Вы не вошли.
издательская модель действительно устарела
Ну так нынешняя модель нам устроила затоваривание рынка примитивом и обвал оплат авторам. И переложила на авторов затраты на продвижение и рекламу.
Дело не в том что она устарела, дело в том что она устроила жопу отечественным авторам. Да и редакторам, которым приходится много работать с плохими текстами, в итоге с текстами особо не работают, тоже спихивают на авторов.
то, что может реально иметь смысл, это литературные курсы с настоящим обучением и наставничеством, а не поглажками
Похоже что настоящим наставничеством мало кому нужно заниматься. И опять же, пока не изменится издательская модель, наставничеством заниматься не будут, потому что смысла нет. Если ты попал в формат и в моду, тебя и так издадут, и ты получишь свои копейки. Если ты не попадаешь в формат, тебя и не издадут, и зачем улучшать и наставлять тебя. Издательствам этого точно не надо.
Смотри кейс академии Эксмо, где брали деньги за то что рассказывали, как издательства отбирают книги в серию и что надо писать как "Мара и Морок".
Поглажки это благодарность за принесенные деньги. Серьезные разборы часто неприятны, указывают на ошибки, дают советы переделать, называют слабость своими именами, и плюс это всегда вкусовщина разбирающего, что тоже риск для автора. Поглаженный автор может прийти на другой курс, серьезно разобранный может расстроиться и уйти.
Да и в целом кому это вообще нужно? Ради чего?
Тем, кто хочет быть писателями. Ради денег (которые заработают эти курсы). Например, я б на такие пошёл и заплатил.
Дранон.
Серьезные разборы часто неприятны, указывают на ошибки, дают советы переделать, называют слабость своими именами, и плюс это всегда вкусовщина разбирающего, что тоже риск для автора.
Есть смысл в серьезном разборе от человека, который во-первых хорошо умеет это делать и понимает что и зачем делает, во-вторых, заинтересован в конкретном тексте. Откуда такие беруться я не представляю, это фантастическое везение для автора, встретить такого человека.
Ради денег (которые заработают эти курсы). Например, я б на такие пошёл и заплатил.
Я не представляю каких фантастических денег должно стоить то о чем ты говоришь. Вспомнилось почему-то издательство из Маятника Фуко Там тоже жаждущих издавали с золотыми обрезами
Отредактировано (2024-05-09 14:23:58)
Поглаженный автор может прийти на другой курс, серьезно разобранный может расстроиться и уйти.
Вот именно. Поэтому такие штуки можно открывать только без цели заработать деньги, а значит, на постоянные дотации.
То есть как я это вижу: первоначальный отбор перспективных авторов среди самотёка, кропотливое огранение бриллианта, подготовка к выпуску, выпуск электронки (!) с вложениями в рекламу, изучением ЦА, таргетом и прочим, лимитированный и дорогой выпуск в бумаге с иллюстрациями, цветными обрезами и прочим, мерч, встречи с автором, в тч в разных городах.
Таким всякие группки энтузиастов от литературы вполне занимаются, я в чём-то таком участвовала однажды. Был паблик вк с рассказами, туда периодически объявляли набор авторов - надо было прислать текст, его разбирали и, если он казался штатным редакторам паблика годным, тебя принимали в число авторов. Надо было каждый месяц, что ли, сдавать текст, на него всегда писали подробную рецензию, разбирали ошибки и тд, потом вывешивали на стену. Периодически на донаты издавали сборники с лучшими работами, но, понятное дело, довольно малым тиражом. Это всё, конечно, авторам какие-то копейки приносило, если вообще приносило, но я знаю пару человек, которые так себе аудиторию и связи наработали и издались.
То есть как я это вижу: первоначальный отбор перспективных авторов среди самотёка, кропотливое огранение бриллианта, подготовка к выпуску, выпуск электронки (!) с вложениями в рекламу, изучением ЦА, таргетом и прочим, лимитированный и дорогой выпуск в бумаге с иллюстрациями, цветными обрезами и прочим, мерч, встречи с автором, в тч в разных городах.
Современная бизнес модель такого не предусматривает, или использует для очень ограниченных направлений, насколько я понимаю.
В жанровой литературе от такого отказались вообще. Какие брильянты, они продают стёклышки на развес по цвету.
Кажется, отдельные небольшие издательства ещё могут делать такое, потому что в принципе не могут себе позволить бизнес модель крупных издательств и вынуждены тщательно отбирать книги и авторов.
Поглажки нужны для того, чтобы твою болтологию ПОКУПАЛИ, иначе ее покупать не будут,
Так ведь обещание "здесь не будут гладить, здесь будут учить, по-настоящему, без поддавков" тоже привлечёт аудиторию. При чём она именно за этим и придёт.
Отредактировано (2024-05-09 15:11:10)
Так ведь обещание "здесь не будут гладить, здесь будут учить, по-настоящему, бед поддавков" тоже привлечёт аудиторию. При чём она именно за этим и придёт.
Анон люди будут идти до первого непоглаженного. Потому что первый непоглаженный скроит козью морду и спросит, какое вы право имеете кого-то учить, когда сами ни ухом ни рылом, а ухорыльность в писеве абсолютно недоказуема дальше корова/карова, как ты сам понимаешь. А потом пойдет и всем расскажет, что тут какие-то недоучки пальцы гнут за наши бабки.
люди будут идти до первого непоглаженного
Анон, есть люди, которые хотят, чтобы их погладили, а есть те, кто хочет, чтобы их высекли, и вторых тоже дофига. И курсов, где секут, хватает.
Отредактировано (2024-05-09 15:20:21)
И курсов, где секут, хватает.
Назови хоть один.
А есть люди, которые хотят, блин, научиться новому и адекватной обратной связи, а не просто "высекли" или "погладили".
Анон, есть люди, которые хотят, чтобы их погладили, а есть те, кто хочет, чтобы их высекли, и вторых тоже дофига.
Есть даже специальные курсы, где мужиков бьют ногами, чтобы "сделать их сильнее", но дурачков не очень много.
Нет никакого подтверждения профита с курсов. Можно пообещать, что станут писать лучше - как это проверить? Да никак, если там изначально не уровень пятиклассника. Поэтому издательства обещают лучшим доступ к возможности издания (но берут лучших=потенциально выгодных на продаже, потому что это и есть их критерий). Нашим теоретическим курсам нужна тогда база и мощности личного некоммерческого издательства, и то можно будет столкнуться с печальной историей мятной сказки.
А так, ну, пообещаешь улучшение стиля. 5 человек скажут, что теперь им нравится свой текст больше, 10 - что мы личинки вождя и на нас заяву надо писать, по инфоцыганству.
И курсов, где секут, хватает.
Это курсы, как правило, других тематических направлений. Например, спорт разный, вообще работа с телом, вплоть до похудения. Писательских таких я никогда не видел. Может, потому, что авторы в целом нежные фиалки (я без осуждения)?
Какая разница, что скажут пять или десять читателей, если есть объективные критерии?
Какая разница, что скажут пять или десять читателей, если есть объективные критерии?
Какие
Может, потому, что авторы в целом нежные фиалки (я без осуждения)?
Нет, просто сечь писателя плохо помогает творчеству и мыслительному процессу.
Писательский процесс довольно сильно внутренний. В отличие от например живописи, где весь процесс виден, кроме задумывания картины. И где есть понятные правила и матчасть, которую надо изучать.
Собственно, чем больше автор пытается положить в текст эмоций, мыслей и личного, тем более внутренний и сложный это процесс. Во многом он происходит в голове. Многочисленные черновики, как у Толкина, это ни разу не правило.
И вот с одной стороны, надо работать с тем, что человек выдает, то есть с текстом. С конкретным желательно. А с другой стороны, надо побудить человека думать. Причем в нескольких пластах одновременно: идея, стиль, сюжет, фабула, подтекст (если хочется), и плюс теперь ещё куда девать текст на этом рынке, что издадут.
И при этом мы имеем дело с тем что методики обучения авторов писательству в прозе совершенно свежие. Необкатанные всерьез. У нас так тем более. И умение оценить текст всецело зависит от умения автора думать, анализировать текст, и его начитанности. И то, что очевидно одним, другие могут не видеть в упор.
Как боженька сказал.
И при этом мы имеем дело с тем что методики обучения авторов писательству в прозе совершенно свежие. Необкатанные всерьез. У нас так тем более. И умение оценить текст всецело зависит от умения автора думать, анализировать текст, и его начитанности. И то, что очевидно одним, другие могут не видеть в упор.
Продолжаю размышлять на тему.
Что у нас обкатано? У нас есть целый Литинститут. Но он был в значительной мере для образования уже пишущих людей. Не знаю никого, кого бы Лит научил быть писателем, да и поэтом тоже. Знаю что там есть, помимо собственно филологии и литературоведения, наставничество в небольших группах. С разборами конкретных текстов, для стихов ещё изучения правил стихосложения.
Наставничество было и вот у фантастов, где состоявшиеся писатели разбирали конкретные тексты молодых авторов.
В общем, у нас в некоторой степени обкатана модель личного писательского наставничества. Когда опытный автор или редактор разбирает именно твой текст и даёт советы по именно его конкретно улучшению в меру своего собственного разумения, подчеркивает достоинства , указывает недостатки. Дальше автор из этого процесса сам делает выводы и распространяет это на остальные свои тексты и писательские умения. И все это основано на личном опыте наставника и доверии к нему ученика.
Сейчас к нам пришла совершенно другая модель: давать общие наставления по тому, как правильно или желательно писать тексты в целом, которые даются в группах, иногда в больших группах, без возможности уделить кому-то внимание, либо за личное внимание требуется отдельно нехило доплатить. На это мало кто идёт, поэтому в основном наставления транслируются всей группе.
Эти наставления берутся в подавляющем большинстве из конкретных источников. Это сценаристика и пособия по ней, взятые из прекрасной триады Пропп-Кэмпбелл-Воглер, преимущественно западные пособия, хотя могут брать что-то из наших книг по сценаристике, которые появились в десятых годах. И, если я правильно понимаю, переложенные на нашу почву курсы американских creative writing, которые, емнип, тоже отчасти растут из того же корня, что сценаристика, только приправленные стилистикой и советами по прозе.
Я знаю ещё о таком варианте, который к нам с запада ещё не пришел: это когда успешного писателя приглашают прочесть собственный курс в университете. Например, Брендон Сандерсон ведёт свой курс о том как писать фэнтези, и его записи бесплатно есть на Ютубе. Но там естественно к лекциям ещё прилагаются задания и разборы, то есть это ближе к наставничеству автора как раз.
В западной версии, как мне представляется, очень не хватает теории. Это прикладные курсы натаскивания, как писать, ээ, максимально завлекательно и потребимо читателем. Как выстроить сюжет, чтобы он максимально удерживал внимание читателей, как устроено колебание читательского внимания. И это все довольно новые сведения и наставления, которые пришли где-то в последние три десятка лет 20 века. Правда, они были обкатаны как минимум на огромном количестве сценариев, то есть надо признать большую значимую практику в этой теории сюжетостроения. Видимо, они действительно сформулировали некие важные закономерности, которые раньше писатели должны были интуитивно улавливать из массива прочитанных чужих текстов, и кто лучше улавливал, строил текст более завлекательно.
В нашей версии Лита был, как я понимаю, перекос в другую сторону, в теорию. Литературоведение же учит как понимать и анализировать текст, в первую очередь на примерах классики, но не учит его создавать. Предполагается, что студенты научаются на примерах и на собственной работе создавать тексты (и что характерно, некоторые действительно достаточно научаются). Но это все долго, то есть прямо реально долго.
И вот мы имеем ситуацию, когда многие люди (что интересно, в первую очередь женщины, потому что большинство посетителей курсов женщины), существуя в интернете или в своем кругу чтения, начинают писать тексты. Их прямо реально много. И они хотят писать лучше.
И вот у нас возникает сперва CWS, которая вроде как использует западные наработки, а затем с 19-20 где-то года литературные курсы начинают просто плодиться. То есть потребность в них есть и большая. Не только у начинающих, но и у неуверенных в себе продолжающих. Интересно, что все эти школы-курсы расплодились именно тогда, когда заработки авторов сделались минимальны. Возможно, начинающие авторы видят в таких курсах возможность прокачаться, начать лучше писать и лучше зарабатывать таким образом.
И тут начинается прекрасное. С одной стороны, ситуация такая, что авторам, особенно жанровым, сейчас особо не нужно учиться. Им достаточно писать в модном жанре и направлении на некоем приемлемом уровне. Довольно невысоком, заметим.
С другой стороны, потребность у людей есть, и ее начали вовсю юзать, продавая им чуть упакованные знания из западных книжек по сценаристике и писательству и в довесок к ним среду общения. К заманухе обычно прилагаются обещания качественной обратной связи. На практике это обещание часто не выполняется. Чаще всего оно сливается отзывом в формате поглажек и указанием на "сильные стороны", каковые указания мне представляются мало полезными без указания на слабые стороны.
Ещё заманухой курсов бывает наставничество, но на практике за него хотят дохрена добавочных денег, и получают его весьма немногие. (Но штука и в том,что конкретный человек не может дать качественное наставничество большому количеству учеников! Силы и время ограничены).
Итак. Наша официальная модель обучения писателей медленная и даёт перекос в теорию. И работает с уже практикующими.
Западная модель креатив райтинг очень прикладная и без теории, при переносе к нам вдобавок теряется все что касается стиля и языка. Мы получаем довольно голую модель сюжетостроения в ее основе.
Третья модель это личное наставничество писателя молодым авторам со всеми его достоинствами и недостатками. Работает издавна, сильно зависит от личных качеств наставника, потому что хороший писатель не всегда хороший учитель, требует доверия к наставнику и сука времени и мозгов наставника.
Литературные курсы в их нынешнем виде сплошь юзают выжимки из западных моделей и потребность авторов в общении и обратной связи. Обещают намного больше чем реально дают. Элементы наставничества только за большие доплаты.
Идеальный с моей точки зрения писательский курс сочетал бы элементы литературоведения и анализа текстов, опыт западной модели и внятную обратную связь с элементами наставничества, состоящую как из поглажек, так и из обоснованной конкретной критики. То есть сочетал бы все три модели.
Но в наших условиях это определенно будет долго и дорого.
Сразу оговорюсь, я не знаю, что именно дают долговременные писательские курсы, но стоят они обычно столько, что кажется проще самим справиться. Отсутствие информации сверх рекламной при этом меня смущает, и это аргумент скорее против.
Поэтому, как ни печально, наиболее реальная и рабочая при этом альтернатива это обложиться книгами по писательству, полирнуть работами по литературоведению и работать над своими текстами. Писать и писать.
Остаётся вопрос среды общения и обратной связи. Если в фэндомах можно найти себе более менее просвещенную в теме среду общения, то в случае самостоятельных текстов автору найти себе среду и обратную связь сложно. Это дело одинокое. Либо ты находишь себе грамотных читателей, способных побыть бетами, отзываться и давать советы, и тусовки по своему писательскому направлению, а это время и соцскиллы, либо ты идёшь сейчас в те самые курсы или платные писательские чаты при них.
Я бы добавил, что Литинститут не дал (почти) ни одного значимого писателя за 100 лет существования. Исключение, по-моему, Пелевин.
Зато Лит работал на вхождение в тусовку, особенно в советское время, когда позиция писателя была институционализирована, и нахождение в Союзе писателей означало не только публикации и т.п., но и льготы и источник финансовой поддержки. Поскольку сейчас так работающей институции не существует (но не удивлюсь, если возникнет), Лит больше смысла не имеет.
что Литинститут не дал (почти) ни одного значимого писателя за 100 лет существования. Исключение, по-моему, Пелевин.
Я надеюсь, что ты сейчас пошутил.
Пелевин, который послал их на третьем курсе, да?
Пелевин, который послал их на третьем курсе, да?
По крайней мере, он там учился.
А есть еще какие-то значимые писатели из Лита?
Интересно, что все эти школы-курсы расплодились именно тогда, когда заработки авторов сделались минимальны.
Потому что это стало хобби. Люди готовы выкладывать какое-то количество денег за хобби и все.
А есть еще какие-то значимые писатели из Лита?
Советское время: Трифонов, Приставкин, Фазиль Искандер, Айтматов, Борис Заходер
Поэтов куча: Рождественский, Ахмадулина, Евтушенко, Галич, Расул Гамзатов
Из современных - Марина Степнова, Роман Сенчин, Мария Степанова, Полина Дашкова, Павел Басинский.
Даже Исмаиль Кадаре успел поучится.