(Немного нарушаю порядок в начале главы, распутываю авторскую интригу.)
Разговорчики библиотекаря с воспитанником.
"— И что же я должен найти в этой долине, анна-Тхаса?
— Не что. Кого, — бледно и немного натянуто улыбнулся Тхаса. — Она живёт вечно, последняя из Ха-лэнэт. Она поможет сделать следующий шаг. Поверьте, вам уже совсем просто будет найти её…
И вдруг невпопад, беспомощно:
— Скажите… расскажите, как это — слышать? Как они звучат, струны мира? Ведь вы же — вы слышите их, да? Да?"
Да, кстати, перед этим нам НАКОНЕЦ (зачеркнуто: зачем-то) дают выписку из хроники, про этих... князей-козодоев.
"«Предводителями войска в великой войне были князь Аурунно из рода Айласса, чьим знаком был полевой лунь, и княжна Нилид из рода Ирхэатта, чей знак — неясыть. Им суждено было выжить в последней битве; и заключили они союз, и связали себя узами супружества по благословению Семиликой. Тогда решено было, что будут объединены все земли под их рукой; и, как не желали они давать первенства ни одному из княжеских родов, то основали новый род — род Правящих, чьим знаком стала Лунная Птица...."
В общем, в ходе магических войн Ана ненароко объединилось, а мы до сих пор этого внятно и не заметили, ибо - какая мелочь!
Еще они поменяли закон наследования.
"И было установлено (ибо благословила Семиликая род Иласса многими детьми), что Правящим станет тот из их наследников, кто более предрасположен к делам правления — будь то юноша или дева, невзирая на то, рождён ли он первым; прочие же должны будут служить опорой Правящему во всех делах его, и получат воспитание и образование согласно склонностям своим."
(У меня есть подозрение, что такая формулировка может провоцировать при множестве детей хаос и интриги, но нет, в нашей истории все персонажи будут разумны и правильны!)
И при этом (князья представляют собой кочевой табор) то есть, простите, у них довольно архаическая практика объезда зхемель (ср. древнерусское полюдье и т.д.)
"«Лишь два или три месяца проводит Правящий в Анохан; в остальное время путешествует он по княжествам Ана, верша суд, изменяя налоги и устанавливая законы. Дети Правящего, коим назначено иметь часть в делах правления, паче же всех — тот, кому суждено стать следующим в череде Лунных Птиц, сопровождают Правящего, ибо не все знания можно почерпнуть из книг."
Но мы все-таки о том, как товарища Илассу послали, а он пошел и нашел. (По дороге проехал еще через какой-то княжеский дом, там какие-то девы...) Еще на въезде начинается что-то небодрое:
"…Он действительно нашел её — одну из десятков крохотных долин у корней гор. Тхаса оказался прав: это было уже просто. Гораздо проще, чем пройти через низкорослые кустики барбариса, усеянные продолговатыми яшмово-красными ягодами, меж старых бесплодных шелковиц — к сердцу долины, которое он видел так ясно и которого не смел коснуться. Это был порог. Точка не-возвращения. Он понимал: стоит ему пройти ещё немного — может, две сотни шагов, может, всего два, — и выбор будет сделан безвозвратно. Вся прежняя жизнь останется позади, и отказаться от принятого решения нельзя будет, не повредив душе. "
"Удивительно ясно Иласса понимал: всё, что было с ним раньше, не повторится уже никогда. Конечно, он ещё не раз будет возвращаться в мир, который сейчас оставит за спиной: будет говорить с сестрой, братом, читать бесценные трактаты, хранимые Тхаса, улыбаться матери и сидеть на Совете по правую руку от отца...."
В общем, там еще много что перечисляется - хлеб, водосбор, брусчатка и что попало... Осталось выяснить, а что убудет или что прибавится - и почему (мы это читаем)?
О, первая наметка:
"Мир останется прежним: изменится только он сам."
В общем, молодой человек закономерно медлит - но потом идет - и видит НУ ОЧЕНЬ старую старуху. (Эта цитата была в самом начале, заношу на место по хронологии)
" Она была чудовищно стара. Старость горбом выгнула спинной хребет, шишковатыми сделала суставы, лишила лёгкости и простоты движений. Старость уплотнила ногти, обратив их в роговые пластины, подточенные по краям — потому что ей, бывшей женщине, было ещё не все равно. Старость морщинами посекла сухую кожу, выбелила полукружья под глазами; старость тёмными пятнами усеяла поблекшие руки, тусклыми, истончившимися сделала ресницы, проредила соболиные брови. Серой паутиной легли на плечи волосы. Только глаза были живыми..."
Она велит ему не пить местной воды (гм, а насчет "сначала, Яга, ты меня накорми-напои и спать уложи" будет??) и пытается принять за Атальдо - того самого мага, с которым она когда-то беседовала и не была согласна.
"Он и остановился. Вода текла меж пальцев.
— Нельзя. Никому нельзя пить здесь воду. Это как гнилая кровь... отравленная кровь мира. Мне уже всё равно, но ты — нет, нет...
Иласса обернулся.
— Атальдо? — забывшись, глухо выдохнула старуха, мгновением позже осознав ошибку... О главе Ордена говорили, что он — незаконнорождённый потомок князей Айласса....
— Иласса, — покачал головой пришедший, вновь становясь незнакомцем. — Я приветствую госпожу лэн-Идис.
И невесомое, незримое жемчужное мерцание, которое видеть способны лишь рах-лэдот и сильнейшие из Посвящённых, облекло их руки, соприкоснувшиеся в жесте приветствия."
С кровью мира уже опять что-то настораживает. Хорошее место, для вечной жизни-то! Может, туда лучше с дозимтером??
У нее там вполне себе маленький каменный домик со всяки ветхим добром. Очень ветхим, так что товарищ княжеских кровей закономерно удивлен:
"— Госпожа, неужели ты не можешь хотя бы необходимое добыть… выменять?
Старуха в коричневато-серой, словно от пыли, власянице медленно покачала головой.
— Я не могу уйти отсюда. Не могу жить больше нигде: только здесь. Стоит мне выйти за пределы долины, и Неспящая отторгнет меня, отбросит, как отбрасывает лапу пойманный сенокосец… Нет, я не могу.
Иласса хотел было спросить, кто такая эта неспящая, но тут старуха открыла дверь во вторую комнату — и он замер, как замер когда-то нескладный подпасок Тхаса на пороге библиотеки Акэро. Покрытые пылью, словно никто не касался их много веков, ему открылись ряды книг."
Уй-юй... Ну вот и оно. Филиал Унголиант заехал в эту долину, похоже. Остается выяснить, как именно.
Но Илассе пока книжки понравились и он решил тут жить.
Старушку устраивает, что он будет учиться, но с бытом тут сурово: "Прости: ни накормить, ни напоить я тебя не смогу. Здесь только огонь чист."
В следующий раз юноша приезжает с запасами:
"В следующую их встречу он, памятуя предупреждение госпожи Идис, взял с собой запас воды и еды, не нуждаясь во многом, для неё же — несколько жреческих рубах тонкого льна и отрез ткани кайон..."
(Нам описывают, с каким они узором, какая княжна их ткала и за кем она замуюем, но поскольку я не понимаю, как это относится к делу - проматываем!)
Кстати, хотите узнать, как представился Гортхауэр своим сотридникам по работе с зомби? Никак!
"— Хозяин Замка — Не спрашивай меня о его имени: имени мы не знали, — успел научить нас главному: мир подобен многострунному лэй — музыка мира вечна, бесконечно многообразие её гармоний. Чтобы творить невозможное, нужно научиться касаться струн мира, меняя их мелодию. Говорят, вечно-юные от рождения наделены способностью слышать эту музыку: но и им положен свой предел — они не могут менять мир, лишь следовать путем Предначертания, лишь искать то, что созвучно им. И всё же Музыка слышна в их творениях — внятно для тех, кто способен слышать; иным же эти творения кажутся необъяснимым чудом. Тот, кто наделён Даром, но не знает себя, может творить картины, музыку или стихи — и слишком мало тех, кто способен понять, чем так влекут они, даже будучи лишены внешнего совершенства. Но для создателей творить так же естественно, как жить; так же необходимо, как дышать..."
("Все же" - снисходительно так про эльфов;-)
В общем, все та ж е апология безграничного творяка.
Все сложно:
"Если ты не только наделён Даром, а и умеешь управлять им, средства не имеют значения, будь то камни, металлы или травы, знаки, музыка или слово. Только вот лишённый Дара, пытаясь повторить сделанное тобой, ступая след в след, не добьётся ничего; и наделённый Даром, решив следовать по твоим стопам, не достигнет желаемого. ...Мастер должен идти сам; сотворённое твоими предшественниками может быть лишь путеводными знаками на твоём пути — не более того. "
Продолжение метафоры для того, чтобы объяснить, до чего допрыгался орден магов:
"Лэн-Идис помолчала недолго; потом продолжила:
— Мы сочли, что слишком долго это — вслушиваться в звук струн и сообразно нужной струне настраивать душу. Мы решили, что существует более простое средство. Сил у нас хватало, и мы, не удовлетворившись тем, что было нам открыто, пошли дальше. Если чуть подтянуть струну, думали мы, то будет проще, легче достигнуть желаемого....
Теперь представь: каждый из нас подтягивал всего одну струну — в лад себе самому. Гармония осыпáлась, трескалась коркой пересохшей глины, но мы не замечали этого — или просто не придавали этому значения, зная: рано или поздно струна вернёт себе прежний строй, ибо мир — это старый, очень старый лэй, он помнит руки, натягивавшие струны, и того, кто настраивал его..."
Юноша молчит и слушает, бабушке это нравится:
"Лэн-Идис вдруг умолкла. Иласса не решился нарушить её сосредоточения: просто ждал.
— С тобой хорошо говорить, — сказала старая женщина, в чьих узлом стянутых седых волосах взблескивала медь. — Тебе хорошо рассказывать. Многое получается понять. Я говорила со многими за эти века, но только теперь у меня выходит так упорядочить мысли — и увидеть новое. Благодарю тебя, Иласса. Что я увидела, объясню — как-нибудь потом..."
Маги маленько устроили экологическую катастрофу, а прилетела по головам она уже без них:
"Да, верно, после того как нас не стало, пришло время бедствий. Но проклятия никакого не было — хотя именно мы, это тоже верно, были виновны в беде, постигшей Ана. Не берётся из ниоткуда плодородие земель, обильные дожди и неиссякающие источники — но нашими трудами длились и длились тучные годы: снова мы натягивали струны лэй, не страшась, что они оборвутся. Таяли вечные снега, чтобы напитать землю водой, подземные ключи отдавали воду до капли, истощалась земля, ибо за десятки лет немногие сохранили обыкновение оставлять пашню под пáром — к чему, если из года в год на полях неизменно собирали богатый урожай?.. Мы хотели помочь.
...Мы думали, будто дарим полной мерой, на самом же деле — брали полной мерой, и сверх того. И настал час, когда земля взыскала долг — но не с нас, ибо нас не стало..."
Но помимо экологии, товарищи маги залезли и в эзотерику - и вот о ней-то, как я понимаю, мы теперь будем иметь историю...
"Зато мы успели пробудить зародыш гибели мира, — усмехнулась криво. — Ты ещё не понимаешь... тебе кажется — это всё сказки и суеверия, верно? Это не так.
Послушай меня. Я чувствую её, Птица,..."
В общем, старушка обещает рассказать и рассказывает. Но увы, на некоторые элементарные вопросы этот рассказ не отвечает;-((
"Скованная броней тысячелетий — Она ждала; жаждала. Пища была здесь, близко, совсем рядом. Скудная. Много. Любая изначальная стихия заключала в себе частицу того, что могло бы стать для Неё пищей — но Она не могла выбраться из своего кокона и изнывала от неутолимого голода.
И вот — случилось; изменилась Музыка, новый ритм вошёл в неё — мучительным, желанным диссонансом; трещины побежали по несокрушимому панцирю, становились всё глубже, Она трепетала в предвкушении того мига, когда сможет выпустить вовне хотя бы малую часть себя — и содрогнулась болезненно, сладострастно, когда этот миг настал.
Некому рассказать, никто и не вспомнит, кем был случайный путник, забредший на Плоскогорье, которого поманила странно-неотвязная мысль — проверить, что таится в полузасыпанной пещере. Она выпила его быстро, не продляя агонии тела и души, и каменеющая паутина выплеснулась на бесплодную землю Плоскогорья, сплетаясь в зародыш того, что после назовут — Белым Городом…"
Короче. ЭТО (ну Пустота же!) сидела именно ТУТ? Почему? Или оно сидело не важно где, просто именно тут маги, эмм, расшатали скрепы мира - и вуаля, в них уже что-то лезет!
Но отдельно и особенно меня интересует Белый Город. В смысле, я про него знаю, потому что черновики читала - и про 3 эпоху, кажется. А почему тут он нам должен что-то говорить? И почему он город? Там кто-то живет?
"— Я решилась рассказать о Неспящей троим: главе Ха-лэнэт, Противоречащему и ещё одному юноше — он был едва ли не самым одарённым из всех нас... — снова заговорила Идис...— Глава Ордена задумался: о том, как можно подчинить Неспящую и использовать её. Противоречащий решил, что её нужно уничтожить. А тот мальчик... Он остался здесь. Со мной. И стало с ним — то же, что и со мной. Но мне как-то удалось разделить «я» и «не-я»; ему — нет. После я видела его только один раз: он поймал змею и пожирал её живьём. Я не слишком брезглива, Птица — но тут... Где и как он умер, я не знаю...
.. Потом... потом — не было. Мы не успели, Птица. Мы не поняли до конца, что пробудили. Это знаю я — сейчас. И я здесь: в ожидании того — или той — кто сможет справиться с Ней."
Ну здрасьте. Мальчик-ты-избранный, выпуск 2. И описание этой белой холеры ничего оптимистического не внушаеть.
Хороший был мальчик, в общем, умный, книжки читал...
(Юноша за время рассказа ощутил вдруг сильный голод. И кажется, счел это проявлением Пустоты. А может, его тут просто как обычно не кормили...)
Товарищ меж тем вернулся домой и решительно толкует сестре (пропускаю кучу этнографии), что рубить их всех надо. То есть надо было:
"Иласса начал почти с порога, не тратя времени на порожние разговоры или приветствие:
— Наши предки были правы. Лэнот нужно было истребить, дабы избежать большего зла. Не будь Неспящей даже — что получили бы мы? Этой землей стали бы править маги — наделённые величайшей силой, не зависящие ни от кого; стали бы перекраивать под себя не только эту землю, но и весь мир, и никто не смог бы противостоять им. Пусть даже они желали лишь блага — так, как понимали его…
Старшая без удивления приняла такое начало беседы.
— И потому, полагаешь ты, всех, кто наделён этим Даром, дóлжно было убить? До седьмого колена — всех?
— Да... Мы не готовы к этому Дару. Да и не нужен он людям.
— ...Почему?
— Потому что он ведёт к господству одних над другими. И господство это абсолютно: только Дар имеет значение, только он — серебро на весах судьбы и жизни, и никогда не-одаренному не подняться выше, без-Дарным же уготована участь рабов. Дар — мера всему; как будто в чём-то другом нельзя быть одарённым! Если и есть в этом благое зерно, то оно не для нынешних времен и чуждо нам. Не нужно лэнот земле Ана. Не будет учителя — не найдётся и учеников."
А вот я внезапно задумалась, - в рамках Арды, а не неведомой фентези - что это вообще за ДАР? Вот у других народов он есть? А эти, видящие ауру? (И проводящие диагностику кармы, простите.)..
У меня что-то неть ответов - и есть ощущение, что эта история сама по себе, а к Арде так, веревочкой привязана.
Но пусть так.
Гортхауэр, замечательный не-человек - получается, пробудил всю эту херобору(с) - и вобще никак впоследствии не проверял, как оно там, не надо ли что привести в порядок, пока из каждой пещеры по Унголиант не полезло?... И климатические изменения он, майа, тоже нафиг не замечает?..
У сестры другое мнение, но не могу сказать, что я его до конца поняла:
"— Ты прав, Птица, — тихо откликнулась Старшая. — Ты прав — и ты ошибаешься. Мы, быть может, действительно не были готовы; быть может, не появись Наставник в земле Ана, не было бы и Ха-лэнэт века назад. Но люди, Птица — люди беспокойны и своенравны, они не хотят знать границ; рано или поздно снова появятся те, кто будет учиться управлять своим Даром. Вот только им не от кого будет узнать, что струны лэй нельзя подстраивать под себя до бесконечности; некому станет рассказать, как правильно. Некому остеречь. И вновь они будут расшатывать основы мира, и настанет миг, когда мир более не потерпит этого. Небеса ли разверзнутся, или земля — так станет, и никто не оградит от этого людей. Зло может послужить добру, Птица, но и в этом служении оно неизбежно породит зло."
И да, у нее есть еще одна ценная - и как обычно в этой книге - недовысказанная идея.
"— Неужели ты не понял... Ха-лэнэт, ты сам говорил, были наделены величайшей силой — такой, что могли приказать горам двинуться с мест своих; такой, что могли заставить небеса пролиться дождем серным и огненным. Отчего же обычным людям удалось загнать их в пещеры? Как вышло, что они не сумели обратить камень в хлебы, не раскололи гору, дабы явились чистые родники, не обрушили скалы на своих гонителей? Почему страдали от жажды и голода, почему не сумели воспротивиться тем, кто резал им — бессильным, умирающим — горло, словно они были жертвенными животными? Не Семиликая же вмешалась, в самом деле..."
А кстати, почему не Семиликая? У вас тут вроде это ЕДИНСТВЕННОЕ божество? Или дева подалась в тайные мелькорианки? А на каких основниях?
"Иласса ждал долго, но сестра не промолвила больше ни слова. Он ждал, что она скажет: если ты решил довершить начатое нашими предками, убей Тхаса, сожги его бесценные свитки; убей лэн-Идис; умри сам. Ибо вы трое — последние, кто — знает."
Хде логика, не очень понимаю. По-моему, по сюжетным рельсам все задравши хвост катится к "убей Унголиант, ну хотя бы попытайся"...
Ну и повторюсь, очень странный все-така магический дар, который проявляется НИКАК.
Роддители-князья между тем проявляют похвальную наивность и думаю - сын ездит к какой-то женщине, глядишь, дождемся внуков...
Девица молчит, но страдает от того, что знаем правду:
"У неё свело скулы от невозможности разрыдаться. Дело в женщине, мама. Конечно, дело в женщине — двух женщинах: первую зовут Ирэт-Хэсса, Госпожой Тайн те, кто знает, как её называть, вторую — лэн-Идис. Они — одно, и я не лгу тебе — я не говорю и не могу сказать всей правды, только и всего. И это — страшнее любой лжи."
Нда, от Унголиант вам лучше внуков не иметь, а ув. Идис как-то давно вышла из детородного возраста. Лучше бы наоборот!