Вы не вошли.
Дано: анон 35+, с котом, отношениями и желанием получить новую профессию. Учёба стартует вот прям завтра, очень жду этого и боюсь, но отказываться поздно - рассрочка оформлена, платить неустойку за разрыв договора меня жаба задушит.
Здесь планирую писать про всякие интересные штуки, которые узнаю, и про то, как и чему нас учат.
Отредактировано (2024-08-31 13:19:32)
100 лет назад решили провести опыт, чтобы доказать связь внешних стимулов и реакций человека. Для этого взяли девятимесячного (что? да!) мальчика из приюта. Ему показали белую крысу, кролика, вату, маску Санты - короче всё, что можно было бы описать словами "белое и пушистое". Сначала он спокойно реагировал, играл с крысой, гладил кролика. Потом за спиной мальчика установили металлический гонг и били в него каждый раз, как ребенок касался крысы. Вскоре он начинал плакать, стоило её увидеть. Тогда мальчику снова показали кролика, вату и маску - они стали его пугать.
Говорят, врачи планировали провести обратный опыт и отучить бояться крысу и Ко. Но не получилось - принято считать, что мальчика забрали из приюта.
Когда я выбирала, куда пойти учиться, в одном месте можно было посмотреть демо-лекцию. Там и была эта история про "Крошку Альберта", так называется опыт. Спасибо нормам этики за то, как сильно они изменились.
Анон, а это у тебя первое высшее? Или это не высшее, а переподготовка?
Анон, а это у тебя первое высшее? Или это не высшее, а переподготовка?
Переподготовка, вышка есть, филологическая
Учёба стартует вот прям завтра, очень жду этого и боюсь
Поздравляю, анончик, это будет очень, очень интересно!) Вспоминаю свою учебу с нежностью.
Хороших преподов тебе!
Анон, если возможно, расскажи, пожалуйста, как устроена учеба по времени и месту? И как ты поступал, как выбирал ВУЗ и направление?
Отредактировано (2024-08-16 00:29:50)
Поздравляю, анончик, это будет очень, очень интересно!) Вспоминаю свою учебу с нежностью.
Хороших преподов тебе!
Спасибо
Анон, если возможно, расскажи, пожалуйста, как устроена учеба по времени и месту? И как ты поступал, как выбирал ВУЗ и направление?
Я пока могу мало что рассказать, осенью буду знать больше.
Ещё одна штука, которая меня поразила. Сейчас польза терапии считается доказанной (ссылок на исследования у меня нет, надо будет поискать, пока поверила на слово лектору). Но не все подходы, которые выдают за психотерапию, ей являются. Например, расстановки по Хеллингеру.
Этот самый Хеллингер родился в Германии лет 100 назад, прошел Вторую Мировую, попал в плен, вернулся, стал священником и прошёл курсы психоанализа. Ему понравилась теория морфогенетического поля. Если ей верить (а лучше не надо), у каждой человеческой клетки есть поле, в котором хранится информация обо всём организме. Хеллингер пошёл дальше и заявил, что своё морфогенетическое поле есть у любой семьи, и информацией из него подсознательно владеет каждый член.
Проблемы у человека (физические, психологические - любые) возникают из-за проблем в семейном поле. Расстановки предлагают, чтобы их исправить. Проходят они так: клиент приходит к расстановщику, который собирает группу людей. Клиент даёт каждому свою роль: кто за маму, кто за папу, а кто за умершего дедушку - и общается с ними под руководством расстановщика. Когда все члены семьи будут "расставлены" по своим местам, у клиента пройдут и боли в животе, и панические атаки.
Кто-то говорит, что ему расстановки помогли. Никаких официальных подтверждений, что это работает, нет. Люди, которые предлагают расстановки своим клиентам, существуют.
Уф, сегодня была первая практика. Ужасно волновалась, казалось, что я совсем не готова, обязательно провалюсь - и это все заметят. Потому что другие, конечно же, всё-всё знают и понимают.
Получилось здорово. Нас разделили на тройки и четвёрки, и мы уже сегодня разыгрывали сценки: один человек был психологом, другой приходил с проблемой "я не могу никому ни в чём отказать", потом менялись. Двое из нашей четвёрки были специалистами с директивным подходом, двое - с партнёрским. Познакомились, поржали, потренировались. Пока, конечно, очень не хватает знаний - что, например, делать, если к тебе приходит человек, который на все вопросы повторяет примерно одно и то же? А как вербально выразить поддержку, чтобы она не казалась формальной? А как рассчитать время, чтобы всё успеть? Очень хочется узнать всё и сразу.
Что очень удивило - открытость людей и готовность показывать свою уязвимость. Мы только начинаем знакомиться, а в группах уже рассказывают свои истории и порой настолько личные вещи, что тоже хочешь открываться. Сижу в полном восторге и восхищении - от формата и от людей, с которыми учусь.
у каждой человеческой клетки есть поле, в котором хранится информация обо всём организме
И это поле называется хромосомы!
И это поле называется хромосомы!
Да, согласна, кривовато сформулировала, была взволнована. Надеюсь, дальше из поста было понятно, что речь не о генетике, её как раз никто не отрицает.)
Практика во время болезни - чек.
Занимаемся так: каждую среду открывается новая лекция, её нужно посмотреть за неделю, в среду - практика в тройках или четверках по теме лекции, в пятницу - практика с преподавателем. Пока самое сложное - распланировать время, чтобы успевать всё делать. А ещё работа. А ещё жизнь какая-то. Первые восторги немного поутихли, со вчерашнего вечера формулирую покорректнее обратную связь по лекциям - информации очень много, много интересного и классного, но зачем я дважды прослушала краткую историю возникновения психотерапии от разных лекторов? И почему звук в одной из лекций - как будто запись через зум? Как-то некрасиво.
Сегодня думала, не скипнуть ли занятие: голова чугунная, в горле першит. Но закинулась лекарствами, а на практике втянулась, отработала, даже в сценке, которую разыгрывали, была за терапевта.
Мне казалось, буду кринжевать от этих заданий: "представьте, что вы клиент с такой-то проблемой, а ваш однокурсник - терапевт". Но неожиданно в них очень много искренности - с ситуациями, которые нам предлагают, обычно сталкивается кто-то из мини-группы, он берёт на себя роль клиента, рассказывает что-то личное, и ему очень хочется помочь. Опираюсь пока больше на свой опыт терапии. Но мой "клиент" сегодня сказал, что я заставила задуматься, и он порефлексирует сегодня после практики. Приятно.
Первая практика с преподавателем показалась довольно бестолковой - обсуждали разные антропологические практики и как они работают. С другой стороны - мы пока практически ничего не знаем, особо не развернёшься. Надеюсь, дальше будет лучше.
А ещё случайно узнала вчера, что если брать обучение в рассрочку и гасить досрочно - получается сэкономить. Жаль, не узнала об этом сразу же, но всё равно платить ощутимо меньше.
Как меня вчера триггернуло на практике. Сначала ничего не предвещало. Новый препод - вроде располагающий и приятный. Смотрим фрагменты сессий известных терапевтов и обсуждаем, как они работают, как себя чувствуют клиенты, а почему и т.д. И тут преподаватель включает новое видео - и меня почти моментально коротит.
К терапевту обращается мужчина, который явно нервничает. И с первых минут терапевт ему говорит: "Смотрите, ответственность за этот разговор на мне. Я тут специалист, а ваша задача - отвечать и не нервничать. Вот и не нервничайте". Я чуть утрирую, конечно. Но ощущения от этой сессии - как от приёма у гинеколога в клинике по месту жительства. Сидишь в кресле, кабинет на первом этаже, смотришь в окно, на половину замазанное белой краской, и стараешься расслабиться.
Сама, конечно, виновата, что на себя моментально перенесла. Мужчине-клиенту было ок. И большинству из нашей группы понравилось. Надо будет пересмотреть и другие тоже глянуть.
Весь день вчера ходила и думала про это занятие. К вечеру сформулировала, чего меня понесло за этим образованием. Я сама очень нечасто чувствую в жизни неодиночество. Это никак не связано с моим статусом и образом жизни. Я живу не одна, у меня есть семья, друзья, они меня любят, я люблю их. Мы много говорим и обсуждаем всякое, слушаем и поддерживаем друг друга. Несмотря на это почти никогда не получается с кем-то почувствовать что-то в унисон. Таких моментов мало, но они помогают удержать кукуху и пережить очень плохие дни и месяцы.
Мне очень хочется быть психологом, который будет помогать - пусть иногда, пусть изредка, пусть ненадолго - чувствовать другим своё неодиночество. Мне кажется, это очень много. До этого, правда, учиться и учиться.
ТС, а вам объясняли, что делать с теми переживаниями, переносами и контр-переносами, которые у вас во время "практики" возникают и после? Или каждый сам это как-то переваривает?
Мне очень хочется быть психологом, который будет помогать - пусть иногда, пусть изредка, пусть ненадолго - чувствовать другим своё неодиночество.
Когда дойдете до изучения профлексии, обрати на это внимание.
ТС, а вам объясняли, что делать с теми переживаниями, переносами и контр-переносами, которые у вас во время "практики" возникают и после? Или каждый сам это как-то переваривает?
У нас есть возможность тут же озвучить преподавателю и/или после прийти с этим к куратору или преподавателю. Или самостоятельно вариться в этом или отнести к своему терапевту. Когда обсуждали все правила, нам несколько раз подчеркнули, что при возникновении дискомфорта, лучше не пытаться самостоятельно с этим справиться.
Когда дойдете до изучения профлексии, обрати на это внимание.
Обязательно)
Ну, с днём, когда я услышала про чакроанализ и прохождение родового канала. Не на лекции или практике, разумеется. С одной стороны, наверное, главное - чтобы человек получал пользу. Если считает, что ему это помогает, то и бог с ним. С другой - меня пугает количество людей, которые готовы продавать недоказательные услуги и покупать их. Ну и наверняка есть те, кто считает, что можно какие-то тяжёлые состояния лечить прочисткой чакр.
Сегодня день печали и самобичевания. После новой лекции была домашка: посмотреть сессию, разобрать все действия терапевта и проанализировать, что он делает, зачем, что делает правильно, что - не очень, а после еще посмотреть разбор от другого специалиста. Терапевтка мне не очень понравилась, какие-то косяки (вероятно, намеренные), я увидела даже сейчас. Но всё равно очень сложно представить, что я смогу так же - когда у тебя каждое действие подчинено общей цели и ты уже наперед видишь, куда и зачем ведешь клиента.
Очень жду своей сессии с терапевтом, потому что интересно, как она со мной работает. У меня ощущение, что я направляю наш разговор и каждый раз приношу разные детальки, чтобы собрать общую мозаику. Темы, на которые мы выруливаем, одни и те же, но заранее не подготовишься - что я принесу, как пойдет сессия.
На этой неделе месяц со старта учебы, пока чувствую преимущественно усталость. Не знаю, как вывозят женщины, которые рожают в 35+. Я от увеличения нагрузки на пару часов в день уже немного умираю, а у них далеко не пара.
Говорят, люди после психотерапии расстаются. Возможно, еще чаще пары распадаются, когда один начинает более автономную жизнь и новую учебу. Надеюсь, это не наша история. Но, если бы я знала заранее, лучше подготовила бы почву. А то, кажется, со стороны мое решение казалось слишком внезапным.
Всё еще очень жду, когда мы начнем более подробно изучать разные подходы, их инструментарий, говорить о структуре сессий. Пока добрались до сеттинга. До сегодняшней практики надо было написать информированное согласие для будущих клиентов. Раньше я с ним не сталкивалась, но кажется логичным - составить файл с основными правилами и ответами на вопросы, которые могут возникнуть, и отправлять его до первой сессии.
Обложилась в понедельник разными образцами и пыталась написать свое. Очень хотелось сделать это максимально по-человечески, без пустых бюрократических формулировок. Люди и так часто приходят к психологу не в лучшие моменты жизни - не хочется их с порога встречать максимально формальным документом.
Сегодня на практике разыгрывали занятные сценки - например, что делать, если клиент систематически опаздывает минут на 15. Или, наоборот, не хочет завершать сессию и уходить. Я разгулялась в рамках своей роли и чувствую себя немного виноватой перед моей сокурсницей, которая не смогла вернуть в меня в берега. После мы всё разобрали, я постаралась её откомфортить - и к куратору вернулись уже в собранном состоянии. Но все равно хочется быть мягче и бережнее, когда с тобой общаются так же.
Неожиданная побочка учебы - у меня меняется взгляд на людей. Говорят, иногда материнство так влияет - ты видишь человека, можешь представить его ребенком и видишь его уязвимость. Я своих сокурсников детьми, конечно, не представляю. Но на практиках мы много рассказываем о себе - и успешные взрослые люди говорят о своих сомнениях, или страхах, или проблемах, или тяжёлом опыте. После этого хочется в людях, которых встречаешь, разглядеть его самого, без чего-то наносного, механизмов защиты и прочего. Даже если вы очень разные.
Меня в детстве много таскали по врачам - очень быстро садилось зрение. Врачи разводили руками, говорили, что делают всё, что могут, гарантий, что поможет, нет. Тогда родители от отчаяния стали возить по святым местам, искать прозорливых священников, а как-то привели к бабке. Хотя казалось бы - люди с высшим образованием, критическим мышлением и прочим.
Про бабку я благополучно забыла и не помнила вот до этих выходных. Общались в компании, девушка упомянула одну травму, я отреагировала - о, у меня она же, но спасибо терапии, знаю, как с этим жить, шрам больше не болит. После этого разговорились лично. Она много рассказывала о себе, своем детстве, как лечит КПТСР, ходит к психиатру, терапевту, но ей кажется, не особо помогает, спрашивала, как я справилась.
Когда сказала, что моя терапевт работает в гештальте, погрустнела: "Нет, я думаю, гештальт мне не поможет. Вот я в прошлом году проходила родовой канал, и мне прямо полегче стало после практики. Хотя, может, и антидепрессанты помогли".
Не задумывалась до этого, что это привилегия - спокойно верить в докмед и перебирать разные подходы и способы. Не сталкиваться с таким отчаянием, когда хватаешься за всё подряд и начинаешь верить в чудеса, бабок и родовые каналы.
Если выбираешь психоанализ, к терапевту ходишь минимум 5 лет 2-3 раза каждую неделю. Узнала об этом сегодня, до сих пор хожу под впечатлением.
Вот тут подкаст с прекрасной Аней Карповой, которая рассказывает о своём опыте. Она ходила к своему психоаналитику 10 лет и в этом году завершила терапию. Не потому что денег больше нет, или с какими-то темами неприятно работать. А реально завершила.
Саму в психоанализ не тянет, после этого курса я выберу другой подход. Но опыт любопытный.
Я думала, это элементарно - понять, с кем я не хочу работать. Всё же просто. Я вряд ли смогу поддержать и принять человека, который считает, что одна группа людей по факту рождения лучше другой. Поэтому вряд ли смогу помочь расистам, сексистам или гомофобам.
На последней практике надо было отработать одно упражнение в парах. Сначала один говорит о своей проблеме из роли клиента, а второй ведет его из позиции психолога, потом меняемся. Меня поставили с очень милой и деликатной девушкой. Она нервничала, я старалась её поддержать. А потом, в какой-то момент, она между делом упоминает профессию мужа. И вот тут мне становится сложно. Потому что уже есть симпатия, человек говорит: "Я не хотела рассказывать так много, но почувствовала, что могу тебе довериться". Но есть ряд профессий, которые я не понимаю. Мне кажется, что у их представителей и их близких совсем другие ценности и взгляды на жизнь, чем у меня. Мне бы не хотелось работать с ними. И я была почему-то уверена, что их близкие другие - не так говорят, иначе ведут себя, о другом переживают. А люди, сюрприз, снова все разные. Сложно.
Когда я начинала вести бб, думала, что тут будут прикольные посты про разные эксперименты и исследования, много личного опыта и какие-то помогающие методики. Эксперименты и исследования в основном грустные и уже не слишком этичные. О многом из опыта писать тоже не слишком этично - мы на практиках много говорим о личном, и это не хотелось бы вытаскивать даже в максимально анонимизированной форме. Помогающих методик на горизонте не видно.
Анон, подскажи плз, твое учебное заведение - случайно не *******?
Если да, можно несколько вопросов в личку?
Отредактировано (2024-10-10 12:56:50)
Анон, подскажи плз, твое учебное заведение - случайно не Пс***д**ия?
Если да, можно несколько вопросов в личку?
Да, оно) И да, можно
Напиши, как я тебе могу здесь написать
Отредактировано (2024-10-10 12:37:13)
Однокурсница определилась с подходом, в котором хотела бы работать, и пошла на дневной интенсив по нему. Им дали немного теории, выдали протокол и отправили практиковаться в тройках с супервизором.
Сейчас она рассказывает ужастики про в том числе практикующих психологов, у которых не хватает базы. Не знают, как налаживать контакт с клиентом и как его восстанавливать, если он теряется. Плоховато с соблюдением этического кодекса и эмпатией. А мы не понимали, почему столько времени топчемся на этих темах и отрабатываем со всех сторон. Или почему у нас не берут на курсы по разным подходам, если нет базы.
На практиках мы часто отыгрываем сценки психолог-клиент. Обычно нам предлагают постановочные кейсы. Когда ты в роли клиента, стараешься, конечно, как-то адаптировать под себя, чтобы вышло поестественнее, но не всегда получается. Мне как-то выпало играть клиента, который к концу сессии почти расплакался и отказался уходить из кабинета психолога. Совсем не моя история, ее никак не адаптируешь.
Но иногда мы берем реальные ситуации и обсуждаем то, что действительно тревожит. В первый раз это было ужасно тяжело. Я продержалась минут 12-13 в роли психолога и потом чувствовала себя просто выпотрошенной. Сегодня спокойно отработала 17 минут, остановили сценку по желанию клиента - и чувствую себя нормально.
Ещё из приятного - однокурсница рассказывала о ситуации, которую я очень понимаю, сама с похожим сталкивалась. И я ей сочувствовала, при этом оставаясь на своём месте, и смотрела, что может помочь, не проваливаясь в эту ситуацию. Недавно не вовлекаться было очень сложно, хотелось забить на всё и броситься утешать человека так, как я привыкла это делать. А сейчас ты вроде остаешься собой, берёшь лучшее от себя: внимательность, желание поддержать, свой опыт - и соединяешь это с профессиональными знания, которых понемногу становится больше.