Вы не вошли.
Спасибо. А пруф на то, что контекст важен, будет (только из авторитетного источника, а не блога)?
Анон, что есть авторитетный источник? И почему ты не считаешь авторитетным источником Розенталя? Это именно его правило разбирают)) Вот ровно так, как у него и сказано.
Я считаю авторитетным источником Розенталя, и у Розенталя написано, что отдельные предложения пишутся с большой буквы — без всякого упоминания контекста. Отдельное предложение или нет, вообще от контекста не зависит.
Отдельное предложение или нет, вообще от контекста не зависит.
Здрасте-2.
Именно от него и зависит. Анон, значение контекста в семантике даже не обсуждается, это общее место)) (Только не говори мне, что ты этого не знал. Давай ты это забыл.)
Отдельное ли предложение — вопрос синтаксиса, а не семантики.
Анон, семантика — это про смысл единиц речи. Отдельным или не-отдельным предложение является по смыслу. А синтаксис — это про состав предложения)) А про текст вообще — это семантический синтаксис.
Разницу видишь?
Отдельным или не-отдельным предложение является по смыслу.
Я не совсем понимаю, что ты имеешь в виду под смыслом здесь. Конечно, у предложения должен быть свой смысл, оно должно быть цельным и грамматически независимым от того, что его окружает. Предложение — это именно синтаксическая единица. Например, фраза «На столе стоит чашка чая» является отдельным предложением, а «Сказала она и отвернулась» — нет (если не брать всякие сказки и т.п. с регулярной инверсией, там такое может встретиться).
Если внимательно почитать, то в этом примере явно цитата неполная, потому что то, что находится в прямой речи, не имеет смысла вообще. После "случая" что-то должно быть, пояснение, что за "случай".
Чего? Здесь "жизнь - это случай", а не рассказ о каком-то случае.
Чего? Здесь "жизнь - это случай", а не рассказ о каком-то случае.
Не, там дальше явно что-то есть, либо авторское предложение попросту составлено неудачно (в чем вообще смысл "жизнь - случай" в этом ряду?)
Но вообще узнать об этом довольно просто, достаточно спросить ссылку на текст у анона, внесшего предложения.
Вот абзац полностью:
— Жизнь — это не развлечение. И даже не путешествие. Это бремя. Или корабль в бесконечном море. Случай, — он экспрессивно щёлкнул пальцами. — И тебя опрокидывает волна, ты сдох. Другой случай, — щелчок, — и корабль выдерживает удар, ты выжил.
Тут в любом случае пунктуация неправильная: надо или обе запятые, или обе точки.
Тут в любом случае пунктуация неправильная: надо или обе запятые, или обе точки.
Кстати, да. В таком случае нужна вторая запятая после слов автора. Как в следующей фразе (после «щелчок»).
Вообще, бесит меня, что для этой прямой речи в Розентале описаны практически одни крайние позиции в пространстве вариантов, что посередине — гадай сам. На Розенталя, если что, не гоню — спасибо, что в принципе проблему заметил и хоть как-то описал. А все остальные справочники радостно зарыли голову в песок, и как нет никакой проблемы. Вот люди и изобретают: кто в лес, кто по дрова, кто сам анализировать печатные издания с приличной корректурой, кто выводит правила про одновременность/последовательность речи и сопутствующего действия. Притом это чуть ли не первое, на чём застреваешь, когда начинаешь вычитывать/писать реальный художественный текст. Но в правилах — белое пятно.
Выпустила б "Грамота" уже хоть какие рекомендации, пусть даже мне поперёк всего будут, но чтоб определённость и с кучей примеров на все случаи жизни.
Отредактировано (2021-06-14 15:33:26)
Тут в любом случае пунктуация неправильная: надо или обе запятые, или обе точки.
Нет, почему? Тут сделано под вот этот вариант (другой вопрос, насколько верно он выбран):
Если на месте «разрыва» прямой речи словами автора должна была бы стоять точка, то перед этими словами ставятся запятая и тире, а после них — точка и тире, причем вторая часть прямой речи пишется с прописной буквы:
«Я ни с кем и ни с чем не связан, — напомнил он о себе. — Действительность мне враждебна» (М. Г.); «Искалечить вы меня хотите, Леночка, — покачал головой Воропаев. — Ну, разве мне дойти?» (Павл.)
Нет, почему? Тут сделано под вот этот вариант
Потому что в этом варианте слова автора — не отдельное предложение, а в обсуждаемом тексте отдельное.
Потому что в этом варианте слова автора — не отдельное предложение, а в обсуждаемом тексте отдельное.
Ну тогда и две запятые — как?
Тут сделано под вот этот вариант
Этот вариант неправильный, так как в том тексте одна фраза прерывается словами автора, а здесь две. Если без слов автора, то было бы так:
Я ни с кем и ни с чем не связан. Действительность мне враждебна.
Искалечить меня хотите, Леночка. Ну, разве мне дойти?
Даже если не разбивать эти фразы точкой, они самостоятельны. А вот в обсуждаемом тексте разбита пополам одна цельная фраза:
Случай — и тебя опрокидывает волна, ты сдох.
Ну тогда и две запятые — как?
Это когда прямая речь представляет собой одно предложение, а не два, и разрывается словами автора.
А, всё, дошло, про что вы исходно. Прямой речью разбиты две параллельные фразы, но одна побита парцелляцией на два отдельных предложения, а вторая оставлена одним предложением.
Выпустила б "Грамота" уже хоть какие рекомендации
Смеёшься?
Им это нахер не надо, они с реальными текстами не работают.
одна побита парцелляцией на два отдельных предложения, а вторая оставлена одним предложением
Ну наконец-то.
Причём парцелляция авторская.
Потому что в этом варианте слова автора — не отдельное предложение, а в обсуждаемом тексте отдельное.
Анон, давай сначала. Что такое в твоём понимании "отдельное предложение" в контексте слов автора при прямой речи? Объясни, пожалуйста, чисто своими словами, как ты этот термин толкуешь. Я чот всё больше уверена, что затык именно здесь.
Ну наконец-то.
Причём парцелляция авторская.
А в чем ее смысл здесь?
Что такое в твоём понимании "отдельное предложение" в контексте слов автора при прямой речи?
Предложение, которое выглядит именно как нормальное законченное (или намеренно незаконченное, если там многоточие) предложение, далее если его написать без всякой прямой речи и вообще без остального текста.
Ты же видишь разницу между «Почесал в голове Вася» и «В голосе Васи прорезалась сталь», например? Первое как отдельное предложение не встретится, если речь не идёт о текстах со специфической инверсией.
Первое как отдельное предложение не встретится
Второе тоже. Оно уже подразумевает, что Вася перед этим что-то сказал, то есть идёт в сцепке либо с другим/другими описательными предложениями, либо таки с прямой речью.
Отдельное предложение — это предложение, само в себе несущее свой контекст. Таких конструкций дохрена, например, у Свержина, открой какого-нибудь "Ищущего битву", глянь. (У меня просто эта вещь прямщас в корректуре, вот уж где я в большинстве случаев при всём желании не воткну строчную после прямой речи.)
А в чем ее смысл здесь?
Я думаю, в том же, в чём суть парцелляции ан масс. В переносе логического ударения.
Второе тоже. Оно уже подразумевает, что Вася перед этим что-то сказал, то есть идёт в сцепке либо с другим/другими описательными предложениями, либо таки с прямой речью.
Ну да, подразумевает, и тем не менее как предложение оно цельное и законченное, то есть отдельное. Иначе можно сказать, что и предложения с местоимениями не могут быть отдельными, потому что подразумевают предыдущий контекст, где было существительное, а это противоречит примеру из Розенталя (к тому же он начинается с «и», то есть явно подразумевается, что до этого тоже были какие-то события!) Ну ерунда же про контекст, он тут вообще ни при чём.
Ну ерунда же про контекст
Ок, вот на этом мы и остановимся. И ты будешь и дальше жить со своим мнением. А я буду работать по своей схеме, которую тут рассказала уже раз пять, наверно.
Не люблю срачи ради срача, извини))
А какие-то аргументы в пользу твоей схемы, не противоречащие примеру из Розенталя и классиков по твоей ссылке, у тебя вообще есть? Я не понимаю, откуда у тебя вообще такое альтернативное толкование «отдельного предложения», до сих пор мне казалось, что это понятие вполне очевидно для носителей языка.