Мюзикл "Вий" (Москва, Stairway Creative Lab)
Хутор-Хилл, или Роковое влечение Ведьмы
Давайте поговорим об удивительном спектакле "Вий" - настоящей бомбе, одном из лучших мюзиклов московской сцены, на который нормально можно купить билеты только потому, что поставлен он не маститым репертуарным театром со своей площадкой, а "кочевым" Stairway Creative Lab, однако при этом размах и качество постановки сделали бы честь любому именитому театру.
Немного о создании спектакля.
Прежде всего, существует как минимум три русскоязычных мюзикла "Вий", поэтому неизбежны разговоры о том, в какой степени каждый последующий опирается на общий первоисточник Гоголя, а в какой - на своих предшественников.
В случае же мюзикла "Вий" от Stairway, он вообще изначально задумывался как сильно видоизмененная и частично переписанная версия постановки Одесского театра русской драмы, однако из-за творческих разногласий произошел разрыв, приведший к созданию полностью оригинального мюзикла (со своей музыкой, стихами, либретто и постановкой), о котором мы теперь и поговорим.
Тут, правда, требуется сказать пару слов о Stairway, которая внезапно породила собственный мюзикл-блокбастер. Этот независимый музыкальный театр любим за вдохновенность, талант, яркость и нешаблонность, но при этом осуждаем за некоторое разгильдяйство и временами витающий вокруг него флёр скандальности. Начался Stairway с необходимости осуществить перенос одного из самых старых и титулованных фэнтази-мюзиклов "Последнее испытание" из мира любительского и полупрофессионального театра, интересного только фэнтезийщикам и ролевикам, в мир большого профессионального театра, где постановка стала доступна более широкому кругу зрителей. Битва театрального и фэнтезийного миров была страшна, кровава и продолжалась все годы проката, тем не менее, "Последнее испытание" на данный момент является единственным примером "любительского" мюзикла, получившего профессиональную большую постановку, пусть с шероховатостями, но яркую, цепляющую, интересную, талантливую и достаточно успешную. Увы, спустя 6 лет эта постановка окончательно закрылась, "Последнее испытание" пока вернулось в комфортную зону полупрофессионального театра, а Stairway как-то резко избавилась от ореола скандальности.
Рассказ этот призван был иллюстрировать, что мы имеем дело с крайне неординарной творческой командой, которая сделала себя сама, отсюда все плюсы и минусы.
Поэтому, нет ничего удивительного в том, что когда их оставили без мюзикла (а работа над постановкой уже шла полным ходом), они оперативно родили свой собственный.
Музыка и тексты были созданы замечательными Евгением Заготом, Артуром Байдо, Валерией Захаровой и Оксаной Петрановской, потрясающую постановку осуществил режиссер Николай Покотыло (хотя заметно, что на уровне идей к постановке приложил руку и худрук Stairway Руслан Герасименко).
Как говорят, на премьерных показах в спектакле ощущалась некоторая сырость, но очень скоро он дозрел, взял Звезду театрала и продолжает радовать зрителей.
Ну а теперь, наконец, поговорим о том, чем так хорош мюзикл "Вий".
Пожалуй, если уместить ответ в одно слово, то "Вий" многослоен, он как Саломея с танцем семи покрывал, постоянно интригует, ни одно не сбрасывает полностью и плотно ловит на крючок.
Подобно лучшим художественным произведениям этот мюзикл имеет два уровня общения со зрителем, и прекрасно проявляет себя на обоих.
Верхний уровень восприятия - это потребительское восприятие, когда зритель просто хочет, чтобы ему рассказали увлекательную историю.
Тут "Вий" работает на ура, у него очень высокие зрительские оценки и множество хвалебных отзывов.
Он безошибочно выстроен по ритму повествования, увлекателен.
С музыкальной точки зрения это, конечно, не "Иисус Христос - Суперзвезда!", но музыка очень подходит спектаклю, работает на него, при первом прослушивании она сразу кажется приятной и атмосферной, после отмечаешь для себя отдельные красивейшие и сильные композиции. По написанию "Вий" ближе к классическому музыкальному театру, т.е. здесь есть определенные темы, которые могут периодически повторяться, переходить друг в друга, это свойство тут использовано достаточно интересно, потому что музыка пластично меняется в соответствии с настроением истории, если в первом акте в номере Хомы с ансамблем царит шальное веселье, то во втором акте практически та же мелодия превращается в исступленный крик обреченного героя, а освещение сцены создает потусторонний эффект.
Тексты музыкальных вставок, монологи и диалоги героев тоже очень хороши, они лаконичные и ёмкие, причем, сюда очень удачно встраиваются небольшие актерские импровизации.
Сценография у спектакля просто замечательная - декорация установлена на поворотном круге (тут есть и оборотная сторона - им оборудовано не так много залов), причем постановка выжимает из возможностей круга максимум. Помимо мягкой, текучей и какой-то очень естественной смены локаций на сцене, такая подвижность создает дополнительный динамизм хореографии, которая здесь, кстати, очень хороша - у спектакля отличный балет и ансамбль.
Но, ещё пару слов о декорации самой по себе, в ней есть сочетание модерновой функциональности и народных мотивов, т.е. по своей структуре это очень "виктюковская" многоуровневая структура, просто созданная для того, чтобы перемещаться по её уровням. Такая декорация, что интересно, всегда выглядит чрезвычайно стильно и со вкусом, куда более эффектно, чем какие-то более конкретные вещи, тут же она сочетается с архитектурой и обстановкой места и времени.
Костюмы под стать - эффектны, просты и функциональны, кстати, очень хороша нежить - никаких идиотских костюмов монстров, благодаря хореографии это просто стелящееся, копошащееся, беснующееся нечто. А вся хореография Панночки просто невероятна.
Со спецэффектами спектакль вообще на "ты" - Панночка летает. Много, разнообразно, временам пугающе стремительно. Отдельный трюк - это их совместные "полетные" сцены с Хомой, тут только удивляться техникам, режиссеру и актерам.
Ну и конечно, маскируя все недостатки и подчеркивая все достоинства, работает свет сцены, схема освещения в этом спектакле - высший пилотаж.
В общем, я надеюсь, вы поняли, что визуально "Вию" есть чем пленить.
А теперь добавьте сюда очень ярких главных и второстепенных персонажей, мастерски прописанных и сыгранных.
Как результат имеем просто феноменально увлекающее зрителя зрелище.
Но вот чем "Вий" действительно уникален - это его более глубокий слой.
"Вий" постоянно общается с тем зрителем, которому нравится копаться в истории, закидывает в нас несчастных множество крючков, каждым из которых тянет вас прийти к нему снова.
И вот тут мы подходим к тому, что собственно делает с сюжетом Гоголя эта постановка.
Сохраняя формально последовательность сюжета, "Вий" Stairway рассказывает не просто прямолинейную страшилку с моралью (а оригинал таков), потому что для современного зрителя это устарело, нам нужна более полнокровная история, мюзикл создает её за счет того, что, во-первых, активно работает с миром хутора, где происходит действие, развивает мифологию, а во-вторых в историю добавляется сильнейший романтический компонент, но без уменьшения градуса ужаса, на выходе мы получаем с вами идейного собрата "Исчезнувшей" и "Основного инстинкта", но с сильным фольклорно-мистическим колоритом.
Злоключения гоголевского Хомы в большой степени случайны, Хома же из мюзикла Stairway искренне считает, что "все бабы в какой-то степени ведьмы", он так уверен в том, что над ним верх не взять ни нечисти, ни женщине, что судьба играет с ним страшную шутку - на него кладет глаз Ведьма.
А дальше начинается просто пиршество для любителя триллера об отношениях - леденящая кровь многоходовочка Панночки вокруг Хомы, и попытки последнего как-то вырваться из этого кошмара.
И здесь у нас работает современная триллерная логика сюжета, и это прекрасно, учитывая, что Хома в спектакле предстает не каким-то испорченным, но и не святым, а "нормальным" человеком, где-то эгоистичным, где-то поддающимся злобе и гневу, история получает характерные кинговские нотки.
Ещё больше усиливается это привкус кинговщины тем, что вроде бы благодатный хутор, где происходит действие, напоминает эти самые городки, где грань между нашим миром и миром теней становится предельно тонкой. Здесь гуляют как в последний день, ведь для многих он действительно может оказаться последним, а вот уехать отсюда удается далеко не всем.
И знаете, вам очень хочется узнать об этом месте больше.
Наконец, финальный сюжетный козырь в рукаве сюжета - возросшие ставки в квесте "отчитать три ночи", как мы узнаем ближе к концу истории, всё происходящее не случайно.
В общем скелет классического сюжета обрастает плотью современного психологического триллера с тяжелой атмосферой нездоровых отношений и мистики.
Коктейль убойный.
И это только самое основное, и то, о чем можно говорить без спойлеров, тут с песнями и плясками вам постоянно будут подбрасывать материал к размышлению нон-стопом.
Может быть ведьма тоже достойна сострадания и спасения?
Может быть тот, кто решает отказать ей в этом достоин кары?
А может они стоят друг друга...
Удивительный спектакль.
И да, финал преподнесет несколько твистов, он кардинально отличается от финала Гоголя, подразумевает возможность различной трактовки, и далеко не всем нравится.
Я трактую финал, как прямое продолжение всех развернувшихся до этого событий, а потому пребываю от него в диком восторге, это то самое идеальное многоточие, что эффектнее точки.
Этот финал заставляет страстно желать продолжения истории о хуторе и его жителях, о Сотнике, Панночке и Хоме...
А сейчас дополнительный контрольный в голову зрителя - следуя уже сложившейся в музыкальном театре традиции, различные исполнители трактуют своих героев достаточно различно, настолько, что для каждого сочетания актеров атмосфера спектакля ощутимо меняется, для тех, кому нравится "Вий", это мощный мотиватор для повторных просмотров.
Разная пластика, артикуляция голоса, интонации - и вот вам новые смыслы.
Резюмируя, "Вий" - это один из лучших мюзиклов, когда-либо мной виденных, настоящая жемчужина, которая как минимум первоклассно развлечет вас, а как максимум влюбит в себя своими многоуровневыми туманными глубинами, я очень рекомендую его к просмотру.
Напоследок, несколько слов о труппе.
Абсолютно все актеры и персонажи великолепны, на кого бы вы ни попали, это будет высший класс, но сам драматический рисунок спектакля в наибольшей степени определяется сочетанием трех центральных персонажей - Хомы, Панночки и Сотника.
Ниже, небольшой гид, чтобы вы попали на то, что ближе вам.
ХОМА
Слева направо: Дмитрий Савин - Игорь Скрипко - Руслан Герасименко
Хома - Дмитрий Савин
Хома Дмитрия Савина - самый крутой мужик в округе, по крайней мере он в это верит. Он уверен в себе, резок, немного гопник и очень брутален. В его отношении к женщинам пробивает закоренелый холостяк (может даже немного шовинист), которому женщины не очень приятны как явление, хотя он не прочь поваляться с ними на сеновале. Он не боится нарываться и в итоге нарывается, тут с него, разумеется, слетает спесь, но характер остается, этот парень - максималист во всем. Где-то герой Гая Ричи. Самый мужланистый вариант Хомы.
С технической точки зрения у Савина отлично поставленный сильный вокал, хотя в некоторых местах мне хотелось бы немного другой эмоции (но это вкусовщина), и что важно, он отлично танцует, при этом, не сбиваясь с дыхалки. Играет он тоже отлично, выдерживая выбранный им вариант образа. Этот Хома действительно нарывался и нарвался. На Панночку смотрит стоически, но с интересом.
Роль играет с самого старта постановки.
Хома - Игорь Скрипко
Самый молодой исполнитель роли с совершенно другой трактовкой, его Хома - просто молодой раздолбай, ему бы погулять и покутить, бабы для него - ведьмы с Венеры просто потому, что ему б скорее шалость какую с друганами замутить, хоть, разумеется, в рамках образа, он не против загулять с дивчиной. Этот Хома нарвался исключительно благодаря раздолбайству. Разумеется, по мере развития сюжета, раздолбайство с него сбивают, но у всех исполнителей роли в "экстремальной" части сюжета всё равно сохраняются особенности выбранного характера.
Скрипко обладает огромным обаянием, прекрасно танцует, не сбивается с дыхания, у него отличные вокальные данные, но иногда его манера несколько "легковесна" и "попсова", кроме того, хотя он потрясающе играет, Панночка для него не совсем притягательна, короче - дитё в переплете.
Роль играет с самого старта постановки.
Хома - Руслан Герасименко
Неожиданный ввод третьего исполнителя на роль состоялся только в марте 2023 года, и был вынужденным (проблемы с расписанием Скрипко и Савина), однако прошел настолько успешно, что решено было временами повторять смертельный номер.
Скажу откровенно - моя любимая версия Хомы.
Герасименко - актер драм.театра, но с большим опытом работы в музыкальных постановках, безусловно он не так резво отплясывает и ему сложнее держать дыхание, когда требуется и петь, и танцевать (однако, благодаря опыту, он так перестраивает сцену для себя, что вы заметите это только, если смотрели спектакль с двумя другими исполнителями), однако, есть у него и серьёзные козыри - совершенно бронебойная харизма, красивый тембр голоса, а так же редкая даже для профильных артистов муз.театра очень драматическая артикуляция при пении, т.е. он феноменально работает с эмоциональным окрасом пения, но главное, Герасименко не просто очень хороший, он потрясающий актер. Этим и берет. Его Хома в целом обаятельный обыватель, ему достаточно легко всё дается, он в меру нагл, он не очень хороший человек, просто нормальный. В истории с Панночкой именно Герасименко наиболее ярко играет романтический триллер, она однозначно манит его Хому, но герой понимает, что это очень плохая идея.
Небольшое же отличие в самой последней сцене спектакля, перед тем, как гаснет свет, вообще многократно увеличивает эффект финала (это надо всем взять на вооружение), сразу вспоминается Бен Аффлек в финале "Исчезнувшей".
ПАННОЧКА
Слева направо: Дарья Бурлюкало и Галина Безрук
Панночка - Дарья Бурлюкало
Это более мистическая из двух Панночек, более инфернальная и неземная, этим и пробирает и чарует. Кроме того, у Дарьи Бурлюкало совершенно гипнотические глаза (из серии "тони Хома, тони"), отточенная чарующая пластика рук (6 лет в роли хтонической богини в другом проекте) и в некоторых сценах очень своеобразная скользящая пластика.
Панночка - Галина Безрук
Более живая, страстная и властная Панночка. В ней меньше инфернального ужаса, но больше боевого огня. Кроме того, это более ироничная и "контактная" Панночка, в большинстве случаев она четко держит Хому в прицеле взгляда, в отличие от Панночки-Дарьи, которая иногда может и не смотреть на него.
у актрис различные голоса и манеры пения, но они обе совершенно восхитительны и для меня совершенно равнозначны, хотя именно характер Панночки у Бурлюкало мне нравится чуть больше.
СОТНИК
Слева направо - Игорь Балалаев, Максим Заусалин, Руслан Герасименко
О Сотнике особо и не распишешь, потому что с персонажем связано очень много спойлеров.
Играют его трое актеров - звездный Игорь Балалаев, премьер "Театра Мюзикла" Максим Заусалин и отважно закрывающий собой любую брешь Руслан Герасименко.
Каждый интересен по своему.
Балалаев ощущается наиболее авторитетно, кроме того, он - потрясающий актер, его Сотник - контрастный, обманчиво мягкий в первых сценах и наиболее жуткий под конец.
Заусалин - обладает самым сильным и профессионально поставленным вокалом, он несколько отстраненный и закрытый, его Сотник стабильно жутковат.
Герасименко - самый целеустремленный, несмотря на обманчивую расслабленность, от этого Сотника периодически явно исходит угроза словно сама по себе.
И ещё - нынешние Хомы