А теперь давайте единяться душевно! Итак, что такое единство на душевном уровне?
Становление супругов «одной плотью» на уровне души включает в себя много компонентов. В первую очередь, это осознание различий между мужчиной и женщиной.
Вона как. Ну и в чем же оно?
Казалось бы, все ясно и известно, и самое распространенное мнение по этому поводу: мужчина - мужественный, женщина - женственная. Все просто. Но из чего складывается женственность, из чего - мужественность?
Мужчины с Марса, женщины - с Венеры. Кхм, простите. На самом деле тут все сложнее и нам предлагают разобрать по трем компонентам: дух, душа и тело.
Ну, с различиями тела всё предельно просто:
Отличия напрямую вытекают из биологического предназначения мужчины и женщины. Известно, что для женщины главное - это чадородие, изначально заложенное в ней как базовая программа, вокруг которой выстраиваются все остальные. Для мужчины изначально главное - выносливость, сила, интеллект.
Женщине интеллект не полагается, пнятненько? Рожай борщи, вари детей и с тебя довольно.
Понятно, что с течением времени эти свойства претерпевают изменения (и сейчас никто не удивляется, когда видит женоподобных мужчин и мужественных женщин), но тем не менее от своего предназначения не уйдешь.
Какое, однако, счастье, что на самом деле уйдешь, если хочешь. Анону было бы страшно жить на свете, будь слова Морозовой правдой.
Дальше нам цитируют различия ЭМ и ЖО с точки зрения биологии и это совсем не интересно, если я вдруг позабуду эти различия, Википедию я всегда могу открыть. Ну и отличное резюме подглавы: нельзя менять местами мужчин и женщин, типа чтоб мужик воспитывал детей и вел дом, а женщина работала. Само тело так велит, меняться и выходить из рамок патриархальных ролей = калечить себя и свое предназначение, которое показывает уже само ваше тело, похерить. Вот так вот.
С телами разъяснили, перейдем к душевным различиям полов.
Ну и конечно
Пути мужчины и женщины на уровне души кардинально противоположны и также исходят из предназначения полов. Мы помним, что, по большому счету, мужчина создан для дела, а женщина для семьи.
Ну так и в чем наше душевное отличие, Мэ от Жэ?..
На душевном уровне для мужчины важны такие качества, как целеустремленность, настойчивость, твердость, решительность, способность к принятию на себя груза ответственности. Энергия мужчин в основном расходуется на внешнюю деятельность. Она требует большей концентрации, меньшей чувствительности, логики, сдержанности чувств («настоящие мужчины не плачут»), большего размаха, масштаба действий. Эмоциональные контакты мужчине скорее мешают, чем помогают.
Гляньте, чо завезли! Токсичной маскулинности у нас еще не было!
Ну а что же женщина?
Женщине дано быть помощницей, матерью, хозяйкой в доме. Крупномасштабные задачи она не решает, все ее интересы подчинены семье и здесь ключевыми качествами женщины являются терпение, уступчивость, смирение, эмоциональная отзывчивость, мягкость, умение прощать, нежность. Серьезно ошибаются те, кто считает, что можно изменить свое предназначение и уйти от семейных обязанностей, наращивая мужской потенциал, строя карьеру, добиваясь материальных успехов. Они за это потом сурово расплачиваются одиночеством, внутренней пустотой, болезнями.
Привет, “Домострой”, давно не виделись! И да: чтеца уже пугать начинает эта навязчивая мантра Морозовой: “Никуда ты не уйдешь, от этого не уйти, терпи, мучайся, тебе не уйти, тебе не уйти, некуда бежать, мучайся, терпи, терпи, не сбежать, не сбежать!” Серьезно, чтеца не всякая крипипаста таких кирпичей заставляет отложить.
И нате вам еще порцию “ВЫВСЕВРЕТИ, вы не можете быть счастливыми, клятые фиминиски, вяяя, вяяя!”
Но, как правило, тяжелая броня и внешняя самодостаточность женщине не помогает. Вне семьи она чувствует себя неустойчиво. Ей постоянно нужна опора. В детстве - это отец, в юности - друг, в зрелом возрасте - муж И никакие подруги мужской опоры ей не заменят. Если у взрослой женщины нет мужа, она будет искать прямо или косвенно, на кого можно опереться: на духовного наставника, учителя, родственника. И речь идет об опоре душевной, о чувстве равновесия. Не находя такой опоры, женщина вынужденно эмансипируется. Она начинает ругать мужчин, высмеивать их недостатки, самоутверждаться. И зачастую, оставив «неподходящего» мужа, эмансипированная женщина не испытывает облегчения. Новый муж, как правило, оказывается не намного лучше.
А вот держите очередной привет от Валяевой:
Другой путь, христианский - изменение себя в сторону женственности, раскрытие в себе с Божьей помощью изначально заложенных прекрасных качеств. И если это происходит, мужчина, находящийся рядом с такой женщиной, начинает постепенно меняться в сторону мужественности, раскрывая в себе нереализованный потенциал, становясь настоящим защитником и добытчиком
А дальше валяевщина прогрессирует. Нам объясняют, как же быть женственной.
Одно из основных женских душевных проявлений - красота. Женщине более присуще стремление быть красивой.
А красота эта самая складывается из таких вещей, как: женская слабость, естественность, принятие собственного тела и нравственность.
Приобщение к церковным таинствам, покаяние, молитва, добродетель - все это действительно делает женщину прекрасной.
Дальше следует рассказ про то, чем мужчина от женщины духовно отличается. И штобывыдумали?
Что же позволяет выйти женщине за границы «я»? Жертвенность и любовь. Но в каких рамках? Совершенно очевидно, что альтернатив не так уж много. Жертвенность женщины возможна как подвиг отречения себя ради ближнего.
В качестве примера нам рассказывают историю Дарьи Севостополькой.
Другая альтернатива выхода за рамки собственного «я» - чадородие. Для женщины беременность - дар Божий, поэтому ее отношение к рождению детей - важнейший показатель женственности именно на духовном уровне. Рожая, она отказывается от каких-то других, даже очень важных целей, отдавая всю себя без остатка малышу. Но мало родить ребенка, нужно его еще и воспитать в православных традициях, несмотря на возможное сопротивление даже близких людей, осуждение знакомых. И это действительно подвиг во имя Христа.
Тут анон-чайлдфри и христианка только по названию (ну, младенцев никто не спрашивает ведь, хотят ли они креститься или нет) даже сказать ничего не может. Выходит, я - духовный мужчина? Презабавно.
Некоторые выбирают путь невесты Христовой, решая полностью посвятить себя Богу. Такие девы встают на тернистый путь монашеского послушания, смирения, поста, становясь молитвенниками за весь род человеческий.
Иноческий подвиг оправдывает отречение женщины от семьи. Но это именно подвиг, его цель - христианское совершенство. Остальные жертвы (во имя науки, искусства и т. д.), не оправданные спасением души, не являются жертвами для женщины, так как вольно или невольно она уходит от своего предназначения.
Так что, уважаемая Жанна д’Арк, спасшая свою Родину и католической церковью почитаемая как святая (в лике блаженной и досточтимой), можете нахуй пройти, раз не монахиня и не мать. Подумаешь, страну спасла, жизни своей не пожалела, слышала самого архангела Михаила, пфф! Вот Матушка Абортария - ее почитать можно! Или там Крольчиху из темы многодеток. (Важное примечание: чтец не осуждает ни многодетность, ни деторождение и для других ничего против не имеет (только для себя), если это их выбор - родить и воспитать любое количество детей, но не считает это каким-то подвигом).
А что насчет желающих иметь детей, но оставшихся вдовами или бесплодных?.. А вот что:
Вот таков духовный подвиг женщины, у которой не сложилась семейная жизнь, - потерпеть, смириться, за все Бога благодарить, и тогда обязательно придет утешение. В какой форме это будет? Одному Богу известно.
Далее стори. Светлане не повезло с первым мужем - алкашом и абьюзером и в один день она решила таки не терпеть и ушла от него. А, еще у нее дочь есть. Потом был Петр, который всем хорош, но Свете гражданский брак был не нужен, а было нужно венчание. Тому, однако, венчание нужно не было. Ну и разошлись. А потом Света стала классным врачом. Почему? А Бог помог. Вот и сказочке конец.
Ну ладно, давайте про мужчин. Что там с духовностью у них?
Таким образом, основа духовной стороны мужества - чистая совесть, поступок.
А мужчинам духовность дает вот что:
Долг, защита Родины, Отечества, жертвенность, способность жизнь свою отдать «за други своя» - вот основные проявления духовности мужчины.
Еще можно стать мучеником за веру. Не-а, не монахом. Нет, святые мученицы этодругое ТМ. Мужчина так возвышается духовно, а женщина пусть на чужие лавры не претендует.
В качестве примера нам рассказывают о жизни архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). В примерах для женских качеств почему-то все были светские люди, хм, хм. К слову, он был еще и хирург и писал научные труды - и это Морозова считает тоже подвигом. Не то что какие-то бябы, чейто они в науку лезуть, ишь.
...Можно и нужно вспомнить русского воина [..], который в настоящее время почитается многими верующими. Этот молодой 18-летний православный воин, попавший в плен к чеченцам, не снял с себя креста, не отрекся от веры, несмотря на трехмесячные издевательства, надругательства со стороны чеченцев..
Анон сочувствует страшной смерти парня и его родным… Но “почитается”?... Просто никогда не пойму этого. За что именно?! То есть Жанна спасла свою страну - и “пшла на кухню борщи варить, баба, знай свое место!”, а этот просто погиб в плену и чуть ли не святой?! А логика выйдет? А скиньте библию.
Что еще спасает мужчин духовно (ну а женщинам, ясное дело, не полагается)?
Еще одним проявлением мужества является подлинная свобода, свобода выбора.
Короче, душевный различая поняли, теперь посмотрим, как их применяют.
Другое важное условие построения супружеских отношений на уровне души - обретение истинной близости в общении.
У общения есть уровни. Самый нижний - общение с помощью клише. Это - те фразы, которыми мы общаемся с незнакомцами, типа “Как пройти на проспект Хзкаковский?” Это - уровень полностью лишенный открытости и доверия, но обычно бесконфликтный. Чем он плох?
На этом уровне часто возникают различные нарушения коммуникации: «двойные ловушки», стереотипы общения, мистификации; они поддерживают видимость нормальных супружеских отношений.
“Двойная ловушка” - это когда человек говорит/думает/чувствует одно, а делает при этом другое. Например, говоришь, что рад видет человека. а сам не подаешь ему руки. Осуществляют их как осознанно, так и нет и обычно скрывают ими негативные чувства к тому, с кем вынуждены общаться.
Далее идет кулстори про Ирину, у которой свекровь - из темы заебавших родственников:
”Я с детства не выношу, когда кто-нибудь стоит и смотрит, как я что-то делаю, - рассказывала Ирина. - Свекровь же просто от меня не отходила. У меня все из рук валилось, а она тут же выхватывала и поучительно говорила: «Нет, не так, а вот так, посмотри внимательно»”. Ирина благодарила на словах свекровь за помощь, но в душе у нее все кипело от негодования.
Ну а кончилось всевот так и нам даже объяснят, почему:
Свекровь буквально оттеснила ее от ребенка и взяла уход за ним в свои руки. Это вызвало еще большее ухудшение состояния женщины, которая продолжала переживать обиду, злость и разочарование. Так раздвоенность между внутренним и внешним, внутреннее несмирение породили целый «букет» невротических проблем.
Следующее нарушение коммуникации - мистификация -
не видеть, не слышать и не желать различать противоречий и что-то с ними делать. Все это, конечно, не способствует укреплению отношений
Второй уровень общения
- сообщение фактов о других людях или явлениях. На этом уровне мы разговариваем о ком-то или о чем- то.
Следующий уровень - выражение собственного мнения. Именно на этом уровне человек начинает проявлять себя как личность и рискует выйти из собственной «скорлупы», выражая свои мысли и суждения по какому-то поводу.
Четвертый уровень - выражение чувств и эмоций. На этом уровне супруги делятся друг с другом своими чувствами и переживаниями. Именно здесь происходит личностное раскрытие и раскрытие собственного внутреннего мира.
И финальный уровень душевной близости:
Это уровень полной эмоциональной и личностной открытости, обретения духовной близости. На этой ступени супруги не боятся быть непонятыми, отвергнутыми, невыслушанными. И, по большому счету, здесь уже можно много не говорить, общение может происходить и без слов, когда супругу(а) чувствуешь, понимаешь, что называется, с полуслова. Но что же мешает супругам обрести подлинную близость и раскрыться?
Ну так и что же?
Первым пунктом идет неумение делиться собственными переживаниями. И у нас для примера есть стори Михаила, которого мать-абьюзерша довела до полной неспособности выражать эмоции. Все его браки рассыпались, пока он не нашел Ту Самую. А мораль такова:
Действительно, любовь исцеляет все.
Дайте мне кирпич, я въебу тому, кто сочинил эту идиотскую максиму.
Второй пункт - сложности в самовосприятии, низкая самооценка. Я не буду говорить даже. что у женщины, которая последует советам этой книги самооценка не то, что низкая - нос из-под плинтуса не кажет.
Самыми распространенными ответами были «ничего не стану делать», «ничего не скажу, но буду недовольна». Часто такая позиция связана с укоренившимися стереотипами сильной женщины, которая «стиснув зубы» должна преодолевать трудности самостоятельно. Понятно, что подобный подход не способствует укреплению отношений в семье.
Эй, тормози! Ты ли это, Морозова?! А как же терпение, мученичество, ПРЕОДОЛЕНИЕ и вот это все?! То есть прям женщина может не надрываться с тяжелыми сумками и прям попросить мужа помочь словами через рот?! Кто ты, женщина, и куда мою мерзкоавторку дела? Давай, верни назад.
А, вот она ты!
Часто возникает вопрос, особенно у людей, начинающих воцерковляться: а как же я могу любить себя, ведь это же эгоизм, проявление гордыни? Здесь важно понять, что любовь к себе - это не одно и то же, что любовь и принятие в себе образа Божия. Человек духовный, с адекватной, зрелой самооценкой, естественно, любит не себя как носителя каких-то замечательных личностных качеств и свойств, а любит и принимает образ Божий в себе, который действительно прекрасен изначально. Понимание этого момента может помочь сформировать адекватную самооценку и самовосприятие.
Следующая причина нарушения коммуникации - страх отвержения. Далее идет низкая эмпатия. И последнее - отсутствие рефлексии и саморефлексии.
С “подводными камнями” в обретении душевной близости мы разобрались. А что может помочь в ее установлении?
Ну, тут все просто: развитие эмпатичности, доверие, наличие “обратной связи”, доброжелательность, готовность и умение выслушать. Короче, проще заплатить хорошему психотерапевту, чем ожидать, что им будет твой супруг(-а).
Зачем это все делать, развивать. За тем.
Видеть его таким, каков он есть, возможно, если мы познаем человека только одним способом - духовным. Такая позиция очень важна в семейных отношениях. Полезно иногда что-то не видеть, не раздувать пожара. Нужно видеть в супруге главное, хорошее, здоровое начало, а плохого не замечать.
Далее говорится о причинах конфликтов в браке. И после адекватной классификации причин супружеских конфликтов дается вот такое резюме:
А если суммировать вышесказанное, то корень конфликтов один - это наша гордыня, нежелание смиряться и принимать другого таким, каким он есть. На этом моменте хотелось бы остановиться подробнее.
Подробнее не будем, а давайте сразу про “что делать” и “кто виноват”. Виноват, конечно ты. А что делать - ну, МУЧАЙСЯ@СТРОДАЙ, что ж еще.
Поэтому постоянное трезвение, работа, прежде всего, над собой и своими страстями - лучший способ профилактики любых конфликтов.
Потому как в обычной жизни лучшее средство выхода из конфликта - компромисс, дискуссия, сотрудничество, умение словами через рот договариваться. Но не такова Морозова!
Но жизнь показывает, что одного знания об успешных и неуспешных стратегиях в реальной ситуации мало. Почему? Потому что в данном случае учитывается лишь уровень душевный, искаженный страстями. В связи с этим важно поговорить о духовных основаниях конфликтов и их разрешении, исходя из святоотеческого наследия.
Ох, бля, может, не надо?..
"Надо, чтец, надо!" - отвечает Марозова. Так что, помолясь, продолжим узнавать про православные конфликты и душноединение супругов во второй части чтений этой длиннющей главы. Оставайтесь на нашем канале, реклама скоро закончится (с).