Вы не вошли.
Велкам, братья и сестры.
Только давайте не сраться, хорошо?
• Соседи по палате:
Дискуссионный топик религии/атеизма и философии
Срачный топик религии и околорелигии
Почему "узнав причину" мы перестанем сострадать
Потому что концепция "сама дура виновата" и концепция "так ему и надо, заслужил" широчайшим образом представлены в человеческой популяции. Мало кто способен простить тех, кто, по человеческим меркам, страдает за дело.
Идея в том, что пока ты в отчаянии вопрошаешь "ну за что ему это??!!", твоё сочувствие и желание помочь безусловно. Когда ты узнаешь "ааа, вот за что, оказывается", оно может ослабеть. Конечно, от эмпатии зависит, но на практике без знания причин этой эмпатии глобально будет больше. Сколько людей бросятся помогать просто незнакомому человеку в беде и сколько бросятся помогать, зная, что его фамилия Чикатило?
Но это значит что мы по умолчанию считаем не что все люди чисты, а что все страдающие люди нагрешили и расплачиваются за что то. Это ж еще хуже.
И опять же, не ясно как это должно работать. Реинкарнации нет, за чужие грехи человек не платит, но тем не менее нужно исходить из того что младенец страдает за что то и где то он чикатиллой успел побыть?
Отредактировано (2023-08-19 00:24:14)
Но это значит что мы по умолчанию считаем не что все люди чисты, а что все страдающие люди нагрешили и расплачиваются за что то. Это ж еще хуже.
Это не моя концепция, я не буду её отстаивать. Я просто привела её как пример.
И это не догмат, это частное мнение. Но иудаизм по большей части и состоит из частных мнений.
все страдающие люди нагрешили и расплачиваются за что то.
Вроде бы в протестантизме такое есть? И в индуизме.
Потому что концепция "сама дура виновата"
Не может применяться в религии, где люди приходят в мир чистыми, как и причины страданий чистых и невинных не могут иметь причины в самом невинном. Это какое то противоречие в базовой концепции.
Не может применяться в религии, где люди приходят в мир чистыми, как и причины страданий чистых и невинных не могут иметь причины в самом невинном. Это какое то противоречие в базовой концепции.
Поскольку лично я считаю, что религии порождены людьми, это противоречие по-человечески очень объяснимо и понятно.
Поскольку лично я считаю, что религии порождены людьми, это противоречие по-человечески очень объяснимо и понятно.
Не, анош, понятное дело что любой религиозный парадокс можно объяснить простым "бога нет, это все придумали люди" , но мы то рассуждаем внутри религии и концепция была описана внутри религии. То есть условно говоря иудей не может прийти к идее что младенцы сами заслужили свои страдания, если основополагающий постулат его религии это то что в мир люди приходят невинными.
Отредактировано (2023-08-19 00:30:12)
Но это значит что мы по умолчанию считаем не что все люди чисты, а что все страдающие люди нагрешили и расплачиваются за что то.
Не обязательно. Есть же ещё вариант избавления от большего страдания. Типа, ты попал в аварию и опоздал на самолет, какая досада - а самолет взял и разбился. Но в более тонких вариантах, само собой. Теодицея всякая.
но мы то рассуждаем внутри религии и концепция была описана внутри религии.
А тут всё тот же ответ, неисповедимы пути господни и всей правды мы не узнаем)
Она просто противоречит тому что писали про иудаизм до этого и не очень понятно как в него укладывается.
Возможно, это неудачный пример, просто это первое, что пришло мне в голову. Я даже не помню, где я это читала и у какого раввина. Я на досуге покопаюсь в других мнениях.
Почему "узнав причину" мы перестанем сострадать?
Не знаю почему, но у многих людей эмпатия работает именно так. Не то чтобы это говорило о них что-то хорошее, но что есть то есть.
Не обязательно. Есть же ещё вариант избавления от большего страдания. Типа, ты попал в аварию и опоздал на самолет, какая досада - а самолет взял и разбился. Но в более тонких вариантах, само собой. Теодицея всякая.
Это только породит зацикленный вопрос за что человеку были еще большие страдания, за что малые и все то же классическое - почему нельзя было без страданий вообще?
Стандартный ответ мы все тут уже много раз назвали если что, можно не повторять.
почему нельзя было без страданий вообще?
А как человечество будет развиваться без страданий? В общем-то, если бы мы существовали в идеальном мире, то до сих пор жили бы в лесу и молились колесу, так как мотивации что-то менять не было бы, ведь всё итак хорошо.
Возможно, это неудачный пример, просто это первое, что пришло мне в голову. Я даже не помню, где я это читала и у какого раввина. Я на досуге покопаюсь в других мнениях.
Наверно там просто больше нюансов, и более сложная система которую вдвух словах не обяъснишь. все таки на анонимном форуме в паре сообщений всю песню биттлз в исполнении рабиновича не пропоешь)
Если найдешь что то интересное анон, приноси, с удовольствием почитаю)
Всё упирается в существование смерти. Она одна уже генерирует все возможные виды страдания. Возможно ли было создать всё живое бессмертным? Наверное, да. Но какая хуйня вышла бы)
То есть условно говоря иудей не может прийти к идее что младенцы сами заслужили свои страдания, если основополагающий постулат его религии это то что в мир люди приходят невинными.
Беда в том, что исчерпывающего и однозначного ответа нельзя получить даже у человека, который с детства изучает Тору с утра до вечера. Это лишь различные толкования и их тьма. Нет одного единственно правильного мнения, просто нет.
А как человечество будет развиваться без страданий? В общем-то, если бы мы существовали в идеальном мире, то до сих пор жили бы в лесу и молились колесу, так как мотивации что-то менять не было бы, ведь всё итак хорошо.
1. А зачем ему развиваться если это возможно исключительно и только за счет страданий?
2. Всемогущий бог мог создать мир, способный развиваться и без страданий
3. Люди кучу открытий делали и без страданий, чисто из любопытства и любви к творчеству и познанию.
Если найдешь что то интересное анон, приноси, с удовольствием почитаю)
Спасибо, я постараюсь, мне и самой интересно)
Анон, ты к учителю физики идёшь задавать вопрос "А какие основные мотивы в творчестве Пушкина?".
Я-то, конечно, нет. Но если и да, то учитель физики отправит меня к учителю литературы, в библиотеку, поискать кого-то другого. Здесь же он никуда не посылает, а однозначно велит довольствоваться его личным просвещением и даже не пытаться выглянуть за эти рамки.
То, что кто-то Просветлённый, не значит, что он должен удовлетворять праздное любопытство окружающих - ему тогда и ста лет не хватило бы.
Один Просветлённый как бы да, но, если я верно понимаю, это не просто один Просветлённый, это концепция мироустройства. И где дыры в несостыковках заклеены скотчем с надписью "этим Будда не интересовался, значит, и вас не должно интересовать", я верно понял, эдакий аналог "неисповедимых путей"?
Всё упирается в существование смерти. Она одна уже генерирует все возможные виды страдания. Возможно ли было создать всё живое бессмертным? Наверное, да. Но какая хуйня вышла бы)
Вышла бы хуйня только с нашей человеческой ограниченной точки зрения. Представь себе существо в двухмерном мире, которое рассуждает о мире где измерений больше двух, для него такие миры тоже были бы хуйней.
Но речь не о том, мог ли бы человек представить и создать совершенный мир или просто мир без страданий.
Вышла бы хуйня только с нашей человеческой ограниченной точки зрения
Так люди бы в ней и жили. Ну, разве что к этому миру бог создал бы впридачу совсем других существ, но тогда вообще теряется смысл вопроса.
Всё упирается в существование смерти. Она одна уже генерирует все возможные виды страдания. Возможно ли было создать всё живое бессмертным? Наверное, да. Но какая хуйня вышла бы)
Ну какбэ если по христианству, изначальный мир таким и был. Никакой смерти.
Но такие дела, случилась катастрофа - человечество выбрало путь греха. Причём нельзя было это полностью перекрыть, потому что тогда получились бы счастливые марионетки, свобода выбора подразумевает свободу в том числе выбора неправильного.
Это в конце времён, когда мы все преисполнимся и поймём, мы сможем жить в новом улучшенном мире, где смерти нет, а свобода не даёт риска пиздеца - потому что все уже прошли через пиздец и его выбирать не хотят.
Так люди бы в ней и жили. Ну, разве что к этому миру бог создал бы впридачу совсем других существ, но тогда вообще теряется смысл вопроса.
Дело в том что мы изначально предполагаем всемогущее существо, для которого нет ничего невозможного и чья мудрость за гранью человеческой, потому все эти ограничения что ты придумываешь исходя из человеческих знаний и логики не могут быть применимы к действиям бога.
Нет такого что "бог бы не мог создать мир иным" или что "бог бы мог создать мир иным но тогда бы он не смог сделать то то и то то".
Добрый милосердный бог мог создать мир в котором люди не страдают.
Но тут можно пойти еще выше и задаться вопросом зачем богу вообще что то создавать.
Ну какбэ если по христианству, изначальный мир таким и был. Никакой смерти.
Анош, ты на третий круг заходишь, если что, за это все уже перетерли)