Вы не вошли.
Анекдоты, сплетни и другие офигительные истории про Людовика II де Бурбон-Конде — великого полководца с тонкой душевной организацией.
"Когда умру, прошу – без ликованья…"
Наталья Резник
Списки в шапке обновляются.
Если нет ссылки на книгу в комментарии, эта книга скорее всего есть в разделе "Источники".
Комментировать можно :)
Запасной аэродром: https://t.me/foliedeconde
Гости не могут голосовать
Отредактировано (2024-11-08 15:01:01)
И небольшое добавление про Монпансье в контексте портрета
Ой да, я их зашипперила после этого))
"Кто ж блин знал, что я буду поливать гвоздички, пока моя женушка воюет?" (перевод почти буквальный)
Прекрасно, хоть и жалко их обоих за такую неудавшуюся совместную жизнь. Но с другой стороны, кому вообще брачная жизнь удавалась?
Искала в мемуарах мадам де Моттвиль цитату про Месье, в процессе наткнулась в примечаниях по поводу битвы при Дюнкерке в 1658, что Конде, видя неудачное расположение испанской армии, перед началом битвы сказал герцогу Глостерскому "вы никогда не видели проигранные битвы? Что ж позже увидите".)))
Прошу прощения, если это уже упоминалось, я еще не все прочла)
замечательное добавление про венсенские гвоздики
Это очаровательно
Насчет захвата Бордо я не очень понимаю, какая роль там фактически была у Клер-Клеманс. Она в любом случае очень смело поступала, отлично держалась и сделала всё что можно. Но когда рядом такие ребята, как Ларошфуко, поневоле задумаешься, кто там стоял за сценой.
В Бордо она появилась, когда ей сообщили, что тамошние граждане только ее примут, и она с сыном просила в городе убежища, а в итоге оказалась кем-то вроде королевы-регентши на несколько месяцев.
Да, Конде ее встречал с большим почетом, то есть действительно ею гордился ))
А осенью 1652 г. Монпансье как раз пишет о том, что разные там люди обсуждают ее возможный брак с Конде, потому что Клер-Клеманс на позднем сроке беременности и очень плоха: думают, что ни она, ни ребенок не выживут. У Монпансье есть шикарное описание, как в этот момент они с Конде выходят прогуляться по саду и молчат, потому что думают каждый о своем и момент такой переломный... И можно себе представить, как на них не смотрят изо всех окон ))) (Вот тут-то я Конде с Мадемуазель и зашипперил, потому как прочувствовал всю мощь и потенциал развилки, когда в любом случае чей-то мир разрушится. Но Францию бог миловал на этот раз).
Дальше у Клер-Клеманс жизнь скорее наладилась, у Мадемуазель несколько наоборот. Конде в октябре уехал из Парижа.
Отредактировано (2024-01-31 23:24:40)
Искала в мемуарах мадам де Моттвиль цитату про Месье, в процессе наткнулась в примечаниях по поводу битвы при Дюнкерке в 1658, что Конде, видя неудачное расположение испанской армии, перед началом битвы сказал герцогу Глостерскому "вы никогда не видели проигранные битвы? Что ж позже увидите".)))
Прошу прощения, если это уже упоминалось, я еще не все прочла)
Не, этого еще не было При Дюнкерке Конде советовал штатгальтеру Испанских Нидерландов, дону Хуану Хосе Австрийскому, отступить, но тот не послушал, и получилось что получилось.
Интересно, сказал ли Конде потом, когда выбрался из заварушки: "А я говорил!"
Отредактировано (2024-02-01 00:02:33)
Но когда рядом такие ребята, как Ларошфуко, поневоле задумаешься, кто там стоял за сценой.
Читал самого Ларошфуко и рассуждения современников о нём, а отношения "кто там стоял за сценой" при упоминании его имени не складывается совсем. Как по мне, он довольно нелеп, типичный заяц ("Я глас народа, какие ко мне претензии? Пугливый заяц, которых в округе много. Жизненный путь – это своего рода дорога, и в моём случае – это шоссе поэзии") и больше говорит, чем делает. По меньшей мере эффективности от него как в военных, так и в социальных кампаниях фрондёров не больше, чем от Клер-Клеманс, которая могла служить удачным символом. Считаю, что басня, которую Лафонтен посвятил Ларошфуко, хорошо описывает адресата, хотя всегда жалел Франсуа из-за ранения в сражении у Сент-Антуанских ворот и ситуацией с Лонгвиль (истрепала же дама все нервы своим непостоянством).
Читал самого Ларошфуко и рассуждения современников о нём, а отношения "кто там стоял за сценой" при упоминании его имени не складывается совсем.
Звучит разумно.
Я плохо себе представляю, что там творилось. Просто принцесса Конде не производит впечатления дамы, которой придет в голову взять какой-нибудь город и устроить восстание. Но, с другой стороны, раньше и случая не было.
О покушении на маршала де Грамона
Маршал пишет в своих мемуарах, что не имел с Конде никаких дел с тех пор, как тот начал бунтовать. Конде его приглашал к себе на службу (вместе с Байонной и Беарном, где де Грамон был губернатором), но маршал отказался. И, видимо, в 1651 г. (?) в Бордо собрались принцы Конде и Конти, г-жа де Лонгвиль, Бутвиль, и испанские генералы и прочие сторонники Фронды.
Маршала де Грамона Мазарини отправил в Байонну, чтобы контролировать южную границу. По дороге маршал должен был проехать через Бордо. Фрондеры собрались на совет в городской ратуше и думали, что же им делать с несговорчивым де Грамоном. Победило мнение, что надо его убить, а тело сбросить в Гаронну. Господину принцу замысел показался ужасным и он не соглашался на него ни в какую, но сторонники принца остались при своем мнении и собирались осуществить задуманное. Однако советник парламента Бордо по фамилии Шез был дружен с де Грамоном и успел его предупредить, когда тот уже собирался отправиться из Блэ в Бордо. Маршал поехал другой дорогой через Лангон и Ланд и благополучно прибыл в Байонну.
В свою очередь, маршал де Грамон в 1654 г. был в том большом собрании, которое вынесло Конде смертный приговор. Все эти досадные недоразумения не помешали Конде и де Грамону куртуазно обменяться пленными и письмами как минимум однажды, а граф де Гиш (тогда еще доброволец) и вовсе подъехал как-то к Конде поздороваться прямо во время стычки. Вежливый юноша )
Если нужно свидетельство хейтера, то это к графу де Колиньи-Салиньи.
В 1649, во время войны в Париже, были убиты при атаке Шарантона г-н де Шатийон и мой брат, маркиз де Орн, пока я ездил в Нормандию, чтобы получить отпуск у графа д'Аркура, потому что господин принц дал мне командование и сделал mestre-de-camp-lieutenant кавалерийского полка герцога Энгиенского.
Hinc mihi prima mali labes.*
По этой причине я оказался с ним связан, совершил многое вопреки своим склонностям, а потом и вместе с испанцами. Я служил ему семь лет и дважды попадал в плен: и всё это кончилось войной не на жизнь, а насмерть и непримиримой ненавистью между нами: ибо если он меня ненавидит как черт, то я его ненавижу еще в полтора раза сильнее...
*"В этом причина моих бед", "Энеиду" (II, 97) цитирует, пишут нам в примечании
Дальше у него внезапно офигительная история о переезде Клер-Клеманс в Бордо: в этой версии ей муж советует так поступить. Едет она инкогнито, а Колиньи-Салиньи притворяется, что везет даму, которую похитил, чтоб тайно на ней жениться. Он потом еще и на дуэли из-за нее дрался, омг.
P.S. Шаваньяк из таких же "уволенных соратников". Был как-то грубо послан принцем и натурально ушел: сперва к испанцам, а потом сделал дипломатическую карьеру на службе у императора.
Отредактировано (2024-02-01 17:48:17)
По меньшей мере эффективности от него как в военных, так и в социальных кампаниях фрондёров не больше, чем от Клер-Клеманс, которая могла служить удачным символом.
Вот и свидетель нашелся: Колиньи полностью подтверждает мнение анона о Ларошфуко, что толку от писателя на войне не было никакого, хотя оставляет ему гипотетические таланты "в постели или с пером".
Колиньи еще добавляет со всей солдатской прямотой, что нехорошо со стороны Ларошфуко в мемуарах приписывать себе чужие заслуги и упоминать места, где его даже не было.
Доношу в коллекцию ещё один портрет, на этот раз пера кардинала де Реца (из "Мемуаров").
Доношу в коллекцию ещё один портрет, на этот раз пера кардинала де Реца
Как он благородно высказался. Видно руку мастера.
В 1655 году принц Конде участвовал в своей самой, наверное, провальной совместной кампании с испанцами (хуже был разве что Дюнкерк в 1658). А еще он поссорился с маршалом де Тюренном.
#1655
Отредактировано (2024-02-03 08:04:33)
Всегда было любопытно, как так вышло, что родители Клер-Клеманс вообще не звучат в ее истории. А у нее, между тем, был очень интересный отец. В 34 года Юрбен де Майе-Брезе получил маршальское звание, знал несколько языков, обожал чтение.
*
Клер-Клеманс одно время не везло с публичными появлениями. На детском балу, когда ей было лет пять, кто-то догадался в танцевальном зале выпустить живых птиц, и одна из них запуталась в воротнике Клер-Клеманс. Она кричала, другие дети смеялись. Потом, когда она уже была постарше, ей стало плохо во время танцев. Ну и было еще то падение из-за высоких каблуков уже во время свадебных торжеств. Всё это случилось с ней, можно сказать, в детстве: Клер-Клеманс выдали замуж в тринадцать лет.
Отредактировано (2024-02-03 17:33:47)
Известно, что детей в семействе Конде учили на совесть.
Наш герцог Энгиенский и его брат учились в разных местах, даже в разных городах. Луи учился в иезуитском колледже св. Марии в Бурже и жил своим домом, хотя и под присмотром, разумеется. Но, что интересно, отец его от педагогического процесса не устранился Луи должен был ему писать письма и показывать свои работы, с 13 лет письма к отцу — только на латыни. Каникулы Луи проводил в Монроне и продолжал там заниматься с домашними учителями.
Примерно той же системы Луи придерживался с Анри-Жюлем, когда тот учился в в Намюре. Есть вероятность, что среди какой-нибудь кампании Конде изучал не только донесения и карты, но и школьные работы сына и его оценки (там, как я понимаю, были не баллы, а место среди учеников в классе). Подвиг? По-моему, да.
Сон Великого Конде.Jacque-Noël-Marie Frémy. Ок.1817.
Отредактировано (2024-02-03 22:27:26)
Принц Конде за чтением. Редкий удавшийся портрет all' antica.
Уютно: пледик, тапочки...
В каталоге выставки 2016 года пишут, что в книге, которую читает принц, можно разобрать буквы "ABREGE CHRONOG". На фото их не видно. Думают, что это м.б. Abrégé chronologique de l'Histoire de France де Мезере — популярная книга по истории Франции, которая появилась в 1667-68 гг.и входила в список книг, по которым учился внук принца. Автором портрета считают Жана Жубера. Стихи о принце — любителе чтения написал в Шантийи и посвятил Анри-Жюлю Жан де Сантей примерно в те же годы.
Volve, revolve legendi avidus noctesque diesque
Francorum Annales, Regum, Condǣe videbus
Eventus rerum varios, Martisque labores
Nilque tua dignum invidia, te juduce gaudent,
Ingentes atavorum animǣ, numimque beatǣ,
Quod faveas, et te lectorem facta moventur.
От себя могу добавить, что, кажется, короткие штаны в античном косплее в шестидесятых как раз были в моде ))
Отредактировано (2024-11-01 06:06:11)
Для всех шипперов Конде и Монпансье: картина за авторством дижонской художницы-портретистки Софи Фремье (Рюд).
Entrevue de Monsieur le Prince et de la duchesse de Montpensier, Salon de 1836, huile sur toile, 115 × 100 cm.
И вдогонку — аллегорический портрет пера Любена Божена, который известен в основном своими натюрмортами. Скажу честно, что стаканы и свечи выходили у него лучше, чем принцы (и святые — Иероним его тоже какой-то непримечательный).
26 декабря 1646 года умер Генрих II де Бурбон-Конде. Герцог Энгиенский унаследовал титул принца Конде, а в 1647 году был назначен вице-королем Каталонии. Вот тогда-то и случилась осада Лéриды.
#1647
Отредактировано (2024-02-05 04:25:55)
Для всех шипперов Конде и Монпансье
Страсти накаляются )
И вдогонку — аллегорический портрет пера Любена Божена,
Штош, у всех есть неудачные фотографии...
Гм, тут со ссылкой на Лене пишут, что герцог Энгиенский перед свадьбой подумывал о бегстве и задавался крамольным вопросом о том, почему папенька не Мадемуазель предложил ему в невесты, если так заботился о семейном престиже. Не искал еще, где это у Лене, но надо признать, что идея витала в воздухе.
А всё-таки жаль, что Лене его отговорил. Какие были бы заголовки в газетах: "Герцог Энгиенский сбежал со свадьбы с прокурором Дижона!"
Оказывается, вернуться во Францию было не так просто. Условия Пиренейского мира обсуждались месяца три, и Конде — отдельным пунктом. За него испанцы честно торговались как за родного, до тех пор, пока сам Конде не написал, что доволен и больше ничего не требует.
Испанцы обсуждали такие перспективы, как, например, сделать принца Конде вице-королем Испанских Нидерландов. Лицо Мазарини представили? Ну, испанцы это не совсем всерьез, а вот насчет княжества на северо-восточной границе Франции — это да, это пожалуйста. Надо же принцу компенсировать утраченные доходы? А он повоюет...
Вот отсюда такие "шоколадные" условия возвращения. Конде по факту извинился один раз в письме и один раз — в личной беседе наедине с королем и его матерью.
Похоже, реформа, которой король всю свою родню отстранил от управления государством, в большой степени была направлена против хищного кузена. Ничего личного, просто бизнес.
Отредактировано (2024-02-06 15:24:21)
Похоже, реформа, которой король всю свою родню отстранил от управления государством, в большой степени была направлена против хищного кузена. Ничего личного, просто бизнес.
А как Конде отнесся к назначению Конти губернатором Лангедока? Впрочем не знаю, насколько Конти вместе с губернаторством получил и остальные полномочия, было недосуг углубляться во все это.
А как Конде отнесся к назначению Конти губернатором Лангедока?
Вот не встречал ничего определенного. У братьев были неважные отношения, после возвращения Конде — видимо, прохладные.
Как я понял, Людовик по отношению к Конде вел себя учтиво, но его просьбы и предложения поддерживал через раз или уравновешивал подарок какой-нибудь пакостью. Конде в ответ улыбался и махал, что оставалось-то.