Вы не вошли.
Анон случайно залез в группу нашего истфака, а там всякие источники накидали. Теперь анон накачал себе тонны упанишад, всяких Плутархов и Фукидидов (нахуя, я ж читааал), различных шароебов, срущихся с Рерихом за Тибет, летописи и упоротые хождения. Но самое главное, анон нарыл ту самую книжку с перечислением вереницы самосожжений старообрядцев из-за Петра Давно хотел прочитать, но до этого ток отрывки находил. Буду теперь яростно обмазываться до конца своих дней, учитывая как я читаю В принципе, анон читает мгновенно, но для этого надо не работать и не отвлекаться на интернет и прочее
Правда, там настолько много всего, что в список выше пока не хочу добавлять, это надолго, а мне лень. По мере чтения просто вписывать буду, либо как-нибудь потом под настроение займусь.
Штооооооош. Прочитал сегодня греческие мифы. Пример стандарт-научпопа с хохмами. Как те приснопамятные обзоры с пикабу открыл. Про себя не пишу, анон сам быдло-матюгальник. Зацепил только момент, как автор такой "а я буду выбирать, что сунуть в пересказ", постоянные кеки над тем какие греки мизогины и просто сливание двух огромных мифологических массивов в один (это, кстати, пнул даже научный редактор публикации). Хотя с последним анон, возможно, плохо понимает специфику европейского подхода к изучению эллинистической эпохи из-за того, что у нас, таки, принято их все же разносить. Пусть и не до конца. С другой стороны, еще римские ученые все в одно сливали, уж не пофиг ли должно быть одинокому быдло-анону на просторах холиварки?
В целом зашло, пересказывать не стану, там все популярно и без вариантов (в том смысле без, а вот на Крииите...), а анон авторские кеки не перекекает. Одно только перечисление жертв Геракла с указанием причины смерти "Геракл" вызвало злорадную ржомбу.
А еще анон пока читал, вспомнил как Энеиду грыз. И то ли настолько все из мозга улетучилось, то ли в том издании, которое школотой анон добыл, было вырезано примерно большая часть, но чота половину событий не помню Вот про Илиаду честно могу признаться, что запомнил только сочные описания лях на половину стиха А тут вообще как будто даже в общем события не помню.
Ну, как доберусь, так напомню. Я ж скачал. Буду освежать все.
ЗЫ. Вот Одиссею помню, ее люблю.
Кстати, тут всплыл обзор славянского томика, и анон понял, что за ловлей кеков от самих сюжетов, он пропустил просто гранд-кек от собственно книжки Хотя неоязычники, гормоны и РЫБАКОВ ФУ от анона не ушли, настолько они орные. И да, жалко, что во в принципе нормальную серию затесалось.
Книжка по японским мифам почему-то выбивается из общего азиатского строя тем, что написал ее не носитель культуры Интересно, с чего бы. Мне бы, допустим, было бы интереснее прочитать подход с точки зрения того, кто в этом во всем варился. Да, автор пишет, что много консультировался с профессорами из Осаки, но это недостаточно. Все равно же мы видим тут точку зрения американца. Штош, впрочем.
А теперь окунаемся в царство Поливанова, ибо мне лень переделывать имена и названия, все одно в нашей японистике юзают Евгения Дмитрича
Автор базируется в основном на Кодзиках и Нихон секи. На самом деле дивный исторический источник, если выпнуть оттуда всех богов, конечно. Но тут цели противоположные, а значит можно окунуться в мир обосраться и не встать и молний в пизду
Впрочем, до появления Идзанами и Идзанаги было скучновато. Там тусили амацуками, которые все такие крутые, но создание мира спихнули, таки, на последующие поколения. Да и вообще мир, который японцы знали, был создан упомянутыми выше Идзанами и Идзанаги, которые и океан взбили так, что образовался первый остров, и богов вокруг родили. Правда, первый-второй получились буквально комом, ибо нескрепно брак был заключен. Зато потом как пошли пулять острова (здорова баба, но все равно померла, ражая огненного бога (или не померла, тут версии расходятся )). К слову, в некоторых сборниках можно прочитать, что И-И брат с сестрой, но технически это не так, ибо просто в тот момент все боги создавались в паре м-ж. И точно не сказать, косяк ли это переводов или косяк смысловой, однако же уже следующие поколения прекрасно себе еблись с родней
Но о них чуть позже.
По Кодзикам Идзанами померла, родив Хи-но Кагуцути. При этом она успела проблеваться, помочиться и обосраться Из этого всего тоже родились боги. А беднягу бога огня дико прибил батя. Настолько дико, что его кровью залило все острова, и на них образовались вулканы. Безутешный Идзанаги грустно ползет в Еми-но куни, страну мертвых (с этим сложно, ибо по факту это не у японцев не мир смерти для людей, а нечно вообще левое), чтоб вернуть жену. Но по всем канонам мифов, там он нарушает все запреты и окончательно расстается с супругой, из-за чего вынужден буквально бежать от нее разъяренной. А потом он начинает мыться, и как каждый уважающий себя мужицкий бог рождает при этом детей. Аматэрасу — солнечную богиню, Сусаноо — бога стихий, и никому не нужного Цукуеми — лунного бога. Главной из этой троицы нескрепно становится Аматэрасу. Ну, потому что Сусаноо — долбоеб (об этом еще поговорим), а Цукуеми ебать неженка, который прибил богиню пищи Укэмоти, не стерпев, что она порождала все виды пищи из всех доступных телу отверстий. Из-за этого его послали нахуй ходить только ночью и вскоре вообще забыли.
Тем временем Сусаноо, прикрывшись тем, что оч скучает по мамочке, начал пинать хуи. Батя срочно решил лишить его всех привилегий, и он сбежал под юбку к сестре Аматэрасу. Та без особого восторга приняла Сусаноо, но потом решила, а что добру пропадать, надо бы от него рожать Детишки рождались ладные, и после восьми, сука, детей, Аматэрасу решила, что норм Однако, мы же помним, что мужик тут долбоеб? Так вот, Сусаноо вечно устраивал дебоши, а однажды испортил рисовые поля и насрал в ткацком зале. А потом закинул туда шкуру коня, напугал богиню ткачества до самоубийства путем удара в по пизде. Аматэрасу в расстроенных чувствах спряталась в пещеру, погрузив мир в темноту. И остальным богам пришлось ее оттуда вытаскивать. Приманили богиню натурально на цацки.
А Сусаноо тем временем удрал на землю, где срочно стал местным героем. Сначала завалил злого змея Ямата-но Орочи, который жрал у неких дедов дочек каждый год. Последняя выжившая дочка — Кусинада-химэ — стала новой женой. Сусаноо стал владеть японскими островами, сочинять стихи, рожать детей. Потомков его было примерно дохреналион, одним из них был Онамудзи, который подарил зайцу мех и постоянно подвергался нападкам своих восьмидесяти тысяч братьев. Чел женился на своей двоюродной прапра и стал зваться Окунинуси. Он стал главным культурным героем, превратив Японию в пригодную для житья человеков страну. А Аматэрасу тем временем решила, что негоже земле простаивать без ее загребущих лап, и стала посылать своих сыновей на землю. Один послал ее нахер, ибо ему было лень, два других прониклись Окунинуси и забили на миссию. Дело шло к великой потасовке, но в ходе переговоров и совета бога знаний Котосиронуси порешали мирно отдать правление потомкам Аматэрасу. И править землей послали внучка (сыновья долбоебы, все в отца) Ниниги, который и стал типа первым правителем, но еще не императором. Ниниги, впрочем, тоже был немного долбоебом, ибо его жена — Конохана-но Сакуябимэ — зачала в первую брачную ночь, а муж срочно решил, что она уже была беременна от прежнего своего мужика. И решил ее сослать в родильную комнату и поджечь. Но та не только выжила, но и благополучно родила сына Ходэри.
У Ходэри был чуть более успешный младшенький братец по имени Ховори. И вот они однажды поспорили, кто круче ловит рыбу. Ходэри не только проспорил, но и проебал снасти брата. Поэтому был вынужден нырнуть за ними, а вынырнул уже с женой. И с ее помощью читернул в ловле рыбы и наследовании. Супруга ему успела родить лишь одного сына, так как Ходэри тоже немного долбоеб и нарушил личные границы бедной женщины, которая отказала в мужу в партнерских родах. Вместо себя она отправила младшую сестру, чтоб та позаботилась о пельмеше. А потом они с пельмешом поженились, чо. И родили четырех детей, в их числе и первого императора Дзимму. И как бы тут начинается эра людей.
Дзимму дается задание захватить землю Ямато и основать там царство. Он со старшим братом Итусэ, выпиливая по дороге цутигумо, идут отвоевывать землю. Там братец гибнет (остальные слились до этого), и Дзимму остается единственным представителем божественной династии. Он побеждает всех нехороших цутигумо, основывает ну, Японию, да, и решает жениться на ком-то крутом. Выбор падает на невероятным образом зачатую девушку: некоторое время назад дочка местного правителя пошла посрать в реку, там ее увидел бог священной горы и проникся. Он обернулся молнией и ударил девушку в пизду, после чего превратился в мужика и совратил несчастную (вам в пизду бы молнией долбанули ). У девушки родилась дочь Химэтатара-Исудзу-химэ. Вот на ней Дзимму и женился. У них родился сын Суйдзэй (на деле сыновей больше, но императором стал он), а за ним императорами было еще восемь ноунеймов, от которых известны лишь имена и про которых говорят, что их придумали тупо для пафоса.
В целом, дальше кеков маловато, идет описание полумифических императоров с объяснением откуда пошел тот храм, а откуда этот. Хотя кулстори с браком Суйнина и Сахо-химэ, которая была ему племянницей и задорно еблась с родным братом, весьма ржачная. Спойлер: они умерли. Но Сахо-химэ успела родить от императора сына — Хомуцувакэ — который не мог говорить даже взрослым. Пиздеть он начал только когда был построен храм в честь Окунинуси. Впрочем, он не столь важен, ибо императором стал другой сын — Кэйко. Сам он не столь известен, а вот его сынок Оусу, более известный как Ямато Такэру, уже прославился. Чел, по описанию обладавший яойной внешкой, прибил своего старшего брата Еусу, оторвав тому конечности, за что батя выпер его из дворца куда подальше на выпил всяких диких племен на периферии. В первую очередь народ кумасо. Их предводителя Кумасо Такэру чел прибил, прикинувшись няшной девой-невестой Причем, они даже успели, сука, пожениться, так как Ямато Такэру мужа прибил прям спальне
После сего вероломного обмана, прелестный принц выпилил предводителя идзумо, а потом пошел покорять эмиси. С ним напросилась его жена, да, у трапа-долбоеба была жена, — Ото-Татибана-химэ — которая сиганула в море, чтоб умилостивить бога моря Ватацуми. Ямато Такэру покорил эмиси, но впал в депрессию от смерти жены, пошел ловить кабана, случайно подстрелили ками горы, тот его проклял, и Ямато Такэру помер
Потом шли унылые императоры до появление прекрасной бабы по имени Дзингу. Известна она тем, что ее мужику (который по факту-то императором был) приснился Ватацуми и приказал воевать в Корее. Тюай, а так его звали, забил хер, за что его прокляли. Он упал на цитру и помер. Беременная Дзингу пошла воевать за него, силой воли удерживая роды. К слову, корейцы эту даму люто ненавидят, так как ее образ был использован японцами для оправдания захвата Кореи уже в 20веке. На ее сыне Одзине заканчиваются уж совсем вымышленные императоры. Более-менее историчные идут уже с Нинтоку. Хотя наследование его ржачное было. У Одзина была куча жен и детей, но права наибольшие были у Оямамори и Осадзаки. Но братья начали расшаркиваться друг перед другом, перекидывая наследование из рук в руки. Одзин смахнул скупую слезу от гордости, а потом Оямамори помер. Вот так уот. И стал править император Нинтоку, известный по большей части тем, что поблядун.
Ну, а дальше там потом перепись буддизма и екаев без какой-либо конкретики.
В целом, не считая странных кивков в сторону почти нафиг никому неизвестных аниму, книжка так ничего. Анону весело было.
Ежели вы считали, что знаете о мире букинистики все, то спешу вас огорошить. Ибо с большой долей вероятности вы даже не слышали о Песни про ПЕЛЬМЕНИ Анон, впрочем, тоже.
Готов упасть я на колени
Пред тем кто выдумал пельмени.
*
Пельмени-пельмешки —
Поешь-ка, поешь-ка:
С пылу, с жару —
Копейка за пару!..
Беллиссимо!
Что лучшее во всем твореньи?
"Конечно — женщина" ... Ну — нет —
Приятней много есть предмет:
"Сибирские пельмени"...
А ебешь ты тоже пельмени?
Не нужно мне твоих шатров,
Ни скучных песен, ни пиров;
Не буду есть, ни слушать пений —
Пока не дашь ты мне — пельменей...
По версии автора, именно это сказала Людмила Черномору Тупой дед, мог дать всего лишь пельмешек
Сегодня ел пельмени я
С говядиной, и с творогом,
И жаренные, с молоком,
Ах! вкусно — милые друзья!
*перекрестился пяткой* Ебать он изврат. Он еще и дальше это защищает с наездами
Не уважаю, — не хочу Вас слушать
И с сей поры я с Вами незнаком;
Подумайте — Вы не хотели кушать
Пельмени жареные — с молоком!!...
И далее товарищ бомбит в том же духе, выписывая в наказание лишение пельменей на один день в неделю
Дивлюсь я Пушкину — поэт
Оставил тьму стихотворений, —
И ни в одном помину нет
Про наши вкусные пельмени!
Бан Пушкину, аще Он еще на два четверостишия клянет Александр Сергеечича за отсутствие пельменей в стихах
Зачем баши-бузуков бить?..
Их можно мирно укротить.
Для этих кровожадных тварей
Послать пельменей десять варей...
А этого весьма довольно, —
И — верьте — будет все спокойно...
Принести туркам кучу пельменей со словами "жрите, кровожадные твари" и сесть ждать примирения
Пельмени от лени, тоски и болезней одобряем
Ну и товарищ от скромности не умрет, конечно.
Блажен, кому судьбою дан
Блестящий ум, высокий сан...
Стократ блаженней кто, друзья,
Пельмени ест, как ем их я...
В общем, господин М. Блинов из Сибири, но издавший брошюру в Нижнем Новгороде в 1879 году достаточно просто гуглится, к слову, так что остальные вирши может заценить буквально любой, но лично анона поразили в печень именно эти.
Ну и на правах сибиряка:
ВИВАТ ПЕЛЬМЕНИ
Кстати на днях это же читал, верещал как тварь, шедевр вообще!
Кстати на днях это же читал, верещал как тварь, шедевр вообще!
Не то слово, анон в хламину просто и теперь каждый раз при виде пельменей будет пробивать на ржач Чел — гений просто
Не то слово, анон в хламину просто и теперь каждый раз при виде пельменей будет пробивать на ржач Чел — гений просто
Сто лет прошло, а как было огонь так и осталось) Вот он талант!
Считаю, что лучше народных рецептов могут быть только народные рецепты. Испытываю просто неимоверную к ним нежность еще со времен детства, когда в руки попадали книжки с рецептами Натальи Степановой. Орал еще тогда. Теперь же время поорать с томика 1903 года, этнографический материал к коему собирало бюро князя Тенишева, который к моменту выпуска то ли уже преставился где-то в Париже, то ли готовился к этому процессу так как сильно болел (книжка об этом умалчивает, хотя слова благодарности составитель написал).
Книжка толстенькая, ажно 400 страниц, потому читать буду долго по многим причинам.
Преамбула
НЕМЧУРА ГЛЯНЬ НЕМЧУРА
Ну, а вообще, сетовать, что глюпе крестьяне сидят там и к бабкам ходют, диэты (так и написано) не соблюдають, к врачам не ходють — смешно. Г-н Попов, ау, Российская империя, начало XX века, пердя, какие диэты? У крестьян на брюкву денег нет
Всенепременно!
В общем, г-н Попов все введение плачется, что норот-то хороший, но тупой. И угрожает выкатить тонны дичи из народной медицины без всяких этих ваших цензур, чтоб пряняло.
Штош, ждем, но сперва ждет глава с причинами болезней среди крестьян на сорок страниц
Впрочем, это ученый труд, а не лулзов ради созданная брошюра с поэмой о пельменях.
В общем, грустно и страшно жилось русскому крестьянину.
Завтра вторая глава про знахарство, если лень не будет.
Дээээ, скрепно. Надо бы нашим радетелям за традиции показать (и заодно про то, что женщины работали в полях, а не сидели с детьми, как кое-кто хочет)
Так же крестьяне верили, что кариес — черви в зубах, а онкология — насекомое, которое жрет человека изнутри. Верят так же в червя-волосатика, который проделывает в человеке длинные отверстия.
Слушай, а ведь и сейчас есть какие-то шизы, которые ищут во всем происки паразитов.
Охуительные истории, анон! Но г-н Попов хоть понимает, что это дичь. А у меня было несколько томов под названием Народная Медицина, изданных в гораздо менее лохматые годы, и там всю эту дичь на самых серьëзных щах советовали.
Глава вторая ака Знахарство.
Учитывая, что к бабкам и целителям до сих пор ходят...
Ха. Ха.
Г-н Попов сетует, что врачи при всей своей образованности и всех своих возможностях не способны адекватно лечить крестьян из-за невозможности соблюдать рекомендации, из-за тотальной антисанитарии, большой скученности проживания и так далее. Осложнялось все большими расстояниями и нежеланием/невозможностью самих крестьян ходить на регулярные приемы, чтобы врачи могли отслеживать течение заболеваний в динамике. Помимо прочего, сам крестьянин не желает выполнять какие-либо требования докторов. При этом в среде крестьянства одновременно соседствовало как недоверие к врачу (шарлатану по их мнению), так и слепая вера в их возможности (как вера в знахарей). Зависело все от того, выздоровел человек, или нет.
Потому крестьяне предпочитали ходить к целительным соседям, благо, они максимум в соседнем селе, а то и вовсе через дом. К тому же еще и знакомый (а за плохое лечение можно и побить так-то. Попробуй побить земского врача).
К тому же методы экстрасенсорики что сейчас, что тогда были одинаковы: внушить, что все заебумба.
Тот же г-н Сахаров (а это его цитата) говорил, что крестьянин зело любил попиздеть. Знахари их слушали и из этого подбирали, так сказать, ключик, как ему "помочь". В то же время у врача нет столько времени, у него очередь из пациентов. Поэтому крестьянин быстро был заткнут при рассказе "как его бабка померла от мыши" и выставлен за дверь с лекарством и испорченным настроением. К тому же лекарства знахарей имело цвет и вкус (чаще горький), пить его надо было дофига, а врач свое советовал лишь по ложке да и еще бесцветного-безвкусного. Крестьяне из-за этого считали, что врачи дают им воду.
Штош, помянем.
Ну, ок
Продолжение будет в лучшем случае через неделю, так как выходные кончились. Там глава под названием Научная медицина, так что не знаю, стоит ли ожидать жести с мышами или нет.
Но г-н Попов хоть понимает, что это дичь.
Так он и врач
А у меня было несколько томов под названием Народная Медицина, изданных в гораздо менее лохматые годы, и там всю эту дичь на самых серьëзных щах советовали.
Увы, но да. Их до сих пор массово издают, сайты целые варганят. Рецепты эти можно встретить даже на мед-порталах, где можно комментировать всем мимокрокодилам, а не только врачам. И там бывает соседствуют рекомендации "попейте это и идите на прием" со "скушай заячий помет"
"скушай заячий помет"
Сознаюсь тебе честно, мой любимый совет из той книги выглядел так: если у вас анемия, пейте кошачье молоко. На всю жизнь запомнил и до сих пор хочу подоить кошку
А всякий сор из глаз буквально ВЫЛИЗЫВАЮТ
Видел это вживую прямо вот в реальности и современности и орал от аргумента, что глазные капли ребёнку навредят, а слюни — они натуральные, ещё бабка так делала и всё хорошо было. Меня ужасно удивляет, насколько вся эта хрень живуча.
Вторая часть не хуже, я в полном восторге, спасибо тебе, анон!
На всю жизнь запомнил и до сих пор хочу подоить кошку
Бгг, ну это хотя бы чисто номинально реально сделать
Меня ужасно удивляет, насколько вся эта хрень живуча.
Дааа, столько лет прошло, совок, знатно выкосивший этих целителей, более-менее повальная грамотность, а воз и ныне там.
А всякий сор из глаз буквально ВЫЛИЗЫВАЮТ
Моя бабушка так делала, если мыло в глаза попадало. И говорила, что ее мать и бабушка так делали. Передавали в поколениях, короче.
Прошлую неделю анон пробакланил по причине: катался, потом болел
Зато по вечерам всасывал книжку про крестовые походы и орал с того, что на тот период европейцы у мусульман считались дикими и жестокими варварами И знатно кекал с тысячи способов помереть в Средневековье: от засрался до смерти и обожрался до более экзотических навроде того, как Симону де Монфору-младшему отрезали яйца и привязали их к носу А еще издание можно будет считать реликтом нашей эпохи, где вместо полезных ссылок в эпилоге, сплошь сноски на то, что все запрещено в РФ и мордокнига тоже
Итак, глава третья. О том, как крестьяне к дохтурам привыкали.
Г-н Попов рассуждает о доле язычества и христианства в той вакханалии, про которую писал выше. В целом приходит к выводу, что христианского в этом все ж больше. Так как первые церковники открывали при храмах лечебницы, переводили греческие, арабские и римские лечебники, прикидывались дофига целителями, чтобы человеки побросали своих Перунов и бежали исцеляться под сенью Есуса. Потом были монголы, при которых все пошло по известному месту (не только лишь на Руси, эти товарищи в целом полмира снесли, способствовали окончательному падению Византии и уничтожению государств крестоносцев (да, вот буквально дочитал )). Известное место удалось поправить только Петру I, но он уже церковников гонял, а медицину привел в научный вид. Впрочем, что-то нормальное именно в среде крестьян появилось лишь при Александре II, который ввел все эти ваши земства. Засим историческая душниловка заканчивается.
Ахаха, г-н Попов и врачи плохо знали норот. Грачи-убивцы ДО СИХ ПОР
Впрочем, далее автор пишет о том, что крестьяне находились в перманентном ахере от того, что дохтуры могли лечить сифилис, лихорадку, делать операции, при которых не только не помирали, но и даже зрение могли вернуть почти слепому. Многие крестьяне начинали доверять врачам так же, как до этого верили знахарям. И увеличение числа больниц в земствах очень этому способствовало.
Особой популярностью пользовалась сыворотка от дифтерита. За ней выстраивались целые очереди при малейшем подозрении, крестьяне иногда тащили своих детей или свои попы чтоб сыворотку впрыснули на всякий случай. О тотальной популярности говорит тот факт, что за ней ходили даже староверы (!).
На популярность гос.медицины влияла доступность этой медицины, уровень грамотности населения и дружелюбность врачей. Врач должен был уметь слушать пиздежь крестьянина, уметь вычленить оттуда суть и/или вовремя, но мягко, заткнуть словесный поток. Чем опытней врач, тем охотней крестьянин к нему шел. Помимо этого, ценились особо врачи, которые не были, так сказать, оторваны от народа и знали условия проживания в деревнях, выписывая рекомендации относительно этого.
К существованию женщин-врачей (а они были!) относились двояко. С одной стороны считалось, что женщина сердобольней мужика, потому слушает внимательней и лечит ласковее. С другой мужики-консервы ворчали, что не бабское дело в лечение лезть и вообще бабы тупые, их удел лишь щи да пеленки.
Между доктором и фельдшером крестьянин, скорее, выберет доктора, ибо считался он ученым большим, а фельдшер "лишь стоит и лекарства мешает". Однако, ежели фельдшер был человечнее и ближе к простому люду или опытней своего доктора на месте, то крестьянин мог предпочесть его.
Однако же, не все так радужно в Российской Империи Ибо любит наш крестьянин просто имперское "само пройдет". Кольнет ему жопу, он предпочтет полежать сутки или пойти к знахарю, а к врачу приходит уже на стадии жопы отпадающей. Часто с известными последствиями, в которых потом обвиняют докторов.
Неохота ехать к врачу зависела от настроя крестьянина к своей болезни (считал ее несерьезной), времени года (в самую пору работать крестьянин неохотно отрывал лошадей от поля и сам бросал поле), удаленность больницы (лень за три пизды ехать с якобы несерьезной болячкой) и, конечно же, лень в целом и надежда на "бох спасет". Однако, бывало и обратное. Когда при любом подозрении крестьянин бежал к врачу, а стоило фельдшеру приехать в деревню, как половина этой деревни срочно объявляла себя больной и просила лекарств.
Особенно примечательно существование веры среди крестьян в божественность болезней. Якобы, бог посылает это испытание, и никакой врач не в силах божий промысел исправить.
Само-собой, в первую очередь врачи "не могли лечить" все эти ваши порчи и зубищи с волосатиками (ха). Некоторые считали, что врачи не могут лечить болезни "внутренние", а лишь определяли "внешние". Подкреплялось неверие тем, что крестьяне считали: лекарство должно помогать сразу. Если с первого-второго приема болезнь не проходит, то лекарство недейственное, а врачи все врут. Первые дни крестьянин принимает лекарство по предписаниям, а потом психует и удваивает дозу, а то и выпивает все залпом. А потом жалуется, что не помогло и бросает врача, убегая к знахарям. Помимо этого крестьянин не понимал самого действия лекарств и считал, что воздействовать нужно непременно на источник боли. От этого крестьяне возмущались, что от головной боли дают микстуры или горчичники к ногам мотают. Да еще и лекарства какие-то некрасивые:
Ну и, конечно же, диэты Которые крестьянин в одном месте видел, глыкая залпом лекарства на атропине или мышьяке.
Квас — это скрепа!
Гинекологические осмотры в конце XIX - начале XX вв би лайк
Самый отпор у крестьян вызывали хирургические вмешательства. С большим рвением они защищали свой чирей на жопе и ни в какую не давали вскрывать нарывы. Что уж говорить о крупных операциях. Крестьяне в принципе верили, что доктора спят и видят как что-нибудь у них отрезать:
А вот теперь настало время ахуительных историй. Некоторые крестьяне верили, что лекарство мешают из человеков, поэтому на пушечный выстрел не подходили к врачам
КРОВИЩА!
А вот и гомеопатия подъехала
Справедливости ради, г-н Попов считает, что гомеопатия — ложь, пиздежь и провокация. И "помогает" лишь за счет плацебо-эффекта. Как известно, гомеопатию засрали буквально сразу же в год ее изобретения. Но живет это говно и по сей день, увы.
Глава в целом заканчивается тем, что автор рассуждает о необходимости просвещения среди крестьян и смело надеется на улучшение ситуации.
Глава четвертая повествует о заразе и санитарии, про которую мы помним, конечно
В общем, из-за скудности ума, крестьянин долго не осознавал сути заразных болезней, а кое-кто и вовсе отрицал их существование и механику передачи, полностью возлагая происходящее на божиньку. Мол, угодно богу будет, чтоб я помер, так помру, угодно, чтоб жил — не помру. А то и вовсе эпидемии приписывает к божьему гневу. Г-н Попов их романтично называет фаталистами. Из-за такого отношения крестьяне спокойно таскали детей в дома, где были больные дети, отдавали нищим одежду от умерших больных, а нищий потом благополучно растаскивал болячку по соседним селам. Автор отмечает, что развитие медицины в какой-то мере все же подвинуло эту веру в божье, слегка изменив отношение крестьянства к заразным болезням. Однако, лишь слегка, крестьяне сами себе решали какую болячку считать заразной, а какая все еще божий промысел. В зависимости от деревни выделяли дифтерит, оспу, холеру, где-то мог присоединится сифилис, скарлатина, тиф (видимо, зависело от того, где они бушевали и на этот пир приезжал добрый доктор, явление которого считалось признаком серьезности болезни). Там, где сознательность немного проклюнулась, в дом с больным в гости не ходят, а детей из этого дома стараются сплавить к родне. А еще, хоть и ноют, но не ходят на похороны к умершему от какой-либо заразы.
Короче, некоторые просветлились настолько, что в свойственной им тяге к перегибам делают это:
Г-н Попов отмечает, что крестьяне очень охотно прививают от оспы детей, да и сами не прочь, с удовольствием замечая разницу течения болезни у привитых и нет. Хотя без антипрививочников, конечно, никуда, тем более на заре профилактики заразных болезней. Виноваты в основном старообрядцы, которые голосили, что прививки — печать антихриста.
Получалось, что получалось:
Антипрививочники — зло. Особенно которые еще и совместные парилки с оспяными больными устраивают, таскают детей к больным детям или дают больному обслюнявить калач, а потом тащат этот калач своему ребенку, шоп переболел (ничо не напоминает?).
Похожее относительно разумное отношение складывалось к сифилису. Но, как обычно, крестьянин, узнав, что у него сосед с сифилисом, переставал туда ходить, не брал взаймы хлеб, а если давал сам и получал обратно долг, то этот хлеб выбрасывал собакам и свиньям. В доме у сифилитика был отдельный угол и посуда, за общий стол того не пускали. Если сифилисом болела баба, то ее тоже кормили отдельно, но следили еще, чтоб она с мужем не спала (видимо, сифилисным мужикам ебать жену было можно )
А это отдельная мякотка:
Но такое отношение было не везде. Где-то стандартное "бох спасет", где-то бухло, где-то "а похер" и вот семейство благополучно хавает из одной посуды никогда не мытыми ложками. А в больницу идет потом, дай ктулху, один из десяти. К тому же распространению сифилиса способствовал такой фактор как "стыдненько", который толкал больного и его родню молчать.
С другой стороны, когда тебя бойкотирует половина деревни, еще не так замолчишь. Из-за этого стыдненько, крестьянин или лечился у соседнего врача, чтоб никто не узнал, или вовсе не лечился. Ходили к бабкам или просто игнорировали, списывая на золотуху или считая несерьезной. А некоторые не лечились патамушта дооолгааа.
При том, что в деревнях заражались чаще всего не половым путем, а цепочкой "сифилитик вернулся из города/со службы/проститутка на побывку приехала — заразили бытовым путем всех, скрывая болезнь" существовала такая вот дичь:
А вообще, еще одним из основных путей заражения была, пам пам пам, школа Пошел учиться грамоте — принес сифилис. От так уот. А еще в банях, где в одной кадке полдеревни могли перемыться.
А вот половым путем сифилис гулял, как ни забавно, у раскольников.
Несмотря на все выше, в целом понятие санитарных норм и дезинфекции постепенно проникали в деревни. Не без проблем, но при должном объяснении нужности мер, крестьянин уже сам спешил их выполнять. Так в одной деревне при вспышке сыпного тифа устроили карантин в одной из изб, так при проявлениях болезни в другой деревне мужики оттуда тут же прибежали к врачам с требованиями устроить и у них такую же карантинную больницу. Отмечалась польза дезинфекции, настолько, что крестьяне сами бегали к врачу и просили им хату обработать. От холеры врачи просили деревенских окапывать колодцы, чтоб туда не бежали помои, говно и моча. Многие чесали репу и соглашались. Но так радужно всегда не было, частенько мужики упирались и отказывались, допустим, менять в колодце гнилые бревна, мол дорого и пахнуть потом будет. Приходилось пугать их управой сверху.
Крестьяне еще и дружно косячили при не должном понимании санитарных норм. Так в одной деревне в речку побросали одежду тифозных больных, та доплыла до соседней деревни, где крестьяне подняли панику. Пришлось пустить попа, чтоб тот поговорил и сказал атата. Хуже всего было там, где крестьяне к санитарным нормам относились враждебно, там приходилось у карантинных домов ставить караулы и спускать приказы сверху, чтоб хоть как-то на сельских повлиять. Там же и к дезинфекции относились или скептически, или никак, а то и тоже враждебно, считая это тратой времени и казны. А то и вовсе считали главной причиной заразы.
Наиболее громким случаем такого враждебного недоверия к врачам стало убийство Александра Матвеевича Молчанова при Хвалынском холерном бунте. В очередную крупную вспышку холеры начали выпускать брошюры, где описывались правила профилактики. Напряжение в обществе нарастало благодаря вот таким вот ахуительным историям:
Под эту радость из Питера выперли доктора Молчанова, который пересрался со всеми не самыми состоятельными личностями, и его назначили как раз в ту местность правительственным врачом. Народ считал, что Молчанова прислали специально, чтоб он побольше народа уморил. Губернатор постановил организовать бараки с больными, разделить город на 30 округов, а следить за всем поставил Молчанова. Доктор с рвением принялся за работу, с комиссией ходя от дома к дому, проводя чистку колодцев, прудов и дезинфицируя дома. Живщие буквально по уши в говне крестьяне и горожане очень возмущались этому, стеная, что их деды в говне жили и не болели. Добавляло перчинки то, что члены комиссии еще и издевались над жителями, опрыскивая иногда еду и приговаривая, что они все все равно умрут. Помимо этого, какие-то нищие из Астрахани и Саратова сказали, что там уже перебили врачей и фельдшеров, так что надо и в Хвалынске такое учинить.
Но фоне этих ахуительных историй норот решил, что Молчанова надо срочно убить, а тут еще мужик какой-то мамой поклялся, что видел как дохтур самолично травил родники мором, от которого потом околевали коровы. Молчанову одни советовали срочно сниматься и уезжать, но начальник стражи заверил, что всех защитит с конвоем. Но тут случилось это самое: какая-то баба пошла поить коров, увидела, что вода окрашена в красный цвет, а возле одного из прудиков блюют два мужика, которые оттуда только что попили водички. По городу понеслось, что воду отравили, всех хотят уморить. Стал собираться народ (по прикидкам до 5к) и идти к центру города. Их попытались увещевать священник и начальник городской управы. Но это не особо помогло. В этот момент мимо ехал Молчанов, которого тут же окружила толпа. Доктор попытался объяснить им свою работу, но опять же без толку. Кучер, видя что толпа только больше распаляется, срочно увозит Молчанова в квартиру к судебному приставу, откуда доктор вынужден бежать из города. Толпа бузила и орала о том, чтоб ей на расправу подали Молчанова, почти уже пошла месить священника и урядника. Тут в толпе кто-то, похоже, заметил убегающего Молчанова, и крестьяне бросились ему вдогонку, настигнув беднягу. Его попытались спасти священники, крича в толпу, что убивства — грех. Но толпа уже никого не слышала. Крестьяне отпихнули попов и начали избивать Молчанова. Редкого защитника, охуевшего от жестокости расправы, самого потом запинали. После убийства Молчанова, народ побежал обносить ближайшие дома. И погромы удалось успокоить только с прибытием войск через пару дней. Суд постановил, что бунт имел явный характер подстрекательства, но кто был этим или этими подстрекателями, выяснить не удалось. Четверых бунтовщиков приговорили к смертной казни, а еще 60 к каторжным работам.
Как-то так. Фото бедняги для наглядности
Но в целом, такие случаи были исключением. Чаще всего все же крестьяне хоть и ворчали, но выполняли указания. А еще очень помогали местные попы, которые знали подход к крестьянам.
Как же потрясающе мало что изменилось, а.( Как была дичь, так и осталась. Только врачи не только убивцы, но и "слуги" теперь.
Отредактировано (2024-09-30 20:24:55)
Как же потрясающе мало что изменилось, а.
Да, просто поразительно, читаю, и как на современность смотрю, хотя уже 100-150 лет прошло (материалы все же собирались задолго до выпуска книги)
Глава пятая и любимая тема г-на Попова: ДИЭТА. И уход за больными, где спрятался весь самый сок трэш.
Крестьянин все эти модные диэты не признавал ни под каким соусом, ибо свято верил, что еда вреда не наносит. Ну, и банально некогда, нечего и лень было отдельно готовить больному. Потому больные хавали все то же самое, что и здоровые: капусту, квас и соленые огурцы.
Однако, в некоторых исключениях, таких как сифилис, к примеру, больные, таки, диеты соблюдали и иногда даже после выздоровления продолжали ее придерживаться.
Помимо банального неверия в диетологию, в крестьянской среде замечалось стремление дать больному наоборот чего повкуснее и пожирнее, потакая их капризам. Особенно это заметно в отношении детей, которым в обычное время пряником бы промеж глаз заехали, если бы они канючили вкусняшку, а тут могли аж на выбор: груздочка, лепешки али пряника (с). К тому же все соседи старались прийти в гости, чтоб собрать сплетни и пожалеть, принося с собой лакомства, не разбирая можно это больному или нельзя.
Помимо съестного в гости тащили травки, советы по знахарям и попам, остатки всех лекарств в доме, неважно от чего. Особенно это напрягало в периоды эпидемий, где любовь крестьян к походам по больным вызывало стремительное распространение заразы. Это было проблемой настолько, что властям на местах приходилось отдельно такое безобразие запрещать.
Но сочувствие к больным было не повсеместным и не ко всем. Кого-то ругали за лень и что больной просто косит от работы. А про стариков и вовсе говорили, что они пожили свое, пора и сдохнуть, чтоб на них хлеб не переводить. Добрые скрепные христиане. Впрочем, без присмотра ни одного больного не оставляли даже в страду. Бросить заболевшего одного считалось тяжким грехом. Но, как это водится, не всегда была возможность ухода, если деревню косил какой-нибудь тиф, ведь тогда некому просто было приглядывать — все лежали, а кто не лежал (если это разгар трудовой поры), то спеши в поле. В такую оказию с больными оставляли или немощных стариков, за которыми самим уход нужен, или мелких девочек лет семи, которые бросали больных и бежали играть. Но даже это лучше, чем когда реально некому с больным сидеть. В таком случае у изголовья оставляли воду и хлеб и уходили. Плохой уход часто приводил к смерти больных, конечно же.
Ну, как иллюстрация отношения к старикам
И в принципе с больными стариками и неизлечимыми обращались часто грубо и цинично. Им отводили место где-то на задворках, бросив лежать на лохмотьях или на печи, вспоминали о нем только как дать воды и хлеба, не переминув напомнить старому, что пора и честь знать, либо когда совсем завоняет от испражнений, тогда мыли. Да-да, никакого мифического уважение с дидами на печи и лучшими кусками.
Лечения и переживаний достойны были лишь те, чья потеря больно ударит по благосостоянию семьи. То есть мужик-баба и подросшие дети. Вот так уот. Скрепы-с. Но, кстати, если жена болела, то муж ее регулярно избивал, приговаривая, чтоб поскорее померла, а то нафиг она нужна. Либо здоровей, либо околевай (с).
Зато не обборт и клятые чайлдфри!
Если ребенок единственный, то с ним носились, конечно. А еще отношение к больным детям было продиктовано полом. Если болел сын, то мужик и к дохтуру того отвезет, и всех бабок в округе перебегает и все вкусное сыночке отдаст. Больные девочки же, если их было много в семье, не только были брошены на произвол судьбы, но еще и окатывались полным презрением.
Г-н Попов считает такой уход (вернее, частое его отсутствие) за больными происходит из-за крайней нищеты. В целом, он, частично прав, но можно и подискутировать. Работники-врачи на местах народ жалели и выгораживали.
Да уж. Эту бы книгу в руки дрочерам на посконность. Как хорошо жить в ленивом и эгоистичном 21м веке.
Глава шестая с классификацией и симптомами (последняя относительно короткая, потом пойдет сок и прекрасие с самолечением )
В общем, народ чаще всего подгоняет такую классификацию болезней: простуда, грыжа, натуга, лом, кашель, отдышка, порча и сглаз (о чем уже можно было выше прочитать). Иногда болезни делят на два вида: от притки и от сглаза. Чуть реже: от сглаза и от бесов. Первые лечатся легко, вторые очень сложно, а то и вовсе никак. В некоторых местах (Рязань) выделяют притку, хворь, болячку и мор (эпидемии) или (Ярославская губерния) простуды, натуги, привязные и напускные(которые в свою очередь делятся на простые и рассыпные, уездные и заграничные). Часто болезни делили тупо на смертельные и несмертельные, не разбираясь в сортах говна хворей.
Из всей классификации почти повсеместно встречается такой термин как "горячка". Но так как это лишь симптом, то горячка объединяет собой просто уйму различных болезней. Вера в стихийность болезней породила термин "поветрие". Эпидемии назывались словом "мор".
Помимо этого, крестьяне часто классифицировали болезни по месту их локализации.
И так как все эти названия сугубо симптоматические, но какие-либо конкретные болезни они не отражали и зачастую даже неверно определяли диагноз, от которого потом лечились у бабок. Хотя такие болезни как цинга, холера и тд имели вполне себе определенные понятия в народе. Впрочем, их частенько ставили по схожим симптомам от других болезней.
Классификация травм у крестьян не менее занимательна: ушиб, перелом, вывих, порезы, ожоги. Но это лишь внешне проявляющиеся, внутренние, типа сифилисных язв в желудке, относили к простуде. Различные высыпания и уплотнения разделялись на рак, бородавки, дикое мясо, чирьи и желви. Боли в суставах и костях определяли единым названием "лом", "ломота" . Сыпь — чесотка, лишай, круги, огник, прыщи, коросты. Глазные болезни — куриная слепота, темная вода, перелом, бельма, ячмень, письяк. Женские — матошная и женские(логично), которые нередко описывали как "маятся животом" или "опущение матки и живота", ну и "тяжелые роды" описывали весь спектр, внезапно, тяжелых родов. Детские — горлянка, родимец, молочница, припадок, собачья старость, зубищи, порастуньки, младенческое, крик, испуг. Названия различных "болезней" в разных губерниях еще и менялись, что прекрасно, но перечислять их нужно будет уже отдельным постом и с расшифровкой каждого перла. Ибо это отдельная и прекрасная тема на стыке с лингвистикой (в которой анон шарит примерно как крестьяне в медицине):
Ну прелесть же!
Семиотики как таковой в народе не было, однако, выделялся самый распространенный симптом — боль, которая "вступала", "нападала хворь", "входила", "кидалась". Термины можно было отнести и к другим симптомам болезни и к самим болезням. К этим же терминам относилось понятие "разбить".
Какая поэтика!
В прогнозирование крестьяне тоже не особо умели. Исход болезни определяли по тому, спит и ест ли больной, так как сон и хавчик считались самым верным признаком здоровья.
Можно еще поплевать с тем же успехом
Умрет больной или нет определяли по вшам (их увеличение сигнализировало о скорой кончине), кошке (от умирающих они шарахались, а к выздоравливающим приходили спать), собаке (бросали ей мяско или тесто, которым предварительно протерли больного, и если собака ела, то больной поправится).
Штош, признаю, это круче, чем поплевать...
Верным признаком того, что больной умрет, считалось начало болезни в четверг или субботу, если больной лежит лицом к стене, если больной внезапно просит его перенести в другое место, если больной бредит и зовет умершего человека.
Видеть во сне доброжелательных женщин перед болезнью означало видеть начало этой болезни, видеть во сне ругающихся баб во время болезни — признак ее окончания. Плохо видеть больному во сне попа, крест, белых голубей, строящийся дом и потерю какой-либо вещи. Так же прогнозы ставили по тому как ведут себя животные. Если собака играет с лошадью или кошка беситься, то это к скорому выздоровлению. Если же пес роет землю и воет, кошка лежит под столом вверх ногами (анон бы тоже обосрался, кстати ), а скотина во дворе беспокоится без причины, то больной умрет. Плохой приметой было то, что в дом залетала птица, рядом каркала ворона или невовремя орал петух. Но самым ужасным было, когда петухом кричала курица.
В общем, крестьяне развлекались, как могли, то протаскивая больного через расщепленный дубок, то поливая собак водой от питья больного, то определяя смерть по распиздяйству попа, но стоило кому-то упасть в глубокий обморок, как крестьяне срочно обряжали горемыку в чистые одежды и клали на лавку как покойника, приговаривая: Не знай, вернется его душенька с того света в свое тело или нет: она, ведь, по раю да по аду ходит, так тело и одежда должны быть чистыми, чтобы душа не побрезговала войти назад, когда из своего странствия вернется.
В целом, глава не особо кекная в смысле действий. Примерно половина ее — раздолье для лингвистов в попытке понять как связано слово "нырок" с раковым новообразованием, "натужницы" с чирьями, а "утин" — мифическое срывание пупа.