись оружием. Но не знали, что оно не действует на манекенов. И не знали, что противостоять придется именно манекенам.
И все еще интересно про Ярослава — он-то что должен был спланировать и предусмотреть?
Анон пишет:А что могли дети против огня? Причем, когда начинали восстание, никто не мог представить, что манекены готовы убивать детей.
Да вроде они подготовились, запаслись оружием. Но не знали, что оно не действует на манекенов. И не знали, что противостоять придется именно манекенам.
И все еще интересно про Ярослава — он-то что должен был спланировать и предусмотреть?
Запаслись оружием, но не думали, что придется применять - дети не верят в собственную смерть. Расчет был - вот у нас есть карабины, от нас отстанут. Возможно, просто начальство спустило бы все на тормозах, но манекенам нужно было подчинение, страх и они начали убивать в открытую.
По Ярославу лично у меня претензий нет - мужик попал в абсолютно непонятную обстановку, разведать информацию не успел, потому что сразу попал в замес. Причем с детьми, и знать, что ты виноват в смерти детей - хреново, честно сказать. Ну делал что понимал, что мог.
Что аноны выше писали про Юрку и Гельку, согласен, отношения нездоровые. Юрка вообще не умеет дружить, Янку сначала полез бить, потом резко в друзьях оказался, а Гелька снова на обочине. При этом Янка вроде с Гелькой друзья, но с Юркой друзее.
Юрка вообще не умеет дружить, Янку сначала полез бить, потом резко в друзьях оказался, а Гелька снова на обочине
Вот отдельно меня разозлила манера упорно называть Гельку обидным прозвищем. Даже Ереме, который вообще не человек, и честно думал, что это фамилия, хватило деликатности этого не делать.
Мне интересно, откуда у Юрки его педагогические методы. Из него, по его словам, делали всесторонне развитого ребёнка, но вот эти приёмы с "вставай в 6 утра и пойдём тренироваться", причём тренироваться - это не тактика футбола и не беготня с мячиком, а жёсткое натаскивание - это не похоже на методы тигромамы, всесторонне развивающей сына.
Боксирование, опять же, драки на деревянных мечах - штуки травмоопасные, когда ими "руководит" ребёнок или младший подросток.
Такое чувство, что самого Юрку кто-то так натаскивал (отчим? интернат? школа со специфическим уклоном? другой мелковождик? "отряд" по типу крапивинского, но более долбанутый), и мотив "сделать человеком" тоже оттуда.
Отредактировано (2023-03-01 09:31:37)
это не похоже на методы тигромамы, всесторонне развивающей сына.
А это, я думаю, улица. Если маме на ребёнка плевать, он искал признания в других местах, и скорее всего, не в приличных кружках, куда мама спихивала.
А это, я думаю, улица.
Может, и улица, но на дезорганизованную шпану не похоже. Или какие-то компании с криминальным уклоном, или, возможно, не с криминальным, а примерно как Олег Наклонов воспитывал Шурку Ревского (но Олег как раз мелковождик).
Может, и улица, но на дезорганизованную шпану не похоже.
На улице не обязательно дезорганизованная шпана. Могла найтись довольно спаянная компания, а в ней более старший подросток, который все это умел и за которым Юрка тянулся в свое время.
Но вообще мне кажется, это представления самого ВПК "как правильно жить" и "мужское воспитание". Здесь очень угадывается советское детство, где из всех пытались "сделать человека". Надо отдать ему должное, какая-то переоценка ценностей все же произошла, в более поздних книгах ни из кого человека не делают. И еще вдобавок этот образ условного "старшего брата", который был бы вместо отца. Причем обычно ему такие герои удаются хорошо, а Юрка в эти рамки не влезает.
Отредактировано (2023-03-01 11:15:32)
Вот отдельно меня разозлила манера упорно называть Гельку обидным прозвищем.
Там не все так просто. Сначала Юрка пытался Гельку таким образом мотивировать. Потом - таки признал человеком, после истории с орденом алого шиповника. А потом цеплялся к Гельке, чтобы тот к нему не привязывался. Там же в книжке это объясняется все.
"...Вагон громоздился на рельсах, как тёмное чудовище. Янка вдруг сказал:
— Гель… подожди.
Я остановился.
— Вот… — проговорил он неловко. — Возьми это… Юрка велел передать. Ещё давно велел, да я как-то… не получалось. — Он сунул мне в руку что-то маленькое, плоское и твёрдое.
И я сразу понял. Догадался. Это была та арабская монетка.
— Откуда?
— Он её тогда нашёл. Долго лазил по траве… Потом говорит: отдай как-нибудь…
— Да? — сказал я, и захотелось зареветь, как в давнем дошкольном детстве, когда первый раз уезжала мама. — А сам-то… он почему не отдал?
— Ну, он вообще… — вздохнул Янка. — Я ему один раз сказал: «Зачем ты так с Гелькой? Ему же обидно». А он говорит: «Так надо».
— Почему надо? — горько спросил я.
— Он говорит: «Гелька — такое существо… Он привязчивый. Я уйду, а он будет изводиться. Пускай уж лучше злится на меня…»
— Почему? — прошептал я. — Разве он знал, что уйдёт?
— Давно…"
— Почему? — прошептал я. — Разве он знал, что уйдёт?
— Давно…"
Вы меня извините, но это один в один напоминает описание глупого романа для девочек из "Лолиты":
... покойная мать Мары совершила героический подвиг тем, что умышленно не выказывала никакой любви к обожаемой на самом деле дочери. Героическая мать умирала от неизлечимой болезни и не желала, чтобы девочка потом грустила по ней
Но вообще мне кажется, это представления самого ВПК "как правильно жить" и "мужское воспитание". Здесь очень угадывается советское детство, где из всех пытались "сделать человека". Надо отдать ему должное, какая-то переоценка ценностей все же произошла, в более поздних книгах ни из кого человека не делают.
На мой взгляд, и здесь Крапивин не романтизирует Юрку и его методы. Он описывает стереотипную "отделку щенка под капитана", но показывает нам, что Гелька и без этого, безусловно, человек.
У Гельки нет значимого взрослого, тётушки показаны "пустыми", у них нет с ним никакого контакта, чисто покормить-постирать. И нет опыта принятия, поэтому он так вцепляется в Юрку, который видит в нём личность, пусть и негодную и требующую допиливания. На этом вождики людей и ловят - дают внимание и заботу (Юрка промыл Гельке ссадину, причём ругал не за саму ссадину, как делали бы тётушки, а за то, что плохой вратарь и что сам не может о себе позаботиться), потом отнимают и говорят, что получишь всё, когда будешь достаточно хорош - и хомяк может годами добиваться крох этого признания, иногда его получая (чтобы с крючка не сорвался) и сразу теряя.
Отредактировано (2023-03-01 12:37:30)
Так что для меня книжка была хорошей прививкой от "вождей" в подростковом возрасте и чуть постарше
Это хорошо, что до тебя дошло, что тут не так и как надо реагировать. А до меня - далеко не сразу. Вот это и плохо, что Юрка в принципе положительный герой, поэтому не каждый ребенок и даже подросток-читатель поймет, что он делает что-то не то.
Там не все так просто. Сначала Юрка пытался Гельку таким образом мотивировать.
Я уж не буду говорить про эффективность этого мотивирования, ее способны оценить все, кто от родителей и учителей слышал о своей лени, тупости и т.п. и не скакал как антилопа немедленно переделываться. Я спрошу только, с чего бы это он вдруг взялся мотивировать, когда не родитель, не учитель и вообще ни разу не ответственное лицо?
Вы меня извините, но это один в один напоминает описание глупого романа для девочек из "Лолиты":
Анон, а чего ты хочешь от 12-летнего пацана из неполной семьи и с полным стадом тараканов в башке?
Вот это и плохо, что Юрка в принципе положительный герой, поэтому не каждый ребенок и даже подросток-читатель поймет, что он делает что-то не то.
Так по Гелькиной реакции, которая хорошо описана, как раз понятно, что Юрка делает что-то не то. Ну не надо уже детей совсем дураками считать.