Холиварофорум

Не все, что говорят на Холиварке — правда!

Вы не вошли.

#1 2024-01-19 12:46:08

Анон

Подслушано: Шантийи [Франция][XVII век][Великий Конде][yc]

Анекдоты, сплетни и другие офигительные истории про Людовика II де Бурбон-Конде — великого полководца с тонкой душевной организацией.

Портрет героя: картина маслом
Литературный портрет
Хронология
Персоналии
Источники
Песенка о прадедушке героя
Батальные и придворные сцены в живописи
Принц Конде в художественной литературе
Принц Конде в фильмах

Списки в шапке обновляются.
Если нет ссылки на книгу в комментарии, эта книга скорее всего есть в разделе "Источники".
Комментировать можно :)
Телеграм-канал: https://t.me/foliedeconde

Что выращивал Великий Конде в Венсене?

  1. Гвоздики(голосов 10 [62.5%])

    62.5%

  2. Тюльпаны(голосов 6 [37.5%])

    37.5%

Всего голосов: 16

Гости не могут голосовать

Отредактировано (2025-03-15 22:21:31)


#476 2025-04-30 16:30:54

Анон

Re: Подслушано: Шантийи [Франция][XVII век][Великий Конде][yc]

Д'Ормессон знает, что случилось с Анри-Жюлем!
В Шантийи герцог Энгиенский охотился на оленя, загнал лошадь и во время падения сильно ушибся, но быстро пошел на поправку. Вот, теперь можно жить спокойно.

#477 2025-05-02 17:15:46

Анон

Re: Подслушано: Шантийи [Франция][XVII век][Великий Конде][yc]

История о похождениях г-на де Лозена в исполнении аббата Шуази.

"Мадам не могла простить г-же де Лавальер того, что та сумела полностью угодить Королю. Не знаю, было бы ей легче простить какую-нибудь другую фаворитку, но она попробовала ему подсунуть г-жу де Монако. Люди всегда считают невеликим грехом воспользоваться тем, что могут предложить им самолюбие, наслаждение или тщеславие. Король дразнил г-жу де Монако, а г-жа де Монако не  устранялась от этих речей и охотно склоняла к ним свой слух. Г-н де Лозен давно любил ее, а когда любят по-настоящему, следят зорко. Несчастье для людей высокого положения — не иметь возможности доверять своим домочадцам. Г-жа де Монако думала, что может поверить одной из своих горничных, которая спала у нее в прихожей, что Король придет к ней в два часа после полуночи, чтобы служанка, без чьей помощи Король не мог бы спокойно зайти к ней, верно ей послужила. Горничная пообещала хранить тайну, но известила г-на де Лозена о предстоящем свидании, и о том, что в два часа ночи Король, проходя по коридору апартаментов г-жи де Монако, найдет ключ в двери прихожей, где спала та горничная. Г-н де Лозен щедро оплатил это известие, а от девушки только потребовал, чтобы ключ в двери был уже в час ночи. Итак, г-н де Лозен, проходя тем же коридором, когда ему показалось, что все уже отправились спать, запер дверь на два оборота, забрал ключ и удалился. Звук поворота ключа в замке потревожил девушку и г-жу де Монако, и она еще журила ее, когда в два часа ночи Король пришел, как и обещал. Но каким образом мог он войти, принимая во внимание поздний час и запертую дверь? Это было невозможно. Король вернулся к себе, и только много позже, когда г-на де Лозена арестовали, он узнал, почему и как эта дверь была заперта, найдя в шкатулке Лозена некую записку о том, что он дал три тысячи пистолей горничной г-жи де Монако, которая ему передавала сведения о действиях своей хозяйки. Не знаю, случалось ли Королю еще встречаться с г-жой де Монако при более верных и удобных обстоятельствах, но это дело не имело никаких или почти никаких последствий."

#478 2025-05-03 11:23:01

Анон

Re: Подслушано: Шантийи [Франция][XVII век][Великий Конде][yc]

Полистала тут журнал д'Ормессона, нашла кое-что любопытное о последних заседаниях по делу Фуке. По письмам Конде не скажешь, на чьей он стороне. Честно говоря, мне казалось, он равнодушный наблюдатель. Хотя повторные упоминания, пожалуй, можно считать говорящим признаком: о неважном господин принц не пишет. Вот сейчас так у него повторяются упоминания о надвигающейся войне. Здесь ясно, что у него есть личная заинтересованность: состоится ли кампания, спросят ли его совета, доверят ли ему командование?

На процессе Фуке мнения судей разделились: были сторонники гуманного подхода, включая самого д'Ормессона (за изгнание и конфискацию имущества), и сторонники смертной казни во главе с де Сент-Эленом.
Так вот господин принц, по слухам, посылал Гито к дижонскому представителю, Туазону, чтобы тот поддержал Фуке. Ормессон не знает, вправду ли это было, но слышал от верного человека, что  господин принц, "вернувшись из Фонтенбло" (надо уточнить, когда это было), выражал благосклонность к Фуке. Еще Ормессон пишет, что Туазон имел основания не желать смертного приговора Фуке, потому что не хотел портить свою репутацию в Бургундии.
Без драмы на процессе тоже не обошлось. Сын г-на де Поншартрена, председателя Счетной палаты, выслушав мнения д'Ормессона и де Сент-Элена, бросился на колени перед отцом и умолял не бесчестить их семью выступлением в пользу смертного приговора, и сказал, что сам он решился бы оставить мантию, если бы с ним приключилось такое несчастье. Поншартрен выступил в итоге на стороне д'Ормессона.
***
Что можно из этого извлечь?
Смертный приговор Фуке, похоже, порадовал бы короля, но не подданных.
Симпатии Конде к сюринтенданту довольно внезапно проявились. Интересно, почему бы так.
И еще, похоже, слухи об опале Гито сильно преувеличены.

#479 2025-05-03 11:23:31

Анон

Re: Подслушано: Шантийи [Франция][XVII век][Великий Конде][yc]

Вот еще история про коварство Лозена от герцога де Сен-Симона.

У г-на де Кавуа (тот самый красавчик с целеустремленной невестой)

"имелся прелестный дом в Люсьенне, совсем рядом с Марли, куда Кавуа часто отправлялся обедать с избранными гостями, людьми по большей части предприимчивыми, ловкими и осведомленными обо всех придворных делах. Тысячи вопросов обсуждались там в полной безопасности, потому что Король любил Кавуа и не опасался бывавших у него людей. Так сложилось избранное общество, и тот, кто не был в него вхож, даже и не пытался туда проникнуть. Месье де Лозен, которого слишком побаивались, чтобы допускать к участию в каких бы то ни былоделах, и которому сие было вовсе не по душе, решил потешить себя за счет тех людей, в чей круг не имел доступа. В начале одного продолжительного пребывания в Марли он стал часто заговаривать с Шаторено и наконец сказал ему, что на правах дружбы хочет предупредить его: Кавуа и его жена, считающие для себя честью состоять с ним в родстве, жалуются, что он не посещает их и никогда не бывает в Люсьенне, где у них всегда собирается изысканное общество; что это уважаемые люди, коих любит Король, что не следует настраивать против себя тех, кого легко можно сделать своими друзьями, и что, будучи его другом, он, месье де Лозен, советует вице-адмиралу почаще ездить в Люсьенн и оставаться там подольше, не обращая внимания на оказываемый ему прием, ибо он должен предупредить его, что у них есть обыкновение встречать посетителей холодно, давая понять, что появление их не доставляет им ни малейшего удовольствия, но что это всего лишь принятый у них обычай, что каждый волен иметь свои манеры и прихоти, что такова их фантазия, но на самом деле они вовсе не хотят, чтобы сие принималось всерьез, и доказательство тому — множество гостей, посещающих их повсюду, а более всего — в Люсьенне. Маршал, в восторге от столь ценного уведомления, стал оправдываться относительно Кавуа и благодарить месье де Лозена, заверив последнего в том, что не преминет воспользоваться его добрыми советами. Месье де Лозен дал ему понять, что никто не должен догадываться, от кого сей совет исходит, и удалился с уверенностью, что все останется в тайне и Шаторено не замедлит водвориться в Люсьенне. Маршал поспешил отправиться туда. Его появление, подобное бомбе, разорвавшейся среди этих сливок придворного общества, повергло всех в смятение, сменившееся гробовым молчанием. Надежды на краткий визит не оправдались: Шаторено остался до вечера, чем поверг всех в великое уныние. Два дня спустя он явился к обеду. На сей раз все сложилось еще хуже: они изо всех сил старались дать ему понять, что приезжают сюда именно для того, чтобы вдали от света побыть в узком кругу. Расскажите это кому-нибудь другому! Шаторено знал эту их манеру и был уверен, что он здесь желанен и приятен. Он пробыл там до вечера и, приводя хозяев в отчаяние, стал появляться почти каждый день, несмотря на недвусмысленные намеки, на какие только способны доведенные до крайности люди. Но и это еще было не все: он буквально дневал и ночевал у них, едва они приезжали в Версаль, а когда сам бывал в Марли,то отравлял им существование своим регулярным появлением в Люсьенне. Избавиться от этой проказы Кавуа уже не мог. Он говорил, что это какое-то проклятье, и жаловался на то всем и каждому, равно как его домочадцы и гости, удрученные не меньше хозяина. Наконец много времени спустя они узнали, кому обязаны сим проклятьем. История сия дошла до Короля, который едва не умер от смеха, а Кавуа и его близкие — от отчаяния."

Отредактировано (2025-05-03 11:24:30)

#480 2025-05-04 09:27:59

Анон

Re: Подслушано: Шантийи [Франция][XVII век][Великий Конде][yc]

Взялся за роман г-жи де Скюдери. Всплывающие подсказки на сайте почему-то не работали, и я решила озадачиться ключом. Не тут-то было!

При ближайшем рассмотрении оказалось, что авторского изданного ключа не существует. Я не знаю, как выглядит его предполагаемая современная версия.

Виктор Кузен утверждал, что видел в архиве Арсенала экземпляр десятого тома 1657 г. с напечатанным ключом. Но больше никто этот ключ не видел — только позднюю рукописную версию, вложенную в книгу. В. Кузен сообщает, что сокращенная авторская рукопись ключа ему встретилась в библиотеке Мазарини. О ключе и о своих изысканиях он написал в 1858 г. книгу "La société française au XVIII siècle d'après Le Grand Cyrus de mlle de Scudery".

Дело ясное, что дело темное. С Артаменом понятно, но в остальном не всё так однозначно.  Я не знала, что г-жа де Лонгвиль появляется в романе в образн  возлюбленной Кира, принцессы Манданы. А что оставалось-то, когда герцогине посвящен весь роман и она должна быть главной героиней? Иногда несколько человек соотносятся с одним персонажем, или наоборот, один человек появляется под разными именами. Встречалось мне и забавное упоминание, что Жорж де Скюдери для конспирации правил портреты героев, перекрашивая им глаза и волосы. Не знаю, правда ли это.
Еще одно интересное замечание сделал В. Кузен. Он отметил, что Буало (его диалог героев из романов написан как раз в 1665 г.) на самом деле не видел ни того общества, ни тех персонажей, о которых писала Мадлен де Скюдери: герцог Энгиенский первой половины сороковых и господин принц середины шестидесятых - практически разные люди. Этот небольшой временной разрыв уже стал препятствием для понимания книги в том духе, в каком она была написана. Не знаю, насколько можно ее понять сейчас.Взялась за роман г-жи де Скюдери. Всплывающие подсказки на сайте почему-то не работали, и я решила озадачиться ключом. Не тут-то было!

При ближайшем рассмотрении оказалось, что авторского изданного ключа не существует. Я не знаю, как выглядит его предполагаемая современная версия.

Виктор Кузен утверждал, что видел в архиве Арсенала экземпляр десятого тома 1657 г. с напечатанным ключом. Но больше никто этот ключ не видел — только позднюю рукописную версию, вложенную в книгу. В. Кузен сообщает, что сокращенная авторская рукопись ключа ему встретилась в библиотеке Мазарини. О ключе и о своих изысканиях он написал в 1858 г. книгу "La société française au XVIII siècle d'après Le Grand Cyrus de mlle de Scudery".

Дело ясное, что дело темное. С Артаменом понятно, но в остальном не всё так однозначно.  Я не знала, что г-жа де Лонгвиль появляется в романе в образн  возлюбленной Кира, принцессы Манданы. А что оставалось-то, когда герцогине посвящен весь роман и она должна быть главной героиней? Иногда несколько человек соотносятся с одним персонажем, или наоборот, один человек появляется под разными именами. Встречалось мне и забавное упоминание, что Жорж де Скюдери для конспирации правил портреты героев, перекрашивая им глаза и волосы. Не знаю, правда ли это.
Еще одно интересное замечание сделал В. Кузен. Он отметил, что Буало (его диалог героев из романов написан как раз в 1665 г.) на самом деле не видел ни того общества, ни тех персонажей, о которых писала Мадлен де Скюдери: герцог Энгиенский первой половины сороковых и господин принц середины шестидесятых - практически разные люди. Этот небольшой временной разрыв уже стал препятствием для понимания книги в том духе, в каком она была написана. Не знаю, насколько можно ее понять сейчас.

Но теперь мне понятно, откуда взялись песенки об инцесте.

Отредактировано (2025-05-04 09:33:46)

#481 2025-05-04 21:10:49

Анон

Re: Подслушано: Шантийи [Франция][XVII век][Великий Конде][yc]

Прочел начало. Впечатление странное, как будто это не роман, а что-то вроде описания барочного спектакля. Ни на какой древний мир не похоже и на Францию тоже. Это чисто фантазийное поостранство. Чем-то похоже на запись ролевой игры, текстовой ролевки в стиле барочной оперы, потому что все посреди горящего города и войны разговаривают длинными пафосными монологами.
У нас тут первая глава, а уже имеется сгоревший город Синопа (1 шт.), благородный враг (1 шт.), еще один враг, не знаю, благородный ли. Принцессу похитили два (2) раза. Артамен хотел помочь погорельцам, но не мог отвлечься от своей миссии и вместо этого кого-то зарубил. Наверное, это были злодеи. 
Неизбитый ход: главный герой угрожает самоубийством прямо в сцене своего первого появления. С похищенной принцессой у него какой-то лавхейт. Такое впечатление, что когда они выясняли отношения, принцессу похитили и Артамен не договорил. Этого ничего в кадре не было, мои домыслы. Артамен пока не объясняет, почему он так называется. Возможно, он сам этого не знает. С ним вместе его друзья. Допустим, Гидасп — это Шатийон, Хризант — Плесси-Бельер, Феролас — герцог де Роган-Шабо.

#482 2025-05-05 11:14:06

Анон

Re: Подслушано: Шантийи [Франция][XVII век][Великий Конде][yc]

Буду орать здесь по поводу романа г-жи де Скюдери.
Во втором эпизоде выясняется, что враги были не очень благородные.
***
Второе, на что я обратил внимание: огромное количество описаний чувств. Вам не расскажут, кто во что был одет, каким было здание, на что похож корабль и т.д. Но смена настроений очень старательно отслеживается. Детали нужны, чтобы провоцировать новые реакции. Это очень интересная черта, мне кажется, что в обществе Конде и г-жи де Лонгвиль охотно в этот приукрашенный внутренний мир углублялись.

Отредактировано (2025-05-09 18:20:40)

#483 2025-05-08 12:15:05

Анон

Re: Подслушано: Шантийи [Франция][XVII век][Великий Конде][yc]

Я совсем забыла, что 6 мая 1626 г. в Бурже крестили одного маленького принца крови, будущего Великого Конде.

Анри Мало много места отводит описанию церемоний, и думаю, это правильно, потому что такой масштаб и такую повседневность довольно сложно себе представить. Конечно, нельзя просто так взять и окрестить такую важную особу, даже если ей еще пяти лет не исполнилось.

После рождения принца отправили в Монтрон, на свежий воздух и под надзор специально отобранных людей. В операции "Воспитание Великого Конде" на первом этапе были задействованы жена буржского советника, Перпетуя Лебег де Шамгран;жена аптекаря принца по фамилии Люизибль; а также отец Пеллетье, иезуит, который должен был начать ребенка учить, как только предоставится возможность. Руководил операцией Франсуа де Виньоль, сьер де Мотур, он же управляющий.

2 мая 1626 г. ребенок выехал из Монтрона в сопровождении Мотура и г-жи Люизибль. Первая остановка была в предместье Буржа, где господина герцога навестили господин принц, госпожа принцесса, архиепископ Буржский, мэр, эшевены и несколько знатных людей. Господин герцог провел ночь там же, а на утро совершился его въезд в город. Эскорт состоял из 60 дворян под командой капитана гвардии принца, барона де Бреси, и из 30 местных лучников в плащах-казаках из малинового бархата.
При въезде в город соорудили трибуну и покрыли ее коврами синего цвета с золотыми лилиями, и украсили ее гербами Энгиена. Маленького принца посадили на возвышении, и он невозмутимо выслушал речи  с приветствиями от клира, университета, города и суда. Ребенок недавно болел, и его отец решил отменить парад пехоты. Вместо этого был парад детей в лентах и бантах, с игрушечными шпагами и пиками. Их было восемь или девять сотен, и они прошли в правильном порядке под барабаны.
Потом мэр поднес герцогу балдахин из белого шелка, серебряные ключи от города и кольцо с гербом. Герцог сел в карету, запряженную шестеркой белых лошадей, и под звуки труб и пения продолжал свой путь. Потом была триумфальная арка. Там маленький принц прочитал приветствие в стихах и вручил городу подарок — картину, где они с отцом были изображены как пастыри. Потом была пьеса в исполнении учеников иезуитского коллежа, потом в соборе архиепископ выступил с приветственной речью и спели Te Deum. Потом добрались до дворца и продолжили произносить речи.

4 и 5 мая в городе встречали вдовствующую принцессу Конде и герцога де Монморанси — они на крещении представляли соответственно Марию Медичи и Людовика XIII.

6 мая все поехали на церемонию в собор. Все (даже принц Конде!) очень красиво оделись, собрались гости и местная знать. Ребенок сам ответил на все вопросы, которые ему задавали, и без ошибок прочел Credo на латыни. Потом отправились во дворец пировать. Маленький принц сидел между бабушкой и дядей, и над каждым из них был свой балдахин. После обеда был смотр войск, потом ужин, бал, потешные огни, фейерверк, салют, трубы и гобои.

А на следующий день герцог Энгиенский уехал в Монтрон учиться.

#484 2025-05-09 17:47:59

Анон

Re: Подслушано: Шантийи [Франция][XVII век][Великий Конде][yc]

Во втором эпизоде "Артамена" первый похититель Манданы, ассирийский король, бежит из плена, оставив Артамену записку, чтобы тот плохо про него не думал, потому что всё ради поисков принцессы. Артамен пишет в ответ, что  готов сотрудничать.
Второй враг, Мазар, оказался невезучим. Он увёз принцессу на галере, но случилась буря, принцесса упала за борт, и Мазар не смог ее спасти. Один шарфик у него в руках остался, и с ним его выбросило на берег.  Там он встретился с Артаменом, который пришел искать принцессу и узнал шарфик: сам он просил его когда-то у Манданы, а она отказала. У них были проблемы с коммуникацией: из писем ассирийского короля и речей Мазара Артамен узнает, что принцесса признавалась в любви к нему разным людям, которые ее похищали. Он испытывает противоречивые чувства. Убийство Мазара могло бы поднять ему настроение, но Мазар в депрессии и убивать его никакого удовольствия. Да он и сам на следующий день помер.
Артамен отдает распоряжение всем искать принцессу на берегу, а сам сидит у моря с шарфиком Манданы и думает о самоубийстве, как это у него заведено. Один из его друзей намекает, что вот мол была похожая история с царем Камбизом: очень он убивался, когда утонул его сын. Артамену это не очень помогает. Принцессу найти не могут. Смеркается.
Приезжает отец принцессы, мидийский король Сиаракс, немного напоминающий г-на де Лонгвиля. Оказывается, Артамен у Сиаракса служит полководцем в большой интернациональной армии. Артамен рассказывает Сиараксу ужасные новости. Все плачут.
Находят письмо Артамена сбежавшему королю Ассирии.  Сиаракс подозревает Артамена в измене, в посягательстве на свою корону или на свою дочь. Оказывается, никто не знает о происхождении Артамена, поэтому никакой принцессы ему не положено. Еще оказывается, что буквально никто не подозревает о чувствах Артамена к Мандане. То есть его монологи и суицидальные намерения, получается, все истолковали как муки служебного перфекционизма. Возмущение Сиаракса приводит к тому, что Артамена помещают под домашний арест. Сиаракс негодует, Артамен переживает за принцессу: его внутренний мир гораздо богаче.
Друзья Артамена решают его спасти. Для этого они собирают совещание, чтобы рассказать о его происхождении всем, кроме мидийцев. Мидийцам тоже интересно. До конца первой книги романа пытаются утрясти регламент, а сам рассказ, соответственно, переносится на следующую книгу (всего их три в первом томе).

#485 2025-05-10 02:18:58

Анон

Re: Подслушано: Шантийи [Франция][XVII век][Великий Конде][yc]

Давид Тенирс II в 1650-х был очень занят: он готовил каталог собрания эрцгерцога Леопольда, одного из самых крупных в Европе (оно насчитывало до 1300 предметов и легло в основу коллекции музея изящных искусств в Вене). Тенирс совмещал обязанности придворного художника и хранителя.
"Theatrum Pictorium" — первый изданный иллюстрированный каталог. В нем 243 гравюры и вступительная статья на латыни, французском, нидерландском и испанском с указателем имен. Над книгой работали 12 граверов, но образцами для них служили миниатюрные копии картин, которые Тенирс писал маслом. 
Каталог был опубликован в 1660 г. и выдержал несколько переизданий. Можно посмотреть целиком здесь:  https://archive.org/details/gri_33125008533172/mode/1up
Кроме того, Тенирс не раз писал виды галереи. На некоторых присутствует и он сам рядом  с эрцгерцогом Леопольдом.
Вот сколько было у него хлопот в 1653 г., когда потребовалось написать портрет Великого Конде. :)

#486 2025-05-10 05:30:18

Анон

Re: Подслушано: Шантийи [Франция][XVII век][Великий Конде][yc]

Ну, зато этот художник озолотился, я думаю!

#487 2025-05-10 09:45:58

Анон

Re: Подслушано: Шантийи [Франция][XVII век][Великий Конде][yc]

Анон пишет:

Ну, зато этот художник озолотился, я думаю!

Он не жаловался на бедность, это правда. И его миниатюрные копии картин ценятся сами по себе. Интересно, что для души он любил рисовать крестьянские праздники и всякие "кошачьи концерты".
А каталог его вполне современно выглядит, шикарная вещь. Это при том, что и в 19 веке большинство каталогов представляли собой рукописные инвентари без картинок с описаниями предметов на пару строк. То есть совсем не очевидная идея )

#488 2025-05-10 11:14:58

Анон

Re: Подслушано: Шантийи [Франция][XVII век][Великий Конде][yc]

Господин принц страдал от сильной жары и велел сделать себе кровопускание. Он лежит в постели. Он не мог написать Ее Величеству, потому что порезал себе два пальца на правой руке.

Просто интересно: это никак не связанные события или этапы одной кровавой драмы?

#489 2025-05-10 11:32:51

Анон

Re: Подслушано: Шантийи [Франция][XVII век][Великий Конде][yc]

Вот еще интересное письмо польской королеве. Про моду и Мольера ))
Что интересно, здесь почти точная дата, когда появилась мода на женскую одежду, подражающую мужской, и о том, как это воспринималось.

От герцога Энгиенского
R. IX, f 230.
18 сентября 1665 (1)

Король вчера вернулся из Версаля, где пробыл четыре дня. В первый день он на охоте взял оленя и лань в присутствии всех дам, которые были верхом, в расшитых жюстокорах и в шляпах; они ездят галопом лучше всех на свете, особенно г-жа де Ла Вальер и одна фрейлина Мадам: они ни разу не отстали от собак, и не в силах человеческих передвигаться быстрее. На следующий день была новая комедия. Ее поставил один комедиант, которого зовут Мольер: это человек невероятного ума, и во всех комедиях он, по примеру древних, высмеивает пороки своего века. Он написал их уже несколько на разные темы. В одной из них он поднимает на смех женщин, которые стремятся изображать необычную манеру говорить и нелепую учтивость (их называют Прециозницами). В другом месте он высказывался против людей, которые стремятся слишком нарядно выглядеть при Дворе, против тех, кто слишком любит охоту, и против известных лицемеров, которые всем и каждому посвящают свои произведения под предлогом преданности. Он эти вещи пишет настолько тонко, что те, против кого они направлены, не могут принять их на свой счет, а все остальные узнают. В этой последней комедии (2)  он нападает на врачей: они вчетвером появляются на сцене как приглашенные для большого консилиума, но говорят о чем угодно, кроме болезни или больного, а когда входят его друзья, они им нагло заявляют, что посоветовались и один выступает за кровопускание, а другой за очищение желудка: обычно только это они и говорят. Это не смешно на письме, но когда он их заставил говорить, как это делают врачи, произносить их громкие слова и принимать важный вид, ничего смешнее быть не могло. После охоты состоялся бал, где дамы танцевали в жилетах, что недавно стали носить, и в жюстокорах. Ничто на свете не подходит им лучше: они словно амазонки. Но в особенности м-ль де Лавальер хорошо идет эта мода, невозможно вообразить ничего милее. Она была очень весела во время этого путешествия, и, опять же, никогда у нее не было для этого стольких причин. Состоялся еще большой бал в Версале, где все дамы носили украшения, и там было очень весело. Двор во вторник отправляется в Виллер-Котре, и мы с г-ном моим отцом в ожидании этого путешествия завтра поедем в Шантийи. Г-жа принцесса Пфальцская поедет послезавтра, и мы подготовим развлечения. Место красивое само по себе, а поскольку погода не всегда подходит для прогулок, у нас будут комедианты. 

Примечания
(1) В начале письма он благодарит Ее Величество за любезные строки, написанные ему по случаю его падения с лошади. 
(2) «Любовь-целительница».

#490 2025-05-11 19:59:31

Анон

Re: Подслушано: Шантийи [Франция][XVII век][Великий Конде][yc]

Письмо очаровательное. А Лавальер, значит, была хорошая наездница. И была очень весела, и на это у нее были причины :)

Отредактировано (2025-05-11 19:59:56)

#491 2025-05-12 11:21:03

Анон

Re: Подслушано: Шантийи [Франция][XVII век][Великий Конде][yc]

Подростком Великий Конде был жизнерадостным и любознательным, и превосходил всех сверстников успехами и ловкостью.
Когда он переживал увлечение охотой, то завел на каникулах в Монтроне столько собак, что отцу потребовалось призвать его к умеренности и потребовать, чтобы он ограничился девятью псами.
В анонимной биографии, напечатанной в Кельне в 1693 г., рассказывается такой случай. "Однажды по дороге герцогу Энгиенскому встретился деревенский судья, который немедленно пожелал произнести в честь принца приветственную речь. Принц был в веселом настроении, и, когда судья перед ним склонился в низком поклоне, перепрыгнул через него и оказался у него за спиной. Судья не выказал никакого смущения этой каприолью и по-прежнему горел желанием выступить с речью. Он развернулся, и, желая помешать герцогу повторить нечто подобное, поклонился не так глубоко. Но юный принц не хотел задерживаться: он поставил обе руки на плечи судьи и прыгнул еще раз, таким способом принудив обескураженного судью к отступлению. "
Госпожа принцесса с сыном виделась редко и в его воспитании не принимала участия. Генрих II намеренно выбрал в воспитатели отца Пеллетье, который только перед ним отчитывался.    Когда принц учился в академии (вероятно, это 1637 г.), мать как-то пришла его навестить и заявила, что отпросила его с занятий. Потом, как не без некоторого злорадства писал господину принцу отец Пеллетье, "через несколько дней он с ней ужинал; не знаю, достаточно ли он был учтив в своих любезностях с приехавшими туда дамами, но она ему сказала, что часто приходить не обязательно". 
На самом деле, он, похоже, довольно быстро излечился от неловкости, и на следующий год принцесса с дочерью целый тайный план составили, пытаясь его добыть из академии для своей вечеринки (не получилось, потому что отец Пеллетье был начеку).

#492 2025-05-12 11:23:37

Анон

Re: Подслушано: Шантийи [Франция][XVII век][Великий Конде][yc]

Анон пишет:

И была очень весела, и на это у нее были причины

Это да, удивительно. Обычно же считается, что она в качестве фаворитки только страдала ))

#493 2025-05-12 18:14:09

Анон

Re: Подслушано: Шантийи [Франция][XVII век][Великий Конде][yc]

Подросток есть подросток, это я прыжках через судью, и про матушку с ее обедом  :happycrazy:

#494 2025-05-12 18:39:33

Анон

Re: Подслушано: Шантийи [Франция][XVII век][Великий Конде][yc]

Точно, именно такой )))

#495 2025-05-12 23:42:48

Анон

Re: Подслушано: Шантийи [Франция][XVII век][Великий Конде][yc]

Часть мемуаров Лене, где говорится о ранних годах и воспитании принца Конде, была опубликована в 1838 г. Составлен том так, что в нем довольно трудно ориентироваться.
Текст, как и в издании Монмерке, опять начинается с событий 1649 г., но сворачивает в другую сторону. Если в другом варианте Лене рассказывает о молодости матери Великого Конде, то здесь он быстро перебирается вместе с Клер-Клеманс в Монтрон. Там принцесса просит Лене рассказать ей, как воспитывали ее мужа, чтобы знать, как ей воспитывать сына, и Лене в несвойственной ему манере решает вести рассказ сначала и последовательно.
У Лене есть много живых подробностей и о дворе принцессы в Монтроне, и про академию Бенжамена, куда весь королевский двор приходил посмотреть, как учится принц крови, о его разнообразных занятиях и развлечениях, а также очень печальная история о том, как принц хотел сбежать из дома. 
P. Lenet. Mémoires de Pierre Lenet //Nouvelle collection des mémoires pour servir à l'histoire de France. Vol. 2.
Первая часть (1649-1650. Заключение принцев крови. Волнения в Гиени) P. 183 — 440.
Вторая часть (1621-- 1643. Пребывание принцессы в Монтроне. Юность ее мужа) P. 441 — 494
Третья часть (1621--1643, 1651-- 1659. Много писем) Р. 495 и далее.  https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k … .item.zoom

#496 2025-05-14 13:59:14

Анон

Re: Подслушано: Шантийи [Франция][XVII век][Великий Конде][yc]

Интересно, что здесь Лене ничего ни про какую Марту дю Вижан не пишет, а пишет о видах на Великую Мадемуазель. Это хорошо, это правильно!

#497 2025-05-14 16:01:13

Анон

Re: Подслушано: Шантийи [Франция][XVII век][Великий Конде][yc]

Анон пишет:

И небольшое добавление про Монпансье в контексте портрета: поначалу они тоже друг друга ненавидели, потепление произошло также после освобождения Принца. Они встретились, обменялись комплиментами ("Я была так рада, когда вас посадили!" "А я был так рад, когда вы заболели оспой и чуть не умерли!") и решили жить дружно. Кстати, есть упоминание слов Великой Мадмуазель про брак с Конде, сформулированные в стиле того, как Нуреев обычно говорил про Фонтейн ("я должен был на ней жениться"), т.е. "ну вот если не за Людовика XIV, то за Конде".

Анон дикий некропостер неодомашненный, но анон периодически пописывает АИ-пописы в формате таймлайнов. В частности, АИ со смертью Клэр-Клеманс от рожистого воспаления в 1650х и таки брак Мадемуазель с Конде. Правда, по сюжету там с гинекологией вышло как у мамы, так что у Анри-Жюля есть младшая сводная сестричка 1659 года рождения, офигенно богатая наследница.

#498 2025-05-14 18:01:37

Анон

Re: Подслушано: Шантийи [Франция][XVII век][Великий Конде][yc]

Ого, вот это да! Очень интересно про АИ. Как там Франция, устояла? Как поживает господин принц?

Анон пишет:

по сюжету там с гинекологией вышло как у мамы

Вот это, конечно, жалко. Бедной принцессе категорически не везет в браке во всех мирах :(

Процитированный фрагмент не мой. Не знаю, увидит ли его автор.
Но на правах ТС я скажу, что, по-моему, само понятие некропостинга в этом безблоге не имеет смысла: я и сам тут хожу кругами, с одной стороны, а другой — источники уже не изменятся, так что обсуждать можно что угодно и с любого места.
Добро пожаловать!  :)

#499 2025-05-14 20:01:20

Анон

Re: Подслушано: Шантийи [Франция][XVII век][Великий Конде][yc]

Анон пишет:

Ого, вот это да! Очень интересно про АИ. Как там Франция, устояла? Как поживает господин принц?

На 1679 год жив. АИ в период 1651-1679й годы, анон залез в альтернативные 1680е но пока не дальше генеалогических таблиц.

#500 2025-05-14 20:03:13

Анон

Re: Подслушано: Шантийи [Франция][XVII век][Великий Конде][yc]

Да, если что, анон очень периодически пасётся тут в Дюма-треде, а тут увидел кросивое и прибежал посмотреть:)

Подвал форума

Основано на FluxBB, с модификациями Visman
Доработано специально для Холиварофорума