Вы не вошли.
Анекдоты, сплетни и другие офигительные истории про Людовика II де Бурбон-Конде — великого полководца с тонкой душевной организацией.
"Когда умру, прошу – без ликованья…"
Наталья Резник
Списки в шапке обновляются.
Если нет ссылки на книгу в комментарии, эта книга скорее всего есть в разделе "Источники".
Комментировать можно :)
Запасной аэродром: https://t.me/foliedeconde
Гости не могут голосовать
Отредактировано (2024-11-08 15:01:01)
Великий Конде — весьма разносторонняя личность. А еще он бриллиант. Розовый.
Этот камень украшал трость принца и назван в его честь. Происходит из коллекции герцога д'Омаля. В 1926 году бриллиант был украден, но быстро нашелся и по сей день живет в замке Шантийи.
описание
Иногда народ любит своего губернатора в довольно-таки затейливой форме.
Видимо, в 1648 году принц Конде приезжал в Дижон, и по этому случаю была заказана Жану ван Тасселю картина "Louis II de Bourbon, duc d'Enghien, reçoit la reddition de Dunkerque, en octobre 1646" / "Людовик II де Бурбон, герцог Энгиенский, принимает капитуляцию Дюнкерка в октябре 1646 года".
Вроде казней в Дижоне не устраивали, картину не сожгли, так что, наверное, принцу Конде всё понравилось.
(Но я бы не советовал повторять эксперимент и льстить начальству подобным образом, если вы не уверены, что оно, начальство, на досуге почитывает Клавдиана и правильно поймет вашу глубокую мысль.)
Отредактировано (2024-02-07 15:58:19)
Я не могу похвалиться гуманностью Конде. Хочется публично пообрывать художнику руки. Мое первое впечатление было, что он стоит со спущенными трусами.
Возможно, это результат компромисса между аутентичным отсутствием штанов и модой на пышные кружева?
У меня еще есть подозрение, что лицо и фигура от разных людей ) Хочется надеяться, что Конде встал бы поизящнее, танцор всё же.
С другой стороны, портреты принца Конде дижонским художникам так часто не удавались, что впору заподозрить умысел )
Меня отдельно повеселило пузо беременной, но потом вспомнилось, что тогда была мода на пузатых мужчин, и решила оставить это на совести двигателей моды, а не художника.
Отдельно удивляет «натуралистичность» ног. Это реально мужик без штанов, даже колени шершавые. Никаких вам феечек, даже условных, даже в качестве лести.
Наверное, это такой суровый бургундский Геракл, и коленки его тоже суровые. ))
Вот феечка Жюста д' Эгмонта, по-моему, вполне феечная, а всего-то на три года пораньше. Заказывала, похоже, принцесса Конде, мать героя. Как знать, возможно, именно по этому изображению герцогиня де Монпансье составила предварительное мнение о ногах принца.
Конде хоть терять было нечего, а вот Тюренн — мужчина представительный. Казалось бы, римские доспехи его должны украсить, но опять что-то пошло не так...
Возможно, стоит всё же поблагодарить Людовика XIV хотя бы за то, что он даровал своим подданным простыни и штаны, и сам тоже их носил.
Вот феечка Жюста д' Эгмонта, по-моему, вполне феечная, а всего-то на три года пораньше. Заказывала, похоже, принцесса Конде, мать героя.
Ну вот, совсем другое дело) Еще и в таком удачном ракурсе, что нос получился почти нормальным))
Казалось бы, римские доспехи его должны украсить, но опять что-то пошло не так...
Тюренн украл сандалии феечки? Или нет, потому что феечка каблуки к сандалиям не прицеплял)
Но вообще картина оставляет впечатление, что голову пририсовали к какому-то трафарету. И явно пропорции не соблюдены.
Возможно, стоит всё же поблагодарить Людовика XIV хотя бы за то, что он даровал своим подданным простыни и штаны, и сам тоже их носил.
А меня в раннем периоде так умиляют все эти рингравы и шаровары. Получались очень милые юбочки))
Отредактировано (2024-02-07 19:54:10)
Еще и в таком удачном ракурсе, что нос получился почти нормальным))
Да, симпатичный
Или нет, потому что феечка каблуки к сандалиям не прицеплял)
Лабутены-то я и не приметил. Красота — страшная сила!
Но вообще картина оставляет впечатление, что голову пририсовали к какому-то трафарету.
Ага, скорее всего так и было.
У Конде такого "фотошопа" тоже хватает. Особенно от любящих жителей Дижона, но и от благодарных потомков потомков тоже есть ))
А меня в раннем периоде так умиляют все эти рингравы и шаровары. Получались очень милые юбочки))
Ой, некоторым очень шло. Меня несколько смущает мода на короткие колеты и широкие рубашки под ними. Немного напоминает домашнюю пижаму и любой фигуре придает грушевидность. С другой стороны, юбочки и чулки... Занятно было бы посмотреть на Конде в кружевах и лентах, но я боюсь, что живым он бы не дался и даже мама его не уговорила бы.
Занятно было бы посмотреть на Конде в кружевах и лентах, но я боюсь, что живым он бы не дался и даже мама его не уговорила бы.
Надо было добавить это отдельным пунктом в Пиренейский мир. История могла бы пойти другим путем
Бойтесь своих желаний!
Вот такой кавалер есть в Гентском музее, автор портрета — Робер Нантейль. Подозревают, что изображен Великий Конде — во всяком случае, примерно понятно, как он мог бы выглядеть ))
Занятный версальский двойной портрет Конде с сыном, что-то из начала 60-х.
Оказалось, что Юстус ван Эгмонт с мастерской писал всё, кроме лица и рук герцога Энгиенского — это уже Миньяр. Еще пишут, что Конде здесь, возможно, в расшитом жюстокоре, какие можно было носить с разрешения Людовика XIV — Конде такое разрешение получил в 1665 году. (Вот еще способ нарядить принца Конде: просто скажите, что это ужас как почетно и больше никому нельзя).
Анри-Жюль принят в орден Святого Духа 31 декабря 1661 года. Я это к тому, что юноше, выходит, от 18 до 22 лет и едва ли он сильно подрастет
Вот такой кавалер есть в Гентском музее, автор портрета — Робер Нантейль. Подозревают, что изображен Великий Конде — во всяком случае, примерно понятно, как он мог бы выглядеть ))
Не видел раньше этого портрета, очень интересно. Если это и впрямь он, то был замечателен (по крайней мере, в юношестве).
Кстати, раз уж зашел, занесу ещё немного Конде из кинематографа и худлита.
Самая миленькая и живая (на мой взгляд) версия Конде (а также всего семейства) — в телефильме "Королева и кардинал" (La reine et le cardinal). Великий там появляется всего два раза, по внешности сам на себя не похож, но сцена его разговора с Мазарини достойна (первая серия, с 01:25:35). Очень удачный каст на кардинала де Реца и Ларошфуко, Лонгвиль и Анна Австрийская мне не понравились, а вот Мазарини хорош.
А также напомню про самый длинный фанфик в истории французского романа (каких-то 13 095 страниц в оригинальном издании), т.е. "Артамен, или Великий Кир". В главных ролях — как раз Конде. Один из томов "Артамена" Скюдери присылала ему в Венсен (если память мне не изменяет, то пятый). Конде умело пользовался книгами, которые ему присылали, — через них общался с внешним миром, записывая шифром послания на последних страницах, когда передавал обратно.
Отредактировано (2024-02-08 11:59:16)
Кстати, раз уж зашел, занесу ещё немного Конде из кинематографа и худлита.
Спасибо! Не видел этот фильм, Мазарини с ходу понравился.
А также напомню про самый длинный фанфик в истории французского романа
Меня пугает его объем )) Но для конспирации самое оно — проверять замучаешься.
Я хотел посмотреть какие-нибудь исторические сорта гвоздик, чтобы уточнить, как могли выглядеть знаменитые венсенские цветочки. Лучше бы я этого не делал: всё только ещё больше запуталось. Выяснилось, что гвоздиками называются разные цветы похожей формы, не всегда родственные. Даже бархатцы — "œillet d'Inde", "индийские гвоздики".
Но пока не доказано обратное, пусть это будут все-таки гвоздики в привычном смысле )) Однолетние или многолетние — вопрос философский, тут сложно угадать ход мысли принца и уровень его оптимизма.
Пожалуй, статью про Конде и цветоводство я переведу целиком (Она всё в том же каталоге. Просто удивительно, сколько премудрости помещается в одну небольшую книжку с картинками ). Там я узнал, например, что в Шантийи были как "обычные" цветники, для которых растения заказывали тысячами, так и особые цветочные сады, где росли диковинки. Цветами интересовался именно Великий Конде — после его смерти коллекции были утрачены. Поставщиком редких цветов для принца Конде был адвокат Анри Кабу, сам известный знаток и коллекционер. Кабу пользовался доверием принца и даже в отсутствие хозяина приезжал в Шантийи, где занимался редкими цветами и охотился в компании принца Конти. Среди добытых им цветов есть, разумеется, и редкие гвоздики — "Croix de Jerusalem". Интересно, дожили ли они до наших дней в каком-то виде ))
Поскольку тема с гвоздиками относительно прояснилась (или окончательно запуталась), думаю, надо повесить новый опрос. Например, о завоевании симпатий жителей Барселоны, раз уж на этот счет есть разные мнения.
Шарль Антуан Куазво (или Куазево) (Charles Antoine Coysevox) сделал известный бронзовый бюст Великого Конде, который нынче хранится в Лувре. В описании сказано, что это посмертный портрет, заказанный племянником, принцем Конти, для своего парижского дома в 1688 г.
https://collections.louvre.fr/en/ark:/53355/cl010092388
Это меня несколько удивило: работа впечатляющая, сложно себе представить, чтобы такое можно было сделать по памяти или по чужим рисункам. Но, похоже, Куазво сделал целую серию портретов Конде.
Среди них, например, вот эта терракота. Ее считают возможным этюдом для более пафосных памятников, но, по-моему, она и сама по себе хороша. Может, и правда прижизненный портрет с натуры. Во всяком случае, Куазво явно имел счастье лично созерцать свою модель, не польстил ей нисколько, а характер даже через триста лет чувствуется )) Жаль, этот бюст где-то над камином в библиотеке стоит и, видимо, без шансов сфотографировать в разных ракурсах.
Дата создания неизвестна (1676-1686), а дискуссия в описании довольно забавная. Например, есть мнение, что скульптура выполнена до 1680 г., т.к., по свидетельству мадам де Севинье, в 1680 г. господин принц подстригся и побрился по случаю свадьбы племянника. Видимо, подразумевается, что он тогда раз и навсегда поменял имидж. Но это не точно.
Мадам де Севинье изучает внешность господина принца в письме от 17 января 1680 (№772). Буквально она пишет:
Однако я вам расскажу одну новость, величайшую и необычнейшую: господин принц вчера сбрил бороду, он побрился; это вовсе не иллюзия и не пустой слух, это правда: весь двор тому свидетель. <...> Камердинер также испытывал его терпение: завил ему волосы, напудрил и сделал из него придворного в лучшем виде, а его голова затмит любой парик: вот свадебное чудо.
То есть Конде либо не стригся по этому конкретному случаю, либо мадам де Севинье была недостаточно внимательна (как это возможно?!), либо в интернете неполное издание ее писем. Насчет самой ранней датировки портрета (1676 г.) тоже не ясно — если брать степень лохматости как датирующий признак, то принц мало отличается от себя же в конце шестидесятых. С другой стороны, если он до самого 1686 г. практически не изменился, можно только за него порадоваться.
Так много вопросов, так мало ответов...
Занятная идея насчет атрибуции мраморного бюста Великого Конде и парного к нему бюста Тюренна как работ того же Куазво, но уже 1695 г.
И ничего я не угадал насчет большой статуи Великого Конде в Шантийи. Я почему-то думал, что это романтизм 19 века, но оказалось — тоже работа Куазво при участии Лебрена. Сделана была в 1689 году и украшала площадку парадной лестницы в Шантийи. Но в 1792 г. пострадал и сам замок, и статуя: была утрачена ее голова и правая рука. По заказу Луи-Анри-Жозефа, принца Конде статую реставрировал скульптор Десен (вероятно, Луи-Пьер, потому что он же делал проекты статуй последнего герцога Энгиенского), а с 1814 года она стоит на своем нынешнем месте в парке.
Отредактировано (2024-09-27 07:04:52)
Обещанная статья про Конде и цветочки.
Флоран Пикуло. Принц — любитель цветов. Из каталога выставки "Le Grand Condé : le rival du Roi-Soleil?" 2016. C. 198-201
Бонус. Жан де Лабрюйер "Характеры, или Нравы нынешнего века".
Пер. Ю.Б. Корнеева.
Отредактировано (2024-02-11 22:11:36)
Продолжаем следить за культурными событиями: оказывается, существует комедия про Вателя и тот самый прием в Шантийи. Надеюсь, Ватель на этот раз уполз, иначе грустно.
Отредактировано (2024-02-12 12:34:45)
В 1662 году родился дофин и в честь этого события Людовик XIV устроил знаменитый турнир — "Карусель".
Принцу Конде тогда исполнилось сорок, и он был одним из самых старших участников.
Герцог де Гиз — король Америки (американских индейцев?).
"Римляне" занимают центральную площадку, вдоль ее правого края едут "персы", за ними, на переднем плане — "турки", потом "индийцы", а "американцы" только выезжают на поле. Легче всех узнать Конде (он ближе всех), и герцога де Гиза, потому что его костюм, наверное, был бы заметен даже на снимках из космоса.
Полотно огромное, 2,8х3,8 м, поэтому можно
всех рассмотреть подробно
Наконец, я бы не догадался, но вот этот Конде-Ганнибал (серьезно, там слоники) тоже в турецком прикиде и с шарфом вместо перевязи, как во время Карусели. Автор — Жюст д'Эгмонт, но в отличие от известного портрета Конде в доспехах, этот большой популярностью не пользовался.
Почитал комментарии к "ЛИГ", и какая же прелесть!
Сначала Бюсси-Рабютен написал "Карту страны Легкомыслия" — ладно, в соавторстве с ненаглядным своим начальником, принцем де Конти, но всё равно же результат их творчества мог бы вогнать в краску иных шеволежеров. Затем, после оргии в Руасси, появились какие-то дико популярные и непристойные песенки про королеву и Мазарини. Уже в ссылке за эту оргию Бюсси сочинил то, что стало "Любовной историей галлов" и послужило основой "Галантной истории графа де Гиша и Мадам".
Но, разумеется, в Бастилию Бюсси отправили только за то, что он некстати обратил внимание на кривые зубы и неухоженный вид принца Конде.
Отредактировано (2024-02-12 21:29:25)
"Essai sur la vie du Grand-Condé" https://archive.org/details/essaisurlav … 8/mode/1up
Сам этот труд я не читал, но в конце есть письма Луи-подростка к отцу. Известно, что Луи было велено писать родителю исключительно на латыни с тех пор, как он ее освоил. И вот пятнадцатилетний герцог Энгиенский пишет:
"ГОСПОДИН МОЙ ОТЕЦ
В последнем письме я спрашивал, писать ли мне вам в будущем на латыни или на французском; ожидая вашего ответа, пишу вам как обычно. Есть у меня еще одна просьба к вам: разрешите мне приостановить послеполуденные занятия литературой. Вы будете удивлены, что я вас об этом предупреждаю и не принимаю ваше молчание за согласие. Учеба не будет мне неприятна или тяжела, и если вы мне прикажете ее продолжать, я смогу найти в ней удовольствие; но она и не настолько меня привлекает, чтобы я не смог легко от нее воздержаться, если вы сочтете это подобающим. Каким бы ни был ваш ответ, я охотно подчинюсь, и остаюсь,
Господин мой отец,
Вашего Высочества
покорнейший и послушнейший
Сын и Слуга
Луи де Бурбон
Бурж, 8 января 1636 г."
Молодой человек недавно закончил школу: можно представить, что он после экзамена несколько утомился от премудрости и хочет на волю. Но как формулирует! Не зря отцы иезуиты с ним возились.
Отредактировано (2024-02-13 23:29:28)
В июне 1637 года герцог Энгиенский пишет отцу о таком событии:
"Je suis venu passer les festes à Saint-Mort et y séjourneray encort quelque temps, M. Guénost aiant jugai appropos de me baigner pour ma donner une plus parfaicte santé que je ne souhaite que pour estre plus en estât de vous obéir et vous faire paroistre que je suis..."
Из книги "Trois éducations princières au dix-septième siécle. le Grand Condé, son fils, le duc d'Enghien, son petit-fils, le duc de Bourbon. 1630-1684".
У Луи были каникулы в академии, и он отправился в замок Сен-Мор, где ему прописали купание для укрепления здоровья. И ничего, как-то он выдержал испытание.
Замок, кстати, ничего так, красивый, и всего в двух лье от Парижа. Был. До 1796 г.
UPD. Орфографию оценить мне знаний не хватает, но видно, что юный герцог легких путей не ищет. Но как минимум название своего дворца герцог несколько модифицировал: должно быть Saint-Maur. В том виде, как здесь приведено, это место называется Св. Смерть... То ли почерк не очень, то ли юноша готичный, то ли купание на него произвело такое странное впечатление.
Отредактировано (2024-02-14 13:03:51)
Хотел найти автографы Конде, нашел изданные письма маршалу де Грамону https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k3143454
И еще просто красивое: оцифрованный "Великолепный часослов герцога Беррийского". К Конде отношения прямого не имеет, происходит из коллекции герцога Омальского и тоже в Шантийи хранится.
https://les-tres-riches-heures.chateaudechantilly.fr/