Вы не вошли.
Дутый авторитет, громкая слава и мимими в настоящий момент. Началось здесь.
Разыскивается для пополнения шапки:
Альвдис и защита имени
Во многих мифологиях (греческой, египетской, финно-угорской, ряде африканских и др.) такой бык является водным, он выходит из моря, реки, озера (вспомним греческий миф о похищении Европы быком, плывущим через море).
Ой, все. Слона бычка-то мы и не приметили. Похищение Европы вспомнили, Преисподнюю левым ухом к задней пятке через водную стихию притянули, а критский культ Посейдона "Колебателя земли" в облике быка - да ну, зачем такие мелочи поминать в серьезной книжке?
почитание этих животных на десятки тысяч лет старше представлений о добре и зле
Десятки. Тысяч. Лет
Бля, это у о неандертальцев что ли? Не смущает, что одомашнивание коровы это в принципе не больше 10 тысяч лет?
Десятки. Тысяч. Лет
Бля, это у о неандертальцев что ли? Не смущает, что одомашнивание коровы это в принципе не больше 10 тысяч лет?
Да, не обратил внимания - анон, написавший про болгар и румын
А вот связка конь (ладно, кобыла) - подземный/хтонический мир менее прямая. Что она есть у многих народов - факт. Геката, Локи, nightmare и т.д.
То, что nightmare имеет к лошадям (а лошади к маре-мороку) - недоказанная гипотеза.
Отредактировано (2022-02-07 01:32:13)
В качестве приданого корова была очень нетипичным объектом, по крайней мере, в русской истории 17-19 вв.
Когда моя прабабка стала жить с прадедом, она Привела К Hему Свою Корову. Никакой штамп в паспорте не играл такой роли. Но она была уже вдова, это было в двадцатом веке, и что актуально для Псковщины, не будет актуально для всей остальной России. Но, может, Альвдис какую-то такую байку увидала, а дальше как всегда.
Тут хочется попросить помощь зала: очень смущает меня мысль о подземном мире как неистощимом источнике благ и удачи. Чую бесовщину, но обосновать не могу, во всех более-менее известных мне мифологиях подземный мир либо безрадостен, либо весьма коварен, и блага его иллюзорны и опасны.
Плутона ассоциировали с богатством, но где Плутон, а где славяне).
Обычно в тех странах, где есть привычка покойничков закапывать, подземный мир - мир мертвых. Теоретически герой может показать свой героизм, отобрав там ништяков, но вообще по умолчанию пизды там дают, а не благ и удачи. Дайте людям хоть после смерти поспать.
Плутона ассоциировали с богатством, но где Плутон, а где славяне).
Подземный мир вообще ассоциируется с богатством, но это не противоречит его роли источника всяческого пиздеца, да и богатство, как тут уже заметили, может оказаться фэйковым, "деньги гномов - сор".
Кстати, про копанули глубоковато и выкопали что-то не то буквально есть у Толкина, если уж ученая госпожа до бесконечных источников этого тропа не добралась в своих штудиях.
А вот насчет дождя-семени – это если только в индийскую мифологию лезть и там искать. В славянской что-то ничего подобного не пробегало.
Я готов поставить зуб единорога, это из Семёновой. В Волкодаве было, да и в её славяноэнциклопедии, вроде.
Я готов поставить зуб единорога, это из Семёновой. В Волкодаве было, да и в её славяноэнциклопедии, вроде.
Анончик, а в Волкодаве где? Это про обычаи веннов?
Я готов поставить зуб единорога, это из Семёновой.
Вот славяноэнциклопедию Семеновой точно надо будет перелистать, она вполне могла быть одним из источников вдохновения.
Аноны, я вам принесла кусочек оленины, она же лосятина. Но почему-то все равно со вкусом картона.
"Олень и лось":
славяноэнциклопедию Семеновой
Она годная или не очень?
Анон пишет:Я готов поставить зуб единорога, это из Семёновой.
Вот славяноэнциклопедию Семеновой точно надо будет перелистать, она вполне могла быть одним из источников вдохновения.
Другой анон просмотрел энциклопедию Семеновой и ничего подобного о дожде там нет. Семенова связывает дождь с небесными водами, а грозу с битвой Перуна со Змеем-Волосом:
Похожие легенды существуют у многих народов. Все они рассказывают о том, как жадный Змей похитил жену (или невесту) Бога Грозы, а заодно Солнце, земные и небесные воды, стада скота. Самого Бога Грозы, побеждённого в неравном бою, злые силы заточают в мрачное подземелье, лишают божественной мощи, отнимают у него глаза и сердце, заковывают в тяжёлые цепи… Долгие годы длится его плен, между тем как на Земле гибнут люди, а на Небе приходится плохо Богам. Но наконец выросший сын возвращает отцу глаза и сердце, помогает вырваться из неволи. Есть у Бога Грозы и смертные помощники – кузнецы (о них речь впереди). Следует новый поединок со Змеем, и теперь чудовище бежит, пытается прятаться то в дереве, то под камнем, то за спиной человека. И вот Змей повержен, Солнце водворено на небеса, воды проливаются дождём, стада отправляются на пастбища, а спасённая жена Бога Грозы возвращается к любимому мужу. Учёные называют этот миф «основным», потому что он является как бы стержнем в мифологии многих народов.
И также дождь - это небесные воды:
Каждое из девяти небес славянской мифологии имеет своё собственное предназначение: одно – для Солнца и звёзд, другое – для Месяца, ещё одно – для туч и ветров. Седьмое по счёту наши предки считали «твердью», прозрачным дном небесного Океана. Там хранятся запасы живой воды, неиссякаемый источник дождей.
И в Волкодаве, и еще в Бусом волке у Семеновой то же самое, гроза - битва Змея и Громовика, дождь - небесные воды. Так что загадочный источник вдохновения Альвдис про Перуна дождеосеменителя доктор З.Фрейд по прежнему неизвестен, но это не Семенова.
Анон, вспомнивший про веннов, серию про Волкодава, именно семеновскую, помнит чуть ли не наизусть. Потому и спросил. Там у веннов было много про то, что Земля - мать, а Небо - отец, но так сказать, процесс раскрыт не был.
Сорри за оффтоп.
К слову, Семенова местами тоже, как я понимаю, в изложении мифов склонна додумывать, но там и близко нет этих ебанутых фанфиков, как у Альвдисихи.
Я читал, что олень символизирует богатство, но "неземное", не для каждого. Серебряное копытце, например, или Золотая антилопа. Или как раз то, как люди гибнут, погнавшись за оленем, то есть за добычей. И то, что за охоту именно на оленя в лесах феодала в Средние века были самые суровые наказания.
Это я навскидку накидал. На мифологию это не тянет, просто замечание. Почему Альвдис про это не упоминает?
Кстати, карелы и финны приручали лосей, они им сани возили. Тоже ни слова.
Я читал, что олень символизирует богатство, но "неземное", не для каждого. Серебряное копытце, например, или Золотая антилопа. Или как раз то, как люди гибнут, погнавшись за оленем, то есть за добычей. И то, что за охоту именно на оленя в лесах феодала в Средние века были самые суровые наказания.
Это я навскидку накидал. На мифологию это не тянет, просто замечание. Почему Альвдис про это не упоминает?
Кстати, карелы и финны приручали лосей, они им сани возили. Тоже ни слова.
Да про оленей-ланей-лосей вообще много богатой и мифологии, и обрядности, и интересных традиций. Но бОльшая и самая популярная часть не из славянского фольклора, вот в чем загвоздка. Но даже информацию про славян можно было как-то нормально организовать, чтобы не получалось главки обо всем и ни о чем. Вот хоть зафиксироваться на двух главных образах: зверь убегающий и зверь, приходящий к людям добровольно, показать, как оно было у славянских народов, насколько оно походило на не-славянские верования, как изменялось со временем (а еще - в связи с уменьшением количества лесов и, соответственно, оленей). Было бы и стройно, и познавательно.
К слову, Семенова местами тоже, как я понимаю, в изложении мифов склонна додумывать, но там и близко нет этих ебанутых фанфиков, как у Альвдисихи.
Там полёт фантазии абсолютно на уровне писева Aльвдис, одно другого не лучше.
Там полёт фантазии абсолютно на уровне писева Aльвдис, одно другого не лучше.
Если она не пытается выдать это за истину в последней инстанции — то и ладно.
Семёнова не строит из себя проффессора кислых щей. Нет проблемы в достройках и фантазиях самих по себе. Нельзя запретить людям фантазировать на исторические темы. Да чёрт, можно даже утверждать, что это истина - ну почему нет, явилось в пророческом видении, бывает :-) Проблема начинается там, где это выдаётся за НАУЧНУЮ истину, за буквальные подтверждённые наукой факты. Потому что это уже не просто фантазия и не просто проповедь своей точки зрения - это фальсификация и подделка, мошенничество в собственном смысле слова.
Ну, Семёнова при этом написала в данном случае не художку, а "энциклопедию", так что именно что пытается выдать свои измышления за истину. Она лучше Альвдис разве что тем, что не приписывает себе фальшивых регалий.
К слову, Семенова местами тоже, как я понимаю, в изложении мифов склонна додумывать, но там и близко нет этих ебанутых фанфиков, как у Альвдисихи.
Те же самые яйца "славянские мифы", только в профиль. Вот просто сразу с первых страниц:
У славян же сохранились отзвуки легенд о Великой Матери – родительнице Земли и Неба, праматери Богов и людей. Учёные полагают, что имя Великой Матери было Жива, или Живана.
Единственное историческое упоминание богини Живы зафиксировано только у полабов и там она была покрвительницей плодородия и урожая. Но зачем мелочиться, правда, пусть будет общеславянская богиня Великая Мать, это же гораздо круче, чем просто какая-то племенная богиня.
Или вот вообще чудесное:
Рождение Бога Неба и Воды (Варуна – Урана) в окружении дождевых потоков и змей. Трипольская культура. III – пер. четв. II тысячелетия до нашей эры
Трипольская культура не была славянской. И даже протославянской не была. И про ее божеств практически ничего неизвестно, поскольку у трипольцев не было письменности. Бог Неба и Воды Варуна-Уран это такая махровая фоменковщина, что просто невозможно поверить, что это написал человек с историческим образованием в книге, претендующей на научность и энциклопедичность. Куда там Альвдис с ее Конёвичами, там хоть в русских сказках был Иван Кобылий сын как прецедент..
Но самое неприятное в книге Семеновой это какая-то пафосная
занудная назидательность и противопоставление древних чистых и духовных людей с современным хищническим человеком потребителем. Повторяется из главы в главу, выглядит омерзительно лицемерно.
Язычники отнюдь не считали себя «царями» природы, которым позволено грабить её как угодно. Они жили в природе и вместе с природой и полагали, что у каждого живого существа не меньше права на жизнь, чем у человека… Вот бы и нам, нынешним, подобную мудрость!
Сидя на уютном пригорке, поросшем цветущими медоносными травами, наш языческий предок чувствовал под собой живые, тёплые колени Матери Земли. А с высоты на него был устремлён строгий и ласковый взгляд Неба – Отца-Бога…
Мог ли такой человек учинить на Земле-кормилице «лунный пейзаж», отравить чистое Небо дымом и ядовитыми газами, как это нередко делаем мы?
Да запросто мог. Подсечно-огневое земледелие, вырубка лесов на дрова и уголь практически стерли с лица Европы вековые леса, спровоцировали эрозию почв, размывание, вымирание многих видов животных. И спокойненько языческие предки потребляли природу по полной, во всю силу своих возможностей и даже без свойственной большинству современных людей парадигмы "птичку жалко".
Перуну было посвящено животное – дикий тур, огромный, могучий лесной бык. К сожалению, в дикой природе последний тур был убит ещё в 1627 году и до наших времён дожили лишь прирученные потомки туров – домашние быки и коровы. Туры отличались от них размерами: бык достигал в холке почти двух метров – и ещё цветом: быки были чёрными, с белым «ремнём» – полосой вдоль хребта, а коровы-«турицы» – гнедыми (тёмно-рыжими с чёрными хвостами). Тур был куда агрессивнее самого злого домашнего быка. Хищные звери против него были бессильны, а у людей охота на тура считалась подвигом. Люди верили, что Перун, гуляя по белому свету, охотно принимает облик лесного быка. А 20 июля (мы помним, что это праздник Перуна) туры якобы сами выбегали из леса и позволяли себя заколоть для священного пира. Позже, когда люди прогневали чем-то Богов, туры перестали появляться, и по деревням специально откармливали жертвенных быков.
Как прекрасно здесь обойден факт, что туры вымерли из-за именно вот той хозяйственной деятельности духовных предков, которые бы никогда!
И там все такое. Прощу прощения за оффтоп, просто как автор фентези Семенова весьма хороша, но как ученый или даже популяризатор науки она духовная сестра Альвдис
А где именно Семёнова говорит, что она учёный или популяризатор науки?
А давайте про Семёнову не здесь.