Ночная гроза была нешуточной:
На асфальте блестели лужи и валялись ветки клёнов, обломанные грозой. Налетал ветерок.
Но протагонист видит в этом хорошее предзнаменование и вроде оказывается прав, хотя совершенно неожиданным для себя образом. Его тщательно выстроенный вчерашним вечером план рушится… рушится к лучшему.
Бывают события, из-за которых летят вверх ногами все планы. Алёшка прошагал два квартала и услышал мяуканье. Сиплое и протяжное. На большом тополе, почти у верхушки, сидел серый кот. Он был мокрый и поэтому казался очень тощим и несчастным. Наверно, злые собаки загнали кота на дерево ещё вчера и бедняга сидел там всю ночь под грозой и ливнем. Забрался с перепугу, а слезть боится.
Алёшка прищурился и разглядел на кошачьем ухе здоровенную розовую царапину. Он чуть не взвизгнул от радости: «Кузя!» Теперь, пожалуй, не нужен был цилиндр трубочиста.
Конечно, не нужен. Обожаемый кот уж точно представляет для Софьи Александровны куда бо́льшую ценность, чем цилиндр (который, во-первых, ещё неизвестно, есть ли на самом деле, а во-вторых, не факт, что вообще является ценностью). А если кота действительно загнали на дерево собаки, то было это, скорее всего, даже не вчера, а позавчера…
Сказавши мимоходом пару слов в защиту протагониста (дескать, он бы и так мимо бедного кота не прошёл, конечно), автор описывает спасательную операцию. С большим знанием дела, заметим! В красках живописуя, как вздрюченное котэ сначала ни в какую не желает отцепляться от дерева, а потом со всей дури вцепляется всеми когтями в спасителя… ну, кто сам пробовал, тот знает. Впрочем, последнее обстоятельство Алёшку даже отчасти радует: со всеми этими царапинами и отметинами хозяйке кота виднее же будет, как он старался и обстрадался в процессе!
(Возможно, Крапивин-кошатник дистанцировался по этому вопросу от своего персонажа именно затем, чтобы поворот с котом не приходил в голову сразу?)
При полном одобрении и моральной поддержке мимопроходивших свидетелей протагонист несёт кота хозяйке… но там сталкивается с ещё одним сюрпризом, вновь рушащим планы! И на сей раз, увы, со знаком «минус».
Домик был пуст. Стёкла оказались выбиты, дверь перекошена, труба над крышей рассыпалась. Углы совсем скособочились, из щелей в мокрых стенах торчала пакля.
Ничего не понимая, Алёшка заглянул внутрь. В опустевших комнатах стояла тёмная вода. В ней плавали обрывки бумаги и трёхногий стул. (…)
Видно было, что ночной ливень бушевал здесь вовсю. Потоки подмыли землю и сдвинули домик к оврагу.
И состояние домика (столь тщательно описанное в начале второй главы, помните?), и могучая ночная гроза сыграли свои роли в этой сказке. Но не всё так плохо, как могло показаться — спасая кота, герой только что совершил очевидно доброе дело, а они в сказках имеют обыкновение вознаграждаться.
У самого обрыва на перевёрнутом ведре сидела девочка лет восьми с прямыми длинными волосами пшеничного цвета. Она держала на коленях лупоглазую куклу и тихонько пела.
От девочки протагонист узнаёт подробности случившегося:
— Дом водой подмыло, дождём затопило. Беды понаделало — ой-ой-ой… А Софью Александровну на новую квартиру племянник увёз. Он её давно звал, да всё сговорить не мог. А теперь-то уж и сговаривать не пришлось. Рано утречком приехал на машине, погрузил всё добро, да и поехали. Дом-то скоро в овраг сползёт…
От нехорошего предчувствия у Алёшки засосало под сердцем.
— А имущество? — спросил он. — Ничего не пострадало?
Девочка вздохнула:
— Ну как не пострадало!.. Тумбочку водой унесло, две испанские шляпы. Да ещё кораблик маленький. Хороший такой. Ящик стеклянный от него остался, а самого нет.
«Так я и знал!» — с отчаянием подумал Алёшка.
А девочка продолжала:
— Софья Александровна так переживала из-за шляп. И кораблик жалела. Тумбочку нисколечко не жалела, а кораблик — очень. Говорит: «Лучше бы я его тому мальчику подарила».
Вот так вот. Старушка-то была о мальчике куда лучшего мнения, чем он о ней! Награда же за кота заключается в том, что девочка реально может помочь в сложившейся ситуации, и помогает. (Кстати, кота она берётся отнести хозяйке сама, подчёркивая тот факт, что сюжетная ниточка между Алёшкой и Софьей Александровной порвалась окончательно.)
— Постой, Алёша, — сказала девочка.
Он удивился:
— Ты разве меня знаешь?
— Немножко, — хитровато ответила она. (…)
— Послушай… А может, знаешь ты, где кораблик искать?
— Не-а, — откликнулась она. Поглядела на Алёшку серьёзно, подумала и вдруг сказала: — Не знаю. А узнать помогу.
Это же роль сказочного Посредника в чистом виде — дать совет, подсказку на дальнейшие действия, навести на кого-то или что-то полезное. Причём, обратите внимание, Посредник знает Героя по имени, которое тот не сообщал. Тоже откровенно сказочная черта. А дальше тому и прямое подтверждение:
Алёшка усмехнулся:
— Ты что, колдунья?
— Маленько, — сказала девочка без улыбки.
Подсказка же от девочки вот какова:
— Ты иди на угол Первомайской и Садовой. Там есть справочное бюро…
— Там есть сапожная будка. (…)
— Это смотря для кого. Для одних — сапожная будка, для других — справочное бюро. Работает в нём старичок. Он знает всё-всё на свете.
— А ты откуда знаешь про старичка?
— Это же мой дедушка.
— Он, конечно, тоже колдун? — спросил Алёшка не без ехидства.
— Конечно, — строго сказала девочка. — Только он не любит, когда к нему лезут с вопросами. Надо знаешь как спрашивать? Придёшь в будку, постоишь просто так, а потом говори, будто сам с собой. Ну, например: «Интересно, где бы мне раздобыть ковёр-самолёт?» Если у дедушки хорошее настроение, он ответит.
— А если плохое?
— Ты не бойся. У него сегодня хорошее.
Ничего не напоминает? «Ты иди (туда-то), там будет (такой-то), коли сумеешь ему/ей угодить, он(а) тебя научит, как дальше быть!» Практически один к одному инструкция из народных сказок.
Протагонист следует ей… а что ещё ему делать-то остаётся?
Будка была низенькая, сколоченная из облезлой фанеры. Лёгонькая. Даже удивительно, что её не смахнула с места ночная гроза. Дверца оказалась открыта, и Алёшка вошёл.
А вот ничего удивительного! Это звучит, как лишнее указание на призрачность локации, которая на самом деле вовсе не каждому доступна. Вспомним же: для всех сапожная будка, для _кого надо_ справочное бюро. Герой попал сюда с прямой подачи Посредника, ему можно.
В углу, отгородившись широкой доской, как прилавком, сидел сухощавый старичок в чёрном берете с хвостиком. (…) Перед старичком на тонкой железной «лапе» висел ботинок. Старичок тюкал по ботинку молотком и тихо бормотал. (…)
Внутри будки всё было обыкновенно: полки с деревянными колодками и башмаками, вырезанные из «Огонька» картинки, старый табель-календарь. В углу тикали кособокие ходики, у которых вместо гири висел ржавый большой замок.
«Огонёк» в то время — это очень популярный (тираж исчислялся аж миллионами экземпляров!) иллюстрированный полноцветный журнал сверхбольшого формата. В нём печатались художественные фотографии, а также репродукции картин, и народ активно употреблял их для бюджетного декорирования помещений. В журнале можно было найти картинки на любой вкус — от практически эротики до идеологически выдержанных произведений социалистического реализма. Выбирай чего хошь и вешай на стену!
Следуя полученной инструкции, протагонист как бы в никуда задаёт свой вопрос: «Интересно бы узнать, можно ли найти маленький кораблик, если его унесло потоком и никто не знает куда?». И натыкается опять же на чисто сказочную реакцию обитателя волшебной локации:
— А с чего это ты решил меня про такое дело расспрашивать? Или надоумил кто?
— Внучка ваша, — неохотно сказал Алёшка.
— А-а… Ты, Алёша, видать, приглянулся ей?
— Ещё чего! — воскликнул Алёшка и почувствовал, что краснеет.
Во-первых, заметьте, что дедушка тоже запросто обращается к Герою по имени, которое тот ему не называл. А во-вторых, ничего не напоминает? Могущественное существо, скажем, Баба-Яга, спрашивает пришедшего к ней Ивана: «Сам ко мне пришёл, али научил кто?» — «Сестра/дочка/внучка твоя!» — «Ну то-то же! Добро, что так, а иначе смерть бы тебе неминучая!». Очень, очень похоже, хотя и не настолько сурово, конечно.
(Кстати, спрашивается это совсем не просто так. Считается, что та же Баба-Яга проверяет Ивана на честность и скромность: готов ли он признать принятую чужую помощь или собирается присвоить всю славу себе? Например, в сказках о дочери и падчерице: пришедшая к Яге вслед за награждённой падчерицей родная дочь её мачехи врёт, будто явилась сама по себе или вообще случайно, за что и огребает.)
Убедившись таким образом в законности присутствия здесь Героя, дедушка, как и было обещано, отвечает на заданный вопрос:
— Кораблик найти можно, да путь далёкий… Ручьём унесло, говоришь? Все ручьи в реки бегут, все реки в море текут. А на берегу самого синего моря стоит город Ветрогорск. А в городе есть Музей Удивительных Морских Открытий и Кораблей. Иначе — просто Корабельный музей. И всеми делами там ведает Хранитель музея. Много у него дел, а самое любимое — собирать модели кораблей. И такой он мастер, такой любитель маленьких кораблей, что есть у него просто удивительная способность: ни одну модель не упускает, притягивает как магнит. Где бы какой кораблик ни потерялся, куда бы ни унесло его волнами, обязательно доплывёт до Ветрогорска. Будто есть какое-то чувство особое у этих маленьких кораблей. Вроде как у перелётных птиц. Скажем, упустили вчера мальчишки свою игрушечную бригантину, а сегодня она, глядишь, уже в музее у Хранителя… Ищи, если хочешь, только дорога не близкая.
Ответ на вопрос «где искать кораблик?» дан как бы по обещанию внучки. Но протагонист рассказывает свою историю до конца, объясняет, что кораблик нужен ему не просто так, а в подарок для хорошего человека, чтобы порадовать. Дедушка на это соглашается помочь ещё и от себя:
— Радость для человека — очень важная вещь… Что ж, попробуй, Алёша, раз так решил. Я дам тебе совет. (…) Тебе нужен билет до Ветрогорска… Ты ступай в Транспортное агентство, туда, где кассы для поездов, самолётов, автобусов, ковров-са… Кха… В общем, для всего на свете.
— Это на Первомайской улице?
— Нет, это другие кассы. На улице Полярных Капитанов.
Алёшка и не слыхал про такую улицу.
— Где это, дедушка?
— А, не знаешь? — хитро сказал старичок. — Слушай. Пойдёшь по Садовой до конца, там будет старый стадион…
— Ага! Мы зимой там военную игру устраивали.
— Ну вот. Ты его не обходи, а найди в заборе щель. И шагай напрямик. А как стадион-то перейдёшь да в другую щель вылезешь, там и будет улица Полярных Капитанов. А кассы — в доме номер двадцать два, по левую руку… Ну, ступай.
Здесь опять два интересных момента. Во-первых, повторно звучит упоминание о ковре-самолёте, как бы оговоркой. Интересно, здесь автор просто упоминает расхожий откровенно сказочный элемент, или же даёт намёк на свою вторую повесть из цикла «Летящие сказки»? Во-вторых, обратите внимание на условие: стадион нельзя обходить, а нужно непременно пройти его «насквозь», войдя и выйдя через щели в заборе. Это очень похоже на то, что позже будет у автора в циклах про Кристалл и Безлюдные пространства: если пойдёшь не тем путём (хотя, казалось бы, туда же!), то придёшь либо не туда, либо вообще не придёшь.
И ещё одно наставление даёт протагонисту дедушка:
— Ты послушай ещё. Если где в пути что-нибудь опасное встретишь, случай непонятный какой-нибудь или, скажем, загадку, ты от этого дела не беги. Сказка без этого не обходится. Ну и о главном не забывай, шагай себе смело. Иди, Алёша. Да постарайся ничему не удивляться.
Итак, что мы здесь имеем? Появляются два новых персонажа: девочка-внучка, «маленько колдунья» и её действительно колдовской дедушка. Девочка — это однозначно Посредник, о чём уже было сказано. А вот дедушка — Даритель, хотя это пока не так очевидно.
Роль Дарителя заключается в том, что он снабжает Героя волшебным предметом и/или волшебным помощником, без которых тот не сможет выполнить свою задачу. В данном случае волшебным предметом является билет в город Ветрогорск, но Даритель снабдил Героя не билетом непосредственно, а возможностью этот билет получить — это так называемый дар-опцион. Подробности будут уже в следующей главе.
Также упоминается музейный Хранитель — а вот он-то, забегая вперёд, будет в этой сказке Антагонистом. Он имеет определённую волшебную власть и реализует её из чистой прихоти, не гнушаясь при этом даже такими вещами, как отобрание игрушки у детей. Уже сейчас легко предсказать, что Герою придётся противостоять ему, тем или иным способом доказывая: у него, Героя, прав на артефакт больше! А это не что иное, как форма поединка.
Таким образом, сюжетная линия уже более-менее выстроена на несколько глав вперёд. Вопреки ограничению, наложенному Родителем Царевны, Герой хочет доказать своё превосходство над Ложным Героем и заполучить Царевну себе. При помощи двух Посредников он понимает путь к этой цели, а Даритель открывает ему этот путь. В конце ему предстоит противостояние с Антагонистом в борьбе за целевой артефакт.
С точки зрения сюжетных функций здесь всё понятно. Герой взаимодействует с Дарителем (№13), получая от него помощь.
2: запрет
3: нарушение запрета
8: вредительство или недостача
9: посредничество
10: начало противодействия
11: герой покидает дом
13: взаимодействие героя и дарителя