Но начинается нехронологически, явно уже от "действующего" назгула, чтобы мы осознали, что у этого, гм, почетного звания есть недостатки. Вот, например, виноград.
"Наверное, виноват был этот ханаттский виноград — знаменитый виноград-алмира, из которого делают драгоценное вино, похожее цветом на бархатный тёмный рубин... Я ехал мимо и думал: в их виноградниках зреют ягоды, вкус которых я знаю теперь как суть крови этой земли — и не смогу ощутить никогда. И понял вдруг: принимая дар Ортхэннэра, я потерял то, чего у меня никогда не было — то, что было у меня, но чем я пренебрегал. В тот миг я принял и это понимание — на долгие века, не зная и не желая знать, что может быть иначе. В тот миг я ощутил себя одиноким богом, которому недоступно то, что может испытать и последний из смертных... Нет, не так: в тот миг я снова ощутил себя орудием бога."
Правда остается некоторая определенность - так может или не может?
"И где-то внутри шевельнулась сухая, как зимний холод, тоска, с которой мне суждено было жить годы и годы — потому что не родился ещё в далекой северной земле тот, кто научит меня, что я ошибался; что ошибся — снова.
Я так и не решился попробовать этот виноград.
Наверное, просто не ощутил бы вкуса."
Чему именно должен научить его этот кто-то? Что он не одинок или как бсплотному духу жрать виноград?...
Но это была преамбула. Переходим к амбуле, т.е. к детству героя.
*
Это ровно тот случай, когда клише "Мальчик, ты избранный" просто берет и работает. И даже - Эру-избранный.
Юного героя ведут на Менельтарму.
"Из всего, что происходило с ним, мальчик помнил — руки. Не глаза, — потому что глаза от него прятали. Не голоса, — потому что голоса были бесформенными, фальшивыми, размытыми. Только руки....
Он шёл. Сперва боялся, что те, оставшиеся позади, снова начнут трогать его своими мягкими лживыми руками, подталкивать вперёд. А потом вдруг подумал, что, когда доберётся до вершины, то сможет оттуда, сверху, увидеть маму и папу. И потому он продолжил карабкаться вверх..."
А с родителями-то что вышло? Не очень понятно. Флешбек напомнил нам про меч, подаренный Атанамиру, но это не о том (как я подумала), что он его куда-то туда передарил.
"И новый государь ответил: мне нужно большее. Мне нужно оружие, созданное Единым.
Слово было сказано; сорок лет король Нуменорэ ждал ответа. Через сорок лет он принёс к Столпу Небес заготовку — и получил новый, дышащий жизнью клинок. Клинок, который предстояло ещё закалить, отточить и отполировать."
Сказано красиво, но я н понимаю степень метафоричности. Это случайно выходит. Или государь прямо на Менельтарму топает с конкретным запросом - вот, сделай сверхчеловека?
"Мальчик тихонько всхлипнул и прошептал куда-то вверх, в сияющую синеву:
— Отец?..
И стал Свет. Яркий, ярче самого солнца, он лился отовсюду: казался живым, проникал в самую душу, вытесняя всё, что было в ней прежде, стирал румянец, улыбку, страх, растерянность и слёзы. Сияние переполняло, переплавляло стоявшего на вершине, и в сиянии этом слышался Голос, говоривший: ты — Мой. И не стало в мире ничего прекраснее и чище, не стало ничего выше этого предназначения, и не стало более ни горя, ни сомнений, ни страха, ни любви, ни сострадания. Высшее, совершенное счастье: быть одним с этой Силой, быть воплощением её, её орудием."
Нет, судя по следующему, они таки делают это сознательно.
"Когда ожидавшие внизу решились подняться по бесконечной лестнице к вершине, мальчик по-прежнему был там: стоял на краю скальной площадки, так, что носки его сапожек нависали над пустотой, и смотрел вниз, на сады и дворцы Нуменорэ Благословенной. Так не стоят дети. Так не стоит и ни один взрослый.
А потом он повернулся и взглянул на тех, что пришли за ним. И один из облачённых в белые одежды, встретившись глазами с этим ребёнком, попятился назад, забыв о том, что стоит на ступенях, забыв о крутой лестнице позади... Из всех пришедших за мальчиком на верхнюю площадку смог шагнуть только король...
Последним с вершины спустился король, не забыв обратить лицо к Западу и вознести благодарение за то, что, как ему казалось, его просьба была услышана."
А собственно, почему? Почему они считают, что Эру эту просьбы выполнит, ребенка проапгрейдит? Причем в нужную сторону. Причем именно этого - что в нем такого?
О, сейчас ответят.
"Почему именно он? Всё просто: в жилах его родителей текла кровь вождей Трёх Племён, королей Трёх Родов и дочери Валинора. Королевская кровь. Собственно, и таких в Нуменорэ Благословенной нашлось бы немало: вся высшая знать Острова была в родстве с королевским домом, но не у всех был умный, развитый ребенок мужского пола. Была — судьба, а стало — предопределение, и знáком его — новое, пугающее имя: Хэлкар ["ледяной"]."
Ну вот реально да - это весь королевский род и еще какое-то количество его окрестностей.
И родители-то куда продевались все-таки?!..
Понятно, что у Избранного все особенно.
"У Хэлкара не было детства. Не было юности. Сверстники сторонились его; это ему было всё равно. Сам Тар-Атанамир занимался его образованием, подбирая в наставники лучших из лучших, словно этот до поры никому не известный мальчишка был наследником престола. Приёмные родители относились к мальчику с плохо скрытой робостью. В другое время, возможно, это и показалось бы смешным: один из лучших военачальников Нуменорэ из древнего рода — и боится ребёнка!"
И в общем, я пока не очень понимаю, почему я этому явлению должна сочувствовать как читатель. Скорее, хочется с интересом следить, на чем убьется такое совершенство.
"Он знал, что Арандил и Элениэль — не родные ему. Однажды вошел в комнату, как раз когда госпожа Элениэль говорила с затаённой горечью: «Если бы у нас были дети...»... До сих пор Хэлкар никогда не показывал, что помнит о своём прошлом... Сейчас, подумал Арандил, он спросит о своих настоящих родителях. Просто не может не спросить. Сейчас нужно будет что-то ответить. При этой мысли холодок пополз у него по хребту; не зная наверное, он догадывался о причинах их смерти — и мало верил в несчастливое стечение обстоятельств. Впрочем, причина стояла перед ним, ибо какие же родители по доброй воле позволят превратить своего ребенка в это?
"
Но Избранного, понятное дело, такие мелочи не интересовали.
То есть нам намекают, что родителей убили, а ребенка сдали "(в поликлинику) на Менельтарму для опытов", но я все-таки не понимаю, чем он был столько замечателен в столь юным возрасте...и с другой стороны - если его замечательность должен обепечить Эру, должен ли он быть каким-то выдающимся?..
В общем, видимо, вывод должен быть - ну просто Тар-Атанамир гад и решил организовать сверхчеловека, опытный экз, а Эру местный (тоже гад, видимо) организовал. А почему одного? Ну, и вообще много вопросов. Но ладно.
"Немногие смогли бы сравниться с ним в силе и ловкости, в искусстве владения оружием, в знаниях. Это тоже было — правильно. Разум его был холоден и чист, как отточенная сталь. Он был лучшим. Им восхищались, ему завидовали, его ненавидели, перед ним преклонялись — но не любили. Никто. Никогда. Впрочем, ему это и не было нужно. Он просто шёл к своей цели. К своей?.. — нет, его вела иная Воля, ставшая отныне — его волей. Всё, что противостоит этой Воле, всё, что смеет противиться предопределению, должно исчезнуть. Перестать быть. Он никогда не был жесток, в нём не было ненависти к противникам — ибо нет врагов у меча, а лишь у руки, что держит меч. И тем больше его страшились: неподвластного слабостям и страстям. Человеческим чувствам.
Сам государь, вначале с любопытством и удовлетворением следивший за успехами юноши, теперь втайне страшился его. "
То есть он таки исполняет волю местного Эру? А почему Тар-Атанамир вдруг оказался так благочестив и предоставил ему кандидатуру? А почему этот Эру не мог себе сам посланника/исполнителя/и т.д. обеспечить.
И, наверное, было бы (ну, для меня) логично хоть какое-то откровение перед тем обеспечить - мол, обязательно надо сделать так-то...
"Если бы Хэлкар пожелал, ничто не смогло бы преградить ему путь к престолу — ни Закон, ни любовь, ни союз мечей, приходили почему-то на память строки древнего сказания. Закон, ограждавший государей Земли-под-Звездой даже не от посягательств на их власть — от самых помыслов о возможности такого посягательства, — не существовал для Хэлкара. Для этого юноши с ледяным именем вообще не существовало законов. Его просто не интересовала мысль о власти.
Поняв это, государь успокоился. Правду сказать, избранник стал неприятен ему: для Хэлкара люди были фигурами, расставленными Единым на доске — король ничем не лучше пехотинца."
Ну хорошо, а хоть цель-то у него какая? И почему лично он один ее может обеспечить?
"Король был безразличен Хэлкару, как безразличны были власть, почести и богатство, как безразлично было внимание прекраснейших и знатнейших дев и женщин Нуменорэ.
Это не было презрением, не было и высокомерием. Он просто был — иным. Наполненным Светом. Удача была с ним во всём, за что бы он ни брался, что бы ни начинал, но это не вызывало в нём радости. Так должно быть, ибо он — меч Единого. Что ещё нужно смертному, чего ещё может он желать?"
Эээээ, смертному дофига что нужно. Пока я вижу трудоголика со сверхидеей, и то ли в депре, то ли с проблемами в эмоциональной сфере. ДОфига смертных этого точно не желают!
"Он закалял свое тело, оттачивал разум: так закаляют и оттачивают драгоценный клинок из лучшей стали. В его душе не было нетерпения. Он знал — придёт его час вершить волю Единого в Эндорэ. Исполнить то, для чего он предназначен.
И этот час настал.
Впервые ступив на берега Покинутых земель, человек с ледяными глазами, не щурясь, взглянул в высокую лазурь небес и проговорил:
— Я дойду до Чёрного Замка и вернусь обратно, даже если Эленна опустится на дно моря.
Он никогда прежде не ошибался; не ошибся и в этот раз."
Да, кстати, что за Черный замок и почему он должен дойти именно до него? Мы про него *в рамках этой книги* еще вообще ничего не слышали! Мы - если по порядку - забыли Саурона в Эрегионе, где он устроил Келебримбору убийственное побратимство, - ну, потом он еще мелькнул в разговоре с алхимиком (в Ханатте), Единое Кольцо он случайно натворял, просто сидя на краю вулкана...
Так и представляю себе сценку:
Хелкар:
- Я дойду до черного замка, чего бы мне это ни стоило!
Верные войска:
- Ээээ, ну пошли, командир. А что это и зачем тебе туда ходить? Чего ценное там есть?
"Полководец Нуменорэ Хэлкар говорил мало и коротко. Когда это было возможным, предпочитал обходиться письменными распоряжениями."
...у него еще и с устной речью проблемы!
В общем, дальше нам рассказывают, что он не испытывал то, то и то, и этого и этого у него не было. "Если у вас нету тети - ее вам не потерять".
Удивительно, но этот ослепительно сияющий распределительный шкаф с рубильником любим войсками.
"Мир был прост, путь был ясен: он — оружие Единого, армия — его оружие. Как заботился о собственной пригодности, так же заботился он и об армии Нуменорэ. Солдаты боготворили его и знали: любой приказ Хэлкара должен быть исполнен в точности и в должный срок, даже если это — приказ умереть. Их вёл в бой лучший из лучших. На их лицах лежал отблеск великой — выше славы — цели, умереть во имя которой — честь. Счастье. "
Надеюсь, у них была хоть какая-то идея, в чем она состоит. И зачем.
Ну и да. Получается, что они воюют с Сауроном просто потому, что злой Эру велел. А не потому хотя бы, что они сферы влиния делят на материке.
А Саурон с ними воюет? А армия у него есть? А из кого? А если нет (в прошлом сюжете не было как класс!), то с КЕМ так долго воюет этот феноменально удачливый??
"Он знал всю игру от и до. Он продумал всё на много ходов вперёд — как, впрочем, и всегда. Он забыл только об одном: в этом мире есть те, кто пришёл в Арду задолго до падения Белерианда и сотворения Нуменорэ.
Впервые — он ошибся."
Но есть проблема - он вроде бы не ставит цель, даже стратегию не разрабатывает, - он просто идет в направлени цели, поставленной Единым. Так кто у нас про Саурона забыл, Эру??
В общем, судя по дальнейшему, взяли Хелкара в плен.
"В это очень легко поверить, особенно когда когтистая лапа — нет: рука, узловатая, широкая, с длинными, крепкими, как рог, ногтями, — берёт тебя под подбородок, заставляя смотреть прямо: в древние мудрые глаза эльфа.
Коготь ласково, почти нежно прошёлся по переносице человека, по лбу — вверх, и низкий рычащий голос произнес:
— Гортхар говорит, ты нужен ему. Значит, будешь жить, пока нужен.
Хэлкар внезапно осознал, что с ним говорят на каком-то немыслимо древнем диалекте Благородного Наречия, непривычно, гортанно произнося слова — и только имя Врага прозвучало на ином, незнакомом, но явно более привычном орку языке."
...а потом он сказал, что его зовут Адар??..
*
В общем, клиент очнулся в Цитадели (сиречь Барад-Дуре), сильно побитый жизнью, но уже у каких-то людей на попечении, и потребовал "отвести его к главному". Отвели.
"Небольшая комната; сумрак. Чёрная фигура в руках тёмной тени. Доска, расчерченная чёрными и белыми клетками: арантъялме[«игра королей»; шахматы].
Потом — лицо.
Чёрная фигура заняла свою клетку; властелин Земли Теней поднял взгляд на вошедшего, и в его глазах мелькнуло некоторое подобие интереса.
Ваш ход?..
(...)
Нет, тёмный майа не предложил нуменорцу игру, но Хэлкар видел его проигрыш и свою победу. Шагнул к доске и сделал единственный ход: белый всадник натянул поводья, поднял копьё против чёрного короля.
Увидел, как выражение интереса меркнет, тает в глазах его врага.
Нуменорец был уверен, что услышит приговор; полагал, что может услышать вызов. Не готов он был только к одному: ты не нужен даже самому себе."
...а может, Саурону просто не с кем было играть в шахматы на его уровне, тут ему доложили об офигшенно эффективном нуменрском био-супер-компьютере, и он понадеялся, что тут-то они сыграют...
Ну и да, "самому себе не нужен", там вообще проблемно осознать, насколько оно личность - далее уровня того маленькаого мальчика.
Но. Если эта такая прямвя эманация Эру - ЭТО Саурону неинтересно? Типа, местный Эру - лох какой-то, все Средиземье под впечатлением, а я с ним даже бороться не буду, я займусь формированием уникальной личности (под себя?)?...
" Мнивший себя врагом Властителя Тьмы, он оказался не нужен ему. Он, Меч Единого, воитель Света, лучший из полководцев Нуменорэ Благословенной, своему врагу был — неинтересен. Безразличен. Он, Хэлкар, значил для майа менее, чем любой из пехотинцев на доске. Скучный человек. Скучный ход.
Он оказался — непригоден."
Ну так либо ты считаешь его Врагом, достойным только уничтожения во славу Едиого... Либо тебе интересно, будешь ли ты интересен ЕМУ!
Это другой коленкор. Либо это такое манихейство: ты за тьму, мы за свет, давай выясним, кто круче. Либо это патологически жаждущий славы и признания персонаж.... Но до этого нам долго описывали, что он НЕ ТАКОЙ и ему это не нужно!...
Далее ему снятся развесистые многозначительные шахматы:
"Среди всех фигур на этой доске лишь две были одинаковыми: полководцы, чёрный и белый. Только во сне они были без шлемов. И у них было одно лицо.
Его лицо."
И Саурон, сообщив ему, что он скучный.... отправляет его обратно!
Зачем звал, ресурсы тратил??.. Или это местный Эру должен переехаться от того, что его посланник Саурону неинтересен?...
"— Нельзя сейчас ехать. Он должен остаться, хотя бы ненадолго. Иначе дорога убьёт его.
— Это всё равно. Повелителю безразличен срок. Если это необходимо и если он сам решит остаться, то может пробыть здесь столько, сколько...
— Завтра.
Тусклый голос, неподвижный взгляд.
— Нужно выждать несколько дней, — это целитель. — Вы не перенесёте дороги. Я должен просить вас...
— Завтра.
Ровно и бесцветно. Всё равно. Уже всё равно. Скучный голос; скучный человек. Ненужный. Фигура, снятая с доски."
"Там, где окончится эта дорога, не будет обвинений в предательстве, и смерти не будет, а станет — маленький домик на берегу моря и тихая жизнь под неусыпным и ненавязчивым надзором: до конца дней. Государя Атанамира нельзя упрекнуть в неблагодарности: от казны не убудет, если сохранить сломанный меч — памятью о прошлых победах.
Но клинок не отковывают заново из обломков."
(Да ну?;-)) не в этом мире!)
"Издёвки, пытки, казнь — всё это значило бы одно: он, воитель Единого, всё ещё опасен, он ненавистен врагу, страшит его. Потому Хэлкар готов был принять последнее испытание, встретить смерть с честью."
Ну и э. Так Хэлкара пенсией напугали?!?! (И ее размером, извините...)
И еще одна идеологическая новация.
"Смерти ему дано не было. И он, нуменорец, не мог взять её сам[5].
[5] По представлениям нуменорцев, жизнь дарована человеку Единым для исполнения предназначения, потому самоубийство есть нарушение воли Эру. Королям из рода Элроса была дарована возможность знать, когда исполнится их предназначение, потому возможность определять день и час своей смерти в этом случае не расценивалась как самоубийство; напротив, отказавшись от этого дара, как полагали Верные, короли отвергли милость Единого."
Опять же, на всякий случай - ну, вполне вариант, допустим, но это тоже целиком достройка.
И вообще-то возможность осознанной смерти, сколько я помню, была не привилегией королей, а в целом возможной штукой для ранних нуменрцев.
(Но кажется, автора таки несколько вставляет Избранными...)
"Ближе к закату караван остановился. Нуменорец спешился, вышел на скальную площадку. Солнце било в глаза, солнце обнимало, обвивало, сжимало его жаркими лучами, и становилось нечем дышать...
Он рухнул на камни, не помня и не чувствуя, как его подняли и понесли, как положили на телегу."
Куда поехала телега, мы узнаем в следующей части.
(К другим версиям я еще потом приду, но пока скажу, что читанные что старые черновики,что версия от Иллет описывают это попадание в Барад Дур и то, что делает там Саурон, каким-то более логичным. (В одном случае он устраивает ему любимый аттракцион Учителя "смотри моими глазами", в другом - напряженно переманивает на свою сторону. А тут - "уйти, скучный..." Э? Может, он в замке сам заскучал и велел привозить интересных?)