Холиварофорум

Не все, что говорят на Холиварке — правда!

Вы не вошли.

#1 2024-01-19 12:46:08

Анон

O la folle entreprise du Prince de Condé [фандомное][история][yc]

Анекдоты, сплетни и другие офигительные истории про Людовика II де Бурбон-Конде, великого полководца с тонкой душевной организацией.

"Думал, будет похоже на Дюма, но когда пригляделся — батюшки, опять Пратчетт."
Из личной переписки ТС

Портрет героя: картина маслом
Литературный портрет
Хронология
Персоналии
Источники
Песенка о прадедушке героя
Батальные и придворные сцены в живописи
Принц Конде в художественной литературе
Принц Конде в фильмах

Списки в шапке обновляются.
Если нет ссылки на книгу в комментарии, эта книга скорее всего есть в разделе "Источники".
Комментировать можно :)

Что выращивал Великий Конде в Венсене?

  1. Гвоздики(голосов 6 [66.67%])

    66.67%

  2. Тюльпаны(голосов 3 [33.33%])

    33.33%

Всего голосов: 9

Гости не могут голосовать

Отредактировано (2024-06-06 08:57:46)


#176 2024-05-25 21:13:55

Анон

Re: O la folle entreprise du Prince de Condé [фандомное][история][yc]

Вернемся же к Бутвилю и его похождениям.

Скрытый текст

Отредактировано (2024-06-04 21:40:53)

#177 2024-05-26 19:14:11

Анон

Re: O la folle entreprise du Prince de Condé [фандомное][история][yc]

Мушкетерам вдогонку: для меня самая любопытная загадка сериала 2013 г. — откуда там такой интересный Ронсар, отдаленно похожий на Оскара Уайльда.
Едва ли я когда-нибудь одолею полное собрание сочинений Ронсара, но в книжках, которые мне попадались, бросается в глаза обилие роз. Кажется, это единственный человек, в честь которого точно стоило разбить сад (в его монастыре так и поступили) и назвать розу (тоже сделано). С фауной он, кажется, не настолько определился. Впрочем, я нашел сонет, где Ронсар чуть подробнее пишет о своих предпочтениях относительно цветов и птиц.

Пьер де Ронсар. К Марии. Сонет 28
Примерный подстрочник

Не очень понятно, почему роза — цветок Марса или мартовский, но в следующем сонете Марс назван крестным девушки, так что почему бы и нет.
Птицы — жаворонок, горлица и соловей, с которым, впрочем, ничего плохого не происходит.

Сонеты с комментариями
Текст я смотрел по старому печатному изданию, там нумерация почему-то отстает.

А эти стихи мне просто понравились, хотя соловьев в них совсем нет. Пусть останутся )

XCVI, Livre des Amours /Amours de Cassandre
Подстрочник

Отредактировано (2024-05-28 12:20:32)

#178 2024-05-28 14:13:42

Анон

Re: O la folle entreprise du Prince de Condé [фандомное][история][yc]

Я, наверное, не смогу пересказать всё безумие интриги вокруг губернаторства маршала д'Окенкура. Две детали меня особенно восхитили.
Первая — это путешествие письма д'Окенкура к Изабель, а затем от нее через принца Конде, Фуэнсалданью и его секретаря к Мазарини и назад к д'Окенкуру. Мир оказался ужасно тесен.
Вторая — это слухи о том, что мадам де Шатийон тщательно следила за новостями о пошатнувшемся здоровье Клер-Клеманс и присматривалась к потенциальной вакансии. Если мысль о Монпансье в роли принцессы Конде внушает ужас, то мадам де Шатийон на этом месте смотрелась бы не менее живописно. Но, к счастью для всех, Клер-Клеманс поправилась.

#179 2024-05-31 12:23:05

Анон

Re: O la folle entreprise du Prince de Condé [фандомное][история][yc]

Человек  мерил  кабинет,  останавливаясь  по  временам  и  рассматривая эстамп, прибитый у окна. На этом эстампе  был  изображен  лицом  похожий  на боевого охотничьего сокола, в парике с  тугими,  крупными  кольцами  волос, спускающимися на мужественные плечи, человек с выпуклыми, суровыми и  умными глазами. Под изображением человека помещался герб-щит с тремя цветками в его поле.
     Человек в халате разговаривал сам с собою тихо, изредка едко  ухмылялся своим мыслям. Когда он подходил к портрету,  он  смягчался,  козырьком  руки накрывал глаза, прищуривался и любовался изображением.
   — Хороший эстамп, — задумчиво сказал себе человек в халате, — очень,  я бы сказал, хороший эстамп... Великий Конде! —  произнес  он  значительно,  а потом повторил бессмысленно несколько раз: — Великий Конде... Великий Конде...  — И еще пробормотал: — Эстамп...  эстамп...  я  доволен,  что  приобрел  этот эстамп...

М. Булгаков, "Жизнь господина де Мольера"

Скрытый текст

Отредактировано (2024-05-31 17:18:39)

#180 2024-06-02 20:37:48

Анон

Re: O la folle entreprise du Prince de Condé [фандомное][история][yc]

Роберто Аланья поет арию Сида. Мне больше нравится ее слушать, чем смотреть. Зато здесь расширенная версия — не только молитва Родриго, но и ответ на нее.

Скрытый текст

Ah! tout est bien fini…
Mon beau rêve de gloire,
Mes rêves de bonheur
S’envolent à jamais!
Tu m’as pris mon amour…
Tu me prends la victoire…
Seigneur, je me soumets!
Ô souverain, ô juge, ô père,
Toujours voilé, présent toujours,
Je t’adorais au temps prospère
Et te bénis aux sombres jours!
Je vais où la loi me réclame
Libre de tous regrets humains!
Ô souverain, ô juge, ô père,
Ta seule image est dans mon âme
Que je remets entre tes mains!

O firmament, azur, lumière,
Esprit d’en haut penché sur moi
C’est le soldat qui désespère
Mais le chrétien garde sa foi.
Tu peux venir, tu peux paraître,
Aurore, du jour éternel!
Ô souverain, ô juge, ô père,
Le serviteur d’un juste Maître
Répond sans crainte à ton appel.
Ô souverain, ô juge, ô père.

Хотя обычно считается, что опера построена на пьесе Корнеля, эти стихи напрасно мы стали бы искать в его трагикомедии, хотя общие корни у них есть: обе восходят к испанской  пьесе Гильена де Кастро о юности Сида, откуда Корнель заимствовал некоторые строки и детали.

Скрытый текст

Оттуда же в опере сцена с молитвой и явлением св. Иакова.
Авторы оперного либретто — Луи Галле, Эдуар Бло и Адольф д'Эннери.

#181 2024-06-06 07:58:04

Анон

Re: O la folle entreprise du Prince de Condé [фандомное][история][yc]

Неправильно думать, что Колиньи-Салиньи ни о ком хорошо не отзывался: просто ему лучше всего давались некрологи. Вот, например, что он пишет об одном молодом офицере: "Смерть его была прекрасна и богоугодна, каковой, вероятно, не была его жизнь: ведь бедный мальчик был немного безбожник и последний развратник, но всё это прошло бы с годами. Из-за этого несчастья я был в смертельном горе и всю жизнь буду жалеть о потере храброго кавалера, который после смерти отца унаследовал шестьдесят тысяч ливров ренты, и человеком был превосходным. Дай Боже мне настолько же раскаяться в своих грехах перед смертью, как он раскаялся в своих."
Причина смерти юноши — дуэль с графом де Колиньи-Салиньи.

#182 2024-06-08 06:24:03

Анон

Re: O la folle entreprise du Prince de Condé [фандомное][история][yc]

А вот история о дуэли целиком. Дело происходит в Бордо в июне летом 1650 г.

Скрытый текст

Отредактировано (2024-06-08 07:41:35)

#183 2024-06-12 14:05:23

Анон

Re: O la folle entreprise du Prince de Condé [фандомное][история][yc]

Пытаюсь разобраться в "военных" картинах галереи в Шантийи. Это был подарок Анри-Жюля отцу, очень роскошный, но, кажется, не везде одинаково удачный. Вот что бывает, когда ребенок растет среди картин маньеристов! И я обеими руками за все виды наглой и грубой лести, но в образе Геркулеса принц Конде с досадным постоянством получается слишком похожим на разбойника. Если наберусь храбрости посмотреть на это еще раз, напишу подробнее. *
Впрочем, кто из нас способен не подражать кумирам, особенно неосознанно? Недавно я и сам сыграл роль господина принца в не самой подходящей ситуации. Пересказывать, увы, бесполезно, но было смешно. К счастью, обошлось без жертв, разрушений и аллегорических картин большого формата.

*Позорище. Не Геркулес, а император, и вообще не так всё было. Теперь уж точно придется писать. Господин Принц учит смирению и трудолюбию!

Отредактировано (2024-06-13 20:56:11)

#184 2024-06-14 00:48:22

Анон

Re: O la folle entreprise du Prince de Condé [фандомное][история][yc]

Случайно попала мне в руки вот такая книжечка:

Скрытый текст

Это перевод на русский язык путеводителя 1791 г. В нем описан не только парк, но и некоторые внутренние помещения. Конечно, комплекс зданий 1791 г., отличается и от Шантийи времен Великого Конде, и от нынешнего.
Из старинного упоминается сад Сильвии — воспоминание о Теофиле Вио. Описаны некоторые статуи, утерянные или поменявшие место после революции (как, например, статуя Великого Конде у парадной лестницы). Атрибуции не всегда точные, но любопытные сами по себе. Иллюстрации — гравюры Ж. Мериго.
Мне понравилось описание оружейного зала. Среди всяческих диковин вроде меча Генриха IV и доспехов Орлеанской Девы там показывали и доспехи Великого Конде с девятью отверстиями от пуль и следами сабельных ударов на шлеме, а рядом были размещены трофеи, захваченные у испанцев при Рокруа.

Вот как про это написано в путеводителе (пер. Н.Л. Сухачева).

Оружейный зал должен весьма заинтересовать мастеров, любителей той части нашей истории, которая затрагивает обычаи, и всех тех, кто при виде предметов, послуживших героям нашей истории, проникаются глубоким почтением. Это очень полное собрание оружия всякого рода и комплектов доспехов всех веков и различных народов. Оно разделено на коллекции наступательного и защитного вооружения. Наступательное оружие представлено целой серией всевозможных мечей, сабель, кинжалов. Среди них можно увидеть меч Генриха IV, наборы секир, палиц, боевых цепов, дубин разной формы, очень редкие ружья — начиная с первых образцов и до современных: они различаются и своим устройством. Коллекция арбалетов — ручных баллист — также весьма полна, как и серия луков, колчанов, стрел разных народов. Выделяются арбалет Франциска I и его аркебуза.

Защитное оружие представлено интересным и великолепным собранием прекрасных доспехов; здесь можно увидеть доспехи королей, рыцарей, всадников, доспехи женские и детские. Среди женских выделяются как дань уважения доспехи Орлеанской Девы. Можно также увидеть полный комплект доспехов коннетабля Анн де Монморанси, бывших на нем, когда он погиб в битве при Сен-Дени в 1567 г. При этих доспехах, пробитых выстрелом из пистолета и из мушкета, выставлены также меч и аркебуза этого старого воина.
Внимание любопытствующих также должны привлечь доспехи Великого Конде: в них насчитывают девять хорошо обозначенных отверстий от мушкетных выстрелов, а на шлеме — несколько следов сабельных ударов. Сверху, как и над панцирями иных представителей дома Конде, размещены пистолеты и мечи того же генерала и латинское четверостишие поэта Сантёя:

Armati clipeis, tecti septemplice ferro,
Sic ibant ad pugnam equites, sic bella movebant!
Illa atavis quondam fuerint victoribus arma;
Ille animus, dextra, hoc uno tutissimus ense.

"Воины со щитами, семислойным железом прикрытыми, — Так в битву ступали рыцари, так наступали в бою! Такими были доспехи победителей-прадедов; Он же порывом, десницей, с одним мечом ныне всех защищеннее".

Рядом с этими доспехами размещены трофеи: несколько знамен и флагов, наряду с оружием, захваченным Великим Конде в битве с испанцами при Рокруа, а также старое кресло, в котором 19 мая 1643 г. был убит в том же сражении генерал де Фуэнтес. На нем можно прочитать следующий катрен:

Это кресло, червивое, готических форм,
Еще привлекает взгляды потомков;
Д'Ангьен сумел в Рокруа обратить его в экипаж,
Дабы двинуться тут же к бессмертью.

Конские доспехи нашей рыцарской старины — не менее интересный предмет в этом музейном зале. Тут и наголовники, прикрывавшие в бою морду лошади, и накрупники, и полное облачение наездника, закованного от пят до макушки, восседающего на коне, равным образом облаченном в металл.

Много здесь и другого защитного оружия разного времени и происхождения: кольчуги, щиты — круглые, четырехугольные и треугольные — и даже фрагмент доспеха, каковой полагают античным.

А вот немного о Малом замке.

Малый замок современнее, меньше и проще снаружи, чем Большой, но, возможно, больший интерес представляют находящиеся в нем предметы. Во времена, когда Шантийи принадлежало семейству Монморанси, этот замок предназначался для службы охотничьего королевского округа. Покойный г-н Конде привнес в него немало улучшений. Он возведен во рву Большого замка, с которым сообщается крытыми мостами. Снаружи его украшают коринфские пилястры; нижний этаж со стороны большого рва покрыт зеленой плесенью.

Плесень тоже, что ли, какая-то историческая? Рёскин был бы в восторге.

Замок разделен на две основные части с общим для них залом. Он украшен несколькими картинами, представляющими самые красивые здания в окрестностях Парижа. Над нижним залом располагаются герцогские апартаменты. Они находятся на одном уровне с внутренним двором Большого замка, с которым сообщаются мостом, проложенным надо рвом. В передней выставлен генеральный план Шантийи, а над дверьми изображены собаки. <...> В приемной с подчеркнутыми позолотой арабесками по белому фону помещена скульптура, дорогая всем французам, — раскрашенный восковой бюст Генриха IV, сформованный с натуры.

Галерея Битв — одно из самых интересных помещений Малого замка, благодаря находящимся там картинам и ценной мебели. Здесь можно увидеть мебель Буля, мозаичные столики и стол из корня, весьма интересный.

О галерее Битв, как и обещал, напишу отдельно.

Отредактировано (2024-06-15 00:12:11)

#185 2024-06-16 14:16:19

Анон

Re: O la folle entreprise du Prince de Condé [фандомное][история][yc]

В книжке Жоржа Монгредьена (Georges Mongrédien. Le Grand Condé L'homme et son oeuvre. Hachette, 1959) есть целая глава под названием "Конде и философия". Как можно легко догадаться, собственно о философии там говорится мало, поскольку принц сочинений на эту тему не писал. Речь в основном идет о знакомствах Великого Конде с разными учеными, священниками, протестантами и янсенистами, а также о причудливых отношениях всех перечисленных между собой.

Приводится, например, такой анекдот.

"В 1668 г., на высоте борьбы с Пор-Роялем в связи с публикацией Нового Завета в Монсе, господин Принц публично спорил с архиепископом Амбрена, Жоржем д'Обюссоном де Ла Фейядом: на его постановление осудившее книгу как крамольную, Арно ответил жалобой на имя короля.
<...>"

Конде сказал архиепископу Амбренскому:

— Признайте честно, что вы осудили [книгу], не читая. Вы совсем не знаете греческого, как же вы могли судить о ней?

И господин Принц публично поставил сто пистолей на то, что архиепископ не сможет перевести три строчки из Евангелия, если ему принесут экземпляр на греческом.

— Мирянам не подобает говорить о делах церкви и судить о них, — сердито ответил прелат.

Господин принц сказал:

— Хорошо, нам не подобает судить об этом, но вам подобает вмешиваться в интриги двора и заниматься деликатными делами, а мы и не возразим ничего! Я вам все же заявляю: поскольку вы хотите заниматься нашим ремеслом, думаю, нам по меньшей мере позволено говорить о вашем.

Герцог де Ла Фейяд вмешался, угрожая отрезать носы всем янсенистам. Конде положил конец спору новой шуткой:
— Ах, сударь, умоляю вас пощадить нос моей сестры!

Отредактировано (2024-06-17 08:03:37)

#186 2024-06-17 01:35:14

Анон

Re: O la folle entreprise du Prince de Condé [фандомное][история][yc]

Малоценные соображения насчет портрета Конде работы Давида Тенирса II.

Скрытый текст

#187 2024-06-19 09:24:33

Анон

Re: O la folle entreprise du Prince de Condé [фандомное][история][yc]

Круг знакомств в семнадцатом веке расширяется сам по себе. Я вчера заходил проведать Марию Аделаиду (в ГМИИ есть ее симпатичный портрет) и обнаружил по дороге вот такую картину Франсуа Мариуса Гране (1810):

Живописец Жак Стелла в тюрьме

Напомню, что Стелла написал портрет молодого герцога Энгиенского в конце 1630-х (первый в заглавном посте). Конечно, мне стало любопытно, как в биографии этого художника образовалась столь мрачная страница. Увы, в интернете информации очень мало.
На  сайте музея сообщается следующее:

Гране  обращается к сюжету из жизни художника ХVII столетия Жака Стелла (1596–1657), обвиненного в чужом преступлении и брошенного в тюрьму. Написанное им на стене темницы изображение Богоматери помогло установить, кем он является на самом деле, и художник был освобожден.

В Википедии утверждается, что дело происходит то ли в Испании (но, похоже, Стелла туда из Италии так и не доехал), то ли в Риме. Наверное, всё-таки Рим. Стелла, фламандец по происхождению (Жак ван дер Стар), в 1623-1633 гг. жил там и дружил с Пуссеном, местами в работах Стелла это очень заметно. Оба они классицисты, но Стелла послабее. В 1634 г. Стелла получил предложение переехать в Испанию, но в итоге осел во Франции, где имел большой успех.
Что же касается Гране, то ему, похоже, просто освещение понравилось.

Отредактировано (2024-06-19 09:27:38)

#188 2024-06-20 14:48:56

Анон

Re: O la folle entreprise du Prince de Condé [фандомное][история][yc]

Итак, начнем разбираться с Галереей Битв, или, как ее называет Ф.-А. Грюйе, "Галереей господина герцога, где изображены деяния Великого Конде".
Располагается она в Малом замке — сейчас это самая старая часть Шантийи, уцелевшая во время революции. Малый замок был построен еще при коннетабле Анне де Монморанси около 1560 г., архитектор — Жан Бюллан.
Так сейчас выглядит Малый замок.

Скрытый текст

Интересующая нас галерея находится на втором этаже.
Вот планы Малого замка из каталога Грюйе.

Скрытый текст

Некоторая путаница с заказчиками перестройки 1680-х возникает из-за того, что в конце 1686 г. Великий Конде умер и титул перешел к его сыну. В это время часть работ в галерее под руководством Жюля Ардуэн-Мансара уже была выполнена, но не закончена. Считается, что одиннадцать панно работы Савёра Леконта (Sauveur Le Conte, 1659-1694) заказал сам Великий Конде, а для двенадцатого Анри-Жюль (вероятно, по совету Ардуэн-Мансара) в 1691 г., уже после смерти отца, пригласил Мишеля Корнеля — мастера сложных аллегорий. В то же время, в старом каталоге сказано, что картины Леконту в 1687 г. заказал Анри-Жюль — что, в общем, тоже правда, поскольку работа еще продолжалась и кто-то должен был ее оплачивать.

Внук Великого Конде, Луи-Анри, в 1719-1735 гг. обновил галерею (архитектор — Жан Обер (Jean Aubert)). Этот вариант оформления стал окончательным, на него опирались при последующих реставрациях.

Общий вид Галереи Битв

Что здесь не совсем так: архитектура все-таки рассчитана на осмотр в движении. На фотографиях в зеркалах обычно отражаются картины. Между тем, Грюйе пишет, что зеркала расположены напротив окон (их шесть). Окна выходят на лужайку и лес, и те  же пейзажи отражаются в зеркалах, имитируя картины.

Галерея на открытке второй половины 19 в.

В путеводителе, о котором я уже писал выше, галерея Битв накануне революции описана так:

"Галерея Битв — одно из самых интересных помещений Малого замка благодаря находящимся там картинам и ценной мебели. Здесь можно увидеть мебель Буля, мозаичные столики и стол из корня, весьма интересный.
Первая картина представляет битву при Рокруа в 1643 г.
Вторая — сражение, данное при Фрейбурге в 1644 г.
Третья — сражение при Нердлингене в 1645 г., захваты Дюнкерка и Фюрне.
Четвертая — захват Куртре в 1646 г.
Пятая — победы в Алжире в 1647 г.*
Шестая — битву при Лансе в 1648 г.
Седьмая — блокаду Парижа в 1649 г.
В глубине располагается восьмая картина, <...> примечательная изобретательной аллегорией.

Аллегорию надо рассматривать отдельно, так что вернемся к ней позже.

Другие картины представляют завоевание Франш-Конте в 1668 г., переправу через Рейн в 1672 г. и сражение при Сенефе в 1674 г. Все они, за исключением "Раскаянья...", написаны Леконтом по эскизам известного баталиста Ван дер Мейлена."

В 1792 г. картины из Шантийи были перевезены в Лувр (Центральный музей искусств). В 1814 г. их вернули принцу Конде — все, за исключением двух первых панно, которые были в Шантийи заменены на копии. В 1852 г. герцог д'Омаль забрал все полотна с собой в Англию. Вернувшись из изгнания в 1871 г., он предпринял большие работы в Шантийи (архитектор — Оноре Домье). Среди прочего, он восстановил Галерею Битв.

Во время Второй Мировой войны картины были эвакуированы и возвращены на место  в 1946 г.

Последняя реставрация галереи Битв закончилась в 2006 году. Об этом в интервью рассказывала Николь Гарнье, тогдашний главный хранитель музея. Все картины были реставрированы французскими специалистами, кроме восьмой, авторства Мишеля Корнеля, — над ней работали итальянские реставраторы. Впрочем, это полотно с самого начала выбивалось из общего ряда.

О Леконте Ф.-А. Грюйе пишет следующее. Леконт родился в семье художника. Неизвестно, у кого он учился, но его заметил Лебрен и отправил на мануфактуру гобеленов, где Леконт учился у ван дер Мейлена и до такой степени перенял его манеру, что их работы можно спутать. Грюйе полагает, что художественная ценность панно Леконта в Галерее Битв заметно ниже исторической. Зато они очень подробно отражают военную карьеру Великого Конде: одиннадцать панно включают в себя в общей сложности 72 эпизода.

*Што?.. Ажер вообще-то, речь про Каталонию. Но с Алжиром интереснее.
Опечатка во французском издании ещё ))

Отредактировано (2024-06-22 22:16:30)

#189 2024-06-20 15:02:56

Анон

Re: O la folle entreprise du Prince de Condé [фандомное][история][yc]

Нельзя просто так взять и не внести какую-нибудь аллегорию.
Нашел в старом форумном обсуждении известной выставки
Николя Ёд (Nicolas Eude). Геркулес, пишущий портрет Великого Конде. 1673.

Скрытый текст

Кто сказал "грубая лесть"? Ничего не знаю, человека с этим в академики приняли!

#190 2024-06-22 22:54:09

Анон

Re: O la folle entreprise du Prince de Condé [фандомное][история][yc]

Анон пишет:

Ажер вообще-то, речь про Каталонию. Но с Алжиром интереснеe.

Нет, я должен это картинкой внести. Опечатка была во французском издании, но в русском переводе получила комментарий.

Скрытый текст

Я не хотел тянуть баржу,
Поэтому я хожу-брожу:
Когда дойду до края земли,
Пойду бродить по морю!
Если сломается аппарат,
Стану пиратом и буду рад:
Без колебаний пропью линкор,
Но флот не опозорю!

Подвал форума

Основано на FluxBB, с модификациями Visman
Доработано специально для Холиварофорума