Вы не вошли.
Анекдоты, сплетни и другие офигительные истории про Людовика II де Бурбон-Конде — великого полководца с тонкой душевной организацией.
"Когда умру, прошу – без ликованья…"
Наталья Резник
Списки в шапке обновляются.
Если нет ссылки на книгу в комментарии, эта книга скорее всего есть в разделе "Источники".
Комментировать можно :)
Запасной аэродром: https://t.me/foliedeconde
Гости не могут голосовать
Отредактировано (2024-11-08 15:01:01)
Заметно, что замок у господина Принца был весьма необычный и сохранил некоторое сходство со средневековым прототипом.
Коротко про историю замка на сайте музея Конде — здесь, собственно, основные вехи. Что-то перенесу сюда и потом еще картинок докину.
Ну ладно, может, не настолько уж он средневековый.
Ренессансный замок построил коннетабль Анн де Монморанси в 1557-1558 (архитектор — Jean Bullant).
В 1632 г. Генрих II де Монморанси был казнен за участие в заговоре против Ришелье, а Шантийи вернулся в казну. В 1643 г. замок получила Шарлотта де Монморанси, принцесса Конде. От нее господин Принц и унаследовал свое любимое владение. Интересно, что хотя над садами работали те же архитекторы, что и в Версале или Сен-Клу, в Шантийи всё равно получилось что-то очень своё ))
А вот и новая статуя Генриха де Монморанси перед входом — раньше была статуя коннетабля.
В 1719 г. замок перестроен в классицистическом стиле.
После Революции замок был продан Чёрной банде и использовался как каменоломня. Частично разобрано только главное здание, Малый дворец и другие постройки уцелели.
Восстановлен в 1875 г. герцогом д'Омалем, архитектор Honoré Daumet
С 17 апреля 1898 существует как музей Конде.
ТС
Отредактировано (2024-03-11 14:00:03)
Что-то очень интересное, подписалась, буду читать. А если начну вопросы писать, это ничего? Они же будут про первые записи, на первых страницах, можно или лучше не лезть?
Добро пожаловать! Спрашивать можно про всё, если знаю — отвечу, или, может, кто-нибудь более сведущий поможет
Если иное не указано, большинство первых записей про всякие приключения господина Принца — это вольный пересказ биографии Великого Конде авторства Эвелин Гадли, ссылка на книгу есть в шапке.
ТС
Отредактировано (2024-03-11 14:00:25)
Спасибо).
Круг замкнулся: сначала Шарль Перро писал про своих сказочных принцев и принцесс, глядя на принцев и принцесс реальных, а потом художник Адольф Лесрель написал "Крещение Конде" в театральных декорациях.
Christie's сами не очень в курсе, что такое на этой картине происходит, но герб Конде намекает, что где-то под ним сидят принц и принцесса Конде. Коварный кардинал уже крадется, символизируя грядущие неприятности. Ну а сам принц, точнее, герцог Энгиенский, еще совсем крохотный и ничего не подозревает.
ТС
Отредактировано (2024-03-11 14:00:43)
Великолепная картина, самый романтичный век!
Чтобы не забыть.
1. В 1661 г. господин Принц, отпуская Колиньи, отвечает поговоркой " Les volontés sont libres". Что-то вроде "Сердцу не прикажешь", но это не важно. Любопытно, откуда пошло это выражение. Я его нашел в "Смешных жеманницах" (1659). Это произносит Маскариль — один из переодетых лакеев. Занятно.
Был бы я конспирологом — предположил бы иезуитский след
2. Осаждая Лериду, господин Принц мог читать "Записки о гражданской войне" Цезаря I, 37—55 и 59—87.
https://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1285149582#37
Битва при Илерде.
ТС
Отредактировано (2024-03-12 09:29:11)
1672, 12 июня
Из лагеря возле Толюса на острове Бетау*, 12 июня 1672
Король пожелал попытаться перейти Рейн, чтобы попасть на остров Бетау, и моей армии было предназначено предпринять этот переход. Для этой цели силы артиллерии были размещены на берегу реки. Пройти следовало со стороны правого фланга. Брод искали и не нашли, но г-н граф де Гиш пришел ко мне и рассказал, что с помощью нескольких своих людей разведал брод с левой стороны. Я прибыл туда, и г-н граф де Гиш сам прошел первым во главе кавалерии, и сражался с невероятной храбростью и рвением; перед ним были только его офицеры, и они тоже действовали превосходно. Он так прекрасно проявил себя в деле, что король необычайно хвалил не одну лишь его храбрость, но также поведение и одаренность. Он не был ранен и очень хорошо себя чувствует, и граф Лувиньи** тоже. Что до меня, то я был ранен в левое запястье, но надеюсь вскоре выздороветь.***
Луи де Бурбон (1)
На обороте: "Г-ну герцогу де Грамону, пэру и маршалу Франции."
(1) Подпись собственноручная, письмо — нет.
*Сейчас это место называется Бетюве. Толюс (Tolhuis) — старинный замок в области Лобит. Переход через Рейн по-другому еще называют битвой при Толюсе. Башню замка уничтожила французская артиллерия как раз в день сражения: поэтому, видимо, лагерь не в замке, а где-то поблизости.
**Младший брат графа де Гиша, Антуан Шарль, будущий герцог Антуан III де Грамон.
***Надеждам господина Принца было не суждено сбыться. Граф де Гиш отмечает в своем донесении о переходе через Рейн, что господин Принц продолжал в тот день командовать, не обращая внимания на ранение (де Гиш пишет о сломанной руке, но он сражался в другом месте и лично не присутствовал при инциденте). Для Конде кампания 1672 г. закончилась, его заменил маршал Тюренн. Но самым тяжелым событием 12 июня стала смерть племянника, молодого герцога де Лонгвиля.
Memoires du comte de Guiche: concernant les Provinces-Unies des Pais-Bas
ТС
#1672
Отредактировано (2024-03-19 12:07:53)
Гурвиль, управляющий финансами Конде, писал, что "ничего прекраснее сада Сильвии" в Шантийи. Один добрый человек (я его тут не рекламирую, поскольку не знаю, хочет ли он этого), — так вот, один человек поделился со мной книгой стихов Теофиля де Вио. Из нее я узнал, что покровителем этого поэта был герцог Генрих II де Монморанси. Его супругу, Марию Фелицию Орсини, Теофиль де Вио называл Сильвией за ее любовь к лесам. В Шантийи герцогиня жила в особом павильоне, который с легкой руки поэта получил название "дом Сильвии". Отсюда, видимо, пошло название сада, сохранившееся и полвека спустя.
ТС
Отредактировано (2024-03-19 11:33:33)
Перебранка Колиньи, часть третья.
Продолжение следует.
ТС
#1661
Отредактировано (2024-03-20 08:28:50)
Гийом Бузиньяк (1587 – 1643) — французский композитор. В 1624-1626 служил капельмейстером собора Сент-Этьен в Бурже. Как знать, может, герцогу Энгиенскому доводилось слушать его музыку.
Во всяком случае, собор этот было бы сложно игнорировать.
ТС
Отредактировано (2024-03-20 16:19:52)
Николя-Андре Монзио (Nicolas-André Monsiau). Мольер читает "Тартюфа" у Нинон де Ланкло. 1802.
Легко узнать Великого Конде, Мольера и Нинон де Ланкло (ваш кэп), но утверждают, что тут еще Пьер Корнель (думаю, он крайний слева), Тома Корнель, Жан-Батист Люлли, Расин, Жан де Лафонтен, Николя Буало, Шапель, Барон, Лабрюйер, Пьер Миньяр, Ларошфуко, маршал де Вивонн, Филипп Кино, Сент-Эвремон и Франсуа Жирардон.
ТС
Отредактировано (2024-03-21 21:11:10)
Мадам де Рабютен, добрая женщина, пишет отцу в 1680 по поводу дела о ядах:
"Если г-н де Люксембург будет уличен, ему придется так же плохо, как и его отцу: говорят, в этом доме эшафот передается по наследству."
Бюсси почему-то маршала очень не любил — то ли на общих основаниях, то ли за то, что "маленький Франсуа" стал маршалом, то ли за многолетнюю дружбу Люксембурга с Конде. Госпожа де Севинье тоже подливала яду. Например, с ее слов (еще сравнительно безобидных), Люксембург под следствием так пал духом, что попросил для чтения "Жития святых", ибо уже не знал, кому молиться об избавлении.
Отредактировано (2024-03-23 12:12:26)
В одной старой книжке про Шантийи говорилось, что Великий Конде еще и фонтаны проектировал. Нынче от этой гипотезы отказались, а жаль. Вероятно, Конде был бы как дядюшка Поджер, но гораздо масштабнее и, о боги, с фонтанами.
Довелось мне когда-то читать книжку по истории медицины, где про детство Андрея Везалия говорилось примерно так: "Когда маленький Андрей выходил из дома, от него разбегались все кошки и собаки", потому как мальчик разбирал на запчасти всё, что не успело спрятаться. Вырос он, кстати, не маньяком, а знаменитым анатомом.
Маленькому герцогу Энгиенскому как-то здорово всыпали за инцидент с воробьем (тяжело ребенку без конструктора, вот что я вам скажу), но пытливость ума не победили, и под покровительством господина Принца оказалась частная академия наук.
Пьер Бурдело происходил из своего рода врачебной династии: отец его, Максимильен Мишон, занимал должность хирурга у принца Генриха II Конде. Дядя Пьера по матери, Эдме Бурдело, был врачом Людовика XIII (так себе рекомендация, понимаю, но Эдме умер в 1620 г. и к смерти государя лично не причастен). Пьер Мишон учился в Сорбонне, после предпринял путешествие в Рим. Вернувшись во Францию, он занял место врача принца Конде и получил в наследство обширную библиотеку еще одного дядюшки, Жана Бурдело, который служил сначала адвокатом Парижского парламента, а после трудился по той же юридической части для королевы Марии Медичи. Жан Бурдело поставил племяннику условие — смену фамилии, что Пьер и сделал, а в 1642 г. получил докторскую степень и стал членом медицинского факультета в Париже.
Пользуясь высоким покровительством принца Конде, Пьер Бурдело организовал свою Академию — кружок любителей науки и прочих интеллектуальных занятий. Точная дата неизвестна — где-то между 1637 и 1642. Неудивительно, что и Великий Конде поступил по примеру отца. Таким образом, господин Принц, помимо прочей корреспонденции и школьных сочинений, раз в неделю получал от Бурдело сводку новостей из мира науки. Обсуждались самые животрепещущие новости: книги об усмирении волн, дискуссия о каменных слезах гасконской девочки, о сравнении вина и крови, а также о разного рода заколдованных женщинах (тут приходилось договариваться с Ла Рейни насчет исследования). И, конечно, вакуум.
Зимой 1648 г. в Париже распространилась мода на опыты с вакуумом. В 1643 г. итальянец Торричелли сумел получить частичный вакуум. А Жиль де Роберваль в 1647 г. предложил такой опыт: в торричеллиевский вакуум помещали плавательный пузырь карпа и наблюдали, как он расширяется. Ученые оценили, Паскаль оценил, но, главное, публика оценила, потому что зрелищно. В 18 веке любили душить в вакууме птичек и бить током арапчат, но в 1648 г. наука еще не дошла до такого прогресса, и опыт Роберваля еще мог восхитить общество. Он состоялся в марте 1638 г. в отеле Конде, в присутствии хозяина и его шестилетнего сына.
С вакуумом еще занятно получилось, потому что в эту дискуссию кого только, гм, не затянуло — от Паскаля до отца Ноэля, почтенного иезуита, который свой труд посвятил принцу Конти. Но Конти, несмотря на университетское образование, иезуитов не очень жаловал, да и проблемой пустоты так и не увлекся.
На время Фронды академия свою работу приостановила. В 1651 г. Бурдело отправился в Швецию — лечить шведскую королеву Кристину от тоски и печали. В 1654 г. вернулся во Францию и возобновил свою деятельность. Мазарини дал ему аббатство Массэ, так что автор "Катехизиса атеиста" сделался аббатом. В шестидесятых он снова устроился с Академией в особняке Конде. Принц там бывал нечасто и не мешал двигать науку, но после битвы при Сенеффе ученые мужи были несколько обескуражены потоком гостей, желающих передать поздравления хозяину дома.
Текучка в ученом кружке была значительная, тем более что в 1666 г. Людовик XIV учредил Академию наук.
Бурдело, однако, оставался врачом. Он не только лечил семейство Конде, за что получил от господина Принца сеньорию Конде, но и переписывался с Фагоном. Свою фамилию он завещал сыну сестры, врачу Людовика XIV, а книги хотел оставить медицинскому факультету, но их по какой-то причине не приняли — то ли из-за вольнодумства Бурдело, то ли из-за обстоятельств его смерти, похожей на суицид, то ли еще почему.
Умер же он вот по какой причине. Он принимал некое лекарство (похоже, мускусные розы) — к которым оказался подмешан опиум. Бурдело впал в летаргию, его пытались оживить прижиганием пятки, но получили гангрену, от которой он и скончался.
Герцог де Невер, Бальзак, Сент-Эвремон и аббат де Шатийон сочиняли в честь Бурдело эпиграммы. Например, такую:
Ta main sçait renouer d'une vie ébranlée
Dans les mains de Cloton la trame défilée;
Et de l'ame aux abois ranimant les ressorts,
Des bords de l'Achéron tu rappelles les morts.
С середины XVII века во Франции стали делать раскрашенные гуашью бумажные веера. Они были довольно крупного размера и расписывали их целиком. Иногда делали разметку под веер, но веером картина так и не становилась — возможно, это было связано со статусом мастеров-ремесленников, поскольку формально они художниками не считались. С другой стороны, случалось, что художники делали эскизы вееров. Любопытно, что среди сюжетов росписей встречаются не только мифологические сцены, известные картины, галантные празднества и т.п., но попадаются и сценки из жизни королевской семьи. Выглядят они довольно забавно и жизнерадостно.
Для начала вот такой занимательный Версаль (увы, не помню, откуда картинка и сам веер). Удобная штука: можно изучать и искать знакомых, пока ждешь в какой-нибудь приемной.
А вот, например, свадьба Людовика XIV c Марией-Терезией. Пишут, что вещь 18 века. Интересно, кому память об этом событии была дорога лет через сто?
Вот эскизы вееров по случаю свадьбы Марии Луизы Орлеанской.
Испанский посол показывает портрет Карла II
Марию Луизу Орлеанскую встречают в Байонне
Парой своих картинок делился в соцсетях музей вееров в Лондоне. У них есть вот такое утро Генриетты Английской. Не знаю, как ее опознали — по спаниелям, может быть?
А это ее муж побеждает буквально всех в битве при Касселе. Условный Сент-Омер прилагается для красоты.
Наконец, есть неважно сохранившийся портрет королевской семьи, куда наконец-то поместился первый принц крови. Не знаю, как эта вещь выглядит целиком... Такая придворная шпаргалка, чтоб не забыть, кто есть кто.
Отредактировано (2024-03-27 00:41:06)
Собрался у меня небольшой плейлист. Подборка интуитивная, по мотивам прочитанного и (недо)переведенного. Как в нее монгольский рок не попал, для меня загадка. Но пусть будет.
Видеоряд совершенно лишний, YouTube выбран исключительно за доступность.
*"Complainte au duc de Savoy" — это, как я понимаю, начала 18 века песенка и камушек в огород Виктора-Амедея II, зловредного зятя Месье. Но конкретно здесь это неважно. Как говорится, с каждым могло случиться.
Ларошфуко в своих мемуарах приводит забавный эпизод с госпожой де Шеврез. Она находилась в ссылке в Туре и подумала, что ей грозит опасность. Она собралась бежать в Испанию, переодевшись мужчиной. Ее сопровождали всего два человека, и путешествие в целом удалось. Однако по дороге "некая дама, у которой она остановилась проездом, сочла ее более целомудренной и более жестокой, чем это свойственно мужчинам такой наружности".
У Дюма Канолю, пожалуй, еще повезло с его прекрасным виконтом.
Вероятный портрет герцогини де Шеврез. Гравюра Джеймса Стоу, 1798 по картине Паулюса Морельсе 1628 г.
Или вот версальская Диана Клода Деруэ. https://collections.chateauversailles.f … 4f105bf269
Надпись неожиданная: там не про герцогиню и даже не про ее мужа, как можно подумать, а вовсе даже про оленя, которого Карл, герцог Лотарингии и Бара, поймал 15 июля 1627 года. Иногда сложно бывает угадать главного героя...
Отредактировано (2024-04-04 16:23:37)
Выше ссылки на предыдущие части истории о ссоре графа де Колиньи-Салиньи с принцем Конде.
А у нас — часть четвертая и заключительная.
По-моему, с королевской точки зрения всё это дело здорово напоминало дележ тридцати сребреников, а угрозы убийством только вдохновляли монарха на пожелания успеха обеим сторонам.
Отредактировано (2024-04-05 19:47:05)
Знаю, что "Te Deum" Шарпантье в лучшем случае мог послушать маршал Люксембург, но пусть будет. Лотарингцы куда угодно просочатся со своим лукавым обаянием.
А тут еще Уильям Кристи сначала такой собранный и строгий, а потом местами становится похож на грозного волшебника. Про латынь же мне объяснили, что она так странно звучит для аутентичности.
Мемуары Пьера Лене — чтение не самое увлекательное. Но он много сообщает подробностей о малом дворе Конде и уделяет внимание разным замыслам фрондеров, потому что сам он в этой каше активно варился и добавлял по мере сил. Лене чрезвычайно низкого мнения о секретаре принца Конде — его даже не арестовали вместе с принцем! Зато он сразу находит общий язык с Гурвилем, тогда секретарем герцога де Ларошфуко. И вот в разговоре этих хитрецов среди моря имен и возможностей начинает мелькать Бордо и появляется идея перевезти вдовствующую принцессу и Клер-Клеманс из Шантийи в Монтрон — просто так, на всякий случай.
Гурвиль вообще необычайно ловкий тип (и тоже оставил мемуары, к счастью). Это тот самый товарищ, который спланировал неудавшееся похищение кардинала де Реца (не спрашивайте) и удачное похищение почтмейстера за выкуп.
Там как вышло: в ноябре 1652 г. Гурвиль по поручению Конде поехал к своему начальнику Ларошфуко — тот как раз болел в Дамвилье. Ларошфуко, по замыслу Конде, следовало поехать в Бордо и примирить рассорившихся там принца Конти и госпожу де Лонгвиль. Но у Конде изменились планы, а Гурвиль застрял в Дамвилье и заскучал от безделья. Желая развлечься, отомстить за какую-то обиду и заработать, он решил украсть в Париже богатого почтмейстера Барена (M. Barin). Идея Гурвиля пришлась по душе губернатору Силлери и офицеру Ламоту, так что соображали на троих. Гурвиль вновь привлек тех же специалистов, которые не смогли украсть де Реца. С почтмейстером они справились и привезли его в Дамвилье. Гурвиль отпустил своего пленника за 40 000 ливров, и ничего ему за это безобразие не было.
Через Гурвиля Ларошфуко вел потом переговоры с Конде и получал разрешение вернуться во Францию. После Гурвиль еще интедантствовал в Каталонии в 1653, а затем служил у Фуке, и вот эта-то конторская работа оказалась самой опасной в его карьере. Гурвиль был приговорен к смертной казни, но сбежал в Нидерланды. Потом он что-то ценное нашпионил в Испании и получил прощение. С 1669 г. был управляющим у Конде, уважаемым человеком.
Про Гурвиля есть еще книжка "Gourville, le magnifique : financier, diplomate, confident des puissants du Grand Siècle". Про почтмейстера я оттуда узнал.
Как выглядел Лене, я не знаю, но вот портрет Жана Эро де Гурвиля (гравюра с утраченной картины Гиацинта Риго).
В мемуарах Гурвиля (1894, т.1, с. 82) есть примечание, что Барен был старшим служащим (premier commis) Жерома де Нуво, суперинтенданта почты. Барен был похищен недалеко от Венсена в конце января 1653 г. Там же ссылка на Loret. Muse historique, 1 fevrier 1653 и на Таллемана де Рео, т.5, 112, 113, 120.
Отредактировано (2024-04-09 23:50:19)
Ларошфуко пишет, что когда Анна Австрийская только-только стала регентшей, она не раз ему говорила, как ей важно, чтобы он, Ларошфуко, был ею доволен, и что "во всём королевстве не найти ничего достаточно ценного, чтобы достойно вознаградить меня за мою службу".
Если вспомнить, как она благодарила потом Конде за неоценимые услуги... Кажется, королева так прозрачно намекала своим верным рыцарям, что работать им придется за еду и большую человеческую благодарность.
В жанре сравнительной биографии к Конде в пару просится, разумеется, Тюренн. Итог немного напоминает не столько труды Плутарха, сколько назидательные истории о хорошем и дурном мальчиках Марка Твена. Кто б сомневался, что буйному принцу крови живется куда веселее, чем добродетельному солдату. Колиньи-Салиньи вполне мог написать нечто в таком роде: "Всякими плутнями и мошенничествами он нажил состояние, и теперь он — самый гнусный и отъявленный негодяй в своей деревне — пользуется всеобщим уважением и стал одним из законодателей штата".
Письма Конде к маршалу де Грамону, 1677 г.
В 1677 г. маршалу де Грамону было 73 года, а его последняя кампания состоялась десять лет назад. Однако это не значит, что де Грамон за год до своей смерти бездельничал: будучи губернатором, он находился в Байонне, совсем недалеко от северной границы Испании, и опасался нападения. Надо сказать, что губернатору по идее не положено жить в своей провинции: он приезжает по военным или административным делам, но надолго обычно не задерживается (поэтому, собственно, дижонские художники не имели возможности круглосуточно радовать принца Конде своим творчеством).
Сам же господин Принц, как известно, с 1675 г. в отставке и обитает в Шантийи, но вовсе не в башне из слоновой кости, как можно подумать, глядя на описания его блестящего двора. Живости ума и интереса к окружающему миру Великий Конде нисколько не утратил: с одной стороны, он держит в голове цельную картину происходящего на территории всей Европы, от Швеции до Испании; с другой --вникает в детали конкретных кампаний и виртуозно добывает информацию.
Не хватает, конечно, ответных писем де Грамона и разных приложений: докладов, записок и в особенности устных сообщений, передаваемых через доверенных лиц.
1677, 31 марта
Я получил письмо г-на де Фекьера (1) и по его просьбе посылаю вам копию. Оно немного устарело и мы ещё не знаем разве что новостей о битве при Лунде (2). В Камбре уже выкопали траншею вечером в воскресенье. Проделана очень большая работа, но, поскольку рыть начали издалека, то и до контрэскарпа еще весьма неблизко. Город атакуют со стороны ворот Нотр-Дам. С этой стороны он [укреплен] плохо и, думаю, продержится недолго. Говорят даже, что кавалерия не хочет заходить в цитадель, а хочет капитулировать в городе, и что горожане сильно склоняются к тому, чтобы сдаться; члены капитула уже отправляли к королю посланцев, чтобы просить его не стрелять бомбами и каркасными снарядами (3) по их церкви. В гарнизоне, судя по сообщениям, больше двух тысяч пехотинцев и более тысячи всадников. Думаю, здесь управятся очень быстро.
Сент-Омер еще только окружен и думают, что Месье заложит траншеи только после того, как Камбре будет взят. Враги собираются в Розендале и на Антверпенском канале (4) в Генте. Они это делают так медленно, так слабо, и у них так мало съестных припасов и фуража, что, думаю, ничего они и не сделают. Армия императора, похоже, пробудилась, и ходят слухи, что она выступает со стороны Шпайера; но поскольку фуража в тех краях недостаточно, сомневаюсь, что она скоро предпримет нечто значительное. Войска Оснабрюка, Целля и Мюнстера еще не выступили, а шведы, по сообщениям, взяли Кристианополь и Карлсхавен в Скании, и атакуют Карлстат (5). Для короля всё выглядит очень благоприятно, и есть место надеждe на очень славную кампанию. Я страстно желаю, чтобы было сделано всё необходимое для спокойствия вашей души за Байонну, и чтобы мы в конце лета смогли увидеться в добром здравии. Я вас уверяю, что ничего иного в мире не желаю так сильно, и вы всегда в моих мыслях и в моем сердце.
Луи де Бурбон
Шантийи, последний день марта 1677 г.
На обороте: "Господину маршалу де Грамону, пэру и маршалу Франции".
(1) Фекьер, Исаак де Па, маркиз де (1618-1688) — французский посол в Швеции в 1672-1682 гг. Его женой была Анна-Луиза де Грамон (1627-1666), сестра маршала.
(2) Битва при Лунде (4 декабря 1676 г.) — сражение Сконской (Датско-шведской) войны 1675-1679. Обе стороны приписали себе победу, но преимущество осталось на стороне шведов, поскольку датчанам пришлось отступить и снять осаду с Мальмё. Шведский король считался союзником Людовика XIV.
(3) Каркасный снаряд — такой снаряд выглядит как-то так.
Разновидность зажигательной бомбы, опробованная французами в 1672 г.
(4) Вероятно, р. Шельда (Эско).
(5) У Конде "Cristianople et Carleshaven en Chone", "Carlestat". Видимо, современные шведские города Кристианстад в лене Сконе, Карлсхамн в лене Блекинге и Карлстад в лене Вермланд.
Попутные находки
#1677
Отредактировано (2024-04-23 17:59:13)
Письма де Грамону. Битва при Касселе.
Тут логично добавить письмо принца Конде герцогу Орлеанскому
Письмо к маршалу де Грамону, 25 апреля 1677 г.
Г-н д'Аквиль, приехавший сюда три дня назад вместе с маршалом де Вильруа, передал мне ваше письмо: оно показалось мне несомненно в вашем стиле, но особенно меня обрадовал отрывок о значительном обеспечении. Я вам собирался написать об этом кое-что уже несвоевременное, поскольку я сейчас узнал, что г-н маркиз де Лувуа вам ответил и отправил вам приказы о приобретении припасов, что меня весьма обрадовало. Но голландские фрегаты у берегов Испании мне не нравятся. Говорят даже, что готовятся снарядить 18 больших судов для отправки в Мессину. Они пройдут недалеко от вас, однако я бы очень не хотел получить новости об осаде до того как приедут ваши припасы, бреши будут заделаны, и у ваc появится сколько-то хорошего войска, поскольку целиком полагаться на ополчение, конечно, не годится. Следует надеяться, что будет задумано нечто иное, но меня не оставляет беспокойство. Я не писал вам о сражении Месье, поскольку узнал от г-на д'Аквиля, что он сообщил вам все подробности. Наконец взяты Валансьен, Камбре, Сент-Омер, и 20 апреля выиграна битва. Невозможно было сделать лучше, и король и Месье имеют хороший повод быть довольными своей кампанией. Я не думаю, что принц Оранский и г-н де Виллермоса (1) будут столь же довольны своей. Это два самых жалких генерала в мире. Говорят, что г-н де Лорен будет правителем Нидерландов. Не знаю, справится ли он лучше прочих, но страна сильно надломлена, а его опыт еще незначителен. Английские дела идут достаточно хорошо. Говорят, что со Швецией они устраиваются, а между союзниками начинаются разногласия: г-н де Целль хочет сохранить нейтралитет. Германский отряд направляется в Мозель, но главные силы армии еще не двигаются. Все это меня заставляет думать, что они не планируют ничего крупного и у королевской армии будет время отдохнуть и противостоять им. Я, разумеется, вас уважаю и люблю больше всех в мире.
Луи де Бурбон
Шантийи, 25 апреля 1677 г.
На обороте: Г-ну герцогу де Грамону, пэру и маршалу Франции.
(1) Герцог де Вильяэрмоса — правитель Нидерландов с марта 1675 по сентябрь 1680 г.
#1677
Отредактировано (2024-04-25 00:59:56)
Тупой мем о беспощадном отношении к Вильгельму Оранскому.
Месье, впрочем, мог сжалиться и полечить горячим шоколадом по личному рецепту.