Вы не вошли.
В это время около 80% финнов обоего пола умели читать. В соседней российской Олонецкой губернии (где помещиков не было, а крестьяне были свободны и работали на своей земле) грамотных было 5%.
Это разница в религии, причем тут система земельной собственности. Протестанты заставляли всех читать Библию, а православные - нет. Зато высокая грамотность была у русских старообрядцев по религиозным причинам.
Ну тогда Моммзена исключаем из числа профессиональных историков. Как и всех остальных знаменитых историков - от Геродота до Хобсбаума.
Стандарты меняются, да.
при всех изменениях стандартов, у историков были и будут симпатии/антипатии. И это хорошо видно.
И это хорошо видно.
Когда видно по научной работе — такого историка обзывают пристрастным и ангажированным, чмырят и правильно, что чмырят.
Отредактировано (Вчера 20:01:31)
И это хорошо видно.
Когда видно по научной работе — такого историка обзывают пристрастным и ангажированным, чмырят и правильно, что чмырят.
Во всех трудах (где описаны живые люди, а не археологические культуры или цены на зерно) имеются заметные симпатии и антипатии автора. И это неизбежно
Пристрастным и ангажированным называют, когда историк начинает в угоду пристрастиям искажать материал
Во всех трудах (где описаны живые люди, а не археологические культуры или цены на зерно) имеются заметные симпатии и антипатии автора. И это неизбежно
В других гуманитарных науках с живыми людьми почему-то ситуация лучше, чем с историками, каждый второй из которых считает необходимым покосплеить графа Толстого.
А быть беспристрастным историком очень легко: сообщать только проверенные факты + придерживаться нейтрального стиля изложения. Потому что ангажированность не только в искажении материала, но и в экспрессивной подаче, когда одну сторону называют «дикарями», а других — «доблестными воинами», например.
Отредактировано (Вчера 20:12:55)
До Колумба никто даже не догадывался, что переть надо на запад в поиске огромных территорий с потенциальным профитом.
Если русский перевод Страбона не врет, то в античности были какие то попытки проплыть кругосветку
"Невероятно, чтобы Атлантический океан был разделен на два моря, отделенных настолько узкими перешейками, что они мешают круговому плаванию; но более вероятно, что это — открытое море, от слияния образующее одно целое. Ибо те, кто предпринял кругосветное плавание и затем возвратился назад, dне достигнув цели, говорят, что они вернулись не потому, что наткнулись на какой-то материк, который помешал их дальнейшему плаванию, так как море оставалось открытым, но вследствие недостатка съестных припасов и пустынности мест. "
Отредактировано (Вчера 20:19:32)
Во всех трудах (где описаны живые люди, а не археологические культуры или цены на зерно) имеются заметные симпатии и антипатии автора. И это неизбежно
В других гуманитарных науках с живыми людьми почему-то ситуация лучше
Это в каких науках?
А быть беспристрастным историком очень легко: сообщать только проверенные факты + придерживаться нейтрального стиля изложения.
Проверенные факты по мнению разных историков разные. Без характеристик типа "смелый", "великодушный", "вероломный" обойтись при жизнеописаниях невозможно. А эти характеристики уже не нейтральны.
Отредактировано (Вчера 20:23:25)
в античности были какие то попытки проплыть кругосветку
Вот Страбон делает то, что современный историк делать не стал бы: опирается на болтовню моряков, у которых и не было технологических возможностей пересечь открытую Атлантику. Если только не засчитать за попутку кругосветки кружение неподалеку от берега.
Это в каких науках?
Да хоть в антропологии
Без характеристик типа "смелый", "великодушный", "вероломный" обойтись при жизнеописаниях невозможно.
Возможно. Достаточно перечислять сами поступки вместо того, чтобы их оценивать. А то многие историки любят про любимого царька написать «такой добрый, такой милый» вместо конкретных проявлений этой самой милоты…
Это в каких науках?
Да хоть в антропологии
Если речь про измерение черепов штангенциркулем то разумеется. Если это про антроплогов вроде Миклухо-Маклая то у них симпатии и антипатии выражены куда сильнее, чем у историков. Это относится и к современным антропологам иследующим жизнь людей
Если речь про измерение черепов штангенциркулем то разумеется. Если это про антроплогов вроде Миклухо-Маклая то у них симпатии и антипатии выражены куда сильнее, чем у историков. Это относится и к современным антропологам иследующим жизнь людей
Разумеется, я о современных историках/антропологах и о современных научных статьях, где эмоции, симпатии, антипатии — это всё лишнее и против актуальной академической традиции.
Отредактировано (Вчера 20:34:13)
Без характеристик типа "смелый", "великодушный", "вероломный" обойтись при жизнеописаниях невозможно.
Возможно. Достаточно перечислять сами поступки вместо того, чтобы их оценивать.
Не получится. Даже если так писать, подбор фактов отразит симпатии-антипатии историка.
Впрочем примеров биографии написанной в таком стиле найти невозможно (если это не какой ни будь фараон про котрого известно несколько строк вида родился-женился-умер)
Отредактировано (Вчера 20:36:33)
Не получится, даже если так писать, подбор фактов отразит симпатии-антипатии историка.
И это проблема историка (как любого учёного), как засунуть свои пристрастия в жопу и постараться писать как можно объективнее.
Впрочем примеров биографии написанной в таком стиле найти невозможно (если это не какой ни будь фараон про котрого известно несколько строк вида родился-женился-умер)
А ты зачем всё переводишь разговор на оценочные биографии публицистического рода, если собеседник говорит про научные статьи?
Не получится, даже если так писать, подбор фактов отразит симпатии-антипатии историка.
И это проблема историка (как любого учёного), как засунуть свои пристрастия в жопу и постараться писать как можно объективнее.
Здесь спутаны пристрасность (когда историк искажает материал в угоду своим симпатиям/антипатиям), и наличие симпатий и антипатий как таковых.
Если взять для примера "Историю халифата" Большакова (большой классический труд написанный недавно), то там автор иногда специально разбирает действия персонажей с точки зрения морали того времени. Вот это было нормой, а вот это считалось гнусностью
Впрочем примеров биографии написанной в таком стиле найти невозможно (если это не какой ни будь фараон про котрого известно несколько строк вида родился-женился-умер)
Целая «История» Фукидида в таком минималистическом фактографическом стиле написана. В составе есть и жизнеописание Перикла.
Впрочем примеров биографии написанной в таком стиле найти невозможно (если это не какой ни будь фараон про котрого известно несколько строк вида родился-женился-умер)
А ты зачем всё переводишь разговор на оценочные биографии публицистического рода, если собеседник говорит про научные статьи?
Биографии есть сугубо научные. И все с симпатиями и антипатиями. В статьях (если это не по узким вопросам) симпатии и антипатии тоже имеются
Если взять для примера "Историю халифата" Большакова (большой классический труд написанный недавно), то там автор иногда специально разбирает действия персонажей с точки зрения морали того времени. Вот это было нормой, а вот это считалось гнусностью
Это не имеет отношения к личным симпатиям и антипатиям Большакова, это про этику в исторической перспективе
Впрочем примеров биографии написанной в таком стиле найти невозможно (если это не какой ни будь фараон про котрого известно несколько строк вида родился-женился-умер)
Целая «История» Фукидида в таком минималистическом фактографическом стиле написана.
Очень смешно. Фукидид пристрастен от пяток до макушки, и оценки раздает направо и налево
Отредактировано (Вчера 20:53:13)
Это не имеет отношения к личным симпатиям и антипатиям Большакова, это про этику в исторической перспективе
Как не имеет, если Большаков открытым текстом оценивает персонажей? Там оценки вида "даже по нормам того времени это был отвратительный поступок".
Отредактировано (Вчера 20:56:02)
Анон пишет:Это не имеет отношения к личным симпатиям и антипатиям Большакова, это про этику в исторической перспективе
Как не имеет, если Большаков оценивает персонажей? Тамоценки вида "даже по нормам того аремени это был отвратительный поступок"
Это не его личные оценки, это комментарий к этическим нормам того времени