Вы не вошли.
Открыт раздел праздничных чтений Дня Чтеца 2025!
Если у вас не получается зайти на форум без ВПН, читайте по ссылке, что именно произошло
Здесь культурно необразованный анон упарывается неспешно изучает творчество "малых голландцев" и живопись в целом. Плюс посещает картинные галереи. С фото.
Зачем и почему - пост #3.
Краткая справка
В отличие от малых народов, голландцев называют малыми не из-за малочисленности, а из-за размера полотен. Бытовой жанр живописи Голландии начала ХVII набирал популярность у среднего класса, и даже в домах бедных людей стали появляться картины. Понятно, что размер их должен был быть небольшим (иначе не продашь, а есть всем хочется ).
Количество же художников - около двух тысяч.
Период "малых голландцев" - XVII век, "золотой век" голландской живописи. Это отдельное уникальное течение посреди все-западно-европейского барокко, напрямую связанное с историей Нидерландов.
Известные картины -
"Девушка с жемчужной сережкой" Яна Вермеера (и другие его работы)
"Щегол" Карела Фабрициуса
Отредактировано (2025-04-27 20:00:26)
О, ещё один их любитель!
Лайк, подписка!
"Равнодушие к живописи - явление всеобщее и непреходящее".
Винсент ван Гог
Почти всю жизнь анон не испытывал ни малейшего интереса к живописи.
Будучи ребенком, с удовольствием разглядывал родительские наборы открыток из Эрмитажа и Третьяковки (но тогда анон вообще все "с картинками" разглядывал). Потом он вырос, ходил иногда по музеям для галочки, и оставался совершенно равнодушен.
"Что интересного в картинах?", - вопрошал анон. - "Любой образованный человек должен разбираться в искусстве", - отвечал анонов внутренний голос с долей подъебки.
- "Да что это, блядь, значит - разбираться в искусстве?", - возмущался анон, - "Узнавать известные картины и фамилии художников? Ну я их знаю, еще в доинтернетные времена по кроссвордам выучил!"
Внутренний голос молчал, и анон нашел успокоение в древней шутке, что "если быстро бежать мимо картин Айвазовского, можно представить, что ты на море". Самоирония всегда выручает.
С первого и последнего визита Третьяковки прошло н-цать лет, и три года назад оказался анон в Праге.
В последний день отпуска анонов муж категорически отказался снова 20 км по городу накручивать, и анон неожиданно был предоставлен сам себе. Быстро обошел с помощью метро все, что не успел до, и стоял и думал, чем еще полдня занять. И тут Бинго - выставка Альфонса Муха, Сальвадора Дали и Уорхолла. "Пойду!", - подумал я. - "Всех трех знаю! И билет дешевый".
Хз, как так получилось, но это стал переломный момент в отношении к живописи.
Начал я с Дали, поначалу не сильно всматривался, но потом начал таблички читать. И заинтересовался. Потом поднялся на следующий этаж и там уже реально залип на Мухе. Он, конечно, супер известен и популярен, и моветон такое любить. Но путь от рисования реклам до государственных купюр впечатляет. Сразу там же купил книгу и прочел. И решил, что моновыставки, возможно, мой путь. По фиг, кого.
Года два, примерно, ничего не происходило, а потом возник бесплатный билет в Мауритц-хаус в Гааге. Анон засомневался насчет картинной галереи (вспомнив весь предыдущий грустный опыт), но любопытство (а вдруг зайдет) и жажда халявы победили. И слава богу, потому что там анон встретил "малых голландцев". И влюбился раз и навсегда. Настолько, что теперь картинная галерея (и голландцы, конечно же) на первом месте в списке must see любой страны.
Чем голландцы так привлекли анона?
Во-первых, реалистичностью. Тот момент, когда стекло на полотне XVII века выглядит натуральнее, чем на фото современной камеры.
Во-вторых, цветовой гаммой. Все очень сдержанно и никакого буйства красок.
В-третьих, детализированностью. Огромное количество элементов в любой картине, и разглядывать их можно бесконечно.
Отредактировано (2025-04-27 21:39:11)
О, ещё один их любитель!
Лайк, подписка!
Анончик, я так тебе рад! Еще ни разу вживую не встречал такого же любителя
"Ночной дозор" Рембрандта ван Рейна
Но НД очень не-малый. И вики говорит, что Рембрандт не МГ.
Но НД очень не-малый.
Это.
Я, больше того, и про Вермеера никогда не думала, что он малый голландец. А почитать, так все голландцы у нас теперь малые. В английском даже и понятия такого нет. Вот хорошее обсуждение термина, обсуждающие сходятся на том, что он и вовсе отечественный: http://www.trworkshop.net/forum/viewtop … 72&t=27115
Но НД очень не-малый. И вики говорит, что Рембрандт не МГ.
Анон, ты прав, а я нет (верхний пост исправил). Я почему-то считал, что почти все голландские художники золотого века относятся к МГ . Видимо, потому, что именно МГ (ну и Рембрандт) мне чаще всего встречаются (я их уже без табличек узнаю) и потому, что в зарубежных книгах их делят по-другому: по жанрам. И там, понятно, Рембрандт есть всегда.
Спасибо, что указал на ошибку, повод продолжать заниматься ликбезом
Анон пишет:Но НД очень не-малый.
Это.
Я, больше того, и про Вермеера никогда не думала, что он малый голландец. А почитать, так все голландцы у нас теперь малые. В английском даже и понятия такого нет. Вот хорошее обсуждение термина, обсуждающие сходятся на том, что он и вовсе отечественный: http://www.trworkshop.net/forum/viewtop … 72&t=27115
Вермеер точно малый, я теперь уже всех перегуглила Анон, спасибо за ссылку, припаду. Термин, наверняка, отечественный, потому что да, как написал выше, в зарубежных книгах деление другое. У нас - малые голландцы и Великие голландцы (к последним Рембрандта и относят). А Вермеер - Великий малый голландец (или как-то так).
Надо, наверное, просто написать, что я упоролся по голландскому натюрморту XVII века, городскому пейзажу и бытовым сценам И частично портрету.
Отредактировано (2025-04-30 01:24:12)
Спасибо, что указал на ошибку, повод продолжать заниматься ликбезом
без проблем. Я не то что образованный, я просто этот Дозор глазками в Амстердаме видел
.
А тема хорошая, я с радостью почитаю, что ты принесешь.
Тут, кстати, читал недавно "Близости", там место действия Гаага, и неожиданно в тему:
Голландская империя стремительно расширялась, живопись того времени зачастую следует толковать именно в таком контексте. Если иметь это в виду, подчеркнутая домашнесть этих спокойных интерьеров смотрится совсем иначе. Она воспринимается как уход внутрь, как стремление повернуться спиной к бушующей снаружи буре.
Но это, понятно, только одно еще из толкований. Я до того всегда смотрел на МГ только с позиции "у стремительно появившегося среднего класса появились деньги на искусство", ну и вообще как бытие той Голландии интересных времен определяет сознание.
В общем, спасибо за безблог, надеюсь, ты его не забросишь
Вермеер точно малый, я теперь уже всех перегуглила
Да там получается совсем сомнительная классификация, когда у нас два больших голландца и две тысячи малых Для чего она вообще такая?
Во-первых, реалистичностью. Тот момент, когда стекло на полотне XVII века выглядит натуральнее, чем на фото современной камеры.
Во-вторых, цветовой гаммой. Все очень сдержанно и никакого буйства красок.
В-третьих, детализированностью. Огромное количество элементов в любой картине, и разглядывать их можно бесконечно.
А еще у них на картинах можно искать котиков!
Шутка, но отчасти - я их натюрморты очень люблю. Прям такое... "Жизнь хороша!"
А как они охуенно писали цветы...
без проблем. Я не то что образованный, я просто этот Дозор глазками в Амстердаме видел
Блин, а я все еще нет. Но, знаю, конечно, что полотно, да и другие его картины не маленькие. Ну и, если уж честно, Рембрандт пока вне моего поля зрения.
А тема хорошая, я с радостью почитаю, что ты принесешь.
Спасибо, я, пипец, как рад, что нашел кого-то, кому такое тоже интересно. Полгода думал, нужны ли кому голландцы
Я до того всегда смотрел на МГ только с позиции "у стремительно появившегося среднего класса появились деньги на искусство", ну и вообще как бытие той Голландии интересных времен определяет сознание.
Как я читал, дело не только в деньгах (но и в них тоже, конечно). Фрески в церкви больше расписывать не надо было и библейские сюжеты переосмысливать, интерьер стал сдержанный. А быстро разбогатевшие люди хотели "пирдуха", в том числе и в домах. Если бы церковь осталась такой же влиятельной, как в Италии, например, то все продолжали бы зарабатывать писать на тему Библии.
В общем, спасибо за безблог, надеюсь, ты его не забросишь
Не заброшу, если интерес не пропадет. Но это навряд ли, потому что я уже в сторону Ренессанса поглядываю
Отредактировано (2025-04-28 19:16:28)
Да там получается совсем сомнительная классификация, когда у нас два больших голландца и две тысячи малых. Для чего она вообще такая?
Хз, но, кажется, что небольшие и малозначительные картины просто объединили в одну группу. Значительные туда попали, потому что размер подходящий).
Отредактировано (2025-04-29 19:52:26)
А еще у них на картинах можно искать котиков!
Ну, котиков навряд ли, а вот совокупляющихся собачек - легко. Есть пруф, завтра найду
я их натюрморты очень люблю. Прям такое... "Жизнь хороша!"
На натюрмортах я первый раз и залип. И особенно на vanitas с черепами. Никогда подобной стилистикой не увлекался, кстати.
А как они охуенно писали цветы...
Да, реально охуенно. Но очень друг на друга похоже, я в первый раз запуталась и путаюсь до сих пор
Отвлекусь от темы.
В Мауритц увидел картину с картинами "Апеллес рисует Кампаспу" Виллема ван Хахта (1630г).
Рисует он ее в левом нижнем углу, а все остальное пространство заполнено картинами.
Стало интересно, реальные ли они.
Оказалось, да, и большая часть картин опознана:
https://pro100-mica.livejournal.com/267117.html
Много из них в крупных музеях:
Теперь это личный анонов квест - "собери их всех".
Пока ни одной не нашел , потому что не в нужные города ездил (но и времени всего год прошел).
Отредактировано (2025-04-29 20:26:46)
увидел картину с картинами
Обалдеть! А какого она размера?
Подписался, отличный безблог))
Картина, с которой начался анонов интерес:
Питер Клас "Натюрморт с зажженной свечой" (Stilleven met brandende kaars/Still life with lighted candle)
Из интернета без бликов:
Тут, на анонов вкус, прекрасно все: приглушенные тона (и темный фон), сдержанность композиции, прозрачность стекла и блики на металле, отражение и тени. Все ну настолько реалистичное, то же пенсне...
Как выяснилось позже, Питер Клас - один из самых значимых представителей "МГ" в жанре натюрморта. Но, вообще, все они друг у друга учились, заимствовали идеи и вместе следовали "трендам". Например, переход от ярких цветов к монохрому коснулся не только натюрмортов, но и пейзажей.
Отдельным озарением стало, что натюрморт - это, вообще-то, nature morte. Анон прям кэп сейчас, но, реально, никогда не задумывался о значении слова. Дошло через голландское stilleven и английское still life. "Чтобы оказаться в натюрморте, птицы должны быть убиты, рыбы выловлены, цветы сорваны".
О голландском натюрморте 17 века в целом
Натюрморт, как жанр, выделился в начале 17 века и начал быстро развиваться, во многом благодаря "малым голландцам".
В настоящее время Википедия подразделяет его на следующие разновидности:
- Цветочный натюрморт
- «Накрытые столы» («Банкеты» и «Завтраки»)
- Vanitas («Суета сует», «учёный», или «философский» натюрморт)
- «Роскошный» натюрморт
- «Кухонный» натюрморт
- «Рыбный» натюрморт
- «Обманка» («trompe l’œil», «иллюзионистский» натюрморт)
- «Охотничий» натюрморт
- Натюрморт с животными
- Поздний цветочно-фруктовый натюрморт.
На тематику и развитие натюрморта влияло не только время, но и локальные особенности того или иного города. Так, например, в Харлеме сложился тип монохромного натюрморта, в Амстердаме возникли роскошные «десерты». В Гааге, на побережье, появился «рыбный» натюрморт, а в университетском Лейдене пользовался популярностью vanitas с изображением черепа и песочных часов, напоминавших о бренности земного существования (это анон википедию все еще цитирует).
Цветочный натюрморт:
Балтазар ван дер Аст "Цветы в вазе Ван-Ли" (Мауритц-хаус, Гаага)
Ян Давидс де Хейм "Ваза с цветами"(Мауритц-хаус, Гаага)
Завтраки и банкеты:
Абрахам Миньон "Фрукты и предметы в стеклянной нише" (Уффици, Флоренция)
Питер Клас "Натюрморт с пирогом из индейки" (Райксмюзеум, Амстердам)
Клара Питерс "Натюрморт с сырами, миндальными орехами и крекерами (Мауритц-хаус, Гаага)
Кстати, ранний натюрморт, на котором показана реальная повседневная еда. Позже обилия сыров и хлеба на картинах почти не будет.
Питер Клас "Натюрморт с устрицами" (Toledo Museum of Art, Огайо)
Виллем Клас Хеда "Натюрморт с кубком, очищенным лимоном и карманными часами" (частная коллекция)
Последние два - это также тональный, или монохромный натюрморт.
Vanitas
Питер Клас "Vanitas-натюрморт" (Мауритц-хаус, Гаага)
Ян Ливенс "Vanitas-натюрморт" (Музей De fundatie, Зволле)
Роскошный натюрморт
Ян Давидс де Хейм "Натюрморт с устрицами и виноградом" (Музей искусств, Лос-Анджелес)
Виллем Калф "Натюрморт с рогом для питья" (Национальная галерея, Лондон)
Про остальные разновидности - в другой раз. Их то ли было меньше, то ли анонов глаз они не цепляют. "Обманку", к примеру, точно не встречал.
Отредактировано (2025-05-03 23:06:33)
Обалдеть! А какого она размера?
Она довольно большая - не на полстены, но все-таки не маленькая.
Картины в картине, кстати, встречались уже не раз. Наверное, в каждой крупной галерее хоть одна, но есть. В основном, по-моему, фламандские художники. Надо найти фото и уточнить
Подписался, отличный безблог))
Спасибо, анон
Прикольно смотрятся эти кубки пупырчатые на нескольких картинах подряд - наверное, реально распространенная штука была.
Прикольно смотрятся эти кубки пупырчатые на нескольких картинах подряд - наверное, реально распространенная штука была.
Анон, ты предугадал мой следующий пост. Он как раз о кубках
- «Накрытые столы» («Банкеты» и «Завтраки»)
<...>
- «Кухонный» натюрморт
- «Рыбный» натюрморт
Эти на голодный желудок нельзя смотреть, есть сразу хочется (
А ещё я всегда залипаю на то, как они стекло писали.
Эти на голодный желудок нельзя смотреть, есть сразу хочется (
Точно нет, если ты устриц любишь. И, в целом, морепродукты В остальном, так себе по разнообразию в голландских натюрмортах.
А ещё я всегда залипаю на то, как они стекло писали.
Да!! И я! Стекло выглядит реалистичней, чем на фото. Металл, кстати, тоже
Отредактировано (2025-05-04 13:45:54)
Про бокал с пупыркамиphoto upload
На натюрмортах 17 века он есть почти всегда. Понятно, что традиционная посуда, но заинтересовала форма и орнаменты на ножке.
На голландском языке он называется roemer (румер) - бокал для вина с выпуклой чашей и толстой полой ножкой с выступами. Поскольку на застольях часто ели руками (и они были жирные), пупырки были нужны для "сцепления". Гениально, я считаю.
Еще он часто был немаленьким, потому что пить из одного бокала на застолье тоже было нормально
Производились бокалы в Германии (с 1500 года) из специального стекла (bosglas, waldglas) - смеси песка и поташа. Поташ получали путем сжигания определенной древесины и растворения золы в воде. Цвет стекла обусловен сортом древесины. Пупырки выдавливали деревянным или керамическим штампом по раскаленному стеклу. Часто они были в форме винограда. На некоторых бокалах есть шипы - их прикрепляли по отдельности.
Основание бокала сделано из спирально скрученной стеклянной проволоки (стекла, вытянутого в тонкие длинные нити).
Согласно наиболее распространенному мнению, название происходит от немецкого слова Römer, что означает «римлянин». По другим версиям, название произошло от нижнерейнского слова römmen, означающего «обманывать».
Наибольшее распространение бокал получил в XVII веке, когда стал символом статуса и присутствовал на многих картинах. Для особо богатых существовал вариант с позолоченным основанием.
Как сувенир в музеях вполне себе продается
Если забубенить интерьер в стиле шале, мне, кажется, хорошо впишется
Следующий вопрос: лимон на каждой картине
Отредактировано (2025-05-04 13:41:41)