Вы не вошли.
Открыт раздел праздничных чтений Дня Чтеца 2025!
Если у вас не получается зайти на форум без ВПН, читайте по ссылке, что именно произошло
Давайте перетрем за Крапивина
Как подсели? Как соскочили? Что вызывало любовь и ненависть? Изменилось ли с годами впечатление от прочитанного? Хотели вступить в Эспаду или бороться с мировой несправедливостью? Были "Крапивинским мальчиком/девочкой" или антиподом? ВПК бойлавер или как?
Анон недавно прочитал последнюю на данный момент вышедшую книгу "Переулок капитана Лухманова" и ностальгически расстроился. Мог же когда-то ВП, а сейчас вместо проглатывания строчек одно чтение по диагонали. Плоско, блекло, расплывчато и ни о чем.
Всегда? Гы-гы-гы! Ессли б они черного цвета боялись, это было б веселее. Потому что символики было офигеть как много и у кого- лапоть-шведы-биркнекбрекеры, башмак=Черный Отряд Гайера, полумесяц-гёзы, радуга и плуг-вообще Томас Мюнцер, чаша для причастия=гуситы, черное(!) знамя=Лопе де Агирре, вандейцы, махновцы, любые другие анархисты начиная от Лиона, любой разозленный пират, черный флаг без рисунков значит "сами не сдаемся, пленных не берем".
Да ладно,
тут еще два анона (или один разговаривающий сам с собой) тоже думают что всегда.
Анон пишет:Так я не понял, барабанщики, трунбачи и пятиконечные звёзды у Крапивина - это именно из советской мифологии или это понятно любому анону из любой Культуры?
Я думаю, изначально советчина, но сейчас можно в отрыве читать, все равно все будет понятно даже современному ребенку. Ну типа эстетика у автора такая или как еще описать. Я примерно так в детстве и читал, когда еще не очень хорошо понимал историю и плохо представлял, что было в СССР. Для меня звездочки и барабаны воспринимались как звездочки и барабаны, а не как элементы какой-то идеологии, общественного движения.
А ты какого года Анон?
Для меня звездочки и барабаны воспринимались как звездочки и барабаны, а не как элементы какой-то идеологии, общественного движения.
+1
А ты какого года Анон?
85-й.
Читать начал с Журавленка (97-й)
Остальное - и того позже.
Мимокрок.
Отредактировано (2020-07-02 11:24:38)
Ты читать умеешь?
Вопрос про Крапивина, не про Планету и Яра
Не знаю, понятно ли любому анону, думаю, что да, в каком-то объёме все знакомы с историей, в том числе и советской. Про Планету и Яра было к тому, что жители Земли тоже знакомы с советскими реалиями, и они естественным образом появляются в символах, стихах и песнях. Планета совсем другой мир, изначально там этого не было, для них звездочки и барабаны просто символы или магические артефакты.
А ты какого года Анон?
1999. Советской детской литературы читал много
Не знаю, понятно ли любому анону, думаю, что да, в каком-то объёме все знакомы с историей, в том числе и советской.
Тот заграничный анон говорит что его дитяте не знакомо с советской историей от слова совсем. И вопрос действительно интересный.
Даже два вопроса:
первый - будет ли понятно,
второй - а надо ли.
1999. Советской детской литературы читал много
Нужна выборка из совсем оторвaнной от совка молодёжи...
Нужна выборка из совсем оторвaнной от совка молодёжи...
Когда я начинал читать эти книжки, то у меня из всей инфы про совок было только то, что я видел пионеров в "Чебурашке". И то я не понимал толком кто это. Пионеры и пионеры, хер с ними. Разобрался уже постепенно, во время чтения. Эрудиция же прокачивается потихоньку. Когда книжку читаешь, ты обращаешь внимание на всю эту звездно-красно-барабанную символику в последнюю очередь. Есть и есть. Больше как-то смотришь приключения, взаимоотношения школьников. Я вообще про школу читать любил. Про гимназию, про современную школу, про советскую, про иностранную, про школу в Америке времен Тома Сойера и так далее...
Нужна выборка из совсем оторвaнной от совка молодёжи...
И всё равно это будут разные дети. Что значит оторванной? Ребёнок родился и вырос после совка? Но один любит историю и разнообразное чтение, другой не столь любознательный.
Ребёнок-иностранец, родившийся и выросший не в России, возможно, даже не читающий по-русски? То же самое, он может заинтересоваться книгами разных стран и народов и читать в переводе. Или не заинтересоваться.
Русскоговорящий ребёнок эмигрантов из России? Тут больше от родителей зависит, захотят ли они привить ребёнку интерес к культуре и истории предков, сохранить русский язык.
Конкретный пример. Две семьи, обе эмигрировали в Израиль в юном возрасте, детей родили уже там. В обеих семьях дети говорят по-русски, дома общение только на русском, все ходили в израильские садики и школы. Но в одной семье русский идеальный, и устный без акцента, и грамотный письменный, дети читают по-русски, интересуются историей и современной жизнью родины своих родителей. В другой семье — сильный акцент, неграмотное письмо, хотя в школе учили русский (предмет по выбору), читают много, но даже русскоязычных авторов на иврите, в переводе. Дети разные, подход к воспитанию разный.
Я в России, ребёнок родился в конце прошлого века. С детства проявлял равный интерес как к современным книгам и фильмам, так и к старым. А для многих его ровесников про жизнь 40-50 лет назад неинтересно, скучно и непонятно. И это работает не только с советской литературой, тем детям и про мушкетёров неинтересно, и про Тома Сойера, и про Пеппи, и про Ассоль.
Анон пишет:Нужна выборка из совсем оторвaнной от совка молодёжи...
Когда я начинал читать эти книжки, то у меня из всей инфы про совок было только то, что я видел пионеров в "Чебурашке". И то я не понимал толком кто это. Пионеры и пионеры, хер с ними. Разобрался уже постепенно, во время чтения. Эрудиция же прокачивается потихоньку. Когда книжку читаешь, ты обращаешь внимание на всю эту звездно-красно-барабанную символику в последнюю очередь. Есть и есть. Больше как-то смотришь приключения, взаимоотношения школьников. Я вообще про школу читать любил. Про гимназию, про современную школу, про советскую, про иностранную, про школу в Америке времен Тома Сойера и так далее...
Не за бывай, что Крапивин всегда был глубоко заидеологизированным писакой, находился на первой линии идеологического фронта и печатался ( зависел) о изданий острой идеологической направленности. Его герои выражаются его собственными идеологическими клише той эпохи, когда произведение было создано. В его "краснознаменных" книжках 70-х никогда бы не появился аполитичный, циничный и равнодушных ( ой, только не к парусам!) Кошак. Такого героя просто не пропустили. А в конце 80-х уже можно. И автор это отлично понимал. Схлопнулась одна идеол. кормушка - он перекинулся на другую. Такие люди не могут без бэкапа.
Другое дело, что ты этого не понимаешь и не обращал на это внимание (не в обиду) - и пионеры и звезды и конники и барабаны и знамена были туда введены не просто так, а имели четкий подтекст и детям 70-80х это было совершенно понятно.
Возьмем А. Рыбакова - он писал про тот же возраст и описываемые события той, поры, что и Крапивин, но у него нет такой махровой идеологии. Там где Крапивин ее хотел навязать к месту и не месту, Рыбаков хотел от этого отойти как можно дальше. Его Крош мог жить в любой стране и в любой период. У Крапивина герои делятся на белых и черных, причем сразу и явно - это явный признак идеологической болячки
Возьмем А. Рыбакова - он писал про тот же возраст и описываемые события той, поры, что и Крапивин, но у него нет такой махровой идеологии.
Ха-ха-ха! "Кортик", "Бронзовая птица", "Выстрел"... Не, не слышали.
и пионеры и звезды и конники и барабаны и знамена были туда введены не просто так, а имели четкий подтекст и детям 70-80х это было совершенно понятно
Причём подтекст интересный - "возвращение к истокам", отсюда вся эта романтизация Гражданской войны и отсылки к Ленину, который не учил, чтобы "в лавировочку". Типа, "бюрократия просрала светлые идеалы коммунизма, но чистые душой дети и отдельные взрослые ещё способны..." - вот такое.
Ха-ха-ха! "Кортик", "Бронзовая птица", "Выстрел"...
Это "описываемые события той же поры", да?
Не говоря уж о том, что "Выстрел" - довольно жёсткая деконструкция пионерско-комсомольского задора первых двух книг (ещё и с персонажем "Детей Арбата" на заднем плане).
Отредактировано (2020-07-04 12:44:01)
У Крапивина 60-70-ых полно книг без всякой идеологии. Какая такая идеология в "Ковре-самолёте", "Болтике", "Той стороне", "Оруженосце Кашке", "Баркентине..."? Ну есть там пионеры и октябрята, но фоном, как обыденная часть той жизни. Герои обычные дети, чем-то увлекаются, дружат, влюбляются, устраивают себе разные приключения.
Это "описываемые события той же поры", да?
Это показание того, что Рыбаков вовремя переобулся. Когда было выгодно - писал "Кортик" и "Бронзовую птицу". Когда стало выгодно иное - "Детей Арбата" и "Кроша". И приводить его как пример неидеологизированности несколько стремно.
Так все переобулись. Любой писатель, которого печатали до перестройки, был лоялен к режиму и как минимум не касался спорных тем, а часто активно воспевал красные звёзды и будённовки. Но как только стало можно, полезли и ужасы совка, и про репрессии, и про религию.
Были т.н. диссиденты, их либо не печатали, либо травлей вынудили эмигрировать. Они хотя бы были последовательны и честны перед собой и аудиторией. Потому что не изменили убеждений со сменой идеологии.
Но не могу припомнить примера, чтобы искренне убеждённый в своих коммунистических идеалах писатель (режиссёр, музыкант, артист) когда "стало можно" остался при своих убеждениях и публично заявлял это.
Получается, почти любой деятель искусства — политическая проститутка, пусть и талантливая?
Анон пишет:Это "описываемые события той же поры", да?
Это показание того, что Рыбаков вовремя переобулся. Когда было выгодно - писал "Кортик" и "Бронзовую птицу". Когда стало выгодно иное - "Детей Арбата" и "Кроша". И приводить его как пример неидеологизированности несколько стремно.
Детей Арбата он написал задолго до того как это стало выгодно
Так все переобулись. Любой писатель, которого печатали до перестройки, был лоялен к режиму и как минимум не касался спорных тем, а часто активно воспевал красные звёзды и будённовки. Но как только стало можно, полезли и ужасы совка, и про репрессии, и про религию.
Были т.н. диссиденты, их либо не печатали, либо травлей вынудили эмигрировать. Они хотя бы были последовательны и честны перед собой и аудиторией. Потому что не изменили убеждений со сменой идеологии.
Но не могу припомнить примера, чтобы искренне убеждённый в своих коммунистических идеалах писатель (режиссёр, музыкант, артист) когда "стало можно" остался при своих убеждениях и публично заявлял это.
Получается, почти любой деятель искусства — политическая проститутка, пусть и талантливая?
Любой деятель советского искуства - да.
Советский союз пестовал проституток
Анон пишет:Анон пишет:Нужна выборка из совсем оторвaнной от совка молодёжи...
Когда я начинал читать эти книжки, то у меня из всей инфы про совок было только то, что я видел пионеров в "Чебурашке". И то я не понимал толком кто это. Пионеры и пионеры, хер с ними. Разобрался уже постепенно, во время чтения. Эрудиция же прокачивается потихоньку. Когда книжку читаешь, ты обращаешь внимание на всю эту звездно-красно-барабанную символику в последнюю очередь. Есть и есть. Больше как-то смотришь приключения, взаимоотношения школьников. Я вообще про школу читать любил. Про гимназию, про современную школу, про советскую, про иностранную, про школу в Америке времен Тома Сойера и так далее...
Не за бывай, что Крапивин всегда был глубоко заидеологизированным писакой, находился на первой линии идеологического фронта и печатался ( зависел) о изданий острой идеологической направленности. Его герои выражаются его собственными идеологическими клише той эпохи, когда произведение было создано. В его "краснознаменных" книжках 70-х никогда бы не появился аполитичный, циничный и равнодушных ( ой, только не к парусам!) Кошак. Такого героя просто не пропустили. А в конце 80-х уже можно. И автор это отлично понимал. Схлопнулась одна идеол. кормушка - он перекинулся на другую. Такие люди не могут без бэкапа.
Другое дело, что ты этого не понимаешь и не обращал на это внимание (не в обиду) - и пионеры и звезды и конники и барабаны и знамена были туда введены не просто так, а имели четкий подтекст и детям 70-80х это было совершенно понятно.
Возьмем А. Рыбакова - он писал про тот же возраст и описываемые события той, поры, что и Крапивин, но у него нет такой махровой идеологии. Там где Крапивин ее хотел навязать к месту и не месту, Рыбаков хотел от этого отойти как можно дальше. Его Крош мог жить в любой стране и в любой период. У Крапивина герои делятся на белых и черных, причем сразу и явно - это явный признак идеологической болячки
Это-то понятно
Вопрос в том, что останется от книги Крапивина если оттуда выкинуть всю советскую шелупонь.
Какие книги можно дать почитать современному ребёнку?
Про скворечники? Явно нет.
Про викингов - тоже нет.
Про журку - только из-за пытки кота нет.
Про Кошака со смачным описанием порки - тоже нет.
Про Манекенов - не уверен
Про Каховского - думаю нет
Может быть про матроса вильсона и про гусей?
Про троих с площади - да
Что еще?
Гусей!
Какие книги можно дать почитать современному ребёнку?
Первую часть "Островов и капитанов" можно. Она довольно лайтовая, и нет советского угара. Только современный подросток там с большой вероятностью явный слэш пронзит.
другой анон
Там же они мелкие совсем!
Мне в детстве нравились "Валькины друзья и паруса", пацан-художник, рисует бригантины и не только. И дружище у него классный появляется. Из советских реалий - приём в пионеры и исключение, точнее попытка исключения. Вроде всё понятно прописано.
Там же они мелкие совсем!
Я пейринг Головачев/Резанов имел в виду)
Но не могу припомнить примера, чтобы искренне убеждённый в своих коммунистических идеалах писатель (режиссёр, музыкант, артист) когда "стало можно" остался при своих убеждениях и публично заявлял это.
Александр Проханов, например