Для начала - натуральная цитата из Лостов.
"«Воззри же: Ауле собрал шесть металлов — медь, серебро, олово, свинец, железо и золото — и, взяв часть от каждого, своей силой создал седьмой, который нарёк ти?лкал; и этот [металл] обладал всеми свойствами шести, и многими собственными. ..."
(И из этих металлов, по Лостам - то есть Утраченным Сказаниям, самой ранней толкиновской попытке написать про Средиземье, - сковали цепь Ангайнор для Мелькора, когда Валар его победили и в Валинор увели.)
И эта цитата (и само "Собрание утраченных сказаний" явно присутствует внутри мира - потому что дальше идет уже цитата из некого трактата, авто которого обсуждает эту идею:
"Слово тилкал создано необычным, нигде более не встречающимся способом сложения первых букв магических имён металлов. Не означает ли это, что и сама эта история повествует нам не о создании нового невиданного сплава, но о сотворении того, что способно изменить материальный мир?
(...)
Тилкал — это изначальная субстанция, сущность, породившая все прочие путём изменения и приспособления подобно тому, как все вещи произошли от Единого; это совершенный плод познания и свершения, Йавэ Лаурэлин[1]. В таком случае тот, кому удастся воссоздать его, способен будет производить с материей любые превращения, привнеся в плотский мир гармонию, царящую в небесных сферах, дабы поистине было что наверху, то и внизу.
Вот цель, которой я готов посвятить свою жизнь, пусть даже мне удастся продвинуться всего на шаг на этом пути…"
И да, примечание к тексту поясняет нам его заголовок:
" В алхимии Нуменора плод Золотого Древа — одно из названий философского камня."
Ну допустим. На правах чего, кстати, существуют "Утраченные Сказания"? Это, получается, нуменорский текст, - а откуда он взялся, такой довольно сказочный и завиральный, если люди до сих пор более-менее плотно общаются с эльфами и знают, как дело было?
Далее идет еще одна заумно-алхимическая цитата, а из примечания мы узнаем одного из "отцов" местной алхимии:
"Атанaрато Нaрион (Кв.) — «защитник людей, огненный (или сын огня)»; один из первых алхимиков Нуменора, чья деятельность относится ко временам правления Тар-Анариона (1280–1394). Среди прочего автор трактата «Книга символических фигур», в котором в форме речей, обращённых к подмастерью, подробно описывалось создание Великого Преобразующего (философского камня) в сфере творения. Сам трактат не сохранился и известен по отрывкам, приводившимся в алхимических источниках более поздних времён."
То есть, относительно начала действия текста, умер этот товарищ где-то 400 лет назад.
Тут же начинает проявляться некий персонаж, видимо, наследственный алхимик:
"Таким путём шёл мой отец, открывший секрет Золотой Купели, в которой тусклый и тяжёлый свинец претворяется в капли чистейшего золота[3] — открытие, коим снискал он особую милость и благосклонность Тар-Минастира, более же того — наследника Киръятана. Воодушевлённый расположением государя, отец продолжил опыты с подвижным серебром и жёлтой солью[4], однако вскоре здоровье его начало ухудшаться, и, к моему прискорбию, он скончался."
Примечания велят нам иметь в виду, чтобы мы-то насчет золота не обольщались:
[3] Увы, почтенный алхимик всего лишь открыл способ разделения природного сплава свинца и золота путём купелирования, ранее неизвестный людям Запада.
[4] Ртуть и аурипигмент (сульфид мышьяка).
...ну и понятно, да, что такие реактивы, видимо, до добра не доведут даже нуменорца.
Ну и наконец - повествование становится повествовательным!
"Когда умер отец, Нуламир ощутил не горе даже: опустошённость. Осталась лаборатория Орондира, его записи, вещества, с которыми он ставил опыты. Осталось неизменным всё — не было лишь его самого, и сын, привыкший быть сподвижником и подмастерьем, не знал, что ему делать дальше. Три дня провёл он в бессонном бдении, лишь изредка утоляя жажду глотком воды, пока не осознал вдруг: тело отца покоилось на ложе, не тронутое тлением."
Ну в общем да, если кого-то усиленно травить мышьяком, он может естественным образом забальзамироваться.
Наш герой заинтересовался:
"Едва дождавшись окончания траура, Нуламир вернулся в лабораторию. Вне всякого сомнения, разгадка таилась в веществах, с которыми в последнее время работал отец. По всей видимости, частицы и пары этих веществ пропитали его тело, создав преграду для разложения. В смерти отец обрёл бессмертие, которое безуспешно искал при жизни. Следовало проверить эту догадку, провести опыты, осмыслить случайное открытие. Конечно, это не чудодейственная панацея и не претворение свинца в золото; но Нуламиру нужно было с чего-то начать жить заново, и он ухватился за первую же возможность."
Есть подозрение, что теперь он изобретет бальзамирование.
Но пока у него, кажется. более всеобъемлющие идеи (и это их фрагмент мы читали вначале):
"В работе, имевшей прямое касательство к смерти, душа Нуламира начала пробуждаться к жизни. В то время он много читал; древние предания странным образом успокаивали, дарили если не утешение, то равновесие. Именно тогда он и обратил внимание на текст «Об оковах Мелькора[6]», в котором его особенно заинтересовал рассказ о создании тилкал. Удивительным образом совместившись с недавно пережитым, предание навело Нуламира на мысль о системе, объединявшей в единое целое все открытия его предшественников. "
Королей эти изыскания пока вполне устраивают:
"Минастир, кажется, понял, что за мысль ведёт Орондириона. Временами государь приглашал алхимика в Одинокую башню, где вёл с ним долгие философские беседы. Эта обязанность не тяготила Нуламира, и время он не считал потерянным: государь Минастир воистину умел видеть дальше других, заботясь о сиюминутных нуждах и ближайшем будущем Острова, способен был прозреть будущее более отдалённое и полагал, что труды, подобные трудам Нуламира, могут стать его основой. Даже и после того, как власть перешла к Киръятану, положение алхимика оставалось неизменным."
А, вот и до бальзамирования дело дошло!
Умер Мардил - помните, он в Линдоне (траву красил) стоял с нуменорским гарнизоном?
"В год, когда умер последний из ближайших сподвижников Тар-Минастира, лето выдалось невероятно жарким. Мардил скончался в столице, когда государь пребывал в Покинутых землях; последними словами старого солдата были слова сожаления о том, что он не успел проститься со своим королём.
— Он был честным и верным соратником, — суховато заметил Кирьятан. — Отец будет огорчён.
Присутствовавший при этом Нуламир почтительно предложил свои услуги. Мне, сказал он, удалось добиться определённых успехов в сохранении тел. Я буду счастлив, если возможность проститься со старым другом хотя бы немного смягчит для государя горечь потери.
Киръятан дал согласие. В конце концов, хотя Мардил и был верным слугой Тар-Минастира, он происходил не из знатного рода — значит, родня не станет оспаривать решение наследника, зато, если алхимик потерпит неудачу, будет причина по меньшей мере удалить его от двора. Киръятан был человеком дела. Нуламир его раздражал, как раздражал бы любой человек в окружении отца, занятый бесплодными умствованиями, а не деяниями, направленными к вящей славе Нуменорэ.
Предприятие, однако, увенчалось блестящим успехом."
...в общем, кажется, не все алхимиком при дворе довольны, не всем понятно, зачем "При завершении великого деяния Лебедь претворяется в Алого Орла" и какая Нуменору с этого польза.
Некоторую ТБ он, в отличие от батюшки, решил-таки соблюдать. А раз алхимия - значит, антураж будет соответствующий.
"...ещё ставя опыты на телах животных, Нуламир изобрёл и усовершенствовал маску, позволяющую защитить лицо и лёгкие от влияния ядовитых паров, и настаивал на том, чтобы его подмастерья работали в перчатках и одежде из вощёной кожи. Маска со стеклянными глазами и длинным клювом, наполненным целебными травами, выглядела устрашающе; работа начинала казаться странным ритуалом, мрачным лицедейством, которое запретно видеть непосвящённым. Впрочем, и без того как бальзамирующий состав, так и манипуляции с телами держались в тайне."
Но товарищу все хочется продолжить свои теоретические штудии. А наследнику - чтобы он пошел с ними отсюда
"Однако Киръятан смотрел на алхимика без приязни, считая его изыскания и рассуждения пустой тратой времени. Не раз и не два наследник напрямую заговаривал о том, что Нуламиру лучше бы вернуться к поискам средства, позволяющего обращать в золото те низкие металлы, коими так богат Остров; но всякий раз встречал отказ. До поры Киръятан смирял свой гнев, видя, что бесполезные умствования придворного алхимика развлекают отца. Но так не могло длиться вечно."
И вот Кирьятан воцаряется. Помните, в конце политической переписки была коллизия "в каноне сказано, что отец передал власть не совсем добровольно, а на самом деле..."
"О воцарении Киръятана говорили разное. С лёгкой руки князей Андуниэ по Острову ползли слухи, будто наследник принудил короля передать ему скипетр и власть; однако Нуламиру лучше прочих было известно, что это не так. "
В общем, дезу, конечно же, распространяют Верные!
"Нуламир готов был покинуть Остров в тот самый день, как ступил на Неведомый путь его царственный покровитель. Однако Тар-Киръятан разгадал его замысел. В день смерти Минастира придворный алхимик был доставлен во дворец, дабы узнать волю государя."
Государб желает мумию папеньки. Допустим, что нуменорцы прониклись бальзамированием на волне поисков бессмертия - идея вполне каноничная.
Но почему покинуть Остров?
"
Атандил Тар-Киръятан славился вспыльчивым нравом и долгой памятью как на доброе, так и на худое, к тому же не терпел, когда кто-либо оспаривал его волю. Несомненно, он не забыл и отказ строптивого алхимика продолжать опыты с преобразованием металлов, однако немедленно карать его не собирался.
— Также я хочу, чтобы все твои записи и записи твоего отца были переданы ученикам и подмастерьям, и чтобы ты передал им также изустно все знания, кои не счёл нужным записывать, не утаивая ничего.
Иными словами, дальнейшая судьба Нуламира была предрешена. Когда приказ короля будет выполнен, ему останется только со всей возможной поспешностью покинуть Остров и уповать на то, что Тар-Кирьятан не станет преследовать его и посмотрит сквозь пальцы на исчезновение опального придворного алхимика."
Звучит так, как будто для Нуменора это обычное дело: ты не ужился с королем / придворными - ты уехал с Острова. А между тем нуменорцы еще не так много поколений как активно осваивают побережья в смысле постоянных поселений. а не плаваний туда и обратно. Так что мне не хватает как-то пояснений - давно так делают? часто так делают? (Зачем так делают? А иначе что? Убьют, в тюрьму посадят?)
...и да, кажется, загадочный политэмигрант из прошлого сюжета разгадан. О, тогда понятно, что они с социалистом-утопистом нашли друг жруга, этот - такой же любитель гнать заумную теоритю!
Благо, на несут следующую цитату:
"Предания гласят, что Бауглир обрёл могущество в мире, ибо большую часть своей силы вложил во всё, что есть плоть Арды. Однако, получив Совершенный Плод, с его помощью мы сможем очищать не только металлы, но и самих себя, избавившись от порчи, сбросив оковы и уничтожив преграды; тогда тела наши уподобятся лучезарным фанар, а мысль не будет знать пределов.
Полагаю, что сей текст есть не что иное, как откровение, ниспосланное Единым, облеченное в форму эльфийского предания."
Тут эльфийским преданием работают, кажется, Замптки о мотивах Смльмариллиона" из "Преображенных мифов", текст поздний и филосойфский, скорее ТОЖЕ трактат, чем предание! А цитата продолжается.
"Мне говорят: однако же Валар положили пределы людям, ограничив наши владения и запретив искать бессмертия Благословенной земли. На это отвечу я: Единому ведомо всё, Валар — лишь наместники Его, и может случиться так, что им не открылся до конца Его Замысел. Ибо сказано: власть Айнур, сошедших в мир, ограничена пределами Арды; следственно, и великие вещи, что творят они, сотворены из материи Арды, коей коснулся Ограничитель. Но каменная пыль въедается в кожу каменотёса, и запах рыбы — в кожу рыбака, и частицы земли — в кожу пахаря; так и дух тех, кто творит из плоти искажённого мира, не может не затронуть Искажение, и лишь Единый пребывает в чистоте"
....короче, еще один фанат Замысла.
А между тем о нравах колоний. Нет, не в смысле безудержного колониализма!
"Поначалу Нуламир надеялся найти в нуменорских колониях пристанище и, возможно, достойный приём, ибо при дворе был человеком известным, приближённым к королевскому дому. Однако здесь он с удивлением и горечью узнал, что труды, снискавшие ему известность в метрополии и приведшие к нему прилежных учеников, Верные, проживавшие в Форолондиэ[8], почитали искажением истинной веры и мерзостью пред лицом Единого. Если в Нуменоре ему грозили лишь забвение и немилость, здесь за трактат «Йавэ Лаурэлин» карой могла стать смерть. Опасность заставила алхимика не только со всей возможной поспешностью покинуть Королевскую землю, но и сменить имя. Нуламир исчез; по дорогам Средиземья побрёл вперёд человек по имени Орондирион."
Ага, то есть на острове его ожидали только "забвение и немилость", то есть никаких санкций лично к нему не применили бы. Ну, ко двору не пускали. Но он же по идее может заработать своими же идеями, если "умственный климат" Нуменора уже поехал в сторону поисков бессмертия, желающие наверняка найдутся. Так почему же он был ВЫНУЖДЕН уехать??
Едем дальше. Итак, в колониях живут Верные (мы к ним еще чуть позже вернемся) и они могут предать смерти за.... философский трактат? На каких основаниях и как именно? Отдать под суд местных властей? Растержать толпой? /подослать убийцу? (И вообще, ужасные, конечно же, люди. Даже вспыльчивый наследник, как выясняется, ничем не проявит свою вспыльчивость на практике, а эти непременно убьют.) И королевская власть никак не заинтересуется тем, что в ближайших к острову колониях вылезли какие-то новации на ниве правосудия?...
Наш герой двинулся дальше. И это опять, простите, приветы от сериала, хотя наверняка зародились независимо от него. Храм Ниенны помните? Ну так вот:
"В Хъяралондиэ[9] дела обстояли несколько лучше. Здесь хватало людей незнатных... Местные обычаи заметно отличались от привычных: конечно, здесь так же верили в Единого, но молились не ему, а Валар-покровителям: Владыке Вод, Повелителю Ветров, Ниенне Милостивой, Эстэ-целительнице… Сперва это неприятно удивило. Потом алхимик понял: в Нуменоре, хранимом от любой беды, можно было возносить хвалу Единому, однако ему, столичному жителю, никогда не приходило в голову интересоваться тем, во что верят пахари, пастухи и рыбаки. Те, кто переселился в Хъяралондиэ, происходили в основном из небогатых семейств и простонародья. Здесь, где случались засухи, суровые зимы и бури, мудрее было обращаться не к недостижимому Единому, но к Его куда более близким и понятным предстоятелям."
И таки немного географии из примечаний.
С учетом с предыдущей локации, где за трактат будут убиват.
"Фороло?ндиэ (Кв.) — «северные гавани»; кратк. Фолло?ндиэ. Первоначальное название северной колонии Нуменора (Арнор).
Хъярало?ндиэ (Кв.) — «южные гавани»; кратк. Хъялло?ндиэ. Первоначальное название южной колонии Нуменора (Го?ндор)."
Вот это то, про что я уже говорила, и что меня неимоверно удивляет. Утаскивание Третьей эпохи во Вторую.
Насколько я представляю, как раз никаких масштабных колоний на месте Арнора исходно нет, потому что на берегу там Линдон. И Арнор возникает только тогда, когда туда заносит Элендила с кораблями.
А тут у нас какое-то отдельное гнездилище Верных, да еще с дикими нравами.
А в Акаллабет, например, сказано так:
"От всего этого Друзья Эльфов остались в стороне. Они одни плавали теперь на север, в земли Гиль-галада, поддерживая дружбу с эльфами и помогая им в борьбе против Саурона; гавань их близ устьев Великого Андуина называлась Пеларгир. Те же, кто называл себя Людьми Короля, плавали далеко на юг; твердыни и крепости, что возвели они, оставили свой след в легендах людей."
И во-первых, это более поздняя ситуация - там описываются времена Тар-Анкалимона, сына того Атанамира, что дейсвует в прошлом рассказе, и значит, - внука короля, который у нас только что воцарился в этом. А поскольку верные завелись там, видимо, не рывком, то они уже есть там в этой истории как минимум при прадеде Тар-Анкалимона...
А кроме того - в "земли Гил-Галада" они именно что плавают, а главное место жительство - у них как раз на территории будущего Гондора.
И есть много каких-то подробно неизвестных нам колоний Нуменора на юг и восток, которые ниенну, вроде бы интересующуюся землями в ту сторону, вообще не интересуют.
В общем, заметим, что версия поселений нуменорцев на с-з побережья тут своя и своеобразная.
При этом, судя по ЧКА-шной "Повести Лет", по эита "южная" (и, возможно, неканонические "северные") колонии рассматриваются как какие-то целостные владения:
"с. 1800
Основание южной колонии Нуменорэ (Хъяралондиэ, позднее Гондор)."
"2219
Нолондил официально становится арандуром (правителем) Южной колонии."
"3102
В Нуменорэ к власти приходит Ар-Гимилзор (2960–3177). Начало открытых гонений на Верных. Неугодные королю отправляются в ссылку в Северные колонии, за которыми окончательно закрепляется название Арнор."
...хотя, кажется, о каких-то более крупных единицах управления, больше отдельных горов, мы ничего не знаем. Так что это опять "опрокидывание" Гондора на эпоху назад.
Ну и да, как я понимаю, про эти "южные колонии" еще будет история про сожжение ведьмы, но пока местному губернатору просто золотишка захотелось.
"Однако местный губернатор каким-то образом прознал, что за книгочей поселился неподалёку от южных отрогов Эред Нимрайс; слухи о «делателях золота» дошли и до него, так что он приказал доставить отставного алхимика в свою резиденцию и в весьма любезных выражениях предложил своему учёному гостю продолжить опыты на благо Хъяралондиэ; в противном случае жизнь достойного сына Орондира может сложиться менее приятно, чем он предполагал.
Нуламир Орондирион бежал снова: за граничную реку..."
И появился в Ханатте, мы его там уже видели.
"Поклонялись здесь тоже вовсе не Врагу, как уверяли в Нуменоре. В сущности, здешний Арэ-Уммарат с двумя своими детьми — те же Ульмо, Уинен и Оссе; и, хотя в Нуменоре не было храмов Валар, святилище морского божества показалось Рандо удивительно красивым и соразмерным, красота же, по его мыслям, была угодна Единому. "
А в Нуменоре живут, видимо, ээээ, идиоты - плавают-плавают и не знают. кому тут поклоняются. Причем идея перепутать с Врагом морское божество странна отдельно - ни Мелькор. ни Саурон воду как-то не жаловали.
Рандо-Нуламир принес местным мастерам пользу в смысле ТБ:
"Когда молодой правитель Нан нар-Самирра решил перестроить морской храм, Рандо возымел желание посмотреть, как работают местные мастера.
Самым большим потрясением стали зеркала маяка. Вот она, золотая амальгама, сгубившая отца — золото в смеси с подвижным серебром; и мастера определённо знают о ядовитых испарениях, работают в многослойной провощённой одежде из ткани. Конструкция их масок показалась Рандо не слишком удачной; он предложил свою, чем немедленно заинтересовал и расположил к себе зеркальщиков, и сам не заметил, как начал работать вместе с ними."
Но сам он продолжал следовать правилу "в любой непонятной ситуации пиши трактат", потому что словил очережное "откровение Единого" (маска, что ли, все-таки плохо от паров защищала??)
"Перед золотым оком с сияющим зрачком великолепного алмаза он застыл надолго, увидев овеществлённой алхимическую аллегорию возвышения духа, о которой писал в своём трактате: от многоцветья возможностей и путей через очищение к чистому свету Единого."
А тут и знакомый нам правитель-философ пожаловал, читать.
" Спустя два десятка лет не вспоминались ни дни, когда умирал отец, ни требования Киръятана, ни королевская немилость, ни гонения «друзей эльфов»: только цветущие сады и благоуханные деревья Нисималдар, зелёные поля Эмериэ, величие и красота Арменелоса, часы, проведённые в священной тишине библиотеки Мар Илъянолева Арменелоста[10], столетние сосны, лиственницы и Орлиные скалы северного полуострова, налитые сладким солнечным соком виноградные гроздья Хъярнустара, белые пески юга и зелёные поля Восточных земель…
[10] Мар Илъяно́лева Арменело́ста (Кв.) — «обитель всякой мудрости в Арменелосе»; университет."
(Из университета у нас кто-то из нуменорцев-назгулов вроде еще будет.)
Но у меня вопрос - какие "гонения Верных", если речь идет еще о Нуменоре непосредственно? Они и там его гоняли? Вообще я бы, увидя такую фразу без контекста, решила бы, что гоняли ИХ (и это тоже еще рановато), но тут скорее, боюсь, - они кого-то...
"На Острове изначально действительно было всё, что может понадобиться людям, — невесело думал он потом. К чему же золото? Чтобы носить золотые облачения, щеголять золотыми перстнями, пить из золотых кубков — и упокоиться в Долине Гробниц в золотых ризах? Золото могло бы пригодиться в торговле — вот только государь Киръятан не собирается ни с кем торговать, а его наследник Аурендил и того менее. Торговать нет смысла, когда можно всё взять силой, когда ты для всего прочего мира — король людей. Прекрасно было бы жить во времена Тар-Алдариона, когда никто не мечтал о завоеваниях — лишь о том, чтобы открывать новое, находить новых друзей, учить и учиться самим. "
А что, реально им за 2000 лет так и не пришла в голову идея торговли? Сначала просто плавают и смотрят, затем сразу грабят??
"Атандил Киръятан мечтает не о бессмертии духа, но о бесконечном продлении плотского существования. Меж тем я вижу, что люди, которым не был дарован долгий нуменорский век, те, кому не было дано благословения Валар, достигли большего, нежели мы. Мы полагали их прислужниками Врага, тёмными народами, дикарями, которых нужно будет учить всему — но они оказались равными нам, а во многом и превзошли нас"
Эээээ, а в чем именно? Ну, помимо зеркал на маяке??
"Элдар изменили наш язык, дали нам письменность и знание множества вещей, рассказали о создании мира и научили верить в Единого. Эти люди шли сами, без наставников и пастырей, сохранив свои наречия, найдя свои знаки для записи мыслей и свою веру; то, что было даровано нам, они открывали сами. Так кто же мы: избранники, преисполнившиеся гордыни от сознания собственной избранности — или дети, слишком долго жившие под опекой и не успевшие войти в разум?..
Едва завидев паруса входящих в гавань нуменорских кораблей, Рандо собрал свои скудные пожитки и покинул город Золотых Цветов, направившись от побережья на юг, вглубь материка."
То есть типа эльфы все тормозят. Ну по крайней мере, так думает господин алхимик. Но видимо, автор думает более-менее в унисон с ним. Интересный получается мир, только не Арда малость. Или вообще.
Дальше следует еще цитата из алхимического трактара (откуда мы узнаем, что " Орлу предшествует Золотая Ласточка[" (не знаю, зачем нам это ценное знание!)
А завершается все еще более позним, чем основной текст, разговором.
(1970 год Второй Эпохи, Ханатта, Койра Саабат)
Итак, алхимик завернул к шаббатниками (недалеко ушел - и, видимо, нуменорцы туда больше не ходили, я правильно понимаю?)
Но беседует он там явно не с местным жителем!
"Собеседник Нуламира был похож на нуменорца королевской крови; у него был столичный выговор, но глаза изгнанника, хотя и утратившие былую зоркость, видели ясно: это не нуменорец, да и вовсе не человек."
Это Саурон, надо полагать.
Один вопрос - а этот достойный нуменорец, он вообще хоть одного эльфа, например, видел? С чего он так бодро заключает, что "это вообще не человек"?
"— Я прочёл вашу книгу. Люди, подобные вам, рождаются раз в несколько столетий. У нас обоих мало времени, потому сразу перейду к делу.
Бывший придворный алхимик Тар-Минастира, Нуламир Орондирион по прозвищу Рандо, смотрел на лежавшее перед ним кольцо. На камень, собравший в себе тысячи оттенков зелени Жизни, суливший тысячи путей. Никогда прежде не видевший «оборотней», Нуламир всё же знал, что к вечеру камень изменит цвет: вспыхнет огнём Великого Деяния, дарящим бессмертие и возможность преображения мира."
Ну да, товарища приглашают в назгулы. Казалось бы, все предпосылки есть (и есть, хоть на полстрочки, - кажется! - нечто про концепцию колец...)
Но алхимик внезапен.
"— Почему я? Вам не нужен эликсир Жизни, не нужно превращать свинец в золото, а уж услуги бальзамировщика тем паче не понадобятся никогда. Я не маг, не полководец, не король. Просто человек.
— Не каждому человеку дано переплавить собственную душу. Вы сами не знаете своей силы.
Нуламир осторожно, кончиками пальцев тронул кольцо.
— Если бы вы пришли раньше… Если бы вы пришли раньше, я тоже отказался бы. Это великий дар. И великое бремя. Я не готов менять судьбы мира, мне и со своей судьбой это не слишком хорошо удалось. И не готов я понимать цену каждого своего шага, не готов платить. Но одно вы можете для меня сделать.
— Конечно. Я сохраню вашу книгу. Её переведут на другие языки. Будут читать."
Ха. У этой истории хороший конец, я считаю! Даже с такими завиральными идеями можно не обязательно попасть под Саурона.
"— Я могу ещё что-то сделать для вас?
— Уделите мне несколько вечеров для беседы. Не думаю, что задержу вас надолго.
— С радостью. Кстати, вы были правы: тилкал — легенда, цепь Ангайнор была выкована из железа…"
(Тем более таки интересно, откуда такая развесистая легенда завелась в Нуменоре...)
*
Но нам не случайно пдложили историю неполучившегося назгула. Следующим номером начинаются истории как раз их, всех девяти. И мы ими в ближайшее время займемся!