Альвдис: некультурный антигерой
Наш режиссёр Саша Неронова обладает замечательным даром отыскивать в жизни персонажей Салтыкова-Щедрина, если не хуже. Один из них - мадам Александра Баркова, позиционирующая себя как культуролог и даже имеющая степень кандидата филологических наук. В околоролевой среде она известна как Альвдис. Так как я с этой тусовкой почти никак не связан, ниже я буду по преимуществу использовать её паспортное имя.
Альвдис: некультурный антигерой, изображение №1
Как ни называй мадам Баркову, но я бы не пустил её даже на должность шамана в племени каннибалов. Всё-таки, там ребята имеют какое-никакое представление о гуманности, ханжеством не страдают, да и в своём маленьком мирке ориентируются здорово. Перед нами же образчик зоологического шовинизма, лютого невежества и всё это сочетается со свойствами худшей части нашей интеллигенции - лицемерием и трусостью. Александре Барковой не стоит бояться, что её в комедию вставят. Просто потому, что она годится разве что на трэшовый фарс с элементами порнографии.
Но давайте попробуем, для начала, подойти к этому персонажу формально. Соответствует ли она заявленной и вроде бы официально подтверждённой компетенции учёного? Я, конечно, не ВАК и не комиссия РАН по борьбе с лженаукой и даже не оргкомитет полушуточной премии ВРАЛ за достижения в области лженауки и мракобесия. Но я бы всяко рекомендовал эти организациям обратить на кандидата филологических наук Александру Леонидовну Баркову самое пристальное внимание. А некоторые её высказывания вполне могут заинтересовать и правоохранительные органы, которые в последнее время ловят нарушителей статьи 282 УК и законодательства об экстремизме явно где-то не там.
Проверка документов
Начнём с совершенно сугубо формальной проверки. Итак, наша героиня презентует себя как кандидат филологических наук. И действительно, на сайте РГБ можно найти автореферат кандидатской диссертации Барковой Александры Леонидовны, защищённой в 2003 году. Тема вроде бы подходящая для специалиста по мифологии - “Функции "младших героев" в эпическом сюжете”. Я не являюсь специалистом в данной сфере и по её автореферату едва ли смогу судить, что перед нами: серьёзная научная работа, бесцветное поделие эпигона или вовсе халтурная компиляция.
Если вдруг кто-то из академических спецов по мифологии знаком с этой стороной личности мадам Барковой - я охотно выслушаю их мнение и доводы. Что ж, один из косвенных признаков принадлежности Барковой к научному миру на месте. Но его явно недостаточно для того, чтобы принять однозначное решение, что перед нами учёный. Есть немало людей, вполне честно защитивших диссертации, но не ведущих ни научной, ни академической педагогической деятельности. Попробуем найти следы таковой у нашей героини.
“Речи Альвдис”
E-Library, конечно, не самый требовательный агрегатор - в нём индексируются не только научные, но и публицистические и даже художественные издания. Это вам не Scopus. Однако даже здесь мне удалось лишь с большим трудом найти единственную (!) публикацию Барковой - книгу “Введение в мифологию” 2018 года выпуска. Эту работу автор и издатель позиционирует как учебник, причём даже ВУЗовский. Меж тем, никаких признаков официального одобрения этой работой Министерством Просвещения я найти не смог. Более того, сам текст этого произведения никоим образом не соответствует понятию учебника. В нём нет даже минимального научного аппарата, который полагается не только учебнику или монографии, но и самому паршивому студенческому реферату.
Более того, судя по доступному в сети фрагменту книги, её главы едва ли можно назвать лекциями, хотя сама книга и является вроде бы записью неких лекций Барковой. Но, увольте, университетская лекция - это не абы какой трёп на аудиторию. Самый завалящий старший преподаватель, которого допускают к чтению лекций, обязан составить соответствующим образом оформленный курс. Его содержание и компоновка должна быть научно обоснована автором и одобрена вышестоящим академическим начальством. То же, что мы видим у Барковой - это обыкновенный лирический трёп, лишь иногда украшенный абстрактными апелляциями к научным авторитетам. На месте издателя я бы назвал это произведение “Речи Альвдис”, по аналогии с “Речами Варга” одного известного норвежского музыканта.
Если кому интересны мифы о мифах — можете почитать
Если кому интересны мифы о мифах — можете почитать
Словом, самый ленивый и бездарный ВУЗовский лектор, соорудивший свой курс лекций из чужих работ и снабдивший его халтурным обоснованием стоит в этом плане куда выше Барковой. Относительно неплохой язык вроде бы профессиональной писательницы, выгодно отличающий её от широко распространённого в ВУЗах канцелярита, ситуацию не меняет. Итак, судя по книге, нет никак надёжных подтверждений тому, что Александра Баркова занимается академической преподавательской деятельностью в полном смысле слова или способна ей заниматься. К слову, издатель явно лукавит по поводу “благодарных студентов”, так как в сети широко обсуждается преподавательская деятельность мадам Барковой - в основном в негативном ключе.
Учёный-невидимка
Что ж, далеко не все учёные постоянно занимаются преподаванием. Некоторым - особенно экспериментаторам или полевым исследователям, на это просто не хватает времени. В современной науке, как ни крути, существует очень глубокое разделение труда. Но даже e-Library не обнаруживает никаких материальных следов исследовательской деятельности Барковой Александры Леонидовны. Ни монографий, ни даже статей в научных сборниках и журналах. Научный индекс цитирования (он же индекс Хирша) мадам Барковой равен нулю. Учитывая её далеко не юный возраст (с момента защиты кандидатской прошло уже почти 20 лет), это не лезет ни в какие ворота. Даже самый поганый компилятор за это время набрал бы хотя бы десятку.
Возникают даже сомнения в правомерности присуждения ей степени кандидата филологических наук. Ведь по действовавшим в 2004 году нормативам диссертант был обязан не просто подготовить текст диссертации, но и опубликовать перед этим как минимум одну статью в научных журналах по теме исследования (или представить промежуточные результаты диссертационного исследования в другой форме - например, патента). И статьи должны быть опубликованы не абы где, а ВАКовских журналах. Но этих статей нигде нет. Сегодня же нормативы куда строже - по гуманитарным дисциплинам нужно иметь, как минимум, три публикации. Впрочем, если кто-то из читателей или даже сама Баркова укажут мне на них - я буду только рад.
Пока же перед нами в лучшем случае - учёный-невидимка, старательно скрывающий от общественности результаты своей деятельности. Меж тем, именно публичность научной деятельности - важнейший её элемент. Научное сообщество - это среда, где учёные, постоянно обмениваясь плодами своей работы, проверяют, систематизируют и распространяют полученное знание. Выше мы убедительно показали, что Александра Леонидовна Баркова никакого действительного отношения на научному сообществу не имеет. Следовательно, наименование “учёный” в описании её сообщества в ВК - не более чем лживая реклама. На деле же перед нами обыкновенный публицист, ещё и заранее пятнающий себе репутацию грубым обманом своей аудитории. Но это всё ещё цветочки - и далее мы разберём расистские эскапады мадам Барковой.
Расизм, каким я его знаю
Выше я показывал, что мадам Баркова не является тем, за кого она себя выдаёт, то есть учёным. Для этого мне не приходилось ссылаться на собственный опыт - за меня говорил закон и общепризнанная научная практика. Но такое понятие как расизм сильно идеологизировано и мне не удастся обойтись одной лишь голой логикой и нормами закона. Придётся также апеллировать и к своему опыту - бытовому и профессиональному. Раз так, то я обязан кратко пояснить, почему я имею право говорить на эту тему если как не эксперт, то хотя бы как знающий свидетель.
Не впервые мне приходится сталкиваться с манифестами расового или социального шовинизма. В них авторы пугают читателей и самих себя страшными толпами немытых, некультурных, кровожадных и похотливых варваров - выходцев из “неполноценных” рас и низших социальных классов. Более того, мне приходилось сталкиваться с социальным, национальным и расовым шовинизмом живьём.
В том числе, на своей шкуре. Я дрался со скинхедами, которые гоняли меня за мою типично еврейскую внешность. И делал это задолго до того, как встал под красный флаг социализма, просто для того, чтобы жить и иметь право уважать себя. Я сталкивался с межэтническими драками в, простите за выражение, Университете Дружбы Народов, в том числе и женскими. Я знал дюжину замечательных ребят из Африки, Азии и Бразилии, которые, испугавшись расового насилия, уезжали на родину. Нападавшие не стеснялись бить и девушек, например, сломали руку бразильянке Майе из соседней группы. Стоит ли говорить, что после этой истории она тоже вернулась в Бразилию.
Мне, далеко не самому сильному пятнадцатилетнему парню приходилось провожать после каждого занятия Валентина, бабушкиного студента из Кот-Д-Ивуара. А он учил меня французскому языку и делал это на совесть. Благодаря этому честному и очень интеллигентному в хорошем смысле слова человеку я могу приобщаться ко многим великим достижениям европейской культуры и без перевода. Той самой европейской культуры, в защитники которой мадам Баркова так набивается. Интересно, что бы сказали на это автор “Тартюфа” Мольер и просветители вроде Руссо или Монтескье? Явно что-то содержащее словечко merde. Увы, месье Руссо, на свете существуют не только благородные дикари, но и совершенно неблагородные вроде мадам Барковой.
Словом, я знаю, что такое расизм не из книжек и не из путаных статеек европейских леваков. Но если вы считаете мой личный опыт недостаточным для объективного суждения по теме - можете игнорировать этот компонент в моих дальнейших рассуждениях. Я не сторонник эмпиризма и охотно вас пойму. Так или иначе, в некоторых моментах казус Барковой был для меня открытием. То, что я прочитал в “Письме дочери в день двадцатилетия” вызывает настолько сильное отвращение, что я несколько месяцев не мог заставить себя высказаться. Просто было противно.
Расистский манифест мадам Барковой. Сохранил на всякий случай
Невежество “белого дикаря”
Чёрный дикарь… был добродушен, общителен и бесконечно приветлив… Он… жил в хлеву, был ленив, поклонялся фетишу… Его место занял бур, белый дикарь. Он грязен, живёт в хлеву, ленив, поклоняется фетишу; кроме того, он мрачен, неприветлив и важен и усердно готовится, чтобы попасть в рай,— вероятно, понимая, что в ад его не допустят. (Марк Твен - “По экватору”)
Чем расизм мадам Барковой страшнее и гаже того, что я видел и испытал на себе? Если кратко, то сочетанием дикого невежества, самоуверенности, лицемерия и… трусости. Начнём с невежества.
Любой, кто мало-мальски прилежно изучал историю в школе - не говоря уже о профессиональных историках и обществоведах, может увидеть непроходимый дилетантизм Барковой в истории. И Мехмед Завоеватель у неё Махмед Второй. Не выдерживает никакой критики и “теория заговора” о мести чёрной расы всем подряд, не исключая китайцев и мусульман. Мордва-монголы - это и вовсе шедевр, достойный покойного Филиппа, герцога Эдинбургского. Не говоря уж о такой мелочи, как логическое противоречие в самом этом суждении. Ведь немалая часть чёрной Африки исповедует ислам, а вслед за ними - и целая прослойка неофитов из числа афроамериканцев.
Меж тем, Баркова - кандидат филологических наук и имеет, потому, полное право преподавать как минимум в школе не только русский язык и литературу, но и даже историю. Просто потому, что филология и история - это смежные специальности, относящиеся к одной “укрупнённой группе направлений подготовки”.
Более того, на место учителей истории принимают и юристов, хотя они относятся к другой группе. Просто потому, что предполагается, что за полтора-два года изучения в ВУЗе общей истории, ИОГП, ИГПЗ и ИППУ, будущий правовед в достаточной степени изучил историю. Весьма наивное с точки зрения практики правовое допущение, ну да ладно.
Вернёмся же к филологам - в их программе истории гораздо больше, чем у юристов, объём предметов в этой сфере приближается к таковому у собственно историков. Так что допущение законодателя здесь как-минимум теоретически разумно. А значит, мы вполне можем ожидать, что надутый невежда вроде Альвдис будет вести историю у несчастных детишек. Ну ладно, мы уже показали выше, что в качестве учёного и академического преподавателя Баркова - ноль без палочки. Тем не менее, если человек объявляет себя учёным, то он обязан обращаться с общепризнанными достижениями науки с должным почтением.
Неосторожность писателя
Манеры Барковой не выдерживают никакой критики и с точки зрения другого её титула - писательницы. Тут я даже не буду пытаться оспорить его легитимность, тем более что художественных и публицистических работ у неё хватает. О их литературных достоинствах судить я не берусь, да это и не нужно для целей этой статьи.
Но в любом случае опытный писатель и публицист должен хорошо знать силу опубликованного слова, которая налагает на автора ответственность. Проще говоря, прежде чем выставлять нечто на всеобщее обозрение в сети, автор обязан его проверить и отредактировать. Если он этого не сделал - пусть не обижается на критику и не удивляется последствиям, в том числе и юридическим.
“Письмо к дочери” - вовсе не частная переписка в сети, а публицистическое произведение. Так что тогда мешало, прежде чем нажимать кнопку “опубликовать” бросить взгляд хотя бы в Википедию? А раз уж наша героиня считает себя культурологом, то и вовсе обязана знать о таких вещах, как источниковедение. Впрочем, мы уже показали, что мадам Баркова не имеет никакого представления о методах научной работы.
Негритянские барабаны и расовый террор
Идём дальше. Казалось бы, перед нами культуролог, то есть человек, имеющий какое-никакое представление о социальной психологии. В том числе о таких вещах как социальное отчуждение, компенсаторные механизмы и так далее. То есть, способный безо всякой конспирологии объяснить “магию” власти “попсы” над умами измученных каждодневным стрессом масс. Более того, “попса”, то есть зацикленный, непритязательный, привязчивый музыкальный комбикорм далеко не всегда основан на африканских ритмах. Она может быть основана на индийских, арабских и восточно-азиатских ритмах - но тут пусть музыковеды меня поправят.
Специалисты по музыке пытаются осадить нашу культурологиню
В любом случае, винить негров с барабанами в сознательном создании попсы для совращения умов белых господ - мягко говоря, исторически некорректно. Тем более, что на основе или под влиянием африканских ритмов возникло немало и куда более интеллектуальных музыкальных стилей. Это и джаз, которая наша героиня походя заклеймила как нечто по определению дегенеративное, и блюз, и рок во всём богатстве его форм. Не исключая, что иронично, и ультраправые, пропитанные расизмом, вариации панк-рока и блэк-металла. Интересно, как мадам Баркова смотрит на то, что на африканских ритмах как минимум отчасти основано творчество таких проповедников расизма как Screwdriver или Burzum?
Ещё один, ещё более жёсткий упрёк в расизме и невежестве
Ещё один, ещё более жёсткий упрёк в расизме и невежестве
Стал ли мир добрее?
Но самая дичь с точки зрения профессиональной компетенции мадам Барковой в другом. Наш знаток культуры и общества на полном серьёзе считает, что за последние несколько десятилетий наш мир стал существенно добрее. То есть насилия в нём стало явно меньше. Здесь найдёт, что возразить, кто угодно - и психолог, и социолог, и экономист, и историк, и юрист. Психолог может указать на неуклонно растущую в России статистику самоубийств.
Социолог и экономист - на углубляющееся социальное расслоение в масштабах всей страны и планеты в целом. Историк напомнит, что биполярный мир прошлого, при всех его язвах, знал куда меньше локальных конфликтов. В любом случае, тогда по целому Ближнему Востоку не расползалась опухоль под названием ИГИЛ (запрещено в России). Тогда не было полдюжины failed states, то есть стран, в которых мало-мальски упорядоченную государственную жизнь сменил полный хаос и анархия. Речь идёт не только о далёком Сомали, но и о Афганистане и целых регионах нашей соседки Украины.
Как плохонький, но юрист я мог бы рассказать о многом. Но ограничусь самыми простыми и понятными вещами. Изменения в правосознании чётко фиксируют, что современный человек стал более жестоким и чуждым прощения и сострадания. Всё чаще раздаются голоса в пользу отмены презумпции невиновности, разрешения пыток и снятия моратория на смертную казнь. Это можно слышать как от обывателей, так и от профессионалов.
Всё более распространена виктимология - то есть перекладывание ответственности с субъекта правонарушения на его жертву. Для этого теперь даже есть модный англицизм “виктимблейминг”. Это касается равно нарушений гражданско-правовых обязательств (обмана контрагентов по сделке), трудовых прав (невыплата зарплаты, взимание штрафов и ещё целого моря нарушений Трудового Кодекса, которые я наблюдаю в своей практике постоянно), так и уголовных преступлений. В том числе таких грязных как изнасилование. Всегда найдутся люди, которые скажут - жертва сама виновата. Надо было внимательнее читать договор \ найти другую работу \ надеть юбку поскромнее - нужное подчеркнуть.
Впрочем, к чему я тут распинаюсь - ведь открытый расист по определению плевать хотел на любое право, если речь не идёт только о его собственных проблемах. Тут он будет кричать караул и звать полицию. Само публичное недвусмысленное выражение расового шовинизма уже составляет преступление. Мадам Баркова по невежеству и простоте, к слову, наговорила достаточно для того, чтобы присесть по статье 282. Но я бы на месте наших органов не стал делать рекламу Барковой в качестве “жертвы русской статьи”. Пускай гуляет на свободе, демонстрируя собой всё убожество интеллигентского расизма.
Самое же забавное, что ахинею про то, что мир стал сильно добрее, опровергает и сама Баркова, возбуждая зоологическую ненависть. И не только расовую: “белых” и “жёлтых” к чёрным”, но и социально-классовую - “культурных людей” к быдлу. Вот так, видимо, мадам Баркова понимает свой “долг перед добротой”. Видимо, её представление о доброте и взаимопомощи находится где-то на уровне скинхедского лозунга “Русский, помоги русскому”. За которым обычно следует, простите за выражение, другой: “Не покупай у хачей”. В таком случае я предпочту быть «расово неполноценным элементом», пролетарским «быдлом» и далее по списку.
Словом, расизм мадам Барковой многократно усиливается сказочным невежеством в целой дюжине областей. Не исключая и те, в которых она позиционирует себя как профессионал. Это тревожный звоночек даже для тех читателей и слушателей Александры Барковой, которые не видят ничего плохого в её расизме. Дамы и господа, пожалейте своё время, деньги и нервы, найдите настоящего специалиста, который увлекательно и со знанием дела расскажет вам о мифологии.
Тартюф в юбке
Ещё одно качество, делающее расизм Барковой ещё более отталкивающим - трусость и лицемерие. Я имею полное право ненавидеть убеждённого нацистского боевика, который с полным сознанием своего интереса претворяет свои убеждения в трупы. Но если он дерётся в открытую, рискуя своей свободой и головой, его можно хоть немного уважать. Потому что именно за его покрытую татухами спину прячутся все остальные: идеологи и политики, финансисты и организаторы, а также поддакивающие всем выше перечисленным мещане и мещанки.
Более того, мизерной доли уважения заслуживает даже ещё более мерзкий персонаж - циничный политик-олигарх, сознательно и открыто использующий расовый и национальный шовинизм в своих объективных интересах. Какой-нибудь Константин Малофеев, финансирующий фашистов и конспирологов, например. Да, это враг. Подлый, коварный, но хотя бы сильный. В других социальных условиях эта сила могла бы служить чему-то гораздо лучшему, чем умножение ненависти, нищеты и угнетения.
Наконец, свою щепотку уважения заслуживает даже хитрый и образованный идеолог, поставивший силу своего ума на службу явному злу. Просто потому, что в борьбе с ним я могу раскрыть и проверить себя, стать сильнее и умнее. Мне, знаете ли, нравится традиция древних римлян изображать своих поверженных врагов сильными и храбрыми, а не трусливыми дохляками.
Но, простите, за что можно уважать труса, лицемера и невежду, который способен выставить идею, которой служит, на посмешище даже перед её сторонниками? Именно такова Александра Баркова. Её выдают головой оговорочки. Не уследив за языком, наша культурологиня пытается оправдаться. Вы не поняли, речь идёт не о цвете кожи, а о культуре. Мол, читайте внимательнее и всё такое. Нет, мы как раз читаем внимательно, с лупой в руке и канделябром наготове.
Пытаясь скрыть свой расизм, она начинает вроде бы извиняться перед китайцами - но лишь ещё больше выдаёт себя. Дескать, китайцы нужны нам, белым людям для того, чтобы снабжать нас дешёвыми шмотками “европейского стиля”. Знаете ли, но рабочему китайских потогонных заводов в целом плевать, в каком стиле будет выполнен произведённый им товар. Ведь с каждого из них он получает, дай бог, пару центов. Более того, китайскому боссу этого завода и американскому инвестору тоже плевать на ваши стилистические предпочтения. Тем более, что в их руках мощный рекламный аппарат, который навяжет мещанам вроде мадам Барковой любой удобный бизнесу вкус.
“Долг перед добротой”
Может показаться, что расизм Барковой едва ли укоренён в её собственных серьёзных экономических интересах. По крайней мере, если мы рассматриваем её как коммерческого популяризатора неких знаний. Можно как угодно плохо относиться к окололиберальной научпоп-тусовке, но эти ребята стараются не слишком дразнить гусей. Ведь того же Панчина охотно читают и люди не только либеральных взглядов.
Многие мои левые товарищи до сих пор искренне недоумевают — что я так взъелся на либеральных научпоперов и лично Панчина, ведь он на них в открытую не наезжает. А всё потому что тот же Панчин, если у него не начинают сдавать нервы, что бывает, свои сугубо политические высказывания он старается подать как нечто нейтральное. Просто потому, что иначе будут меньше донатить. Почему бы мадам Барковой не последовать примеру других научпоперов и не прикрыть свою ангажированность хотя бы маской нейтральности?
Но она это не делает и едва ли станет делать. Просто потому, что у нашей культурологини другая экономическая ниша. Она извлекает деньги и популярность, продавая своей аудитории иллюзию своей социальной исключительности. Социальный шовинизм в форме слегка прикрытого наукообразным слогом зоологического расизма - важнейший её элемент. Если природа не наградила ни красотой, ни умом, ни обаянием, а силы воли развить их в себе не хватает, многие ищут спасительную лазейку в унижении других.
Само по себе это явление в известной мере неизбежно, но мы можем и должны резко осадить тех, кто из этой нездоровой потребности извлекает прибыль. Пускай людоедские взгляды приносят их носителям только убытки и несчастья. Это не единственная и не главная проблема нашего глубоко больного мира, но борясь с ней, мы тоже выполняем свой действительный “долг перед добротой”.
Зачем руки марать?
Некоторые, наверное, удивятся - зачем я писал такую длинную простыню. Ты же сам сказал, что тебе противно? Потому и писал, ведь мадам Баркова - яркая представительница целой социальной прослойки, имеющей свою функцию в окружающем нас бардаке. Она стоит в одном ряду с такими персонажами как любитель мерить черепа профессор Савельев, поклонник румынских фашистов-железногвардейцев Александр Дугин, популяризатор творчества нераскаянного фашиста Ивана Ильина Олег Платонов (ч.с.х. де-факто рулящий на одном из факультетов РУДН) и тому подобных мракобесов со степенями.
Кое в чём Альвдис уступает упомянутым лицам, но в другом - превосходит. В конце концов, и Дугин, и Платонов лучше знают механизмы государственной идеологии и стараются не расчехляться, не прикрыв тылы. Конечно, разок тот же Дугин крупно обмишулился, да и то, не совсем по своей вине. Но мадам Баркова, видимо, настолько заигралась со своей мифологией, что утратила связь с реальностью. Будь наше сетевое сообщество более активным и зубастым, пришлось бы нашей любительнице белого превосходства убегать, сверкая пятками. Впрочем, никогда не поздно исправиться.
Ещё один характерная особенность нашего случая: человек, позиционирующий себя как хранитель и защитник культуры и цивилизации, сам стоит в этом плане существенно ниже своих предполагаемых оппонентов. Такова низшая точка деградации буржуазной интеллигенции, опускающая некогда интеллектуальную элиту даже ниже, чем в своё время деградировали её предшественники - попы.
Как я уже казал в самом начале, Баркова и поддакивающие ей “интеллигентные” дамочки со своими взглядами будут неуместны даже в качестве шаманов в племени каннибалов. Именно поэтому я назвал бы Александру Баркову некультурным антигероем — по аналогии с понятием культурного героя, хорошо известного настоящим специалистам по мифологии. Если культурные герои в представлениях древнего человека дарили народам огонь, колесо, земледелие и прочие достижения цивилизации, то мракобесы, подобные Барковой хотят поставить человека обратно на четвереньки.