Называется "Почему Дзёмги?"
...Так. Дзёмги - это неофициальное название Ленинского округа Комсомольска-на-Амуре. К чему мы тут идём?
В общем, Нелли сразу на место преступления не поехала. Она вернулась домой из ресторана и легла спать, а там ей позвонил Миша-космонавт и попросил зайти.
Я, еще сонная, кинула взгляд на старые напольные часы. Что же, еще есть часа три до того, как за мною заедут, как грозились, Роман с Эскиным.
Нелли садится ждать Мишу-космонавта и берет полистать газеты.
Купеческое собрание вновь подняло свою излюбленную тему. Хотят перед своим зданьем собрания, на Малой Дмитровке, ставить памятник под названием «Купеческая Честь». Название давно уж прижилось, а памятника нет. Есть проект, очень красивый, скульптора Карташёва. Памятник предполагается двойной: Ивану Васильевичу Четверикову и Сергею Ивановичу. Проектировщик выразительно схватил момент, где пожилой предприниматель обращается с наставлением к сыну, одновременно являя собою образ душевной муки и несокрушимой воли.
Так, снова "Холиварка образовательная". Четвериков - купец второй половины 19 века, промышленник и благотворитель. Не пытается ли тут Чудинова пырнуть шпилькой безнравственный бизнес на родине рыжего Кеннеди? Хотя вряд ли, это у чтеца, наверное, паранойя.
Далее Нелли припоминает момент из детства - она читала "Графа Монте-Кристо", а папаша-палеонтолог заглянул ей через плечо и грозно спросил:
«Ну и зачем тебе читать эти выдумки?»
Я не нашла слов в ответ от возмущения. Ведь это же так благородно, ну и что, что выдумка, зато какая прекрасная!
«В жизни все вышло много благороднее, – заметил папа. – Но никакой Монте-Кристо не выскакивал из-за угла с мешком золота в последнюю минуту, чтобы всех спасти. Не знаю, как во Франции, а вот у нас в России такие купцы были на самом деле».
Четко вспоминается момент из "Что необходимо знать православной девочке", где мамаНади лягает дочь за чтение "Графини де Монсоро". Чтец что-то не поймёт - почему все эти душеспасители ополчились на сочинения Дюма? Он же классик, ёлки зеленые, который к тому же может мощно прокачать по истории. И вообще, этот оборот А ЗАТО У НАС/А ЗАТО У НИХ уже в печенках сидит.
В общем, папа-Четвериков оставил сыну завещание спасти семейную честь и застрелился. Четвериков-сын так и сделал. Это хорошо. Но почему при этом Дюма читать не рекомендуется, чтец не понял.
Итак, в чем коллизия?
Нельзя де ставить памятник самоубийце…
Ох, и ломают же с той поры копья! Церковь предлагает предпринимателям ограничиться только бюстом Сергею Ивановичу. Те идут на принцип: купеческая честь сына наследована от отца.
Молодой епископ Коломенский Вениамин, пользующийся репутацией блестящего интеллектула, с год как разразился в «Неглинке» хлесткой статьей под названием «Языческие добродетели». Владыке ответил не менее острый, эмоциональный Абрикосов, нынешний глава знаменитого рода. Стало быть, сейчас противостояние пошло на новый виток.
Понятно, когда стоит вопрос отпевать/не отпевать, вот как с Цветаевой. Однако при чем тут памятники? Памятник Маяковскому есть, Есенину есть. Хотя если церковь от государства не отделена... А при самодержавии она, конечно, не отделена. Утопия ппц
Так вот, приходит Миша и говорит:
– Я ведь вот тебя из чего решился потревожить. Я вечером улечу на Дальний Восток. В Дзёмги[43 - По-нанайски – «березовая роща». У нас на этом же месте располагается город Комсомольск на Амуре, который было бы вернее назвать Зэковск на Амуре.]
Нелли
чуть было не испугалась, что Миша успел с кем-то подраться, да вовремя вспомнила, что такое невозможно. Как-никак наведение на Мишу дула пистолета, хоть бы и дуэльного, приравнивается к государственной измене.
А как такие понятия сочетаются с дрочем на орестократическую честь, которая предполагает дуэли? Дворяне стрелялись взахлёб, и их противников за это за шкирку в Самарканд не посылали.
Беседуют.
Нелли, я даже сейчас не знаю, для чего Нику было нужно, чтобы наш выход в космос явился уж такой сокрушительной неожиданностью. Ты знаешь, бывают положения, в которых никто из нас не вправе задавать ему вопросов. Наше дело верноподданнейше повиноваться. Кое о чем я догадываюсь, конечно. Мы живем в правовом мире. Все урегулировано, все расписано, все поделено: Антарктида, океаны, воздушное пространство – все разграничено. А вот пространство безвоздушное… Оно было ничьё. А ничьё принадлежит первооткрывателю.
– Ты хочешь сказать, что небо теперь – русское? – заинтересовалась я полушутя.
– Ну, не все так буквально… – Миша улыбнулся. – Но в каком-то смысле…
Да ну вас В СССР были плакаты "Слава героя космоса", "Во имя мира и прогресса", "Нам открывать миры далёкие", и никаких "Космос наш!" Хотя что с них взять, с грязных коммуняк. Илон Маск зафутболил в космос Теслу с дощечкой "Сделано на Земле людьми", опять же никаких "Космос наш!". Но это же "твари дьявола", с них спроса ещё меньше. Или больше?
И ещё немного ахуительных подробностей:
Были люди и получше меня подготовленные к полету, можешь не сомневаться, были. Но правильней было – чтобы я. Я ведь проходил специальный курс обучения и тренировок, просто так на космический корабль никого не пустят. Но счастье, что меня в университете не выключили, восстановили с потерей года. Столько пропущенных лекций, не сданных работ… Теперь наверстаю. Я сейчас альфы-пурум от альфы-импурум отличить не могу, беда.
Нил Армстронг: Во время учёбы в старших классах занимался в городской авиашколе. Первую лицензию пилота-курсанта получил раньше окончания школы и раньше, чем водительские права. Получил степень бакалавра наук по авиационной технике и степень магистра наук по аэрокосмической технике. Служил в ВМС США в Льюисском исследовательском центре лётчиком-испытателем, испытывал реактивные самолёты - и проч, и проч. Учился на авиатора, считай, всю жизнь.
Миша: филолог по образованию, позанимался годик в тренажёрке - и к полёту готов. Как так? Монархическая сила? Как египетская сила, только монархическая.
О боже
Кхе-кхе, ладно.
Так вот, Миша зашёл к Нелли, чтобы она... подписала свою книгу. Какое же незамутненное wish-fulfillment fantasy, ваттпад отдыхает.
Кому книга, и зачем Мишаня едет в Дзёмги - непонятно, и дело опять жуть какое серьезное. И Нелличка решает... прочесть ему свои стихи. Опять длинные и нудные.
А следующая глава 25, и она-то называется "Место преступления".
Ща буит мясо?
Наконец-то явился Роман. Он
остановил выбор на надежном сером «лесснере», без герба, дабы не помечать свои деловые передвижения по городу визитными карточками – не отпечатанными на картоне, но от этого ничуть не менее ощутимыми.
Это из Ильфа и Петрова напомнило
отцы семейств с уважением смотрят на кожаную спину шофера и расспрашивают его о том, как обстоит автомобильное дело в Северо-Американских Соединенных штатах (верно ли, в частности, то, что Форд ежедневно покупает себе новый автомобиль).
А вообще-то да, такой технический промышленник был. После революции завод "Лесснер" стал Государственным механическим заводом им. Карла Маркса и выпускал "Катюши".
Вообще удивительно - мадам Чудинова может въехать в довольно мелкие подробности, но при этом не может осознать, что года в качалке для полёта в космос не хватит. Странно, ну честно.
Итак, приехали в вертеп. Итак, в грязной-грязной комнате под черным-черным потолком висят монгольские маски и
купленные у букиниста плакаты Красной армии. «Врангель идет – к оружью, пролетарии!» «Деникинская банда», «Земли и фабрики – помещикам и капиталистам, рабочим и крестьянам – веревка!» «Мироед с попом брюхатым и помещиком богатым из-за гор издалека тащут дружно Колчака». Увеличенные фотографии Ленина, Троцкого, Дзержинского, Урицкого. Войков был даже не на снимке, какой-то горе-художник перерисовал его тушью, а владелец забрал под стекло в рамку, да вдобавок рамка была вырезана особая, с петелькой для букетика, и в петельке вправду увядала красная гвоздичка. Чуть выше большевиков были наклеены – прямо на обои – репродукции известного «портрета» Чингисхана из Пекинского музея, и китайского же черно-белого рисунка, якобы изображающего Батыя.
ОО НЕЕЕТ БЕЖИИИИМ
ещё там есть
два флага: уже мною виденный черный со стрелочками и красный.
Красный - это понятно... а какой ещё черный со стрелочками? Чтец просит помощи зала, он же не ученый тут, как Чудинова.
И Нелли осеняет:
Как я могла, зная Романа вроде бы как облупленного, давным-давно не догадаться, что он занимается государственной безопасностью? Разве по росту ему всего лишь роль младшего отцовского компаньона и любителя путешествовать по внеисторическим странам? Как я могла до такой степени его не понять, ни разу ничего не заподозрить?
В общем, Роман спроваживает остальных стражей порядка, а потом все втроём... садятся покурить на месте преступления.
Мы не без опаски (во всяком случае, об опаске скажу за себя) расселись посреди комнаты на разномастных стульях. Их и оказалось как раз три штуки.
...Эффектно. Напоминает сцены из классических детективов, когда сыщик в пальто со стаканчиком кофе ныряет под жёлтую ленту и спрашивает "Ну, что у нас тут?". Но блин, это же в самом деле место преступления! Разве можно там лишним топтаться, стулья двигать, курить? А, ладно...
Вот он, кстати, покойничек-то. Студент Вячеслав Тихонин.
Роман ткнул в прикнопленную к стене цветную фотографию молодого человека во взятой, вероятно, из театрального проката буденовке с красной звездой. Уж не знаю, чего я ждала увидеть, под этими-то портретами всех мыслимых монстров. Но ничего сколько-нибудь поражающего воображение моему взору не предстало. Напротив, лицо Тихонина удивляло тем, что было обычным, самым обычным.
Уроды дальше будут
Роман демонстрирует
две первых попавшихся растрепанных рукописи, протянул одну мне, другую Эскину. Я не сразу поняла, что именно с первых слов раздражило глаз. Вне сомнения машинка с текстовым редактором, самая простая, на которой это все было написано, обладала обычной клавиатурой. Но автор использовал ее не весьма обычно. Он избегал целого ряда букв, избегал также ставить на места «ъ»… Совдеповская орфография! Впрочем, чему тут удивляться…
АААААА Какие нервы это выдержат??
Так вот, напечатано
Эссе какого-то Алексея Овсова, зачитанное до дыр и в такой же степени засаленное, словно с ним знакомились преимущественно за едой, носило название, от которого дрожь омерзения пробежала по телу. Оно называлось «Черемнуха – возвращенный Дионис».
Википедия гласит, что "Текст очерка Овсова о маньяке Черемнухе является изложением статьи Дугина «Положи своё тело в осоку».
Вообще забавно. Казалось бы, Чудинова с Дугиным - два сапога пара... но нет, она его не любит. Чтец знает, чтец в дзене смотрел.
Мне было около шестнадцати лет, поэтому многие подробности деяний омерзительного маниака от меня скрывали, но достало и того, что все же просочилось в газеты. Черемнуха, примерный семьянин и наихвалебным образом аттестованный по службе фабричный бухгалтер, в течение нескольких лет убивал близ станций пригородных поездов девушек и мальчиков. За мальчиками он охотился отчего-то только за одетыми в белые сорочки.
Эге, это же аллюзия на заслуженного кинематографиста Анатолия Сливко, а не только на Чикатило... Интересно, что мадам Чудинова честно сохранила неарискость (??) следователя - Исса Костоев был ингуш, а тут Раис Магомедов из Казани.
Так вот, эссе гласит:
«Черемнуха Дионису современник, он касается его рукой… Богу Сету он свой, они компаньоны… В трагедии психики, в сакральности преступления, внутри мифа времени нет. Все, что происходит в нем – наш вечный сегодняшний день. Отражения сущего: его контекстуальная аргументация, противопоставленная пошлой аргументации универсальной… Монблан культурных кодов… Все это растворяется во влажном, победительном, пьяном акте преступления… Пошлость художника в том, что он безопасно для себя разделяет сферы творчества и жизни, снижая накал поиска сути. Но преступнику негде спрятаться… Он беззащитен. Кровью исходящий плод его рук – он перед ним. Куда бежать, на кого переложить ответственность?»
И убертрадиционалист Дугин подобное писал? Чудеса.
Это бульканье совершается ремаркой
[45 - Во избежание каких-либо юридических казусов, некий текст дан иными словами, при полном сохранении смысла. В нашем мире автор неизъяснимых строк является профессором одного из ведущих высших учебных заведений, частый гость телевизионных программ и глава молодежного политического движения.]»
Нелли с Эскиным меняются рукописями.
Теперь у меня, столь же растрепанная, оказалась статья какого-то Джамшида Ордынского. «Горный ислам как высшая форма модальности». Я читала уже не так внимательно, какой-то незримый «индикатор лексикографа», как выразилась бы баснословная дурища Латыпова, ощутимо указывал на перегрузку. Автор призывал к разрушению цивилизации и государства, возвращению к натуральному хозяйству и праву сильного.
Тэк, вот и классическая Чудинова. Бу-бу ислам.
«Исламский мир сегодня неправильно живет. Все живут в государстве. Сегодня решения принимают главы государств. Когда распадутся государства, сразу хаос будет. Великий хаос. А великий хаос создает новый порядок. Когда увидят, что кровно-родственный порядок может существовать как альтернатива государственному порядку, тогда люди пойдут по правильному пути. Цивилизация – это вирус, медицина – противоестественный отбор, ненормальное продление жизней экземпляров, выбракованных природой».
А вот такие рассуждения правда попадаются, но штука в том, что Чудинова не предлагает иного варианта. Это просто две версии "Раньше было лучше", и обе такие себе.
Золотое трио (бгг) делает вывод, что убийство похоже на ритуальное, и диалог поворачивает на дело Бейлиса. О, интересно! Мадам Чудинова обкашляла Дрейфуса, а тут что будет?
– Ну, спрашивать о ваших выводах по делу Бейлиса было бы бестактным, – усмехнулся Роман.
– Отчего же? – Эскин посмотрел на него с каким-то странным выражением. – Вероятно, вы полагаете, что это не только бестактно, но и бессмысленно? Что я скажу сейчас некоторое количество общих слов о дикости невежественных масс, либо посетую на пресловутый антисемитизм, которого в России, кстати сказать, никогда и не было? Во всяком случае – не было до революции.
Черта оседлости, процентная норма в вузах:
В общем, Авигдор Эскин (ну или Чудинова через него) делает такой вывод:
Народное сознание редко ошибается. Но не всегда способно обмыслить собственную интуицию. Я уже говорил об этом госпоже Чудиновой, когда мы беседовали о ее книге, точнее – о роли еврейства в революции. Поймите, для народа, лишенного родины, религия заменяет отечество. Русский оказался страшен без религии, еврей же – страшен втройне, ибо в самом деле полностью утратил нравственную основу. Тогда шла мощная волна всеобщего впадения в атеизм. Проще говоря, простой народ чуял, что беды от евреев будут. Только не понял, от каких. Пригляд-то нужен был за бойкими студентами, а не за богобоязненными обывателями.
Ощм, в преследовании Бейлиса были виноваты евреи-коммунисты. А ещё Меркурий, наверное, не в той фазе был.
Уходят.