Вы не вошли.
Анекдоты, сплетни и другие офигительные истории про Людовика II де Бурбон-Конде — великого полководца с тонкой душевной организацией.
"Когда умру, прошу – без ликованья…"
Наталья Резник
Списки в шапке обновляются.
Если нет ссылки на книгу в комментарии, эта книга скорее всего есть в разделе "Источники".
Комментировать можно :)
Запасной аэродром: https://t.me/foliedeconde
Гости не могут голосовать
Отредактировано (2024-11-08 15:01:01)
Штош, попробуем посмотреть письма де Грамону.
"Сударь,
Я был крайне рад узнать из вашего письма о вашем счастливом успехе в Бапоме и о состоянии вашего здоровья. Я восхищен тем, что г-н де Лоретт и честные валлонцы, что были с ним, доставили вам так мало хлопот. Умоляю вас сохранить ко мне дружбу, которую вы мне обещали, и верить, что всю мою жизнь, сударь, я останусь
вашим преданным кузеном и слугой,
Луи де Бурбон
Форж, 24 сентября 1641 г.
На обороте: "Господину графу де Гишу, командующему королевской армией".
Командующим армией (lieutenant général des armées du Roi) де Гиш был назначен 10 апреля 1641 г.
Бапом находится на северо-востоке Франции, в 22 км от Арраса. Граф де Гиш действовал в составе армии, которая осаждала Бапом и вынудила губернатора — г-на де Лорета — сдать город. Там же граф де Гиш получил маршальское звание 22 сентября 1641 года.
В переписке Гуго Гроция Лорет упоминается как губернатор Бапома и здесь же говорится о назначении графа де Гиша (Антуана III) маршалом Франции.
https://www.dbnl.org/tekst/groo001brie1 … 1_0400.php
Не очень понятно, каким образом де Гиш — кузен герцога Энгиенского. Если только через жен и кардинала Ришелье: в 1634 г. де Гиш женился на Франсуазе-Маргарите де Шивре, дочери кузена кардинала Ришелье. Интересно, что в качестве кандидатуры рассматривалась и другая племянница Ришелье — Маргарита-Филиппа дю Камбу де Куален. Ее выдали замуж за герцога де Пюи-Лорена, а ее сестру Марию — за герцога Ла Валетта. Все три свадьбы состоялись в один день, 28 ноября 1634 г.
Маргарита-Филиппа, овдовев, вышла замуж во второй раз в 1639 г. за графа Анри д'Аркура. Да, это мама шевалье де Лоррена, которая в теории могла оказаться матерью Армана де Гиша
Вот отсюда сведения про де Грамона
https://richelieuletters.hypotheses.org … te_0_33574
UPD. "Кузен" — это герцог Энгиенский так обращается к герцогам и пэрам Франции.
Об этом в статье про переписку Конде https://www.persee.fr/doc/hes_0752-5702 … _14_3_1783
Но де Грамон будет герцогом и пэром с 1648, так что ему почет и уважение в любом случае достались по личной склонности.
"Vostre très affectionné..." — "любящий вас...", "преданный вам.." — тоже часть стандартной формулы. Как я понимаю, вместе с обращением "Monsieur", как в этом письме к де Гишу, подразумевается чуть меньшая дистанция, в данном случае дружеская. Впрочем, здесь можно и буквально прочесть: впереди еще не такие признания в любви, особенно после покушения на убийство ))
Максимум почтения в подписи — это как было в письме к отцу или к королю, с заверениями в своей скромности, покорности и послушании.
Ответных писем де Грамона я не видел, но, если я правильно понимаю, там должно быть обращение "господин герцог", а в подписи что-то о готовности служить со всем рвением.
UPD 2. И еще вариант: отец Антуана III де Грамона женился во второй раз на Клод де Монморанси — похоже, это сестра Шарлотты Монморанси, принцессы Конде.
Отредактировано (2024-02-15 11:42:01)
Пожалуй, продолжу сюда складывать письма, относящиеся к году Рокруа, тем более что это короткие записки.
Отредактировано (2024-02-19 15:44:42)
Прошу прощения за наглость, но! Залетный любитель попереводить портреты Конде, занести батальные картины и порассуждать о том, какой том "Артамена" Конде читал в Венсене, в активном поиске соигрока по эпохе. Несколько месяцев играл господина Принца и хочу дальше, поэтому стукайте — firefigh_er.
Не нужно извиняться, что ты: этот безблог не мое личное пространство, а скорее уж господина Принца )) Было бы странно с моей стороны пытаться приватизировать Великого Конде. Просто когда я заводил безблог, не думал, что у героя есть еще поклонники, и выбрал такой формат, чтобы не писать одному в фандомной теме. А тут оно вон как! Надеюсь, соигрок найдется: сам я плохо разбираюсь в эпохе, особенно в военном деле, а то бы вписался уже))
Со своей стороны, всегда буду рад обсудить жизнь и творчество принца Конде — любые мнения, хэдканоны и события
Не нужно извиняться, что ты: этот безблог не мое личное пространство, а скорее уж господина Принца )) Было бы странно с моей стороны пытаться приватизировать Великого Конде. Просто когда я заводил безблог, не думал, что у героя есть еще поклонники, и выбрал такой формат, чтобы не писать одному в фандомной теме. А тут оно вон как! Надеюсь, соигрок найдется: сам я плохо разбираюсь в эпохе, особенно в военном деле, а то бы вписался уже))
Со своей стороны, всегда буду рад обсудить жизнь и творчество принца Конде — любые мнения, хэдканоны и события
А вы тоже забредайте, я вам и в военной истории разобраться помогу, и странными хэдканонами накурю. Авось и сыграемся.)
Периодически в популярных статьях утверждается, что "все знали" о гомосексуальности всяких выдающихся французов 17 века, а дальше список: Филипп Орлеанский, Вандом, бла-бла-бла... и Великий Конде. И ссылка на какого-нибудь Сен-Симона, который про Великого Конде ничего компрометирующего никогда не писал. И мне, разумеется, было интересно, откуда же эти загадочные "все" получили свое сакральное знание.
Отредактировано (2024-02-16 12:22:29)
Попытался следом определить, откуда возникла тема про гомосексуального Конде, дорылся пока до Великой французской революции и Les Délices de Coblentz, ou Anecdotes libertines des émigrés français (1792 г). Там есть накур Конде/Людовик XIV (фикрайтеры любой эпохи были хороши). У Дюма, кстати, тоже есть прекрасный выпад в эту же сторону (см. "Женская война"), который пересекается с уже упомянутым случаем с маркизом Ла Муссэ (его же потом будет использовать Пруст):
Там есть накур Конде/Людовик XIV (фикрайтеры любой эпохи были хороши).
Да, вот это фантазия! Революция, однако.
Дюма, кстати, тоже есть прекрасный выпад
Каждый раз удивляюсь Дюма как в первый. Я же всё это читал и не заметил! Какая прелесть )))
Но тут у меня некоторые сомнения, как с "птиметрами". Т.е. я не сомневаюсь, что Конде и его окружение ни в чем себе не отказывали и в теории могли что угодно. Мне кажется, был узнаваемый типаж молодого человека из числа приближенных принца: амбициозный, храбрый, образованный и галантный кавалер, распутник и безбожник. Вкусы принца это отражает, конечно. Но я бы не стал всех "щеголей" и подражателей приравнивать к его любовникам. Собственно, и Каноль у Дюма зондирует почву ))
Выяснил, что в переводе "Женской войны" на русский выкинули песенку, из-за чего беседа стала выглядеть странно. Но ничего, там впереди всё равно недослэш виконта с Канолем по всем канонам — путешествие, гостиница, номеров не хватает и герои собираются ночевать в одной комнате )) Не баян, а классика.
Выяснил, что в переводе "Женской войны" на русский выкинули песенку, из-за чего беседа стала выглядеть странно. Но ничего, там впереди всё равно недослэш виконта с Канолем по всем канонам — путешествие, гостиница, номеров не хватает и герои собираются ночевать в одной комнате )) Не баян, а классика.
Хотел об этом сказать (как раз сейчас перечитываю "Женскую войну"), но вы опередили.
Отредактировано (2024-02-17 00:23:23)
Продолжение писем к де Грамону.
По-видимому, после несостоявшейся попытки убийства маршала де Грамона в Бордо. Интересно было бы взглянуть на оригинал письма.
Где-то я читал, что маршал тогда здорово обиделся, а принц ему писал трогательные письма. Видимо, это одно из них.
#1651
Отредактировано (2024-03-19 04:41:25)
Видимо, это письмо прилагалось к знаменитому обмену пленными. Точно знаю, что де Грамон написал ответ, даже видел цитаты, выдержанные в том же духе.
#1655
Отредактировано (2024-03-19 04:41:49)
Нашел сопоставление детского портрета и эстампа Мишеля Ласне, на котором заведомо изображен маленький герцог Энгиенский.
Как я понимаю, музей Нанта, где хранится живописный портрет, окончательно атрибуцию не принял — по крайней мере, в каталоге так и остался "портрет неизвестного работы неизвестного". Что ж, любимый жанр Но мне кажется, он и правда похож.
К сожалению, музейный сайт ужасно строг и картинку вставить не дает. Попробую дать ссылку.
Детский портрет в музее Нанта
Датируется около 1630 г., или, более осторожно, второй четвертью 17 века. В стихах хвалят Луи, разумеется: за его красивым лицом Природа скрыла дух в тысячу раз более редкой красоты.
Добавляю в коллекцию батальной живописи изображения Конде при Фрайбурге. Самый конец Тридцатилетней войны, Конде объединяется с Тюренном, чтобы добить выживших закончить кампанию. При Фрайбурге они воевали против Мерси, который дал французам жару и выкосил вдвое больше солдат (потери французов — ~7000 при начальной численности в 20000, у баварцев — ~2500 при численности в ~16000). Одним словом, успех Конде в этой битве равен успеху при Сенефе; приписывать победу себе можно до бесконечности, но цифры погибших и раненных — это цифры погибших и раненных. Другое дело — силы имперцев после Рокруа, Фрайбурга и Нёрдлингена закончились и уже не обещали вернуться, но это отдельная тема. Смотрим на Великого в картинках.
Первая:
Вторая, поближе рассмотреть можно здесь:
Ничего себе, какие потери... Но хотя бы исход войны определился.
Эффектное метание маршальского жезла пришлось по сердцу художникам. Дай им волю — принц только и делал бы, что кидался тяжелыми предметами.
И не хотел бы я быть на месте того, кто его разозлил.
Отредактировано (2024-02-20 22:44:24)
Вспомнил одну историю про Сен-Симона. Он отличный писатель, но иногда увлекательно и без тени сомнения пишет о том, чего лично не видел. Великому Конде еще повезло, что Сен-Симон его видит героем.*
В 1680 г. разразился скандал из-за тайной женитьбы Луи-Тома Савойского, графа де Суассона, на Урании де Ла Крот-Бове, дочери конюшего принца Конде. Девушка была фрейлиной герцогини Орлеанской.
Сен-Симон рассказывает душераздирающую историю о том, как непутевый Луи-Тома попал в дурную компанию, влюбился без памяти и женился на прекрасной и добродетельной, но незаконнорожденной девице. Этим поступком он разбил сердце своей бедной бабушке, вырастившей его (принцессе Кариньянской). Принц Конде пытался выступить в роли доброй феи и поженить родителей невесты. Он лично поднялся (видимо, превозмогая подагру) в комнаты своего конюшего, красноречиво с ним говорил и упрашивал, но тот как всю жизнь стоял за свободную любовь, так и умер грешником.
Граф и графиня после свадьбы влачили печальное существование, покуда не умерли: граф на поле боя, графиня в бедности и в монастыре, и дети их тоже умерли молодыми, и род прервался.
Ладно, я преувеличиваю накал мелодрамы, но не очень сильно.
Родня Урании выступила с опровержением в 1855 году, после публикации мемуаров Сен-Симона. https://www.jstor.org/stable/23397015?seq=2
"Дурная компания" на поверку оказалась двором герцогини Орлеанской. Урания родилась в законном браке, то есть Великий Конде, к сожалению, не имел повода наставлять ее отца на путь истинный. Улаживание формальностей, связанных с замужеством Урании, действительно растянулось на пару лет. Но в 1682 г., по свидетельству мадам де Севинье, Уранию принял король. После смерти мужа, действительно погибшего в бою, вдова унаследовала значительное имущество. А рано умер вовсе даже внук ее, а не сын.
Винить Сен-Симона за неточность его сведений мы не можем: в конце концов, в 1680 г. Сен-Симону было всего пять лет.
*Не всегда.
Отредактировано (2024-02-27 18:38:26)
Вспомнил одну историю про Сен-Симона. Он отличный писатель, но иногда увлекательно и без тени сомнения пишет о том, чего лично не видел. Великому Конде еще повезло, что Сен-Симон его видит героем.
Да, об этом разоблачении и Лурго пишет в биографии Марии-Луизы.
А отдельно смешно, что двор обеих Мадам в историографии действительно неоднократно называют сомнительным местом из-за статуса "цветника короля". При этом намекают, что первая Мадам чуть ли не сама подкладывала фрейлин королю в постель, а вторую все это возмущало, но она только бухтела в письмах.
Когда-нибудь я соберу в честь господина Принца плейлист, но пока вот красивая песня для размышлений о рыцарской судьбе.
Отредактировано (2024-02-27 19:26:06)
Письма к маршалу де Грамону после возвращения принца Конде во Францию.
#1660
Отредактировано (2024-03-19 04:42:22)
Эта записка тоже из архивов де Грамона, хотя не ему адресована. Любопытно, по какому случаю она написана и почему оказалась у почтенного герцога, а не в каких-нибудь бургундских архивах.
"1670, 13 сентября
Представители парламента Бургундии, которые идут впереди губернатора, когда он входит в парламент, встречают его в конце большого зала у двери, которая выходит на улицу; они так же ведут себя не только по отношению к принцам крови, но и с гг. д'Эперноном и Бельгардом.
Дано в Сен-Жермене 13 сентября 1670 г.
Луи де Бурбон"
Еще про Дижонский парламент во времена Фронды и Людовика XIV
https://books.openedition.org/pumi/27491
https://books.openedition.org/purh/7325
Дижонский парламент
#1670
Отредактировано (2024-03-19 12:09:44)
Мемуары графа де Колиньи-Салиньи — занятное чтение. Герцог д'Омаль считал, что к мемуарам Колиньи нужно относиться с осторожностью. Пожалуй, так и есть: Колиньи, разумеется, излагает свою версию, в которой о семействе Конде или плохо, или никак. Попадаются сцены, при которых Колиньи не присутствовал, это отмечает и издатель. Кроме того, Колиньи никогда не забывает наивно похвалить себя чужими устами и подпустить шпильку господину Принцу. Тут хорошо бы иметь свидетельство другой стороны. Трудно сказать, насколько принца Конде в самом деле раздосадовал уход бесценного соратника. Характер у графа явно не подарок, что бы он сам по этому поводу ни думал. Но в его мемуарах есть достаточно интересные эпизоды.
Во-первых, путешествие принцессы Конде из Монтрона в Бордо. Если первая часть ее путешествия из Шантийи в Монтрон должна содержаться в мемуарах Лене (я их не читал, только видел ссылку), то можно собрать весь маршрут. Во-вторых, здесь же история о дуэли из-за принцессы: Колиньи в ударе, он не упускает случай покрасоваться на высотах морали и фехтовального искусства. Пожалуй, один из самых запоминающихся моментов. Битвы и вообще свое армейское житье Колиньи описывает коротко. Разве что эпизод со спасением принца Конде при Дюнкерке заслужил чуть больше внимания: Колиньи подоспел как раз вовремя, чтобы прикрыть отступление принца Конде, после чего явно посчитал, что принц остался у него в неоплатном долгу.
Наконец, граф де Колиньи-Салиньи подробно пишет о том, как он поссорился с господином Принцем. Об этой ссоре иногда упоминают биографы принца Конде. Причины называют разные: то ли Колиньи не получил орден Святого Духа и обиделся на принца, то ли принц обиделся на Колиньи за то, что тот пожелал перейти на службу к королю, то ли принц не выплатил Колиньи какие-то испанские деньги. У Колиньи всё проще и сложнее.
По-видимому, счет Колиньи к принцу накапливался за годы службы. В своих мемуарах он припоминает и свои расходы в поездках, и нечестный выигрыш принца в азартную игру, и его неприветливость и просчеты в походах, и, разумеется, неблагодарность за спасение в битве при Дюнкерке ценой плена самого Колиньи.
Но все разногласия с принцем улаживались и не становились причиной для разрыва. Колиньи пишет, что возвращался во Францию из Брюсселя в одной карете с господином Принцем. С ними были еще Бутвиль и Гито, то есть давние друзья. Если верить Колиньи, даже обманутые надежды на орден Святого Духа принц сумел как-то ему компенсировать, и всё у них было хорошо, пока граф не получил через Гитри приглашение на королевскую службу. Незадолго до того Колиньи побывал у кардинала Мазарини, который был с ним ужасно любезен и намекал, что королю нужны такие прекрасные люди. Колиньи был на четыре года старше принца Конде, и болезнь оставила ему еще меньше времени до конца карьеры — Венгерская кампания 1664 года стала для него последней.
Поскольку на королевской службе Колиньи не слишком преуспел, можно констатировать, что от его разлада с принцем Конде выиграл только один человек — король. Ему обе стороны конфликта подавали жалобы, признавая авторитет, а ссора завершилась так, что окончательное примирение между принцем Конде и его бывшим подчиненным стало невозможным. По версии Колиньи, удалось не столько уладить их конфликт, сколько завести в тупик и заморозить в шаге от кровопролития.
Итак, Колиньи соглашается на предложение Гитри и просит восемь дней на то, чтобы достойно проститься с господином Принцем.
Продолжение следует.
#1661
Отредактировано (2024-03-19 12:10:11)
Ах да, еще забыл уточнить. К ругательствам графа Салиньи есть примечание Монмеркe с видоизмененной цитатой из письма Лизелотты об армейских нравах и несчастной госпоже д'Эпернон, которая от горя ушла в монастырь кармелиток. Это случилось в 1646 году.
Елизавета-Шарлотта Пфальцская родилась только в 1652 г., во Францию приехала в 1671, письмо свое написала в 1716.
То есть она не свидетель, а в лучшем случае фольклорист.
Продолжаю читать мемуары Колиньи.
Продолжение следует.
ТС
#1661
Отредактировано (2024-03-19 12:10:35)
Что-то очень интересное, подписалась, буду читать. А если начну вопросы писать, это ничего? Они же будут про первые записи, на первых страницах, можно или лучше не лезть?
Ахах, вот он какой, значит - Луи Второй!
Отредактировано (2024-03-10 19:27:06)