Вы не вошли.
Анекдоты, сплетни и другие офигительные истории про Людовика II де Бурбон-Конде — великого полководца с тонкой душевной организацией.
"Когда умру, прошу – без ликованья…"
Наталья Резник
Списки в шапке обновляются.
Если нет ссылки на книгу в комментарии, эта книга скорее всего есть в разделе "Источники".
Комментировать можно :)
Запасной аэродром: https://t.me/foliedeconde
Гости не могут голосовать
Отредактировано (2024-11-08 15:01:01)
Среди прочих событий Фронды как-то незаслуженно затерялось путешествие из Ажена в Лори.
#1652
Отредактировано (2024-08-05 13:52:42)
В мае 1652 г принц Конде неожиданно для себя захватил аббатство Сен-Дени.
#1652
Отредактировано (2024-01-27 12:38:16)
Бунт 4 июля. Дуэль герцогов. Драка Конде
#1652
Отредактировано (2024-01-27 12:50:02)
Не могу понять, что Конде выращивал в Венсене. Есть версии про гвоздики и про тюльпаны. Но его доставили в Венсен 18 января. Для гвоздик нормально, а вот насчет тюльпанов есть сомнения.
Отредактировано (2024-01-25 06:03:31)
Всегда было интересно, как барочные французы управлялись со своими модными локонами.
Оказалось, всякое бывало. Как-то на вечеринке у Гастона Орлеанского некий распорядитель случайно угодил своим жезлом прямо в шевелюру герцога Энгиенского. Тот рассвирепел, сломал злополучную палку и лично поколотил ее владельца. Идеи непротивления злу насилием явно не пользовались тогда популярностью.
Отдельно доставляют интерпретации одних и тех же событий биографами Конде и его жены.
Отредактировано (2024-02-20 01:53:33)
В 1652 де Грамон уехал к себе в Бидаш и переписывался с Конде. Они вроде как дружили, несмотря на разногласия. Интересно, что пятнадцатилетний граф де Гиш часто бывал в гостях в особняке Конде. Конде писал де Грамону, что его сын умен, внешне похож на отца и тот будет им доволен.
Те письма Конде, что мне доводилось видеть в мемуарах Мадемуазель и изданной переписке с Марией Гонзага, — вежливые, ясные и рассудительные, с уважительными формулировками и подписью типа "ваш покорный слуга". По форме не придраться, но по существу иногда издевательство — когда он из-под палки пишет отцу или кардиналу де Ришелье, например. С де Грамоном Конде гораздо ласковее, но по спокойному тону я бы ни в жизнь не угадал, что это пишет человек в достаточно напряженной ситуации и с долгосрочными планами максимум на пару дней вперед.
В окаянстве своем Конде дошел до того, что дал второму сыну, родившемуся в сентябре 1652, титул герцога де Бурбона, а не герцога д'Альбре. Впрочем, с самого начала было ясно, что этот ребенок долго не проживет. По примеру сестры Конде назвал ребенка в честь города, где он родился — Луи-Бордо. Сын госпожи де Лонгвиль — Шарль-Парис.
UPD. Старшего сына Конде назвали Анри-Жюль. Как это часто бывает с занятыми родителями, Конде после
его рождения немного отвлекся и повторно обратил внимание на мальчика, когда тому было уже пора в школу. Видимо, это случилось примерно в 1650, пока Конде был в заключении, а его жена с сыном покоряли Бордо. Второе имя ребенка было дано в честь крестного, Джулио Мазарини, и по понятным причинам не использовалось во время фронды. Так что стал он Анри-Луи.
UPD 2. Когда Конде вернулся во Францию и искал дружбы Мазарини, Анри-Луи переименовали назад в Анри-Жюля.
Отредактировано (2024-01-30 19:59:34)
Статья о письмах принца Конде в годы фронды и изгнания 1648-1659
Любопытное исследование о том, как принц использовал формулы вежливости в разных обстоятельствах. Польской королеве, например, и он, и его сын писали со всеми реверансами, несмотря на ее просьбы быть проще. Гастону доставалось уважение в открытых обращениях, а за кулисами — по обстоятельствам. С Кромвелем было сложно определиться: кто он такой вообще и как ему писать? А деньги очень нужны, поэтому писать надо. Испанцев и эрцгерцога Леопольда — своих новых работодателей — Конде уважает, но не очень, и старается держаться с эрцгерцогом на равных. Ну или хотя бы не как со своим королем. Папу римского Конде уважает изо всех сил, что вызывает некоторые подозрения: уж не наплясал ли часом господин принц на отлучение от церкви? ))
Друзьям Конде писал еще и записки без лишних формальностей. И, наконец, есть письма подчиненным, где в основном прямые распоряжения. Вот там, кстати, и экспрессия появляется по поводу каких-то событий.
Отредактировано (2024-01-26 11:40:42)
Дюма и сплетня про кондецест — это было прям внезапно. Он тут пишет, как вышло, что госпожа де Лонгвиль в начале фронды была против своего младшего брата, принца Конде.
https://coollib.com/b/586694-aleksandr- … rvaya/read
По времени, правда, не совсем совпадает. С Мартой дю Вижан Конде расстался раньше, когда стало ясно, что развод ему не светит, т.е. около 1643-44 гг. Вроде бы они больше не общались. Правда, Конде всё равно препятствовал ее замужеству, когда маршал де Грамон просил ее руки для маркиза де Сен-Мегрена. Марта ушла в монастырь в 1647 и принесла обеты в 1649 г. Но кто знает — может, госпожа де Лонгвиль была лучше осведомлена или злопамятна.
А Сен-Мегрен, неудавшийся жених Марты, погиб в 1652 г. в Сен-Антуанском предместье. Говорят, хотел лично убить Конде, но не сложилось.
UPD. Те же намеки на "слишком нежную дружбу в "Двадцать лет спустя". Не померещилось, значит.
Кто же это такой осведомленный и кому хватило наглости распространять подобные слухи? Конде на болтовню о сестре болезненно реагировал, так что, пожалуй, относительно безопасно обсуждать ее личную жизнь можно было разве что в годы изгнания принца.
Отредактировано (2024-01-28 08:54:54)
В феврале 1653 г. Конде уехал в Стенэ, чтобы перевести дух. Он уже пару раз с лета 1652 г. отказался от королевской амнистии и предпочел перейти на сторону испанцев, чтобы не признавать поражение. Выглядело это как продолжение гражданской войны. Конде ушел с остатками армии принцев. Минус полки Гастона (как неожиданно), плюс поддержка Карла Лотарингского.
Конде уже был приговорен к смерти за предательство, лишен титулов, а его имущество передано другим владельцам. Среди этих новостей ему сообщили, что королевские войска разорили Шантийи и уничтожили принадлежавшую принцу коллекцию заморских птиц, среди которых отмечен пеликан, единственный в своем роде во Франции.
У Конде было весьма свирепое настроение. Перебежчик докладывал, что Конде собирался уже в марте стать хозяином в приграничье и двинуться на Париж. Он говорил, что однажды заставит людей искать то место, где стоял этот город. О короле Конде отзывался почтительно, о королеве и парижанах — враждебно, угрожал отыграться на министрах и злорадствовал по поводу ареста кардинала де Реца. Всё это вполне правдоподобно, особенно насчет де Реца: Конде явно был из тех людей, которые непременно скажут при случае: "А я же говорил!" Ну, Конде и правда так говорил. Но кардинал тоже любил быть правым, просто не рассчитал немного. В Венсенском замке он проводил время с пользой: писал ученый труд и консультировал соседа как юрист.
Так что жалко тут в основном птичек, особенно пеликана.
#1653
В августе 1653 возле Сен-Кантена армии Тюренна и Конде стояли друг напротив друга, но никуда не двигались, потому что одному Конде не хватило бы сил, а Фуэнсалданья желал воевать с комфортом — то сиесту соблюдал, то ждал подвоза припасов. Во время паузы офицеры Тюренна ездили к Конде поздороваться. Конде сопровождали всего два человека: капитан его гвардии и еще один дворянин. Некто Пюйсегюр дружил с Конде, но служил королю. У него случился занятный конфликт интересов: Пюйсегюр не поехал на встречу, объясняя, что "хотя он весьма хотел бы иметь честь и удовольствие видеть его высочество, он все же чувствовал бы, что пренебрег своим долгом, если бы встретил его столь незащищенным и не попытался захватить в плен". Он был человек старой школы, а во времена кардинала Ришелье такой фигни не было, и плохо пришлось бы упустившему хорошую возможность.
Тюренн обниматься с Конде вроде бы не ездил, но письма писал, о здоровье беспокоился. Конде слег с лихорадкой, когда осаждал Рокруа осенью. Тюренн ему писал в октябре: "Покорно прошу вас дать распоряжение кому-нибудь из ваших приближенных сообщить подателю сего письма новости о вашем здоровье, поскольку оно меня очень беспокоит", и далее заверял в своем искреннем уважении. Просится, конечно, ответ "Не дождетесь!", но не Тюренну же. Графу де Фуэнсалданья можно было бы так ответить, но он здоровьем Конде вовсе не интересовался. Судя по его поведению, он надеялся, что если будет Конде игнорировать, тот сам куда-нибудь денется.
#1653
Отредактировано (2024-01-29 00:30:38)
В 1654 Конде всё ещё никуда не делся. Они с Фуэнсалданьей осаждали Аррас и даже писали друг другу.
У обоих был ужасный почерк. Конде пишет графу: "Не смог прочитать ваше письмо от места, отмеченного крестом, и до конца. Прошу вас рассказать мне, о чем там говорится. Если бы я сам писал хоть немного лучше, я бы вас не упрекал: но, думаю, я имею право упрекать кого угодно по этому поводу, ибо твердо уверен, что нет почерка хуже моего".
Конде с женой из "Вателя", то есть образца 1671 года. Сходство отдаленное, и очень сомневаюсь, что они так когда-нибудь позировали. Но у нас не так много киношного Конде, чтобы придираться.
Клер-Клеманс, видимо, в кокетливом образе со своего воинственного портрета.
Про арест Конде лучше Дюма всё равно не рассказать.
Говорят еще, что в день приезда в Венсен принцам не только постели не приготовили, но и еду. Где-то добыли яиц и хлеба для ужина, но вина не было. Тут Конде кстати вспомнил, что в Венсене томится его коллега — сильнопьющий ветеран и инвалид маршал Ранцау. Конде сказал, что там, где Ранцау, вино тоже должно быть. Так оно и оказалось: винный погреб был обнаружен, и жизнь начала налаживаться.
Ну, правда, потом Мазарини спалил контору, и на место Комменжа прислал душнилу де Бара, так что веселье притушилось.
Потом принцев перевели из Венсена в Маркуси, а оттуда в Гавр. На последнем этапе охранял принцев граф д'Аркур с восемью сотнями солдат. Бог весть за какие свои грехи д'Аркур в очередной раз пересекался с принцем.
Тем временем в Венсенском замке организовался дом-музей Конде. *Дюма считает, что наш принц там родился, но нет — только его сестра в 1619 г.*
#1650
#1651
Отредактировано (2024-01-27 20:48:16)
Самый, наверное, замечательный портрет Великого Конде — очаровательная работа Давида Тенирса II 1653 г.
Картина совсем небольшая — 22×16, написана маслом на меди. Вещь редкая еще и потому, что Тенирс портреты почти не писал.
Надо сказать, что после в целом проваленной кампании 1654 г. Конде вернулся героем, так как очень удачно прикрыл отступление союзников из-под Арраса. Зиму он проводил в Брюсселе, и все местные дамы хотели непременно заполучить его портрет, несмотря на специфическую внешность и характер модели. Тогда же приехала Кристина Шведская. Она очень восхищалась Конде, и тому было любопытно с ней познакомиться, но влез дон Антонио Пиментель, прежде испанский посол в Стокгольме. Он не хотел, чтобы Конде поладил с все еще влиятельной бывшей шведской королевой, и убедил Кристину, что эрцгерцогу надо оказать больше почестей, чем принцу. Ну и всё, Конде отказался с ней встречаться! Потом согласился зайти инкогнито, но ушел при первой же попытке неформально с ним заговорить.
Так они и не познакомились.
#1653
#1654
Отредактировано (2024-01-27 22:28:46)
У меня не получается добавить тему в избранное, поэтому отмечусь, вдруг это поможет.
Ну а чтоб коммент не был совсем уж бессмысленным, то принесу ссылку на письма, вроде их нет в отмеченных наверху источниках.
Спасибо за ссылку! Добавил.
В 1878 г. Жан-Леон Жером написал картину на апокриф: Людовик XIV принимает принца Конде в Версале в 1674 году после битвы при Сенефе (и дарует ему прощение — это уже из описания, сделанного художником).
Описание на сайте музея
Louis XIV à Versailles vu par Jean-Léon Gérôme : enjeux iconographiques
Прощения Конде просил еще в 1660 г. в Провансе, а в 1674 г. он уже давно освоился во Франции.
В битве при Сенефе, последнем крупном сражении в карьере Великого Конде, успех вышел сомнительным, а потери были очень велики: порядка семи тысяч убитыми и ранеными у французов и восьми у Вильгельма по самым скромным подсчетам. Обе стороны приписали себе победу. Далее мнения ученых мужей разошлись: то ли Людовик XIV действительно с помпой встречал Конде, то ли Конде просто приехал в гости ... но дело было в Сен-Жерменском дворце, а не в Версале. Насчет большого праздника и правда сомнительно, потому как битва была в августе, а визит состоялся 2 ноября.
Из других странностей на картине можно отметить костюм принца. Хочется надеяться, при дворе он не ходил в кирасе и сапогах. Ну, при дворе взрослого Людовика XIV, во всяком случае. Это слишком экстравагантно, и к тому же у Конде болели суставы: говорят, во время самой битвы при Сенеффе он не мог носить сапоги и ездил верхом в чулках и мягких туфлях.
#1674
Отредактировано (2024-06-25 20:59:45)
(и дарует ему прощение — это уже из описания, сделанного художником).
У меня уже на этом моменте мозг сломался. А потом я увидела картину и сперва думала, что это кадр из какого-нибудь костюмированного фильма Поняла ошибку только когда потыкала в обе ссылки))
говорят, во время самой битвы при Сенеффе он не мог носить сапоги и ездил верхом в чулках и мягких туфлях.
Ой
У меня уже на этом моменте мозг сломался.
Сорри, нишмог нормально объяснить. Просто не первый раз натыкаюсь на эту красоту, а там, оказывается, сплошной никанон )))
Ой
Он к тому времени много лет уже болел. Первый приступ еще в 1659, то есть в 38 лет. До этого какие-то непонятные лихорадки... Кто его знает, что тогда называли подагрой. Во всяком случае, отставка по болезни выглядит вполне вероятной.
Сорри, нишмог нормально объяснить.
Да нет, меня удивило, что за прощение надо было даровать в 74 году, в разгар Голландской войны)) Это художник со своим описанием сломал мне мозг))
Он к тому времени много лет уже болел. Первый приступ еще в 1659, то есть в 38 лет. До этого какие-то непонятные лихорадки...
И как он вообще в таком состоянии воевал, уже подвиг.
Решил занести в тему свой перевод портрета Конде из "галереи" Великой Мадмуазель. Когда-нибудь я его добью, пока пусть лежит в таком виде.
Как и Бюсси-Рабютен,
Монпансье критикует любимчика за неровные зубы, зато хвалит за пыль в волосах (ведь так мужественнее). За физической характеристикой следует долгая психологическая, которую я отложил на потом (и с которой можно ознакомиться в первоисточнике, La galerie des portraits de mademoiselle de Montpensier).
Решил занести в тему свой перевод портрета Конде из "галереи" Великой Мадмуазель.
Вот это да! Спасибо! Унесу ссылку на коммент в шапку
Бюсси-Рабютен
Вот умеет же человек формулировать!
Монпансье критикует любимчика за неровные зубы, зато хвалит за пыль в волосах (ведь так мужественнее)
Ого, какая Мадемуазель воинственная. Но хвалит явно с душой. Ну, пыль так пыль. "I need a hero" и всё такое.
мы изобразим и все города, которые он взял или спас
Вины господина принца в том нет, но зачастую в обе категории попадают одни и те же города.
Вот умеет же человек формулировать!
За эти формулировки бедняге Бюсси-Рабютену пришлось хорошо поплатиться (и речь даже не о Конде, а о Людовике XIV, которого "Любовная история галлов" задела лично), хотя некоторое время он был фаворитом Принца и даже ездил с ним в одной карете (no, как говорится, homo, это вам не Филипп Орлеанский). Информация из комментариев к ЛИГ, первоисточник сейчас лениво поднимать.