Рок-мюзикл "Икар" - Полёт на ограничителе
Выпуск: ПЦ Пентаграмма на сцене КЗ "Измайлово"
Авторы: Круглов, Макуни
В начале ноября 2023 состоялась долгожданная премьера настоящего "долгостроя" в мире независимого антрепризного мюзикла - была презентована полноценная театральная постановка рок-оперы "Икар" авторства композитора Антона Круглова, создавшего культовое "Последнее испытание".
Прежде всего, "Икар" привлек пристальное внимание преданных поклонников музыкального театра, однако реакция на него казалась крайне неоднозначной, чему поспособствовали определенные ожидания, сформировавшиеся за годы работы над проектом.
Давайте же поговорим о том, каким "Икар" предстал перед любителями мюзиклов и драматического театра, отправившимися на премьеру без груза ожиданий. Да-да, до похода на спектакль я не слушала музыкальный материал (слышала только "Неатланты"), не вникала в сюжет, не ходила на концертные презентации, не смотрела их записи, иными словами, меня совершенно не занимал мюзикл на стадии его создания, так как в 90% случаев меня интересует только готовый спектакль в комплексе.
Прежде всего, несмотря на то, что будет написано ниже, я оцениваю представленный мне спектакль положительно, однако меня угнетает то, что потенциальному хиту буквально подрезали крылья, как поётся в одной из композиций мюзикла "полет разрешен только на высоте двух метров, не выше", вот эта судьба и постигла театральную постановку "Икара".
Кратко о сюжете. Постапокалиптическое будущее, полной картины мира мы не знаем, однако посреди разрухи имеет место быть достаточно благополучный город-государство Полис, закрытый защитным куполом и управляемый железной рукой правителя Тесея. Здесь в почете комфорт, достижения науки и техники, благопристойность и браслеты, ограничивающие тягу ко всяческим безобразиям. За куполом жизнь тоже вполне есть - на расстоянии нескольких километров от Полиса обитает община Изгоев, отказавшихся от браслетов и променявших комфорт на свободу. Лидером Изгоев является Бард - бывший соправитель Полиса, покинувший город из-за массового окольцевания, но не всё так просто, судьба города не решена, ведь Тесей и Бард договорились о том, что если Барду удастся и без браслетов добиться неприятия насилия Изгоями, то эти искусственные оковы свободы воли могут быть сняты.
Срок подходит, и в этот роковой момент золотой мальчик полиса, гениальный изобретатель и местный пытливый ум Икар, пытающийся разгадать секрет формулы счастья, решает поискать знаний в лагере Изгоев...
Ну, как вы поняли, и понеслось.
Разумеется, всё вот это вы будете узнавать постепенно из мюзикла, или вы можете узнать не только это, но и подробную историю из программки спектакля.
У меня проблем с формированием цельной картины из разрозненных кусочков информации не возникло, однако кто-то из зрителей "со стороны" вполне может потеряться в этом новом мире, и, в сущности, спектакль не должен быть понятен только при условии прочтения программки.
Как мне кажется, истории не помешал бы небольшой полулегендарный рассказ во вступлении в стиле "Безумного Макса: Воин Дороги", собственно, как и закольцовка в финале, в качестве рассказчика напрашивается Брут - лучший друг Икара, играющий неоднозначную роль в истории.
Тем не менее, даже если вас с ходу бросают в круговорот событий, картина у вас вполне складывается, она узнаваема.
Невозможно не заметить, что "Икар" очень сильно опирается на легендарный канадский мюзикл "Starmania", и, хотя музыкально на мой взгляд классический хит выглядит интереснее, в плане сюжета "Икар" значительно выигрывает, предлагая куда более четкий, вневременной и интересный конфликт.
Увидим мы здесь, конечно, и отсылки к "Мы" Замятина, да и в целом, это весьма классическая постапокалиптическая антиутопия, но есть нюанс - выбор стороны неочевиден, что само по себе почти революция в жанре.
В целом авторам удалось прописать цельную и непротиворечивую историю в смысле её развития и динамики, хорошо вышло и смысловое наполнение, хотя у многих зрителей тут могут быть вопросы, так как "Икар" избирает не самый стандартный путь - нам предлагается взглянуть на ряд вечных вопросов человечества с разных точек зрения, при этом авторы воздерживаются от того, чтобы явно встать на чью-то сторону. Они рассказали вам историю, а выводы должен сделать для себя каждый зритель.
В основе "Икара" лежит очень непростое размышление о свободе в жизни социума, ведь свобода может быть как путем к благу и созиданию, так и разрушающим фактором. Каждый из персонажей "Икара" хочет лучшего для окружающих, однако и понимает каждый из них это "лучшее", исходя из своего жизненного опыта, а потому взгляды оказываются кардинально различными.
Как мне кажется, основной посыл здесь считывается очень четко - светлое будущее для человечества возможно только в том случае, если мы научимся слушать друг друга, говорить друг с другом, идти на компромисс, научимся понимать друг друга и признавать за отличным от нашего мнением право на существование.
"Икар" о том, как это могло получиться, но не получилось, что придает дополнительный драматизм самой ситуации, эта неудачная попытка, наиболее полно показывает суть проблемы - порой самые лучшие планы идут прахом, потому что вмешивается фактор случайности. Это грустная история о том, как у людей в очередной раз не получилось, но рассказанная с надеждой, что однажды всё получится.
Соответствует настроению и музыка.
Тут нужно отметить, что музыкально "Икар" значительно превосходит средний музыкальный уровень РМТ, здесь очень значительное музыкальное наполнение хронометража, а сами композиции разнообразны и интересно написаны, при этом, лично я ловлю себя на том, что им немного не хватает огонька.
Есть в музыке "Икара" какое-то элегичное настроение, но не в плане условно симфо-металла, а в плане бардовского рока и каких-то менестрелей, периодически на ум приходит Константин Никольский, помимо этого, ухо улавливает огромное количество фрагментов чем-то вдохновленных (часто Уэббером). Есть в "Икаре" очень яркие композиции, но всё же в нем есть привкус не "нафталина", но какой-то гиковской музыкальной ностальгии, слышно, что на формирование основного музыкального пласта сильное влияние оказала электронная музыка начала 80-х, а так же относительно легкий классический рок того же времени и чуть более поздний AOR, временами вы чуете Вангелиса, временами Asia. В результате, вроде всё шикарно и красиво, но не хватает какого-то огня и жизни, порой воплощением музыки кажется безнадежно помятый философ Бард.
Теперь поговорим о слабой стороне спектакля - постановке.
Часть зрителей поспешили обвинить в проблемах "Икара" сюжетные несостыковки, однако на мой взгляд абсолютно все неудачи здесь на совести постановочной команды.
Если вы задумаетесь над миром, где происходит действие, вы обнаружите много плохо продуманных моментов, однако логика самой истории, которая рассказывается в мюзикле "Икар", непротиворечива - да, люди действительно так себя ведут, это в нашей природе, даже самые умные из нас совершают дурацкие и странные поступки под влиянием эмоций, так что проблема не в либретто, а в том, что зритель недостаточно вовлечен в действие, а потому имеет возможность думать о сюжетных неувязках.
Не секрет, что хорошая постановка обладает драйвом, куражом и способностью увлечь публику, заставить сопереживать героям так, что зритель просто не обратит внимание на какие-то огрехи картины мира. Потом, вероятно, он их обдумает, но это уже не окажет значительного влияния на восприятие спектакля, потому что истинный кайф получен, всё понравилось - ему даже не захочется думать о пробелах.
И вот тут проблема - постановка "Икара" не достаточно хороша.
Справедливости ради, она и не плоха, скорее странна. Очень видно, что у режиссера-постановщика есть опыт и крепкая рука, но увы, это опыт режиссера-репетитора на больших проектах, опыт же режиссера-постановщика у Преснова в основном связан с детскими спектаклями, которые имеют более простой и ровный драматический строй. Преснов - крепкий профессионал, но не вполне тот человек, которого стоит звать для постановки драматически сложного мюзикла, да ещё и постапокалиптической антиутопии, этот человек не достаточно умеет в драматизм.
Многие ругаются на костюмы и хореографию, но я тут как раз проблемы не вижу. Костюмы здесь нормальные, другой вопрос, что вообще несколько сложно понять стилизацию под кино сай-фай 80-х, она очень хорошо выдержана, но оправдана ли, вопрос. С хореографией, на мой взгляд, всё хорошо, включая стулья и танцы обезьянок.
Что плохо - это оформление сцены и свет.
Разумеется, мы все понимаем, что антрепризные мюзиклы сталкиваются с нехваткой бюджета, однако и без него можно прилично организовать сцену. У "Икара" сцена смотрится непрезентабельно - голой и слишком игрушечной.
Здесь неотбалансированы декорации. Основное действие всегда происходит в центре сцены, для погружения зрителя в мир спектакля просто жизненно необходимо прикрывать стык сцены и кулис, именно эта граница всегда закрывается декорациями, но в "Икаре" этот принцип игнорируют - здесь декорация периодически закрывает только одну сторону, а в центре находится самый значительный элемент - Башня. Помимо этого, у режиссера странный подход к бытию декораций - их постоянно бурно двигают, причем, с поводом и без, и делают это работники сцены при полном освещении... и даже как-то без особой спешки.
Казалось бы, чего проще, оставь башню в центре, сделай симметричную вторую боковую декорацию, и двигай всё это совершенно по минимуму, пусть стоят, ансамбль вполне разойдется. Не помешали бы и проекции города на задниках.
Следующий странный момент - это освещение.
Есть очень грамотный режиссерский принцип, который работает и в кино, и в театре - если что-то выглядит недостаточно хорошо, убавь свет, подсвечивай правильно. "Икар" в основном слишком хорошо освещен, так что видно все огрехи декораций и бегающих работников сцены, хотя ведь перед глазами есть отличные примеры мюзикловых антреприз Матвейчука, Рагулина, Герасименко, где продумана как можно более незаметная смена декораций - в основном во время сцены, но с максимальным акцентом на каком-то действии в другом её конце.
Заботливо рассаженные сзади музыканты довершают картину какой-то школьной самодеятельности. Очень неудачное расположение. Не нужно растягивать группу по сцене, лучше разместить их всех вместе на небольшом помосте поглубже и прямо перед кулисами, или вообще закрыть декорацией. Рассредоточенные по сцене музыканты создают эффект "невсамделишности" происходящего.
К слову, нельзя не упомянуть, что для мюзикла о полетах, полеты в "Икаре" сделаны крайне халтурно и неудачно, хотя в этом направлении у театров уже имеется немалый опыт.
Тем не менее неудачные решения сцены меркнут перед главной проблемой - режиссеру-постановщику не удается построить адекватную истории драматическую схему спектакля.
Поясню, пьеса - это лишь событийный и диалоговый источник, темп развития событий, эмоциональная окраска сцен, драматические акценты определяются постановкой.
Хороший режиссер - это не тот, кто придумывает какие-то эффектные фишки, это тот, кто хорошо чувствует ритм и знает, какими средствами добиться от зрителя нужной ему реакции.
С ритмом у "Икара" всё хорошо, тут опыт режиссера виден, а вот с драматической разметкой спектакля у него проблемы. Очевидно, сказывается недостаток опыта постановки "взрослых спектаклей", где, в отличие от детских, всегда идет значительное нагнетание напряжения по мере продвижения действия.
Начало "Икара" производит очень хорошее впечатление, здесь ещё не нужно расставлять акценты, а действие происходит более менее в одной локации, всё идет гладко и красиво, ансамбль вызывает ассоциации с таковым в "Шахматах", но, увы, по мере развития сюжета, действие начинает часто перемещаться из одной локации в другую, постепенно паузы на смену декораций становятся чудовищно длинными. Во втором акте плавность в смене сцен из постановки окончательно улетучивается, и происходящее начинает напоминать не музыкальный спектакль, а костюмированный концерт - вышли, исполнили номер, ушли, затемнение и длительный движ декораций, далее следующий номер.
Однако ещё хуже то, что режиссер не знает, что делать в драматическом плане. Замечали ли вы, что порой в момент, который вроде как должен быть трагичным или пафосным, вам по непонятной причине становится смешно? Это очень яркий пример неправильной расстановки эмоциональных акцентов, непродуманного подхода к ключевым сценам.
В "Икаре" просто уничтожены сцены двух смертей персонажей, они поставлены совершенно непродуманно, как с точки зрения самих смертей, так и с точки зрения реакции остальных персонажей и последствий для них.
Грамотный режиссер в такие моменты сосредоточится на сцене, поместит её словно под микроскоп, здесь будет подсвечено всё, что должно быть подсвечено, здесь будут драматические паузы, здесь будет всё, чтобы выделить и подчеркнуть момент, придать ему вес. Преснов же просто - "ОК, померли, фигачим дальше".
То же самое повторяется в ключевых сценах для судьбы революционера Бродяги и Икара. Если вы ненадолго отвлечетесь, то вообще не поймете, куда пропал первый, а у второго какая-то внутренняя работа мозга исключительно на совести артистов.
Ниже небольшое отступление со спойлерами, не читайте, если не смотрели.
▼Скрытый текст⬍
Хочу пройтись по самым явным провалам драматических сцен.
Первый фатальный шаг - смерть Барда, который по идее должен быть катализатором и проч. Его смерть обязана тронуть зрителя, как бы смешно это не звучало, но он должен ярко разнимать враждующие стороны, и хотя погибнуть ему предстоит в свалке, ансамблю не следует его закрывать, зрителям нужно почти постоянно видеть Барда, потом необходимо подсвечивать Тесея, Музу, Бродягу, должен быть понятен их ужас, а детям Барда лучше ломануться к родителю, и на пленении Бродяги необходим акцент, многие зрители даже не заметили этого момента.
Ну и конечно недопустимы хождения трупа, нужно или создать прикрытие для актера, или, напротив, он должен ярко уйти под инструментал в ореоле нездешнего света, с сожалением оглядываясь на тех, кто остался.
Обраслечивание Бродяги обязано быть ярким, а не где-то быстренько впотьмах.
Смерть Музы - вообще издевательство. Ей положено умереть красиво, это театр в конце концов. Взрыв должен быть понятен - всего лишь дайте звук и мигните светом, а потом пусть медленно пускается за ширмой на сцену, красиво и под проникновенную музыку, а перед ширмой поместите шокированного и на грани слома Икара, лучше оседающего на колени, протягивающего к Музе руки. Пусть после он на секунду замрет в тишине, а через мгновение тяжело поднимется и с решимостью глянет в зал.
Необходимо показать, что ему больно, но он намерен идти дальше.
А что мы получили? Муза неэстетичным кульком обвисла на тросе, а Икару вообще было по фиг на то, что её взорвали.
Конец лирического отступления.
Пару слов скажу и о финале. Насколько я понимаю, он отличался от спектакля к спектаклю и во многом был отдан на откуп актерам. Финал, сыгранный на моём показе, мне понравился, в нём явно имеет место быть открытый конец, но никаких спорных смертей он не содержит. Хотелось бы, чтобы авторы спектакля развивали эту версию.
Напоследок о том, что значительно улучшает впечатление от постановки - об актерах.
Пройдусь по своему составу.
Икар - Евгений Кириллин. Неожиданно понравился в роли. Настоящий изобретатель, немного не от мира сего, ему на самом деле на человеческом уровне никто не нужен, он мыслит другими категориями. Хороший отыгрыш и очень достойный вокал, прекрасный голос, большой диапазон, хорошее владение голосом и эмоциональное наполнение вокальных партий. Например, верхотуры мне у Кириллина понравились больше, чем у Егорова, он уходит на них резче и пронзительнее, а мне такое по душе.
Единственный недостаток Кириллина в том, что он слишком долго был актером ансамбля, у него пока нет большого опыта исполнения сольной партии, он не особо понимает, как звучит в зале, не совсем умеет петь в одиночку, поэтому иногда недодает громкости, а порой звучит слишком громко. Но это не фатально, уходит с практикой.
Муза - Вилена Соколова. Умница, красавица и неземное создание не от мира сего с безуминкой. Идеальное попадание в роль на мой взгляд, голос - выше всяких похвал, слушать её одно удовольствие.
Брут - Эмиль Салес. Очень хорош, не скажу, что тут актер очень ярок вокально, хотя везде звучит отлично, но прежде всего мне понравился созданный им образ - действительно хорошего человека, верного друга, у которого бывают моменты слабости, но который в итоге всё-таки поступил правильно.
Лия - Мира Диваева. Вот тут в плане звука меня ждал кошмар. Дело в том, что я не люблю такие голоса, а ещё больше не люблю подобную попсовую манеру пения, так выделяющуюся на фоне остальных артистов. Для меня звучит как-то бросово, хотя сам по себе голос хороший. Вот как актриса Диваева сработала отлично - её Лия продумана и логична. Ну а в данном случае неприятный мне вокал пошел даже в плюс - её злодейская сущность для меня возросла многократно.
Деметра - Елена Газаева, прекрасна. В сущности это функциональный аналог Роже Роже с расширенной ролью и примесью Кристал из "Стармании". Своё дело делает, звучит идеально, дает огня.
Бродяга - Александр Шарабарин. Понравился. Есть подозрение, что Баярунас ярче в роли, но он и опытнее значительно. Шарабарин прекрасно сыграл юного максималиста, террориста и нигилиста, в котором временами проглядывает ещё сущий ребенок, обиженный на целый свет. Контраст прекрасный. Очень хороший вокал, но испытывает те же проблемы, что и Кириллин - пока не совсем привык петь не в составе ансамбля и не чувствует своей громкости, не вполне понимает, как звучит. Но это дело наживное.
Тесей - Ростислав Колпаков. Настоящая звезда этого шоу. Фактически самый проработанный персонаж, сложный и интересный, а потому, несмотря на неоднозначность, вызывающий чуть ли не наибольшее сочувствие у зрителя. Прибавьте к этому абсолютную звезду и харизматика. Колпаков великолепен и просто создан для этой роли. Его Тесей - настоящий атлант и несокрушимая глыба, но живая и чувствующая. Для роли артист прекрасно комбинирует академический вокал с роковыми элементами (можно заметить, что в последнее время Колпаков активно работает на этом направлении и в "Икаре" смог продемонстрировать свои успехи). В общем, совершенно великолепен.
Бард - Антон Арцев. Хороший артист и отличный вокалист, но, возможно, из-за огрехов режиссера в раскрытии персонажа, он не уравновешивает Тесея-Колпакова, хотя герои должны быть равными величинами. В тех же "КарамазоВЫх" Рагулина артист проявил себя куда лучше. Бард Арцева - порядком разочарованный в мире гуманист, но способен ли такой вести за сбой людей - большой вопрос.
Есть ли на мой взгляд перспективы у "Икара"?
Определенно.
Это и в представленном виде скорее хороший спектакль с отличной музыкой и артистами, но словно сделанный несколько наспех и на отвали.
Если исправить некрасивые склейки между сценами и поставить акценты на драматических моментах. немного поправить сценографию, получится крепкий спектакль с хорошими перспективами проката и даже привлечения стороннего зрителя.
Однако ввысь "Икару" в этой постановке уже не взмыть, принципиально не та технология у крыльев, их уже не перестроишь.
Вероятно более "властный" режиссер-постановщик мог бы в рамках пьесы перекроить либретто, чтобы сделать картину мира более натуральной (потому что, мир Полиса не может быть таким через 50 лет после Апокалипсиса, через 200-300 вероятно, а не через 50, не расширится так поселение на месте бывшей военной базы, не будет большого города и населения, тут или другое стилистическое решение нужно, или оговорка том, что Тесей и Бард что-то себе вкололи экспериментальное и живут значительно дольше обычных людей, а потому логично видятся им истинными атлантами и живыми легендами), но ещё раз, это не бросалось бы в глаза, если бы постановка крепко держала зрителя, и тут опять же, нужен режиссер-постановщик, который сможет этого добиться, однако шансов на такого постановщика просто нет - привлечь яркого режиссера можно только при готовности к тому, что такой постановщик будет менять детище автора, будет ломать его, чтобы перекроить из концептуального альбома в настоящий мюзикл для театрального мира, а Антон Круглов, несмотря на то, что жаждет сценического успеха своему детищу, категорически не готов по-настоящему разделить с кем-то власть, не готов работать с людьми, равными ему талантом.
Но это его выбор - заплатить цену за свободный полет или довольствоваться комфортным полетом на ограничителе, собственно, такой мы получили мюзикл.
"Икар" от Преснова - это полет на ограничителе, и при просмотре спектакля удручает именно осознание того, что смотришь потенциальный хит, которому не дали раскрыться.