Вы не вошли.
Дутый авторитет, громкая слава и мимими в настоящий момент. Началось здесь.
Разыскивается для пополнения шапки:
Альвдис и защита имени
Фанфиковость определяется условиями, в которых текст написан - целями и мотивами автора и рамками публикации. То есть фанфиковость - не литературная категория.
*Собирает остатки мозга в кучу*
Щорд, как у вас, филологов, все сложно.
Ну определи тогда по условиям, пожалуйста, когда фанфик, а когда нет?
Не путайте фанфик и пастиш.
А это что такое?
Проблема в том, что сабж требует считать книжки Перумова фанфиками. Они же не тусовочные.
Книжки Перумова по миру Толкина и есть фанфики, в чем проблема?
Анон пишет:О, вот еще пример: считаются ли рассказы из "Времени учеников" фанфиками, если они используют Мир Полдня?
Нет, здесь авторы просто творят в рамках одной франшизы. Более наглядный пример - "Сага о копье" и новеллы по "Звездным войнам". Это все в той или иной степени официальные, выпущенные с ведома правообладателя.
И тем не менее это фанфики чистой воды, наличие авторского разрешения не делает их вторичной литературой, все та же игра по канону.
Вы уже определитесь между собой, а то правда хочется строгое определение фанфика.
Фанфик - это любое литреатурное произведение, автор которого увлечен каноном и не придумывает сам мир и персонажей, а берет готовых из какого-либо произведения.
Вторичной литературой фанфик может стать в одном случае - если это пародия, поскольку сам жанр пародии предполагает использование уникальных черт уже известного произведения в изменённой форме для достижения комического эффекта.
Также в оригинальном литературном произведении могут быть использованы идеи другого канона, аллюзии, приводится скрытые цитаты и пр., но никогда этого не делается на прямую с заимствованием персонажей и мира другого автора.
И тем не менее это фанфики чистой воды, наличие авторского разрешения не делает их вторичной литературой, все та же игра по канону.
Если они написаны в рамках франшизы для издания спецом, то это не помню как называется, но не фанфик. Простым языком: литературная серия, создаваемая в рамках франшизы несколькими авторами. А вот если автор написал не по заказу, а потом взяли и издали и приняли во франшизу. то да. это канонизированный фанфик.
А в литературоведении есть термин "вторичная литература" или это изобретение тусовочных филологов?
Ммм, окей, с определениями вроде разобрался, спасибо:)
А почему не ввести все же предлагаемую градацию фанфиков? Ну, вот это вот "наличие самостоятельных, читаемых отдельно от канона сюжетов и идей"?
Что в ней такого, что оскорбляет?
А в литературоведении есть термин "вторичная литература" или это изобретение тусовочных филологов?
Тусовочных.
Собака Серая, конечно, скажет, что анон не прав. Но вроде в том, что она перечисляла как "вторичку", анон ничего художественного не узрел.
Что в ней такого, что оскорбляет?
Ставит в один ряд с фикбучными подростками, а они же нитакие!
Отредактировано (2016-04-18 10:03:21)
Анон пишет:И тем не менее это фанфики чистой воды, наличие авторского разрешения не делает их вторичной литературой, все та же игра по канону.
Если они написаны в рамках франшизы для издания спецом, то это не помню как называется, но не фанфик. Простым языком: литературная серия, создаваемая в рамках франшизы несколькими авторами. А вот если автор написал не по заказу, а потом взяли и издали и приняли во франшизу. то да. это канонизированный фанфик.
Нет, я про "Время учеников" Стругацких. Это же не франшиза, а просто фанфики по их книгам, напечатанные с разрешения автора.
Нет, я про "Время учеников" Стругацких. Это же не франшиза, а просто фанфики по их книгам, напечатанные с разрешения автора.
Если с разрешения автора, то это канонизированный фик. По идее, как часть канона благодаря разрешению числится, но стартовало как фик.
Если с разрешения автора, то это канонизированный фик. По идее, как часть канона благодаря разрешению числится, но стартовало как фик.
Примерно как "Мир Льда и Огня"? Написан не автором, но вроде как автором санкционирован и одобрен?
Примерно как "Мир Льда и Огня"? Написан не автором, но вроде как автором санкционирован и одобрен?
Увы, не знаю, о чем ты говоришь, анон. Я как пример могу привести серию Лукьяненко про Дозоры. Последняя книга написана не им, но Лукьяненко официально передал мир и разрешил по нему писать. И это будет канон, если издательство, которое с этим работает, издаст.
А почему не ввести все же предлагаемую градацию фанфиков? Ну, вот это вот "наличие самостоятельных, читаемых отдельно от канона сюжетов и идей"?
Зачем нужна эта градация? Фанфик ведь просто игра, попытка примерить на себя понравившийся мир, побыть в нем подольше. Само понятие фанфика предполагает игру в заданных условиях канона и желание его изменить, исказить авторский смысл по меньшей мере странно.
Само понятие фанфика предполагает игру в заданных условиях канона и желание его изменить, исказить авторский смысл по меньшей мере странно
А разве то же АУ - это не изменение авторского замысла?
Зачем нужна эта градация? Фанфик ведь просто игра, попытка примерить на себя понравившийся мир, побыть в нем подольше. Само понятие фанфика предполагает игру в заданных условиях канона и желание его изменить, исказить авторский смысл по меньшей мере странно.
Для того, чтобы отличать произведения, в которых сохранена внешняя оболочка мира (факты-имена-названия), но изменено наполнение. Скажем, ЧКА к Сильмариллиону относится примерно так же, как "Три мушкетера" к реальной истории - имена те же самые, люди те же самые, а характеры, события и поступки переделаны чуть больше чем полностью.
А разве то же АУ - это не изменение авторского замысла?
Да, изменение. в данном случае фанфикерам интересен не авторский мир, а свои фантазии, но редко кто отважится назвать это "вторичной литературой".
Для того, чтобы отличать произведения, в которых сохранена внешняя оболочка мира (факты-имена-названия), но изменено наполнение. Скажем, ЧКА к Сильмариллиону относится примерно так же, как "Три мушкетера" к реальной истории - имена те же самые, люди те же самые, а характеры, события и поступки переделаны чуть больше чем полностью
"Три мушкетера" и не используют авторский мир, это не фанфик, а некая альтернативная история. Похоже, Дюма был первопроходцем в этом жанре и обвинения его во вторичности выглядят забавно.
ЧКА же просто выворачивает Сильмарилион наизнанку, объявляя добро злом, черное белым, Профессора неправым, и никаких оригинальных идей. Зачем придумывать специальную градацию, если достаточно просто поставить тоже АУ?
Отредактировано (2016-04-18 10:37:37)
Да, изменение. в данном случае фанфикерам интересен не авторский мир, а свои фантазии, но редко кто отважится назвать это "вторичной литературой".
Прости, анон, а что писать ровно в каноне? Канон уже написан. Любой фик это сверх авторского замысла.
Прости, анон, а что писать ровно в каноне? Канон уже написан. Любой фик это сверх авторского замысла.
Необязательно, это может быть преканон или постканон, без изменений авторского замысла, или "достраивание" - рассказ о том, что в каноне упомянуто, но не описано, или описано парой фраз.
Необязательно, это может быть преканон или постканон
Но это все равно вне авторского замысла. Авторский замысел это ровно то, что написал автор. Ни словом больше.
"Три мушкетера" и не используют авторский мир, это не фанфик, а некая альтернативная история. Похоже, Дюма был первопроходцем в этом жанре и обвинения его во вторичности выглядят забавно.
ЧКА же просто выворачивает Сильмарилион наизнанку, объявляя добро злом, черное белым, Профессора неправым, и никаких оригинальных идей. Зачем придумывать специальную градацию, если достаточно просто поставить тоже АУ?
Дюма был первопроходцем?! А Вальтер Скотт, прости? Все его "исторические" романы много старше романов Дюма.
И после них были многие.
И все эти вещи вторичны по отношению к истории, к мемуарам, скажем.
ЧКА изрядно "достраивает" Сильмариллион, вводит иные концепции, принципы и т.д. Не просто переворачивает.
Но это все равно вне авторского замысла. Авторский замысел это ровно то, что написал автор. Ни словом больше.
Вне, но не против. АУ - это против замысла.
Вне, но не против. АУ - это против замысла.
Не обязательно. АУ это может быть изложение того же замысла в других реалиях, например. Скажем, переписать ту же историю с теми же акцентами в другую историческую эпоху или в космосе. Или те же мысли, что у автора, но через другие события.
Дюма был первопроходцем?! А Вальтер Скотт, прости? Все его "исторические" романы много старше романов Дюма.
А Вальтер Скотт считается создателем именно жанра исторического романа, без кавычек и выраженная романтичность его книг не мешает им быть достаточно достоверными в историческом смысле.
ЧКА изрядно "достраивает" Сильмариллион, вводит иные концепции, принципы и т.д. Не просто переворачивает.
Извини, анон, но пиздострадания и ангст не дотягивают до оригинальных концепций и принципов.
А Вальтер Скотт считается создателем именно жанра исторического романа, без кавычек и выраженная романтичность его книг не мешает им быть достаточно достоверными в историческом смысле.
Окей, допустим. Ну возьми Пикуля или Мориса Дрюона - у этих с историчностью примерно как у Дюма.
Или возьми Фейхтвангера - его "Иудейская война" это фанфик по Флавию или нет?)
Извини, анон, но пиздострадания и ангст не дотягивают до оригинальных концепций и принципов.
Ок, не спорю, принципы там хреновенькие, но все ж таки идеология там не Сильмовская. Но меня волнуют не столько конкретные примеры, сколько теоретическая возможность написать по уже придуманному миру самостоятельное произведение. Не вижу принципиальной невозможности и не понимаю, почему его нужно будет назвать фанфиком.
Но меня волнуют не столько конкретные примеры, сколько теоретическая возможность написать по уже придуманному миру самостоятельное произведение. Не вижу принципиальной невозможности и не понимаю, почему его нужно будет назвать фанфиком.
Это невозможно, анон, по факту того, что ты пишешь по авторскому произведению. Если автор одобрит, то у тебя может быть канонизированный фик, даже изданный, но все равно фик. Исторические альтернативы не катят как контрпример. История - не авторское произведение.
Я не думаю, что можно задать какой-то один критерий и на его основании отделять агнцев от козлищ. Какориджевость слишком зависит от восприятия читателя. Кто-то Библию знает с детства, кто-то имя "Пилат" как раз из "Мастера и Маргариты" впервые и узнал. Кто-то в одном и том же тексте увидит ниачомное чтиво для подростков, кто-то - нечитабельный набор криво описанных фактов (пусть это даже будет самый ориджевый оридж), а кто-то включит СПГС и упьется глубинными смыслами. С намерениями автора для меня понятие "фанфик" как-то коррелирует, конечно (я бы это сформулировал как "фанфик - заполнение нехватки чего-то в конкретном каноне, литература - заполнение нехватки чего-то в мире в целом", лол), но автору в голову не залезешь ведь, некоторые из них свои первоначальные мотивы о-очень хорошо умеют маскировать, некоторые, наоборот, первоначальные озвучивают, но книга в конечном счете оказывается совсем не тем и не о том... К тому же если чужое произведение используется только как табуреточка, на которую можно встать и зачитать свой манифест, то это, может, и литература, но хреноватая - и точно так же хреноват тот фик, где канон выворачивается наизнанку, но автор при этом продолжает делать вид, что никакого выворачивания не происходило и факты из его фика идеально со всем стыкуются и везде вписываются.
Плюсую, анон.