https://telegra.ph/Kriknul-Voron-02-11
Когда произведение искусства не отпускает третьи сутки, и есть ощущение, что не отпустит ещё долго, я на какое-то время становлюсь как член общества абсолютно бесполезной. Конечно, дела какие-то делаются, работа работается, но всё на автомате. В голове лишь отрывки текстов, в душе – музыка, а в сердце бесконечная любовь, а влюблённые люди склонны витать в облаках. Любой разговор со мной сейчас рискует перерасти в восторженные крики. Вороньи крики. Ведь в прошлую субботу, 8 февраля, в Москве после долгого ожидания наконец предстал перед зрителем мюзикл «Ворон» от БаярунасКонцерт.
Концерт-презентация материала канадского мюзикла «Ворон: воображаемая жизнь и загадочная смерть Эдгара Аллана По» была приурочена к скорому выпуску русскоязычного каст-альбома и представляла собой выжимку из основных номеров – по условиям лицензии показать можно было не всё. Действо обещали театрализованное, но я на всякий случай не ждала многого. В памяти были концерты-презентации Тетради Смерти от ПЦ Пентаграмма, проводившиеся по схожему принципу – одно отделение с презентацией мюзикла и второе с просто концертом, и я опиралась на этот опыт. Думала, что, может, увижу исполнение в костюмах, возможно, с каким-то минимальным реквизитом и светом, возможно, артисты что-то попробуют сыграть в рамках песен, но не более того. Что я точно не ожидала увидеть – так это настоящий одноактный спектакль.
Полноценный, выверенный до последней детали, цепляющий ещё с объявлений о запрете аудио-видео, потрясающе вписанных в стилистику, и до последней ноты намертво заседающего в голове Эпилога. Держащий внимание зрителя настолько прочно, что не можешь отвести глаз от сцены, боишься пошевелиться и забываешь аплодировать, а иногда даже и дышать – лишь бы не разрушить творящуюся перед тобой магию. «Ворон» взлетел и триумфально крикнул – и крик этот отразился в оглушительных овациях зала и восторженных возгласах, ощущавшихся как жизненно необходимый выдох после глубокого вдоха.
Спектакль чётко идёт по биографии Эдгара Аллана По, показывая основные вехи его жизни – и череду потерь и безумных насмешек судьбы, подающей лучики надежды и тут же её отбирающей. За счёт ограничений по использованию материала история компактна и развивается довольно бодро, но при этом нигде не ощущается перескоков с темы на тему, сюжетных провисов из-за выброшенных номеров или слишком стремительного бега вперёд. Видно, что была проделана очень аккуратная и грамотная переработка оригинального либретто – сохранены завязка, плавное развитие действия, эпилог, все артисты так или иначе иногда берут на себя роль рассказчиков, поясняя или комментируя происходящее.
Перевод тоже очень аккуратен, нигде не режет слух и замечательно ложится на не самую простую музыку – низкий поклон Наталии Макуни. В повествовании есть кольцевая композиция – главному герою как бы напоминают историю его жизни, открывая и завершая действие разговором с ним и эпилогом. То, как артисты аккуратно снимают с декораций ткань в начале и закрывают их в конце, подчёркивает эту закольцованность. К тому же, такое решение создаёт ощущение даже некоторого «театра в театре», в котором сам Эдгар – и герой, и одновременно зритель.
Декорации, реквизит, чётко простроенные мизансцены – всё это работает как элементы одного слаженного механизма, подчиняясь умелой режиссуре. Дарья Январина в этом спектакле совершила не просто шаг вперёд после своей версии «Последнего испытания» в театре Этериус, а настоящий прыжок вперёд и вверх. Используя, казалось бы, довольно простые, но эффектные приёмы, Дарья чётко и лаконично собирает историю воедино, бережно передаёт необходимую атмосферу и смыслы, выдерживает чёткий стиль.
Одной из самых запоминающихся сцен в мюзикле для меня стал «Израфель», перетекающий в «Наставления Джока»: юный Эдгар, совсем ещё ребёнок, жадно погружается в творчество, надеясь дать миру что-то светлое и возвышенное («миру новую надежду дарит красота»), но приёмный отец Джок (Джон) Аллан разбивает эти мечты и надежды о цинизм реального мира, предлагая отказаться от детских забав и заняться чем-то более полезным и приземлённым («увлечение поэзией простительно, рентабельность её - сомнительна»).
В этот момент актёрский ансамбль сперва проходит вокруг Эдгара, бросая ему под ноги кубики с буквами, после чего снова окружает его – но уже с мусорными мешками, насмехаясь и подначивая героя выбрасывать туда эти буквы и даже тетрадь для записей – последний подарок почившей матери. Казалось бы, довольно простая идея, но она замечательно передаёт и неуёмный вихрь творчества, непрерывный поток слов, ту «круговерть», которая окружает Эдгара с самой юности, и циничный рой толпы, поддерживающей Джока и считающей литераторство пустым тунеядством.
Невероятно сильно поставлена сцена смерти матери Эдгара – в темноте виден только огонёк свечи, но мы слышим скрип двери, робкие шаги мальчика и хрип умирающей матери, пока инфернальный голос рассказчика считает вдохи и выдохи. Не менее эффектно смотрится и «Мы – твои страхи»: залитые алым светом артисты, являющие тут героев произведений По, его дар и проклятие, его кошмары и детища, цепляются за своего создателя, не позволяя ему вырваться из замкнутого круга страданий. И конечно же, «Ворон», в котором Эдгару крепят на руку полупрозрачную ткань, зеркалящую кожаные ремешки бахромы на рукаве пиджака, формируя второе «крыло» – в кульминационный момент номера ткань срывается, резко улетая через всю сцену в противоположную кулису. Такие моменты остаются в памяти и вызывают желание посмотреть ещё раз, подмечая детали. Всё это подкрепляется красивым светом, преимущественно белым или голубоватым, со всплесками алого, и где-то среди этого раздолья строгой готики изредка мелькают лучиком надежды белые цветы.
Отдельно хочу отметить образы артистов и то, как удачно они вписались в повествование. Даже несмотря на то, что все, кроме главного героя, выступали в обычных концертных костюмах, визуально труппа смотрится очень органично: конечно же, тёмная гамма, готический грим, но главное, что меня удивило – выбранные костюмы даже несколько перекликаются со знаковыми ролями. Младшая сестра Эдгара Розали – в несколько «детском» наряде, немножко «готическая лолита»; мать Элиза – в платье в пол, струящемся по фигуре, создающем силуэт почти какого-то призрака, подчёркивающем болезненную нервозность; строгий Джок – в строгом костюме и одной перчатке, но с сильно расстёгнутой рубашкой и взбитыми волосами, добавляющими какой-то развязности, ведь артист играет тут ещё и родного отца Эдгара, неудачливого юриста-артиста, бросившего семью алкоголика; мечтающий о приключениях старший брат Генри – в чём-то более гранжевом, отсылающем к походам или моряцкой жизни; первая любовь Эльмира, необычная девушка, любящая гулять по кладбищам – в классическом готическом платье с корсетом и в жестких ботинках и со взбитой причёской – толика энергичного характера; загадочный мужчина-рассказчик – в мантии с капюшоном, иногда закрывающим лицо.
Эдгар, костюм которого единственный был создан отдельно несколько лет назад, ещё когда проект только анонсировался, одновременно и вписывается в общую стилистику, и выделяется, как и положено главному герою. Возможно, конечно, я смотрю слишком глубоко, и подобные глубинные смыслы не предусматривались, но я мастак выискивать подобное, и моё сознание, взбудораженное увиденным, прочно зацепилось за эти ассоциации, что только подкрепляет общий восторг от постановки.
Вся красота и чёткость визуала и мизансцен наполняется, конечно, великолепными актёрскими работами. В программке нет ни одного имени персонажа, кроме, собственно, Эдгара Аллана По, только нумерация артистов от 1 до 6 – а всё потому, что у каждого из «второстепенной» шестёрки по несколько героев на линейке и участие в общем ансамбле. Но, конечно, и тут есть значимые фигуры. Кирилл Гордеев – и строгий холодный Джок Аллан, деловой и суровый мужчина, и непутёвый Дэвид По, бездарный актёр, находящийся в тени более талантливой жены, и никудышный юрист. Он одинаково хорош в обеих ролях, но отдельно хочу отметить несостоявшийся «дебют» Дэвида По в театре – очень занятно видеть, как такой безусловно талантливый и опытный артист, как Кирилл, отыгрывает тут полное фиаско.
Мать Эдгара Элизу играет Анна Тесс, и она замечательно передаёт артистичность своей героини и, к сожалению, её отстранённость от своих детей и повышенную зацикленность на себе и своей театральной карьере. Элиза – тонкая натура, несколько гротескная, и невротичная, вся как натянутая струна. Эмиль Салес играет старшего брата Эдгара Генри – и это, пожалуй, самый светлый персонаж во всём мюзикле. Его неиссякаемая уверенность в завтрашнем дне, тяга к приключениям, жизнерадостность и стойкость восхищают. Это замечательный мальчик, в восемь лет после ухода отца уже «мужчина с детьми», он горой стоит брата и сестру, помогает матери и всех подбадривает. Позже его неизбежный уход, очередная насмешка судьбы, ведь семья наконец воссоединилась после долгой разлуки – наверное, самая душераздирающая сцена в спектакле.
Сестру Розали, как и позже жену Эдгара Сисси играет Наталья Фаерман. Я впервые видела эту артистку, и осталась в полном восторге. Она просто потрясающе передала юность и наивность своих героинь, ведь обе в сюжете довольно молоды. Особенно здорово ей удался детский голосок маленькой Розали – с подобным приёмом очень легко «пережать», но она идеально удерживала баланс между долей гротеска, свойственной тут в какой-то степени всем персонажам, и естественностью голоса и интонаций. Некоторая детскость остаётся у Розали и позже, и передаётся тоже довольно юной Сисси – от этого трагичнее смотрится её безвременный уход (ну конечно же). Вообще таймлайн спектакля занимает, ожидаемо, большой отрезок времени, и для передачи его хода все сиблинги По в какие-то моменты используют более детские интонации, голоса повыше и т.п, и всем одинаково хорошо удаётся передать эту детскую наивность, свет и чистоту.
А вот Юлии Чураковой, играющей первую любовь Эдгара, с которой тот в юношестве знакомится – ну конечно же – на кладбище, потребовалось отыгрывать уже скорее некоторую взбалмошность и энергичность девушки-подростка. Конечно же, ей это удалось, и юношеская любовь Эдгара и Эльмиры выглядит невероятно мило. Но и оттого страшнее смотрится контраст между этой бойкой влюблённой девочкой и отчаявшейся молодой женщиной, вышедшей замуж за другого из-за козней отца и узнавшей в какой-то момент об этой подлости. Ближе к финалу мюзикла герои встречаются снова и пытаются наверстать утраченное время – но конечно же, этому не бывать, и они будто бы сами это понимают. Их дуэт невероятно трагичен, а слёзы Юлии просто разрывают сердце.
Ещё один значимый герой – рассказчик, и то ли олицетворение рока, то ли сам воплощённый талант Эдгара. Эту роль воплотил на сцене потрясающий Владислав Кирюхин, единственный "новенький" из каста, кто не участвовал в записи альбома. И он тут восхитительно инфернален, иногда насмешлив, где-то даже угрожающ, а где-то наоборот даже несколько сочувствует герою, но всё же остаётся лишь незримым свидетелем бесконечных трагедий, беспристрастный и отстранённый, как сама судьба.
Ну и наконец, сам Эдгар Аллан По – единственный «названный» персонаж, главный герой и двигатель всей истории в исполнении Ярослава Баярунаса. Ну что тут сказать, типаж метущегося творческого героя с внутренними терзаниями и противоречиями, с трагедией на трагедии, нервозностью и отчаянием – это максимально стихия Ярослава, и он в ней существует так же органично, как рыба в воде. Его герой проходит путь от меланхоличного тонко чувствующего ребёнка до объятого отчаянием мужчины, и всё это артист воплощает на сцене искренне и честно. Особенно мне понравилось то, как Ярослав отыгрывал детскую и юную ипостась Эдгара, ему удались и восторженно-наивные интонации, и тонкий светлый голос. И совершенно душераздирающе ощущается контраст между вдохновенным ребёнком в «Израфеле» и уставшим, запутавшемся в череде потерь взрослым, по-прежнему, однако, ищущим выход из окружающей его тьмы.
Вообще отдельно стоит отметить, что абсолютно все артисты здесь совершенно идеально вписываются в свои роли, каждый образ отыгрывался так филигранно, уверенно и точно попадая в цель, словно это не премьера, а как минимум спектакль сотый. Конечно, наверное, этому способствовала долгая работа над пластинкой, в которой обещают целый аудиоспектакль, но всё же запись в студии и выход на сцену – это разные вещи. И тут актёрский ансамбль показал себя максимально собранно, без толики заметного волнения или «недоделок». Браво всем артистам и огромное спасибо за такую искреннюю и честную работу.
Ну и конечно же, какой мюзикл может существовать без одного из важнейших своих элементов – музыки. Музыка в «Вороне» яркая, запоминающаяся, сложная для исполнения, но при этом хорошо воспринимающаяся неподготовленным ухом. Я специально не знакомилась с теми материалами, которые Ярослав тизерил на своих концертах (ну кроме, разве что, «Дыши», но это было давно и неправда), и эта музыка захватила мою душу.
В голове до сих пор поочерёдно звучат отрывки «Эпилога», «Ворона» и «Израфеля», и я не хочу, чтобы это заканчивалось. Наоборот, ожидание выпуска полной аудиоверсии усилилось – хочется вновь погрузиться в эти потрясающие мелодии и завораживающие многоголосия. Ну и конечно же, хочется послушать то, что не вошло в концерт-презентацию. Материал очень цепляющий, а главное – очень целостный в плане музыкальной драматургии. И да – кажется, довольно сложный для исполнения. Поэтому отдельное спасибо Анне Тесс, которая выступила в проекте музыкальным руководителем и вокальным коучем, за то, что помогла безусловно талантливым артистам звучать настолько прекрасно. Это было потрясающее вокальное исполнение совершенно у всех.
Завершить этот неприлично огромный отзыв-анализ хочется цитатой из «Эпилога:
"Вот так завершим мы рассказ
О том, что счастья нет,
О том, кто первым из нас
Во мраке пел про свет."
Очень жизнерадостно, не правда ли, особенно первые строки? История Эдгара Аллана По была, мягко говоря, не самой простой – тернистый путь любого творческого человека, литературный успех, который тем не менее никак не помогал совладать с долгами, череда потерь близких, неоднозначная натура, терзаемая "бесом противоречия", проблемы с алкоголем… Загадочная странная смерть, наконец. Но во всём этом рождались произведения, внёсшие неоспоримый вклад не только в литературу, но и в культуру в целом, стоявшие у истоков сразу нескольких жанров, вдохновившие множество людей. Так и этот спектакль, стараясь следовать биографии своего сложного героя, среди мрака и трагедий в финале удивительным образом оставляет сердце наполненным вдохновением, внутренним светом и надеждой. Мюзикл «Ворон» – это настоящий гимн творчеству во всём его многообразии: дару и проклятию, озарению и наваждению, рождающейся из внутренней боли красоте.
И как с любым искренним честным искусством, после просмотра ты выходишь из зала наполненный только любовью и огромной благодарностью – за то, что тебе удалось к нему прикоснуться, за то, что это вообще было. Огромное спасибо всем причастным за то, что вы сотворили – всем службам, всей команде БаярунасКонцерт, всем артистам, делившимся с залом своей бешеной энергетикой и любовью, волшебной Дарье, обрамившей этот алмаз на сцене, и бессовестному волшебнику Ярославу, без безумной инициативы которого этого бы не случилось. «Ворон» – это проект, созданный по невероятной любви, и это заметно, это ощущалось в воздухе и до сих пор остаётся в сердце, и зрители охотно делились и делятся сейчас этой любовью в ответ.
Я желаю всей команде БК когда-нибудь суметь совершить чудо снова, чтобы этот спектакль, несмотря на все перипетии жизни, обрёл однажды полную форму, и мы снова смогли соприкоснуться с пусть и мрачным, но таким живым искусством. Я желаю «Ворону» успешного и высокого полёта.