Опять приветы от Хоббита.
"На подоконнике сидел ворон.
Когда-то первый и старший из Старейшин сам привечал здесь своих крылатых родичей: это казалось ему одновременно уместным и занятным. Позже, когда он занялся раскрытием тайны Вечных, вороны исчезли. Тогда он не заметил этого. Но сейчас ему было приятно видеть птицу — словно на мгновение вернулось прошлое, когда он был молод и только шёл к постижению истины, когда всё только начиналось, когда судьбу Севера решал Совет, а не четверо Старейшин…"
Ну, в общем... у нас есть целый эпизод одной главы - о событиях, как это чудесное место сбилось с пути лет на 200...
"Конечно, они не были равны, хотя ему нравилось, что их называют именно так: не по именам, но всегда Старейшинами, словно они — неделимое целое. Трое из четырёх были лишь помощниками и подмастерьями; и всё-таки хорошо, что они были. Всегда хорошо, когда с кем-то можно разделить бремя.
С юности его интересовали люди — их пути, устремления, причины их счастья и несчастья. Со временем он понял, что невозможно сделать всех счастливыми; но, думалось ему, по крайней мере, можно попытаться устранить причины несчастья: несбыточные надежды, неразделённую любовь, неосуществимые стремления, союзы, лишённые равновесия, мечтания, на воплощение которых не хватило бы ни знаний, ни таланта, ни жизни… Шаг за шагом он создавал новый закон: дающий единение с семьёй, родом, кланом, с предками, всеми до единого, с поколениями, цепью уходившими вглубь веков. Надёжность и уверенность. Избавление от бессмысленных, бесплодных метаний."
Короче, весь сыр-бор случился из-за того, что какой-то персонаж свернул с верного пути - и сбил трех помощников.
И они! Судя по дальнейшему - захватили власть! Поменяли законы, которые у этих драгоценных Жемчужников и Жемчужниц были от самой Твердыни... и нет, никто не пикнул и не повел усиком... пока из леса не вышел результат картины Превращение лесопроходца Селивана в дерево" ((с) АБС) и не решил - ровно потому, что он ни в чем не разбирается! - разобраться, что происходит.
А так бы и дальше сидели. Замечательный результат воспитательных трудов Тано... Вон в Сиин-Дари, Ханатте, в степи что-то ни одна собака такого не устроила, а тут - пожалуйста! Ну и в стране Ана, как туда Гортхауэр зашел - опять фигня случилась... Про Нуменор нам данная книга рассказывает, что это все замысел злых Валар, - ну, допустим, но тогда получается, что Валар не лучше Мелькора с Сауроном и для людей лучше гнать к лешему их всех... А, да, и ученичков их косоруких с Башней Бессмертия. Целее будут. Хоть и смертные. Извините, анона-чтеца на это сюжете что-то немного порвало...
И при этом нам это рассказывают в финальной точке. А можно было пропустить историю "про платишко" и рассказать поподробнее??
"Вспоминая, Старейшина суховато улыбнулся. Это было хорошее время. Время поисков и открытий; время, когда ослепительная и прекрасная в своей простоте истина открылась ему. Когда он понял, что есть возможность, засеяв землю, дождаться урожая. Что он увидит построенным, живым, дышащим — свой совершенный мир, свой Золотой Век."
Ну то есть осознал, что добудет себе бессмертие? А кстати, с чего его это одолело? Нуменорцы вот живут намного дольше остальных Людей, короли живут дольше остальных нуменорцев, а неблюдаемые эльфы - дольше их всех...
А эти товарищи разве что лесовиков наблюдают, которые живут меньше. Ну, и сами они, кажется, если окрестные народы превосходят по этому параметру, то вряд ли намного. Вот, гномы у них есть! Могли бы с гномов съехать кукушкой, - но почему-то нет, гномы тут ни при чем!
Птичка меж тем улетела, посмотрев на него золотыми глазами (и читатель понял, что это был Штирлиц (то есть Хонахт)).
Между прочим, всем этим размышлениям злокозненный старейшина предается, когда его сотрудников уже успешно поубивали!
"Он, последний из Четырёх, знал, что Смерть идёт за ним. Он знал: Смерть выходила из теней и была неотвратимой. Вот почему день и ночь в покоях Старейшины горели светильники, освещая самые потаённые уголки. На случай, если Смерть всё же окажется хитроумнее, был приказ: когда — если — его не станет, стражи должны были разрушить водовод и затопить нижние ярусы Жемчужины со всем и всеми, кто там есть. Он знал, что возводимое им совершенное здание не устоит без него, что золотые законы и установления прижились не везде, не успели пустить прочных корней. Если не будет его, должна умереть и Жемчужина, сердце нового Закона. Не будет добра, если плоды его размышлений, опытов и трудов попадут в руки простых смертны".
Заметим, в чем-то даже разумная идея, грохнуть свои безумные разработки, а не желать ими поделиться с другими такими же повернутыми. Ну, по крайней мере, полезная для окружающего мира, - а то вот неужели все остальные Жемчужники ничуть не заинтересуются?.. Вдруг кто смотрит на старейшину и тоже хочет жить 200+ лет, а не просто так, из чистого недомыслия, служит?
Но к нему, понятное дело, прокрался наш одинокий мститель...
"— Убьёшь меня — убьёшь и этот город.
Он не угрожал: просто утверждал то, что есть.
Шелестящий смешок:
— Те, кому ты отдавал приказ, признали… ошибочность своих путей. Так или иначе. Город будет жить.
— Тогда чего же ты ждёшь?
— Я подумал и решил всё-таки выслушать тебя."
Хорошее решение! Дает возможность каким угодно подкреплениям подойти, стражникм заглянуть и т.д. - и товарищ Лес,конечно, "с песней улетит в лес"((с) Кистямур) - но толку с этого будет?! Но, конечно, в лучшем стиле фильма, ге должен быть Драматический Разговор с Главным Злодеем!
Но нет, тревожной кнопки у (этого идиота) Старейшины нет. Зато есть Сила Убеждения!
"Старейшина коротко улыбнулся. Если с этим чужаком можно говорить, значит, его можно убедить. Если он соглашается слушать, смерть откладывается. Теперь только от его собственного дара убеждения зависит, что предпримет чужак. Трое не смогли остановить Смерть — но они были слабее, знали и умели меньше. Он — сможет.
— Позволь сначала спросить. Ты — человек Леса, а Лес не подчиняется людским законам. Почему же ты решил вмешаться?"
("Когда ты разговариваешь с идиотом, он делает то же самое" (народное)...)
И нет, желания навести справедливость там и не лежало.
"— Я искал свой путь. Он привёл меня сюда. Я знаю, что ты делал. Что ты сделал. И хочу знать, почему."
....и они поговорили.
В смысле, Старейшина толкнул свою теорию.
"— Я долго думал, — начал тихо. — Наблюдал. Много читал. Я пытался понять, почему даже в долгие годы мира люди несчастливы, почему их мучают сомнения, смятение, тоска по несбыточному, неудовлетворённость. И однажды я понял...
Каждое орудие имеет своё предназначение; так и с людьми. У каждого дома, каждого клана своя судьба, и разделение на кланы не случайно. Посмотри: Медведи — пахари, Росомахи — воины, Волки — охотники, Змеи — хранители мудрости, но зорче, мудрее и быстрее всех — Вороны и Совы. К тому же наш род от начала наделён дарами, недоступными другим. Быть может, в прежние времена смешение крови и было нужно ради того, чтобы сплотить народ Севера; но ныне, когда мы стали единым государством, разумнее вернуться к изначальному порядку вещей."
Так, правильно понимаю, что сторонник объединения всего в Одно Государство - отрицательный персонаж??.. И при этом именн ов рамках оного государства он собирается сделать так, чтобы эти племена друг с другом не смешивались, хотя до этого они делали это кучу времени и изрядно перемешались... Да вы, дяденька, ретро-утопист!
"— А если они не захотят?
— На то у нас есть Волки и Росомахи.
— А Башня Воронов?...
— Рано или поздно разум в них возобладает, — хотел того Старейшина или нет, но в его словах скользнул другой, недобрый смысл, хоть и непонятно было, о ком он говорит.
— А пока их кровь будет питать твоё бессмертие."
(Слушайте, а истории про вампиров здесь не проходили, кстати?!)
Дальше товарищ продолджает рассуждать о вреде смешанных браков, о вреде излишних знаний и предопределенности...
В общем, я понимаю, что он до чего-то договорится и его убьют. Но будет ли ответ на вопрос - а ОТКУДА он тут такой? Или просто "злодей в силу своей злодейской сущности?" Или потому что пытался *понять*, почему мир так устроен, менял что-то - а нефиг разумом пользоваться, опасно это в ЧКА-версе...
О, точно!
"Старейшина снова вздохнул:
— Я просто хочу построить иной мир, разумный, без внезапных перемен, разочарований и потрясений. Мир, в котором люди не будут страдать от неисполнимых желаний, а потому каждый будет счастлив. Меня печалит цена, которую приходится платить за то, чтобы этот замысел получил завершение, но я должен осуществить задуманное. Должен сделать это сам: больше некому. Да, цена велика — и в то же время она ничтожно мала в сравнении с тем, что я могу построить."
"Разумный", точно! А вообще-то это изложение близко к тексту того, что по толкиновским текстам, хотел "ранний" Саурон начала 2 эпохи - чтобы был ЕГО порядок, но заодно все будут счастливы! Опять свалили добро кому попало...
"— Пока что ты преуспел только в одном. Ты превращаешь эти земли в чащобу, в тёмные охотничьи угодья, где нет иных хищников, кроме тебя. И ты — ты хочешь жить вечно?
— Когда-то Вечный уже вёл нас. Это были не худшие времена для хэллъе-иранна.
Называвший себя Хонахтом покачал головой:
— Тот, о ком ты говоришь, хотел быть не Вечным, а человеком. Как вышло, что этого не знаешь ты, когда знают травы, земля и Лес? Как ты собираешься уподобиться тому, кого не понимаешь?"
(Ох, достал меня этот Мелькор-человек... не свей назвать его еще чем-то, а что он мог в одного Браголлах устроить, расстроившись... Ну и что!
Мне упорно кажется, что это лукавство. Тут человек, тут то и то может, а тут переживает, что что-то не может - например, летать (ты человек? ну и не питюкай, они не летучие!). Ну и живет, пока Валар не захватят, а так - человеееек...
Хотя вот зря мне говорят, что хотел он построить разумный мир. А изображают почему-то идиота:
"— Ты можешь остаться со мной. Тоже станешь «рекой». В сущности, ты оказал мне услугу: те трое, которых не стало, не годились для этой цели. В отличие от тебя. Вдвоём мы будем править этим народом, твои знания будут мне опорой. Бессмертие — не цель, лишь средство. Мы создадим совершенные законы, Золотой Канон, и настанет лучшее из времён — век, в котором каждый будет идти предначертанным путём…"
О, случашйте, до идеи Замысла дошел! Не, ну реально замечательное мелькорово воспитание, кто еще до этого доплыл, только нуменорцы с подачи Валар (в этой истории)...
"- ...Ты не можешь не понимать, что, убивая меня, убиваешь целый мир. Убиваешь надежду…
— Я не могу не понимать, что бывают миры, которым лучше не существовать, и надежды, которым лучше не рождаться. Ты прав, я человек Леса и пока не слишком хорошо знаю людей. Но одно я успел понять. Даже в бездне среди них находится тот, кто, подняв голову, сумеет увидеть там, вверху, небо. Сумеет показать его остальным. И всегда найдутся те, кому это придаст сил выбраться, спасая себя и других. Ты же закрыл от них небо, создал ловушку, в которой не видно выхода, душный погреб, и пытаешься уверить, что только в нём и следует жить, а звёзды — лживая сказка, несчастье и погибель."
(Фразу про "миры, которым лучше бы и не быть" кто-то уже прилагал к самой ЧКА... хотя это скорее к 1 эпохе, где все страдают. Тут все-таки скорее страдают фигней...
А вообще фрагмент текста вышел неожиданно эстельный. История про то, что всякий злокозненный сморчок, стремящийся к бессмертию и пьющий кровь сородичей, может учесть все на свете - а глядь, он убился об какое-то бревно! Я это даже цитатник куда-нибудь унесу, дабы не забыть.
....но проблема в том, что если встраивать эту историю в какую-то общую логику. все равно ж фигня выходит!
(И вот интересно. А нуменорцы таки не эти утарадские разработки найдут? Хотя логистика сложновата...)
"Впервые Старейшине стало страшно: до холодного пота.
— Постой… послушай! — выкрикнул он. — Ты ведь тоже не обычный человек; кто знает, может, и ты в свой час станешь «рекой»?
— Этого я и правда не знаю. Но знаю другое: реки не должны течь кровью.
Последний и старший из четырёх Старейшин прожил достаточно долго, чтобы увидеть, как волк в один шаг исчезает в тени человека; как открывается дверь, а коридор за ней полон теней; как тенью в тень уходит, растворяясь в сумраке, человек Леса, называющий себя Хонахтом."
Вообще да, занятно вышло, что убивает борца за бессмертие товарищ, далее его получающий... Но типа - правильным способом можно!
Финал - видимо, письмо от нашего одинокого мстителя Воронам в Башню, чтоб прекращали балду пинать.
"«Лийо ир’Вэйли в Башне Воронов.
Когда ты получишь это письмо, Старейшины будут мертвы; но, чтобы эпоха их нового закона завершилась, необходимо возродить Совет. Полагаю, ты лучше многих осведомлён о том, к кому в Сокровищницах можно обратиться, чтобы осуществить это. Жемчужина снова должна стать сердцем Севера, а не центром паутины, в который стекаются все богатства этой земли. ..."
То есть там таки была централизация и выгоды от торговли, а не только идея?
"...Не забывай: остаются те, кто был приближённым Старейшин и вершил их волю; кто был сторонником их закона — искренне, ради собственной выгоды или из страха. Остаются «ловчие»: найти их и определить меру их вины должен Совет. Понимаю, что тебе предстоит долгий и тяжкий труд, но, насколько могу судить, ты справишься с этим лучше, чем кто-либо иной. К тому же ты умеешь находить надёжных и понимающих союзников.
Прилагаю к этому письму рассказ о содеянном Старейшинами; из него же ты узнаешь, где искать свидетельства этих деяний. Я ухожу. Я оставляю людям Севера то, что принадлежит им по праву.»"
...и таким образом теперь Вороны могут попытаться установить тут свою власть... Но об этом мы ничего не узнаем. Потому что наш герой ушел и пошел, и история о том, куда он дошел опять стала невнятной до крайности.
*
"Я пришёл к тебе, как обещал когда-то первый атарран.
Я пришёл к тебе, вернув людям то, что они утратили, и отдав ради этого всё, что у меня было.
Я пришёл к тебе потому, что не мог больше оставаться среди людей.
Я пришёл потому, что мне нет пути назад.
Я пришёл потому, что мне некуда больше идти.
Я пришёл потому, что нужен тебе.
Я пришёл…
Он так и не решил, что скажет тому, кто ждал его за высокими коваными дверями — тому, кого ни разу не видел человек Хонахт, но всегда знал Лес. Не решил ни пока шёл через замок-чертог, не нуждаясь в проводниках, ни теперь, когда двери бесшумно растворились перед ним."
Но почему, почему он тогда потащился так далече, а не стукнулся еще раз в лес, тот ему вроде не говорил "домой не приходи"?
ну вот лес тоже так подумал? Или Саурон подумал, что разговаривать товарищу привычнее с деревьями и решил соответствовать?
"Он ждал увидеть тронный зал, но его встретил Лес. Он ступил на ковёр мхов — тёмно-зелёный бархат, протканный медной нитью; шёл среди резных папоротников и сумрачных поздних аконитов, среди стволов-колонн в кованом серебре лишайников, под высокими сводами из меди и зелёной яшмы, гелиотропа и старого золота, — пока не остановился перед угловатой аркой, где багряный бересклет соприкасался ветвями со столетним можжевельником в осыпи чёрно-синих ягод.
Если захочешь, ты можешь вернуться, — шепнул Лес. Здесь и сейчас решать только тебе. Иди туда, куда захочешь сам. Стань тем, кем захочешь сам. Что ты возвратил другим, дано и тебе. Хочешь — останешься Лесом. Или человеком. Хочешь — станешь рекой…"
...то есть, еще раз повторюсь, оказывается правильной "рекой", то есть бессмертным - можно, проблема человека не в этом, да??...
"Человек и волк стояли перед обсидиановым троном, и трон казался пустым.
Я когда-нибудь приду к тебе, обещал человек звёздам в чёрной воде. Когда придёт время; когда я стану нужен…...
Нет: чернее тьмы, на троне была тень — тот, к кому человек шёл все эти годы, с того мгновения, когда шагнул за зелёную дверь.."
То есть Саурон тут бощее-менее в адекватном сути виде = черная тень? Чудесненько.
И финальный вот-это-заворот.
"Все эти годы, с первого шага по мхам Леса, рядом с человеком шёл волк.
…когда я стану нужен.
Дальше он должен был идти один.
(...)
Человек опустился на одно колено. Заглянул в глаза волку. Рука вслепую нашарила «коготь ворона». Волк не отводил взгляда, и в его золотых глазах не было ни страха, ни упрёка: только знание, вечное, как Лес.
…время пришло: вот что было в этих глазах.
Человек поднимался по ступеням к трону, неся на руках невозможно тяжёлое тело волка."
Э, мнэ, ПОЛУЭНТ.Я не дерево, мне не понять.
Впрочем, этому необъяснимому человеческой логикой финту ушами автор даже посвятил очередное Размышление! Сейчас, добьем еще абзац текста, и туда заглянем.
"Ему казалось — он так и остался стоять на коленях внизу, содрогаясь от рыданий...
Шёл, не чувствуя, что груз на его руках всё легче: обращается в листву и стебли, в паутину и сухой серебристый мох. Шёл, не сознавая в своём горе, как сливаются воедино его «я» и Лес: плача от бесконечного одиночества, не чувствуя слёз.
Не зная, что больше он никогда не будет одинок."
...ну, или таки это оказался очень профессорский Саурон, нет? Типа - а волка ради меня убьешь? О, убил, хороший мальчик, иди ко мне...