Вы не вошли.
Давайте перетрем за произведения Толкина, аноны.
Длинную ниочёмную главу про Благой Запад и Юг как пристанище Хаоса просто пропущу. Анон-кельтолог всё сказал, а я тут не копенгаген совершенно.
Тем более, что мутность и кривость изложения препятствует.
Только могу заметить, что на Западе находится не какой-то там порядок или типа того, а земля мёртвых/земля эльфов, которые в общем-то типичные фольклорные двойники мертвецов.
И что именно с этой землей коррелирует и ее переосмысляет Валинор.
Толкин и скандинавская культура
Как мы увидим в дальнейшем, все вольные и невольные цитаты из культуры германских народов в текстах Толкина будут связаны или с образом врага, или не с теми персонажами, которым симпатизирует автор. Исключение – "Хоббит". И тем значимее полное совпадение имен гномов с эддическим списком карликов.
Будучи исходно персонажем "Хоббита", Гэндальф представляет собой единственный в творчестве Толкина положительный образ, построенный на скандинавских мифологических представлениях.
Я только замечу, что англы и саксы - тоже германские народы, и автор как всегда от души села в лужу.
Странник в синем
Таким образом, развертывая сказочный образ Гэндальфа в романический образ магов-майар, Толкин следует логике германской культуры: человеческий мужчина магом быть не может.
А Ангмарец - это такой глюк.
А Ангмарец - это такой глюк.
И куча неименных королей-чернокнижников - тоже)
И более того, Арагорн, творящий однозначно белую магию - тоже галлюцинация.
Тьма с Востока
"Темное Пламя Удуна"
Дальше длиннота про северное мужество. Заточаю им сердце и приступаю, чуя адище.
И да, сорри за мультипостинг, но со скандинавией у г-жи Альвдис в целом не лучше, чем с кельтикой. Она прочитала по-моему только одну книжку (Гуревича) и опирается только на неё, вплоть до прямого и скрытого цитирования.
Книжка-то неплохая.
Но для такого масштаба анализа ее маловато будет.
Рифма "удержать" и "удержать" до сих пор стучит в моё сердце ((( В сочетании к приложенной к ней аудиозаписи (аудиозаписи, Карл!) рассказа о том, как она до этого додумалась и почему оно у неё ассоциируется с Финголфином. Мало по нему Моргот потоптался, блджад
Где припасть можно?
Мы видим, что скандинавская картина мира отнюдь не отличается той четкостью антиномий, которая так востребована сознанием современного человека. Маркированы четыре стороны света из пяти (центр – положительно, восток, север, юг – отрицательно; запад не маркирован вообще)
То есть как это запад не маркирован? В скандинавских мифах на западе находится Ванахейм - благая плодородная земля прекрасных ванов, владык радости и счастья.
благодаря тому, что у скандинавов запад не имеет мифологической окраски, а у кельтов он символизирует высокий социальный и культурный статус, контаминация кельтской и скандинавской мифологем дала тот завершенный образ мира "Властелина Колец", который мы хорошо знаем, – Благой Запад и Восток Врага.
Какой высокий статус символизирует запад у кельтов? Авалон, что ли, но ведь это остров блаженных, некий рай, где всегда тепло и изобильно, но никаких развитых социальных и культурных структур на нем нет. И с почему восток земля Врага? Владения Мелькора ведь изначально были на севере.
Отредактировано (2015-11-11 01:00:37)
Рифма "удержать" и "удержать" до сих пор стучит в моё сердце ((( В сочетании к приложенной к ней аудиозаписи (аудиозаписи, Карл!) рассказа о том, как она до этого додумалась и почему оно у неё ассоциируется с Финголфином. Мало по нему Моргот потоптался, блджад
Где припасть можно?
Припадай, будем страдать вместе:
"Привязка" к Финголфину - привязали стихотворение, как банку к хвосту... ((
Аноны с анализом, вы прекрасны
Просто повезло со скуки прочитать недавно книгу именно об этом явлении, о женщине-власти.
Анончик, а что за книга?
Альвдис поддерживает свой имидж при помощи стада хомячков, которых тщательно отбирает и подкармливает.
Вообще она чудовищно невежественна - не знает ни одного иностранного языка, не знает базовых работ по своей "специальности", научный метод - не, не слышала никогда.
Но зато с апломбом несет херню в массы.
Вот это круче, осбенно при попытке зачесть вслух:
Огнём мой дух горит, жизнь как дрова сжигая.
Чем больше я достиг, тем большего желаю.
Чем больше я познал, тем ненасытней разум.
И чем славнее я, тем я жадней до славы.Как дикий конь, я мчусь. Мне не замедлить бега.
Я не бегу – лечу, ведь силам нет предела.
Но коль устану я – порыв мне не умерить:
Ещё быстрей тогда помчусь навстречу смерти.Огнём мой дух горит. Я заживо сгораю.
И всех, кто дорог мне, то пламя опаляет.
Кто выдержит из них так близко пламень жаркий?! –
Оставят все меня, уйдут все невозвратно.Я силой – как стеной – от мира отгорожен.
И в час беды моей никто мне не поможет.
И всё сильней огонь, всё яростней пылает...
Так рви грудь! обрети свою свободу, Пламень!
Анончик, а что за книга?
Если не ошибаюсь, она была вот: http://istina.msu.ru/publications/book/3271479/
Не знаю, насколько корректное исследование (я ни разу не специалист, напоминаю) - но по-моему оно как минимум интересное.
Весь мир пока спит, а я уже встал, так что - очередной кусочек.
Северное мужество
Валлийский - да, учил, вроде бы говорилось, что валлийский оказал влияние на квенью, наряду с финским.
На синдарин.
Семь богов и семь богинь
Глава, существующая только затем, чтобы занимать место. Очередное "А это Б, но не Б, но я всё равно расскажу, чем А похоже на Б, потому что я очень умная".
Смысл главы: список валар и валиэр похож количественно на список богов и богинь из "Перебранки Локи", но не похож; Манвэ - это Один, но не Один; а вот Моргот - это Локи, просто при этом христианский Сатана. Оромэ - это Хеймдалль, потому что у него есть рог, а Ульмо - Ньёрд, потому что хозяин морей.
Ну и так далее.
Если бы я написал подобное в курсовой, например, про греческих и египетских богов (ну, есть такая хрень, сравнительная мифология, все дела, у нас спецкурс был) - мне поставили бы неуд и были бы, собственно, правы, потому что глубже надо смотреть в таких делах.
Волк и его однорукий противник
*Анон, надолго отпавший от треда*
Ух ты, как у вас тут всё интересно-та
*бежит читать*
Анон-чтец, ты прекрасен, и спасибо тебе за ликбез. В кельтике я полный нуб, так что читал с интересом.
А вот по Толкину поспорю и с тобой, и немножко с Альвдис.
Кархарот - это Фенрир, потому что он волк и откусил руку; как Фенрир.
Берен - это Тюр, потому что однорукий
Маэдрос - тоже местами Тюр
Фродо тоже местами Тюр, потому что у него откусили палец? А Горлум - это Фенрир, тока мелкий. Болель.
Да, еще же Гвиндор был однорукий. Как много Тюра, однако, ступить негде!
Кстати, брак и Берена с Лутиэн, и Туора с Идриль оба раза - не с наследницами, но вот их дети становятся правителями. У Арагорна и Арвен случай другой, там Арвен, конечно, тоже познатнее, но как раз наследником всего и вся является Арагорн, а у Арвен есть два старших брата.
Вопрос наследования у эльфов вообще очень странный, при условии их вечной жизни. Нет, конечно, эльфы могут быть убиты, но это не обязательно и наследник тысячелетиями будет ждать своего часа.
Вопрос наследования у эльфов вообще очень странный, при условии их вечной жизни. Нет, конечно, эльфы могут быть убиты, но это не обязательно и наследник тысячелетиями будет ждать своего часа.
Да, это необязательно, поэтому наследник - это просто такой красивый титул. Вон даже в светлом Валиноре был срач "кто тут самый правильный наследник", хотя хоронить папку братья не собирались совершенно. (Ну, вернее, это Феанора колбасило на тему "наследник я или хуй свинячий", но не потому, что хотел на место папы, а потому, что хотел власти-и-братцу-сдохнуть-и-папа-меня-больше-любит).
Тем не менее, в Первую Эпоху вопрос "наследования" у эльфов стоял, и довольно остро. Идриль, помнится, единственный случай хотя бы возможного наследования - потому что в одном месте она названа наследницей Тургона, а в другом - сказано, что наследника у Тургона не было (хотя одно другому не противоречит). Но и Диор, как сын Лутиэн, и Эарендил как сын Идриль дедам наследовали.
Женщина-как-символ-власти - это Тар-Мириэль, если угодно.
Но и Диор, как сын Лутиэн, и Эарендил как сын Идриль дедам наследовали
Но что Эарендил мог унаследовать от деда? Гондолин пал и был уничтожен. Или ты имеешь ввиду Гавани? Так ведь их сперва унаследовали Идриль и Туор, и только после их отплытия Эарендил наследовал родителям, а не деду.
Лутиэн могла бы наследовать Дориат, но не захотела, то есть это вопрос ее личного выбора. Кстати и Диор, и Эарендил -наследники по женской линии, но никто не сомневался в их законности.
Эарендил мог бы унаследовать Гондолин - ну да, если бы было, что)))
С Диором - у него же имя Элухиль, Наследник Элу. Изначально как наследник рассматривается именно он, и там не очень понятно, потому ли, что Лутиэн так хотела, или потому, что он мужчина.
Однако в обоих случаях власть передается через женщину, об чем и спич.
Есть теоретически еще один случай исключения женщины из линии наследования - не самый "чистый", но он есть: это Ириме. После гибели Финголфина наследует его сын, а не младшая сестра (и - на уровне имени - Арафинвэ), хотя после гибели Фингона Нолдораном становится Тургон, а не сын Фингона. Такой вот выверт.
Но случай не "чистый", потому что во-первых, неизвестно, жива ли вообще Ириме, а во-вторых, она из другого тома.
Или ты имеешь ввиду Гавани? Так ведь их сперва унаследовали Идриль и Туор, и только после их отплытия Эарендил наследовал родителям, а не деду.
С Гаванями там конструкт сложнее: по раскладам наследования их правительница - Эльвинг, поскольку она - наследница Тингола, которого фалатрим признавали своим королём. Плюс она - владелица Сильмарилла, про который считалось, что он даёт Гаваням защиту и благословение.
Эарендил - уже по факту брака с ней.
Изначально как наследник рассматривается именно он, и там не очень понятно, потому ли, что Лутиэн так хотела, или потому, что он мужчина.
Потому что Лутиэн на тот момент уже - "живущая мёртвая", как и Берен. Практически все связи с обществом живых разорваны, да и вообще среди живых им появляться рискованно: всё-таки случай уникальный, мало ли что от этого может случиться.
Плюс - Лутиэн уже знает про себя, что эльфийское долголетие ей не светит, что она уйдёт вслед за Береном. Относительно того, смертны ли полуэльфы, на тот момент ничего не известно. Поэтому наследником Тингола (на тот маловероятный случай, если наследник вообще понадобится - учитывая, что Тингол бессмертен и в бой не лезет) имеет смысл сразу считать Диора.
Да, а до всей истории с Сильмариллом вопрос о престолонаследии в Дориате не вставал вообще.
Кстати, Диор теоретически даже не полуэльф, а человек - сын смертной и смертного, фигли. Там точно никто не мог предсказать, что получится, думаю, даже Намо шаблон сломали.