Вы не вошли.
Я решил, что мне нужно а) больше читать, б) учиться внятно формулировать впечатления о прочитанном. Чтобы на место душещипательных откровений вроде «мда, хех, ну ничо так» пришли нормальные слова, и текли бы они реченькой, и все бы заслушивались и зачитывались моим пиздежом. Это в идеале. В жестокой реальности раздуплиться бы хоть на какой-нибудь пост и перестать запирать ощущения в себе.
Цель на 2024: 20 книг, 20 обзоров на них в безблоге.
Чтобы на место душещипательных откровений вроде «мда, хех, ну ничо так» пришли нормальные слова, и текли бы они реченькой, и все бы заслушивались и зачитывались моим пиздежом.
Жиза, лайк, подписка.
Тоже подпишусь)
1/20, Харуки Мураками, «Бесцветный Цкуру Тадзаки и годы его странствий»
Аннотация: пятеро живущих в Нагое школьников (три мальчика и две девочки) принимают участие в волонтерской программе по обучению детей из неблагополучных семей, знакомятся друг с другом и становятся не разлей вода. Почти всё свободное время они проводят вместе, а после выпуска из школы, чтобы не расставаться, выбирают продолжить учебу в Нагое, несмотря на то, что у каждого есть талант, позволяющий поступить в самые престижные университеты страны. Но главный герой Цкуру Тадзаки выделяется в их, казалось бы, однородной компании: он единственный из пятерки, в чьей фамилии нет иероглифа, обозначающего цвет, и единственный уезжает из родного города в Токио, потому что хочет строить железнодорожные станции, а токийский университет считается в этом направлении лучшим. Каждые каникулы он возвращается в Нагою, встречается со своими друзьями, и между ними все по-прежнему идеально — никакой неловкости, никаких недомолвок. Пока однажды он в очередной раз не приезжает домой и не узнаёт, что любимые товарищи не хотят его видеть: его исключили из группы без объяснения причин. Это становится для него настолько сильным потрясением, что только спустя почти двадцать лет он набирается сил и храбрости, чтобы разобраться, почему самые дорогие на свете люди так резко оборвали с ним общение.
- - -
Первая книга, прочитанная полностью уже в 2024 году (и вторая законченная: предыдущую я начал в 2023 и добил как раз в новогодние праздники, но от нее до сих пор так сильно печет, что обзор отложу на потом). У меня всегда были довольно прохладные отношения не только с литературой Мураками («К югу от границы, на запад от солнца» - единственное, что я люблю нежной любовью), но и с современной японской литературой в принципе, а эта книга скорее понравилась, чем нет, и у нее были все шансы примирить меня и с первым, и со вторым. Может быть, я даже иррационально злюсь на нее, ведь полюбись она мне, можно было бы с чистой совестью перестать чувствовать себя изгоем, неспособным оценить по достоинству одного из величайших авторов современности; а так приходится продолжить жаться в уголочке для быдла без вкуса, ну да что уж теперь.
С другой стороны, именно после «Бесцветного Цкуру Тадзаки» я наконец-то могу понять, что смущает меня каждый раз во время прочтения Мураками: вот эти внезапные элементы магического реализма.
Я не понимаю магический реализм (хотя «Сто лет одиночества» прочла на одном дыхании, пусть и с ощущением, что половина смысла книги в виде спрятанных отсылок и подтекстов проходят мимо моего сознания). Магический реализм превращает меня в Шелдона Купера, пытающегося с помощью сложных математических расчетов определить, сколько процентов сарказма заключено в обращенной к нему реплике. Вот этот эпизод со сном или с пианистом из истории отца друга главного героя — оно что? Это птица? Это самолет? Это отсылка к фольклору? Где я, блядь, помогите. Я не могу понять, какое направление и какой вес элементы магического реализма придают сюжету, они просто есть — и резко обрываются в воздухе, никуда не ведя, а я, катясь по рельсам истории, падаю с большой высоты, ломаю шею и ору на облака. Причем нормально, что какие-то ружья не выстреливают и остаются флегматично висеть на стене, как вышло, например, с
— и это отлично играет на атмосферу конкретного повествования, потому что в реальной жизни ты тоже сталкиваешься с кучей не до конца ясных тебе событий и чужих мотивов, которые никто не будет разжевывать, сам понимай и переваривай как знаешь. Но внезапный магический реализм выбивает из сюжета, кажется лишним, будто наработки для другой книги, которые было жалко оставлять в столе и их вписали просто чтобы было.
При этом если смотреть на саму историю в остатке, то я считаю, без шуток, что она гениальная. У нее довольно простой, но цепляющий сюжет, очень реалистичный и оттого вдвое трогательный и местами вдвойне болючий. Рисунок повествования как горка в аквапарке: скатываешься с пиковой точки вниз, тонешь в бассейне, глохнешь, а потом очень медленно взбираешься по ступенькам обратно наверх. Невероятно медитативный эффект, на самом деле: героя все ближе и ближе подводят к исцелению, каждый друг при встрече рассказывает ему больше, чем предыдущий, и разгадка наконец-то начинает обретать форму, но при этом герой уже научился жить с этой травмой, она вросла в него и не ощущается инородным элементом, который необходимо вырезать из тела как можно скорее. Наверное, именно из-за такого мощного слияния персонажа и его травмы эффект исцеления и даже будто бы перерождения в конце ощущается гораздо более ярко.
Единственный вопрос, который остался под конец книги,
Название безблога очень нравится, подписалась.
Мураками не моё, а какие у тебя дальнейшие планы на чтение, ТС?
Я тоже совсем недавно прочитал Тадзаки, очень интересно было прочитать чужое впечатление. И интересно, как другой человек в чём-то обратил внимание на другие вещи. Я вот как-то и не задумался о твоём оставшемся вопросе, но зато меня (по-хорошему) возмутило, что
Я не знал, что магический реализм так называется (теперь буду знать, спасибо, ТС!), но мне показалось, что все эти элементы, включая отца и пианиста, были совершенно органично вписаны. Лично для меня это показалось совершенно обыденными вещами, которые наоборот дали мне реалистичности происходящего что ли
А про Хайду у меня были некоторые мысли
Спасибо за рецензию, анон! Хотя я уже не такой фанат Мураками как в нулевые (когда сперва все упарывались им, потом наоборот стали засирать читающих Мураками, Паланика и кто еще тогда был на хайпе), но конкретно эта книга единственная из всех вышедших за последнее время, которая прямо заинтересовала. Меня описанные тобой особенности введения элементов магического реализма не смущают, наоборот нравилось, что у Мураками это всегда как данность и никакого обоснуя. И ещё очень люблю тему с компаниями друзей детства.
Удачи тебе с челленджем, мне нравятся твои рецензии, буду рад почитать другие.
Название безблога очень нравится, подписалась.
Мураками не моё, а какие у тебя дальнейшие планы на чтение, ТС?
Привет, анон!
Приятно, что ты оценил название
Конкретного списка у меня нет. Я люблю и с огромным удовольствием читаю худлит, но без привязки к конкретным авторам, жарнам и языкам, так что, наверное, выйдет сборная солянка. Сейчас читаю книгу про допаминовую зависимость, после нее думаю начать книгу, выросшую из журналистского расследования о судьбах детей, похищенных Джорджией Танн, но кто знает, на что внимание перескочит. И если что, я люблю, когда люди делятся чем-то, что нравится лично им, так что если у тебя есть классные рекомендации, пиши, может, потом обсудим)
Я тоже совсем недавно прочитал Тадзаки, очень интересно было прочитать чужое впечатление. И интересно, как другой человек в чём-то обратил внимание на другие вещи. Я вот как-то и не задумался о твоём оставшемся вопросе, но зато меня (по-хорошему) возмутило, что
▼Скрытый текст⬍
Ого, здорово, что мы так с тобой совпали!
Вот ты сейчас сказал про Сару, и я с удивлением понял, что для меня этот вопрос решенный, несмотря на по сути открытую концовку,
Я не знал, что магический реализм так называется (теперь буду знать, спасибо, ТС!)
Анончик, не благодари, я тебя обманул
Погуглил и понял, что все-таки те моменты, о которых мы с тобой говорим, ближе к мистике, чем к магическому реализму. Магический реализм — это когда в обычном на первый взгляд мире есть какая-то ненормальность, с которой все живут как с нормой и которая не ограничена восприятием одного или нескольких персонажей. Вроде так. Условно говоря,
А тут просто мистическая история. Наверное. Я не эксперт.
но мне показалось, что все эти элементы, включая отца и пианиста, были совершенно органично вписаны. Лично для меня это показалось совершенно обыденными вещами, которые наоборот дали мне реалистичности происходящего что ли
Так это же здорово! Я вот жалею, что не вижу этой органичности и недополучаю удовольствия, которое мог бы получить. Мне кажется, тут все зависит от восприятия и, глупо прозвучу, душевной структуры, что ли.
А про Хайду у меня были некоторые мысли
▼Скрытый текст⬍
Да, мне кажется, ты прав и изначально все так и задумывалось. Но мне почему-то до самого конца ванговалось,
Так что это уже абсолютнейшие мои додумки.
Спасибо за рецензию, анон! Хотя я уже не такой фанат Мураками как в нулевые (когда сперва все упарывались им, потом наоборот стали засирать читающих Мураками, Паланика и кто еще тогда был на хайпе), но конкретно эта книга единственная из всех вышедших за последнее время, которая прямо заинтересовала. Меня описанные тобой особенности введения элементов магического реализма не смущают, наоборот нравилось, что у Мураками это всегда как данность и никакого обоснуя.
Удачи тебе с челленджем, мне нравятся твои рецензии, буду рад почитать другие.
Спасибо на добром слове, анончик!
И ещё очень люблю тему с компаниями друзей детства.
Боже мой, да, тысячу раз да!!! Меня именно этим сюжетом и заманили читать) Вот эти все воссоединения со старыми друзьями, контраст между светлыми воспоминаниями и суровой реальностью, нерешенные вопросы, которые закрывают задним числом, нежданные-негаданные чувства, помноженные на ностальгию, — этому столику принесите в двойном, а лучше в тройном объеме.
Отредактировано (2024-01-15 20:47:22)