Холиварофорум

Не все, что говорят на Холиварке — правда!

Вы не вошли.

#26 2025-09-28 21:07:45

Анон

Re: От этой картины на стене очень большая польза![живопись][л-ап][YesCom]

Побывал в национальном музее в Варшаве. Показалось, что масштаб здания масштабу коллекции как-то не соответствует.

Зато познакомился с польской живописью 19 века. Еще в музее есть "галерея старых мастеров" с картинами западно-европейских художников разных периодов и на первом этаже немного Средневековья.

Стало интересно, почему представлен, в основном, только 19 век.
Польша не имела сильной художественной школы в 15-17 веках, сопоставимой с Италией или Нидерландами. Мастера были чаще иностранцами, работающими на польских меценатов. Много произведений погибло в результате войн, разделов и немецкой оккупации. Плюс живопись редко была индивидуальной, чаще церковной или декоративной, поэтому тоже плохо сохранялась.
Ну а 19 век - время разделов Польши, когда страны как таковой не существовало, поэтому искусство того периода становится носителем польской идентичности, эдаким культурным фундаментом для будущих поколений. Сам музей был создан ради сохранения польской истории и культуры (в 1862 году под названием "Музей изящных искусств") и в коллекцию собирались преимущественно картины польских художников. Вот поэтому целый этаж и посвящен 19 веку
(и честно скажу, никогда ни об одном из этих художников я не слышал).

Про самые значимые работы.
В любой галерее, как мне кажется, всегда есть "самая главная картина". В Лувре - Джоконда, в Райксмюзеум - Ночной дозор, в Уффицци - Рождение Венеры, в Мауритц-хаюс - Девушка с жемчужной сережкой.
В национальном музее Варшавы - это Ян Матейко и его "Грюнвальдская битва"
Грандиозное сражение 1410 года, в котором польско-литовские войска победили Тевтонский орден

Скрытый текст

В центре композиции - момент убийства великого магистра ордена Ульрика фон Юнгингена. Его смерть - символ перелома битвы.
Размер полотна 426х987 см. Огромная, подтверждаю. Мне батальные сцены не особо, но посмотрел, впечатляет.
Во время Второй мировой немцы разыскивали эту картину, поскольку она олицетворяла поражение Тевтонского ордена. Но полотно удалось спрятать, и оно сохранилось.

Его вторая известнейшая картина - "Станчик"

Скрытый текст

На ней изображен придворный шут, сидящий в одиночестве, пока во дворце идет бал. Аллегория судьбы Польши. Картина мне тоже не известная, но, однозначно, eye-catcher, осталась в памяти.


Юзеф Хельмонский
Писал реалистичные пейзажи, деревню, народный быт.
Бабье лето:

Скрытый текст

Увидел эту картину и застрял - ну настолько она настоящая: валяться на траве, пока стадо пасется, и собака рядом. Круглые щеки, голые ноги. Я почти запах луга ощутил. Деревенское детство, прям ностальгия накрыла.

Однако самая известная его картина находится в Кракове.
Журавли

Скрытый текст

Юлиуш Коссак - шляхтский быт и военные сцены
"Охота в Радзейовице"

Скрытый текст

На полотне изображена, собственно, сцена охоты в Радзейовице, имении под Варшавой. Радзейовице в 19 веке было местом культурных встреч аристократии, писателей и художников, и эта картина визуализирует живые традиции того времени. Хотя, как по мне, охота в живописи - явление ни разу не уникальное). Ну и то, как она написана - меня не цепляет. Как-то мультяшно, что ли, не достаточно реалистично, плоско. Не знаю...


Александр Герымский - городской пейзаж, жизнь простых людей.
"Еврейка с апельсинами"

Скрытый текст

Эта картина - самый яркий представитель польского реализма, без идеализации показывающая жизнь бедняков. У Герымского есть серия картин на тему жизни еврейского квартала на Повисле, среди них "Еврейка с лимонами"

Скрытый текст

(отличающаяся от "апельсинов" только цветовой гаммой), а также ряд пейзажей и городских сцен.
Во время второй мировой картина была вывезена немцами и долгое время считалась утерянной. В 2010 году полотно всплыло на аукционе антиквариата в Германии и было возвращено в Варшаву.

Попозже напишу какие картины понравились лично мне, без привязки к их значимости в истории искусства.

Отредактировано (2025-09-28 23:19:12)

#27 2025-10-15 08:49:49

Анон

Re: От этой картины на стене очень большая польза![живопись][л-ап][YesCom]

Chat-GPT-Image-14-2025-21-36-51.png

#28 2025-12-18 21:20:48

Анон

Re: От этой картины на стене очень большая польза![живопись][л-ап][YesCom]

Дорогой анон, спасибо тебе за медальку! Очень неожиданно и приятно. :iloveyou:  :heart:

Давно не пишу, но по галереям ходить не перестал. Просто формат собственного бб мне как-то не нравится. Хочется поделиться впечатлениями и обо всем рассказать, но смешно на сложных щах рассуждать о чем-то, в чем сам не до конца разбираешься.
И не могу определиться: писать только о голландцах или о других периодах тоже, потому что, чем дальше, тем больше интересного нахожу в живописи.  заодно понял, почему не люблю импрессионистов

Короче, не буду пока пытаться охватить необъятное, буду просто пересказывать, что любопытного прочел, узнал и увидел.


Помимо кубков, лимонов и предающихся пьянству бедняков, на картинах золотого века часто встречается собака. Точнее, небольшая бело-рыжая собачка.

Вот такая:

Woman-Reading-a-Letter-1660-1662-Gerard-ter-Borch-II.jpg
Герард тер Борх "Письмо" (Королевская коллекция, Лондон)


Inv-213-1946-Cat-29-Campen.jpg
Якоб ван Кампен "Женщина за туалетом"



С точки зрения символизма, собака означает порядок, верность и спокойствие, но она там не только поэтому: это старинная нидерландская порода kooikerhondje (тип спаниэля), дожившая, кстати, до наших дней.

Скрытый текст



Она была крайне популярна в 17 веке и жила в доме. Ее могли использовать в охоте на уток, но часто просто держали как питомца.

frans-mieris-little-dog.jpg
Франс ван Мирис "Маленькая собачка" (Эрмитаж, название "Утро молодой дамы")


После второй мировой порода почти вымерла, но в конце 40-х ее спасла некая баронесса ван Харденбрук ван Аммерстол, занявшаяся разведением, и с 1966 года это официально признанная порода.


Ян Стейн "Утренний туалет"
STEEN-Jan-The-Morning-Toilet-1663.jpg


Несмотря на символизм, присутствует она и в фривольных сценах. Что просто еще раз подтверждает популярность породы.

Скрытый текст

А вот кошек на картинах почти нет.
И этому тоже есть вполне обычное объяснение. Кошка в то время была исколючительно утилитарным животным и должна была ловить мышей. Поэтому жили кошки в амбарах, на чердаках или, в крайнем случае, на кухне. Плюс символизм: кошка ассоциировалась с обманом, хитростью, хаосом.
Большинство картин писалось на заказ, и навряд ли бы бюргеры и городская элита обрадовались такой трактовке их домашнего быта.
Пара картин, где кошка все же присутствует:

Скрытый текст


В 18 и, особенно, 19 веке кошка уже превратится в домашнего питомца и тогда будет не только появляться, но и станет центром картины.

Например, кошки Генриетты Роннер-Книп

Скрытый текст

Вот такое интересное мне я нарыл =D

#29 2025-12-21 01:48:43

Анон

Re: От этой картины на стене очень большая польза![живопись][л-ап][YesCom]

Новая церковь в Делфте
Еще один сюжет, кочующий из картины в картину - интерьер Новой церкви в Делфте.

0057.jpg

Сама церковь:

Скрытый текст

По легенде, жителю Делфта явилась Дева Мария и велела построить церковь на рыночной площади. Городской совет одобрил идею и в 1384 году строительство началось.
Церковь задумывалась, как вторая приходская церковь города. Отсюда и название: Новая церковь (вторую, более раннюю, стали называть Старой). Строительство велось постепенно, как обычно в средние века, и основные работы пришлись на 15 век. К концу века церковь была достроена. В течение 16 века собор пережил несколько катаклизмов - пожар и пару ударов молнии, но был благополучно восстановлен.
К середине 16 века в Нидерландах начинается реформация. В 1566 году происходит иконоборчество (beeldenstorm): из церкви убирают католические скульптуры, алтари и изображения, и она становится протестантской.
Именно тогда появляется этот светлый интерьер, известный по картинам и сохранившийся до сегодняшних дней.
В 1584 году в Делфте был убит Вильгельм Оранский, и его похоронили в Новой церкви, поскольку традиционное место погребения рода (Бреда) находилось под испанским контролем. С этого момента церковь становится усыпальницей дома Оранских и приобретает государственное значение.
К 17 веку интерьер церкви уже полностью протестантский: без алтарей и икон, с кафедрой и органом. Само пространство используется для богослужений, государственных церемоний и погребений. Именно этот интерьер массово запечатляют художники делфтской школы,
В 18-19 века церковь продолжает функционировать как приходская и мемориальная. Проводятся реставрации, но без радикального изменения облика. Башня снова страдала от ударов молнии и пожаров, и снова была восстановлена.
В настоящее время это по-прежнему действующая церковь и место захоронения членов королевской семьи, а также национальный мемориал и музей. Башня открыта для подъема и остается второй по высоте в Голландии (первая - в Утрехте).

Теперь о картинах
Соборов в Нидерландах - хоть жопой жуй тьма, буквально в каждом городе, городке и деревне. Потому что исторически в каждом поселении был храм на главной площади и вся жизнь происходила вокруг него. А в "библейском поясе" их так вообще по пять штук на населенный пункт.

Скрытый текст

Чем художникам была интересна именно эта церковь?
По двум причинам.
1. Делфт - место образования объединения художников, делфтской школы. То есть художников на квадратный метр там было больше, чем в среднем по стране. А традиции делфтской школы - это изображение интерьеров, улиц и дворов. И собор, в котором можно свободно находиться и писать, сколько захочется, тупо удобное место.

2. Именно в этой церкви было большое светлое пространство за счет белых стен, колонн и огромных окон, что позволяло экспериментировать со светом и перспективой.

Плюс интерьер был хорошо узнаваем, поэтому хорошо продавался. И художники могли учиться друг у друга, повторяя мотив.

Есть еще немало картин из новых церквей в Амстердаме и Харлеме, но Делфт однозначно лидирует по количеству.


Картины:

Скрытый текст

Что анона особенно торкает, так это то, что можно увидеть картину 17 века и потом посетить эту церковь - и она точно такая же, как и 400 лет назад.

Скрытый текст

И просто любопытный факт.
Делфтский фарфор - Delfts blau - не имеет никакой связи с гжелью.

Скрытый текст

Хотя кажется, что мог бы. Но нет, это две разные традиции. Общего у них - вдохновление китайским фарфором и хорошая переносимость высоких температур кобальтом. Гжель, правда, лет на 200 позже появилась.

Отредактировано (2025-12-21 05:24:22)

Подвал форума

Основано на FluxBB, с модификациями Visman
Доработано специально для Холиварофорума