Вы не вошли.
Не знаю, сюда мне или к писателям, но нужен совет анонов-филологов.
Проблема: неумение выдерживать в длинном произведении взятый в первых главах темп, манеру выражения мыслей и, наверное, еще кучу всего, о чем я не знаю. Начинаю я, например, бодренько и динамично, пишу несколько глав, где нужно — ускоряюсь, где нужно — растягиваю пятиминутный эпизод на полглавы, и всё это смотрится и читается ритмично и хорошо. Пишу условные 40 тысяч слов, выдыхаюсь, откладываю на некоторое время, возвращаюсь и... И всё. Начинаются растянутые главы или, наоборот, скакание галопом, я совершенно перестаю чувствовать, в каком количестве и темпе нужно выдавать информацию, и получаю либо информационную свалку, либо малоинформативные куски. То есть не все так категорически плохо, в пределах главы, двух, четырех я по-прежнему всё это чувствую, бессмысленных сцен нет, я вполне умею любой нужный эпизод написать так, чтобы он играл на раскрытие идеи, а не только был скучной связкой, новые главы друг с другом отлично сочетаются и вместе тоже прекрасно и ритмично читаются, но с предыдущим текстом новый идет вразрез.
Вопрос 1: что нужно анализировать при такой проблеме? Как она вообще может называться и чего касаться?
Мне кажется, что какая-то ерунда происходит с темпоритмом относительно всего произведения. Но гугл на "темпоритм в прозе" выдает только то, как его выдерживать в небольших и разных по эмоциональности и смысловой наполненности сценках, а с ними у меня как раз проблем вроде нет. И я не уверен, что проблема в нем. Может, она в слоге, может, в чем-то еще.
Вопрос 2, очень общий: нет ли каких-нибудь книг по теории литературы, в которых описывается что-то подобное? У меня очень большие проблемы с терминологией, поэтому, может, если я сам пойму, с чем конкретно имею дело и как оно называется, разберусь, как и в какую сторону копать.
анон, мне от такого помогает вдумчивое перечитывание собственного текста. Тогда настраиваешься на эту волну, и нужный темп сам по себе приходит. Но при этом важно не отвлекаться на другие тексты - я не читаю ничего другого, пока пишу сама, потому что быстро теряю этот настрой.
анон, мне от такого помогает вдумчивое перечитывание собственного текста. Тогда настраиваешься на эту волну, и нужный темп сам по себе приходит. Но при этом важно не отвлекаться на другие тексты - я не читаю ничего другого, пока пишу сама, потому что быстро теряю этот настрой.
Анон, это очень очевидный вариант) Естественно, я перечитывал собственный текст) Если бы мне помогали такие простые вещи, я бы не ломал себе голову над всем вышесказанным. Вопрос о том, как работать с этим сознательно, а не как настроить интуитивное написание текста.
Отредактировано (2020-07-29 21:09:06)
Не знаю, сюда мне или к писателям
В данном случае скорее к писателям (но не к филологам!), но лично мне как редактору проблема тоже более чем знакома. Смотри, корень зла вот тут:
откладываю на некоторое время, возвращаюсь и...
Не прерывайся, если не хочешь потом бороться с изменениями темпоритма. Пиши ( хоть бы и в режиме "настучал хоботом") сюжетку каждый день хотя бы по небольшому куску, забей на отладку качества и на ошибки, как раз их можно и потом выправить. Если ты прервёшься — то потом к тексту вернётся "уже совсем другой ты", с другим видением и текста в целом, и его динамики, и даже сюжетного наполнения. Если ты знаешь за собой, что в какой-то момент выдыхаешься — ищи способ (свой личный) подпитывать вштыр. Ролёвка по тексту, совместный укур, специально подобранная музыка, поездки в определённое место — у всех разные способы. Но не делай пауз!
Мне кажется, что какая-то ерунда происходит с темпоритмом относительно всего произведения.
Происходит рассогласование реальной динамики текста и твоего личного ощущения этой самой динамики. Текст перестаёт тебя "тащить", ты из него выпадаешь. Есть несколько способов "подцепиться" обратно, но они не совсем писательские, это скорее лайфхаки рерайтеров. Надо?
нет ли каких-нибудь книг по теории литературы, в которых описывается что-то подобное?
Копать ошибки темпоритма или ошибки в динамике. "Методику редактирования текстов" Мильчина уже читал? Если нет, посмотри, он упоминает подобные проблемы. (А вообще очень многие проблему именно что упоминают, но подробного её разбора не встречала нигде.)
ключевое слово - вдумчиво. Как будто это чужой текст. Анализ удачных оборотов, сюжетных ходов. Плюс, по моим наблюдениям (у тебя может быть не так), текст рассыпается, когда в голове нет внятного сюжета, хромает логика повествования или обоснуй подкачал. Грубо говоря, если я не верю своим героям, если мне скучно про них писать, если я знаю 2-3 ключевых события, а между ними с трудом пытаюсь заполнить лакуны, вот тогда и будет то затянуто, то пресно, то кувырком.
А ты уверен, что у тебя именно части текста между собой не сочетаются? Пытался ли ты давать читать это другим людям и выслушать их стороннее мнение?
Отредактировано (2020-07-29 21:27:22)
Не прерывайся, если не хочешь потом бороться с изменениями темпоритма.
Да, что проблема была в долгом перерыве, я уже тоже понял, но что делать с этим сейчас — непонятно. Времени много, пишу, план есть, я прекрасно знаю, что хочу сказать и как это сделать, делаю, но текст упорно идёт не так и не туда. Хорошо идёт, но иначе, и это сбивает жутко, потому что я не знаю, что с этим потом делать и как вырулить обратно.
Происходит рассогласование реальной динамики текста и твоего личного ощущения этой самой динамики. Текст перестаёт тебя "тащить", ты из него выпадаешь.
Да. Кажется, именно оно.
Есть несколько способов "подцепиться" обратно, но они не совсем писательские, это скорее лайфхаки рерайтеров. Надо?
Надо! Очень!
"Методику редактирования текстов" Мильчина уже читал?
Не читал, ушел скачивать. Спасибо большое!
Надо! Очень!
Способ, который всегда срабатывает лично у меня. Возьми большой кусок текста перед западением темпоритма (то есть ещё нормальный). Желательно поразнообразнее, чтобы и диалоги, и куски от автора, и вперсонажные, и описания. Представь себе, что ты автор на встрече с читателями, и тебе надо этот кусок "подать". Чем сильнее вролишься в ситуацию этого автора перед читателями, тем лучше)) Пару раз прочитай кусь текста про себя, а потом вставай посреди комнаты в позу младого литератора перед аудиторией и начинай зачитывать вслух с листа. Отыгрывая голосом диалоги, подавая по-разному разных персонажей, с жестикуляцией, вот это всё. Не торопись и не стесняйся. Если есть кому тебя послушать с заинтересованным видом — вообще отлично. А потом сразу садись и быстро стучи хоботом заново (как будто ты его вообще не писал) текст с того места, где начались проблемы. Хотя бы пару абзацев. И дальше продолжай писать не проблемное, а вот это, новое. (Проблемное тебе пригодится, но потом, когда уже будешь редачить полный объём.) И всё, вот с этого момента не делай пауз, старательно гори текстом, не отпускай его. Упустить уже написанный объём не бойся, он нагонится очень быстро.
Способ, которым пользуется мой шеф. Надо переключиться в модус редактора. Представь себе, что это ваще не твой текст, тебе принесли на чистку какую-то чужую попису без начала и конца, дедлайн по чистке — позавчера, заказчик бегает по всем мессенджерам, подгоняет и подпрыгивает, в общем, типовые ежедневные СМИ полный пиздец, и ты посреди всего этого сидишь и работаешь. Выдерни в новый файл произвольный кусок текста, чтобы в него попали и ещё нормальный текст, и уже проблемный. Если есть кого попросить ещё и ошибок самых разных туда наляпать — ваще отлично. И садись редачить. Причём сделать кусок надо за один проход, так что учти свою скорость вычитки и дай себе времени не дофига, но чтобы уместиться. Твой внутренний "заёбанный заказчиком редактор" приведёт текст к общему знаменателю. Потом сразу же допиши к отредаченному ещё кусок в выправленной динамике (опять же забив на уже написанное). Далее по первому способу, то есть стучи хоботом каждый день, не отпускай текст, вот это всё.
Способ, который всегда срабатывает лично у меня.
Спасибо огромное! Буду пробовать. Второй, кстати, как-то интуитивно пробовал, хотя по-другому. Но первый, если приложить к моим мозгам, выглядит перспективнее)
Спасибо огромное! Буду пробовать.
Не за что! Удачи тебе, анон.
Главное, не бойся переписывать куски, если они тебе не нравятся. Столько раз, сколько понадобится.
Уважаемые беты, помогите, плиз, разобраться с одной фразой. У меня в тексте есть предложение примерно такое: "Он погрустит в одиночестве, может долго, может нет, а потом успокоится и будет жить дальше". Командная бета поставила запятые: "Он погрустит в одиночестве, может, долго, может, нет, а потом успокоится и будет жить дальше". Она права? Я знаю про вводные слова, но как-то некрасиво предложение выглядит. Вдобавок, мне казалось, что вводные слова можно изъять из предложения без потери смысла, а тут так не получится.
Она права?
В целом да. Можно сделать немного изящнее: "Он погрустит в одиночестве: может, долго, может, нет, — а потом успокоится и будет жить дальше". Но сути это не меняет, "может", когда оно вводное слово, обособляется всегда.
мне казалось, что вводные слова можно изъять из предложения без потери смысла
Нет, анончик, нельзя. Вводные слова не являются только членами предложения, а смысловую нагрузку несут точно так же, как и другие слова.
Она права, да.
А нужны ли кавычки в таком примерно диалоге:
- Я сказал, что они не будут этого делать.
- В каком смысле не будут? или - В каком смысле "не будут"?
Подскажите, пожалуйста.
Подскажите, пожалуйста.
Допустимы оба варианта. Лично мне больше нравится, когда без кавычек, но это чистая вкусовщина. Можно ещё тире туда всадить, если есть интонационное ударение на "не будут": "В каком смысле — не будут?"
А вот если мы убираем оттуда слово "какой", то предпочтительнее становится вариант с кавычками (и если юзается тире, то тоже с кавычками):
— В смысле "не будут"?
— В смысле — "не будут"?
Аноны-беты и сочувствующие, я со странным вопросом, извините, если не совсем сюда, но вроде это самая близкая тема...
Порекомендуйте, пожалуйста, какую-нибудь статью, в которой спокойно и доброжелательно объяснялось бы, почему японизмы, действия в звездочках и неканоничные сокращения имен (условно "Миона" от "Гермионы") не котируются в наше время.
У нас автор-начинашка покорно меняет всё то, что мы ему правим, но каждый раз искренне не понимает, почему же мы к этим местам придираемся. Сюжет закручивает хорошо, поэтому надеемся дорихтовать его до нормального райтера, а не умоляем бросить писанину.
японизмы, действия в звездочках и неканоничные сокращения имен (условно "Миона" от "Гермионы") не котируются в наше время.
В смысле не котируются? Анон, всё котируется, просто есть устоявшаяся унификация, соблюдаемая в одном отдельном издании/издательстве/etc. Одна отдельная битва или команда сюда тоже относится. Так что он правильно не понимает)) Запишите эту унификацию, попросите придерживаться на конкретной битве, да и всё. А нормальным райтером человека делают не эти мелочи.
Уважаемые беты, подскажите пожалуйста, как правильней: "что бы она от него ни хотела" или "что бы она от него не хотела"?
Отредактировано (2020-10-11 18:29:00)
Чего бы она ни хотела.
как правильней: "что бы она от него ни хотела" или "что бы она от него не хотела"?
Дай полное предложение, плз. Или сам сверься вот здесь: http://evartist.narod.ru/text1/38.htm (параграф 72, пункт 5, примечание 1).
Полное предложение "Что бы она от него не хотела, расслабляться не следует".
Что бы она от него не хотела, расслабляться не следует".
Ага. Анон выше прав. "Чего бы она от него ни хотела, расслабляться не следует [вот тут время глагола посмотри, возможно, больше подойдёт прошедшее]".
Спасибо всем!
В смысле не котируются? Анон, всё котируется, просто есть устоявшаяся унификация, соблюдаемая в одном отдельном издании/издательстве/etc.
Другой анон, и если я правильно понимаю, что такое "действия в звёздочках" - где они могут котироваться?
где они могут котироваться?
Где угодно, где есть необходимость в ремарках по ходу повествования. Сценарии или их имитации, пьесы и их имитации, чат-вставки в основной текст, разного рода технические вставки в основной текст (например, цитирование записи танца), поэтический неформат, да много таких случаев. Проблема обычно не в самом наличии ремарок "в звёздочках", а в умении их использовать))