Холиварофорум

Не все, что говорят на Холиварке — правда!

Вы не вошли.

#1 2015-04-12 11:56:53

Анон
Windows 7Internet Explorer 10.0

Крапивин

Давайте перетрем за Крапивина  :chearleader:

  Как подсели? Как соскочили? Что вызывало любовь и ненависть? Изменилось ли с годами впечатление от прочитанного? Хотели вступить в Эспаду или бороться с мировой несправедливостью? Были "Крапивинским мальчиком/девочкой" или антиподом? ВПК бойлавер или как?

Анон недавно прочитал последнюю на данный момент вышедшую книгу "Переулок капитана Лухманова" и ностальгически расстроился. Мог же когда-то ВП, а сейчас вместо проглатывания строчек одно чтение по диагонали. Плоско, блекло, расплывчато и ни о чем.

Чтения

Крапивин-бинго


#21001 2017-06-15 07:09:08

Анон

Re: Крапивин

Анон пишет:

Витька с трудом вспоминает, что такое "поэтический образ"

Не с трудом вспоминает, а парирует все  с той же иронией, междометием "как его"  смягчает пафос ответа. (не "это Поэтический Образ!!!111", а  "это... как его... поэтический образ")

Анон пишет:

Вторая хронологическая странность - время критики Скицына: после инцидента с петухом, то есть предположительно дня через три после первого приезда Витьки. Скицын, конечно, ничем не обязан сразу критиковать стихи - но если он их не критиковал сразу, то почему, если они успели подружиться? А ведь Витька к моменту разбора уже считает, что кто-кто, а "Мишенька" обязан понять его тонкую ироничную душу. А если не критиковал, поскольку был занят, то как они успели сдружиться за такое короткое время? Или Скицын отмалчивался, а потом Витька из него таки достал реакцию?

В тексте русскими буквами написано, когда сочинены стихи – «На третий день он изложил свое мировосприятие в стихах…», когда была первая встреча с Кригером «Но на четвертый день…». Сказано, что разговор со Скицыным был уже после первой встречи с Кригером, вероятно, все в тот же четвертый день. Так что все просто: прочитал - к нему пришел Витька – сразу и покритиковал.

Анон пишет:

Оп! Ну, во-первых, текст надо вычитывать. Да, автор честно попытался сказать, что сначала были стихи, потом столкновение с Кригером, а потом разбор полётов со Скицыным,
Но построение текста этому пониманию мешает

Конечно. Только линейное гармоничное построение, с указанием дня и часа! И с немедленным объяснением "кто куда зачем почему".
И вообще, если школоте что-то мешает понимать Достоевского, то виноват халтурщик Федор Михайлович. Как далеко ему до понятной «джеймс роулинговны донцовой».

Анон пишет:

поставив себя в позицию "начальства, которое нутром чуют".

Ничего, что "чует чей внук" - это шутливое предположение Скицына, а Витька в позицию начальства себя ставить и не думал. Чтец так видит!!!111

Анон пишет:

виден дроч автора на симпатичных аспирантов, слегка сумасбродных ребят, романтику и хрупкое детство, и его лютейший сквик относительно женщин.

Чтец так видит!!!111.

Анон пишет:

его лютейший сквик относительно женщин. Вот если бы мальчики могли размножаться партеногенезом...

Конечно, у всех героев Крапивина матери и отношения с ними точно такие же, как у Витьки. Ну, вы поняли, так видит.

Анон пишет:

не ясноглазик и не темноглазик.

а очередной жопоглазик-читец.
Дальше, полагаю, будет как всегда: жопочтение, натягивание сов, псевдовсезнайство и непременные охуительные воспоминания о «асибе».
Предсказуемо: тараканы в голове глисты в заднем проходе мешают воспринимать написанное буквами, зато так чешется сообщить «а вот я!», «а вот у меня!».

#21002 2017-06-15 09:31:26

Анон

Re: Крапивин

Анон пишет:

Дальше, полагаю, будет как всегда: жопочтение, натягивание сов, псевдовсезнайство и непременные охуительные воспоминания о «асибе».
Предсказуемо: тараканы в голове глисты в заднем проходе мешают воспринимать написанное буквами, зато так чешется сообщить «а вот я!», «а вот у меня!».

Тебя что, снова выпустили из сумасшедшего дома? бана? Ой, как жаль.

#21003 2017-06-15 10:03:31

Анон

Re: Крапивин

В тексте русскими буквами написано, когда сочинены стихи – «На третий день он изложил свое мировосприятие в стихах…», когда была первая встреча с Кригером «Но на четвертый день…». Сказано, что разговор со Скицыным был уже после первой встречи с Кригером, вероятно, все в тот же четвертый день. Так что все просто: прочитал - к нему пришел Витька – сразу и покритиковал.

А, я и правда пропустил. Вопрос снимается, спасибо, анон! Я ещё и Веронике Куггель статус повысил сперва чтением выше: решил, что она тоже аспирант, а она всего лишь лаборант. А ещё по ходу чтения понял, что я был несправедлив со своим "вечно оно у него такое чистенькое", - даже только по этой книге, не говоря уже о соседних. Ну так зачем и читаю: вспомнить. Не исключено, что когда доберусь к концу, реакция по целому изменится.

Конечно. Только линейное гармоничное построение, с указанием дня и часа! И с немедленным объяснением "кто куда зачем почему".

(снимая шляпу злобного чтеца)
Не, не только. Вообще в целом Крапивин с этим обходится довольно грамотно - он эти штуки любит и старается, чтобы всё было аккуратно. Воду из своих ранних текстов он отжимает будь здоров, всем бы так уметь: деталями не перегружает, излишне не разжевывает, а дырок оставляет (на свои объёмы) мало. Более того, часть вопросов он оставляет открытыми специально и закрывает только в соседних книжках, чтобы было на чём создать ощущение единого цикла, а не просто отдельных законченных повестей - и это у него получается мастерски.

Придираюсь я затем, чтобы попытаться понять: что из этого сделано намеренно, а что - авторский проёб, который сыграл на руку. Дело в том, что этот эффект достигается как раз оставлением пустот, мест, куда читатель должен заглядывать собственным воображением, и закрываться в лучшем случае такими вот "бонусами" как шутливая перепалка учёных о статье выше. Кстати, вот что у него действительно офигенно - он фактически не оставляет "проходных" диалогов, обязательно ввернёт фразу-другую, которая работает на сюжет. И чтец уверен, что хороший кусок пустот оставлен тоже намеренно.

Я для себя пытаюсь разобраться: где Крапивин специально оставляет воздух, простор для размышлений, а где он просто протупил, но вышло на руку. Поэтому - да, именно что придираюсь, и где не смогу придраться, там буду смотреть подробнее, почему так вышло.

Ничего, что "чует чей внук" - это шутливое предположение Скицына, а Витька в позицию начальства себя ставить и не думал.

А вот тут как раз ничего. Потому что это не только про Скицына и даже не про авторскую речь в следующем абзаце, которая относится строго к Даренскому. Это не в одном тексте и не единичный случай: если неправильный человек, то пользоваться природой плохо (вечные пассажи про "довели мы, люди, Планету/Кристалл/ещё что-то") - но если человек правильный, то пользоваться ей можно по своему усмотрению, и ничего никому за это не будет, потому что герой же хороший. "Мирозданию к трещинам не привыкать", вспоминая Командора из этой же книги. В чём-то чтец с этим цинизмом согласен: с учётом всех фантастических допущений, мирозданию у Крапивина действительно не привыкать. Но я пока что не помню у Крапивина ни одного момента, где юный герой бы навлёк на себя или других беду, а не лёгкое недовольство старших, несмотря на постоянное "ай-я-яй, доиграешься". Если помнишь ты - кинь пример.

Конечно, у всех героев Крапивина матери и отношения с ними точно такие же, как у Витьки. Ну, вы поняли, так видит.

Нет, не у всех, но я тут прошёлся немного по отсылкам из КП, и за этот раунд перечитывания мне пока что не попадалось ни одной женщины, кто вышел бы за рамки женских классических "ведьма (фон Зеехавен, Ржавые ведьмы) - шлюха стерва (Кларисса) - мать (сколько-то преимущественно безымянных женщин)". Если у тебя есть пример под рукой, я был бы признателен, если б скинул.

(надевая шляпу) На этом моя неразделенная любовь к столбам зовёт меня обратно!

Анон-столбоёб

#21004 2017-06-15 12:43:03

Анон

Re: Крапивин

КП, глава третья!

Крапивин и девочки. Унесите девочек!

#21005 2017-06-15 17:34:37

Анон

Re: Крапивин

Столбоеб, мне нравится твой разбор. И близок именно подход разбирать в целом хорошее и годное произведение.  :friends: Скучаю по чтецам "Бронзового мальчика, Журавлёнка и Наследников, тоже из старенького всё.

#21006 2017-06-15 20:13:25

Анон

Re: Крапивин

Спасибо, анон! :friends:
Слушай, а мне приснилось, что кто-то разбирал "Оранжевый портрет в крапинку"? В ссылках выше нет, но я что-то такое помню.

#21007 2017-06-15 20:32:47

Анон

Re: Крапивин

Анон пишет:

Предсказуемо: тараканы в голове глисты в заднем проходе мешают воспринимать написанное буквами, зато так чешется сообщить «а вот я!», «а вот у меня!».

На хрена читать чтеца, если тебя от этого так корежит?

#21008 2017-06-15 20:36:24

Анон

Re: Крапивин

Анон пишет:

за этот раунд перечитывания мне пока что не попадалось ни одной женщины, кто вышел бы за рамки женских классических "ведьма (фон Зеехавен, Ржавые ведьмы) - шлюха стерва (Кларисса) - мать (сколько-то преимущественно безымянных женщин)". Если у тебя есть пример под рукой, я был бы признателен, если б скинул.

Да. Если бы кто-нибудь упомянул героиню со сколько-нибудь значимой (для нее) профессией... А то мир Крапивина - это мир мужчин. Летчики, фехтовальщики, моряки, археологи... А при них мелко подтусовываются женщины. Хорошо еще, если не толстые, как несчастная Кугель. В раннем Крапивне изредка встречались положительные училки, потом исчезли совсем.

#21009 2017-06-15 20:43:23

Анон

Re: Крапивин

Анон пишет:

Спасибо, анон! :friends:
Слушай, а мне приснилось, что кто-то разбирал "Оранжевый портрет в крапинку"? В ссылках выше нет, но я что-то такое помню.

Читений не было, но упоминалось не раз, наверное, тебе это и запомнилось. Я тоже что-то там комментил по "Портрету".

Кстати, офф: ты в каком возрасте впервые зачёл сабжа, и что именно? Я "Колыбельную для брата" в 7 и "Шлем витязя" в 10.  Оба очень понравились тогда. Но "Шлем" удивил лёгкостью и общим легкомысленным духом после надрывной "Колыбельной"

#21010 2017-06-15 20:54:40

Анон

Re: Крапивин

Анон пишет:

Если бы кто-нибудь упомянул героиню со сколько-нибудь значимой (для нее) профессией...

Юлька-библиотекарь - "Оранжевый портрет с крапинками". Там же мать Фаддейки, классическая карьеристка с маникюром, забившая на ребёнка. Но явно любит свою работу.
Мать и сестра Михаила Гаймуратова )"Острова и капитаны") - химики.
Нитка-швея - "Лужайки, где плящут скворечники".
Женя Мезенцева - "Семь фунтов брамсельного ветра" скорее всего свяжет свою работу с кораблями.

А так-то и всё. Есть несколько хороших учительниц и воспитательниц, обычно положительные героини ВПК работают машинистками, художниками, врачами, секретарями, но все они второстепенные, проходные персонажи.

#21011 2017-06-15 21:12:26

Анон

Re: Крапивин

Из перечисленных только Юля - главгероиня. Но ее библиотекарство... Это что - дело ее жизни? Приходилось после школы год работать библиотекарем - неплохой способ возненавидеть книги. Химики мельтешат на заднем плане. Где такие одержимые своим делом женщины, как отец Витьки? Но чтоб при этом на сына не забивали. Ну есть же в жизни такие. Но не в мире Крапивина.

#21012 2017-06-15 21:13:31

Анон

Re: Крапивин

Анон пишет:

Предсказуемо: тараканы в голове глисты в заднем проходе мешают воспринимать написанное буквами, зато так чешется сообщить «а вот я!», «а вот у меня!».

Привет, копроглазик!

#21013 2017-06-15 22:33:10

Анон

Re: Крапивин

Кстати, офф: ты в каком возрасте впервые зачёл сабжа, и что именно? Я "Колыбельную для брата" в 7 и "Шлем витязя" в 10.  Оба очень понравились тогда. Но "Шлем" удивил лёгкостью и общим легкомысленным духом после надрывной "Колыбельной"

Точно не скажу, но было мне лет семь-восемь, наверное, и вероятнее всего это была "Та сторона, где ветер". И Великий Кристалл. У нас было много Крапивина, а читал я всё, что мне вздумается.

Про женщин: итого семь человек. Восемь, если считать мадам Валентину - которая, пожалуй, ближайший аналог Мохова-старшего среди женщин. Валентина - честный бакалавр-естественник (а в те времена это была вполне серьёзная степень), из преподов ушедших по вопросам принципиальным (сломав линейку о лысину другого препода), зарабатывает на жизнь вкусняшками, а львиную долю времени занята научными опытами и периодически играючи устраивает переполох среди коллег по естественным наукам.

Но против цифр не попрёшь: восемь человек. На несколько десятков книг. Жуть берёт, конечно...

У Юли две профессии, между которыми она затрудняется выбрать: геолог и библиотекарь. Библиотекарь ей на момент "Портрета" нравится больше, поскольку она начинает понимать, что ей интереснее не геология как наука, а именно путешествия, но считает, что из них карьеру не сделаешь...

Эх, Юлька, рано ты родилась, быть бы тебе трэвел-блоггером.

#21014 2017-06-15 22:57:51

Анон

Re: Крапивин

Юля оставила у меня впечатление будущей домохозяйки, штопающей носки и варящей борщи мужу-моряку, сама по себе она совершенно неинтересна.

#21015 2017-06-15 23:01:47

Анон

Re: Крапивин

У меня к Юле претензий нет, а вот к её парню - тысяча и одна.

#21016 2017-06-15 23:49:19

Анон

Re: Крапивин

Анон пишет:

А так-то и всё. Есть несколько хороших учительниц и воспитательниц, обычно положительные героини ВПК работают машинистками, художниками, врачами, секретарями, но все они второстепенные, проходные персонажи.

Настя и Анюта из ТСПК имеют вполне морские профессии.

Анон пишет:

Из перечисленных только Юля - главгероиня. Но ее библиотекарство... Это что - дело ее жизни?

В эпоху, когда не было интернета - вполне.

Анон пишет:

Да. Если бы кто-нибудь упомянул героиню со сколько-нибудь значимой (для нее) профессией..

Мать Генки из "Той стороны". Она из-за своей профессии никуда переезжать не хотела.

#21017 2017-06-15 23:49:35

Анон

Re: Крапивин

Крапивин, вот почему у тебя нет девочек, которые снисходительно относятся к таким милым особенностям мальчишеской физиологии как внезапный стояк в пубертате? Или к поллюциям?

Ты чо, у КМ такого не бывает. Половина неприязни к "девчачьим штучкам" идет оттого, что КМ навечно застревает в предпубертате, а бабы смеют расти.

#21018 2017-06-16 00:05:13

Анон

Re: Крапивин

В том, что касается природы, правильный человек у Крапивина неспособен навредить не со зла. Неспособен случайно, играя, исчерпать до дна то, чем пользуется (хотя в целом автор о вопросе задумывается - см. "Белый шарик матроса Вильсона", но там подробнее когда/если туда дойду). Крапивин любит бесконечность, любит неуничтожимое, любит вечное - потому что именно оно позволяет его юным героям не бояться при использовании новообретенных способностей. Есть у Крапивина вот этот барьер: всё будет хорошо. Потому что не может быть плохо. Потому что плохо бывает от неправильных людей, а у правильных есть чутьё. У Крапивина намерение всегда повлияет на действие: не может хорошо закончиться то, что делается не с теми намерениями, и не могут плохо закончиться действия, "правильные" по духу. В самом худшем случае выйдет светлая печаль.

Хорошее наблюдение.

Анон пишет:

При тайной мысли об этом Витька переставал дышать от ласкового замирания.

Аааааа

Мы знаем о Люсе, что она - дочь лесничего. Беглое перечитывание мне не напомнило, сыграет ли это хоть где-то кроме того, что она неправа при походе в Итта-Даг, но, кажется, нет. В любом случае, тому, что она успела научиться, живя хорошую часть времени в лесу, не уделяется столько внимания, как совершенно другому моменту - тарам-пам-пам - её внешности.

Анон пишет:

Свою некрасивость одиннадцатилетняя девочка осознаёт и очень старается скрасить. И именно на это направлено подавляющее большинство её действий в книге

Грустно, коли так.

Анон пишет:

(зачем, бог мой? Ей одиннадцать лет на старте! Разве кого-то интересует, насколько красив или некрасив Витька?)

А вот тут возражу: Витька, может, и не интересует, а вообще внешности мальчиков Крапивин уделяет немало внимания, в треде не раз цитировали, как кто-нибудь любуется мальчиком. И мальчик этот будет если не красив, то, по крайней мере, с одухотворённым лицом.

#21019 2017-06-16 00:14:19

Анон

Re: Крапивин

Да, Юля интересный персонаж. И её метания от геологии к библиотекарству - очень реальная штука. Есть в близком круге подобный человек, ушедший из геологии по тем же причинам в... другую область, но тоже наука.

#21020 2017-06-16 00:25:05

Анон

Re: Крапивин

Мать Генки из "Той стороны". Она из-за своей профессии никуда переезжать не хотела.

Так, то есть плюс ещё три, одиннадцать. Я вспомнил ещё Вику из "Ночи большого прилива" - она актриса. Двенадцать.

  • Грустно, коли так

.

Во-первых, спасибо на добром слове. Во-вторых - грустно - не то слово, анон. Юлю хоть как человека видят, а у Люси, кажется, своего действия ни одного на всю книгу. Может, я где-то что-то пропустил, но бррр.

А вот тут возражу: Витька, может, и не интересует, а вообще внешности мальчиков Крапивин уделяет немало внимания, в треде не раз цитировали, как кто-нибудь любуется мальчиком. И мальчик этот будет если не красив, то, по крайней мере, с одухотворённым лицом.

Я подумал, и ты, пожалуй, прав. Вспомнить хоть Янку и Юрку из "Голубятни". С пацаньей внешностью, правда, тоже есть специфика - Крапивин одновременно тащится от их юных тел, одетых в формы, и делает эти же тела поводом для презрения и/или зависти со стороны сверстников, хотя бы первичного. Там сложно как-то, надо будет посмотреть подробнее, как доберусь.

#21021 2017-06-16 06:21:18

Анон

Re: Крапивин

Ииии у меня всё ещё ДОХЕРА работы, поэтому продолжаем воспевать полуголые столбы с блестящими косами!

КП, глава 4!

Укусила пчёлка...

#21022 2017-06-16 08:12:49

Анон

Re: Крапивин

Анон пишет:

На хрена читать чтеца,

Я у каждого "нового чтеца"  книги читаю разбор всего одной главы. На случай, если там будет что-то новое и интересное.
Убеждаюсь, что по факту очередное чтение жопой, натягивание и передергивание, потому  дальнейшие "разборы" этой книги  не читаю.

#21023 2017-06-16 08:39:18

Анон

Re: Крапивин

Анон пишет:

Я для себя пытаюсь разобраться: где Крапивин специально оставляет воздух, простор для размышлений, а где он просто протупил, но вышло на руку. Поэтому - да, именно что придираюсь.

Попытка «разобраться»: халтурщик «просто протупил» – «а, я и правду пропустил».
Именно.

Анон пишет:

А вот тут как раз ничего. Потому что

Это очень примитивный трюк – сначала спороть хрень, а потом перевести разговор в другое русло.
Еще раз: твои слова:

Витька вполне себе "властвует" над этой природой, поставив себя в позицию "начальства, которое нутром чуют".

По факту: на Витьку налетел «хулиган», Витька дал твердый, но цивилизованный отпор, «хулиган»  лезть остерегается. Стал усмиренный хулиган подчиненным Витьки? – нет.
Можно сказать, что «в позицию начальства» ставит себя поддонок Кошак, требующий курева у Банчика. Но положительный Витька над Кригером -  в тексте, не в твоих «попытках» -  не властвует.

Анон пишет:

то не в одном тексте и не единичный случай: если неправильный человек, то пользоваться природой плохо (вечные пассажи про "довели мы, люди, Планету/Кристалл/ещё что-то") - но если человек правильный, то пользоваться ей можно по своему усмотрению, и ничего никому за это не будет, потому что герой же хороший. "Мирозданию к трещинам не привыкать", вспоминая Командора из этой же книги.

1.Про вообще «пользоваться природой плохо» - вранье, этого бреда у Крапивина нет. Плохо уничтожать/загрязнять  и прочие очевидности. Хороший герой потому и хороший, что глобальный вред природе не наносит. А строить дома из древесины, ловить рыбу, ловить ветер в паруса  и пр  - пользоваться природой - нормально.
2. «Довели планету» в контексте крапивинской прозы это не только (столько) про экологию, сколько про количество зла по отношению и к людям. И «трещины мироздания» – от множимого зла.

Анон пишет:

Но я пока что не помню у Крапивина ни одного момента, где юный герой бы навлёк на себя или других беду

В трети книг, чаще на себя.
От глобального: Шурка (Лето кончится не скоро) выстрелом в злодея едва не уничтожил Землю, до бытового: Кинтель послал открытку,  которая уложила бедную Надежду Яковлевну на месяц в больницу, а в финале сжег  фамильный дом, клен и сам попал в больницу.

Анон пишет:

Нет, не у всех, но я тут прошёлся немного по отсылкам из КП, и за этот раунд перечитывания мне пока что не попадалось ни одной женщины, кто вышел бы за рамки женских классических "ведьма (фон Зеехавен, Ржавые ведьмы) - шлюха стерва (Кларисса) - мать (сколько-то преимущественно безымянных женщин)".

Второй раз одно и то же? Память золотой рыбки?
Твой бред:

виден ... его лютейший сквик относительно женщин. Вот если бы мальчики могли размножаться партеногенезом...

В том же цикле, до "Крика петуха" идет "Застава на Якорном поле" с "безымянной" матерью Ежики Иветтой. После "Крика Петуха" идет "Белый шарик матроса Вильсона" с "безымянной" матерью Стасика Галиной. 
"Видны" и сквик, и  желание партеногенеза.

#21024 2017-06-16 10:34:54

Анон

Re: Крапивин

Анон пишет:

Крапивин, вот почему у тебя нет девочек, которые снисходительно относятся к таким милым особенностям мальчишеской физиологии как внезапный стояк в пубертате? Или к поллюциям?

Ты чо, у КМ такого не бывает. Половина неприязни к "девчачьим штучкам" идет оттого, что КМ навечно застревает в предпубертате, а бабы смеют расти.

А вроде в "Синем городе" были "стыдные сны".

#21025 2017-06-16 12:02:40

Анон

Re: Крапивин

Кататься, как на горке, на научном объекте, и после устраивать разгон взрослым, что чуть не сдох?! Его сительство "Витторио" все должны инофорфмировать, где какие ставятся опыты и где какие ездят механизмы? Вот прямо с утра специально для него вывешивается схема или утраивается летучка с пристутствием всего научного персонала, чтобы этоо недоумок был в курсе? Гнать. Сперва его, чтобы и на километр к Сфере не подходил. Потом деда за семейственность и протекционизм. Мля! Анон рос среди научных лабораторий (заповедник) и даже нашей ребячьей анархической вольнице (дети тамошних ученых) с 3-4 лет было четко ясно, что можно, а где нельзя. Где граница, так сказать. Что лезть на метеостанцию, к примеру, нельзя, ее для нас НЕТ, даже если там всякие приборчики заманчиво поблескивают! Если только мама или папа возьмет с собой под воим присмотром. Крапивинские мальчики, которым все сходит с рук, задрали по самое немогу!!!

Подвал форума

Основано на FluxBB, с модификациями Visman
Доработано специально для Холиварофорума