"Королевскому племяннику Калиону[1] нравилось в Андуниэ. Про себя он часто думал, что этот уголок владений андунийских князей, должно быть, похож на Благословенную землю...
У княжича Амандила Калион бывал едва ли не чаще, чем в отцовском доме. Когда Гимилхад не был занят интригами против своего старшего брата или сварами в Совете скипетра, он на целые сутки запирался в библиотеке или лаборатории. Отцовы друзья Калиону не нравились: угрюмые, вечно чем-то озабоченные, постоянно куда-то спешившие, насквозь пропахшие пылью, сухими травами, зельями, плесенью, бальзамическими составами и Валар одни ведают, чем ещё...
Словом, не было в доме Гимилхада места ни музыке, ни веселью, ни охотничьим забавам. Здесь искали способ победить старость и саму смерть."
В общем, ув. Гимильхад занимается той самой алхимий, о которой мы читали в предыдущем выпуске. Теперь хоть понятно, зачем!
Ну, в общем, почему нет. Впрочем, противоположный модус юноше тоже не нравится.
"При королевском дворе было немногим лучше. Дядюшка вечно ходил с утомлённым печальным видом, словно ежечасно каялся перед Великими и Эру за гордыню и преступления своих венценосных предков, за то, что они отступили от истинного пути. Казалось, единственно к чему стремился король — вернуть благорасположение Валар и Старших детей; но что-то не видно, чтобы он добился в этом успеха".
СТрадательный Тар-Палантир мешает веселиться золотой молодежи.
"Государь часто удалялся в башню Минастира на западном берегу: говорят, проводил дни и ночи в бдении, ожидая то ли знамения, то ли эльфийских кораблей. Пожалуй, эти дни в Арменелосе выдавались самыми радостными: сподвижники прежнего короля, которых немало ещё оставалось при дворе, могли ненадолго вздохнуть спокойно, не думать о королевской немилости, а то и ссылке в южную колонию — а молодежь пользовалась случаем, чтобы устраивать пиры и состязания или шумной толпой отправлялась на охоту. Все знали, что веселью длиться недолго — до возвращения короля. Это придавало забавам особую прелесть."
....в общем, пока мы имеем очередной подвид предмета "фанфик по канону, что ты делаешь в ЧКА?!"
"Неудивительно потому, что племянник Тар-Палантира и королевская дочь, предпочитали проводить время вдали от отчего дома, в солнечной цветущей Андуниэ. Краем уха Калион слышал: его дядюшка лелеет мечту о том, что будущая королева изберёт себе в супруги Элендила Андунийского, тем самым упрочив положение партии Верных не только при дворе, но и на всём Острове. Однако же пока непохоже было, что этих двоих связывает что-то помимо взаимной дружеской приязни."
...правда, почему Элендил, если есть версия о его брате Элентире... Не то чтобы ее обязательно брать, но Эледил-то с чего?
"Элендил, внук нынешнего князя и сын Амандила, не казался Фаразону особо интересным собеседником, зато слушателем был благодарным, внимательным и молчаливым. Княжич был в то время увлечён «Повестью о жене Морехода»; Калион сперва заинтересовался, но быстро выяснил, что в старинных текстах нет ничего о путешествиях Алдариона в Покинутые земли или его завоеваниях, всё больше о политике и семейной истории короля-корабела. Кроме того, обнаружилось, что ни великих побед, ни покорения земель и народов за Алдарионом не числилось, а история создания законов Острова не казалась племяннику короля особо интересной."
...внезапно вылезающий текст "Алдариона и Эрендис" - да, он уцелел у Элендила, - как и многие другие тексты, например, об эльфийских названиях пальцев, об этом прямо указание есть - но боюсь, тут элфьийских пальчиковых игр не будет!
Но - внимание! - Нуменор не утонул, источники сохранны, я подозреваю, о плаваниях Алдариона и Ко должно быть полно всякого...
В общем, товарищ влюбляется и сравнивает себя с героями древности.
"Калион предпочитал охоту. Здесь его спутницей часто становилась дочь дядюшки, прекрасная Мириэль — или, на истинном наречии людей, Зимрафель. Убийство живых существ её не увлекало, зато она любила свободу скачки..
Калион называл её Белой Госпожой. Ей это нравилось: сравнение с одной из прекраснейших и своевольных эльфийских дев скорее льстило, чем пугало. Тем более, что её спутник силой, ростом и статью, благородством черт — словом, всем, кроме сияющего золота волос, напоминал скорее прекрасного Финдекано, нежели сумрачного Эола, никому не открывавшего своих мыслей."
Интересно, что привычка слушать, а не рассказывать в Андуниэ - не семейна черта.
"После охоты оба с удовольствием отдыхали в цветущих садах; слушали Амандила. Отец Элендила был прекрасным рассказчиком: знакомые с детства и порядком поднадоевшие истории о древних временах в его изложении становились настоящими — играли новыми красками, наполнялись живой кровью. ...К тому же, господину Амандилу было известно о прошлом Трёх Племён, об их истории, обычаях и верованиях гораздо больше, чем можно было узнать из свода «Квэнта Сильмариллион»."
...да это, подозреваю, должно быть много кому известно, тема для Нуменроа благодатна - славные предки!
Но, в общем, Калион (убудущи Тар-Калион, в общем, Ар-Фаразон, клонит в такую сторону, что уже понятно, куда он приедет.
"— Я не подвергаю сомнению мудрость Эру; однако не могу понять, для чего было создавать людей столь недолговечными, если, по Его замыслу, им суждено стать устроителями мира?.. Подумай, сколько мы успели бы, будучи избавлены от смерти... Быть может, нам удалось бы восстановить изначальный замысел Эру, сделав мир не менее прекрасным, чем бессмертный Аман?"
...опять этот помысел и умысел.
" — Ты задал интересный вопрос, Калион, — кивнул Амандил. — Тебе, должно быть, неведомо, как сильно он занимал знатоков древних преданий. Какие споры бушевали, сколько копий было сломано в словесных поединках!.. В конечном итоге, был утверждён канон, провозглашавший смертность даром Единого: даром, который служит ещё неведомой нам цели. "
....а почему неведомо? Ув. наследник престола - неуч? Если эта история попадает даже в Акаллабет, она должна быть довольно очевидна. И опять этот "канон". Канон чего? (Гриба?!) Мне кажется, что СНАЧАЛА как раз существовала такая идея - вряд ли где-то закрепленная - а потом уже начались споры...
Амандил читает небольшую лекцию на тему точек зрания и завершает ссылкой на Атрабет.
"- ...Говорят, что предание о падении людей поведала государю Финдарато Атандилу госпожа Андрет из дома Беора…
— А правда ли, что Андрет и Айканаро Арафинвион любили друг друга, хотя им и пришлось расстаться навеки?
Амандил улыбнулся тепло и печально. И правда, какое дело юной девушке до смерти, бессмертия и замыслов Эру, когда речь идёт о любви?
— Да, госпожа моя, говорят, это правда. Айканаро расстался со своей возлюбленной по совету брата. Хотя Атандил и был другом людей, всё же он полагал, что наши пути слишком различны, и такой союз не сулит ничего, кроме горя."
Вот очень не люблю я эту изед, но тут ее страно было бы не увидеть - в ЧКА оно именно так. (Проблема в том, что в самом Атрабет нигде не говорится, что Финрод именно посоветовал брату или уговорил его. Там есть рассуждения Финрод постфактум. И я все-таки надеюсь, что Аэгнр - взрослый эльда и сам кузнец своего геморроя...
Но оказывается велеречивый Амандил старается не из любви к искусству, это Далеко Идущие Планы короля!
"Амандил должен был стать наставником Калиона на пути Верных, Элендил — его другом. Если Элендил станет супругом следующей Правящей королевы, а Калион — главой Совета и их сподвижником, они смогут вернуть народу Нуменорэ милость Валар и истребят зёрна лжи и зла.
Амандил исполнял поручение со всем возможным старанием."
В тех же духовно-терапевтичеких целях его, оказывается, решили отправить в Средиземье.
"...недаром короли и князья отправляют своих наследников к берегам Покинутых земель: воочию увидев, сколь огромен и многообразен мир, это драгоценное творение Эру, будущие правители Нуменорэ проникаются смирением и благоговением пред величием Всеотца.
Правда, в нынешние времена многое изменилось. Потомки Эарендила Благословенного алчут богатств и власти, но не мудрости; их корабли не встают на якорь в Серебристой гавани, а капитаны не ищут встреч с владыками элдар. Однако теперь, возможно, всё переменится — и ему, Амандилу, суждено стать одним из тех, кто поможет избранникам Валар вернуться на истинный путь."
Что могло пойти не так? (Если не так идет примерно все вокруг.) Фаразон!
Тут следует продолжение загадочных глюков о том, что нуменрцы, которые, имхо, по канону давно плавают где попало, оказывается, мало что заимели, и мешают им.... эльфы!
"Его предшественники отвоевали лишь небольшую часть материка, и ту приходилось делить с надменными элдар, вовсе не жаждавшими видеть «последышей» в своих владениях. Эльфийские леса преграждали путь в загадочные земли севера; неведомые страны лежали за бескрайними степями, за солоноватыми водами Рунаэр на востоке. Досада брала от того, что долгие века нуменорцы топтались на западном берегу Великой реки, толком не продвинувшись даже в Харад."
Вот, кстати, Акаллабет, как он в Сильме: "От всего этого Друзья Эльфов остались в стороне. Они одни плавали теперь на север, в земли Гиль-галада, поддерживая дружбу с эльфами и помогая им в борьбе против Саурона; гавань их близ устьев Великого Андуина называлась Пеларгир. Те же, кто называл себя Людьми Короля, плавали далеко на юг; твердыни и крепости, что возвели они, оставили свой след в легендах людей."
А исходно там было еще более определенно (12 том), но в Сильм не влезло:
"Но Люди Короля плавали далеко на юг, и хотя о королевствах и крепостях, которые они основали, осталось много преданий и легенд среди Людей, Эльдар ничего не знали о них. ТОлько Пеларгир помнили они, потому что там, выше устий Андуина, была гавань Друзей Эльфов".
(Ниенна, в целом, любит копаться в черновиках и брать неочевидные версии, но добиралась ли она в примечания к Акаллабету, не знаю!)
Так что вернемся от канона к нашему фанфику-по-канону.
"Часто вместе с ним в походе оказывался Элендил. Молодые капитаны были равны по смелости, доблести и полководческим талантам, пользовались равным уважением и любовью среди солдат и мореходов; правда, Элендила больше занимали не победы, а изучение местных нравов и обычаев. Ты всё такой же, пармайте, — посмеивался Калион, заглядывая в записи сверстника. Элендил пожимал плечами, улыбался; отмалчивался. Сын Амандила вообще был немногословен."
....положительный герой по ЧКА - не умеет словами через рот?
"Калиона влекли дальние земли, он грезил о грядущем могуществе Нуменорэ, о новых колониях — от льдов севера до выжженных пустынь юга, от таинственного востока до благословенного Запада. Ему мечталось о победах, о славе бóльшей, нежели снискал Тар-Атанамир Великий или блистательный Тар-Анкалимон; однако от дальних берегов, из сражений на суше и на море он неизменно приезжал в светлый дом в садах Андуниэ — и так же неизменно встречал там Белую Госпожу Мириэль...
Он замечал — или ему казалось — что всякий раз Мириэль со всё большим сожалением и тревогой провожает его в новый поход, каждый раз всё больше радуется встрече. Что за дружеской откровенностью и доверием кроется иное чувство, пусть ещё робкое, как едва проклюнувшийся из зерна росток."
Но тут умирает его отец, - что-то алхимия не помогла!
Он впечатляется похоронами - и опять думает о своем.
" Только склонившись над телом, можно было понять: лицо Гимилхада скрывает алебастровая маска невероятно искусной работы, в точности повторявшая черты королевского брата — до последней морщинки, до малейших неровностей кожи, до длинных ресниц, кажется, вот-вот готовых подняться. Разглядывать унизанные перстнями руки отца Калион не стал, уже понимая: и они скрыты такими же алебастровыми перчатками-футлярами.
Он и сам, наверное, не знал, что ощущает, глядя на эту куклу в парадном, мерцающем серебряным шитьём облачении. Может, и вовсе ничего. Они никогда не были особо близки.
Пожалуй, больше всего Калиону сейчас хотелось оказаться снаружи, вдохнуть свежего воздуха, хорошенько протереть глаза. Он вдруг понял с необыкновенной отчётливостью, что не хочет становиться одной из неподвижных фигур в этом вечном сухом сумраке."
Убывает в Андуние выдохнуть, встречает там Мириэль, она ему сочувствует. Хочет признаться, что любит ее. Цитирует Законы и ОБычаи Эльдар;-)
"Почему мы должны соблюдать законы, придуманные чужаками? — думал Калион. Ведь даже по обычаям элдар брак был бы запретен, только будь наши матери единокровными сестрами! Да разве вся знать Нуменорэ — не родня друг другу?..
И всё же он не решался заговорить. Не боявшийся ни штормов, ни сражений, ни королевской немилости, страшился сказать слова, после которых не будет пути назад.
До этого дня.
— Я хочу, чтобы ты стала моей женой."
Дева пугается, - и, как выясняется, не его, а опять закона!
"— Ты знаешь, что дорог мне. Может… может, больше, чем друг или брат, — она прикусила губу. — Но закон…
— Закон. Знаю, ты думаешь, что мы нарушим его — но законы устанавливаются людьми, любовь же исходит от Эру, Того, Кто превыше всех королей и законов. Запретной считали любовь Берена и Лютиэнь, но она послужила к спасению мира от величайшего зла..."
И кто бы подумал, что наш будущий завоеватель опять ссылается на эльфийскую классику в местной интерпретации!
"— Подумай, как сожалел Финдарато о том, что встал между Айканаро и Андрет, как раскаивался в том, что заступил путь судьбе! Со смертью Айканаро угасла частица предвечного света, со смертью Андрет ушла из мира капля надежды… а если бы свершился их союз — как знать, быть может, и наш предок, Эарендил Заступник, пришёл бы в мир раньше. От скольких бед это избавило бы Арду? Вспомни о судьбе Турина и Финдуилас, отказавшихся от любви — дара, ниспосланного Эру. Разве не погубило это их обоих?"
(Про Турина и замысел Эру в его отношении - и героическую борьбу Турина с Замыслом, а также хдравым смыслом и логикой было, помнится, довольно много в ЧКА-3.)
А еще у него есть политические мотивы - и опять Замысел!
"— Выслушай меня, моя драгоценная госпожа, — продолжал он. — Сколько бед принесли этой земле распри Верных и людей короля! Что, если наш союз поможет унять эту давнюю вражду, исцелит раны Нуменорэ, послужит к тому, чтобы народ её стал единым? Разве не угодно будет Эру, чтобы Его избранники вновь обратились к высшей цели, положенной Им? Разве не простит Он тем, кто свершит это деяние, приняв Его дар и исполняя Его волю, то, что при этом они преступили закон, созданный людьми?.. Я не тороплю, — повторил Калион. — Взвесь всё, выслушай, что подскажет сердце, и прими решение. Знай: даже если ты скажешь «нет», на всём Острове, во всём мире у тебя не будет слуги более верного и почтительного, чем я.
Но это не значит, — с внезапной яростью подумал он, — что так же верно я стану служить твоему супругу. Кем бы он ни был."
В общем, он дает ей сроку год, до конца его траура. а пока отправлятся заняться философскими вопросами!
"…У него было достаточно времени для раздумий. Для поиска ответов. Его по-прежнему занимали вопросы смертности и бессмертия: теперь — больше, чем когда-либо. За прошедшие годы он понял, чего хочет Эру от него и народа Нуменорэ. "
...надо же, вот прямо четко понял! Вот интересно, а какова версия автора - Эру и правда этого хочет (ии хотя бы Валар) - или эти им (ему) - в смысле, Фаразону и прочим нуменорским паладинам зхамысла - глючится??
"Он видел сияющий новый мир: мир, в котором Остров будет не искрой света в океане тьмы, варварства и невежества, но золотым венцом Арды. Если Валар не вмешиваются в дела Детей Единого, если они не хотят или не могут истребить зло, значит, с этим справятся люди. Но чтобы преобразить мир по замыслу Единого, мало стать королем Нуменорэ. Нужна сила, равная силе Валар. Нужно бессмертие."
То есть ничего вы не понимаете, они тут ищут бессмертия строго по замыслу Эру!
Верные посылают его с этими размышлениями до эльфов.
"Вновь и вновь Верные повторяли ему, что смерть — это дар Всеотца.
— Кто сказал, что этот дар исходит от Него? — спрашивал Калион. И получал ответ:
— Элдар поведали об этом отцам наших отцов, а исток их знания — в бесконечной мудрости Великих."
Но пока он продолжает ворошить историю Эдайн.
"— А что же предания Трёх Племён? Наши предки говорили об утраченном бессмертии…
— Эти предания рождены страхом смерти. Великий Враг извратил дар Эру так, что неизбежный конец пути начал страшить нас.
— Что же тогда Туор, сын Хуора, отец Благого Вестника? Рассказывают, что его корабль достиг Благословенной земли, что он стал как один из элдар, хотя в его жилах не было и капли крови бессмертных.
— Судьба Туора нам неведома…"
Очередные странные выкладки со следами ЧКА-3 - на сей раз про Туора.
"Отец Эарендила Вестника мог сгинуть в море без следа — но это значило бы, что Валар использовали его, не задумываясь о благодарности или считая достаточной наградой уже то, что ему было дозволено стать глашатаем Ульмо. Говорили, что Туор отправился в плаванье потому, что почувствовал приближение старости; но ведь ему было немногим более полувека — даже в те времена для людей Трёх Племён это было всего лишь время зрелости! Быть может, то, что он согласился стать вместилищем бога, укоротило его жизнь? Что, если им пожертвовали ради спасения Гондолина? Ради спасения эльфов?.."
"А если легенды о Туоре правдивы, не значит ли это, что в земле Аман можно обменять удел людей на бессмертие?"
....там обменный пункт стоит.
В общем, люди его не удовлетворили, и он отправился лично к Гил-Галаду.
"Нужно предпринять ещё одну попытку: доискаться ответа у тех, кого люди Нуменорэ веками почитали как учителей и наставников.
Теперь его путь лежал из Винъялондэ в Митлонд — туда, где был престол Верховного короля элдар."
...и о том, что из этого вышло, мы узнаем в следующей главе. Вот честно говоря, не убеждает меня эта версия. Слишком далеко уже ушел Нуменор от эльфов. Но - опять же - ничего технически невозможного, конечно, нет...