Холиварофорум

Не все, что говорят на Холиварке — правда!

Вы не вошли.

#1 2015-01-10 17:31:09

Анон
AndroidSafari 533.1

Толкина тред[Толкиен]

Давайте перетрем за произведения Толкина, аноны.

Канон
Что делать, если вы обнаружили в треде срач

#2476 2015-11-20 21:50:58

Анон

Re: Толкина тред[Толкиен]

Глиста, уходи! Иди бредить к Айхуле!

Отредактировано (2015-11-20 21:51:10)

#2477 2015-11-21 16:13:34

Анон

Re: Толкина тред[Толкиен]

Экзорцизмус квардоромат! Изыди, Глиста, если ты не Альвдис! Если Альвдис, все равно изыди!!!

Саурон, создатель Кольца Всевластья, воплощает образ Владыки мира смерти – мира, любое соприкосновение с которым гибельно для живых.

В принципе, это могло бы быть правдой - ну, ровно в той мере, в которой Владыка Мира Смерти тождественен христианскому образу Дьявола, на котором и строится образ Саурона. Я не слишком заумно выражаюсь?

Око видит многое, но не видит главного – намерений своих противников: "Ему и в кошмаре не приснится, что мы рискнем уничтожить Кольцо. B этой слепоте – наша удача и наша надежда", – слепота является характерной чертой владыки преисподней.

Интересно, а если бы здесь была иная метафора? Если бы "глухота"? Какбэ... ну... око никак не слепо.

Таким образом, "слепота" Саурона, его неспособность разгадать намерения противников – это чрезвычайно древняя мифологема, поставленная Толкином в моральный и психологический контекст: Зло не способно понять логику Добра.

Но... но как раз логику добра зло в сказках (а именно там ярче всего виден образ Хозяина Преисподней) вполне понимает. Он просто буквально слеп, он видит только внутри своего мира, а в мире живых - не видит. Сакральная слепота, все такое.

Далее нас ждёт откровение, что Чёрные Всадники - коллективная Баба-яга, потому что они:
- активно действующие мертвецы;
- подчинены Хозяину Преисподней, как Яга - Кощею (и ничего, что в половине случаев Яга ему как раз НЕ подчинена);
- представляют собой первое инициатическое испытание Фродо и более не появляются, ибо

осле завершения "первого испытания" (Кольцо доставлено в Дольн) назгулы как групповой персонаж вообще более не действуют в книге (Король-Чародей в бою против Минас Тирита и внешне, и по магическим способностям ничем не напоминает группу Черных Всадников, от которых сумел пешком скрыться беззащитный хоббит[90]).

#2478 2015-11-21 19:43:10

Анон

Re: Толкина тред[Толкиен]

Саурон, создатель Кольца Всевластья, воплощает образ Владыки мира смерти

Но ведь владыка мира смерти - Намо Мандос, Саурон даже не столько уничтожает все живое, сколько, следуя за своим учителем Морготом, искажает его.

"Ему и в кошмаре не приснится, что мы рискнем уничтожить Кольцо. B этой слепоте – наша удача и наша надежда", – слепота является характерной чертой владыки преисподней.

Да не слепой Саурон, почему из его невозможности проникать в замыслы противника выводится мифическая слепота владыки загробного мира? Поскольку уничтожения Кольца повлечет за собой утрату магии эльфийских колец и эльфы больше не смогут останавливать увядание и жить в Средиземье, Саурон даже не рассматривает вариант его уничтожения противником. Причем тут логика добра?

что Чёрные Всадники - коллективная Баба-яга, потому что они:
- активно действующие мертвецы;
- подчинены Хозяину Преисподней, как Яга - Кощею (и ничего, что в половине случаев Яга ему как раз НЕ подчинена);

Страшно представить, кем тогда является Арагорн, повелевающий целой армией мертвецов! Тоже Владыкой мира смерти? Бедняга, мало того, что он Мировое древо и Мировая ось, так еще и это.... :facepalm:

#2479 2015-11-21 19:52:46

Анон

Re: Толкина тред[Толкиен]

Анон пишет:

Бедняга, мало того, что он Мировое древо и Мировая ось, так еще и это....

ему осталось для полного счастья стать фоном эпохи

#2480 2015-11-21 19:58:42

Анон

Re: Толкина тред[Толкиен]

Анон пишет:

Да не слепой Саурон, почему из его невозможности проникать в замыслы противника выводится мифическая слепота владыки загробного мира?

Ты сейчас задал вопрос, которым я долго маялся. Потом до меня дошло: потому, что сказано: "Его слепота - наше спасение".
Зачем вдумываться в суть сюжета, когда словами сказано, верно?..

мы продолжаем КВН

#2481 2015-11-21 20:20:14

Анон

Re: Толкина тред[Толкиен]

Два входа в Мордор (Мораннон и перевал Кирит Унгол) – след представления о двуглавом владыке преисподней

Это что, Цербера пытались притянуть за...хвост, что ли? Так он не владыка, а страж страны мертвых. И опять, почему мир метрвых у Альвдис приравнивается к преисподней?

Погибнуть Змей может только сам через себя, настолько он силен и могуч (именно с этим связан мотив родства Змея и змееборца)

Какое родство у Змея и Перуна, например? У Змея и Св. Георгия? У Апполона? У Добрыни Никитича и Алеши Поповича?
Вообще Саурон ака Змей - это настолько запредельный маразм, что нет таких фейспалмов.

Отредактировано (2015-11-21 20:20:58)

#2482 2015-11-21 20:30:49

Анон

Re: Толкина тред[Толкиен]

Анон пишет:

Это что, Цербера пытались притянуть за...хвост, что ли?

Не, это бог-время с двумя лицами, смотрящий вперед и назад сюда притянут.
Но он не бог мёртвых и не хозяин ада, вот в чём проблема.

Анон пишет:

Какое родство у Змея и Перуна, например? У Змея и Св. Георгия? У Апполона? У Добрыни Никитича и Алеши Поповича?

О, это надо спросить у Альвдис. Она двигает эту идею без конца и края постоянно везде.

#2483 2015-11-21 22:09:11

Анон

Re: Толкина тред[Толкиен]

Не, это бог-время с двумя лицами, смотрящий вперед и назад сюда притянут.
Но он не бог мёртвых и не хозяин ада, вот в чём проблема.

И он не двухглавый!

#2484 2015-11-21 22:29:05

Анон

Re: Толкина тред[Толкиен]

Анон пишет:

И он не двухглавый!

Да понятное дело, но это уже частности.

#2485 2015-11-21 22:37:27

Анон

Re: Толкина тред[Толкиен]

след представления о двуглавом владыке преисподней, чья пасть – вход в царство мертвых, находящееся в его чреве.

Это вообще кто? Какой мифический персонаж? Януса под такие характеристики не натянешь, кого она имела ввиду? Теряюсь в догадках.

#2486 2015-11-21 22:39:40

Анон

Re: Толкина тред[Толкиен]

Она имела в виду своего личного Змея-Владыку, который одно и то же со Змееборцем, анон.
Это какая-то ее личная гипотеза, которую она толкает как святую истину

#2487 2015-11-21 22:53:13

Анон

Re: Толкина тред[Толкиен]

Прямо секта какая-то. Великого Змея-Кольца. Но если это ее личные глюки гипотезы, зачем вставлять их исследование текстов Толкина? Понятно же, что он знать не знал ни про какого двухголового владыку с преисподней в пузе.

#2488 2015-11-21 22:57:11

Анон

Re: Толкина тред[Толкиен]

Анон, а почему она уверенно про корни пишет, с которыми все еще идет дискуссия? Уверенна в своей правоте(

#2489 2015-11-21 23:11:21

Анон

Re: Толкина тред[Толкиен]

Конечно уверена, но вот впихнуть в свою книгу не просто какое-то общеизвестное мифологическое понятие или персонажа, вроде мировой оси или богини-матери, а совершенно левого двухголового змея-владыку мира мертвых, ею же выдуманного и считать, что все окнорм - это что должно быть у человека в голове? Она же вроде ученый, ну хоть филфак-то заканчивала, не стыдно такую фоменковщину гнать? У меня вот финский стыд.

Отредактировано (2015-11-21 23:11:37)

#2490 2015-11-21 23:25:22

Анон

Re: Толкина тред[Толкиен]

Анон, я виноват, я нашел двухголового!
Только он не владыка нифига.
Это с египетских фресок, там такой змей-тянитолкай олицетворял вход и выход из подземного царства и реку, по которой в нем ночью плывет Ра

#2491 2015-11-21 23:33:01

Анон

Re: Толкина тред[Толкиен]

:lol: Знал бы Саурон, что он двухголовый египетский змей с рекой в брюхе, по которой плывет в лодке Ариэн! Вот он, наверно, изжгой-то страдал!

#2492 2015-11-21 23:50:51

Анон

Re: Толкина тред[Толкиен]

Я кстати не помню, это у него или у Моргота была ссора с Ариэн?

#2493 2015-11-22 00:03:47

Анон

Re: Толкина тред[Толкиен]

Анон пишет:

Это с египетских фресок, там такой змей-тянитолкай олицетворял вход и выход из подземного царства и реку, по которой в нем ночью плывет Ра

О, то есть Толкин уже не от кельтов все спер, а прямо из Египта! Вона чо.

#2494 2015-11-22 00:09:27

Анон

Re: Толкина тред[Толкиен]

Он не спёр, он ощутил и неосознанно почуял!

Слушайте, ну что эта женщина делает, ну это нельзя не ржать же!

Продолжая сопоставление образа Ока в мировой мифологии и у Толкина, можно сделать следующий, несколько более рискованный шаг. Веко Балора не просто поднимается палкой – в веке есть дыра, и палку надлежит в эту дыру вставить. Это очень распространенная мифологема: она воспроизведена в русских сказках, в фольклоре енисейских народов и т. д.[93] У Толкина: пока Фродо носит Кольцо на груди, он невидим для Саурона, но как только он продевает свой палец сквозь Кольцо (те же "дыра" и "палка"), то его видят Враг и назгулы.

Да, ржать - это не полемический приём, но...  :lol:

#2495 2015-11-22 00:15:36

Анон

Re: Толкина тред[Толкиен]

Я кстати не помню, это у него или у Моргота была ссора с Ариэн?

У Моргота.

#2496 2015-11-22 00:19:36

Анон

Re: Толкина тред[Толкиен]

Дыра и палка, и Багровое око. Вот отчего оно багровое, вот куда его натянуть пытались! :facepalm:  :lol: Не, ну может Альвдис троллит? Потому что если всерьез, это феерия не хуже Глисты.

#2497 2015-11-22 00:28:58

Анон

Re: Толкина тред[Толкиен]

Анон пишет:

Вот отчего оно багровое

Ну так станешь тут багровым, когда в тебя палкой тычут!

#2498 2015-11-22 00:34:16

Анон

Re: Толкина тред[Толкиен]

Мы продолжаем КВН...
Чтобы увидеть Саурона, надо заглянуть в око, а око - это окно, потому что в германских языках это слова этимологически связанные.
Если выглянуть в окно, Враг увидит и похитит, как в сказке. Поэтому нельзя смотреть в колдовские окна: в кольцо, чашу Галадриэли и палантир! Ладно, хорошо, их касаться нельзя.

Обратим внимание, что все "окна", посредством которых можно видеть вражье Око, – круглой формы. Относительно негативной символики круга см. главу "Ось и антиось". Среди всех этих "окон" наиболее мифологичной оказывается чаша Галадриэли.

А то вы соскучились ведь небось по осям-то?
И как всегда г-жа Альвдис знает всё лучше Толкиена:

Эту чашу владычица Лориэна называет Зеркалом, хотя как раз зеркалом она не является. Ee магия не имеет ничего общего с магией зеркал, это – магия воды, чудесного источника мудрости, подобного источнику Мимира в исландской "Эдде". И здесь триединая мифологема источник/око/окно реализуется с максимальной полнотой: источник оказывается "окном", через которое Фродо виден для Ока Саурона. Мифологические параллели этого образа таковы: кроме упомянутого источника Мимира и его иранского аналога, это балтийские и славянские обозначения окна в болоте "чертов глаз" или "глаз воды", это одинаковые хеттские обозначения для глаза и родника

Дальше у нас будет много про Очи. Око Гора, хеттский мотив похищения Ока Божества...
И снова немного Египта:

B египетской мифологии утрата Ока – бедствие космического масштаба. Закон и порядок не могут быть восстановлены, пока юный Гор, сын Осириса, не завладеет Оком. Так же и в двух вариантах мифа об удалении Ока Pa говорится о том, что когда Око в обличии богини-львицы покидает бога Солнца Pa, то это прямо или косвенно приводит к смерти множества людей, иссяканию жизненных сил земли и другим бедствиям. B отличие от Ока и Кольца Саурона Око Гора и Око Pa воплощает благие силы, поэтому в египетских мифах Око возвращается. Однако есть одна общая деталь: египетское Око, как и Кольцо Всевластья, воплощает собой категорию власти, пока оно разлучено с хозяином, он не может быть владыкой мира (египетские Осирис и Pa лишаются царского могущества, Саурон не может подчинить себе Средиземье).

#2499 2015-11-22 00:42:54

Анон

Re: Толкина тред[Толкиен]

Анон пишет:

Какое родство у Змея и Перуна, например? У Змея и Св. Георгия? У Апполона? У Добрыни Никитича и Алеши Поповича?

Про остальных не знаю, а Аполлон первоначально хтоническое божество, и Лосев про него и змея Пифона пишет: "Особенно примечательно то, что мы находим о происхождении и судьбе Аполлона у Порфирия. Порфирий (Vit. Pyth. 16) пишет о Пифагоре:

«Когда он ближе подошел к Дельфам, он написал элегию на могиле Аполлона, высказавши в ней, что Аполлон был сыном Силена, что он был побежден Пифоном и что был похоронен в так называемом Триподе, который получил свое наименование оттого, что три дочери Триопа оплакали здесь Аполлона».

В этом сообщении Порфирия удивительно все с начала до конца. Во-первых, здесь указывается на ультра-хтоническое происхождение Аполлона, который оказывается сыном Силена, получеловека, полукозла с конским хвостом и копытами. Во-вторых, здесь говорится не о победе Аполлона над Пифоном, как везде, но, наоборот, о победе Пифона над Аполлоном и даже указывается могила Аполлона. Что эта могила Аполлона в Дельфах вообще не была неизвестной, свидетельствует Минуций Феликс (21):

Мы не станем конструировать всю историю мифа о борьбе Аполлона и Пифона, но ясно, что здесь перед нами один из бесчисленных вариантов борьбы демонических сил в условиях отождествления первобытным сознанием явлений жизни и смерти, когда один и тот же демон мыслится то умирающим и мертвым, то воскресающим и живым".

#2500 2015-11-22 00:48:59

Анон

Re: Толкина тред[Толкиен]

Аполлон не то, чтобы хтоник. Он синтетическое божество, где Аполлон-змееборец неравен Аполлону-хозяину мёртвых (это как раз побежденный Пифоном) и Аполлону-солнечнику, и все они разные лики одного многоликого божества. Религия Аполлона - это вообще очень сложная штука, потому что первая попытка создания общегреческой религии.
И к сожалению, Лосев тут не последний, кто работал(((

Если в общей сложности, идея родства змея и змееборца - сравнительно новая и основана именно на идее "змея можно победить только его частью", которая растет из "бога можно победить только его частью". Гипотеза - да, есть такая. Но не более того, потому что проследить идею родства получается крайне редко. И уж конечно странно притягивать ее в ВК.

Отредактировано (2015-11-22 00:50:09)

Подвал форума

Основано на FluxBB, с модификациями Visman
Доработано специально для Холиварофорума